1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психотерапевт должен идти своим путем»

«Психотерапевт должен идти своим путем»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Духовник должен оставаться духовником

Что касается знаний по психотерапии, то все эти знания хороши. Но существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством: психотерапия — это терапевтическое воздействие на сознание человека, а духовничество — это воздействие на душу с мировоззренческой позиции. Поэтому между ними есть большие различия.

Если священник обладает знаниями, в том числе в области психотерапии, ничего плохого в этом нет. Но если под влиянием этих знаний он вдруг перестает быть священником и становится психотерапевтом, — это горе. Мы сталкивались с такими случаями. Поэтому духовник должен оставаться духовником, а психотерапевт должен идти своим путем.

Из ответов на вопросы
при встрече с духовенством Тверской епархии,
1 июля 2010 года

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Важно соблюдать разграничение между психотерапевтом и пастырем

«Русская линия», 09.07.2010

«Я совершенно согласен с Патриархом. Он сказал очень верно, что цель и задача православного пастырства — в спасении души, цель православного врачевания и психотерапевтического исцеления — в том, чтобы помощь человеку в решении его психологических травм, сложных ситуаций, в разрешении невротических конфликтов. При разделении одного от другого результат в итоге будет очень хорошим», — сказал в интервью «Русской линии» известный психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям Дмитрий Авдеев, комментируя слова Патриарха Кирилла о том, что существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством.

Как сообщает Патрирахия.Ru, в ходе встречи Святейшего Патриарха Кирилла с духовенством Тверской епархии Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы: нужны ли священнику знания по православной психотерапии, и возможно ли такой предмет включить в курс духовной семинарии. «Что касается знаний по психотерапии, то все эти знания хороши. Но существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством: психотерапия — это терапевтическое воздействие на сознание человека, а духовничество — это воздействие на душу с мировоззренческой позиции. Поэтому между ними есть большие различия», — сказал Патриарх.

«Если священник обладает знаниями, в том числе в области психотерапии, ничего плохого в этом нет. Но если под влиянием этих знаний он вдруг перестает быть священником и становится психотерапевтом, — это горе. Мы сталкивались с такими случаями. Поэтому духовник должен оставаться духовником, а психотерапевт должен идти своим путем. Если они сотрудничают, особенно при работе с жертвами несчастных случаев и террористических актов, то результат достигается очень хороший. В Москве у нас налажено сотрудничество с медицинскими учреждениями, и оно показало свою дееспособность, особенно в случаях с террористическими актами», — заключил Предстоятель РПЦ.

Как отметил Д.Авдеев, «особенно плодотворный результат будет при врачевании греховных недугов». «Большая часть психических болезней наступает вследствие греха. Это и алкоголизм, и наркомания, и суицидальное поведение, и игромания. В этих случаях психотерапевт может указать человеку на истинные причины заболевания, указать дорогу в храм, подготовить его к встрече со священником, к таинствам исповеди и причастия», — продолжил эксперт.

Читать еще:  Священник Александр Ельчанинов: Тифлисский период биографии

«Очень важно, чтобы разграничение между психотерапевтом и пастырем соблюдалось. Мы знаем, что в некоторых случаях пастыри увлекались нейро-лингвистическим программированием и другими методиками, при этом они уходили в сторону от своего прямого служения Богу, а это в корне неверно. При правильном взаимодействии Церкви и психотерапии такое сотрудничество принесет свои плоды», — отметил психотерапевт.

«В случае же, если мы говорим о психиатрии, то врач-психиатр знает, когда недуг человека вызван не столько страстями, сколько естественной болезнью, в таком случае лечить эту естественную болезнь необходимо медицинскими методами. Но если взять все психические болезни, то только 20 процентов из ста имеют естественные корни, а остальные 80 процентов — это пограничные расстройства, это то, что связано с социальной средой больного. Это так называемая «малая психиатрия», которая по своему размаху, на самом деле, больше «большой психиатрии». Метод же психотерапевта — беседа, утешение, наставление, сочувствие, вразумление. Было бы идеально, если бы пастырь знал азы психотерапевтических методик, но важно помнить, что психотерапией не победить страсти, которые можно победить только при условии личной решимости человека, при его покаянии, и только с Божией помощью», — продолжил он.

«Сейчас в Церкви ощущается потребность в такого рода знаниях. Нужен курс психиатрии, который включал бы в себя психотерапию как составную часть, потому что батюшка должен различать, где грех, а где болезнь. В одних случаях, депрессия — грех, а в других случаях — болезнь. В духовных школах надо изучать не просто отдельно психотерапию, а психиатрию в целом. В психотерапии же важно навести какой-то порядок, надо просто рассказать будущим священнослужителям, когда она возникла, каковы ее корни. А возникла она в эпоху Великой французской революции, когда произошла секурялизиция науки, начался отход от религии, был сделан решительный шаг от Бога. Впоследствии появился фрейдизм и другие течения, шедшие вразрез с религиозными представлениями. В те времена врачи пытались уврачевать душу без Бога. Теперь, когда мы вновь возвращаемся к своим духовным корням, мы, верующие люди, стали воцерковлять психотерапию. Психотерапия без Бога доказала нежизнеспособность и вред. Большинство психотерапевтических методов носят деструктивный характер. Это гипноз, программирование, манипулятивные техники, кодирование и т. д. Но есть и положительные методики, но их мало», — отметил Авдеев.

«Психотерапевт должен идти своим путем»

ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА БОЖИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДАЖЕ В МЕЛОЧАХ
Памяти архиепископа Агапита (Горачека)
Варвара Артемова-Базанова

Ночь. Вдруг просыпаюсь от яркого света. Что случилось?! Ничего страшного, муж, оказывается, на комара охотится. Включаюсь в охоту, но, кажется, безуспешно. Слишком спать хочется. К тому же понимаю, что так можно утром и службу проспать… На всякий случай уточняю:
– А ты будильник поставил?
– Да. Спи!

А у самого уже вкралось сомнение, и он пошел в гостиную проверить телефон, действительно ли на нем включен будильник. Сквозь сон слышу, что возвращается взволнованный: на сотовом был включен спящий режим, входящие звонки без звука – несколько пропущенных вызовов от владыки Агапита…
– Давно?
– Нет, пару минут назад.

Мог ли он среди ночи случайно нажать наш номер? Вдруг, перезвонив, разбудим его? Но муж все же решается набрать владыку. И правильно. Оказалось, что у него открылись раны на ногах, кровоточат, ему надо вызвать скорую. Проблема еще в том, что он был заперт в колокольне, не в окно же ему прыгать, при том, что оно еще и слишком маленькое! Вызвав скорую, отец Варфоломей стремглав помчался вызволять владыку, успел как раз открыть храм, чтобы впустить медперсонал…

Всё оказалось не так страшно, в больницу его не забрали, ограничились простой перевязкой. Но что же должен был пережить бедный владыка Агапит, который из-за больной спины не мог даже нагнуться, чтобы проверить свои ноги, да еще и нам не дозвонившись, понимая, что заперт и не может вызвать врача?

Не буду утверждать, что это великое чудо, нет. Но ключ, как бы случайно, как раз в эту ночь остался у отца Варфоломея. Владыке Агапиту было плохо, и маленький назойливый комар разбудил нас именно в тот самый, когда было нужно, момент. Любовь и забота Божия проявляется и в таких мелочах.

САМОЕ СТРАШНОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Когда человек предает супруга или супругу, это не кажется трагедией тому, кто рушит брак. Всегда найдутся отговорки, что тот, предыдущий союз был неправильным, непрочным, в нем не было любви. Зато теперь, кажется человеку, который увел из семьи мужа или жену, и чувства будут настоящими, и брак до гроба, и все сложится замечательно.

Читать еще:  Отошел ко Господу протоиерей Димитрий Смирнов

Вооруженный отговорками, этот лишний человек уводит из семьи одного из супругов. Ситуация становится еще тяжелее, если в разрушенной семье растут дети. Никому не нравится, когда эти обстоятельства называют своим именем — предательство! Но ведь это так и есть. Предательство жены или мужа — человека, которому доверял столько времени, столько чувств дарил нынешнему изменнику.

Главное предательство совершается по отношению к детям. Разрушение семьи для них — крах мира, ведь отец и мать для ребенка — особая вселенная. Такое предательство даже осознать трудно, а тем более пережить. Сколько бы родитель ни убеждал себя: «Стану платить алименты. Я буду всегда рядом!» — это не избавит ребенка от ощущения одиночества, оставленности.

«Я К ТЕБЕ ПРИДУ СКОРО»
Воспоминания о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)

– Потерянный, уставший от духовного смятения, я чудесным образом пришел в церковь, где меня с иконы встретил улыбающийся образ одного святого, который, казалось, стоит предо мной и смотрит мне в душу. Этот святой, как вы догадались, был старец Гавриил.

С того дня и началась наша с ним дружба. Дома у меня появилась его икона, и я часто молился ему. Это был тот период, когда я остался один, почти все отвернулись от меня. Так, в день своего рождения я оказался дома совершенно один, никто обо мне не вспомнил, и, если честно, из-за этого я чувствовал себя покинутым и подавленным.

В таком состоянии я задремал и увидел во сне старца Гавриила. Он зашел, приговаривая: «Ну что, Сергей, ты думал, что я тебя оставлю и не приду к тебе?!» Ошарашенный, я преклонился перед старцем и попросил у него благословения. Благословляя меня, он повторял: «Ты думал, не приду к тебе? Я к тебе приду, Сергей, скоро. Я к тебе приду!»

На следующий день ко мне пришли мои родственники – муж с женой – поздравить меня с днем рождения. Принесли подарок в черном пакете, вручают мне его, а я непроизвольно, будто какая-то сила заставила меня, говорю им: «Я знаю, что лежит в пакете! Я знаю, что там за подарок!» Они улыбнулись и, подтрунивая, спросили: «Ну и какой подарок здесь?!» «Там, я знаю, – отец Гавриил (Ургебдзе)… Что-то о нем…»

Удивленные и напуганные, они переглянулись и протянули мне пакет. Открываю – а там лежит книга «Диадема старца Гавриила».

ПРАЗДНОВАНИЕ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

По преданию, образ этот написан при жизни Пречистой святым апостолом и евангелистом Лукой, передавшим его своему ученику Феофилу в град Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, а в V веке была взята византийской императрицей Евдокией в Константинополь.

В годы временного торжества иконоборческой ереси образ скрывали иноки из обители Пантократора, после чего он не один век оставался одной из главных святынь Царьграда, пока однажды чудесным образом не исчез из вмещавшего его храма, чтобы в 1383 году явиться на Руси, в новгородских пределах, возле города Тихвина.

Сначала дивный образ, плывущий в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем он после усердных молитв опускался на землю в нескольких окрестных селах и, наконец, окончательно остановился на речке Тихвинке, притоке реки Сясь, впадающей в Ладогу, где вскоре был выстроен храм во имя Успения, на правом столпе которого, у западных дверей, и поместили чудотворный образ.

Было это ровно за полвека до взятия Константинополя турками (в 1453 году) и окончательного падения Византийской империи. Чудесное перемещение чудотворной из Второго Рима в Третий знаменовало собою и скорый переход центра христианской власти из Царьграда в Москву.

В царствование Ивана Грозного вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь, привлекавший многие тысячи паломников со всех концов русской земли. В окружении стен сей обители Тихвинская прославилась множеством чудесных исцелений.

ЗА ЧТО ВОЮЕТ РОССИЯ?
Протоиерей Андрей Ткачев

За что воюет Америка? – За полный бак горючего и за доллар как всемирную резервную валюту.

За что воюет Европа? – За право Джона залезть в постель к Майклу и назваться его женой. А еще за право аквариумной рыбки не быть зажаренной.

За что воюет радикальный ислам? – За победу шариатского государства на всем земном шаре.

А Россия? Она воюет или нет? Если да, то за что? Она воюет, будьте уверены. Но без кассетных бомб и химического оружия. Она воюет за семью, брак и верность. Это вам не полный бак, не аквариумные рыбки и даже не шариатское государство. Это круче.

Читать еще:  Об истинной свободе христианина

У войны всегда есть идейная подоплека. Мировая гегемония, торжество неких идей, финансовая глобальная власть и проч. Россия же заметила в последнее время, что из-под ног человечества вымывается почва. Другими словами – семья исчезает.

Столетиями жили-были дед и баба, внуки и внучки, мамка с папкой, братья и сестры. А тут вдруг нарисовалась перспектива, согласно которой нет больше никого. Одни только странные персонажи, потерявшие остатки ума от половых излишеств. Жизнь, то есть, заканчивается. Вполне рукотворный и даже оргазмический конец света.

И вот Россия выступает за то, чтобы жизнь продолжилась. Никак иначе этого не сделаешь, как только выступив «за» сохранение классической семьи.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ?

Счастье – это гармония духа, души и тела. Когда тело подчиняется душе, а душа – духу. Не лебедь, рак и щука, как в басне Крылова, а когда разуму подчинены чувства и движения плоти.

Посмотрите, к каким катастрофическим последствиям могут привести телодвижения, не подчиненные духу. Тело увидело красивую женщину и пошло по призванию низменных потребностей на греховное дело. А разум говорит: не в этом семейное счастье… А тело ни с кем не советуется, оно просто хочет, идет и делает, оно не думает о последствиях.

Пришла как-то к священнику молодая пара просить благословение на брак, а он взглянул на них и спрашивает молодого человека: «Ты любишь свою невесту?» Тот ответил, что очень сильно ее любит. Тогда владыка говорит ему: «Представляешь, вот вы сейчас едете домой, получили от меня благословение на венчание, и вдруг авария – и твоя возлюбленная становится инвалидом на всю жизнь. Готов ли ты тогда повторить свои слова?»

И уже не надо было слов, достаточно было видеть реакцию на лице молодого жениха. Вот как сильно отличаются любовь (жертвенность) от поверхностной влюбленности. Это очень важно донести до желающих иметь семейное счастье.

СТОИТ ЛИ ОТКРЫТО ОБСУЖДАТЬ ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ В ЦЕРКВИ?
Священник Димитрий Шишкин

Когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал удивительные слова о реальности церковной жизни и о нашем участии в ней:

«Мы исповедуем Церковь одну, а создаем и живем в другой. Эмпирическая Церковь, Церковь, в которой мы фактически живем и действуем, страшно не похожа на ту Церковь, которую мы исповедуем…

Я знаю, что большая часть духовенства Церковь никогда не критикует и не ставит под вопрос ничего церковного. Но я думаю, что если мы не будем ставить под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено, то мы окажемся недостойными Церкви, которую мы исповедуем».

Мы любим нашу Церковь и наше Отечество той ревностной любовью, которая понуждает нас с болью говорить обо всём том вопиюще-несправедливом, горьком и неправильном, что есть в земном устроении Церкви и государства, в отношениях между людьми.

Нам говорят: что вы можете изменить? На это можно сказать с уверенностью: с помощью Божией мы можем добиться многого! Мы можем и должны изменить себя, мы можем помочь людям поменять отношение ко многим важным вещам. И, смею полагать, обязаны это делать во Христе и со Христом, во славу Божию.

И это ничуть не противно заповеди Господа о кротости и смирении, потому что и Сам Господь не молчал, но когда это было нужно – говорил и обличал и даже гневался, но делал это всё с любовью, полагая душу Свою за овцы Своя.

НЕ БОЛЕЙТЕ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Елена Дешко

Все эти гаджеты, где мы постоянно в соцсетях, постоянно на связи, постоянно подключены, – нам постоянно приходят какие-то уведомления, сообщения, электронные письма – мы почти круглосуточно под лавиной информации.

Если мы перегружаем мозг информацией, не давая ему времени на совершенно необходимую работу – на обдумывание, – мы не тренируем его, и в итоге мозг просто перестает работать. Он потребляет информацию, но мыслить и обрабатывать ее он уже не может, и происходит то, что в народе называется: в одно ухо влетело, а из другого вылетело.

Цифровые технологии блокируют умственный и интеллектуальный процесс. Человеку кажется, что он очень умный, раз может все нужное тут же узнать в Гугле. Но мозг играет с ним злую шутку.

Деградация мозговой деятельности современного человека очень заметна на эволюции соцсетей – от ЖЖ с его длинными текстами до Инстаграма, где только картинки. Информационно псевдодебильный мозг уже не способен к большим текстам…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector