Святитель Иоа́нн (Максимович), Шанхайский, Сан-Францисский архиепископ
Содержание
- 1 Святитель Иоа́нн (Максимович), Шанхайский, Сан-Францисский архиепископ
Святитель Иоа ́ нн (Максимович), Шанхайский, Сан-Францисский архиепископ
2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.
Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При Святом Крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.
В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, Ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.
С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.
Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки, и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.
В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем, с 1962 года, – в Сан-Франциско его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Слава владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».
Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжелобольного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.
В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
Дети, несмотря на обычную строгость владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
Блаженный владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой, поминал на богослужениях Московского патриарха наряду с первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.
Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.
Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с чудотворной иконой Божией Матери Курской Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь».
Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, «казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного святого».
Вскоре и в усыпальнице владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.
Время показало, что святитель Иоанн чудотворец – скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.
Живые уроки нравственного богословия. Воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском
Встреча со святостью – это всегда уникальный опыт, часто он не сразу воспринимается должным образом, но впоследствии может перевернуть всю жизнь. О своем личном опыте рассказывает архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил, которому в течение нескольких лет довелось близко общаться с архиепископом Иоанном (Максимовичем), прославленным в лике святых.
Святитель Иоанн Шанхайский приехал во Францию в 1950 году, в то время мне было семь лет. Тогда я учился в русском интернате во имя святого Георгия, который располагался в местечке Медон под Парижем. Недалеко от нашей школы был известный храм Воскресения Христова, устроенный силами эмигрантов первой волны в 1927 году. Русский инженер, который его строил, сделал стены из смеси соломы и цемента, назвав материал «соломит», – ни один француз не мог понять, что это такое, но в то время не было возможности построить более монументальное здание. Инженер предупреждал, что наша церковь из соломита сможет простоять не более семи лет. Однако она продержалась до 1981 года, до тех пор пока один из учеников школы не оперся во время службы случайно о стену снаружи и не упал прямо внутрь храма. Теперь на этом месте уже стоит кирпичная церковь , которая по архитектуре полностью воссоздает облик того, «соломенного», храма.
Владыка Иоанн часто бывал в той церкви . А еще у него в Париже была резиденция при храме, который он устроил в 16-м квартале города. Тогда владыка носил титул Брюссельский и Западноевропейский. Он навещал русские школы, в частности нашу, и кадетский корпус в Версале. Воспитанию детей иммигрантов он уделял много времени, поскольку считал эту задачу одной из самых важных.
Как-то мне предстояло первый раз исповедаться. Помню, осознание этого факта меня очень озадачило, ведь до этого я привык каждую неделю просто причащаться. Во вторник той недели, никого не предупредив, к нам приехал владыка Иоанн. Он объявил школьникам, что завтра вечером будет всенощное бдение и все будут исповедоваться. Когда я пришел в храм, там было два аналоя. К одному из них, где исповедовал священник, много лет служивший в этом храме, архимандрит Сергий (Пфасерман), выстроилась длинная очередь моих однокашников. К другому, где стоял владыка Иоанн, подходили преимущественно взрослые люди, здесь очередь шла очень медленно: пока батюшка успевал поисповедовать десятерых детей, во «взрослой» очереди разрешение получал только один человек.
Так как это была моя первая исповедь, я был очень взволнован. Помню, владыка повернулся к нам, детям, и поманил кого-то пальцем. Мои одноклассники подталкивали меня и говорили: «Иди, это он тебя зовет!» Я был смущен и сосредоточен на своих чувствах и поэтому поверил им и смело подошел к владыке. Он строго меня спросил: «Ты что пришел?» Я знал правила хорошего тона и понимал, что невежливо ответить, что, мол, вы сами меня позвали, поэтому ответил: «Владыка, я пришел исповедоваться». А он мне в ответ: «Ты не знаешь, что такое исповедоваться!» Но я уперся: «Знаю, это значит говорить свои грехи «. Владыка сказал: «А ты не знаешь, что такое грехи», но я опять настаивал: «Знаю». «Ну?» – строго спросил владыка. Я стал говорить, как обычно дети говорят, что не слушался старших и так далее. Тогда владыка взял меня под омофор. Не знаю, сколько времени я пребывал под ним, но могу только сказать, что там было светло. И пожилой архиерей мне там казался и красивым, и молодым, и я чувствовал огромную радость. «Говори что хочешь. Скажи всё, что у тебя на сердце, а я буду объяснять тебе, что такое грех», – вспоминаю я слова владыки Иоанна. Первый раз кто-либо из взрослых говорил что-то подобное. Он мне тогда стал объяснять, что такое любовь Божия, что грех – это когда ты отказываешься от этой любви, когда ты от Него уходишь. И тогда ты несчастен, потому что ты сам ушел от любви, ты уже без любви, ты уже как брошенный, ведь ты сам ушел. Для меня это было нечто новое и удивительное, и я чувствовал, что та безграничная любовь, о которой я слышу от владыки Иоанна, тут присутствует. Я не могу сказать, сколько времени продолжалась наша беседа, а когда архиепископ сказал мне: «Ты знаешь, мы тут с тобой остались одни», я, кажется, сказал, что не хочу уходить, так как я не испытывал такого состояния прежде. Я почувствовал, что от этого состояния нельзя уходить. Владыка объяснил мне смысл разрешительной молитвы и потом стал произносить ее – у него был очень ясный слог, каждое слово было понятно. В дальнейшем я не раз замечал на его проповедях, что то, что он говорил, легко входило в сердце каждого, кто его слушал, вне зависимости от образования и степени воцерковленности. Потом владыка сказал: «Сейчас я сниму омофор, но учти, будет темно». В храме действительно оказалось совсем темно, там оставалась непотушенной только одна лампадка. Так как уже все разошлись, владыка Иоанн предложил проводить меня до школы. Он несколько раз спрашивал, настаивал. Но я всё время отказывался, причем я отчетливо тогда понимал, что это гордость во мне говорит, и мне стало очень стыдно, но я смог себя превозмочь и всё равно отказывался, и владыка меня ласково отпустил одного. При выходе стоял мой старший однокашник – мальчик лет девяти, он ругал меня всю дорогу, что я задержался, а его заставили меня ждать. Он ожидал, что его насмешки заденут меня и я буду плакать, и очень удивился, что меня это больше не тревожило – такое радостное ощущение у меня было. Эту свою исповедь я запомнил на всю жизнь.
Нечто подобное случалось и потом. Помню, как некоторое время спустя мы поехали в Брюссель и решили посмотреть на построенный новый храм в честь Иова Многострадального, это был храм – памятник царской семье, всем новомученикам и пострадавшим во время гражданской войны и гонений в России. Его начали строить еще до войны, но окончили только в 1950 году. Это было зимой. Тогда в Брюсселе выпало довольно много снега, и мы даже катались на санках. Внутри церкви было немногим теплей, чем на улице. Мы стояли окоченевшие, внутри помещения было сыро, так как штукатурка на стенах еще не успела просохнуть, но все были поражены обликом храма. Дети, родившиеся на чужбине или приехавшие за границу в младенчестве, в первый раз видели русскую церковную архитектуру. Вдруг мы услышали топот и стук – это владыка Иоанн постучал посохом о пол (дверей еще не было), чтобы привлечь наше внимание, и сердито произнес: «Это так вы встречаете архиерея?» Мы испугались, а он сказал, что пошутил, подошел и каждого благословил, называя по имени. Мы все повернулись к востоку, а владыка начал увлеченно рассказывать, что и как будет в новом храме. Мы смотрели на его ноги в одних сандалиях – они были синие от холода. «Здесь будут плиты с именами всех погибших и замученных во время революции! Патриархи, митрополиты, епископы. Их много, и каждое имя мы упомянем, будем молиться об упокоении их души», – говорил он. Он нас обнимал за плечи, и постепенно мы увлеклись его рассказом, нам стало тепло и даже жарко, несмотря на мороз.
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец
Мы знали о его духовных дарованиях. Когда владыка Иоанн посещал нас, учеников русской школы, он уже был известен как шанхайский чудотворец. Беженцы, которые из Китая переехали на Филиппины и затем попали во Францию, рассказывали о нем. Когда в Китае к власти пришли коммунисты, были закрыты все границы. Архиепископ собрал свою паству в храме и велел взять самые необходимые вещи. Его авторитет был огромен, и люди беспрекословно его послушались. Они рассказали нам, что после богослужения владыка повел их всех в порт, они вместе спокойно поднялись на корабль и отплыли, не встретив никакого противодействия со стороны властей, – это было чудо. Затем на острове Табубао на Филиппинах, куда эвакуировали беженцев, за длительный период их пребывания не было ни одного стихийного бедствия, хотя штормы и ураганы очень часты в этих местах. Благодаря активным прошениям владыки Иоанна, а он добился встречи с Президентом США, части беженцев удалось переехать с Филиппин в Америку, часть попала в Австралию, еще часть – во Францию.
Владыка Иоанн приходил к нам в школу часто. Он стал моим воспитателем. Наверное, не все мы осознавали, какое значение для нас могли иметь его визиты, ведь в детстве многое воспринимается как само собой разумеющееся. Отношение к владыке было смешанное. Ребята побаивались грозного маститого архиерея, но испытывали восторг, когда он вдруг появлялся. Никогда не забуду, как он хватал меня за плечо сзади при встрече – его рука была тяжелая, как лопата. При этом с детьми он общался очень просто, по-отечески, стоило ему заговорить, и страх сразу уходил, владыка становился полностью «своим».
Он очень много общался с людьми. Со взрослыми говорил кратко. Если его проповеди после Литургии были очень длинными и продолжались не менее сорока минут, то в личном общении он говорил только несколько слов. Когда мне было 16 лет, он как-то подошел ко мне в храме и сказал: «Слушай меня, после Литургии ты должен прихожан всегда собирать на трапезу, ты должен их кормить, привечать, и стол должен быть накрыт, должен ломиться. Потому что трапеза – это продолжение евхаристии. А когда будет Рождество, ты здесь должен ставить елку, чтобы игрушки были, чтобы дети танцевали и чтобы они все получили какой-то подарок, чтобы было им радостно и весело. Ты понял меня?» Я, конечно же, не понял, так как тогда даже не думал и не собирался становиться священником или монахом. Но владыка, видимо, уже провидел то, что я буду клириком. И когда много лет спустя меня в этом храме рукополагали в священники, я вспомнил эти слова и даже прослезился. Владыка совершенно непостижимым образом умел помогать людям. Бывало, он выходил из храма, а мимо шел русский человек, владыка его подзывал и давал пачку денег. «Если ты не заплатишь за квартиру – тебя выгонят», – сказал он незнакомцу, который был очень удивлен, так как даже не ожидал никакой помощи и вообще стеснялся подойти и что-то просить. Причем дали ему именно ту сумму, которая была необходима. Владыка, кстати, очень любил таких кротких, застенчивых людей. Известно, что он собирал бездомных маленьких детей на улицах и создал для них приют. У нас очень часто в храме на богослужении появлялись люди не совсем уравновешенные, по нашему мнению, даже ненормальные. Они знали, что владыка им поможет и исцелит их душевные болезни, накормит и вообще сделает для них всё, об этом знал весь Париж.
Мы, дети, наверное, понимали его святость. Но мы не умели с ней обращаться, не знали, как подойти к нему, но это чувствовали. И чувствовали, что мы, наверное, постоянно что-то делаем неправильно, когда общаемся с ним. Нас это иногда терзало. Как-то в кадетском корпусе мальчики на клиросе, пока владыка служил вечерню, сокращали стихиры. Владыка из алтаря укоризненно цокал языком, но сам не выходил, и дети пропускали песнопения дальше. Когда стихиры спели, владыка вышел и потребовал спеть все стихиры сначала, уже без пропусков.
Одна из главных человеческих добродетелей – это рассудительность, и владыка Иоанн в полной мере обладал такой способностью. Он был для нас живым уроком нравственного богословия. Он говорил человеку: «Делай так-то или, напротив, не делай так, чтобы быть с Христом». Вера – это не философия. Хотя и философией не стоит пренебрегать. Вера – это сила, которая может двигать общество вперед. Но вера может не просто двигать, но и преображать социум.
После того как по долгу службы владыка Иоанн покинул Францию в 1962 году, нам, его воспитанникам, конечно же, стало его недоставать, но я всегда чувствовал, что мы все, и даже я, грешный, остались в его памяти и в его молитвах. После отъезда владыки ко мне часто подходили разные люди, даже безбожники, и спрашивали: «Где ваш епископ?» Они недоумевали и серьезно ко мне обращались: «Как же мы без него будем жить?» Сейчас почитание святителя Иоанна растет, особенно в России. Люди, приезжающие в Сан-Франциско, могут убедиться в нетленности его святых мощей. Многие неоднократно исцелялись по молитвам к нему еще до его прославления. Обретение такого великого угодника Божия стало явным знаком Его милости к зарубежной России и ко всей Русской Церкви в целом.
Из слов и проповедей святителя Иоанна Шанхайского
- Сын Божий пришел на землю и вочеловечился, чтобы возвести человека на небо, сделать его снова жителем рая, вернув ему первоначальное состояние безгрешности и целости, и соединить с Собой.
- Достойна всякого почитания высокая, не материальная цель молитвы. Самая же высокая молитва это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием — как можно ближе придвинуться к Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви…Через молитву мы соединяемся с другим человеком всё новому, и всё по лучшему… Молитва очищает бывшие, настоящие и будущие отношения…
- Не ищите благодати ни в какой другой вере, ибо истина только в православной Церкви, про которую Христос сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» (Мф.16, 18).
- Могут сказать, что христианство уже давно проповедуется по всей земле, однако оно преимущественно проповедуется в виде тех или иных отклонений от подлинного учения. Чистое и правое христианское учение сохранилось только в Православии, и вот оно-то проповедуется ныне там, где его не знали. Мы рассеяны по всему миру не только для научения и исправления нас самих, но еще и для того чтобы исполнить волю Божию о проповеди Православия всему миру.
- Быть православным важно, потому, что православное учение о Боге есть то, которое открыл Сам Сын Божий.
- Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах.
- Когда раскроются «книги», всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник — когда умерло тело, кто-то подумает — умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок. И если она в этом грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придёт с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.
- Начало ада уже здесь на земле. Так же и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого Воскресения и когда достойно причащаемся.
- Атеистом человек может быть только до своей смерти. После — все будут верующими. Но выбрать то, что будет после, надо сейчас, и как можно скорее.
- Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нём борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха.
- Полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией (когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи. »). Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение.
- Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает.
- Торопись делать добро! Время коротко! Сей добрые дела в жизни временной, чтобы получить сторичный плод в жизни вечной.
- Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеностно добрый человек. Эта молниеностность — есть выражение духовной силы, святой веры.
Торопись делать добро! Время коротко!
Бог есть огнь
Бог наш огнь поядаяй есть (Евр 12:29). Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется. Так человек, прикасаясь к Богу, или гибнет, или спасается.
Огонь — всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь — в зависимости от того, что прикасается. Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному — в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы — сгорит. Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече. Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет. Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться. Наши грехи — это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху. Надо знать о Страшном Суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться. К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности.
Святителю отче наш Иоанне, моли Бога о нас!
Святителю отче наш Иоанне,
Тропарь, глас 5 : Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих за весь мир присно возносимых; / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых тайн, / ими же присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, / целителю отраднейший. // Поспеши и на помощь нам, всем сердцем чтущим тя.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
Живой и после смерти
2 июля 1966г. во время визита в Сиэтл с чудотворной Курской иконой Божией Матери Владыка мирно отдал душу Господу, которому так верно служил при земной жизни. Его бальзамированное тело было доставлено самолётом в Сан-Франциско, где оно шесть дней пролежало в соборе в открытом гробу, пока тысячи верующих пришли попрощаться с возлюбленным архипастырем.
Даже после шестого дня было установлено, что признаков разложения нет.
Иоанн Шанхайский был похоронен в небольшой подвальной часовне под алтарём собора. Его гробница стала местом паломничества сотен людей, нуждавшихся в его сильном заступничестве перед престолом Божьим. Многочисленные случаи ответа на молитву лишь подтверждают слова Владыки одному из своих преданных слуг, когда после смерти он явился ей во сне и сказал:
«Скажите людям: хоть я умер, но я жив!»
Святой Иоанн прежде всего был человеком молитвы. Он полностью подчинился Богу, представив себя «живой жертвой», и стал истинным сосудом Святого Духа. Его дело как святителя, миссионера и чудотворца продолжается и сейчас.
Удачного вам дня, любви и счастья!
Чудеса святителя Иоанна Шанхайского
Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский занимает особое место в моей жизни. Несмотря на то, что я не ношу его имени, он является моим небесным покровителем и заступником. И молился он обо мне задолго до того, как я его узнала. Святые сами к нам приходят и раскрывают себя; так мы и находим близких нам святых, которых всегда просим о помощи.
Я обращаюсь к святому Иоанну так, как к нему обращались при жизни — владыка. Часто прошу у него благословения на день грядущий, просто с ним беседую и всегда ощущаю его опеку. Как он завещал всем нам во сне своей духовной дочери Марии Шахматовой сразу после своей кончины: «Скажи всем, что хоть я и умер, но я жив», он действительно жив и очень скор в помощи абсолютно всем. У меня много случаев в жизни, когда святой Иоанн помогал мне, он постоянно здесь, но из таких «классических» чудес, когда ты просишь о помощи и немедленно получаешь ее, я хотела бы рассказать о трех.
Первый случай произошел зимой около двух лет назад. Я болела сезонной простудой, ничего серьезного, но нужно было принимать антибиотики. А я их не очень хорошо переношу, они мне дают осложнение на желудочно-кишечный тракт. И вот вечером после принятия последней таблетки из курса я почувствовала себя очень плохо. Было ощущение, что в желудке камень, а общее головокружение, слабость и тошнота были такими, что я и пошевелиться не могла. Я просто полусидя замерла на диване и могла только стонать. Накануне в тот же день мы договорились с мужем почитать акафист святому Иоанну Шанхайскому за кого-то, у кого были проблемы. Я не помню, за кого мы молились, но помню, что ситуация у людей была серьезная. Поскольку уже было поздно, муж предложил почитать акафист прямо сейчас, несмотря на то, что я даже встать не могла. Он стоял перед нашими иконами, а я лежала в стороне. Я попросила его подать мне икону святого Иоанна и приложила ее к желудку с мысленным стоном: «Владыка, помоги!» Пока муж читал Царю Небесный, а я прочитала первый кондак, мой желудок издал урчание и просто затих. Внезапно. Я читала первый икос и была в ожидании, что это временное облегчение, и сейчас желудок разболится с новой силой, но нет. Я была просто в оцепенении до конца акафиста и не шевелилась, ожидая, когда муж закончит читать, чтобы сообщить ему, что святой Иоанн излечил меня просто за мгновение — после первого же кондака как ничего не бывало: ни боли, ни слабости, ни следов вреда антибиотиков. Я расплакалась и была очень счастлива, что владыка мне помог.
Я неоднократно бывала у самого владыки в Сан-Франциско, и это уже само по себе чудо, т.к. возможностей и планов когда-либо побывать там абсолютно не было. Я всегда ощущаю безмерную радость, когда приезжаю к нему и иду к его мощам: ощущение, что идешь к своему дорогому отцу, которого очень любишь и давно не видела. И это ощущение взаимно, ты знаешь, что владыка тебя ждет и очень рад видеть.
В очередной такой приезд в декабре 2017 года я должна была лететь уже в сторону дома из Сан-Франциско, когда святой Иоанн показал мне силу молитвы против рационального мышления. Это был ранний рейс и в аэропорт нужно было приехать к 6 утра. Батюшка, у которого я остановилась, предлагал отвезти меня в аэропорт за полтора часа до отлета, т.к. обычно регистрация и досмотр проходят быстро и незачем часами сидеть в аэропорту. Но мне было спокойнее посидеть и подождать, чем опоздать на рейс. Батюшка согласился и привез меня в аэропорт Сан-Франциско чуть более чем за 2 часа до отлета, благословил и уехал в собор, где он служит и рассказывает паломникам о святом Иоанне Шанхайском. Я сдала багаж и направилась в очередь на досмотр. У меня екнуло сердце, когда я увидела эту очередь, которая извивалась восемью изгибами змейки и уходила далеко за ее пределы. Но я успокаивала себя, что все под контролем, мы успеем, ведь все эти люди летят и должны попасть на свои рейсы. Однако через полтора часа, когда посадка на мой рейс уже заканчивалась, я очень разнервничалась. Полтора часа, а я прошла только 4 изгиба змейки! Еще нужно пройти столько же, но времени у меня нет. Я передумала уже все возможные и невозможные планы, как мне успеть на рейс, и в конце концов написала батюшке, который привез меня сюда, что же мне делать в такой ситуации. В ответ мне пришла эсэмэска: «Читай акафист святому Иоанну». Точка… Мне стало так стыдно, что за полтора часа я только и делала, что нервничала и продумывала выходы, а сама даже ни разу не подумала помолиться! Нужно упомянуть, что владыка Иоанн при своей жизни, будучи в сане епископа и архиепископа, очень много путешествовал, в том числе на самолете, окормляя свою паству, поэтому в Америке он считается основным покровителем путешествующих. Я тут же открыла акафист на телефоне и стала читать. Я его знаю уже наизусть и на прочтение каждого кондака и икоса уходит где-то минута. Как только я стала читать акафист, мои ноги зашагали, очередь начала двигаться непрерывно! Я уже читала и едва сдерживала улыбку. На восьмом икосе мне пришлось отложить телефон в сумку, так как подошла моя очередь досмотра. Я чуть не танцевала. Вот это да, полтора часа без молитвы топтаться почти на одном месте и за 8 минут с молитвой «пролететь» очередь! На рейс я все же опоздала, но благополучно пересела на следующий через 2 часа. Мой чемодан попал на первый рейс, в назидание мне, что нужно молиться, а не суетиться.
Я прочитала очень много книг о владыке Иоанне, впитывая знание о нем и его жизни, как губка. Очень люблю истории, написанные его духовными чадами, которые его знали и очень любили. Особенно мне близки воспоминания Зинаиды Юлем, которая знала его епископом Западно-Европейским, когда владыка служил на кафедре во Франции. Ее жизнь — это сплошные чудеса по молитвам владыки. Одна из ее историй помогла мне осознать событие из моей жизни как чудо владыки, а не пройти мимо него. Позвольте процитировать:
«Когда наш дорогой блаженный Иоанн уезжал от нас, чтобы приступить к управлению епархией в Сан-Франциско, мне казалось, что, хотя отец Митрофан остается с нами, я потеряю все и останусь полной сиротой. До сего дня не могу вспоминать этот момент без слез. Когда после литургии в день своего отъезда блаженный Иоанн вышел из алтаря с посохом в руке, чтобы сказать нам несколько слов утешения, я подумала: «Господи, что я буду делать, когда не смогу видеть моего Старца, слышать его голос и чувствовать его присутствие? Куда он идет… это так далеко!» И когда он начал свою проповедь, я стала плакать горькими слезами, которые текли у меня из глаз, как две реки. Блаженный Иоанн посмотрел в мою сторону и сказал: «Люди, у которых одна цель и которые стремятся к «единому на потребу», имеют единство душ и никогда не чувствуют разделяющее их расстояние. И не имеет значения, сколь это расстояние велико: оно никогда не может быть препятствием для той духовной близости, что соединяет этих людей в единстве душ». После этих слов мои слезы мгновенно высохли, и я подумала: «Как удивительно! Будто кто-то закрыл у меня кран!» И сразу на сердце стало так тепло, так приятно, так радостно (как на Пасху), что я даже забыла, что наш Блаженный покидает нас. И когда мы поехали провожать его в аэропорт, я вместо печали ощутила радость. Совершенно не ощущала, что он покидает нас навсегда. Что же это было, что заставило мою печаль внезапно претвориться в радость? Его молитвы».
Моя история случилась в один из приездов к владыке в Сан-Франциско. Всегда, когда я там бываю, я планирую побывать в Новом Соборе, где находятся мощи святого Иоанна, несколько раз: чтобы просто прийти в дневные часы и побыть наедине со святым, обязательно попасть на Божественную литургию и причаститься (благо, в соборе служат каждый день) и заехать еще раз до своего отъезда, попрощаться с владыкой. Еще в самый первый свой приезд я облюбовала серебряный кулон с иконой владыки на цепочке в книжном магазине собора и обязательно хотела его купить как-нибудь. Но все время откладывала до следующего раза. Он довольно дорого стоил, и всегда казалось, что в следующий раз накоплю денег и обязательно куплю. В этот раз я снова не решилась купить кулон. За день до отлета румынская матушка, с которой я подружилась, привезла меня попрощаться с владыкой в собор. Я подошла к владыке, обняла его раку и чувствую, что у меня сердце разрывается от предстоящей разлуки. Мне так тяжело улетать и прощаться, я не знаю, вернусь ли сюда когда-нибудь еще или это мой последний раз. Так я и стояла одна у раки и плакала, мысленно разговаривая со святым. И тут я решила, что куплю кулон с иконой святого Иоанна сейчас, деньги у меня есть и хватит откладывать. Я утерла слезы, сказала «До свидания» владыке и поднялась в книжный магазин. В магазине никого не было, только за прилавком стоял священник в подряснике. «Здравствуйте, сестра Анастасия», —приветствовал он меня. Вот это да, я впервые вижу этого священника, а он ко мне по имени обращается! Откуда же он меня знает? Оказалось, что это иеромонах Ювеналий, с которым мы переписывались, но не смогли встретиться из-за изменившихся обстоятельств. Все равно, конечно, интересно, что он узнал меня, никогда не встречая… Мы с ним очень хорошо поговорили, и я, наконец-то, сообщила, зачем же зашла. Я попросила его упаковать мне кулон с цепочкой и стала отсчитывать деньги. Он что-то пробурчал неразборчиво и стал упаковывать мою долгожданную покупку. Потом он положил сверток на прилавок и отодвинул деньги, сказав: «А это забери, это подарок». «Да нет, что Вы, я хочу его купить. Это для меня лично». «Забери деньги», — повторил он. «Вы, наверное, не поняли, я покупаю этот кулон за свои деньги, пусть это будет жертвочкой для собора». «Ну ты и упрямая, говорю тебе, забери деньги». Я только хотела снова возразить, как он сказал: «Забери деньги, это будет твоим послушанием! Лучше возьми кулон, пойди в собор и приложи его к раке с мощами, чтобы владыка благословил тебя. Мы их все прикладываем, но ты еще раз сходи». Я больше не стала сопротивляться, забрала деньги, попрощалась, а сама счастливая-пресчастливая направилась выполнять свое послушание! Я влетела в собор и сразу к владыке, достала кулон с цепочкой, положила их на раку, обняла ее и стала благодарить его. Прошло всего каких-то 10 минут между двумя прощаниями, а мое настроение стало диаметрально противоположным: сердце было легким и ликовало, я была очень радостной и знала, что владыка меня еще приведет к себе в Сан-Франциско. Я снова попрощалась и вышла из собора самым радостным человеком.
Я потом еще покупала 4 кулона в разные приезды для друзей и родных, но больше мне никто их не дарил. Только потом я осознала, что владыка таким образом утешил меня, сделав мне подарок — свой кулон — чтобы я поняла, что он везде со мной, никогда нигде меня не оставляет. Не обязательно быть в Сан-Франциско, чтобы он был рядом и помогал тебе, — он везде.
Я несу маленькое служение: беру много бутылочек с маслом от раки святого Иоанна Шанхайского в Сан-Франциско и маленькие иконы святого и раздаю их людям, которым они нужны. Так я хочу отблагодарить святого Иоанна за его помощь в моей жизни и утешить людей, которые его знают, а также познакомить с ним тех, кто его святое имя слышит в первый раз. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!