1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Кирилл: основы религиозных культур пока не возвращены во ФГОС

Патриарх Кирилл: основы религиозных культур пока не возвращены во ФГОС

МОСКВА, 27 января. /ТАСС/. Вопрос с возвращением основ религиозных культур в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) еще не решен, считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«К сожалению, в начале учебного года мы столкнулись с необъяснимой попыткой исключить основы православной культуры и других религиозных культур из предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Был опубликован проект образовательного стандарта, где просто росчерком пера из российской школы выбрасывалась существующая многолетняя практика религиозно-нравственного образования, даже в том минимальном объеме. На данное время, к сожалению, эта проблема не решена. Надеюсь на продолжение диалога с государственной властью», — сказал патриарх на церемонии открытия XXVIII Международных Рождественских образовательные чтений в понедельник в Государственном Кремлевском дворце.

Патриарх добавил, что обучение основам религиозных культур в школах остается востребованным среди российских семей. «В текущем учебном году выбор ОПК в четвертых классах приблизился к 40% по стране, а в Центральном и Южном федеральном округах больше половины семей выбрали для своих детей обучение основам православной культуры. Но цифры — не главное, главное — чтобы все родители имели возможность выбора такого образования для своих детей», — отметил он. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) добавил, что в прошедшем году, по имеющейся у него информации, продолжились обращения общественности в Министерство просвещения о необходимости перехода к расширенному преподаванию основ религиозных культур и светской этики по выбору.

18 сентября 2019 года сайт Синодального отдела религиозного образования и катехезации (ОРОиК) Московского патриархата опубликовал заявление, в котором выразил обеспокоенность по поводу публикации Минпросвещения РФ проекта новых ФГОС, в которых из шести входящих в предмет в рамках «Основ религиозных культур и светской этики» модулей по выбору оставлены только основы светской этики и мировых религиозных культур. В ОРОиК выразили опасения, что проект нового ФГОС основной ступени не предусматривает выбора семьей школьника религиозной традиции для преподавания в предметной области «Основ духовно-нравственной культуры народов России».

21 ноября 2019 года, по информации РБК, Министерство просвещения РФ изменило проект стандартов для начальной школы, вернув в них преподавание основ религии. Руководитель сектора приходского просвещения ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко) заявил ТАСС, что Русская православная церковь (РПЦ) приветствует возвращение модулей по основам православия, ислама, буддизма и иудаизма в разделы ФГОС основного начального и общего образования, посвященных духовно-нравственной и религиозной культуре.

Новая реформа в сфере образования: ждет ли Россию духовная безграмотность?

С целью приведения образовательных специальностей в России в соответствие европейским и мировым стандартам, Министерством Образования и науки РФ будет принят новый перечень направлений и специализаций в сфере высшего образования. Вопрос, волнующий не только православную общественность: что станет с богословским образованием?

Общеизвестный факт, что образовательные специальности в России сильно отличаются от зарубежных и практически не соответствуют друг другу. И теперь Министерство Образования и науки РФ планирует принять новый перечень направлений в сфере высшего образования, который будет соответствовать европейским и мировым стандартам. За образец принимаются две международные системы классификации, на которые ориентируются в Европе и Америке. Но дело в том, что в этих системах перечисляются не образовательные направления и специальности, а укрупненные группы специальностей, чтобы сделать перечень короче, объединив родственные специальности в одну группу. Таким должен стать и Российский перечень. Идея сама по себе, на первый взгляд, даже и неплохая, но вот в прежнем российском Классификаторе направлений высшего образования было образовательное направление «Теология», а в новых Перечнях Укрупненных групп специальностей и направлений названия «Теология» нет вообще.

Хотя в перечне ЮНЕСКО первой же укрупненной группой идет «Религия и теология», в Перечне Минобрнауки теология исчезла! Ее намереваются отнести к укрупненной группе специальностей «Философия, этика, религиоведение». Казалось бы, из-за чего шум поднимать, ведь она формально не уничтожается, но, если вдуматься, то теперь теология будет играть роль некой специализации в рамках философии, что, по сути, уничтожит ее как самостоятельную науку. Более того, это «погружение» Теологии в религиоведение приводит к исчезновению поликонфессионального образования, и, соответственно, к потере законодательной базы для аккредитации духовных школ и теологических подразделений.

Чем обернется новый закон, если теология лишится самостоятельности в системе гуманитарного знания и станет «приложением» философии? Принятая реформа полностью изменит ее сущность — из науки, умеющей изучать духовный опыт «изнутри», она выродится дисциплину, в лучшем случае, изучающую, что такое теология.

«Внеконфессиональный» подход к дисциплине, которая по сути своей не может быть таковой, здесь окажется непоправимо ущербным. Грубо говоря, можно ли научиться пению, изучая лишь историю музыки, вдобавок, у «специалиста», лишенного какой-либо музыкальности? А это именно то, что нам сейчас предлагается. Считается, что такой «нейтральный» взгляд станет компромиссом, ведь по новому стандарту знания будут подаваться с позиций агностицизма или даже атеизма, но если вдуматься, атеизм – это та же религия, а как можно с позиций одной религии глубоко изучить другую? Возможно, атеисты будут против такого определения, в котором их мировоззрение названо «религией», но сути это не меняет: любое базовое мировоззрение — религиозное, атеистическое или агностическое — принимается «на веру» и научно не доказуемо. Именно поэтому Конституция РФ уравнивает в правах разные мировоззрения и религии и воспрещает занимать господствующее положение любой идеологии, включая атеизм.

Читать еще:  Проповедь после Литургии в Зачатьевском ставропигиальном монастыре

Таким образом, в образовательной сфере восстановятся условия советского периода, когда духовные знания подавались в однобоком, урезанном виде, с колокольни воинствующего атеизма, а потому духовная безграмотность была присуща даже самым образованным слоям общества.

Новая реформа затронет не только людей православного вероисповедания, ведь на сегодняшний день действующий стандарт по Теологии представляет включается в себя: православную теологию, теологию ислама, иудаизма и буддийское направление… Стандарт по Теологии, объединяющий наподобие куста ветви разных религий, гармонично соединяет в себе общую для всех религий образовательную платформу, ничем не ущемляя свободу каждой религии. А теперь вдумайтесь, можно ли полноценно разобраться и стать специалистом в Православии, в исламе, вообще, в двухтысячелетней исторической и культурной жизни стран, подходя с позиции только так активно продвигаемой сейчас религии атеизма? Как можно изучать предмет, убрав самую суть?

Если вспомнить советскую историю России, то в ней о Православной вере не было и полслова, а ведь абсурдно даже предполагать, что можно понять, почувствовать внутреннюю жизнь и культуру России, если забыть наши истоки, историю, которая неразрывно связана с Православием. А как изучить культуру арабских стран, не зная ислама?

Удивительно, что стремясь подражать западным стандартам, мы не замечаем, что в Европе религиозной образование котируется наравне с гуманитарным и техническим. Например, в Оксфорде степень «доктор теологии» считается самой высокой из докторских степеней, в то время как у нас теология не введена даже в перечень научных специальностей. В Европе, в Америке, в Азии, в Африке доктора богословия признаются государством, впрочем, это происходит везде, где воинствующий атеизм не изуродовал культуру, науку, человеческие отношения. И тем более странно на этом фоне выглядит наше Минобрнауки, добавляющее в Перечень укрупненных групп специальностей ЮНЕСКО «Сервис и туризм» и исключающее оттуда полуторатысячелетнюю Теологию.

Есть еще один немаловажный аспект. На рубеже тысячелетий было принято решение о специальном целевом финансировании исламского образования. Это было сделано для того, чтобы специалисты по исламу были подготовлены у нас, были патриотами своей родины, а не приезжали к нам из арабских стран или Ирана, привозя с собой радикальную ваххабитскую идеологию, распространение которой оборачивалось кровавыми терактами. Теперь верующим людям, желающим получить качественное религиозное образование, в том числе мусульманам, придется ехать для этого заграницу.

Весьма удивляет и настораживает тот факт, что реформа проводится в июле — в разгар периода отпусков, что информация о ней содержится только на малоизвестном широкой общественности официальном сайте, где для обсуждения выделяется две недели и само это «обсуждение» возможно только лишь в виде присылки электронных писем на какой-то электронный адрес, ведь цель всякой реформы что-то изменить в жизни общества, государства? Вопрос только в том, в какую сторону.

Подавляющее большинство наших граждан считают себя религиозными людьми. Огромный процент — православные, большая часть остальных — мусульмане, иудеи, буддисты. У них за спиной 70 лет тоталитарного атеистического режима, а в данный момент Министерство образования снова унижает все религиозное население нашей страны, не позволяя обучаться по конфессиональным стандартам.

Что будет, если постепенно будут закрыты кафедры теологии, богословские научные центры, иначе поставим вопрос, что будет, если постепенно исчезнут в нашей стране духовно грамотные люди, способные передать свои знания прочим поколениям?

Мы не задумываемся, что платформой всех наших норм морали и нравственности является духовность, вера в Бога, а не атеизм, потому что Бог есть любовь и абсолютное добро, на которых строится нравственное учение и воспитание, а к бездушной материи — божеству атеистов сами понятия любви и добра просто неприложимы.

Подавляющая часть нашего народа желает возрождения нравственной, честной, трезвой жизни, восстановления семьи, рождения детей, а не разврата и вымирания. Но, если не будет духовных наставников, кто воспитает духовными, нравственными, исторически и культурно развитыми наших детей? Ждет ли Россию новая полоса духовного угасания – вопрос отнюдь не надуманный.

Всех неравнодушных людей, кто готов поддержать религиозное образование в России, внести предложение о выделении теологии в самостоятельную Укрупненную группу на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствующих перечнях, просим отправить официальное письмо на имя министра образования и науки Российской Федерации до 26 июля сего года на адрес электронной почты gureeva-ur@mon.gov.ru (вниманию Гуреевой Ульяны Романовны, лица, ответственного за общественное обсуждение документа), а также на адрес г. Москва 125009, ул. Тверская 11.

Особо ценными в сложившийся ситуации будут письма, отправителем которых будут значиться юридические лица.

РПЦ и Минобр попытались незаметно отменить светское среднее образование

Представители мусульман, иудеев и буддистов не пришли в восторг от попыток РПЦ внедрить обязательное православное образование в школах с 1 по 11 классы. По словам представителей разных культур, эта инициатива РПЦ неизбежно разрушит хрупкое межконфессиональное равновесие в образовании, которого удалось добиться после десяти лет споров. Минобрнауки следует либо ввести полные курсы по всем религиям по выбору учеников, либо сохранить статус-кво в виде двухгодичного факультатива с возможностью изучения только светской этики.

Представители ключевых российских конфессий осудили попытку РПЦ нарушить религиозный баланс в стране и грубо вмешаться в систему светского образования. Иудеи, мусульмане и буддисты опасаются, что одобрение программы будет означать фактическое введение одиннадцатилетнего школьного курса православия, и призывают авторов программы «не раскачивать лодку» и не отбрасывать межрелигиозный диалог почти на десятилетие назад – к началу споров о введении в школах курса основ религиозной этики и культуры.

Читать еще:  Реализм Патриарха Кирилла и тревоги русского мира

Напомним, на днях стало известно, что Минобр предложил ввести в средней школе полный, одиннадцатилетний курс «Основы православной культуры». Сейчас ОПК изучается только в 4 и 5 классах, причем школьники и их родители могут выбрать любой конфессиональный уклон или отказаться от религиозного образования, выбрав курс основ светской этики. В РПЦ и Минобре пожелали, чтобы изучение православия стало базовым школьным предметом, наряду с русским языком и математикой (лишь эти дисциплины изучаются все 11 классов).

О том, что Минобрнауки ведет совместную работу с отделом религиозного образования и катехизации по составлению проекта примерной программы по курсу «Православная культура», в январе 2016 года сообщила первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. По ее словам, курс может быть рекомендован школам после рассмотрения проекта экспертами.

В феврале на архиерейском совещании патриарх Кирилл заявил, что РПЦ направила в Минобрнауки предложение по расширению школьного курса основ религиозных культур и светской этики с 2017 учебного года. Через полгода проект был готов: предварительная версия программы по учебному предмету «Православная культура» для школьников с первого по одиннадцатый класс на днях была направлена Российской академией образования (за подписью председателя РАО, филолога Вербицкой) на экспертизу в российские вузы, в частности в Московский городской педагогический университет.

РПЦ, Минобр и РАО считают, что школьникам 11 лет должны преподаваться такие темы: «Нравственные принципы и нормы в православной культуре», «Христианская семья», «Грех и его последствия в жизни человека, семьи, народа, общества», «Искупление». Авторы программы утверждают, что программа разработана с учетом Конституции РФ, федерального закона «Об образовании» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года».

Представители основных российских конфессий осудили желание РПЦ с помощью админресурса добиться монополии православия, в том числе через школы. Буддисты, иудеи и мусульмане заключили, что школьное образование либо должно остаться светским, либо теологам и педагогам придется разрабатывать альтернативные курсы по всем четырем основным российским религиям.

В противном случае неизбежны религиозные волнения и рост сепаратизма в регионах, где православию далеко до доминирования. «В случае одобрения курс может спровоцировать раскол общества. В таком виде предложение может спровоцировать противостояние в регионах» – приводит «Коммерсант» мнение постоянного представителя Буддийской традиционной сангхи санжай-ламы Андрея Бальжирова.

Вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган считает, что другим традиционным религиям необходимо включиться в процесс создания учебных программ и написания учебников: «Если есть два-три ученика, которые хотят изучать иудаизм, мы должны дать им эту возможность, никто, кроме нас, не будет писать таких учебников, все в наших руках».

Другие раввины не соглашаются с Коганом: для сохранения баланса и полноценного развития общества лучше избегать внедрения религиозного образования в государственных школах. «Само по себе это предложение – троянский конь. Из проекта следует, что будут учить православию, а не православной культуре. Мы должны учить детей видеть полную картину мира, чтобы они могли конкурировать в глобальных рынках, а не делать так, чтобы они залезли под одеяло и ничего не хотели знать! В школе вообще не надо учить детей какой-либо религии за счет бюджетных средств», заметил «Ъ» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.

Первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов напомнил, что дискуссия о введении в средней школе элементов религиозного образования крайне остро велась почти десятилетие, и только в последнее время был найден компромисс. Новая идея Минобра и РПЦ может перечеркнуть результаты многолетней работы по налаживанию межконфессионального диалога. По словам представителя мусульман, новый проект программы провоцирует новый виток острой межконфессиональной полемики: «Непонятно, кому и зачем вновь понадобилось раскачивать лодку, отбрасывая процесс межрелигиозного диалога почти на десятилетие назад».

Процедура внедрения новых образовательных программ многоступенчатая. И судя по схеме, представленной «Ъ», программа одиннадцатилетнего изучения православия прошла большую часть внутренних согласований: до ее внедрения в школы остались лишь несколько формальных процедур:

Разработчики новой учебной программы сначала направляют проект на экспертизу в советы при Минобрнауки. После получения положительного заключения совета проект направляется в учебно-методические объединения, создаваемые при органах исполнительной власти. За разработку и оценку программ для школьного образования отвечает Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию Российской академии образования (ФУМО). ФУМО также проводит экспертную оценку проекта программы во внешних организациях, например, в Московском городском педагогическом университете. После получения положительных экспертных заключений программа включается в реестр примерных образовательных программ Минобрнауки. Сведения реестра являются общедоступными для всех организаций Минобрнауки. При составлении учебного плана школы ориентируются на тематическое содержание курса и количество отведенных на его изучение часов, указанных в примерной программе.

Проект внедрения 11-летинего курса православия в средних школах до конца августа проходит экспертную оценку во внешних организациях, например в профильных вузах. Напомним, что о существовании этого проекта стало известно как раз после того, как ректор МГПУ Игорь Реморенко выложил в Твиттере фото оглавления тестовой версии программы и письма президента РАО Людмилы Вербицкой. То есть даже о последнем этапе работы над программой стало известно лишь случайно. В Минобре и РПЦ фактически решили поставить общество перед фактом: с 2017 года светское образование в школах отменяется.

Читать еще:  «Не надо по одной овце судить обо всем стаде»

Патриарх Кирилл требует изгнать бесов из школы

РПЦ использует трагедию в Казани для клерикализации образования

Патриарх Кирилл уподобил казанского убийцу героям Достоевского. Кадр из видео с сайта www.patriarchia.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в понедельник направил видеообращение участникам XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Глава РПЦ в числе прочего упомянул трагедию в Казани, когда 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял девять человек в городской гимназии. Семеро восьмиклассников и две учительницы погибли, 23 человека ранены. По мнению патриарха, случившееся свидетельствует о необходимости дальнейшего продвижения религиозного образования в средней школе.

Патриарх Кирилл считает, что при обсуждении трагедии в Казани «недостаточно внимания было обращено на самое главное: на тот нравственный климат и на ту систему ценностей, под влиянием которых воспитывается сегодня значительная часть детей и молодежи».

Он назвал Галявиева одержимым бесами и сравнил с героями Достоевского, которым «все дозволено, потому что Бога нет». Впрочем, в связи с тем, что преступник самого себя объявил богом, глава РПЦ предположил псевдорелигиозное «тлетворное воздействие извне» на Галявиева. В последнее время в СМИ распространялись свидетельства, что убийца в какой-то момент пытался привлечь однокурсников в некую секту. Однако подробностей пока никто не привел.

Глава РПЦ отнюдь не призывает отказаться от той стороны работы с молодежью, которая связана с культом силы. Главное, чтобы брутальность была направлена в нужное церкви русло. «Многие молодежные, военно-патриотические, спортивные организации, действующие в епархиях, избирают своим покровителем именно святого благоверного князя Александра Невского. Проводится немало спортивных мероприятий, посвященных памяти благоверного князя. Это способствует утверждению среди молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризации здорового образа жизни», – отметил лидер.

Противодействие чуждым влияниям патриарх видит в развитии духовно-нравственного воспитания школьников на протяжении всех лет обучения и при участии духовенства. «Безусловно, важной в связи со сказанным становится полноценная подготовка учителей православной культуры, – заявил глава РПЦ. – К сожалению, до сих пор этому препятствует целый ряд причин. Среди них и продолжение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в экспериментальном формате, и отсутствие возможности полноценно представить этот предмет на всех ступенях образования, а не только в течение одного года в начальной школе, и отсутствие каких-либо иных возможностей системно ознакомить школьников с духовными основами богатейшей культуры нашего народа». Основу духовной традиции России он видит в исторических примерах воинского героизма вроде великого князя Александра Невского, 800-летию которого посвящены нынешние чтения.

Патриарх подчеркнул, что «подготовка учителей религиозных культур должна осуществляться при участии религиозных организаций». Церковь намерена нагружать педагогов богословскими знаниями. Сейчас, согласно правилам преподавания основ религиозных культур, к урокам не допускаются священнослужители.

Патриарха Кирилла 18 мая ждут в Государственной думе. Этот формат общения религиозного лидера с депутатами обеих палат парламента в рамках образовательных чтений стал традиционным в последние годы. Среди возможных тем обсуждения предполагается развитие темы «тлетворного влияния извне». Исходя из контекста обсуждений в парламентской среде последних недель, в выступлении патриарха можно ожидать заявлений по поводу регулирования Всемирной сети, прежде всего социальных сетей. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков уже внес предложение подвергнуть цензуре «русофобский интернет-контент». «Сегодня главное поле битвы – это интернет, но его российский сегмент почти полностью зависит от зарубежных IT-гигантов. В социальных сетях идет огромный поток лжи – на наше государство, нашу историю, нашу церковь. Глобальные элиты устанавливают цензуру на нашей территории. Мы находимся в информационной оккупации… Генеральная задача этой медийной работы заключается в том, чтобы русские стали ненавидеть самих себя», – заявил Щипков в интервью телеканалу «Спас».

Не исключено, что депутаты захотят обсудить с патриархом предложения приобщить систему образования к идеологической работе. Подобные инициативы тоже звучали в связи с трагедией в Казани. Многим кажется, что «свято место» идеологии в школе заполняют «чуждые» веяния. В отсутствие масштабной политической молодежной организации наподобие пионерии и комсомола к вакантным должностям «вожатых» давно присматриваются мужчины в рясах.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector