0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Георгий Извеков: cвященномученик, композитор

Протоиерей Георгий Извеков: cвященномученик, композитор

  • Жизнь прихода
    • История храма и прихода
    • Храмы прихода
    • Духовенство
    • Новомученики
    • Новости
    • Объявления
    • Новое на сайте
    • Фотогалерея
    • Фотогалерея 2.0
    • Книжная лавка
    • Пожертвования
    • Вопрос настоятелю
    • Реквизиты
    • Контакты
  • Богослужения и Таинства
    • Расписание
    • Записки для заполнения
    • Крещение
    • Исповедь и Причастие
    • Венчание
    • Соборование
    • Требы
  • Записки онлайн
  • Духовный центр
    • Учебный календарь
    • Богословские курсы
    • Воскресная школа
    • Донская дружина
    • Милосердие
    • Донская слобода
    • Библиотека
    • План мероприятий
  • Студии и кружки
    • Студия «Скерцино»
    • Ансамбль «Светолитие»
    • «Донская слободка»
    • Студия «Весна»
    • Студия «Белая лилия»
    • Иконописная мастерская
    • Златошвейный кружок
  • Медиатека
    • «Мытищи православные»
    • «Звучащее слово»
    • Иконописец Роман Илюшкин
    • Анна Зарубина
    • Поэт Олег Ширяев
    • Православные ресурсы
  • Форум
  • Архив
    • Экскурсии
    • Эколаборатория
    • Студия-мастерская «Образ»
    • Ансамбль «Камертон»
  • Главная страница
  • –
  • Жизнь прихода
  • –
  • Новомученики

СВЯЩЕНОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ (ИЗВЕКОВ)

П равославия ревнителю/ и веры твердый исповедниче,/ в сердце твоем выну Христа воспевая,/ небесная пения слагал еси,/ священномучениче Георгие,/ и, всеусердно Богу послужив,/ венец мученический от Него приял еси./ Темже непрестанно моли/ Церковь Русскую в мире сохранити,/ единомыслие людям даровати/ и спасти души наша.

З вездо новая Церкве Русския,/ воспевателю славы Божия,/ алтаря Господня непорочный служителю,/ юных наставниче и воинов окормителю,/ священномучениче Георгие./ Ты, Духа Святаго исполнився,/ гонителем мужественне рекл еси:/ готов есмь пострадати и умрети за имя Христово./ Темже, заточения и смерть небоязненно восприем,/ ныне с лики новомучеников на Небеси пребываеши/ и молишися о спасении душ наших.

Тропарь и кондак приняты Богослужебной комиссией Московской епархии 21 марта 2016 г. и утверждены митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 24 марта 2016 года.

Священомученик Георгий родился 24 февраля 1874 года в городе Калуге в семье священника Иакова Извекова. Георгий Яковлевич окончил Киевскую Духовную академию и был направлен служить псаломщиком при посольской церкви в городе Праге, а затем, переехав в Санкт-Петербург, был законоучителем в одном из учебных заведений. С 21 февраля 1906 года по 16 декабря 1913 года являлся настоятелем церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при Александровском институте в Смольном. Во время Первой мировой войны служил в санитарном поезде, а затем в госпитале.

После большевистской революции отец Георгий переехал в Москву; с 1921 года он стал служить в храме Донской иконы Божией Матери при станции Перловка под Москвой; был возведен в сан протоиерея. Обладая уникальными музыкальными способностями, он писал много церковной музыки для отдельных храмов и для Патриархии. Кроме того, он писал музыку для духовных и народных песен и как выдающийся композитор был принят в Союз композиторов.

В начале 1931 года начались массовые репрессии против духовенства, когда в один день арестовывались десятки священнослужителей, монашествующих и мирян. Протоиерей Георгий был арестован 14 апреля 1931 года и 20 апреля допрошен. «Я ожидал своего ареста, — заявил он, — и даже хотел этого. Мне как священнику было не удобно, что другие страдают за веру Христову и идут в ссылку, а я не испытываю лишений, поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово».

После такого заявления священника допрос был следователем прекращен. Через два дня следователь снова допросил священника и задал еще ряд вопросов; отец Георгий, отвечая на них, сказал: «По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти. показания давать отказываюсь. Обвинения за собой не признаю».

30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Георгия за «антисоветскую деятельность, выражающуюся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному духовенству» к трем годам ссылки в Северный край. Этапом он был отправлен сначала в Котлас, затем в Великий Устюг, a затем в Усть-Сысольск.

Вернувшись из ссылки, отец Георгий снова поселился в Перловке и занялся сочинением духовной музыки – сначала для храмов Москвы и других епархий, а затем, когда число храмов резко уменьшилось, только для Патриархии; также он сочинял музыку и для светских песен, и ее публиковали в печати.

22 июля 1937 года протоиерей Александр Лебедев, находясь под арестом, дал показания против отца Георгия. Будучи секретарем митрополита Сергия, он хорошо знал всех посещавших митрополита, в частности и отца Георгия.

2 ноября 1937 года отец Георгий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Незадолго до ареста он был исключен из Союза композиторов. 15 ноября дежурный свидетель, клирик Знаменской церкви у Крестовской Заставы Толузаков, дал показания против арестованного священника, заявив, что отец Георгий, посещая разные церкви, вел антисоветскую агитацию. «На мои предложения, — заметил свидетель, — о том, чтобы он начал писать музыку для песен на социалистические темы, он брезгливо отказался, заявив, что он «идейный и правоверный священник-христианин и жидам продаваться не намерен, хотя ему и предлагали это»».

16 ноября следователь, допрашивая отца Георгия, заявил:

— Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц систематически проводили контрреволюционную агитацию и распространяли всевозможные вымышленные контрреволюционные слухи. Вы это подтверждаете?

— Это я отрицаю, — ответил священник.

— Вы говорите неправду. Следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий советской власти. Дайте следствию правдивый ответ.

— Среди окружающих меня лиц я говорил: «В СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи».

На этом допрос был закончен, ставя свою подпись под протоколом допроса, отец Георгий написал: «Записано с моих слов верно и мною прочитано».

23 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу. Протоиерей Георгий Извеков был расстрелян 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Как духовный композитор, протоиерей Георгий Извеков примыкал к новой русской школе; в ряде своих сочинений (Херувимская песнь, «На реках Вавилонских…», «Благообразный Иосиф…», «Достойно есть…» 8-ми гласов знаменного распева) всецело стоит на платформе принципов гармонизации А.Д.Кастальского. Особенную ценность предоставляет «Благообразный Иосиф…» — глубоко-молитвенное и художественное переложение, так верно передающее душевное состояние верующего в утро Великой Субботы (для исполнения требуется большой хор). «Достойно есть…» нетрудно по изложению, с прозрачной гармонией, не затушевывающей мелодию и доступную к исполнению средним хором. В «новом стиле» написаны ирмосы Рождества Христова, пасхальный концерт «Снизшел еси…» и «Да исправится молитва моя…» (обычная мелодия, Solo тенора и хор). В них сохранен дух старинного пения, как в мелодии, так и гармонизации, но налицо и современная гармония.

Многие сочинения отца Георгия Извекова («Хвалите имя Господне…», «Многая множества…», «Хотех слезами омыти…») написаны в новой манере творчества XX века: усложненная гармония, драматизм и экспрессия, но все это сглаживается благородностью звучания и доступностью к исполнению.

Сочинения Извекова вышли в издании автора, приложениях к журналу «Хоровое и регентское дело», в сборниках Киреева. Мировая война 1914 года помешала их широкому распространению.

Канонизирован священомученик Георгий Aрхиерейским Собором Русской Прaвослaвной Церкви, 13–16 aвгустa 2000г. Определение от 24 декaбря 2004г. Священного Синода.

Дополнительные материалы о его жизни Вы можете найти на сайтах:

Ноты сочинений протоиерея Георгия Извекова (присылайте имеющиеся у Вас сканы и ссылки):

Документы, литература

  • Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
  • ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.У-19293.
  • ЦА ФСБ РФ. Д.Р-1086, ЛЛ.63-69,332, 796,841.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938, Москва, Зачатьевский монастырь, 1997, 137.
  • Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово, Москва, ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том IV, Тверь, «Булат», 2006, 225-228.

«Я ожидал своего ареста и даже хотел»

  • 100 лет назад
  • 1917: моя жизнь после
  • s-толком о церкви
  • Аналитический центр s-t-o-l.com
  • Главред говорит
  • День Победы
  • Дом, который тебя ждёт
  • живопись
  • Жизнь редакции
  • Жить вместе
  • Календарь «Стола»
  • кино
  • конкурс
  • Мост, которого нет
  • На берегах Стикса сидели мы и плакали
  • Пасха. День Победы
  • Прожито для нас
  • Русские картинки
  • Русское застолье
  • Сказки на ночь
  • Стол справок
  • Студенты революции
  • Фотопроект
  • Цвет настроения

Свадебные песни Калужской губернии

Читать еще:  Чувства верующих людей — не абстракция

Георгий Извеков с детства увлёкся народным песенным творчеством: он изучал фольклор, собирал песни, обрабатывал их и аранжировал («Свадебные песни Калужской губернии»). А потом сам начал сочинять музыку. Однако о его музыкальном образовании нам ничего не известно: сведений не сохранилось. Был ли этого его природный дар или же Георгий Яковлевич этому научился – неизвестно. Известно только, что его издания духовных и светских музыкальных произведений до революции печатались в Петербурге и Европе. Исследователи его творчества утверждают, что отец Георгий не просто был знаком с музыкальной грамотой, но и имел прекрасное профессиональное образование.

В произведениях будущего священника сочетались народная традиция и оригинальный композиторский талант. Как отмечают музыковеды, «многие сочинения Георгия Извекова написаны в новой манере творчества ХХ века: усложнённая гармония, драматизм, экспрессия, при этом в них сохранён дух старинного пения». Помимо своих сочинений, Извеков, находясь в этнографических экспедициях от Географического общества, занимался собиранием народных песен деревенских глубин Российской империи и стран ближнего зарубежья. Потребность пополнять церковный репертуар побуждала его к созданию нетрудных для исполнения хоровых образцов обиходного склада. Он также стремился к обновлению музыкального языка церковных песнопений и оставил немало ярких опусов, в которых применял разнообразные средства хоровой и гармонической выразительности, соединявшие в себе опыт Московской и Петербургской школ «нового направления».

Автограф Георгия Извекова. Источник: www.eparhia-saratov.ru

Георгий Яковлевич не единственный композитор в семье Извековых. Его старший брат Сергей Яковлевич стал профессиональным музыкантом и преподавал в Московской консерватории, опубликовал учебник и несколько духовных композиций, служил учителем в Калуге.

Известность молодого композитора возрастала, но всё же главным для него было пастырское дело, а своим призванием он считал церковное служение.

Кандидат богословия, историк, псаломщик, законоучитель

Георгий Яковлевич Извеков родился в 1874 году в Калуге. Он был из рода православных священников, уходящего корнями в глубь веков. Одним из его дальних родственников был патриарх Пимен. Дед будущего отца Георгия, Фёдор, был священником, как и его отец Яков (Иаков) Фёдорович, кандидат богословия, окончивший Московскую духовную академию. Его предками были авторитетные православные деятели Калужской губернии.

С детства маленькому Егору была уже понятна его судьба и избрание. Семья и род послужили ему в этом поддержкой и опорой. Сначала в его жизни было Калужское духовное училище, которое он окончил, а после окончания учебы в Калужской духовной семинарии Извеков продолжил образование в Киевской духовной академии и окончил её в 1898 году со степенью кандидата богословия. Он был единственным выпускником Калужской семинарии, которого отправили в академию и которого зачислили на казённую стипендию после сдачи экзаменов. Его обширная курсовая работа «Учительное Евангелие Никифора Каллиста» (650 страниц) получила высокую оценку, а сам он был рекомендован Синодом для преподавания в духовных семинариях гомилетики и церковной истории.

Семейная история и служение в Европе

Несмотря на перспективы в преподавании в 1899 году будущий отец Георгий попадает в Прагу, где служит в храме Николая Чудотворца при посольстве псаломщиком.

О семейной жизни отца Георгия Извекова известно мало. Он женился в 1902 году на старшей дочери ректора Вифанской семинарии Софье Андреевне Беляевой. У них было трое детей, но, к сожалению, ни один из них потомства не оставил. (Младший сын Игорь погиб на войне, дочь Ксения скончалась в 1986 году в полном одиночестве. Старший сын Ростислав был разработчиком ртутных ламп на Военном заводе имени Куйбышева и умер сразу же после окончания войны.)

В марте 1905 года Георгий Извеков перешёл в Сумское духовное училище, но это назначение было вскоре отменено, и его послали псаломщиком в церковь в Гааге. В 1906 году его назначили законоучителем в Петербургском Александровском женском институте, а с 1913 года ещё и в Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе. Затем он становится регентом Регентского училища, учреждённого композитором С. Смоленским в Петербурге. А с 1914-го по 1916 год служит вторым священником в Берлинской посольской церкви.

Георгий Извеков за границей. Фотография из сборника Троице-Сергиевой Лавры. Фото: www.pravoslavie.ru

Во время войны отец Георгий несёт пастырское послушание при госпитальном поезде. В 1917 году он награждён камилавкой и наперсным крестом от Святейшего Синода.

Перловская юдоль: попытка спасти храм любой ценой

В статусе педагога и регента отец Георгий встретил 1917 год и Октябрьский переворот. Он переехал из Питера в Москву и поселился вместе со своей семьей на полустанке станции Перловка (ныне Мытищинский район) в доме по улице Семашко, 37. Этот дом был снесён в 2006 году, а на его месте появилась новостройка, и сегодня о месте жизни священника свидетельствует лишь липовая аллея, посаженная во время его жизни. Рядом находился храм Донской иконы Божьей матери, в котором Георгий Извеков был возведён в сан протоиерея и где служил в 1926–1930 годах.

Отец Георгий пытался спасти общину и храм как только мог. Начавшийся голод в Поволжье требовал сбора средств. И в Перловку прибыл некий Петухов, для того чтобы изъять из храмов церковную утварь и все ценности. Отец Георгий понимал, что иконы могут быть изъяты, а утварь вывезена, и описал имущество храма, строго указывая размер, местоположение, сознательно занижая при этом ценность. Обычный умывальник он оценил в рубль, а уникальные иконы – в копейки! Он пытался спасти храм от разорения, думая о том, что уж на копеечное имущество никто не покусится. Однако в 1922 году из церкви было вывезено и то немногое, что там было. А сам храм был превращён в коммунальную квартиру и затем разрушен. Благочестивые прихожане, зная, что ждёт эти иконы (их бы просто сожгли) разобрали их по домам, а кто-то донёс до церквей, которые были ещё открыты. Донская икона Божьей матери оказалась в храме Косьмы и Дамиана в Болшево. Она и по сей день там находится.

Последняя строчка в описи отца Георгия гласит: «Сии описанные предметы не имеют ценности, ни художественной, ни материальной, ни исторической, только религиозную, культовую».

В 1929 году вышло постановление ВЦИК о регистрации церквей, и отец Георгий, человек высококультурный, умный и понимающий, близкий к руководству Православной церкви, создаёт Устав и правоустанавливающие документы для НКВД, но к концу года эти документы пропадают. Храм снова подаёт документы, и 1 января 1930 года храм был зарегистрирован как организация православных верующих.

Помимо деятельности в храме отец Георгий продолжает писать музыку, занимается обработкой и сочинением церковных песнопений по заказу регентов Москвы. Его работы пользуются спросом, этим он зарабатывает себе на жизнь и содержание семьи.

Безбожники против отца Георгия

…Его арестовали прямо в собственном доме в апреле 1931 года. Сдала его НКВД соседка. В начале XX века между поселками Тайнинка и Перловка у железной дороги находился клуб «Пролетарий». В нём собирались люди, которые называли себя Организацией Союза безбожников. Возглавлял её некий Сергеев. Туда приходили учителя, студенчество. На собраниях говорилось, что рядом находящуюся Донскую церковь пора закрывать, организовать там спортивный или пионерский клуб, школу ликбеза. С населения (даже у детей первого класса) собирали подписи под прошением. На собраниях безбожников выступали многие, среди них и та самая соседка отца Георгия.

Фото во время первого ареста. 18 апреля 1931. Фото: Wikimedia Commons

Заключённый в Бутырскую тюрьму отец Георгий заявил на следствии со всем мужеством и верностью пастырскому служению: «Я ожидал своего ареста и даже хотел. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово». А по поводу того, в чём его обвиняют, – агитация против советской власти, желание уничтожить евреев – просто отказался давать показания, а в протоколе допроса приписал: «Обвинения за собой не признаю».

Он был осуждён 30 апреля за «систематическую антисоветскую агитацию и деятельность, выражающуюся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказание помощи ссыльному духовенству» по статье 58–10 УК РСФСР. Его приговорили к 3 годам ссылки в Северном крае – Котласе, Великом Устюге и Усть-Сысольске, где в 1933 году закончился срок его заключения.

В 1934 году отец Георгий вернулся к своей семье и в свой храм. Он не сломался. Дух его был силен, хотя плоть, конечно, была подорвана ссылкой. Священник и композитор по-прежнему занимается обработкой духовной музыки по заказам храмов Москвы и других епархий. Зарабатывает переписыванием нот.

Читать еще:  Милосердие выше правосудия. О ювенальной юстиции

«Церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают»

Но в 1937 году священника арестовывают повторно. Предполагается, что причиной этого послужила информация или донос о посещениях им Патриаршего местоблюстителя Московского митрополита Сергия (Страгородского). Судя по документам НКВД, священника допрашивали единожды. «Мне думается, что я был арестован только из-за того, что все священники уже отбывали наказание и дошла очередь пострадать мне», – так он объяснял свой первый арест на допросе.

Протоиерей Георгий Извеков, 1935г. Фото: www.pravoslavie.ru

В ответ на слова следователя на этом же допросе 16 ноября отец Георгий заявил открыто и прямо: «…Да, среди окружающих меня лиц я говорил, что в СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения – всё это нам послано в наказание за наши грехи». После этого допросов больше не было. Судьба выдающегося духовного композитора, талантливого пастыря и исповедника была предрешена.

23 ноября 1937 года отцу Георгию вынесли приговор: по обвинению в «контрреволюционной фашистской агитации» приговорён Особой тройкой УНКВД по Московской области к расстрелу. Выдающийся духовный композитор и священник был канонизирован и прославлен в лике святых постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 года.

«Музыка в своих высших формах должна прийти на помощь церкви»

До сих пор не существует никакого сколько-нибудь полного собрания сочинений этого автора, ни исследования его обильного и многостороннего творчества. Не существует также никакого личного архива Извекова – ни дореволюционного, ни послереволюционного.

Но творчество его для нас остаётся невероятно важным и ценным. Вот что писал о нём Компанейский: «Извеков – настоящий музыкально образованный композитор и сразу должен быть поставлен в ряд с Гречаниновым, Кастальским, Лисицыным и другими им подобными. Изложение его мысли контрапунктическое, а не гармоническое, причём замечается изящный музыкальный вкус, изобретательность и вдохновение».

А сам отец Георгий оставил в наследие статьи-размышления о музыке и о её месте в церкви. Вот одна из его цитат: «Нужно бороться с растущим в обществе сектантством, индифферентизмом и неверием. Не словом церковным только, но и художественными средствами. Чтобы привлечь, нужно заинтересовать. Музыка в своих высших формах, подобно поэзии и художеству, должна прийти на помощь церкви».

Херувимская песнь, «Благообразный Иосиф…», «Хвалите имя Господне» –высокохудожественные сочинения Георгия Извекова, которые верно и точно передают душевное состояние верующих. Особенную ценность предоставляет «Благообразный Иосиф…» – глубоко молитвенное переложение, так верно передающее душевное состояние верующего в утро Великой Субботы.

15 лет назад была убита журналистка «Новой газеты» Анна Политковская

Венчание потомка династии Романовых глазами участника торжества

30 лет назад в пьяной перестрелке погиб певец Игорь Тальков

ГЕОРГИЙ

Яковлевич Извеков (24.02.1874, Калуга — 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот., духовный композитор.

Род. в семье известного в Калуге церковного общественного деятеля свящ. Иакова Федоровича Извекова. Окончил Калужскую ДС (1894) и КДА (1898). Служил псаломщиком в посольских церквах в Праге (с 1899), Гааге (с 1905). В февр. 1906 г. рукоположен во иерея, назначен в с.-петербургский Александровский жен. ин-т законоучителем и настоятелем храма св. блгв. кн. Александра Невского. Одновременно преподавал в гимназии принцессы Е. М. Ольденбургской, с 1913 г.- также в Свято-Владимирской жен. церковно-учительской школе. С 1910 г. преподаватель Регентского уч-ща и муз. школы, основанных С. В. Смоленским. В составе этнографических экспедиций Географического об-ва собирал рус. народные песни.

В кон. 1913 г. назначен одним из посольских священников в Германию. Во время первой мировой войны служил священником в санитарном поезде, затем в госпитале. Был награжден Святейшим Синодом набедренником и камилавкой. После Октябрьской революции 1917 г. переехал в Москву. В 1918-1920 гг. работал в Московском областном союзе кооперативных объединений. С 1921 по 1926 г. служил в храме Донской иконы Божией Матери на ст. Перловская под Москвой, был возведен в сан протоиерея. В 1926-1930 гг. состоял в секции духовных композиторов Московского об-ва драматических писателей и композиторов. Арестован 14 апр. 1931 г., заключен в Бутырскую тюрьму. Во время допроса сказал, что ожидал и даже хотел ареста, поскольку неудобно не испытывать лишений, когда другие страдают за веру. За организацию нелегальных братств и сестричеств и помощь ссыльному духовенству приговорен 30 апр. 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Северном крае — Котласе, Вел. Устюге и Сыктывкаре. После отбытия срока вернулся на ст. Перловская. Занимался сочинением и обработкой духовной музыки по заказам храмов Москвы и др. епархий. С сокращением числа действующих церквей получал заказы только от Патриархии. Занимался обработкой народных песен, зарабатывал переписыванием нот.

2 нояб. 1937 г. арестован и помещен в Таганскую тюрьму Москвы. Причиной ареста, возможно, стали сведения о его посещениях Патриаршего Местоблюстителя Московского митр. Сергия (Страгородского). На следствии отрицал предъявленные обвинения в «распространении вымышленных контрреволюционных слухов». Заявил, что говорил о существующем в СССР притеснении верующих, о закрытии церквей и об арестах священников. 23 нояб. 1937 г. по обвинению в «контрреволюционной фашистской агитации» приговорен Особой тройкой УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания. Канонизирован постановлением Свящ. Синода от 24 дек. 2004 г.

Церковные песнопения Г. написаны в традициях новой рус. школы: использованы принципы гармонизации А. Д. Кастальского, в нек-рых произведениях применяются усложненные гармонии. Духовные и светские муз. произведения Г. издавались в Праге и Петрограде. П. М. Киреев опубликовал сочинения Г. в серии сборников духовно-муз. песнопений из произведений совр. авторов: «Многая множества» — в сб. № 12 «На литургии» (Пг., 1915); «Свете тихий» и «Богородице Дево» — в сб. № 13 «Всенощное бдение» (Пг., 1915); «Херувимская песнь» (Мотольская), «Достойно есть» (болгарского распева), «Хотех слезами омыти» — в сб. № 14 «На литургии» (Пг., 1916); «Хвалите имя Господне» (2-хорное), «Великое славословие», «Днесь спасение миру», «Воскрес из гроба» — в сб. № 15 «Всенощное бдение» (Пг., 1916). Г. принимал участие в качестве редактора-составителя и автора аранжировок в сб. № 19 «На литургии» для 3 муж. голосов (Пг., 1915). Отдельными публикациями в изд-ве Киреева вышли: пасхальный концерт «Снизшел еси» (для смешанного хора), 1917; «На реках Вавилонских» (для смешанного хора); «Благообразный Иосиф» (для смешанного хора); «Да исправится» (тенор соло и смешанный хор); «Милость мира» и «О тебе радуется» на литургии св. Василия Великого (для смешанного хора); «Христос воскресе» (для смешанного хора); «Торжественный канон Рождеству Христову» (для смешанного хора), 1916.

В изданиях Г. Шмидта в Петрограде вышли: «Свете тихий», «Полиелей: Хвалите имя Господне» (2-хорное), «Канон 1-го гласа» (знаменного распева), «Иже херувимы» (обиходное), «Достойно есть», «Исполла эти деспота» (болгарского распева), «О тебе радуется» (глас 1, болгарского распева), «Милость мира» (великопостное), «Достойно есть» (8 гласов, знаменного распева), «Благообразный Иосиф» (болгарского распева), «Христос воскресе» (напев Волоколамского у. Московской губ.). Под обозначением автора вышло изд. «Мелодии знаменного, киевского, греческого и болгарского распевов в систематизации и обработке Ю. Извекова» для смешанного хора (б. м., б. г.): «Благослови, душе моя» (для 1 и 2 хоров); «Кафизма: Блажен муж»; «Господи, воззвах. Догматик»; «Свете тихий. Прокимен»; «Ектений: сугубая и просительная»; «Богородице Дево»; «Бог Господь. Тропарь: Камени запечатану»; «Кафизмы. Седален»; «Полиелей: Хвалите имя Господне» (2-хорное); «Тропари на непорочнах: Ангельский собор»; «Прокимен: Ныне воскресну и проч.»; «Канон»; «То же в упрощенном виде». «Утоли болезни» было опубликовано в сб. «Да исправится молитва моя: Духовные сочинения рус. композиторов» (М., 1999. Вып. 1). В изд-ве «Живоносный Источник» были переизданы репринтным способом сб. «На литургии» (М., 2004), произведения «Богородице Дево» (М., 2002), «Да исправится» (в сб. «Да исправится молитва моя». Ч. 2. М., 2005).

Протоиерей Георгий Извеков: cвященномученик, композитор

С историей Донского храма связано имя священника Георгия Извекова (1874-1937), известного духовного композитора, собирателя русских народных песен, настоятеля Донской церкви в Перловке, прославленного в сонме Новомучеников и исповедников Российских, погибшего за веру на Бутовском полигоне 27 ноября 1937 года.

Георгий Яковлевич Извеков родился 24 февраля 1874 года в Калуге в семье священника. В 1894 году он окончил Калужскую духовную семинарию и был единственным выпускником того года, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую духовную академию, которую успешно окончил в степени кандидата богословских наук. Но Георгий выбрал не карьеру преподавателя в духовных училищах, а путь священства. С 1899 года — он псаломщик посольской церкви в Праге, живя в Праге, он занимается музыкой и посещает Пражскую консерваторию.

Читать еще:  Про Ивана Охлобыстина. Расчётливое полубезумие

В 1902 году Извеков женился на Софье Беляевой. В 1903 года у Извековых родилась дочь Ксения, около 1905 года — сын Ростислав и приблизительно в 1908 — сын Игорь, погибший на войне. Судьба других родственников отца Георгия неизвестна.

Биография отца Георгия очень насыщенна, он служит в разных городах и странах. В марте 1905 года Извеков был направлен псаломщиком в посольскую церковь в Гааге. В феврале 1906 года назначается законоучителем в Петербургский Александровский женский институт и настоятелем институтского храма святого благоверного князя Александра Невского. В то же самое время преподаёт в гимназии. В 1910 году — он регент в Регентском училище, основанном дирижёром и музыковедом С. В. Смоленским. В то же самое время в составе экспедиций Географического общества занимается сбором и аранжировкой обрядовых песен («Свадебные песни Калужской губернии»). В 1913 году отец Георгий опубликовал в журнале «Хоровое и регентское дело» статью «Новые задачи православной церковной музыки в России» завершающуюся призывом: «Пробил час создавать внебогослужебную церковную музыку в широких оркестровых формах, на основании обиходных мелодий и на почве богослужебных текстов». То есть он призывал нести красоту православной храмовой музыки всему народу.

С 1913 года о. Георгий дополнительно преподаёт в Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе. С 1913 года по 1914 год Извеков служит вторым священником в Берлинской посольской церкви. В 1914 году он опубликовал «народное причитание при проводах солдат на войну»

После начала Первой мировой войны — он священник санитарного поезда вплоть до 1917 года.

После Октябрьской революции судьба священника тесно переплетается с судьбой храма Донской иконы Божией Матери в Перловке (ныне микрорайон г. Мытищи Московской области), где он служит с 1921 года по 1926 год. Закон об изъятии церковных ценностей советской властью на помощь голодающим вынуждает в 1922 году отца Георгия составить детальное описание имущества Храма, которое хранится в личном деле о. Георгия, и «список из 12 предметов передаваемых уполномоченному Гохрана Петухову в помощь голодающим», который хранится в ЦГАМО. В описи намеренно занижена стоимость предметов для спасения Храма от разорения: церковное облачение (рясы, фелонь, епитрахиль, подризники и пр.) указано как «ветошь, ценности не имеет»; церковные книги указаны как «старая, ценности не представляет». В итоге изъяты только 12 предметов представляющие ювелирную ценность: ковчег серебряный, вызолоченный, чаша, дискос, крест, звездица серебряная, вызолоченная, три лжицы, две тарелки, ковшик и ручка от копия серебряная. В 1926 году настоятелем Храма стал Введенский Сергей Александрович. Но Отец Георгий продолжает активное участие в жизни Церкви — в протоколе собрания Церковной общины от 26 августа 1929 г. есть подпись о. Георгия.

1925 году в Ленинграде, а потом и в Москве было образовано Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз). В его составе была хоровая секция, в которой потерявшие работу церковные регенты и композиторы могли получить финансовую поддержку. Извеков подает заявление о принятии его в Драмсоюз — с приложением списка своих произведений. В его обработке выходят мелодии знаменного, киевского, греческого и болгарского распевов.

Впервые Георгий Извеков был арестован 14 апреля 1931 года в Москве в числе многих священнослужителей по доносу некоего В.Сергеева, председателя поселкового «Союза безбожников» при клубе «Пролетарий» в селе Тайнинское (ныне микрорайон в г. Мытищи). Агитация началась на заседании перловского поселкового Совета (протокол от 20 января 1930 г.); продолжалась на педсоветах, на родительских собраниях, на собраниях учащихся школы № 5 СЖД
Отец Георгий был заключен в Бутырскую тюрьму. Был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 30 апреля за «систематическую антисоветскую агитацию, активную а/с деятельность, выражающуюся в организации нелегальных „сестричеств“ и „братств“, оказание помощи ссыльному духовенству» по статье 58-10 УК РСФСР. Приговорен к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Северный край. С мая 1931 года ссылку отбывал в городе Котлас Архангельской области, затем, вплоть до 1933 года, в Великом Устюге Вологодской области и Усть-Сысольске Коми АССР. При подписи протокола допроса написал: «обвинения за собой не признаю.»

. После отбытия срока вернулся на станцию Перловская. Занимался сочинением и обработкой духовной музыки по заказам храмов Москвы и других епархий. Занимался обработкой народных песен, переписывал ноты.

22 июля 1937 года протоиерей Александр Лебедев, находясь под арестом, дал показания против Извекова. Будучи секретарем митрополита Сергия, он хорошо знал всех посещавших митрополита, в частности и отца Георгия.

Георгий Извеков был повторно арестован 2 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 15 ноября «дежурный» свидетель, клирик Знаменской церкви у Крестовской Заставы Толузаков, дал показания против о. Георгия, обвинив того в ведении антисоветской агитации и распространении слухов о массовых арестах в СССР в различных церквях. На единственном (судя по материалам дела) допросе 16 ноября о. Георгий заявил:

«Я ожидал своего ареста и даже хотел этого. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово.

По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти (ожидание переворота, желание уничтожить евреев и т. д.) показания давать отказываюсь». На реплику следователя: «Вы говорите неправду, следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий Советской власти» — отец Георгий ответил:

«…Да, среди окружающих меня лиц я говорил, что в СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения — всё это нам послано в наказание за наши грехи…»

17 ноября 1937 года заместитель начальника Управления НКВД Московской области майор госбезопасности Якубович утвердил обвинительное заключение:

«Произведенным по делу следствием установлено, что Извеков Георгий Яковлевич — поп, среди окружающих систематически проводит контрреволюционную агитацию и распространяет вымышленные контрреволюционные слухи. Извеков Г. Я. был связан с расстрелянным в 1937 г. за контрреволюционную деятельность попом-террористом Лебедевым Александром Васильевичем, с которым неоднократно встречался. В своей контрреволюционной агитации Извеков высказывает сочувствие испанским мятежникам, то есть фашистам, заявляя: «В Испании делается то же, что и в Абиссинии. Мятежники восторжествуют, испанских большевиков разобьют, а потом возьмутся за наших». Извеков Г. Я. заявил, что голосовать ходить не нужно за выставленных кандидатов в Верховный Совет Союза. На основании вышеизложенного обвиняется:

«Извеков Георгий Яковлевич, 1874 года рождения в том, что являлся подстрекателем антисоветских элементов на практическую контрреволюционную деятельность, распространял всевозможные контрреволюционные слухи о якобы производящихся в СССР массовых арестах, о гонении на верующих и духовенство, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР» 17 ноября 1937 года заместитель начальника Управления НКВД Московской области майор госбезопасности Якубович утвердил обвинительное заключение: 19 ноября 1937 года вышло постановление: Извекова Г. Я. — расстрелять.

Он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас это место для поклонения памяти святых. Когда-то он был устроен как стрельбище для военных учений, но превратился в Русскую Голгофу – место, где встретили свою кончину десятки тысяч неповинных людей. На полигоне находятся тринадцать глубоких многометровых рвов – братских могил, где лежат убитые люди. Ширина каждого рва – четыре метра. Из официальных архивных документов достоверных документов достоверно известно, что за один год и три месяца была расстреляна двадцать одна тысяча человек.
Можно ли представить себе, сколько людей здесь погибло, если Бутовский полигон существовал с 1934 по 1953 годы?!

Из расстрелянных в этом месте священнослужителей и монахов, более трехсот прославлены сегодня Церковью в лике святых. И среди них Георгий Извеков – настоятель Донского храма, убитый здесь 27 ноября 1937 года и погребенный в общей безвестной могиле.

11 ноября 1991 года Прокуратурой СССР Георгий Извеков был реабилитирован по первому делу 1931 года. По второму делу 1937 года (за которое был расстрелян) реабилитирован 27 июня 1989 Прокурором Московской области.

24 декабря 2004 года протоиерея Георгия Извекова прославлен как священномученик.
15 ноября 2007 г. в деревянном храме Новомучеников и исповедников Российский на Бутовском полигоне была освящена икона священномученика. Сейчас этот образ находится в Перловке в верхнем Троицком храме справа от алтаря, и ежегодно 27 ноября — в день его памяти на торжественной Божественной литургии звучат песнопения в обработке прот. Георгия Извекова — икона в этот день переносится на центральный аналой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector