0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Толкования Священного Писания

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 2-8 в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре

Судия бе некий в некоем граде. По наружности здесь выставлен правитель, достигший крайней степени греховности. Многие люди, проводящие порочную жизнь, потеряли страх Божий; но они, согрешая безбоязненно пред всевидящим Богом, Который представляется им, по их слепоте и ожесточению, ничего не видящим и даже не существующим, стыдятся грешить явно пред человеками, всячески стараются скрыть от них свои беззакония, стараются внушить им о себе самое доброе мнение. Правитель утратил и страх Божий, и стыд человеческий: ничто уже не связывало его в действиях; он мог руководиться одним произволом. Таким отчаянным грешником при первом поверхностном взгляде представляется судья; но при более глубоком исследовании оказывается, что, в таинственном смысле, многие черты, приписанные судье, относятся к Богу. Бог не может страшиться Сам Себя, и лица человеческого Он не приемлет: все человеки пред Ним равны, все – творения, все – рабы Его, все одинаково нуждаются в Его милости, состоят в Его полной власти. Неправедным, то есть несправедливым, Он назван потому, что «не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы» (Пс.102:10, 14). В духовном восторге от созерцания неизреченного человеколюбия Божия святой Исаак Сирский восклицает: «Не дерзни назвать Бога правосудным, потому что не видно правосудия Его над тобою. Хотя пророк называет Его праведным и правым, но Сын Его объявил, что Он более благ и милостив: Он благ к неблагодарным и злым (Лк.6:35). Как назвать Его правосудным, если прочесть притчу о плате работникам? «Друг мой, я не обижаю тебя, но хочу и этому последнему (едва прикоснувшемуся к работе) дать ту же цену, в которой я условился с тобою (понесшим тяготу целого знойного дня). Разве я не властен в своем? Потому ли твое око завистливо, что я благ?» (Мф.20:1–15) Опять как назвать Бога правосудным, если прочитать повесть о блудном сыне, который расточил все богатство свое в распутстве? По причине одного умиления, выраженного сыном, отец выбежал к нему навстречу, заключил его в объятия и предоставил ему прежнее достоинство. Сам Сын Божий – не кто иной – засвидетельствовал это о Боге; сомнению об этом нет места. Где правосудие Божие, когда Христос умер за нас в то время, как мы были врагами Его?».

Вдовицею названа в притче душа человеческая, разлученная грехом от Бога, сознающая и ощущающая это разлучение. Градом назван мир как создание Божие. Очень не многие в этом городе исповедуют духовное вдовство свое; большинство пребывают вне воспоминания о смерти и о суде Божием, пребывают погруженными всецело во временных попечениях и наслаждениях. Так мало помышляющих о вечности и приготовляющихся к ней, что помянуто во всем городе одно такое лицо.

«Бог не имат ли, – заключается этими словами евангельская притча, – сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к нему день и нощь, и долготерпя о них. Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре». Долготерпением Божиим названа здесь продолжительность борьбы с грехом, попускаемая избранным Божиим не кем иным, – Самим Богом. Отмщение или защита названы подаваемыми скоро, потому что и во время борьбы Бог постоянно поддерживает избранных своих.

Состояние вдовства есть состояние одиночества, беспомощности, состояние, неразлучающееся с печалью, состояние непрестанного сетования. В такое состояние приходят, приводят себя, приводятся Богом ощутившие духовное вдовство свое, лишившиеся общения с Святым Духом посредством греха, жаждущие и усиливающиеся возобновить это общение посредством покаяния, мертвые для Бога по причине расторгнутого общения с Ним, мертвые для мира по причине несочувствия миру.

Видя постоянно возникающие в себе страсти, видя постоянное преобладание над собою греховных помыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжавает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, соделывается истинною вдовицею в духовном отношении; и от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, одиночества, бесприютности своей начинает с особенным бесстудием, с особенною неотвязчивостью стужать молитвою, соединенною с плачем, Судии, небоящемуся Бога и человек несрамляющемуся, – утомлять Неутомимого. Хотя этот Судия, будучи Богом, и не боится Бога, но зане творит Ему труды душа, соделавшаяся, по причине греха и падения, вдовою по отношении к Нему: «Он сотворит отмщение ея от соперника ея» – тела и от ее супостатов – духов». Каким образом совершается это отмщение, эта защита? Дарованием Святаго Духа подвижнику, истомленному молитвенным подвигом: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете: толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет: и ищай обретает: и толкущему отверзется… Отец, Иже на небесе, даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:9–13), так удостоверяет нас Господь. Но, чтоб получить дар, повелено просить, искать, стучаться неотступно в духовные двери милосердия Божия.

Аскетическая проповедь.

В сети обмана

Есть в Библии поучительная история, которая произошла с царем Давидом. Она описана в 1 книге Царств, в 20–21 главах.

Давид, объятый страхом, скрывался от Саула, который хотел его убить, и оказался пред лицом царя Ахимелеха. Царь пришел в недоумение от того, что увидел Давида одного, без сопровождающих. Ведь в то время Давид был достаточно именитым человеком. Но страх перед Саулом настолько парализовал Давида, что он убежал без людей, без еды и без оружия. Давид солгал Ахимелеху о том, что прибыл к нему по поручению священника.

Затем Давид оплел себя сетью обмана, говоря одну ложь за другой. «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен». (Прит.29:25).

И дальше эта сеть начала затягиваться вокруг него, так как обман налагался на обман. Давид запутался настолько, что оказался в неприятельском городе пред лицом царя Анхуса, которого тоже очень боялся.

Давид до такой степени испугался Анхуса, что даже притворился безумным, чертил на дверях, пускал слюну по своей бороде. «И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой?» (1Цар.21:14-15).

Библейский ответ на наши страхи

«Не бойся, ибо Я с тобою, не смущайся, ибо Я Бог твой;
Я укреплю тебя, и помогу тебе,
и поддержу тебя десницею правды Моей». Ис. 41:10.

Чего же страшатся люди?

В основе разных страхов людей, так или иначе, лежит инстинкт самосохранения, инстинкт жизни, заложенный Господом. И поэтому Он всегда брал и берет на Себя заботу о человеке, уповающем на Творца и Защитника. Но самонадеянные люди отвергают мудрость, силу и власть Бога, пользуясь правом выбора, тоже установленным Господом. И попадают во власть страхов.

СТРАХ голода и потери жилья.

«Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». Лук. 12:29-31.

Читать еще:  Любочестие великого старца Паисия Святогорца

«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия…». 2 Пет. 1:3.

«…праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек. Не будут они постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты». Пс.36:17-19.

«Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло». Соф. 3:7.

«Милость же Господня от века и до века к боящимся Его». Пс. 102:17.

«Ангел господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его». Пс. 3:8-10.

СТРАХ плохих новостей.

Людей иногда охватывает паника, когда им средства массовой информации дают тревожные предсказания или сообщают о случившихся трагедиях. И они постепенно начинают жить в напряженном ожидании беды, «в коконе тревоги», как образно написал один христианский автор. Плохие новости одолевают человечество. Это мучительное состояние, и — неизбежное в современном мире.
Надо признать, что и дети Божьи иногда поддаются страхам, как и все люди: они начинают бояться заболеть раком, потерять рассудок, лишиться работы; часто овладевает страх за детей, родителей. Многим свойственно сомневаться в своих силах и способностях, иногда овладевает страх не справиться с порученным делом.
Только одним можно победить страх: твердой верой в Божье присутствие, защиту, силу и верность. «Кокон страха» нужно взломать изнутри и, положившись на Бога, расправить крылья. Иисус много раз повторял Своим ученикам: «Не бойтесь», отучая их покоряться страху, полагаясь на Бога-Отца.
Когда вы в вере передаете Богу свою проблему, страх уходит, и вы вновь обретаете духовный покой, потому что все понемногу разрешается, и даже лучше ожидаемого.
Мудрость человека в том, чтобы все в своей жизни поставить под Его премудрую власть – это мое твердое убеждение. «Вместо того чтобы заглушать свой страх паническими молитвами, предайте себя Богу в молитве отказа от своих прав и посмотрите, что Он сделает». Этот христианский совет много раз испытан мною.

«Передай Господу план твой и уповай на Него, и Он совершит». Пс.36:5.

«В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость». Пс 137:3.

Умудренные Духом Святым, дети Божьи приняли на вооружение формулу Давида в победе над своими страхами: «Когда я в страхе, — на Тебя уповаю». Пс. 55:4. Я в таких ситуациях, выученный наизусть 90-й Псалом Давида, полностью произношу от себя лично:

«Живу я под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоюсь. Говорю Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Тебя я уповаю…».

СТРАХ перед тем, что скажут или подумают о тебе люди.

В Ветхом завете Господь предупреждал свой народ, что боязнь мнения окружающего общества может легко привести к тому, чтобы начать угождать людям, а не Богу, искать человеческой похвалы, а не Божьей.

«Не бойтесь поношения людей, и злословия их не страшитесь. … Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца твоего». Ис. 51:7, 12-13.

«… не убоится худой молвы; сердце его твердо, уповая на Господа». Пс. 111:7.

«… не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие». Втор. 1:17.

«На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?». Пс. 55:12.

«Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен». Пр. 29:25.

Боязнь мнения окружающих – это ловушка дьявола, в которую могут попасть и некоторые христиане. Слабые люди сдаются перед иронией и насмешками образованных атеистов. Не все выдерживают и опасения родственников, считающих веру в Бога признаком начинающегося безумия. Поэтому Дух Святой подкрепляет верующих:

«… а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». 1 Пет . 3:14-15.

«А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Мф. 10:33.

Вспомним Авраама, когда Господь призвал его идти со всей семьей неведомо куда.

«Верою Авраам повиновался призванию… и пошел, не зная, куда идет». (Евр. 11:8).

Обращаясь к Тому, Кто знает всё, мы тоже знаем, что куда бы Он ни направил нас, что бы ни повелел, — все будет нам ко благу. Когда возникает в жизни необходимость выбора неизвестного будущего, нужно только Господа призывать в Советники и уметь «услышать» Его совет. И тогда смело шагать в неизвестность, не оглядываясь. Я в этом убедилась на своем опыте.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла». Пр. 3:5-7.

«И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их; Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас». Вт. 1:29-30.

Все человеческие тревоги и переживания связаны с глубинным страхом смерти. Апостол Павел отмечает в послании к евреям, что люди «от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (гл. 2:15). Все герои Библии испытывали когда-либо биологический страх уничтожения своей жизни.

«Авраам сказал: я подумал. Что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою». Бытие, 20:11. И поэтому он пошел на обман, не полагаясь на Бога.
«Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня». Пс. 54:6. Но Давид не поддался страху, а излил в молитве Богу все, что у него накопилось.

«Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс. 54:17-18).

Дети Божии избавлены от страха смерти жертвой Иисуса Христа, «дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. … дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола». Евр. 2:9, 14.

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Ин. 11:25-26.

Наш Господь жив и мы будем живы с Ним, — никто и ничто не поколеблет мою веру в Спасителя!

«С Иисусом страх смерти сменяется радостью жизни».

СТРАХ глобальных катастроф.

Да, в Библии говорится о глобальных катастрофах, которые произойдут на земле из-за возросшей агрессии греха человеческого. Любящий Бог в слове Своем предупредил человечество об испытаниях и бедах, которые устроит людям «князь мира сего», особенно в последнее время. И конец истории мира сего явлен определенно во многих текстах Писания и Нового завета. Мир зла будет уничтожен огнем по воле Творца.
Однажды «стихии… разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 пет. 3:10). Но и путь спасения Господь обеспечил каждому, кто жаждет этого спасения. Этот путь спасения прочерчен в Слове Божием. И каждый должен индивидуально пройти по нему. Это и есть главный выбор в жизни.
Популярная фраза «предупрежден — значит, спасен», подразумевает активные действия человека в духе предупреждения.

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас.… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». От. 2:10.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене». Мф.10:28.

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся». Иер. 10:2.

Читать еще:  Господь снизойдет и во ад моей души

«Храни здравомыслие и рассудительность …. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему». Пр. 3:21, 23.

«Внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Бога и чтущих имя Его». Мал. 3:16.

«Смотрите на Бога и скоро вы потеряете из виду ваши страхи».
«Когда твой мир рушится на куски, дай Христу его собрать».

«Там они трепетали от страха, где не было страха» (Пс.13:5)

Опубликовано Дек 20, 2015 | Комментарии (0)

Друг мой и брат о Христе! Часто я слышу, что Давит святой поет: «там они трепетали от страха, где не было страха» (Пс.13:5). И не понимая, что значит песнь сия, не мало размышлял о том. Но потом дух мой чувствовал, что она значит то, что люди боятся человека, но Бога не боятся; боятся «убивающих тело, души же не могущих убить, но не боятся Могущего и душу, и тело погубить в геенне» (Мф.10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять вечную жизнь; боятся лишиться богатства, славы, чести и утехи, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки; боятся временного бесчестия, но не боятся вечного бесчестия. И так приличествует им песнь сия: «там они трепетали от страха, где не было страха». А в начале упомянутого псалма он воспел: «Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога»». Итак, свойство того, который в сердце своем говорит: «Нет Бога», — бояться человека, но не бояться Бога. «Там трепещут от страха, где нет страха». Ибо бояться всего надобно тому, кто единого Бога не боится. «Бежит нечестивый, когда никто не гонится за ним» (Притч 28:1). Совесть его более всякого гонителя.

Но зачем бояться того, что само по себе не страшно? Всякий человек такой же, как и я; смерти и всякой беде подлежит, как и я; немощен, как и я, и все в нем то, что и во мне. Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый для меня, но присутствием злых своих советов для меня познаваемый, страшен, но без воли Божией не только надо мной — человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (см. Мф.8:31), как и всякий человек, враждующий против меня. Также зачем бояться лишиться того, чего необходимо следует лишиться? Богатство, честь, слава и все мира сего сокровище отойдет от нас, боимся ли или не боимся лишиться этого, смерть все это от нас отнимает. Смерти бойся или не бойся, не минуешь смерти. В ссылку, в темницу, в узы никто меня не пошлет без Бога, а если пошлют, то знать, что Бог подписал так. Богатства, чести, славы никто меня не лишит без Бога, а если лишат, то знать, что Богу так угодно. «Как Господу угодно, так да будет» (Иов 1:21). Бог все в руке Своей содержит, и ничто без Него не бывает, что с нами ни бывает. И ничто от Него не происходит, как только добро, как от солнца свет, от огня теплота, и от любви милость и благотворение. Подает Он нам Свое добро, потому что добр. Попускает на нас дьявола, злых людей и через них беды, напасти и искушения, но, по мере наших сил, сколько сможем понести, и все ради добра нам попускает, потому что добр. Ибо от истинного и вечного добра ничто не бывает, как только истинное добро. Итак, зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допустить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, «обратит зло на врагов моих» (Пс.53:7). Огонь не сожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога, ибо все, как творение, без повеления Творца своего, ничего не сделает. Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не миновать мне. Зачем же и того бояться, что неминуемо? Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (Читай псалмы 25, 32, 33, 35, 36). Кто Бога единого боится, тот все в Боге находит; ему Бог — честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя люди его чести, славы, богатства, утешения и жизни лишают. Потому что кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, так как боится Его прогневать и оскорбить. А кто в милости у Бога находится, тому зачем бояться немилости и свирепства врагов? Бог — все, и кроме Бога все — ничто, и злоба всех, дьяволов и злых людей, — ничто. Пусть скрежещут зубами на него, но ничто не смогут. «Блажен муж, боящийся Господа» (Пс.111:1). Окаянен и беден тот, кто не боится Господа Бога, ибо тот всего боится; «там трепещет от страха, где нет страха». Вот тебе то, что мне воспел Давид святой, и своей сладчайшей музыкой дух мой возвеселил; это и тебе из пустыни посылаю. Прими, любезный, и укрепи сердце твое упованием на Бога.

Заметки на полях

Авва Дорофей. – Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: ныне познах, яко боишися ты Бога (Быт. 22:12), этим обозначил тот совершенный страх, который рождается от любви. Иначе зачем он сказал: ныне познах, когда Авраам уже сделал столько из послушания Богу, – оставил все свое и переселился в чужую землю к народу, служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх всего этого навел на него Бог такое страшное искушение – жертвоприношение сына, и после этого сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога. Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого.

Я немного не в тему, но сегодня одна сестра, раба Божья Ольга (Кузичкина), провизор аптеки одной фирмы в г.Москве попросила о молитвенной помощи. У нее обнаружили онкологию. Она крещеная, но невоцерковленная. Сейчас многое переосмыслила и стала очень близка к Богу. ей нужна операция, но в связи с вирусом плановые операции откладываются, в медицине реорганизации, нехватка врачей. Пока сдает анализы . Если можно, попросите о.Романа, чтобы помолился о болящей.

Как же я люблю читать Тихона Задонского, насколько мудрые его высказывания , настолько и просты для понимания!

Преподобный Серафим Саровский наставлял, что есть «Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай».
«Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.»
«Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится.»
Лучше и не сказать. Укрепи нас Господи в вере и дай нам силы духовной!

Кто с Богом был, тот не боялся

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 321
  • КНИГИ 654 183
  • СЕРИИ 25 023
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 485

Святитель Тихон Задонский

Собрание сочинений.

Письма. Наставления. Размышления. Молитвы

В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, — с нею тебя поздравляю. Какова она? — Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16)! Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил.

Читать еще:  Вячеслав Овчинников. Небесное звучание России (+ВИДЕО)

О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им!

Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели видеть, и не видели, и слышать, и не слышали (Мф 13:17)! Блаженны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать!

Открыли для нас это сокровище спасения очевидцы, которые видели Его, и слышали Его, и беседовали с Ним, и жили и общались с Ним, и осязали Его, и ели и пили с Ним, и пребывали в напасти с Ним, слышали, как Он проповедовал святое Евангелие и царствие небесное; видели, как по земле ходил, и из города в город и из селения в селение переходил, утруждался, чудодействовал, прокаженных очищал, слепых просвещал, мертвых воскрешал, и прочие вышеестественные дела творил; видели, как Он ради нашего спасения страдал, умирал, и умер, и был погребен, и воскрес из мертвых, и как вознесся на небо, видели.

Эти очевидцы согласно нам проповедали: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, и прочее (1 Ин 1:1–3). И еще: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Петр 1:16–18; Мф 17:5; Мк 9:7).

Истину эту, очевидцы и достоверные свидетели ее, не только словом и чудесами и различными знамениями, но и кровью своей, и различным страданием и смертью своей утвердить не усомнились. Верно и всякого принятия достойно слово (1 Тим 1:15), которое не один, не два, не три, но многие очевидцы согласно проповедали, и не только проповедали, но и знамениями и чудесами подтвердили, и крови и душ своих не пощадили. Рассуждай об этом, брат, в этом поучайся, в этом стой, мужайся, крепись, и хулителям и безбожникам, которых уже не мало является, заграждай уста, и молись, чтобы нам, не видев Бога, явившегося во плоти ради нас, возлюбить Его всем сердцем, и доселе Его не видя, но веруя в Него, радоваться радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою нашею спасения душ (1 Петр 1:8–9).

Истинно и праведно ты отвечаешь: великое человеколюбие Божие то, что Он Сам пришел взыскать и спасти (Мф 18:11) человека. Здесь можем праведно возгласить известное слово Псаломника: Господи, что такое человек, что Ты открылся ему, или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)?

Дивное создание Божие — человек! Создан не так, как прочие вещи. О всех вещах написано: сказал Бог, — и было; повелел, и — создалось (Пс 32:9). О человеке не так, но что? Сотворим человека. Так триипостасный Бог советовал; как бы некое великое дело намереваясь сотворить, Бог говорил: сотворим человека. Какого человека? По образу Нашему и по подобию сотворим (Быт 1:26). Великой и высокой честью почтен был человек Создателем своим при создании, так что выше и быть не может. Все твари — свидетели всемогущества и премудрости Божией, но человек, кроме того, образом Божиим почтен и особенным советом Его сотворен. Познаем, брат, первобытное наше благородство, достоинство и преимущество.

Когда сие дивное создание Божие из-за лукавства змеиного и своего преслушания обесчестилось и погибло, — чего оплакать не можем, — благость Божия снова явилась на нем, снова почтила его чудесно, снова превознесла его. Как? Сам Бог, Создатель его, пришел взыскать и спасти его. Не послал Ангела, или Архангела, но Сам вступил в дело сие, Сам в плоть человеческую облекся, и на земле пожил, и пострадал, и умер за человека. Видишь благость Божию, видишь и достоинство человека. Сам Бог ради него, погибшего, пришел, так что чем более обесчестился человек по хитрости змеиной, тем еще более почтен и превознесен Создателем своим.

Слава Богу, благоволившему так! Слава Богу, пришедшему спасти нас! Да будет слава Господня вовеки!

Поклонимся Богу, пришедшему спасти нас грешных, и истинной верой и благодарным сердцем почтим Его: обратимся от твари к Творцу нашему и от суетного мира к Богу нашему, и возлюбим Его, и поищем Его, и послужим Ему чистым сердцем, дабы не явиться неблагодарными.

К непостижимому человеколюбию Сына Божия и к высокой чести рода человеческого еще и то надлежит, что апостол написал: не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово (Евр 2:16). То есть Сын Божий, желая нас спасти, сотворился плоть от плоти нашей и кость от костей наших, уподобился нам во всем, кроме греха; Сын Божий стал сыном человеческим, и Бог неизменяемый человеком. Потому видим в Его святом Евангелии, что Он Себя Сыном человеческим неоднократно называл, из любви к нам и по смирению, по причине которых не стыдится братиею называть людей, говоря: Возвещу имя Твое братиям Моим (Евр 2:11, 12). Поэтому и Бога, Отца Своего Небесного, соделал нашим Отцом и Отцом Его нарицать повелел, говоря: Так молитесь: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф 6:9). И по воскресении говорил ученикам: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17).

Слава Богу, так высоко почтившему нас, недостойных! Слава Сыну Божию, уподобившемуся нам — ради нас! Почтим же и мы почтившего нас Господа, дабы и вечной от Него чести сподобиться благодатью Его.

Видел ты, как человек Богом почтен. Знай точно, что человек, так Богом почтенный, бесчестит Бога, если бесстрашно закон Его святой нарушает, по свидетельству апостола: Преступлением закона бесчестишь Бога (Рим 2:23). Слово это сказано Иудеям беззаконным, но ныне приличествует оно и христианам, которые на место Иудеев вступили, и закон Божий приняли, и познанием Бога хвалятся, но святой Его закон бесстыдно и бесстрашно нарушать не боятся. Поэтому постигнет их гнев Божий, если истинно к Богу не обратятся.

О, когда бы человек рассуждал, как его Бог почтил и как он Бога, его почтившего, бесчестит, — непрестанно бы воздыхал, плакал и рыдал. Но, ослепленный, не видит этого. Отца своего по плоти оскорбит, — и сетует о том, плачет и рыдает часто, а Бога, Создателя своего, непрестанно оскорбляет и прогневляет, — и не чувствует этого. Берегись, возлюбленный, такого бесчувствия, и… обо мне молись.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector