0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О понимании Священного Писания через толкования святых отцов

О понимании Священного Писания через толкования святых отцов

Понимание Библии в целом не представляет для людей непреодолимых трудностей. Попросту говоря, в Священной Книге нет ничего такого, что было бы совершенно недоступно пониманию человека средних умственных способностей. «Благодать Св. Духа, – писал святитель Иоанн Златоуст, – для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения. »

Вместе с тем, нам известно множество изречений отцов и учителей Церкви, говорящих о том, что в Библии все — тайна, в каждой истории сокрыт великий, сокровенный смысл, понять который могут только избранные, — посвященные в тайны Духа. Как совместить эти две крайние точки зрения, и где в данном случае истина?

В Библии как произведении особого рода — как Откровении Бога, заключены некоторые возвышенные истины, труднодоступные для понимания земного человеческого ума. Для того, чтобы увидеть высокий небесный смысл нашим приземленным взглядом, необходимо особое руководство. Где же искать такое руководство?

Есть древняя поговорка: «чтобы понять поэта, нужно идти в страну поэта». Чтобы правильно понимать Библию, надо идти в Церковь — то есть обращаться к толкованиям Церкви. Священная Книга появилась в недрах древней Церкви. Церковь хранила и передавала из века в век великие тексты.

Современные ученые, на основании новейших методов исследований доказали, что текст Библии дошел до нас без искажений, без замены смыслов и пр. Трудами неизвестных переписчиков святые слова Библии сохранили свое значение. Конечно, в переводе на некоторые языки, в том числе и русский, смысл отдельных выражений может слегка меняться. Но на сегодняшний день это не составляет серьезной проблемы. В наши дни существует множество толкований древних и современных авторов, прибавив к этому современные технологии поиска информации, получим, что современный искатель истины легко может понять смысл Вечной Книги.

Почему же нужно искать объяснения Писаний, прежде всего, у святых отцов? Царское слово лучше понимает и объясняет царский слуга. Слово Божие лучше разумеет и поясняет близкий Богу муж. Святые отцы Церкви — смиренные и чистые сердцем, верные ученики Христовы. Многие из них с ранней юности искали божественную истину в Писаниях, в творениях святых апостолов, и Бог открывал им Свои тайны.

Святые отцы толковали Писание, руководствуясь преданием, дошедшем к ним от апостолов. Порой апостольские поучения передавались в устной форме от ученика к ученику, в других случаях — это были записи. Так, святитель Иоанн Златоуст в одном из своих поучений говорит: «Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей».

Дух Святой, пребывая согласно обетованию Христа в Церкви, во все времена избирал святых мужей, и через них сохранял, и до наших дней хранит истинное толкование Священного Писания.

«Приидите и соделайтесь причастниками ни с чем не сравненной премудрости: поучитесь из Слова Божия и познайте Царя вечного! Слово Божие проницает души наши силою своей. О, какой это вестник мира для тебя, воинствующая душа! Какое средство к укрощению жесточайших порывов страстей! Не соделывает из нас сила сия ни стихотворцев, ни философов, ни знаменитых витий; но она руководит к высшим понятиям, она нас, смертных, соделывает бессмертными и сопровождает нас из сего мира в другой», — писал о значении Священного Писания святой Иустин Философ (†166 г.)

Читать еще:  Обращение по случаю дня памяти святителя Николая Чудотворца и проведения акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Святитель Иоанн Златоуст († 407 г.) дает глубокое и неожиданное объяснение необходимости Священного Писания: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым Так, и Апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. „Той, – сказал Он им, – воспомянет вам вся“ (Ин. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что он говорит чрез пророка: „Завещаю вам завет нов, дая законы моя в мысли и, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом“ (Иерем. 31, 31–34; Ин. 4, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) „не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных“ (2 Кор. 3, 3)

«Но так как, с течением времени, одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, – если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством!»

Слово Божие необходимо человеку во всех обстоятельствах жизни.

После принятия таинства Крещения каждый человек входит в Церковь и становится учеником Христа. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; » (Мф, 28, 19-20.) — это повеление воскресшего Христа апостолам, а через апостолов — заповедь всем христианам. — обучаться истинам веры. А обучение возможно только через слушание и чтение Священного Писания, и в первую очередь, Евангелия.

Опыт Церкви говорит, что каждый христианин со временем принимает необходимость чтения Священного Писания. Хорошим подспорьем в этом деле может стать удобное, качественное издание Библии.

Сайт Крещение.ру поможет вам выбрать хорошее издание подарочной Библии, с таким оформлением, которое будет по душе, с удобным, приятным шрифтом, подходящего формата. У нас можно выбрать прекрасное издание Библии в кожаном переплете это будет в прямом смысле слова вечная книга, которая сможет стать семейной реликвией. Добротный переплет сохранит страницы в хорошем состоянии. Большинство изданий Библии в коже снабжены несколькими кожаными закладками, что очень удобно при параллельном изучении нескольких мест Писания.

20. О Священном Писании

20.1. Что такое Священное Писание?

– Священным Писанием называется собрание священных книг, входящих в состав Библии, которые написаны по вдохновению от Духа Святого пророками (Ветхий Завет) и учениками Господа Иисуса Христа, святыми апостолами (Новый Завет). Библия – слово греческое, означающее «книги».

20.2. Что такое Ветхий и Новый Заветы?

– Библия разделяется на Ветхий и Новый Заветы. Все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю, то есть до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом, то есть древним (старым) договором или союзом Бога с людьми, по которому Бог приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя. Люди должны были помнить обещание (обетование) Божие, веровать и ожидать пришествия Христа.

Читать еще:  Неделя о расслабленном: болезнь - возможность исправить нашу жизнь

Исполнение этого обещания – пришествие на землю Спасителя – называется Новым Заветом, так как Иисус Христос, явившись на землю, победив грех и смерть, заключил с людьми новый союз или договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство – вечную жизнь с Богом через основанную Им на земле Святую Церковь.

20.3. Как появились первые книги Ветхого Завета?

– Книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова на древнееврейском языке. Первоначально была написана первейшая часть Библии, так называемая Тора, то есть Закон, заключенный в пяти книгах – Пятикнижие. Это книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течение длительного времени только это, то есть Пятикнижие-Тора и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Вслед за Законом появился второй отдел Священного Писания, называемый Историческими книгами. Это книги: Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Иудифи, Товита, Маккавейские. Третий отдел Библии – Учительные книги: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломонова, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Наконец творения святых пророков составили четвертый отдел Священных книг – книги Пророческие. В этот отдел включаются: книга пророка Исаии, пророка Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и 12 малых Пророков.

20.4. Что означает деление книг Библии на канонические и неканонические?

– Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Варуха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе.

Новозаветные священные книги все являются каноническими.

20.5. Как надо понимать неканонические книги Библии?

– Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим вероучительным и нравоучительным авторитетом. Что неканонические книги Церковь приняла в свою жизнь, подтверждается тем, что они употребляются в богослужениях совершенно так же, как и канонические. Таковой является книга Премудрости Соломоновой, которая часто используется за богослужениями.

Русский текст Библии, принятый Православной Церковью, как и славянский, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.

20.6. Что содержится в книгах Нового Завета?

– Священные книги Нового Завета повествуют о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной Его жизни, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры через святых апостолов, разъясняют учение Христово в его многообразном приложении к жизни, содержат в себе повествование о деяниях святых апостолов и изложение их наставлений первым христианам и предупреждают о последних судьбах мира и человечества.

Новый Завет содержит четыре евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, Откровение Иоанна Богослова.

20.7. Что называется Евангелием?

– Евангелием (в переводе с греческого «благая весть»), или Четвероевангелием, называют первые четыре книги Нового Завета, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В них содержится благая весть о приходе в мир обещанного Богом прародителям Божественного Искупителя и о совершенном Им великом деле спасения человечества.

Читать еще:  «Мужчины не плачут — они огорчаются»

20.8. Почему четырех евангелистов иногда изображают в виде животных?

– Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценностями. Еще более традиционным символом для четырех Евангелий является таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (см. Иез. 1:1–28) и которая состояла из четырех существ – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, каждое в отдельности, и стали символами евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает святого Матфея с человеком или ангелом, святого Марка – со львом, святого Луку – с тельцом, святого Иоанна – с орлом.

20.9. Что символически обозначают эти существа, в виде которых изображают четырех евангелистов?

– Символом евангелиста Матфея стал человек, потому что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа.

Символом евангелиста Марка стал лев, потому что он показывает в особенности царственное всемогущество Господа.

Символом евангелиста Луки стал телец (телец как жертвенное животное), так как он по преимуществу говорит о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира.

Символом евангелиста Иоанна стал орел, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в небе, подобно орлу, «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина.

20.10. Что такое апокрифическое Евангелие?

– Апокриф (в переводе с греческого «тайный», «сокровенный») – произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Священного Писания, не признанные Церковью каноническими.

Церковь признает лишь четыре Евангелия, которые написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Эти Евангелия с момента их написания стали распространяться по церковным общинам и читаться во время богослужебных собраний. С самого начала эти Евангелия – непререкаемый авторитет в Церкви. С конца I века в церковной среде появилась специфическая ересь – гностицизм, родственник современной теософии и оккультизма. Для того чтобы придать текстам, проповедующим гностические взгляды, некий авторитет, еретики стали надписывать их именами апостолов Фомы, Филиппа и др. Но Церковь не приняла эти «евангелия». Логика отбора базировалась на двух вещах: 1) в этих «евангелиях» проповедовалось совсем иное учение, отличное от учения Христа и апостолов, и 2) эти «евангелия» внедрялись в Церковь извне, их не знали все церковные общины, как это было с четырьмя каноническими Евангелиями; следовательно, они не выражали веру Вселенской Христовой Церкви.

20.11. Из чего можно видеть могущественное действие христианского учения?

– Хотя бы из того, что апостолы, большинство из которых до встречи со Спасителем были бедными и необразованными людьми, этим учением покорили и привели к Христу многие народы.

20.12. Когда Церковь предлагает учение Священного Писания не знающим его людям, какие она представляет свидетельства того, что это есть истинное слово Божие?

– С течением веков род человеческий не смог создать более возвышенного, чем Евангельское учение о Боге и человеке, о смысле человеческой жизни, о любви к Богу и людям, о смирении, о молитве за врагов и так далее. Это учение настолько возвышенно и глубоко проникает в человеческую природу, поднимает ее до такой высоты, до такого богоподобного совершенства, что совершенно невозможно допустить, что его могли создать люди.

Очевидно также, что и Сам Христос, если бы Он был просто человеком, не мог бы создать такого учения. Только Бог мог дать столь чудное, святое, Божественное учение, возводящее человека на такую духовную высоту, которой достигли многие святые христианского мира.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector