0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пути святости в современном мире

Содержание

Пути святости в современном мире

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.

«Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия.

Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес.

Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть.

Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его непохороненные мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна.

Или вот Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы – нет.

И современники Артемия и Иулиании не знали, и мы не знаем, в чем именно состоял их подвиг. И неудивительно. Мир, однажды уже осудивший Праведника, часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого: Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его (Прем. 4:13–15).

Понимание этих вещей дает много важных мыслей. К примеру, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему.

Например, такой случай вспоминается. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в одной из своих замечательных книг, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы – а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

Насчет святости в миру можно было бы еще многое сказать. Например, когда мирянин совершает свои обычные мирские труды ради Господа и ближних, с молитвой и переживанием за людей – это уже выход за пределы общечеловеческих добродетелей, это именно шаг к святости. Мы могли бы вспомнить здесь о святости многодетной матери, трудящейся весь день ради детей, и читающей о них Псалтирь по ночам. Мы могли бы сказать о святости пожарника, идущего в пламя с молитвой на устах. Мы могли бы говорить о святости того университетского преподавателя, который под образованием понимает открытие образа Божьего в человеке, и реализует эту мысль в своей педагогической работе; о святости солдата, идущего под пули за веру и отечество; о святости врача, который, к примеру, за многие годы работы уговорил сотни молодых женщин не делать аборт. Мы могли бы говорить о любой профессии, в которой семя веры родило новый смысл, и превратило эту профессию в богослужение. Такая святость не очень-то заметна – кто может знать о ней, кроме Бога?

Христос предлагает каждому человеку драгоценный подарок – некоторый компас, в котором стрелка ориентирована на спасение. Этот компас есть вера. Любая негреховная профессия, духовно направленная по указанию данного компаса, может привести в Царствие Божие. Только все зависит от решимости, как говаривал преподобный Серафим Саровский.

Все мы можем быть одеты в очень разные одежды: белый халат медработника, или костюм официанта, или фартук хлебопекаря, или форму проводника, или мундир летчика. Но, имея в руках этот компас, мы движемся в одном направлении. Это направление – святость, и мы должны понимать, что этот путь открыт для всех нас.

Да, конечно, всегда нужны Церкви святые епископы, боголюбивые священники, бесстрашные мученики и исповедники. Всегда должен звучать в Церкви и громкий голос святителя, и обличительное слово юродивого. Нет на земле ничего красивее монашества. И все это было, есть, и будет в Церкви. Но, рядом с ними – монахами, священниками, юродивыми – должен стоять и обычный мирянин, ни на минуту не выпустивший из рук компаса веры, освятивший верою свой жизненный путь и превративший его в послушание Церкви и служение Богу. Образно говоря, нам необходимо учиться в одной руке держать этот компас спасения, а в другой: гаечный ключ, скальпель хирурга, баранку машины, перо журналиста, детские пеленки – словом, то, что доверил нам Господь. Не выпустим из рук ни того, ни другого. И тогда, даст Бог, плодом и нашей жизни будет святость, а конец – жизнь вечная.

Читать еще:  О некоторых посмертных чудесах святителя Петра Московского

Двери святости пока еще открыты, и Христос зовет нас войти в них. Причем, в каждой эпохе святость способна находить себе новые формы. Люби Бога, и делай что хочешь – сказал христианский мыслитель. Именно об этой любви, которая является главной заповедью и целью христианской жизни; о любви, на которую указывает стрелка спасительного компаса – веры, и напоминают имена святых, встречаемые нами ежедневно в церковном календаре.

Читайте также

12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояния в другое и преобладания той или другой стороны жизни. Преобладание душевности и плотяности как греховное состояние. Господство духовной жизни как норма истинной жизни человека

12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояния в другое и преобладания той или другой стороны жизни. Преобладание душевности и плотяности как греховное состояние. Господство духовной жизни как норма истинной жизни

381. Библиографический отзыв святителя о «Письмах о христианской жизни», «Пути ко спасению» и прочих своих книгах

381. Библиографический отзыв святителя о «Письмах о христианской жизни», «Пути ко спасению» и прочих своих книгах Милость Божия буди с вами! С вами и вашей подругой и я благодарю Господа, озарившего душу вашу светом истины Божией о Христе Иисусе. Да утверждает вас Господь

4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В настоящее время дзэн нашел неожиданный отклик в различных сферах западной культуры: в музыке, живописи, литературе, языкознании, религии, философии и психоанализе. Но в связи с тем, что в большинстве случаев он представлен в ложном свете или

СМЕРТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

СМЕРТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Приехав впервые на Запад, я обнаружил, насколько контрастны отношения к смерти на Востоке и на Западе. Современное западное общество, несмотря на все его технологические достижения, не имеет существенного понимания смерти, а также того, что

Глава 2. Религия в современном мире

Глава 2. Религия в современном мире Множество учений, множество путей Обретение подлинной реализации не зависит от следования какой-то конкретной религии или приверженности определённому убеждению. Однако многие люди совершают работу над собой именно в рамках какой-то

Часть III. СТРАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Ислам (или мусульманство) – самая молодая из мировых религий. В мире насчитывается около 900 миллионов ее приверженцев, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Практически все арабоязычные, тюркоязычные и

Буддизм в современном мире

Буддизм в современном мире В настоящее время буддизм, как мы уже знаем, получил распространение во всем мире. Буддистов можно встретить везде: в странах Европы, Америки, Азии, Африки.Следует сказать, что до 1959 года существовала страна, главой которой являлся верховный

Эхо восточных иллюзий в современном мире

Эхо восточных иллюзий в современном мире Многие скажут: это всё в прошлом, нынешнее молодое поколение не верит ни в Христа,[370] ни в советские мифы. Внешне это выглядит примерно так. Но мифологизированное религиозным и светским периодами мировоззрение людей никуда не

ЕСТЬ ЛИ ЧУДЕСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

ЕСТЬ ЛИ ЧУДЕСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? Благодатный Огонь Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где

в) Норма христианской жизни

в) Норма христианской жизни Под нормою разумеется здесь такое правило, которое, определяя цель человека и средства к достижению ее, дает руководительное указание, куда и как следует направлять жизнь свою. Предначертание такой нормы положено в создании человека по образу

4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В настоящее время дзэн нашел неожиданный отклик в различных сферах западной культуры: в музыке, живописи, литературе, языкознании, религии, философии и психоанализе. Но в связи с тем, что в большинстве случаев он представлен в ложном свете или

Может ли современный человек стать святым

Что такое святость и каковы шансы у современного человека стать святым. На вопросы отвечает духовный наставник, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

— Владыка, объясните, пожалуйста: апостол Павел говорит всем христианам: «Вы святы». Что Церковь свята — ясно и понятно. Что угодники Божии, которые с икон на нас смотрят, святы — тоже ясно. Они в пустыню уходили, гонимы были, а порой и убиты за веру. Но вот представить себя в образе святого угодника, ну или соседа дядю Васю, который и в церковь ходил раза два в жизни? Ну уж нет! Какие из нас святые угодники? Это невозможно!

— Почему невозможно? Достичь святости очень просто. Знаете ли вы, что люди счастливее дьявола? Потому что они имеют возможность покаяния, молитвы, ежедневного очищения от греховных помыслов и поступков. Это и есть путь к святости. Живите по заповедям — и будете святы. Что может быть проще? Не имейте идолов, поклоняйтесь единому Богу. Чтите воскресенье, потому что Господь, сотворив мир, на седьмой день почил от дел своих, Христос же воскрес. Это так легко! Не завидуйте, не прелюбодействуйте, не смотрите с вожделением, не злословьте. Все эти заповеди просты, но нужно только захотеть их исполнять. Захотеть! Святая жизнь — это всецелая преданность человека Богу. Волевое решение: мне без Бога нельзя.

Святость начинается в момент, когда мы приносим себя в дар Богу, делаемся Его собственностью, говорит нам митрополит Антоний Сурожский. Хотя, конечно, это не делает нас автоматически святыми! Святость человека была и будет сочетаться с какой-то долей греховности, однако человек Божий, признавая, что в нем еще есть несовершенство, уже стремится к изменениям, переработке своих греховных качеств, которые постепенно должны исчезнуть.

— А можно ли считать младенца святым? Ведь он еще ничего не сделал греховного?

— Даже младенец «заражен» первородным грехом. «Нет человека, который не согрешит», —говорит Христос. При этом Сам же добавляет: «Не запрещайте ко мне приходить детям». Младенец сам не может прийти, потому на седьмой день после его рождения родители приносят его в храм и «смывают» первородный грех Таинством крещения и миропомазания. Только после этого обновляется его жизненная стезя и действует благодать Святого Духа. После чего, действительно, ребенок до семи лет — маленький ангел. А с семи лет, чтобы поддерживать это состояние, родители водят ребенка на исповедь и причастие и сами показывают личным примером стремление к святости.

КАЖДЫЙ ВЕЧЕР — ОТЧЕТ ЗА ДЕНЬ

— Стремление показать можно, а вот как жить, если нет такого дня, чтобы мы не грешили: там обидел, там подумал не так, прогневался. Это нереально.

— Как раз очень реально! Станьте перед иконой сегодня и вспомните, что хорошего вы сделали и сколько сделали противоестественного своей душе и Богу. Станьте завтра и снова посмотрите на свою жизнь. Вы заметите, что вчера вы были чище, лучше. Потому что вчера еще Господь не открыл, что вы гневались и осуждали. А сегодня все иначе. Чем больше подходишь к свету, тем больше видны изъяны. У каждого верующего наступает момент, когда он смотрит на свою душу и в ужасе восклицает: «Какой я грязный! Как я могу так жить! Как Бог меня, такого уродца из навоза земного, терпит?!» Вот первый признак того, что вы идете ко Христу, это первый шаг к святости. Так Дух Святой очищает и дает возможность увидеть, что сам ты немощен. И все твои ощущения собственной значимости — пустота, иллюзия. Потому что она — без Бога. А теперь представь, днем ты пил, гулял с друзьями, а ночью придет «подруга нежданная» — здравствуй, я смерть, идем. И где твой мир? Где твои друзья? Где твои собутыльники-знакомые? В лучшем случае придут подержаться за гроб. А Христос всегда с тобой рядом. Потому, принимая решение что-либо сделать, думай: что бы сказал на это Христос, ведь Его мнение — самое важное. Потому что оно вечное. Как часто бывает, начинаешь себя жалеть — устал, немощен, полежать бы. Нет! Гнать от себя лень-матушку поганой метлой. Встал, взял себя в руки и пошел молиться и трудиться. Чтобы Христу было что о тебе сказать!

Читать еще:  Дуэлянт. Преступление и покаяние

какого старца нужно слушать?

— Владыка, сегодня так модно ездить по скитам в поисках святых старцев, которые должны научить тебя уму-разуму. Как понять, святой этот старец или нет? Нужно ли его слушать?

— Вот! Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, почему так мало осталось старцев, он лишь спросил: «А вы готовы их слушать?» Хочешь дружить с миром — будет вражда с Богом. Однако и в миру святых людей любят. Самые последние грешники любят святых людей. Потому что от них мир Божий идет. Подержишься за руку, посидишь возле такого человека — и на душе легче. Ощущение — словно общался с ангелом. У нас в Киево-Печерской лавре есть духовник отец Авраамий, старец старой лавры, затворник. Он никогда никого не осудил. Своим духовным чадам дает один поклон в наказание и говорит: «Знаю, вам же трудно. Сделайте один поклон, остальное я за вас сделаю». Что такое земная жизнь? Это училище благочестия. А жития святых людей — это есть примеры прохождения школы благочестия. Изучай и бери с них пример! Однако людям всегда интересней узнать, когда кто выйдет замуж, будут ли дети, чем знать, что ты грешен и забыл, когда исповедовался. Потому и прежде, и теперь хватает лжепророков и лжесвятых.

КАКОЙ СВЯТОЙ «КРУЧЕ»

— Тогда, выражаясь языком молодежи, какой же святой «круче»? К кому обращаться за помощью и ходатайством пред Господом?

— «Круче» тот, кому ты молишься от души. Когда подходишь к иконе, к мощам и чувствуешь там тепло, мир — там ваше место, там ваш так называемый самый «крутой» святой. Сегодня все стоят в очереди к Матронушке или еще к кому другому — чтобы бизнес хорошо шел, чтоб деньгибыли, чтобы замуж выйти. Причем, как говорил Остап Бендер: «Я бы и рад взять частями, но мне сейчас и все сразу надо». Чуть ли не за грудки ее готовы трясти: «Давай, помогай сейчас, ты же святая!» Такие заявления очень похожи на фразы, которые кричали Христу: «Если ты Бог, сойди с креста!» Гонка за чудесами не путь святости. Это путь глупости.

— Как сейчас становятся святыми?

— Только Господь знает всех святых. На земле же святыми признают людей только после их смерти и только если на месте их погребения начинают происходить чудеса, исцеления. Один из признаков святости — нетление мощей. Но вскрывать гроб дозволяется только через 30 лет. Далее Священный Синод издает постановление и отправляет все документы в специальную комиссию по канонизации святых. Комиссия делает запросы в специальные органы: не состоял ли в политических баталиях в советское время, не участвовал ли в расколе церкви, не отрекся ли от веры под давлением и пытками НКВД. Если никаких негативных данных о человеке нет, мощи приводят в надлежащий вид, помещают в раку, пишется тропарь и кондак (гимны величания святому), и устанавливается чин прославления. Происходит последняя заупокойная лития, читается житие, тропарь и кондак — и умершего причисляют к лику святых. Главное, что все святые прежде были людьми. Словом, стать святым вовсе не так нереально, как вам кажется на первый взгляд. Главное — захотеть!

КАКИЕ БЫВАЮТ ЧИНЫ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ

ПРОРОКИ — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла (например, Илия, Иоанн Предтеча, праведная Анна).

АПОСТОЛЫ — 12 учеников Христа, которые после сошествия на них Святого Духа проповедовали по всему миру христианскую веру и 70 ближайших сподвижников Церкви (первоверховные Петр и Павел, евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн).

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ — святые, которые потрудились в обращении ко Христу стран и народов (князь Владимир и княгиня Ольга, цари Константин и Елена).

СВЯТИТЕЛИ — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве (Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).

ПРЕПОДОБНЫЕ — уподобившиеся Господу монахи (Антоний и Феодосий Печерские, Иов Почаевский, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Мария Египетская).

БЕССЕРЕБРЕННИКИ — служившие врачеванием (Пантелеимон, Агапит).

ПРАВЕДНЫЕ — будучи семейными людьми, вели угодную Богу жизнь (Иоаким и Анна).

Анастасия Белоусова, «Сегодня».

Современные пути святости

Спасибо всем, кто пришел на презентацию нашей книги в Москве и Петербурге, и всем, кто просто вспомнил о нас добрым словом. Получилось хорошо поговорить и о самой книге «Современные пути святости. Наши учителя», и о тех, кому эта книга посвящена, и об их значении для современного мира.

Мне кажется важным, что в названии книги стоит слово «пути». Эти люди, которых мы называем учителями, помогают определить нам вектор нашего пути, они вдохновляют нас на движение. Стоит не просто оглянуться назад и увидеть их судьбы, но и понять, куда, исходя из этого опыта, идти нам.

Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института, и Джованни Бьянки, президент национального АКЛИ с 1987 по 1994 год, депутат Парламента Италии с 1995 по 2006 год

«Не только индивидуальное совершенство… но даже индивидуальная святость бессильна» перед кризисом двухтысячелетнего возраста, в который вступает церковь. Так писал сто лет назад Николай Бердяев — один из тех, о ком рассказывает новая книга «Современные пути святости. Наши учителя», представленная 11 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». Какая святость действенна в современном мире, обсуждали участники круглого стола, посвященного выходу издания.

Книга, выпущенная православным Преображенским братством и католическими Ассоциациями христиан трудящихся Италии (АКЛИ), рассказывает о людях, которых эти два христианских движения считают своими духовными наставниками. Под одной обложкой — небольшие эссе о монахине Марии (Скобцовой), философе Николае Бердяеве, академике Сергее Аверинцеве, протоиерее Сергии Булгакове, епископе Михаиле (Грибановском), помещике Николае Неплюеве и пока малоизвестных российскому читателю отце Джузеппе Доссетти, Джордже Ла Пира, Джузеппе Лаццати, доне Примо Моццолари, доне Лоренцо Милани.

«В лице этих новых людей христианства церковь перестает возвещать формулы истины с высокой кафедры и устремляется в гущу жизни», — так ведущий круглого стола профессор Свято-Филаретовского института Давид Гзгзян представил тех, о ком рассказывает издание.

Главное открытие христианства

«Замечательно, что эта книга вышла совместными усилиями двух мирянских движений православной и католической церкви, — отметил иеромонах Иоанн (Гуайта), представитель Отдела внешних церковных связей, на презентации книги. — Диалог христиан разных конфессий — это то, что должно идти “снизу вверх”, по мере роста нашей жизни, взаимной любви, взаимного уважения, знакомства».

Инициатива выпустить издание принадлежит сотруднику АКЛИ Алессандро Коломбо (†2010), рассказал президент совета АКЛИ провинции Комо Пьеранжело Торричелли. Проект, который несколько лет назад задумывался как небольшая брошюра, со временем вырос в полноценную книгу. Основная причина ее появления — желание христиан из двух движений ближе познакомиться друг с другом. «Это очередной шаг к тому единству, которого Иисус Христос хочет от нас», — добавил он.

Ряд итальянских святых, о которых рассказывает книга, можно продолжить и другими представителями общинного движения, которое так бурно развивалось в католической церкви в XX веке, отметил о. Иоанн Гуайта. Он подчеркнул, что для Русской православной церкви сегодня также чрезвычайно важны мирянские общины. «Дай Бог нам мудрости отказаться от их создания “сверху”. Эти общины должны возникать совершенно спонтанно, расти, иметь свою специфику, быть непохожи друг на друга. И роль церковноначалия, наверное, в том, чтобы понять необходимость таких общин и уважать их характеристики», — добавил он.

Стремление к общению, доверию, преодолению отчуждения — главное открытие христианства в XX веке. Новая святость убедительна не этикой и не аскетикой, но тем, что составляет самое существо евангельского откровения. «Призвание верующих не ограничивается индивидуумом», — сказал Джованни Бьянки, занимавший пост президента национального АКЛИ в 1987-1994 годах. Никогда раньше человечество не было «таким объединенным и таким конфликтным, таким мобильным, предприимчивым и мало солидарным», как сегодня. Без элементов общины общество будет неспособным к сплоченности и к развитию, уверен он.

Действенный и вдохновляющий

Самая большая проблема в нашей стране и обществе — отсутствие примеров, считает духовный попечитель Преображенского братства, ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Церковь много веков потратила на то, чтобы ее таинства, священство, догматика были действительными, чтобы в них проявляла себя действительная правда, но часто забывала о действенности всего этого, добавил он. «Пример жизни по вере должен быть действенным, — сказал отец Георгий. — Я лично не мыслю иной возможности возрождения нашей страны и нашего народа кроме как через возрождение духа общения и жертвенного служения, а значит братств и общин. Мы все хотим полноты общения и внутри наших церквей и общин, и между западной и восточной церквями. Нужно быть безумцем, чтобы этого не хотеть. Другой вопрос — как к этому идти».

Читать еще:  Русский чудотворец, внук баскака

Основная трудность для современных духовных движений — преодолевать подмены, не путать цели христианской жизни с какими-то другими, учиться собирать со Христом, считает председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. Как найти язык общения с людьми, на что можно опереться, чтобы христианское свидетельство не потеряло своей силы, чтобы вера, которая может зародиться от нашего слова, приносила плоды?

Адриано Дель Аста, директор Итальянского института культуры в Москве, с радостью отметил, что в новой книге нашел представителей русской религиозно-философской традиции, которые «предлагают думать о вере как о деле, которое не может быть только моим», но в котором инициатива всегда принадлежит Другому. Он вспомнил выражение папы Франциска: «Бог всегда нам предшествует».

«Если для Запада огромное историческое значение имеет папа Франциск, который вносит в жизнь новые духовные импульсы, то у нас папа Франциск — это Наталья Дмитриевна Солженицына», — сказал отец Георгий. Он вспомнил о ее недавнем выступлении в Федеральном собрании, где она призвала христиан подавать в обществе пример честного и ответственного слова правды и не допускать духовных подмен.

Бог пребывает с людьми, и если религия лишится человечности, Бог оставит ее и будет с людьми. Эти слова пастора Дитриха Бонхёффера, казненного в 1945 году в немецком концлагере после неудачного покушения на Гитлера, напомнил Джованни Бьянки, размышляя о призвании христиан в современном мире.

В январе книга была представлена в Милане и Триуджио, а 12 февраля прошла презентация в Санкт-Петербурге.

Адриано Дель Аста, директор Итальянского института культуры в Москве

Анатолий Красиков, главный научный сотрудник Института Европы РАН, и Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, проректор СФИ

Иеромонах Иоанн (Гуайта), сотрудник секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви

Кирилл Мозгов, Священник Георгий Кочетков, Дмитрий Гасак, Пьеранжело Торричелли

Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России, и Кирилл Мозгов, руководитель издательства Культурно-просветительского фонда «Преображение»

Джованни Бьянки

По понятным причинам в этот раз все фото из Москвы не мои, а вот в Питере удалось и выступить, и поснимать.

Практическое назидание: как возрастать в святости и освящении

Процесс духовного возрастания личности указывает на постепенное духовное формирование верующего, которое зарождается внутри нас и направлено во вне нас, а не наоборот. Нам надо отдать управление этим процессом и наши достижения в руки Бога, возделывая в себе благодарное сердце за Божье избавление в прошлом, благодать в настоящем и обетования в будущем.

Наша культура говорит нам, что по своей сути все люди добры, и что их внутренние проблемы вызваны внешними обстоятельствами. Но Иисус учит нас, что никакие программы, направленные извне во внутрь нас, не смогут исправить состояние человека, потому что наши основные проблемы происходят внутри нас. (Марк 7: 20- 23). Святости нельзя достичь, пытаясь самостоятельно стать новым существом.

В Библейском понимании святость — это дар Божий, который Он благодатно сеет в душах тех, кто уверовал во Христа. Вся святость, которая у нас есть, это святость Бога внутри нас — пребывание в нас Христа. Таким образом, процесс освящения — это постепенное принятие Божьей жизни в нашу суть, в результате чего наши действия будут отражать нашу внутреннюю суть. Наши усилия честно открывают то, что находится внутри нас, таким образом, когда мы находимся под воздействием плоти, мы творим дела плоти, когда же мы ходим по Духу, мы будем приносить плод Духа (Галатам, 5:16-26).

Процесс поступательного освящения

Святость — это новое качество жизни, которое постепенно перетекает изнутри наружу. Как пишет Джей Ай Пакер в книге «Идите в ногу с Духом», природа святости состоит в превращении через посвящение; контекст святости в оправдании через Иисуса Христа; корень святости — в со-распятии и со-воскресении со Христом; представитель святости — Дух Святой; испытание святости происходит в конфликте; правило святости коренится в Божьем законе; а сердце святости — в духе любви.

Когда мы приходим к Христу, наша жизнь получает небесное предназначение, потому что Он уже поместил небесную жизнь в нас. Духовная жизнь, направленная во вне нас, является постепенным проявлением праведности Царства Небесного. Она включает в себя Божьи и человеческие усилия, укрепляющую зависимость человека от Бога и духовную самодисциплину, так чтобы сила Духа могла проявляться через формирование святых привычек. Как писал Августин: «Без Бога мы не можем, а без себя не станем.»

Формирование святых привычек через духовную самодисциплину

Дисциплинированная благодать и благодатная дисциплина идут вместе таким образом, что Богом-данная святость проявляется через дела и послушание. Духовное формирование — это не полная пассивность и не лишенные посторонней помощи моральные попытки, но возрастающая отзывчивость на Божьи благодатные инициативы. Святые привычки погружения в Писание, признание Бога во всем, а также приучение себя к послушанию, делают нас более открытыми для притока благодати и очищают наши стремления и действия. «Возлюбленные, если сердце наше не осуждает нас, мы имеем дерзновение к Богу» (1 Иоанна 3:21).

Мудрой привычкой является регулярное обращение к Богу с целью выявления в сердце, «не на опасном ли я пути» (Псалом 139:23-24). Постоянный анализ состояния сердца, из которого происходят источники жизни, очень важно в процессе формирования. Обращаясь к Иисусу с просьбой исследовать наше сердце, намерения и приоритеты, мы открываем хорошие, но порой болезненные возможности увидеть, как мы манипулируем, насколько мы эгоистичны, как ожесточено наше сердце (часто прикрытое религиозной деятельностью), наши обиды на почве соперничества и нашу гордость. «Смиренное понимание себя — это более прямой путь к Богу, чем поиск знания», — пишет Фома Аквинский в «Подражании Христу».

Молитва-самоанализ или ведение дневника, отмечающего степень присутствия в вас Бога, помогут вам пройти внешние волны эмоций и поступков и научит различать греховное поведение, которое нуждается в покаянии и обновлении. Поскольку духовное формирование — это постепенный процесс, хорошей практикой могло бы стать сравнение себя сегодняшнего с тем, каким вы были раньше. Наблюдается ли прогресс по таким качествам Христа, как любовь, терпение, доброта, прощение, сострадание, понимание, служение другим, надежда?

Практический совет

Здесь приводится молитва, в которой последовательно проводится анализ и дается ободрение; основана она на десяти заповедях, на нагорной проповеди, молитве Господней и семи смертных грехах, а также на четырех кардинальных и трех богословских добродетелях и на плодах Святого Духа. Она может быть подспорьем в духовном самоанализе и диагностике.

Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое

Испытай меня и узнай помышления мои,

И зри, не на опасном ли я пути,

И направь меня на путь вечный. (Псалом 128722-24)

Больше всего хранимого,

Храни сердце твое;

Потому что из него

Источники жизни. (Притчи 4:22)

Десять заповедей

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим

Не сотвори себе кумира

Не употребляй имя Господа в суе

Помни день субботний, чтобы святить его.

Чти отца и мать.

Не лжесвидетельствуй против ближнего своего.

Молитва Господня

Отче наш, сущий на небесах,

Да святится имя Твое Да приидет царствие Твое,

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день,

И прости нам долги наши,

Как и мы прощаем должникам нашим.

И не введи нас во искушение,

Но избавь нас от лукавого,

Ибо Твое есть царство и сила, и слава во веки.

Заповеди блаженства

Нищета духа (ничего вне благодати Божией)

Кротость (мягкость, смирение)

Жажда праведности Милость к другим

Чистота сердца (жажда Христа превыше всего)

Перенесение гонений за праведность

Семь смертных грехов

Четыре основных и три богословских добродетели

Благоразумие (мудрость, проницательность, ясное мышление, здравый

Сдержанность (умеренность, самоконтроль)

Справедливость (чистота, честность, правдивость, прямота)

Сила духа (смелость, убежденность)

Вера (вера и доверие Божьему характеру и делам)

Надежда (ожидание исполнений Божьих обетований)

Любовь (желание наивысшего добра для других, сострадание)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector