0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему мудрец Ориген впал в ересь

Почему мудрец Ориген впал в ересь?

21 июля / 3 августа Церковь чтит преподобного Симеона, Христа ради юродивого, и его сопостника Иоанна – сирийских подвижников-аскетов (VI в.). 30 лет подвизались они в пустыне около Мертвого моря, а затем святой Симеон, по воле Божией, решил идти в мир, чтобы, высмеивая тех, кто живет по законам мира, приводить их ко Христу. Он поселился в Эмессе, где стал известен не только своим странным поведением, но и явными дарами Божиими: духовной мудростью и прозорливостью, исцелениями и чудесами.

Святой Симеон прозревал тайные помышления человеческих сердец, что ясно из следующего: близ города был монастырь, где два отца в беседах производили исследование об Оригене, почему такой мудрец уклонился в ересь. Один утверждал, что Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг, а другой – что невозможно человеку без благодати Божией говорить и писать так, что иное и до сего времени принимается православными. Так, после долгих словопрений и несогласий, порешили они друг с другом:

– Слышно, что пустыня Иорданская имеет великих святых отцов, умудренных Богом. Итак, пойдем туда: не найдем ли там, кто бы разрешил наше сомнение.

Так порешив, пошли сначала в святой город Иерусалим и, поклонившись святым местам, отправились в пустыню Мертвого моря и, по устроению Бога, не презревшего их трудов, обрели преподобного Иоанна, который был другом и сопостником Симеона.

Пришел в то время уже и Иоанн в совершенную меру святости и имел дар провидения. Он, как только увидел шедших к нему отцов, сказал им:

– Хорошо поступили вы, оставившие море, с тем чтобы почерпнуть из сухого озера.

Преподобный Иоанн изрек к пришедшим: «Идите к юродивому Симеону: он на всё, о чем ни спросите, ответит вам»

После продолжительной между ними духовной беседы, когда вспомнился и спор об Оригене, преподобный Иоанн изрек к пришедшим:

– Я, отцы, не получил от Бога дарования, чтобы мог рассуждать о недоведомом, а идите к юродивому Симеону, что в городе вашем; тот на всё, о чем ни спросите, ответит вам.

Они же, возвратившись к себе, пришли в город Эмессу и спрашивали:

– Где юродствующий старец Симеон?

Некоторые, смеясь, говорили им:

– Что хотите услышать от безумного, соблазняющего всех, над всем глумящегося, а больше всего досаждающего инокам?

Они же, пренебрегши такими речами, искали старца; и в доме одного овощника нашли его, лежащего над бобом и евшего боб, подобно медведю. И тотчас один из них, соблазнившись, подумал, рассмеявшись про себя: «Поистине на великого мудреца пришли взглянуть! Многому можем научиться у него!»

Приблизившись же к нему, сказали:

Он же, взглянув на них, сказал с гневом:

– Напрасно пришли, и безумец тот, кто послал вас ко мне.

Потом, встав, сильно ударил в щеку соблазнившегося, закричав:

– За что бранишь боб? Сорок дней мочен он! Ориген такого не ел; но зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине. Уходите отсюда, уходите, а то биты будете!

Они же ушли, дивясь прозорливости старца, потому что, не спрашивая их, сказал им об Оригене, и вспомнил пославшего их, и обличил сердечный помысл, но не могли никому о нем рассказать. А что сказал о бобе, что мочен был сорок дней, означало, что столько дней пробыл он без пищи, как о том после сам сказал другу своему диакону Иоанну.

Главная страница

Еретик Ориген

Ὁ αἱρετικὸς Ὠριγένης

У же не один раз происходило так, что кто-либо принимая участие в прениях и дискуссиях мог слышать разговоры о церковном писателе Оригене как о нечестивом богослове или философе. В основном уже достаточно давно существовала, как и теперь существует сильная тенденция имеющая своей задачей «восстановление Оригена» 1 .Тем не менее, эти голоса далеки от истины, и в то же время характерным является то, что эти тенденции исходят из области неоязычества и, главным образом, ​​оккультизма. 2 Что же, впрочем, произошло с этой личностью в раннехристианскую эпоху?

Биографические сведения

Информация о жизни Оригена содержится в основном из шестой книге творения Евсевия епископа Кесарийской «Церковная история». Ориген родился в Александрии около 185 г. н.э. С раннего возраста он был научен грамоте. Он получил разностороннее образование, но он в особенности изучал греческую философию. Поступила дополнительного образования, но особенно изучал греческую философию. Он преподавал в Александрийской школе с 202 до 231 гг., откуда он был изгнан, и поселился в Кесарии Палестинской. Там он основал свою собственную школу, где он преподавал филологию, геометрию, астрономию, этику, философию и, наконец, богословие. В этом же городе он несколько ранее был рукоположен во священника, тем не менее собор в Александрии (231г.) его изверг из священства. Он жил аскетично. Помимо преподавания он с ревностью занимается писательскими трудами. Он написал много книг, большинство из которых, по причине их последующего осуждения, были сохранены только фрагментарно или в латинском переводе. Его работы распределяются на: толкование Священного Писания, апологетические, антиеретические, догматические, слова и письма, которые призывают к мученичеству и др.

Его роль в систематизации христианского богословия имела решающее значение, к тому же он с некоторой целью использовал философию Платона. Он был апологетом Церкви,а наиболее известным его трудом остается написанный им в защиту христианской истины трактат «Против Цельса». Во время гонений при императоре Декии (250)он был арестован, заключен в тюрьму и подвергнут пыткам. После его смерти (вероятно, в Тире около 254г.) возникли конфликты между его учениками и теми, которые считали, что его учение содержит еретические положения. Это были знаменитые «Оригеновские споры», которые развернулись в три этапа. Среди защитников Оригена были Памфил, Евсевий (в последствии епископ Кесарийский), монахи Нитрийской пустыни, Иоанн, патриарх Иерусалимский. Главными антиоригенистами были свт. Мефодий Патарский, свт. Епифаний Кипрский. И др.

Читать еще:  Слово веры, которое проповедуем

Осуждение Оригена Церковью

Нечестивые учения Оригена К сожалению, он, являясь весьма деятельным церковным писателем, впал, как уже было сказано ранее, в различные заблуждения в вопросах, относящихся к вероучению, догматам, при этом стремясь примирить веру с гносисом, дабы тем самым противостоять великим ересям того времени, таким каким был гностицизм. Далее приводятся нами основные нечестивые положения взглядов Оригена и его сторонников,а в противовес им православное учение по каждому вопросу.

Ориген
1) Сотворение мира происходит вне времени и вне веков. Бог Сам по Себе всегда был демиургом-создателем, поскольку всякое творение во ограниченное во времени постоянно противодействует Богу. Поэтому, прежде ныне существующего мира существовал иной, за которым будет следовать то он будет следовать другой мир и туда.
2) Первым был создан мир духов, то есть разумных сущностный, которые по причине преступления позже изменились в ангелов, демонов и души (предсуществование душ). Так, соответственным образом, в зависимости от их поведения, они приобрели и соответствующие тела: видимые души, невидимые (светлые) Ангелы и невидимые (темные) демоны. То есть в сущности, нынешний материальный мир создан как место наказания и очищения духов.,
3) Воплощения Бога Слова на самом деле не было, потому что согласно Ори гену, материя является чем-то злым, и, следовательно Бог не может соединиться с ней.
4) И как еще одно следствие веры в зло материи, аборигенным не принимает учение о воскресении тел, поскольку он верит, что Как еще один результат веры в зло материи, аборигенным не принимаю воскресение тела, и считает, что духи вернутся к своему первоначальному состоянию.
5) Основной является и вера его в повторяющиеся циклы мира. Это означает, что мир постоянно сменяется другим. Причина этого явления состоит в том, что нынешний мир неспособен достичь очищения, посему души осуждаются за свое недостоинство на возвращение в невещественное состояние. Они, таким образом, будут перевоплощаться в соответствии с их нравственным состоянием. Таким образом, среди одного или нескольких реинкарнаций-перевоплощений они достигнут очищения с тем, чтобы они бы смогли вновь стать невещественными-бесплотными. (Неясным из самих источников является то, принимал ли сам Ориген учение о перевоплощении-реинкарнации).

6) Наконец, принимается так называемое учение об апокатастасисе-восстановлении всего, а это означает, что все души (бесы и нечестивые), в конечном счете возвратятся в первоначальное состояние нематериальности-невещественности, о которой они отпали. Тем самым отвергаются вечные мучения, поскольку они противоречат благости Бога.

Православие

1) Бог является единственным сущим, который всегда существовал, и до творения мира. Мир был сотворен Богом из ничего, так что мы не ожидаем появления некоего иного мира, разве только уничтожение нынешнего мира и Страшного Суда во время Второго Пришествия Христа (См. Мф. 24)
2) Согласно православному учению, сначала были сотворены ангелы, а по причине падения Люцифера и ангелов его появились демоны. С тех пор, ангелы и демоны остается такими какие они есть без возможности для изменения. Но души творятся одновременно в момент зачатия плода (эмбриона) в утробе женщины. Этот мир является творением Божиим, о находится в состоянии после грехопадения, и не является местом наказания.
3) Христос, будучи сущим, воспринял плоть и жил на земле в конкретный период времени в истории человечества, как это утверждают вкупе — православная традиция и православное учение. Для Церкви никогда материя или вселение в тело не рассматривалось как некое зло, напротив, всегда проповедуется, что Христос стал человеком ради обожения человеческой природы.
4) Основываясь на Священном Писании и не только, все, без исключения, люди воскреснут во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, с телами, которые уже более будут нетленными. Само воскресение тела Христова нам доказывает истинность этого факта.
5) Как уже говорилось ранее, ми был сотворен Богом один и единственный раз, в то время как не ставится вопрос об очищении души, поскольку человек не будет жить во второй раз. Его подвиг должен совершаться и проходится человеком в рамках этой уникальной жизни, и нет покаяния после смерти («И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». Евр. 9,27).
6) Наиболее ясным в православном учении является учение о событии разделения людей после смерти в соответствии с духовным состоянием, в котором он находится в час смерти, достойном спасения или мучения (ср. Мф. 13,40-43 и 47-51). Существование вечных мук не влияет на благость Бога, именно потому, что Бог по причине Своей благости проявляет уважение в самовластию человека (свободной воле), даже и по отношению к тем, которые добровольно изберут пребывание в удалении от Жизни и Света.

Библиография

1) π. Ἀρσένιος Βλιαγκόφτης, Ὠριγένης καὶ Ἀποκρυφισμός, ἐκδ. Παρακαταθήκη, Θεσσαλονίκη 2007.

2) π. Ἀντώνιος Ἀλεβιζόπουλος, Μετενσάρκωση ἢ ἀνάσταση; Ὀρθόδοξη θεώρηση τοῦ κακοῦ, Ἀθήνα 1995².

3) Παναγιώτης K. Χρήστου, «Ὠριγένης», Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία τ. 12, στ. 573-592.

4) Βασίλειος Σταυρίδης, «Ὠριγενισμὸς καὶ ὠριγενιστικαὶ ἔριδες», Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία τ. 12, στ. 592-595.

5) Ἀρχιμ. Βασίλειος Στεφανίδης, Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία, ἐκδ.Παπαδημητρίου, Ἀθήνα 19986 (6η ἀνατυπ. ἀπ’τὴν ἀναθεωρημένη ἐκδ. τοῦ 1959).

Timothy E. Gregory, λῆμμα «Origen», Oxford Dictionary of Byzantium τόμος 3, σελ. 1534.

Читать еще:  «Владыка Амфилохий – святой человек»

Ориген — как святой еретиком оказался

Ориген Александрийский, христианский философ и защитник веры III века — человек весьма интересной судьбы. Анафематствованный спустя 300 лет после смерти, причем в крайне резких выражениях, он при этом являлся христианским мучеником, а в числе его учеников были даже Отцы Церкви! В чем же он так провинился? В чем суть ереси, которую часто называют по имени «автора» — оригенизм?

Наверное, самое известное обвинение, которое можно услышать в адрес Оригена — учение об апокатастасисе, то есть спасении всех разумных существ, о котором мы уже писали ранее. Впрочем, «еретический» статус этого учения до сих пор подвергается сомнению авторитетными церковными авторами. Важно другое — апокатастасис был только частным моментом цельной системы александрийского учителя. А вот вся она, действительно, имела мало общего с церковной ортодоксией.

Читайте также: Апокатастасис — ересь или не ересь?

Оригену одновременно и повезло, и сильно не повезло: он был первопроходцем. Причем первопроходцем мысли, а это особенно опасно. Как первопроходцем им восхищались при жизни и после смерти, называли величайшим христианским богословом со времен апостолов, системой его богословских понятий, удивительно точной и удачной, пользовались Отцы Церкви, его подход к толкованию Священного Писания стал классическим… Но очень многие ответы и богословские прозрения Оригена оказались совсем не такими, как те, которые выкристаллизовались на Соборах Церкви, в результате долгих размышлений, споров и откровений. Тут нет ничего удивительного: как говорится, одна голова, даже очень умная, хорошо, а две — лучше. А тем более не две, а сотни и тысячи, причем тоже далеко не глупых.

Обидно другое: человек, всю жизнь искренне и необычайно талантливо защищавший христианскую веру, после смерти был предан анафеме. Император Юстиниан Великий даже утверждал, что Ориген сознательно проник внутрь церковной ограды, чтобы сеять там чуждые христианству мнения и учения. Так что борцы с «масонским заговором» (исходя из реалий VI века, когда жил неспокойный император — с эллинским), были во все времена! Конечно, такая «теория» не выдерживает никакой критики — великий александриец доказал не только жизнью, но и смертью свое право называться христианином и верным сыном Церкви.

Читайте также: Китайская конфета в христианской обертке

Еще в юности, когда за христианскую веру арестовали и повели на смерть его отца, Леонида, Ориген хотел пойти и принять казнь вместе с отцом. Но мать, зная необычайную стыдливость сына, спрятала всю одежду, какая была в доме, и юноша не решился выходить на улицу обнаженным. Много позже Оригену предстояло пройти не менее страшные, чем физические, нравственные страдания. По имперским законам того времени лиц, уже являвшихся христианами, не трогали, но если кто-то переходил в христианство из государственного языческого культа, его ждала смерть.

Ориген не мог не проповедовать свою веру, открывающую, по его убеждению, для людей возможность спасения и жизни с Богом. Но результатом этой проповеди часто становились казни учеников — в случае их изобличения имперскими властями. В конце жизни Оригена законы изменились, и пожилого уже человека схватили и подвергли жестоким пыткам. Ориген был отпущен, но здоровье было необратимо подорвано, и вскоре он скончался. Такая жизнь и такая смерть плохо вяжется с образом сознательного врага христианства и Церкви.

Надо сказать, что великий александриец никогда не настаивал на непререкаемой истинности своих богословских предположений. Это выгодно отличает его от большинства ересиархов, выделявшихся фанатизмом и нетерпимостью к иным мнениям. К сожалению, в VI веке осторожные замечания Оригена не были учтены.

Наверное, главной бедой Оригена, приведшей к анафемам Собора, было то, что александрийский учитель являлся заложником философской системы, которую пытался совместить с христианством. Говоря языком Евангелия, он пытался «молодое вино» христианства влить в «мехи ветхие» своих прежних представлений. Отсюда рождались порой даже забавные казусы. Например, представление о том, что тела, которые люди получат в раюпослевоскресения, будут… шарообразной формы! Эту мелочь, кстати, Оригену тоже припомнили, выделив в списке анафем отдельным пунктом. Но в рамках той философской системы, которой придерживался Ориген, шар был идеальной формой; ну, а в раю, понятное дело, все будет идеальным, в том числе и формы.

Сама идея бесконечности вызывало у Оригена отторжение — такой взгляд тоже был продиктован скорее философскими предпосылками, чем здравым смыслом. В итоге образ Бога в понимании Оригена оказывался сильно искаженным: «Надлежит думать, что Мощь Божия ограничена; и не следует под предлогом благоречия снимать кругоочерчение ее. Если бы Мощь Божия была беспредельною, она по необходимости не мыслила бы себя самое, ибо беспредельное по природе своей необъятно».

Но, пожалуй, главное, что делало оригеновскую картину миру несовместимой с христианской — это идея цикличности мира. Из верного библейского тезиса о том, что Бог является Творцом нашего мира, Ориген делает вывод, что быть Творцом — неотъемлемое, вечное свойство Бога, выражающее самую суть Его природы. То есть Ориген подчинил Бога принципу творчества: без этого Бог уже не Бог. В произведениях других отцов Церкви проходит очень важная мысль, что Бог никак не зависим от нашего мира, что Он вовсе не был «обязан» творить этот мир, и творение мира было целиком добровольным, ничем не обусловленным актом. К сожалению, в системе Оригена налицо зависимость Бога от неких философских принципов.

Пытаясь примирить идею Бога, вечно что-то творящего, с библейской вестью о том, что мир имеет начало и конец, Ориген приходит к выводу, полностью укладывающемуся в рамки античной философии: мир цикличен. Наш нынешний мир неизбежно придет к своему финалу, но в силу того, что Бог — творец, Он создаст новый мир, и все будет повторяться.

Читать еще:  «Ты зачем длинные волосы носишь?!»

Весьма своеобразно понимал великий александриец и происхождение человеческих душ. В начале нашего мира не было материи, а все сотворенные чистые духи находились в созерцании Божества. То есть изначально все были сотворены равными. Но в силу имеющейся у них свободной воли они начали отпадать от этого созерцания. Те, в ком добрые порывы взяли верх над своеволием, стали ангелами, те, кто утвердился во зле — демонами, а души людей, оказывается, в те времена оказались где-то посередине — ни то ни се. Это и было знаменитое учение Оригена о «предсуществовании» душ. Как мы видим, с классической реинкарнацией эта идея имеет мало общего.

Ориген писал в ту пору, когда по затрагиваемым им вопросам еще не было четкого и однозначного мнения. Кроме того, столь странные взгляды Ориген выражал в ранних произведениях; позже он стал намного более ортодоксальным. Но спорные для него самого как для философа и мыслителя идеи стали бесспорными истинами для многих его учеников, не способных к столь же критичному анализу своих взглядов и увлеченных грандиозным образом великого александрийца.

Оригеновой идее ограниченного Бога, обязанного творить по Своей природе, Церковь противопоставила образ свободного, ничем не ограниченного существа, добровольно, исключительно в силу Своей любви, творящего все сущее. Идее цикличного, вновь и вновь повторяющегося мира — идею развития, идею прорыва за рамки цикла и повторения. Абсолютно одинаковым чистым духам, «эволюционировавшим» в ангелов, людей и бесов — самобытных существ, каждый из которых уникален в своем роде и не похож на другого. Идее обязательного восстановления всего и вся в изначальном виде — возможность вечной свободы и выбора жизни с Богом или жизни вне Его.

Строго говоря, Церковь спорила не с Оригеном, а с рудиментами античной философии, проникшими в христианское мировоззрение. Не будет натяжкой сказать, что александрийский учитель, всю свою жизнь положивший на проповедь евангельских истин, может быть благодарен отцам позднейших веков, отстоявших ту же самую правду — пусть даже ценой персональной анафемы великому христианскому проповеднику.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ориген

Ориген. Деятель христианской церкви, родившийся в конце II века, вероятно в Африке, о котором если что-нибудь и известно, то очень мало, поскольку отрывки его биографии дошли до потомков лишь через Евсевия, самого отъявленного фальсификатора, которого когда-либо знал мир. Говорят, что последний собрал более ста писем Оригена (или Оригенеса Адамантиуса), которые теперь считаются утерянными. Из всех его учений для теософов наиболее интересна его доктрина о предсуществовании душ. Он был учеником Аммония Сакка и долгое время посещал лекции этого великого учителя философии.

Еще один важный пункт должен быть отмечен, стоящий в первых рядах доказательств, данных о существовании единой первоначальной, всемирной Мудрости, – пункт, во всяком случае, очень важный для изучающих христианскую каббалу. Учения были частично известны, по крайней мере, нескольким Отцам Церкви. На чисто историческом основании утверждается, что Ориген, Синезий и даже Климент Александрийский были посвящены в Мистерии до присоединения их к Нео-Платонизму Александрийской Школы Гностиков под маскою Христианства.

Не менее ясно в отношении «Библии» и символизма ее сказаний высказывается Ориген. Он восклицает:

Если мы будем придерживаться буквы, и должны понимать то, что написано в законе, наподобие того, как понимают евреи и простой народ, – то я покраснел бы от стыда прежде, чем признать, что Бог дал эти законы, так как законы, созданные людьми, выглядят гораздо лучше и разумнее. [1]

И вполне мог бы «краснеть от стыда» этот искренний, честный отец раннего Христианства в дни его относительной чистоты. Но христиане нашего высокообразованного и цивилизованного века совсем не краснеют; наоборот, они проглатывают «свет» прежде образования Солнца, сад Эдема, кита Ионы и все остальное, не взирая на то, что тот же самый Ориген спрашивает в вполне естественном припадке возмущения:

Какой разумный человек согласится с сообщением, что первый, второй и третий дни, в которых упоминается вечер и утро, были без солнца, луны и звезд, а первый день без небес? Где найти такого идиота, кто бы поверил, что Бог садил деревья в Раю, в Эдеме, как землепашец и т. п.? Я считаю, что каждый человек должен рассматривать все эти вещи, как образы, под которыми спрятан сокрытый смысл. [2]

И все же миллионы «таких идиотов» имеются в нашем веке просвещения, а не только в третьем веке.

Автор «Неоплатонизма» говорит:

Тем, кем Платон был по отношению к Сократу и апостол Иоанн по отношению к главе христианского вероисповедания, – тем стал Плотин по отношению к Богом-наученному Аммонию. Плотину, Оригену и Лонгину мы обязаны за то, что известно о Филалетеянской системе. Они были должным образом наставлены, посвящены, и им были доверены внутренние доктрины [3] .

Это наилучшим образом объясняет, почему Ориген назвал «идиотами» людей, верящих в Сад Эдема и в басни про Адама и Еву, а также и тот факт, что из писаний этого отца Церкви так мало дошло до потомства.

Ориген хорошо понимал это, будучи учеником Аммония Саккаса; поэтому мы видим, что он храбро отрицает бесконечность адовых мук. Он утверждал, что не только люди, но даже дьяволы (под этим термином он подразумевал развоплощенных человеческих грешников) после определенной длительности наказания будут прощены и в конечном счете водворены на небеса [311, 1, XXI, с.17]. Вследствие этой и других ересей Ориген, само собой разумеется, был изгнан.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector