0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы Новохоперск Воронежской области

Содержание

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы Новохоперск Воронежской области

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы Новохоперск Воронежской области олицетворяет процесс возрождения русского Православия. На Руси всегда такое богоугодное дело, как строительство Дома Божьего происходило за счет пожертвований верующих.

За каждым пожертвованным рублем человеческая судьба, личная история, радость и потеря, а еще надежда и ответственность перед потомками. И мы решили сохранить имена благотворителей, навечно вписав их в Книгу Памяти. И уже сейчас о всех жертвователях идет молитва в Храме Воскресения Христова г.Новохоперска, где пока хранится Памятная книга.

С именем прихожан, принявших участие в возрождении Храма Святой Живоначальной Троицы мы записываем номер памятного сертификата жертвователя, который присваивается навсегда, позволяя найти благотворителя в любое время.

Оставьте свое Имя в истории Навсегда внесенным
в «Книгу Памяти» возрожденного Храма

Сделав пожертвование Имя благотворителя:

Будет внесено в «Книгу памяти»

Будет всегда храниться в Храме

Будет включено в списки на поминование

Каждый внесший свою лепту в благое дело
получает именной сертификат благотворителя

При этом у Вас будет возможность пожертвовать

Получить сертификат благотворителя

От другого человека

Вручить сертификат в качестве подарка

Для его вечного поминовения

Несмотря на свой незаконченный фасад уже сегодня Храм поражает своим величием. С каждым днем его очертания возвращают былое великолепие. И хотя работы проходят не так быстро, как бы хотелось прихожанам, их регулярность позволяет верить, что не в далеком будущем Новохоперск получит еще один форпост Православия и достойное украшение в виде возрожденного Храма Божьего.

Вся сила в деятельном христианстве

Благо тому,
кто живет так, что всегда готов окончить жизнь и предстать на Суд Божий!
Но горе тому,
кто потерял из виду последнюю цель бытия своего.

Архиепископ Херсонский и Таврический Святитель Иннокентий (Борисов)

ВСЯ СИЛА В ДЕЯТЕЛЬНОМ ХРИСТИАНСТВЕ

7 июня Церковь празднует память святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (1800–1857), много сделавшего для восстановления древних святынь Тавриды; опытного наставника и попечителя душ, во время Крымской войны выполнявшего свой пастырский долг под огнем неприятеля; выдающегося церковного ученого и педагога, яркого проповедника. Публикуем ниже отрывки из трудов и проповедей святителя, которого по праву называют «русским Златоустом».

  • «Христианин, помни смерть своего Господа, за тебя принятую, и не изменяй Ему своей жизнью; ищи во всем славы Отца Небесного; трудись неотступно для блага ближних; сражайся с пороком и нечестием; переноси мужественно испытания и бедствия; будь готов из любви к истине и правде нести крест и, если нужно, идти на крест. Это глагол Тела и Крови Христовой!»
  • «Одно воспоминание о Боге наполняет душу отрадою и веселием. Ибо с именем Божиим соединено все, что только можно представить великого, премудрого, благого и любвеобильного. Отрадно вспоминать среди горя об отце, о наставнике мудром, о друге неизменном, о покровителе могущественном, о враче искусном: Бог есть и Отец, и Наставник, и Друг, и Покровитель, и Врач такой, пред Коим все земные и наставники, и отцы, и врачи малы и слабы. Но чтобы одно воспоминание о Боге уже веселило нас, надобно, чтобы у нас была связь с Богом; надобно, чтобы мы были – Его и Он – наш. Чужое не веселит. Тем паче не веселит чужое противное. Будем и среди грехов не терять духа покаяния, и тогда всякая мысль о Боге будет сопровождаться радостью духовною. Ибо с именем Бога пробуждается мысль об Отце, приемлющем кающихся с распростертыми объятиями».
  • «Вся сила в деятельном христианстве – в жизни по учению веры. Одна сия жизнь производит в нас истинное участие в Таинствах нашего спасения и делает для нас действительно важными и радостными все праздники Божии. Без сего можно иметь вид радости, можно предаваться шуму и веселью мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя. Ибо без сего – без жизни по вере – мы чужды Христу и Христос нам, даже находимся в состоянии вражды с Ним, а у враждующих какое общение радости? Итак, не удивляйтесь, если я, начав приглашением всех от лица Церкви к радости, окончу приглашением некоторых к сокрушению о грехах. Что делать, когда многие неспособны радоваться духом. Лучше восскорбеть плотью, чтоб потом стяжать радость духа, нежели навсегда потерять ее, радуясь непрестанно радостью плоти и чувств. Кто обратится к покаянию, тот вдруг почувствует всю важность настоящего дня, и как отраден он для грешников! Ибо для истинно кающегося нет ничего драгоценнее Спасителя».
  • «Что такое природа, нас окружающая, и мир чувственный, в коем мы живем и движемся от нашей колыбели до гроба? Любомудрые определяют это различно, но для здравого смысла и чувства христианского самое лучшее понятие о видимом мире то, когда он представляется откровением совершенств Божественных, зерцалом, в коем, по выражению апостола, невидимая Божия… видима суть , самая присносущная сила Его и Божество (Рим. 1: 20). Поелику же зерцало сие поставлено не напрасно и находится всегда перед очами нашими, то само собою следует, что мир, нас окружающий, должен быть для нас не только поприщем для нашего действования, но и училищем для вразумления нас, как действовать и чего достигать. Взирая на порядок, существующий в мире, на законы, в нем господствующие, на цели, достигаемые посредством каждой вещи в особенности и всех вкупе, мы должны чрез это сами приучаться к порядку, правильности, благонамеренности и постоянству».
  • «Скорбь, как говорят психологи, сжимает сердце. Да, скорбь сжимает чувственность, сжимает самолюбие. В счастье по видимому человек велик, ибо надменен собою, горд; а в самом деле – мал, ибо ограничен собою, удален от всего истинно великого. В несчастье же человек по видимому мал, но если он растворяет несчастье верою, то среди сей внешней малости он внутри себя бывает гораздо больше. Не в скорби ли человек устремляется мыслью к Богу, к концу своей жизни, всего мира? Не в скорби ли человек холоден ко всему миру, отделяется от него, становится вне времени и пространства? Не в скорби ли человек способен решиться на самые трудные подвиги, лишения, пожертвования? Вообще в скорби и несчастье с духом нашим бывает то, что с веществами, когда их кладут в огонь: они мягчают, расплавляются и испаряются. Если душа добрая, то с нею бывает то же, что с благовонным веществом: аромат смирения, преданности несется далеко. А если душа нечистая, злая, безверная, то от нее, как от зловонного вещества, несется ропот хулы, ожесточение и гнев».
  • «Истинный христианин всегда странник и пришелец в мире. Между Царством Христа и духом мира, между чадами Божиими и сынами века сего нет и не будет никогда мира. Посему вы, кои решились носить не одно имя христиан, а и стяжать вещь, приобрести ту драгоценную жемчужину, для стяжания коей надобно продать или презреть все, не забывайте совета апостольского – ходить в премудрости… к тем ложным христианам, кои, довольствуясь одним праздным именем христиан, нисколько не думают о том, чтобы в самом деле принадлежать Христу, или, что еще хуже, отвергшись внутренних сил благочестия, стараются удержать на себе Его внешний образ. Ходите в премудрости, не принимая на себя чуждого образа, не представляясь тем, что вы не есть, – это не ваша мудрость».
  • «Отчего не раскаялся диавол? Оттого, что он не знает болезни и смерти. Почему не знает? Потому что у него нет тела. Боль дает знать скорее, вернее и сильнее всего, что значит грех».
  • « В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе (Пс. 118: 11) Вот куда надобно класть Библию тому, кто при помощи ее хочет избавиться от проклятой привычки грешить! На каком бы почетном месте она ни была постановлена, все стоит еще не на своем месте, покуда не будет сокрыта в сердце. Эту истину надобно заметить особенно тем, кои любят Библию в богатых оправах, за золотыми рамами. Как сокрывать Библию в сердце. Прилежным чтением ее, прилежным размышлением о ней и ее содержании, прилежным, наконец, выполнением того, что в ней написано».
  • «Нет, не так поступали святые Божии человеки! Мы удивляемся, как они на всех путях жизни своей видели Господа, и думаем изъяснить сие тем, что Промысл Божий особенным образом участвовал в приключениях их жизни. Не отвергая и сего – ибо Сам Господь называет их Своими присными и другами (Ин. 15: 14–15; Иак. 2: 23), – должно сказать, что святые человеки все были чрезвычайно внимательны к путям Божиим. Посмотрим на одного Давида. Как у царя, сколько у него забот, предприятий, трудов, огорчений! Однако же о чем размышляет он на царственном ложе своем, в ту пору, когда весь Израиль и вся природа безмолвствует и покоится? Он размышляет о судьбах правды Божией, о том, как Господь вознес его от стада на престол Израильский. В полунощи востах , – говорит он к Богу, – исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118: 62). И восстает в полунощи тогда, когда, по его же словам, уже седмерицею днем хвалил Господа (Пс. 118:164)! Вот пример, коему подражать, вот правило, коему последовать должно! Надобно возлюбить пути Господни, и они соделаются для нас приметными. “Дай любящего, – говорит блаженный Августин, – и откроется любимый”. Если бы мы постоянно наблюдали за своей жизнью, имели детское доверие к той спасительной истине, что без воли Божией действительно не падает с головы нашей ни одного волоса, то сколько раз при размышлении о нашей судьбе тот же самый рассудок наш, который теперь недоразумевает, теряется в догадках, не знает, что делать, – сколько бы раз он сам остановил наше внимание, говоря: “Смотри, это рука Божия! Это Она, всемогущая, отклонила от тебя то или другое бедствие, низложила пред тобою ту или другую преграду – спасла от тех зол, кои отяготели над тысячами подобных тебе! Это Она, премудрая, провела тебя невредимым сквозь столько опасностей и затруднений, поставила в таком месте, где можешь не только сам быть покоен и счастлив, но и назидать счастье других! Это Она, всеблагая, ниспослала тебе столько неожиданных радостей, столько незаслуженных даров, вознаградила столько по видимому невознаградимых потерь, согревала и питала твое младенчество, обуздывала и исправляла юность, благословляла и осеняла мужество”» (О путях Промысла Божия в жизни человеческой).
  • «Воину особенно нужно знать, от чего зависит успех сражения, победа или поражение. Зависит это от многих причин: от мужества и искусства, от благоприятности мест и времени, от слабости и бессилия врагов и прочее. Посему-то стараются заранее быть готовыми к брани; посему-то и без брани постоянно упражняют себя в искусстве сражаться; посему-то избирают опытных военачальников; посему-то запасаются сведениями о самом местоположении неприятеля и прочее, и прочее. Но, кроме всего этого, успех брани зависит еще не от людей, а от Бога, свыше. Если благословит Господь, то и малое число победит большее; если не благословит, то не поможет и многочисленное. Если благословит Господь, то и слабые одушевятся мужеством, откуда только возьмется сила и крепость! Если не благословит, то и мужественные потеряют дух и у сильных ослабеют руки. Если благословит Господь, то и ветер будет благоприятный и камни подводные и мели как бы удалятся со своих мест; если не благословит, все будет мешать успеху, и ветер начнет дуть против, и камни подводные и мели как будто будут следовать за кораблями. Посему-то при всем искусстве, мужестве, при всем обилии средств к сражению и победе необходимо еще одно, такое одно, без коего может легко потерять силу все прочее: необходимо благословение Божие. Чем достигается это благословение? Очевидно, не искусством и мужеством, не многочислием людей и средств, ибо все это может быть и у врагов; а чем же? Верою в Бога, упованием на Его помощь, молитвою, чистотою души и тела, исполнением заповедей Господних. Ибо очевидно, что Господь благословляет того, кого любит, – а кого же любит Он, как не боящихся Его и творящих волю Его? Воин благочестивый дорог в очах Господних, с ним всегда его Ангел Хранитель, посему с ним и победа. Равно как воин нечестивый есть язва для воинства, ибо над ним всегда гнев Божий, а потому недалеко и поражение.
  • Памятуйте сие, воины христолюбивые, а поелику вы хочете всегда победы над врагами, то заранее заслуживайте ее у Господа благочестием, воздержанием, чистотою и прочими добродетелями. Аминь»
Читать еще:  Александр Грибоедов. Жизнь, подвиг, смерть

Блж. Феодорит Кирский

чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его

[Праведность от Бога] состоит в том, чтобы верою уразуметь: Христос есть Бог и Творец всего, и воспринял наше естество, совершая наше спасение, и воскресил воспринятое Им тело, устрояя общее воскресение всех людей. Ибо силою воскресения Его апостол назвал цель воскресения.

Толкование на послание святого Павла.

«Сила Моя совершается в немощи»

«Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи». .. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» — 2 Кор. 12, 9 — 10.

Апостол Павел говорит, что когда он слаб, тогда он силен. По-человечески в таком заявлении есть очень большое противоречие. Всякий знает, что когда он слаб, он не может быть сильным. Тем не менее апостол Павел говорит правду, что его сила совершается в немощи. Он имел в виду силу Божию, которая проявлялась через немощи апостола.

Несколько раз молился апостол Павел о том, чтобы Господь удалил жало из его плоти. Ответ Господа на эту молитву был таков: «Довольно для тебя благодати Моей».

Апостол Павел получил не избавление от жала плоти, но силу для перенесения этого жала, которое удручало его. Когда у нас не хватает сил для перенесения страдания, тогда Господь дарует Свою благодать. Христос сказал апостолу Павлу, что довольно для тебя благодати Моей для преодоления жала в плоти. Божья благодать всегда близка к нам. Господь нередко допускает трудности и подает благовременно благодать, чтобы мы видели спасающую нас руку Божию. Тогда эта сила становится нашей силой. Бог совершает Свою силу в наших немощах. Когда мы слишком самонадеянны, Бог не может использовать нас. В нашем же самоуничижении проявляется сила Божия. Так произошло в жизни апостола Павла. Он вел себя самостоятельно, пока Бог не поразил его слепотой на пути в Дамаск. Позже он имел жало в плоти. Он был несколько раз побиваем камнями и пережил немало трудностей. Несмотря на все это, в нем проявилась великая сила Божия ко спасению многих душ.

Читать еще:  Алексей Петренко: «Я верю – и всё! Верю!»

В своей слабости апостол Павел предоставил возможность Богу действовать во всей силе и мощи. Часто мы не знаем, что нам делать с нашими слабостями. Люди в таких случаях нередко впадают в отчаяние и совершают большие ошибки. Но когда мы разрешаем проблему с Господом и Его силой, тогда в немощи совершается сила, и в печали мы получаем благословение.

До тех пор, пока мы надеемся на себя и свою силу, Бог не может проявить Своей силы в нас. Надеждой на себя мы ставим препятствие для проявления силы Божией. Не забудем, Божья сила проявляется в немощи. Господь Иисус Христос рождается в человеческом сердце только тогда, когда мы сознаем себя нищими духом. Господь хочет проявить Свою силу в нашей немощи. Дорогой друг, если вы согласитесь искать спасения через веру во Христа Иисуса, то первым делом следует вам сознать свою неспособность помочь самому себе. Без этого сознания помощь от Господа невозможна.

Сознание немощи и силы Божией имело большое значение в жизни апостола Павла. Прежде он тяготился жалом в плоти и хотел избавиться от него, и даже трижды молился об этом Господу. Но благодать Божия, подкрепляющая в немощах, восполнила его недостаток, и он успокоился и даже достиг с Божией помощью великой победы в немощи своей плоти.

Апостол Павел говорит, что он будет хвалиться своими немощами вместо того, чтобы роптать или сетовать на обстоятельства. И причиной такого желания было стремление получить силу Божию. Нет ничего более отрадного для чада Божия, как обладать и пользоваться силой Божией. Когда сила Божия на нас, все вокруг превращается в славу Господню. Слабое мира становится сильным в Господе.

Дорогой друг, познали ли вы эту силу Божию? Силу Крови Иисуса Христа, спасающую и дающую нам победу в христианской жизни и в служении Господу и нашим ближним. Итак, источником нашей силы является Сам Господь, и путь приобретения этой силы — в сознании нашей немощи и признании Божьего могущества.

Итак, доверьтесь Господу Иисусу Христу, дорогой друг, для получения этой силы, чтобы служить Господу и ближним.

И. М. Сергей, «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

Читайте также

1. Состояние плотского человека

1. Состояние плотского человека Преподобный Иоанн Лествичник и Исаак Сирин учат, что состояние плотского человека определяется словом «нечестивый» (Лествица 1, § 3). Это значит, что такой плотской человек находится в заблуждении, в состоянии отдаленности от Бога и проводит

Первозданное состояние человека

Первозданное состояние человека Творение человека9 Преподобный Исаак Сирин замечает, что Бог действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим

Состояние человека до грехопадения

Состояние человека до грехопадения До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Свв. отцы учат, что прародители и до падения были

1. Человеческая природа, или состояние человека (ст. 1—3)

1. Человеческая природа, или состояние человека (ст. 1—3) Прежде чем перейти к более подробному описанию состояния человека, пребывающего вне Бога, нам следует уяснить, что это относится к каждому из нас. Павел предлагает нам не некий портрет какого–то низко павшего

I. Первоначальное состояние человека

I. Первоначальное состояние человека А. Библейская информация Хотя по всей Библии рассеяно много информации о человеке и его происхождении, тем не менее в первых двух главах Книги Бытие эта тема рассматривается детально, а потому эти главы на протяжении многих веков были

II. Настоящее состояние человека

II. Настоящее состояние человека А. Библейская информация Согласно первым главам Книги Бытие, первые люди были сотворены для счастливой жизни в Едеме в роли Божьих помощников. В этом «райском уголке» они могли служить Богу (Быт. 2:15) и наслаждаться тесным общением с Ним (ср.

III. Будущее состояние человека

III. Будущее состояние человека Хотя заманчиво пуститься в смелые рассуждения о будущем состоянии человечества, тем не менее к этой теме следует подходить с большой осторожностью, «ибо мы отчасти знаем… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же

1. Состояние человека под законом (ст. 1–3)

1. Состояние человека под законом (ст. 1–3) Под законом, говорит Павел, люди похожи на наследника в детстве, или под опекой. Вообразите себе мальчика, наследника большого поместья. Однажды все оно будет принадлежать ему. В сущности, оно уже принадлежит ему по обещанию, но в

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РАЙ И СКОТОПОДОБНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РАЙ И СКОТОПОДОБНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Итак, всемогущий и единосущный Господь, премудро сотворивший всё видимое и невидимое, материальный и духовный мир, ангелов и телесных существ, создал и человека как некое средоточие Вселенной, как мир в миниатюре, как

Нравственное состояние человека

Нравственное состояние человека Поскольку души постепенно очищаются и освобождаются от зла посредством перерождений и кармических страданий, то, по логике вещей, мы должны были бы видеть, как человечество в целом становится всё лучше и лучше. Если каждая душа

НАЗНАЧЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СОСТОЯНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

НАЗНАЧЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СОСТОЯНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Если все развитие неорганического и органического мира было дано как бы во мгновение ока всемогущими словами Творца (да будет!), то сотворение человека отличалось от создания всех других тварей. Пред сотворением

§ 2. Внутреннее состояние человека, достигшего святости.

§ 2. Внутреннее состояние человека, достигшего святости. Чувства святых — «сверхчувственны». Или, иначе сказать, святые обладают некоторым особым, выше всех ощущений воспаряющим, чувством для познания того, ихже око не виде, и ухо не слыша, ина сердце человеку не взыдоша (1

6. Состояние первозданного человека до грехопадения

6. Состояние первозданного человека до грехопадения Первый человек вышел из рук Творца совершенным. Конечно, это было не то совершенство, которое достигается в результате продолжительной целеустремленной деятельности и составляет нравственную цель человека, как это

3.2.11. Состояние человека до грехопадения

3.2.11. Состояние человека до грехопадения 3.2.11.1. Совершенство человеческой природы до грехопадения Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. «И я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7, 29), т. е. человек со всеми силами и способностями своего

4.3.3.5. Состояние первозданного человека

4.3.3.5. Состояние первозданного человека Как и все творение Божие, человек был создан совершенным:«И я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл. 7, 29).Это значит, что человек со всеми силами и способностями своего естества вполне соответствовал назначению, которое было

1.1. Состояние человека до грехопадения

1.1. Состояние человека до грехопадения До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Свв. отцы учат, что прародители и до падения были

Читать еще:  «У меня с ним не может быть ничего общего»

«Вся сила в деятельном христианстве»

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 321
  • КНИГИ 654 183
  • СЕРИИ 25 023
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 490

1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой — тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение.

Пследнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь верою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

2) Такое познание может быть приобретаемо через чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры, и друг от друга во взаимных отношениях с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимном подчинении одних другим и в возможной полноте. Правила жизни в сем случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.

Если собрать воедино все обращающиеся в жизни правила, найдется, что от иных требований христианства себя увольняют, другим дают превратный смысл, иные ограничивают условиями внешних обстоятельств — и вообще великое найдется смешение в понятиях о должной христианской жизни и должном нравственном поведении христианина. Все сие от того, что правила нравственности христианской доходят до сведения по частям, а в отдельности действительно иное правило может показаться очень строгим, иное — допускающим многообразные толкования и применения. Отвратить сию неправость легче всего полным изображением всего христианского нравоучения. И св. Василий Великий в свое время заметил подобное смешение в понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и положения выдавал за истинное правило жизни, а укоренившиеся обычаи и предания человеческие сделали то, что одни грехи извиняли, а за другие без всякого разбора взыскивали; на некоторые, по–видимому, малые, негодовали, а иные не удостаивали и легкого выговора». И потому, чтобы уврачевать сей недуг, он за нужное почел «выбрать из Богодухновенного Писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, и все рассеянные по разным местам запрещения и повеления, для легчайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей поступать по навыку своей воли или по преданию человеческому» (Творения свв. отцов, т. 9). С такою же целью предлагается и настоящее начертание образа истинной христианской жизни.

3) Жизнь христианина характеризуется верою, потому и нравоучение христианское должно быть охарактеризовано вероучением. Как в жизни вера и дела по вере входят друг в друга, переплетаются и взаимно друг другу содействуют, так и в учении — вероучение и нравоучение не должны терять друг друга из виду. Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утонченности, когда не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные направления, когда не освещалось вероучением, главное же, оно тогда ничем не отличалось от нравоучения философского.

Последним замечанием не намекается, будто умозрительному, на естественных началах построенному нравоучению совсем нет места в нравоучении христианском. Напротив, без него обойтись нельзя. Христианство восстановляет наше естество и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства. То же и в нравоучении — показание, каковым должен бы быть человек по естеству, служит истолкованием, почему от него требуется то и то, если он хочет стать в настоящий свой чин, что есть в целях христианского нравоучения. Этого везде держится наше начертание.

4) Об источниках нравоучения христианского нечего говорить много. Они одни и те же с источниками вероучения. Довольно помянуть, что здесь, кроме Слова Божия и согласного учения свв. отцов Церкви, должно руководствоваться особенно аскетическими писаниями отцов–подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в коих прославляются христианские добродетели.

Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология. За неимением её приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов–подвижников.

5) Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно–христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях.

А) Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни.

Положения сии указывают:

A) основы христианской жизни;

Б) определяют характеристические черты христианской деятельности как нравственной;

B) изображают последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей.

А. Основы христианской жизни

Жизнь христианская а) коренится в воплощенном домостроительстве; б) поддерживается, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью; в) течет по предначертанной норме, вытекающей из двух предыдущих моментов.

а) Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве

Без сего домостроительства христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство.

В сущности, оно есть восстановление падшего: «прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего» (Мф. 18:11). «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но иматъ живот вечный» (Ин. 3:16). — И вот чего ради «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14).

Как основа христианству, сему спасительному Божественному учреждению, положена воплощением Бога Слова, так основа жизни христианской полагается верою в сие Воплощение и причастием силы Его. Веруяй в Сына, иматъ живот (Ин. 3:36), и, иже веру иметь,…спасен будет (Мк. 16:16). Вера в силу воплощенного домостроительства есть дар Божий (Еф. 2:8). Но побуждение к взысканию ее и к дорожению взысканною порождается разумным убеждением, что иного спасения нет, как через него. Этим‑то убеждением и должно быть начато начертание христианского нравоучения как руководства к христианской жизни, ведущей ко спасению. При сем ведать дается, что возведение к убеждению в необходимости воплощения для спасения нашего не будет введением в постижение сей тайны. Что Бог явися во плоти, сие выну пребудет волею благочестия тайною (1 Тим. 3:16).

К убеждению в необходимости воплощения Бога для нашего спасения возводимся не постижением сей тайны, а разумным усмотрением того, что условия нашего спасения не могли быть никем выполнены как Богом воплощенным.

Мы пали через грехопадение прародительское и попали в неисходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от сей пагубы.

Пагуба наша состоит в двух злах: во–первых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во–вторых, в повреждении и расстройстве своего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны: во–первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во–вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector