0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово веры, которое проповедуем

Слово веры, которое проповедуем

Литургическое апостольское чтение 5-й Недели по Пятидесятнице берется из Послания апостола Павла к римлянам. Одна из главных целей Послания к римлянам – доказать иудеям и иудеохристианам (евреям, принявшим христианство, но продолжающим соблюдать закон), что исполнение обрядового закона Моисея уже никого не спасет, ибо с приходом Христа время закона окончилось. Сравнивая ветхозаветную жизнь по закону с новозаветной жизнью по благодати, апостол Павел сталкивает два понятия: праведность от закона и праведность от веры. При этом он обращается к ветхозаветным текстам.

«Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:5–10).

Рассуждения апостола могут показаться странными. И в самом деле, что значит: «Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести»?

Чтобы прояснить данное место, необходимо обратиться к ветхозаветному источнику, на который ссылается апостол. Павел цитирует Книгу Второзаконие: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11–14).

Павел, отталкиваясь от этих строк, делает своеобразный перифраз. И смысл слов его, согласно церковным толкователям, следующий.

Как древнему Израилю не нужно было дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, чтобы узнать волю Божию – ибо Бог уже изрек Свою волю в законе – так и ныне воля Божия явлена во Христе. Спрашивающий сегодня «Кто взойдет на небо?» этим самым «сводит с неба Христа», т. е. полагает, что Мессия еще не явился. А спрашивающий «Кто сойдет в бездну?» тоже неразумен, ибо Христос уже был в бездне (в преисподней) и вышел из нее.

Читать еще:  Любить Бога – значит изучать то, что Он о Себе открыл

Христос уже пришел, умер и воскрес, и в Нем почивает благоволение Отца. Через Иисуса мы узнаем волю Божию и получаем благодатные силы жить по ней. Никуда не нужно ходить, чтоб обрести все это, ибо: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем». Если принял Евангелие сердцем, ты уже обладатель самого великого сокровища. Итак, вывод из апостольских слов: веруй в Иисуса Христа сердцем, исповедуй Его устами – и спасешься.

Есть еще и такой оттенок понимания: не допытывайся, как именно произошло воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. «Кто взойдет на небо?» или «кто сойдет в бездну?» – т. е. кто из людей до конца поймет домостроительство нашего спасения? Тайна сия велика, поэтому просто веруй, как дитя, отбросив всякие сомнения.

Возможен и такой смысл: исторически Моисей говорил о законе, но апостол связывает его слова со Христом, идя от обратного: закон не был ни на небе, ни в преисподней, а Христос был. Человеку, имеющему в сердце Христа, закон уже не нужен, ибо Он есть Альфа и Омега, начало и конец; Он владычествует и на небе, и в преисподней. Попутно отметим, что Павел удостоверяет нас в Божественном вездесущии Христа. Для Богочеловека нет ничего неподвластного и закрытого.

Пожалуй, самым важным для нас в практическом отношении является окончание мысли апостола: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Кажется, эти слова более понятны, чем предыдущие, и в объяснении не нуждаются. Но точно ли мы понимаем, чего требует здесь от нас апостол Павел?

Как видим, вера обязательно должна выражаться в исповедании ее, причем не только жизнью, но и устами, т. е. словесной проповедью. «Нужно, чтобы и разум прочно основывался на благочестивой вере, и язык в исповедании провозглашал твердость разума», – говорит Златоуст, толкуя данное место.

Церковь Христова, братья и сестры, есть Церковь проповедующая. Церковь внутри себя являет свою суть в Евхаристии, а вовне, обращаясь к миру, выражает свою природу в проповеди. Без исповедания Христа «устами» Церкви нет. Убрать из Церкви проповедь равнозначно тому, как убрать из нее Евхаристию. Проповедь, как и Литургию, ничто не может заменить. Молчащая Церковь сродни молчащему Христу. Можно ли представить, что Спаситель три года странствует по Палестине, совершает чудеса, исцеляет – и молчит? Такой же странной будет выглядеть Церковь без словесной проповеди веры.

Однако у нас распространено довольно лукавое осмысление этой проблемы. «Надо проповедовать жизнью», – говорим мы. В итоге же ни одного человека не приводим ко Христу своей «проповедующей жизнью» и никому ничего о вере не говорим. Наша вера слишком мало меняет нашу жизнь, чтоб можно было многозначительно замолчать и поражать людей святостью своего «жития». Если же от нас Фаворский свет не исходит, и ночи напролет в молитве мы не проводим, и постом Ангелов не удивляем, и жертвенной любовью ближних не покрываем, то надо иметь смирение признать нашу далекость от того, чтоб одним своим видом возбуждать стремление к христианству. А признав это, находить время и ситуацию сказать что-то о своей вере тому, кто способен вместить.

Читать еще:  «Все мне позволительно, но не все полезно…»

Но кто-то возразит: «Пусть говорят специально обученные люди, а я не умею». Что ответить на это?

На ум приходит история воцерковления одного современного миссионера. Ему плохо давалась учеба в школе, и соседка, простая женщина, дала совет, весьма необычный для советского времени: «Когда заходишь в школу, всегда говори про себя ‟Христос Воскресе!ˮ» И что же? На следующий день юноша попробовал – и вдруг, неожиданно для себя, хорошо ответил по математике. С тех пор он всегда произносил пасхальное приветствие, заходя в школу. Шепотом говорил: «Христос Воскресе!» – и учеба начала спориться. Впоследствии мальчик поступил в элитарный на то время вуз и получил прекрасное образование. Путь же ко Христу, так интересно начавшийся, он продолжил и стал известным миссионером, приведя к вере множество людей.

Может показаться, что совет женщины был примитивным, каким-то магическим. Но у нас сейчас речь совсем о другом. Много ли понадобилось знаний той соседке, чтоб сказать мальчику два важных слова в нужный момент? Много ли необходимо знать, чтоб в задушевном разговоре поведать другу или родственнику о своем духовном опыте, исповедовать Христа? Надо ли быть профессором богословия, чтобы делиться с другими тем, что любишь больше всего, пусть даже в самых простых словах?

Конечно, наша вера требует изучения, мы обязаны быть догматически образованными. Но для того чтобы засвидетельствовать о Православии, бывает достаточно и малого: нескольких искренних слов, сказанных с любовью. Как бы малограмотны ни были мы в религии (что нужно признать проблемой и исправлять со временем), простейшего евангельского свидетельства Христос ждет от всех нас. И мы сильно погрешим, если ни разу в жизни не исповедуем Иисуса Христа словесно перед другими людьми.

Господь да поможет нам полюбить Его так, чтобы молчание о Нем стало для нас невозможным!

Три веры

Библия говорит об

  • отсутствии веры
  • маленькой вере
  • великой вере

«И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (Второе послание к Фессалоникийцам 3:2).

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Св. Евангелие от Иоанна 20:24-27).

Читать еще:  «Счастье в моей жизни – это служить Богу»

Верующий человек — это человек, который не видит, но знает.

«Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Св. Евангелие от Марка 4:35-41).

10. Движение оторвано от повеления в Бытие 1:28.

И последний, но не менее важный пункт. «Слово Веры» ограничивает свою сферу деятельности. Слово Божье, вместо ограничения нашим личным здоровьем и благополучием, учит нас преображать целые города и побеждать государства верой! (См. Исайя (61:4) и Послание к Евреям (11:33). Евангелие – поручение крестить и учить целые нации, не просто отдельных людей (Ев. от Матфея (28:19-20). Евангелие учит обращению не только к отдельным грешникам, но и борьбе с мировым злом. «Слово Веры» учит о личной вере, но ничего не говорит о победе церкви. Тем не менее, когда речь идет о сообществе верующих, вера поддерживается, в том числе, и культурой этого сообщества и его помазанием. Первое Послание к Коринфянам (11:27-32) и Послание к Евреям (гл. 3-4) учат, что целые конгрегации могут быть поражены средой, в которой процветают неверие и непослушание.

В целом, «Слово Веры» отделило Евангелие от Царства, и как следствие, сделало свое учение проповедью о личном успехе, а не о преображении общества. Отделение Евангелия от Царства влечет за собой зацикленность верующих на себе, а не на нашей ответственности перед Творением. С Благой вестью о Царстве мы верим и в личное, и в коллективное, и в общественное преображение!

И наконец, я всем сердцем верю, что в «Слове Веры» больше хорошего, чем плохого, и что это был план Божий – восстановить библейскую веру в сверхъестественные события в жизни церкви. Все мы «отчасти знаем, и отчасти пророчествуем», даже Апостол Павел (Первое Послание к Коринфянам (13:9-12). Соответственно, иногда церкви Христовой требуются годы на нахождение равновесия, когда старые истины восстанавливаются. Один из ключей жизни – равновесие, и библейское равновесие не может наступить, пока мы не попытаемся принять волю Божью во всей полноте.

Автор — Джозеф Маттера / charismamag.com
Перевод — Наталья Махмальбаф для ieshua.org

Последнее: 03.10. Спасибо!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector