0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для искренней исповеди должно быть достаточно Евангелия»

«Для искренней исповеди должно быть достаточно Евангелия»

Ни дня без самоиспытания

Зачастую люди трактуют смысл Таинства Покаяния очень и очень произвольно. У одного человека исповедь превращается в рассказ о жизни, у другого ― даже не в рассказ, а в жалобу на жизнь, сплошную и непрекращающуюся. А кто-то больше времени не на покаяние тратит, а на то, чтобы объяснить, почему он совершил те или иные грехи, и в конечном итоге привести и себя, и священника к тому, что этот грех в данном случае вообще не грех, а добродетель.

Все это происходит, в том числе, потому, что очень мало кто к исповеди правильно готовится. Невозможно прожить неделю, месяц, иногда полгода или год, а потом вдруг пойти исповедоваться и покаяться во всем том, чем совесть отягощена. Что-то трудно будет вспомнить, что-то трудно будет назвать. Так случается потому, что отсутствует, во-первых, навык внимательной жизни, а во-вторых, такой навык, как подведение итогов прожитого дня, когда человек вспоминает, что за день сделал не так, кается в этом перед Богом и в то же время что-то для себя записывает, чтобы сказать на исповеди. Если свою совесть регулярно таким образом не испытывать, наше сознание эту память отторгает, и многое куда-то вглубь уходит и оттуда больше не появляется. Поэтому очень важно, чтобы человек, во-первых, старался жить внимательно, а во-вторых, хотя бы пять минут вечером уделял воспоминанию о своих грехах ― тогда ему будет гораздо проще подготовиться к исповеди. Кроме того, исповеди обязательно должно предшествовать не только лишь составление перечня грехов, но и размышление человека о том, почему он в эти грехи впадает, что за ними стоит, какая склонность, навык. Безусловно, человек должен заранее, еще до исповеди, принять какие-то решения, потому что если мы каемся в грехе, но не собираемся в дальнейшем предпринимать никаких действий, чтобы его избежать, то мы как бы свидетельствуем, что этот грех есть, но бороться мы с ним не будем. Бывает так, что человек не чувствует решимости какой-то грех отторгнуть. Тогда ему нужно каяться в этом и просить у Бога как раз в этом Таинстве, чтобы Он дал силы этот грех возненавидеть и от этого греха отстать. Ведь в Таинстве Покаяния человеку не только прощается содеянное ― происходит некое разрешение от греха. «Разрешить» в данном случае значит развязать, то есть разрезать и снять, те греховные путы, которыми человек связан.

И в сотый раз опять начну сначала…

Очень важно, чтобы человек, приходящий на исповедь, верил в то, что в этом Таинстве Господь его действительно прощает. Если не будет этой веры, то не будет, соответственно, и способности измениться. Есть такие псаломские слова: рех, ныне начах (Пс. 76, 11) ― вот и в момент исповеди человек начинает все заново. При этом нужно понимать, что можно начинать заново десятки и сотни раз, иметь тысячекратный опыт падений, но нельзя переставать верить, что однажды все же появятся силы, чтобы эти грехи преодолеть. Если же человек кается в своих прегрешениях обреченно, если он примирился с тем, что они всегда будут в его жизни, то он сам лишает это Таинство силы ― той силы, которая и необходима ему для того, чтобы действительно измениться.

Можно говорить и о том, что Таинство Исповеди вообще всецело связано с жизнью человека. Если эта жизнь представляет собой некую постоянную борьбу с грехом, некий творческий процесс по изменению человеком, с Божией помощью, самого себя, то исповедь будет полноценной. Если же всего этого в жизни человека нет, если он внутренне махнул на себя рукой, если он решил в любом случае жить «как все», его исповедь полноценной не будет. И можно так исповедоваться регулярно ― раз в неделю или раз в месяц, но такая исповедь все равно будет мертвой, формальной, сухой, потому что такова и христианская жизнь этого человека.

Сейчас нередко можно услышать разговоры о том, что регулярную исповедь лучше отменить, дав людям возможность причащаться без исповеди, а не твердить каждый раз один и тот же список повседневных грехов, чтобы получить «пропуск к Чаше». На самом деле отмена необходимости исповедоваться перед Причастием проблему формальной исповеди никоим образом не решит, поскольку она заключена в самой жизни современных христиан. Ну не бывает такого, чтобы человеку, даже если он исповедуется каждую неделю, не в чем было каяться и не о чем было на исповеди сказать. При условии, конечно, что он понимает, что такое некий долг христианской жизни и что такое вообще долг жизни человеческой. То, что мы не совершили от одной исповеди до другой каких-то существенных грехов ― ни с кем не поругались, не пропустили правило, не нарушили постных дней,― не является основанием для того, чтобы полагать, будто мы совершенны. Нам почему-то кажется, что грех ― это только то, что мы сделали недолжного. А когда мы не сделали должного, мы это как грех зачастую не воспринимаем. Между тем, когда под таким углом на свою христианскую жизнь начинаешь смотреть, понимаешь, что грешишь, и грешишь очень много. Допустим, мы не согрешили по отношению к кому бы то ни было ненавистью. А проявили ли мы любовь там, где она была необходима? И есть ли в нас хотя бы капля этой любви или мы абсолютно бесплодны? Фарисей тоже не грешил, ему нечего было сказать на исповеди, применительно к закону внешнему, но он был полон греха.

Читать еще:  «Не, я от Бога всим довольна!»

Человек ― существо, созданное для жизни с Богом. Если ты ощущаешь, что живешь с Богом во всей полноте, и это находит в твоей жизни конкретное проявление, это свидетельствует о том, что твоя жизнь имеет правильное направление. А проявления, которые будут обязательно находить себя,― это крайне смиренное мнение о себе, это кротость, это любовь к другим людям, это неспособность возмущаться, раздражаться, гневаться, это абсолютное отсутствие искания чего-либо своего, это совершенная преданность воле Божией, когда ты, почувствовав, что Господь тебя куда-то повел, спокойно поворачиваешься в ту сторону и идешь не упираясь. Если же всего этого нет, это говорит о том, что твоя жизнь греховна. Значит, в тебе есть масса всего, что препятствует такой полноценной жизни во Христе в тебе присутствовать.

Согрешил… номером четвертым

Существует большое количество пособий по подготовке к исповеди, они составлены по разным принципам и носят различный характер. Есть брошюры, где просто перечисляются те грехи, которые могут быть в жизни человека. А есть, например, такие книги, как «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), где уже гораздо более подробно и глубоко рассказывается о том, в чем те или иные грехи заключаются.

Готовиться ли к исповеди по пособию, вооружившись списком грехов? С одной стороны, такая исповедь «по книге» таит в себе опасность формализации отношения к Таинству. Порой, прочитав такого рода пособие, человек приходит на исповедь и начинает каяться в том, что мыл руки душистым мылом,― это, конечно, бывает чудно. А бывает и так, что человек приходит с листом бумаги, где отмечены номера грехов из вопросника, и его исповедь выглядит примерно так: «1 ― да, 2 ― да, 3 ― нет, 4 ― прочерк…». Это не столько курьезно, сколько грустно, поскольку свидетельствует об уровне самосознания современного человека.

Однако при всем при этом я уверен, что хотя бы однажды в жизни прочитать такого рода вопросник с грехами стоит. Прежде всего для того, чтобы составить достаточно полное представление о том, что вообще является грехом. Мы живем в настолько испорченном и развращенном мире, что воцерковляющимся людям порой и в голову не приходит, что те или иные привычные для них явления и поступки являются греховными. Кроме того, очень часто бывает, что человек чувствует: в его жизни что-то не так, и, может быть, даже все не так, а как сформулировать это ― не знает. А в подобного рода книгу можно всмотреться, как в зеркало, и понять, как назвать то, что отягощает совесть. Эти пособия помогают как бы взять плуг и перепахать землю своей души. Это бывает особенно необходимо при подготовке к подробной исповеди за всю жизнь.

Физиотерапия для души

По большому счету, все, что необходимо христианину для полной и искренней исповеди, заключено в Евангелии. Прочитав Евангелие, человек должен понять из него, что в его жизни является благом, а что противоречит исполнению евангельских заповедей. Но люди зачастую понимают Евангелие очень смутно. Они считают, что написанное в нем сказано в общем, для всего человечества, и не связано напрямую конкретно с их жизнью. При этом человек нередко находится в состоянии, которое называется у святых отцов окамененным нечувствием. Это значит, что душа настолько поражена и убита грехом, что уже не ощущает греха как такового. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит такое сравнение: на гладкой полированной доске заметна малейшая царапина, а если поверхность изуродована, изрезана, новые царапины никак не изменяют ее облик, их просто не видно.

Читать еще:  Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Как свою душу пробудить, как привести ее в должное состояние? На самом деле это очень долгий и мучительный труд, сопоставимый с трудом по разведению огня трением. Здесь происходит примерно то же самое: мы зажигаем свою душу определенным воздействием. Нужно помнить, что из трех сил ― ум, воля и чувства ― у человека наименее поврежден ум, поэтому достаточно на первых порах того, что мы умом понимаем греховность своего поступка, каемся в нем и при этом еще каемся в том, что ничего не чувствуем.

В целом воздействие на душу, которое мы должны употреблять, схоже с физиотерапией. Представьте, что человек повредил руку, ногу, у него контрактура сустава, рука или нога не двигается как нужно. Он идет на процедуры, и ему там делают магнит, лазер, какие-то уколы, потом начинают массировать эту его больную конечность, потом начинают делать с ним какие-то упражнения, и постепенно рука или нога оживает. Наша душа нуждается примерно в такой же физиотерапии: практически никогда не помогает что-то одно, это всегда комплекс, причем, увидев какое-то небольшое улучшение, нельзя ограничиваться этим, нужно проводить процедуры вплоть до выздоровления. А мы порой чувствуем, что чуть-чуть ожили, и сворачиваем эту работу над собой. Вместо этого нужно понять, что на наше сердце так подействовало, на что оно откликнулось, и, ориентируясь на это, продолжать покаянный труд.

Радость на небесах об одном грешнике кающемся

«Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел одну пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» — Лк. 15, 3 — 7.

Эта притча звучит, как песня. В пятнадцатой главе Евангелия от Луки мы находим три притчи Иисуса Христа. Это притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне.

Эти притчи служат нам иллюстрацией тому, что Бог есть Бог любви. Он прощает грешников по благодати. Это значит, что Он поступает не по заслугам человека. Но это не значит, что Господь не обращает внимания на грех. Он прощает нас потому, что полное искупление наших грехов совершено в смерти Иисуса Христа, Сына Божия. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

О факте Божьей любви к грешникам и о Его готовности прощать им говорится во многих местах Библии. Особенно ярко и наглядно показано это в трех притчах пятнадцатой главы Евангелия от Луки. Весть о Божьей любви и всепрощении многократно сообщает, но эту истину трудно понять грешнику. Человек живет в грехе долгое время, и ему трудно поверить, что Бог может простить его грехи. Но слово Божие говорит, что мы можем быть прощены, если приходим к Богу, уповая всецело на заслугу Христа. Рассмотрим, как библейская весть о спасении говорит о благодати в упомянутых трех притчах. Во всех трех притчах говорится о том, что Бог желает, чтобы мы пришли к Нему с покаянием, и Он простит нас.

В притче о потерянной овце пастырь имел сто овец, которые он выводил на пажити каждый день и возвращался с ними назад. Но однажды, возвратившись, он увидел, что одна овца пропала. Тогда он сейчас же идет искать потерянную овцу. А найдя ее, он берет ее на руки и приносит домой. Затем, созывая своих друзей, говорит им: «Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу». И эту притчу Господь оканчивает словами: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имевших нужды в покаянии». Бог есть добрый Пастырь, который ищет потерянную овцу.

Читать еще:  В испытаниях кроется Божье благословение

Притча о женщине, которая потеряла драхму, также научает нас. Десять драхм представляли ее целое состояние. Не удивительно, что она оплакивала потерю одной драхмы. Но когда нашла, то созвала своих подруг и соседок и сказала: «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму». Иисус Христос закончил и эту притчу словами: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Но, может быть, кто-либо скажет: а ищет ли Бог грешников сегодня? Господь действительно ищет грешников и теперь. Но это делает посредством проповеди Евангелия. Через проповедь слова Божия Господь ищет грешников и призывает их ко спасению. Говоря о Евангелии, через которое мы спасаемся, апостол Павел пишет: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Евангелие, которое он проповедует, есть слово Божие и этим словом Бог призывает нас ко спасению.

Когда мы говорим о способах, которыми проповедуется Евангелие сегодня, то мы видим, как обширно Бог ищет грешников в нашем веке. Евангелие проповедуется в церквах, собраниях и через средства массовой информации.

Мы должны заметить, что из ста овец одна была пропавшая, из десяти драхм — одна была потеряна. В каждом случае хозяином было обращено все внимание на потерю. Это говорит о чудной истине – о любви Божией. Господь любит и заботится о каждой душе. Он любит и вас. Это противоположно пониманию настоящего мира — один человек считается ничем. Человек чувствует себя потерянным. Может быть, и вы пришли к такому заключению, что никто не беспокоится о вас. Мы хотим вам сказать, что небо заботится о вас. Вы можете положиться на слово Божие, что Бог заботится о вас. Мы находим это в словах, которые часто повторяются в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Бывает радость у ангелов Божиих». Это значит, что есть радость у ангелов по нашему покаянию. Покаяние одного грешника наполняет небеса радостью. Может быть, вам кажется, что вы не имеете никакого значения, но не забудьте, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии».

Притча о блудном сыне учит нас об ответственности грешника. Эти три притчи преподают нам один и тот же урок, только с той разностью, что когда сын оставляет дом отца своего, отец не следует за сыном, чтобы привести его назад. Блудный сын должен встать и возвратиться к отцу своему. Это указывает нам на ответственность грешника, который слышит призыв Божий.

Ответ на вопрос грешника, который спрашивает: что мне делать, чтобы спастись? Библия отвечает: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Священное Писание не только говорит о необходимости покаяния, но также учит, какое покаяние есть действительное. Действие блудного сына в далекой стране объяснено нам детально Иисусом Христом, чтобы показать нам, что такое — верное покаяние. В этом мы видим две стороны. Первая — сокрушение сердца и ненависть ко греху. Истинное покаяние — это полное оставление греха.

В далекой стране блудный сын сказал: «Встану, пойду к отцу моему». Он оставил все и пошел к отцу. А когда он прибыл, отец обнял его и целовал. Сегодня я вам говорю, что вы будете тоже приняты Отцом Небесным, если покаетесь. Он простит вам ваши грехи, если вы исповедуетесь перед Богом.

Блудный сын сказал: «Я согрешил против неба и пред тобою». Заметьте, что он не стал обвинять никого. Обычная тенденция каждого грешника — обвинить другого за свои грехи. Пока вы обвиняете другого за свои грехи, вы не делаете исповедания своих грехов. Действительно полное исповедание греха есть вопль: «я согрешил». Если вы, читая эти строки, преклоните колени и будете просить Бога простить вам грехи — Он простит вам. Просите и получите.

И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector