0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

28 августа 2015 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения со словом.

Ваше Блаженство, Блаженнейший Феодор, Патриарх и Папа Александрийский и всей Африки! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это последний двунадесятый праздник в году, поскольку с 1 сентября начинается церковное новолетие. И совершенно не случайно, что именно этим праздником завершается церковный год, потому что Успение Пресвятой Богородицы есть день торжества и славы, день вселенского прославления Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Ее жизнь завершилась физической смертью, как то соответствует человеческой природе. Но силой Божественной Дева Мария была вознесена с телом на небо. Нет Ее тела на земле, и это великое свидетельство того, что силой благодати Божией материальный мир способен преобразовываться в новую реальность, которая существует вечно.

Мы знаем об этой реальности из Священного Писания, которое говорит о том, что в конце времен будут новое небо и новая земля (Откр. 21:1). Не сказано, что не будет земли и не будет неба. Не сказано, что не будет никакого материального окружения человеческой жизни. Но сказано, что будут новое небо и новая земля. И Дева Мария, с телом вознесенная на небо, свидетельствует нам о том, что силой Божественной, таинственным, непостижимым для нас образом, материальный мир способен преобразовываться в мир грядущего века, в Царствие Небесное, в котором каждый, кто будет оправдан Господом, обретет место для своей жизни.

Совершенно не случайно, что в нашей Церкви все самые главные соборы и обители названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. И Киево-Печерская лавра, и Почаевская лавра, и главный храм Троице-Сергиевой лавры — Успенский собор, и Успенский собор в центре Святой Руси, в Кремле, и кафедральные соборы во многих и многих городах наименованы в честь этого таинственного и священного события, стоящего как бы на грани миров видимого и невидимого. Царица Небесная, перешедшая из этой жизни в ту жизнь, всех нас укрепляет в надежде: мы не исчезнем с физической смертью, мы будем жить. И Господь уготовал для нас иной мир, в котором все то, что созидалось в этом мире по Его благой воле, будет существовать Его благодатью и силой — неведомым нам способом, но реально.

И поэтому, празднуя день Успения Пресвятой Богородицы, Ее вхождение в иной мир, мы просим Господа о милости ко всем нам, чтобы Ее молитвами, Ее предстательством Господь хранил землю нашу, все народы земли. Чтобы Господь силой благодати Своей не давал людям потерять из вида самую главную перспективу — перспективу вечной жизни. И верим, что по молитвам Пресвятой Девы Марии Господь не оставит нас Своей милостью.

Я радуюсь тому, что в этот день имел возможность совершить Божественную литургию в главном храме Русской Православной Церкви вместе с Блаженнейшим Феодором, Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки. Его Блаженство прибыл к нам с паломническим визитом, посетил Соловецкий монастырь, далекую географически, но близкую нам Иркутскую землю, поклонился святыням Екатеринбурга, и в завершение этой замечательной паломнической поездки мы имели возможность вместе с ним совершить Божественную литургию.

Блаженнейший Владыка несет ответственность за православную миссию на всем Африканском континенте. И я хотел бы особенно отметить Ваши труды в последние годы. Вы рукополагаете новых архиереев, новых священнослужителей, Вы укрепляете Православие в тех местах, где его ранее не было. Достаточно сказать о Вашем последнем посещении острова Мадагаскар, когда огромное количество людей молилось вместе с Вами. Это свидетельствует о том, что миссия Православия в Африке сегодня успешна как, может быть, ни одна другая миссия. И я приношу глубокую благодарность за миссионерские труды Вам, Вашему епископату, духовенству, в том числе, африканскому духовенству, с которым мы связываем особую надежду на укрепление Православия на Черном континенте.

Всех вас еще раз сердечно поздравляю с великим праздником и благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает со всеми нами. Аминь.

Проповедь Патриарха в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе

Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Успенском соборе Московского КремляПодробнее

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Успенском собореПодробнее

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой БогородицыПодробнее

Слово пастыря. Эфир от 14 декабря 2019 года.Подробнее

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой БогородицыПодробнее

Об Успении Богородицы и об Успенском соборе КремляПодробнее

Слово Патриарха в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском собореПодробнее

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой БогородицыПодробнее

Слово пастыря. Эфир от 8 декабря 2018 года.Подробнее

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе КремляПодробнее

Проповедь в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского КремляПодробнее

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой БогородицыПодробнее

Патриаршее богослужение в праздник Собора Пресвятой БогородицыПодробнее

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой БогородицыПодробнее

Слово в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского КремляПодробнее

Слово Патриарха после Литургии в Успенском соборе Московского кремляПодробнее

Слово пастыря. Эфир от 7 октября 2017 года.Подробнее

Слово Патриарха после литургии в Успенском кафедральном соборе. Ташкент.Подробнее

Слово Патриарха после Литургии Успенском кафедральном соборе НовороссийскаПодробнее

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Рождества Пресвятой БогородицыПодробнее

Проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2020 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья, сердечно поздравляю со вторым днем великого праздника Рождества Христова, который мы по обычаю встречаем в Успенском соборе Московского Кремля. Мы прославляем в этот день не только Христа Спасителя, но и Божию Матерь — Деву Марию — и всех родственников по плоти Господа и Спасителя, то есть ту большую семью, которой Младенец Иисус принадлежал по родству через Свою Пречистую Матерь. Совершенно неслучайно Церковь прославляет имена этих людей, — потому что они оказались святыми, и совсем не потому, что они были родственниками. Мы знаем, что слово Божие никогда не избегает называть зло злом и порицать людей за это зло. Иначе разве был бы осужден за предательство один из двенадцати апостолов — Иуда? И если бы кто-то из ближайших родственников Девы Марии не соответствовал по духу семье, если бы он был далек от добродетелей, если бы он был духовно чужим человеком, то его имя никогда бы не было вписано в книги, которые с глубокой древности свидетельствуют о принадлежности близких родственников Христа Спасителя к особой семье, потому что это была семья Богородицы, родственники Пречистой Преблагословенной Девы Марии.

Читать еще:  Записки социального работника провинциального прихода или системная доброта

Всякий раз, когда мы говорим о семье, о ее значении, мысль невольно обращается к современности. Во-первых, к тому, как важно, чтобы и в современной культуре, в современных обычаях присутствовало понятие большой семьи. Я еще помню времена, когда существовали эти большие семьи, включавшие двоюродных, троюродных братьев, сестер, тех родственников, которые сейчас считаются далекими и с которыми мало кто поддерживает связь. Большая семья, не говоря уже о малой семье, объединяющей родителей и детей, играет особую роль и имеет особое значение в сохранении духовных и нравственных ценностей, потому что семья есть школа добродетели. Нигде ребенок не научится добру так, как он обучается этому по примеру своих родителей и близких. И сегодня, вспоминая большую семью Девы Марии, мы молимся о том, чтобы современные семьи, большие и даже малые, оказались способными хранить веру. Но что самое главное, чтобы они оказались способными воспроизводить веру и благочестие в каждом последующем поколении. Чтобы и дети, и внуки, несмотря на очень сложные обстоятельства современной жизни, сердцем и умом приобщались к вере, к Слову Божию, проникались силой веры.

Поэтому наша сегодняшняя молитва — о семьях. О православных семьях, где отец и мать — православные люди; о тех семьях, где один из супругов — верующий, а другой еще не осознает своей причастности к Церкви и к Богу; и даже о семьях, где оба родителя не считают себя верующими. Мы должны молиться за всех и просить Господа помочь тем, кто веры не имеет, обрести эту веру. И если кого-то не очень интересует загробная жизнь — а я встречался с теми, кто говорит: «я не верю, потому что не верю в загробную жизнь», — то я хотел бы сказать, что есть еще один сильный аргумент. Верить в Бога нужно не только для того, чтобы обрести загробную жизнь в славе Божественной, но и для того, чтобы земную жизнь сделать светлой, красивой, безопасной и счастливой. Знаем, что законы — даже самые разумные и строгие — не оберегают людей от преступлений. А вот внутреннее состояние души человека, состояние его совести является огромной силой, ограждающей не только от преступлений, но и от плохих дел.

Дай Бог, чтобы наши люди ограждались этой духовной силой от всяких злодеяний. Чтобы укреплялись наши семьи, чтобы в последующих поколениях воспитывалась способность продолжать духовные традиции нашего народа.

В день Собора Пресвятой Богородицы я призываю особое благословение на все наши семьи, на родителей, на дедушек и бабушек, на детей, на всех тех, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения, а значит, за сохранение веры и сильного нравственного начала в жизни нашего народа. Аминь.

Проповедь митрополита Кирилла после Литургии в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском храме г. Ставрополя

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Павел – настоятель этого святого храма, отцы, преподаватели, учащиеся Свято-Успенской православной гимназии, ребятишки воскресной школы, братья и сестры! Позвольте сердечно всех вас поздравить в дни Рождества Христова с этим великим праздником.

Иисус Христос приходит в этот мир, чтобы вновь напомнить замысел Божий о человеке. Когда Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, они не устояли, соблазнились и согрешили. Тогда Господь посылает Сына Своего Единородного, который принимает человеческую плоть от Пречистой Девы Марии, чтобы вернуть человеку потерянный им рай.

Пречистая Богоматерь была благочестивой девой в череде великих предков. Перед Рождеством Христовым мы всю неделю вспоминаем святых праотцев, а потом святых отцов. Это благочестивые родственники по линии Божьей Матери, в том числе царь Давид, его предки и потомки.

Мы с вами слышим в рождественских стихирах о том, что Богу Христу небо принесло звезду, пустыня – ясли, ангелы – пение, волхвы – свои дары, а человеческий род – Пречистую Богоматерь. И вот сегодня мы прославляем ее в день Собора Пресвятой Богородицы. Он означает все праздники, посвященные Богоматери, взятые вместе, и празднуется всегда на второй день Рождества Христова.

Как мы можем в эти дни не прославить ту единственную, которая смогла стать Матерью Самого Господа! Конечно, Пресвятая Богородица невероятно переживала с того момента, когда ей явился ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 30-31).

Пресвятая Дева смутилась и удивилась его словам: «Как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 34-35). И вот с этих слов началось, с одной стороны, величайшее служение Божией Матери, а с другой – ее величайшая скорбь.

Дева Мария была обручена 80-летнему старцу и вдовцу Иосифу. Когда он узнал о беременности Пресвятой Девы Марии, то очень смутился. Он не знал, что это Божие чудо, и думал, что Мария согрешила, нарушив свое девство. Закон предписывал за это суровое наказание – избиение камнями. Но Иосиф, конечно, очень любил Марию, как святую деву, благочестивую, воспитанную в храме. Он не желал ей зла, поэтому решил ее тайно отпустить, чтобы никто не узнал о ее грехе. Когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 20-21).

Когда пришло время Пресвятой Деве родить, им негде было остановиться. Наконец, они нашли пещеру, куда загоняли овец. Так начался нелегкий земной путь Иисуса Христа. В сегодняшнем Евангелии мы узнаем о еще более страшных событиях.

Читать еще:  Без обращения к Богу мы мало что изменим

После прославления ангелами родившегося Спасителя, когда ушли пастухи и волхвы, Иосифу вновь явился ангел Господень и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2: 13). Иосиф тут же усадил Марию с Младенцем верхом на осла и пустился в долгий, нелегкий путь в Египет.

В это время жестокий Ирод, узнав о рождении Царя, приказал убить всех младенцев возрастом до 2-х лет. Посмотрите, какая дьявольская злоба. Им было уничтожено 14000 младенцев! Только чтобы уничтожить Спасителя мира.

Христиане страдали все последующие времена. Сегодня мы знаем о том, что приходится претерпевать нашим братьям на Украине. Дьявол находит новых последователей, приспешников, которые пытаются уничтожить имя Христово, вычеркнуть Его из жизни, заменить всевозможными правами и свободами.

Сегодня в Евангельском чтении мы вспоминали 14000 невинно убиенных младенцев. Это было величайшее горе для всего народа. И, конечно, сердце Божьей Матери разрывалось, когда был невинно оклеветан ее сын Иисус Христос. Затем Он был вознесен на крест, где долго и мучительно умирал. После всех страданий была Богородице величайшая радость. «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе» (Задостойник Пасхи). Мы с вами должны особым образом прославлять Божию Матерь, потому что она явилась основой для нашего спасения.

Замечательно, что в этом храме есть святая чтимая Иверская икона Пресвятой Богородицы. Я люблю здесь бывать и прикладываться к этой иконе.

Немалое значение имеет и то, что здесь находится прекрасная Свято-Успенская православная гимназия и замечательная воскресная школа. Отец Павел, вам, духовенству, всем преподавателям, воспитателям, ребятишкам желаю милости Божией и покрова Пресвятой Богородицы. С праздником Рождества Христова!

Патриаршая проповедь в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

28 августа 2018 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы сердечно поздравить всех вас с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот день исполнен очень большого смысла, и совершенно неслучайно, что на Руси с самого начала ее христианизации кафедральные соборы в столицах назывались в честь Успения. Так была названа первая обитель в Киеве, матери городов русских, — Успенская Киево-Печерская лавра; так был назван столичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире; в честь Успения был назван и этот кафедральный собор, заложенный в XV веке при государе Иване III, объединителе Руси.

Почему так? Потому что Успение есть праздник прославления Пресвятой Богородицы. О Ее земном пути мы многого не знаем, он как бы скрыт в тени жизни Ее Сына, нашего Господа и Спасителя, но нам известно, что Дева Мария прожила трудную жизнь. Она родила сверхъестественно Сына и Спасителя нашего, Она воспитывала Его как мать, Она учила Его всему, чему мать должна учить свое дитя. Несомненно, Она радовалась тому, как Он восходил в силу, и переживала за Него, когда Он ступил на путь общественного служения. Она оставалась где-то рядом с Ним, и, наконец, мы встречаемся с Ней в момент страданий Спасителя на Голгофе. Она была жительницей Галилеи, севера Палестины, — значит, Она пришла в эти дни в Иерусалим как благочестивая женщина, чтобы помолиться в храме, и была вместе со Своим Сыном в самые тяжкие моменты Его жизни, когда Он страдал и был распят. Она был рядом с Ним, и действительно исполнились пророческие слова Симеона, которые он произнес, когда Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, как бывало с первенцами мужского пола в каждой еврейской семье. Слова были удивительные, непохожие ни на какие другие: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35). Симеон предвидел Ее страдания, Ее скорбную жизнь…

Но праздник Успения есть Ее торжество. Мы празднуем торжественное вознесение на небо Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни, мы празднуем Ее победу над всеми трудностями, которые Она испытала. И верим, что Она, пройдя непростым жизненным путем, и нам помогает преодолевать наши трудности. Именно поэтому в честь Пресвятой Богородицы, в честь Ее славы освящались кафедральные соборы на Святой Руси.

И с какой же радостью мы все вместе совершили сегодня Божественную литургию в главном соборе нашей Церкви! Как я радуюсь, обращаясь к вам на этой исторической соборной площади! Как радуемся мы всему, что происходит сегодня в связи с возрождением духовной жизни нашего народа! И как важно понять всем нам, и тем, кто часто ходит в храм, и тем, кто, может быть, впервые слышит мои слова: всё, что вы видите, — великие соборы, замечательная крепость, огромное мощное государство Россия — всё это было создано благословением Божиим, под Покровом Пречистой Царицы Небесной. Весь наш исторический опыт, вся наша жизнь требуют, чтобы никогда более мы не оказывались ни от своей веры, ни от своих святынь. И Кремль, оставаясь центром государства, центром принятия политических решений в нашей стране, должен оставаться также центром нашей духовной жизни; и когда одно будет соединяться с другим, тогда мирной, благополучной будет наша жизнь.

Молитвами Пресвятой Владычицы Богородицы, Царицы Небесной, Покровительницы земли нашей да хранит Господь Русь Святую! Да хранит Господь веру православную и всех вас, дорогие участники сегодняшнего замечательного торжества в Успенском соборе Московского Кремля!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

28 августа 2016 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Блаженство, Блаженнейший Ростислав, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Сегодня Церковь отмечает великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. В этом году он приходится на воскресный день, и это напоминает нам о глубокой связи нынешнего праздника с праздником Святой Пасхи. Неслучайно благочестивые люди называют Успение Пасхой Богородичной, потому что мы торжествуем сегодня вознесение Пречистой Богоматери с телом на небо, восхищение Ее человеческой природы — Ее души, Ее тела — в жизнь Божественную. Неслучайно Успение связывается с Пасхой Христовой, потому что Господь Иисус Христос есть Воскресение и Жизнь, и Своим Крестом и Воскресением Он даровал каждому верующему в Него надежду на жизнь вечную. И слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25) в первую очередь относятся к Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной — Она ожила после смерти силой Божественной благодати и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего.

Читать еще:  К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими православными епископами накануне Брестского собора 1596 г.

Мы живем в непростое время, когда христиане во многих странах испытывают стеснения;более того, в некоторых государствах сама вера в Христа распятого иВоскресшего преследуется вплоть до того, что за верность своим христианским убеждениям люди предаются на смерть. Кроме прямых гонений на Церковь и на христиан есть и другие опасныеформы борьбы с Божественным началом в нашей жизни. Во многих странах разрушается Богом данная человеческая нравственность, люди отказываются от всяких обязательств пред Господом, провозглашая свою полную автономию от Него, а то и отрицаяЕго существование. Современное обществопоразил глубокий нравственный кризис, который предрекСпаситель, говоря, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Этими словами провозглашается очень важная связь между верой людей, их благочестием, их благоговением пред Богом и любовью. Любовь есть Божественный дар, потому что Сам Бог есть любовь,и любовь не может возникнуть в человеческом сердце без Божественного участия. Когда человек чувствует в сердце сильную любовь, он должен помнить, что в этот момент Господь прикасается к нему и возлагает на него огромную ответственность — правильно распорядиться великим даром любви. Вот почему сегодня наша брань, наша борьба за сохранение нравственного начала в жизни людей, за сохранение веры в человеческих сердцах есть в каком-то смысле слова борьба за то, чтобы любовь присутствовала в жизни человека, а через любовь — то, что мы называем простым словом «счастье». И нету Церкви никаких других целей, нет никаких других задач, кроме как укреплять веру в сердцах людей, их благочестие, и через это — способность любить других.

Наше свидетельство внешним будет действенно тогда, когда мы сами будем иметь любовь между собою, когда мы будем едины, поэтому нам необходимо всячески крепить единствоСвятого Православия, Святых Православных Божиих Церквей. Жизнь народов, окормляемых Поместными Церквами,сильно разнится, ибов мире существует множество различных культур, по-разномускладываются политические, социальные и экономические условия. Все это накладывает отпечаток на мировоззрение людей, на их жизненную позицию, ипротиворечия современного мира, хотим мы этого или не хотим, через нашу человеческую природу привносятся и в отношения между Церквами. Поэтомуот Предстоятелей Церквей, от епископата, духовенства, верующего народа зависит наша способность сохранять единствовсей Православной Церкви, существующей во вселенной. И мы обязаны, всячески укрепляя единство Святого Православия,помнить о том, что для всех нас Пресвятая Богородица есть Мать наша, а мы —Ее дети, как сильно сказал об этом святитель Феофан Затворник в своем слове на праздник Успения.

Радость сегодняшнего богослужения усугубляется участием в немБлаженнейшего Ростислава, Предстоятеля Поместной Православной Церкви Чешских земель и Словакии, прибывшего в наш Первопрестольный град. Я хотел бы сердечно приветствовать владыку архиепископа Пражского Михаила, владыку архиепископа МихаловскогоГеоргия, а также обратить слово приветствия к владыке митрополиту Диоклийскому Каллисту, представителю Патриарха Константинопольского, прибывшему в нашу страну с паломническим визитом.

Русскую Православную Церковь и Церковь Чешских земель и Словакии связывает единая традиция, восходящая к миссионерским трудам святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.Это они провозглашали весть о Христе Воскресшем в землях Великой Моравии, и проповедь в Моравской землевпоследствии привела и к Крещению Руси.В 1951 году Русская Православная Церковь даровала каноническую автокефалию Чехословацкой Православная Церкви. Этот шаг был продиктован не политической конъюнктурой, не влиянием светских сил, а ясным осознанием нашей Церковью того тяжелого положения, в котором оказались наши братья и сестры в послевоенной Чехословакии. По политическим причинам никто извне, кроме Церкви Русской, не мог оказать реальную помощь православным в Чехословакии. И тогда, когда у нас самих всего не хватало, — и храмы были закрыты, и духовенство только выходило из тюрем илагерей, и народ наш только избавлялся от тяжких последствий фашистской агрессии, — отцы наши осознали необходимость бытьвместе с православным народом тогдашней Чехословакии, но не для того чтобы господствовать над стадом, не для того чтобы диктовать этому тогда еще совсем малому стаду свои условия, а для того чтобы буквально через несколько лет, в 1951 году, предоставить Церкви Чехии и Словакии полную каноническую независимость, автокефальныйстатус. И сейчас, спустя 65 лет, мы с благодарением Богу отмечаем, что Православная Церковь Чешских земель и Словакии является полноправной сестрой в семьей Автокефальных Поместных Православных Церквей и возрастает от силы к силе, достойно неся свою спасительную миссию, служа утешению и утверждению в истинной вере народов, населяющих Чехию и Словакию, донося свет святой православной веры до сердец тысяч людей; и радуемся, что более не существует споров и недоумений вокруг автокефального статуса Церкви Чешских земель и Словакии. Это еще раз свидетельствует о правильности того поступка, который совершили наши отцы в 1951 году, провозглашая автокефалию малого православного стада в Чешских землях и Словакии.

Мы знаем, что последние несколько лет стали трудным периодом в истории Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. В Русской Православной Церкви искренне сопереживали и горячо молились о том, чтобы Господь исцелил человеческие немощи, просветил сердца людей, даровал мир Православной Церкви в апостольском уделе святых Кирилла и Мефодия. Приветствуя в эти дни в Москве Ваше Блаженство и Вашу честную свиту, мы благодарим Бога за то, что былые тяготы постепенно преодолеваются и что самое трудное позади. Хотел бы заверить Вас в том, что Вы и окружающие Вас братья-архипастыри Православной Церкви в Чешских землях и Словакиивсегда можете надеяться на поддержку Матери — Русской Православной Церкви. Матери не по происхождению Православия в Чешских землях и Словакии, а по тому, что Русская Церковь приняла в послевоенное время в свое лоно страждущих православных Чехии и Словакии и, конечно, стала для них Матерью.

Совершая сегодня с Вашим Блаженством и собратьями-архипастырями совместную молитву под сводами этого древнего собора, причащаясь Святых Таин от единой Чаши, мы ощущали, как мы близки друг другу, как наши сердца бьются в унисон, как мы совершаем молитву, которая проистекает от нашей общей отеческой веры; и мы сознавали, как мы дороги и нужны друг другу. Веруем, что молитвенным предстательством Пресвятой Владычицы Богородицы, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, чью проповедь, начатую ими на просторах Великой Моравии, продолжают в наши дни иерархи Православной Церкви Чешских земель и Словакии, молитвами святого благоверного князя Моравского Ростислава, чье имя Вы носите, священномученика Гораздаи всех угодников Божиих, потрудившихся, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, наши Церкви и окормляемые ими народы навеки пребудут в единомыслии, единым сердцем и едиными усты славяБога, обогатившего нас даром искренней взаимной любви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector