0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Кирилл — о коронавирусе: «Господь проводит нас через испытание неслучайно»

Содержание

Патриарх Кирилл — о коронавирусе: «Господь проводит нас через испытание неслучайно»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с речью, в которой высказался о ситуации с пандемией коронавируса.

«Мы переживаем с вами те времена, когда особая напасть посетила Землю нашу, потенциально — весь мир. Во многих частях мира уже господствует и свирепствует страшная болезнь, о которой вы все хорошо знаете. А те уголки Земли, где пока ее нет, никак не застрахованы от того, что и туда придет эта инфекция.

Другими словами, мы действительно переживаем глобальную трагедию, которая затрагивает всех и каждого вне зависимости от того, в полной ли мере мы осознаем сегодня эту опасность.

Сегодня должно, и я думаю, непременно возникнет это стремление быть ближе к самому сильному — господу и спасителю нашему, который только имеет и имеет власть остановить эту вселенскую пагубу.

Господь проводит нас через испытание неслучайно. Все развитие человеческой цивилизации, особенно последние десятилетия, направлено на безудержное стремление потреблять больше, иметь больше, желать больше. Настолько переориентировали сознание людей, что центром жизни стала именно это стремление иметь больше. А все великие идеалы, возвышенные и прекрасные, в том числе и самый прекрасный идеал веры в бога, для многих ушли на периферию жизни.

Может быть, для того, чтобы с периферии этот идеал, как и многие другие возвышенные идеалы, вновь вернулся в нашу жизнь… Чтобы мы задумались, что не хлебом единым жив человек, что человек предназначен к великому — к такому великому, чего он сам еще не осознает, потому что это было определено самим богом. Чтобы люди задумались о смысле своей жизни, о слабости своей. Когда человек говорит, что он все может, он останавливается в своем развитии и в умственном, и в нравственном, и в духовном.

Неслучайно господь посетил всех нас с этой скорбью. Будет трагично, если из этой скорби мы выйдем слабыми, раздавленными и разочарованными. Скорби даются для того, чтобы они стали уроками жизни. И вот эта всемирная напасть дана для того, чтобы люди, погрязшие в потребительской психологии, осознали в первую очередь то, что над всеми и над всем бог. И обратились к господу и умом, и сердцем, прося его оградить их, родных и близких, страны, в которых мы живем, и весь род человеческий от этой напасти. И если через преодоление этой скорби мы станем ближе к богу, то мы несомненно победим и саму скорбь», — сказал патриарх Кирилл.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Господь испытывает нашу веру и нашу верность. Он проводит нас через трудности

В этой теме:

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Прикоснуться к великому подвигу. 1000-летие преставления Князя Владимира
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала

21 июня 2015 года, в праздник Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе г. Бреста. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

– Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси! Ваше Преосвященство, Владыка Иоанн, епископ Кобринский и Брестский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Отцы, братья и сестры!

Для меня большая радость совершить в этом величественном соборе города Бреста торжественную Литургию в день памяти Белорусских святых. Сегодня канун дня, скорбного для всей нашей земли, для всего нашего народа, – годовщины начала Великой Отечественной войны, но вместе с тем день очень радостный, когда мы празднуем 1000-летие со дня упокоения святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси.

Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле – и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, – а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло, и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.

Мы и сегодня употребляем это наименование, чтобы, отказавшись от всякой политической конъюнктуры, назвать самым священным именем ту общность славянских народов на огромных евразийских пространствах, которые объединены православной верой и составляют единую Русскую Православную Церковь.

А с чего все началось? А началось все с князя Владимира, с удивительного правителя нашей земли, который не только умозрительно, но и на опыте собственной жизни понял, что такое святость. До принятия Крещения он был обычным языческим князем – грозным, распутным, коварным, который с легкостью убивал своих братьев и сестер, который с легкостью порабощал племена, соединенные общей историей и кровным родством, который не щадил никого, распространяя свою власть, который делал несчастными людей, соединивших с ним свою жизнь. Но Господь каким-то таинственным образом прикоснулся к уму, а потом и к сердцу князя Владимира. Ни один историк, ни один писатель, изучающий Древнюю Русь, не может рассказать, что и в какой момент произошло в глубине души этого человека. Но он понял, что нужно изменить свою жизнь, что она идет по неправильному пути.

И, конечно, как государственный деятель Владимир очень хотел объединить все эти завоеванные племена. Он понимал, что единство людей кровью не сохранишь, что через насилие не станешь отцом для народа. Нужна другая мотивация, другая сила, которая скрепляла бы людей добровольно в огромную общность, и уразумел князь Владимир, что такой силой может и должна стать народная вера. Понимая суетность и греховность язычества, он обратил свой взор к христианству и, в первую очередь, к Византии, которая была центром тогдашнего мира, возвышаясь над всеми остальными странами своей духовной, интеллектуальной, культурной и военной мощью. И князь Владимир понял: чтобы почерпнуть из этого духовного источника огромной силы, нужно быть единоверным с народом Византии. Потому и сделал он исторический выбор в пользу Православия, восточного христианства.

С момента его личного Крещения, которое состоялось в Херсонесе, в результате чего князь Владимир обрел, как говорится в тропаре, исцеление от слепоты не только душевной, но и телесной, – начинается духовный подвиг князя, завершившийся христианизацией всего нашего народа. Вместе с верой в жизнь народа пришел и этот идеал святости. Конечно, оставалось и много греховного – и рудименты язычества, и междоусобная брань, и чего еще только не было, – но, как яркая свеча, горел этот идеал перед мысленным взором наших пращуров. И знаем: если бы не этот идеал, то вряд ли мы с вами праздновали бы сегодня 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира.

Владыка уже привел замечательные слова из читавшегося сегодня отрывка из Послания святого апостола Павла к Римлянам (Римл. 5, 1–10), где говорится о том, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, а от опытности – надежда, которая не посрамляет, потому что любовь Божия вошла в сердца наши силой Духа Святого. А разве не было в истории наших народов этой борьбы со скорбями? Разве не возрастали они в терпении? Разве не обретали они удивительную опытность, ставшую народной мудростью? А разве когда-то они теряли на-дежду? Никогда! Потому что любовь Божия силой Святого Духа через купель Крещения прикоснулась и прикасается к каждому последующему поколению наших людей, помогая сохранять великий, блистающий красотой идеал святости, покоривший святого князя Владимира и до сих пор покоряющий разумных, мыслящих людей, способных отличать добро от зла и пшеницу от плевел.

Именно во всем том, о чем мы сейчас говорим, сила нашего народа, его непобедимость. И страшные испытания Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году, – разве это не доказательство и терпения, и опытности, и надежды, и любви Божией, которая Духом Святым вошла в сердца наши? Поэтому и праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри, почти отказался от Бога… Но перед лицом страшного врага произошло возрождение веры. В окопах на передовой, в Брестской крепости не было неверующих людей. Мне приходилось много раз говорить с ветеранами, и они повторяли одну и ту же фразу: в окопах на передовой неверующих не бывает. Потому что ничто, кроме силы Божией, не может спасти человека, который, следуя приказу и будучи верным присяге, идет навстречу смерти.

Читать еще:  Министерство ЖКХ: 10 % доходов россияне тратят на услуги ЖКХ

И мы знаем, какое возрождение веры произошло во время и после войны. Вспоминаю переполненные храмы послевоенного Ленинграда. Большие соборы вмещали по 3-4 тысячи человек, вокруг собиралось еще столько же и даже больше, петербургские магистрали перекрывала милиция – и это после десятилетий богоотступничества, после закрытия храмов, разрушения монастырей, после того, как были расстреляны, умучены, отправлены в ссылку тысячи верующих людей!

Сила Божия присутствует в человеческой истории. Господь испытывает нашу веру и нашу верность. Он проводит нас через трудности. Сегодня, конечно, нет того, что было во время Великой Отечественной войны. Но ведь так много вызовов нашей вере! Так много соблазнов, так много того, что похищает души у Господа, превращая верующих христиан в язычников, забывающих единое на потребу (Лк. 10, 42), забывающих красоту нашего народного идеала святости.

Сегодня наступило время, когда мы, живя в относительном благополучии, должны обновить нашу веру. Мы строим храмы, мы укрепляем церковную жизнь. Это значит, что мы должны укреплять свою веру, помня, что силой благодати Божией любовь входит в наши сердца. А любовь укрепляет надежду, опытность, терпение и избавляет от скорбей.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за те труды, которые Вы несете в качестве Патриаршего экзарха всея Беларуси. Много было сделано Вашим предшественником Владыкой митрополитом Филаретом и епископатом, который трудился здесь уже многие годы. И Вы призываетесь к тому, чтобы не просто продолжать это дело, но во много крат его приумножить.

Благочестивый белорусский народ отмечен какой-то особой Божией харизмой, спокойствием, смирением, которое отнюдь не является слабостью, способностью слушать и слышать, благочестием. И в этом народе особым образом должен сегодня расцветать дар Духа Святого, дар веры, а вместе с тем – и терпения, и опытности, и надежды.

От всего сердца желаю успеха Вам, Владыка, и всему епископату. Пусть Господь хранит всех вас в мире и в единомыслии. Не допускайте разделений между собой. Работайте как одна семья, памятуя о том, что Вы несете великую ответственность перед белорусским православным народом. В память о сегодняшнем торжественном богослужении и моем визите я хотел бы вручить Вам, Владыка митрополит, юбилейный крест с панагией, которые были изготовлены в память о 1000-летии со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира.

Хотел бы сердечно поблагодарить Преосвященного Иоанна, Владыку Брестского и Кобринского. Вы много мне рассказывали о Вашей епархии с большой гордостью и большой любовью. Сегодня, приблизившись к этому замечательному храму, я вспомнил Ваши рассказы и убедился, что, действительно, на западном порубежье Святой Руси существует духовная твердыня – православная церковь Бреста. Всех вас, мои дорогие, во главе с Владыкой Иоанном, я сердечно приветствую и призываю на вас благословение Божие. Вам, Владыка, в память о сегодняшнем богослужении хотел бы преподать такую же юбилейную панагию в честь 1000-летия князя Владимира. А для кафедрального собора – этот старинный образ с 12-ю праздниками. Пусть каждый, кто будет прикладываться к этому образу, вспоминает, в том числе, своего Патриарха. Молитесь за Патриарха, потому что я очень нуждаюсь в вашей молитве, в вашей любви и в вашей поддержке. Каждому из вас я хотел бы передать маленький образочек князя Владимира с Патриаршим благословением. И попросил бы духовенство сразу по окончании богослужения раздать всем присутствующим эти Патриаршие благословения.

Еще раз, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с великим праздником. Храни вас Господь!

Патриарх Кирилл: «Господь неслучайно проводит нас через испытания»

Сегодня, 12 апреля, во время праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью, в которой вновь затронул тему пандемии коронавируса.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим, и Церковь вспоминает события, связанные с земной славой Господа и Спасителя нашего. Потрясенные воскрешением Лазаря, люди встретили Господа у стен Иерусалима и сопровождали Его торжественной процессией, полагая пред Его ногами ветви пальм, постилая свои одежды, чтобы Он, великий чудотворец, ступил на эти одежды. Люди были действительно потрясены и надеялись хотя бы через это соприкосновение стать причастными Его великой силе.

Что может быть страшнее смерти? И вдруг явился Человек, Который воскресил покойника на четвертые сутки после смерти, — когда, как повествует евангелист, тело уже смердело, когда его коснулось тление и процессы распада организма стали необратимыми. Однако силой Божественной эти процессы остановились, и плоть человеческая восстановилась, и ожила душа, и Лазарь вышел из пещеры, обвитый погребальными пеленами. Воскрешением Лазаря Спаситель явил огромную силу, и потому люди устремились к Нему.

Вообще, если проанализировать человеческие симпатии и антипатии, то почти на 100%, за редчайшими исключениями, они связаны с тем, что один человек признает силу другого человека — силу ума, красоты, мудрости. Именно признание силы другого и предрасполагает человека к стремлению быть ближе к тем, кто обладает этими способностями, властью, красотой.

В стремлении быть ближе к сильному нет ничего плохого. Тот, кто устремляется к сильному, осознает свою слабость и превосходство другого над самим собой, а уже один факт осознания такого превосходства помогает человеку избавляться от гордыни. Поэтому и в том, что жители древнего Иерусалима устремились к Спасителю, не было ничего плохого. Это была естественная реакция людей — быть ближе к Тому, Кто силен, силен настолько, что преодолел силой Своей узы смерти.

Но все мы хорошо знаем и то, что произошло после торжественного входа в Иерусалим и нескольких дней, которые Спаситель посвятил проповеди — проповеди удивительно сильной. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы мы будем слышать Евангельские чтения, через которые дошла до нас эта удивительная проповедь. Это было действительно некое прощание с миром, когда Господь говорил с особой силой и открывал такие истины, которые, будучи усвоены умом и сердцем, способны изменить жизнь человека, а если их усвоит большинство людей, то они изменят жизнь всего мира. Однако славу, которую воздавалась Спасителю как великому чудотворцу, воскресившему Лазаря из мертвых, скоро сменили сомнения — в том, что Он действует силой Божией, или даже сомнения в Его чудодейственной силе. Сомнения эти были посеяны людьми, ибо Господь не давал никаких поводов усомниться в том, что Он воскресил Лазаря; но те, кто воспылал завистью и гневом, сделали все для того, чтобы народ отказался от признания Спасителя Победителем смерти.

Если в жизни людей происходят сложные события, если им угрожает опасность, то возникает потребность быть ближе к сильному. Заболевший ищет сильного врача. Слабый супруг стремится быть как можно ближе к сильному супругу. Испытания, которые посещают семьи, часто укрепляют их (хотя бывает и обратное) — возникает взаимное тяготение супругов, с тем чтобы стать сильнее, обогатиться силой другого, защитить друг друга и детей от напасти.

Сейчас мы переживаем времена, когда особая напасть посетила землю нашу, а потенциально — весь мир. Во многих частях мира уже свирепствует страшная болезнь, о которой вы все хорошо знаете; а те уголки земли, где ее пока нет, никак не застрахованы от того, что эта инфекция придет и туда. Другими словами, мы действительно переживаем глобальную трагедию, которая затрагивает всех и каждого вне зависимости от того, в полной ли мере мы осознаем сегодня эту опасность.

Пример, о котором мы только что размышляли, — как у жителей Иерусалима возникло желание быть ближе к Чудотворцу, воскресившему Лазаря, — говорит нам о том, что и сегодня непременно должно возникнуть стремление быть ближе к Самому Сильному — к Господу и Спасителю нашему, Который только и имеет власть остановить эту вселенскую пагубу.

Господь неслучайно проводит нас через испытания. Сейчас об этой неслучайности многие уже говорят и пишут, каждый со своей точки зрения. Но большинство склоняется к тому, что все развитие человеческой цивилизации, особенно в последние десятилетия, настолько переориентировало сознание людей, что центром их жизни стало безудержное стремление иметь больше, желать больше, потреблять больше; а все великие идеалы, возвышенные и прекрасные, в том числе самый прекрасный идеал веры в Бога, для многих ушли на периферию жизни.

Может быть, и эти испытания постигли нас, чтобы и этот идеал, и многие другие вновь вернулись с периферии в центр нашей жизни. Чтобы мы задумались о том, что не хлебом единым жив человек, что человек предназначен к такому великому, чего он сам еще не сознает, потому что величие человеческого предназначения определено Самим Богом. Чтобы люди задумались о смысле своей жизни, о слабости своей и не говорили более: «Мы всё можем!», ведь когда человек говорит так, он останавливается в своем развитии — и умственном, и нравственном, и духовном.

Да, неслучайно Господь посетил всех нас этой скорбью, но как же будет трагично, если из этой скорби мы выйдем слабыми, раздавленными, разочарованными! Ведь скорби и даются для того, чтобы стать уроками жизни; и эта всемирная напасть дана для того, чтобы люди, погрязшие в потребительской психологии, — как в богатых обществах, так и в тех, для кого богатые общества являются идеалом, — осознали, что над всеми и над всем Бог, и обратились к Господу и умом и сердцем, прося Его оградить их самих, родных и близких, наши страны и весь род человеческий от этой напасти. И если через преодоление этой скорби мы станем ближе к Богу, то, несомненно, победим и саму скорбь.

Читать еще:  Тракторист спас от пожара деревню в Тульской области

Дай Бог, чтобы именно так, с такими мыслями, с таким целеполаганием мы с вами сегодня находились в наших домах, оберегая себя от инфекции. Дай Бог, чтобы с такими мыслями и с таким целеполаганием мы воспринимали то, что происходит сегодня с нами, с народом нашим и со всем родом человеческим. Тогда, несомненно, мы выйдем из этого испытания еще более сильными и жизнеспособными, и, может быть, более сильной и жизнеспособной выйдет из этих соблазнов, искушений и скорбей вся человеческая семья, вся человеческая цивилизация.

Если мы сделаем такие выводы, если мы, проходя через эти скорби, изменимся, если мы преодолеем предрассудки потребительского общества, уповающего на силу разума и силу денег, но полностью исключающего силу Божию, если мы выйдем из тяготения этих страстей, то во благо будет и то, что с нами происходит.

Да укрепит Господь нашу веру, да оградит Он народ наш и все народы Земли от страшной погибели. Да поможет Он всем нам осознать, что Он — Господин истории, что в Его руках — человеческая жизнь и человеческая смерть. Хотя в эти дни многие храмы нашей Церкви закрыты по требованию санитарных властей, но и в своих домах давайте крепко молиться и проводить время у телевизоров, когда там идут трансляции богослужений. Будем молиться о самих себе, чтобы Господь вразумил нас, помог нам преодолеть искушения этой жизни, помог осознать, сколь важно быть вместе с Ним и в радостях, и в скорбях. Помолимся, конечно, о наших родных и близких, о стране нашей, о народе нашем и о всем мире, и надеемся, что если так мы проведем эти дни вынужденной скорби, то они перестанут быть днями скорби, но принесут нам великую радость победы над самими собой, над своими слабостями и недостатками, и помогут увидеть ясную, светлую и спасительную перспективу движения навстречу Богу — Творцу и Промыслителю Вселенной. Аминь».

Слово ко Дню Победы — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Слово ко Дню Победы после Божественной Литургии в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство, Ваше Прео­свя­щен­ство, досто­чти­мые отцы, Ваше Высо­ко­пре­по­до­бие, отец Сера­фим, насто­я­тель сего свя­того храма, доро­гие бра­тья и сестры!

Сего­дня совер­шенно осо­бый день в нашем цер­ков­ном кален­даре. Мы празд­нуем память свя­того вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия, див­ного угод­ника Божия, кото­рый во вре­мена язы­че­ских гоне­ний в Рим­ской импе­рии жизнь свою отдал в муче­ниях за вер­ность Гос­поду. И Гос­подь дал ему огром­ную силу, ибо за вер­ность и веру Бог дает силу людям.

Совер­шенно неслу­чайно, что сим­во­лами побед в вой­нах стали свя­тые муче­ники: свя­той вели­ко­му­че­ник Геор­гий, свя­той вели­ко­му­че­ник Фео­дор Стра­ти­лат и мно­гие дру­гие, потому что от воина тре­бу­ется то же самое, что и от муче­ника — вера и вер­ность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает пра­вое дело; и эти вера и убеж­ден­ность в правоте сво­его дела должны сопро­вож­даться вер­но­стью даже до смерти. И неслу­чайно Вели­кая Оте­че­ствен­ная война закон­чи­лась в день свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца. Мы празд­нуем День Победы в годов­щину под­пи­са­ния капи­ту­ля­ции, кото­рая состо­я­лась в Бер­лине 8 мая (ввиду раз­ницы во вре­мени в Москве к моменту капи­ту­ля­ции было уже за пол­ночь, а потому празд­ник Победы отме­ча­ется 9 мая). Но война кон­чи­лась 6 мая, в день вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия, кото­рый все­гда являлся покро­ви­те­лем града Москвы.

Это не про­сто сов­па­де­ние или сте­че­ние обсто­я­тельств. Война нача­лась в неделю Всех свя­тых, в земле Рос­сий­ской про­си­яв­ших. Те, кто заду­мал всту­пить 22 июня 1941 года на нашу свя­щен­ную землю, не знали нашего цер­ков­ного кален­даря. В день, когда весь наш веру­ю­щий народ обра­щался к Богу, прося мило­сти у свя­тых угод­ни­ков Божиих, на нашей земле про­си­яв­ших, — именно в этот день как вели­кое кощун­ство, как изде­ва­тель­ство над духов­ной жиз­нью людей посы­па­лись бомбы на головы нашего народа.

И, навер­ное, как все­гда, были люди, кото­рые гово­рили: «Как же так? В такой свя­той день. А где же свя­тые угод­ники? А почему они не защи­тили нашу землю? А почему упали на нас бомбы?» Так мы обычно реа­ги­руем на то, чего не можем понять. Мно­гое в жизни своей мы не можем раз­гля­деть и понять, и когда что-то про­ис­хо­дит не в соот­вет­ствии с нашими пред­став­ле­ни­ями, мы обра­ща­емся с недо­уме­нием к Богу: «Гос­поди, а где же Ты?». Кое-кто с недо­уме­нием, кое-кто с ропо­том, а кое-кто и с изде­ва­тель­ством: «Где же Ты?»

Празд­но­ва­ние Победы в день свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца, когда окон­чи­лась война, было отве­том тем, кто недо­уме­вал, почему 22 июня, в вос­кре­се­нье, на нас напал враг. Враг бро­сал вызов не только госу­дар­ству, тогдаш­нему Совет­скому Союзу. Ведь когда речь идет о жизни мил­ли­о­нов людей, то речь идет о чем-то гораздо боль­шем, чем госу­дар­ство. Речь идет о том, что явля­ется колос­саль­ной цен­но­стью в гла­зах Божиих — о жизни народа, о вере, свя­то­сти, чистоте, о том, с чем мы пред­ста­нем пред лицом Божиим. Всему этому был бро­шен страш­ный вызов, и мы знаем, как дорого сто­ила нам Победа.

Я бла­го­сло­вил, чтобы начи­ная с этого года в День Победы во всех хра­мах Рус­ской Церкви тор­же­ственно совер­шался моле­бен в память об избав­ле­нии страны нашей от страш­ного, смер­тель­ного врага, от опас­но­сти, кото­рой не знало Оте­че­ство наше за всю исто­рию. Рабо­тая над тек­стом молитвы, кото­рая будет про­чи­ты­ваться в наших хра­мах, я поло­жил в ее основу молитву свт. Мос­ков­ского Фила­рета (Дроз­дова). Свя­ти­тель соста­вил эту молитву в связи с побе­дой над Напо­лео­ном, но вообще пола­гал полез­ным читать ее вся­кий раз, когда страна наша празд­но­вала победу в войнах.

Конечно, не везде молитва свя­ти­теля Фила­рета бук­вально соот­вет­ство­вала нашей Победе и нашему вре­мени, поэтому кое-что при­шлось редак­ти­ро­вать. Но, рабо­тая над этим тек­стом, я про­никся смыс­лом молитвы, напи­сан­ной свя­ти­те­лем. Каза­лось бы, пра­во­слав­ная Рос­сия и наше­ствие Напо­леона — как должно было все это пре­лом­ляться в созна­нии тогдаш­них людей? Как некая напасть? Как дья­воль­ское иску­ше­ние? Как про­иски врага? Как хит­ро­спле­те­ния поли­тики? Но в созна­нии свт. Фила­рета и всей Церкви, кото­рая потом его сло­вами моли­лась, эта напасть вос­при­ни­ма­лась как нака­за­ние за грех.

Год назад я ска­зал в этом храме, что и Вели­кая Оте­че­ствен­ная война была нака­за­нием за наш грех, а потом был удив­лен реак­цией свет­ской прессы, кото­рая уди­ви­лась и даже оби­де­лась. Не надо оби­жаться — гре­шить не надо. Ни один грех не про­хо­дит мимо Бога. Все, что мы совер­шаем в своей лич­ной, обще­ствен­ной, госу­дар­ствен­ной жизни, — все это зано­сится в Боже­ствен­ную книгу жизни. Гос­подь по мило­сти Своей, не желая наших веч­ных мук, про­во­дит нас через эти вре­мен­ные испы­та­ния, и мы должны вос­при­ни­мать их как дар Боже­ствен­ной спра­вед­ли­во­сти и дар Боже­ствен­ной любви — не роп­тать, но при­зы­вать имя Божие, в пока­я­нии и вере скло­няя пред Богом свои главы.

А что же в ответ? В ответ Гос­подь совер­шает чудеса, как Он совер­шил чудо избав­ле­ния Москвы, как Он совер­шил чудо спа­се­ния страны нашей и всей Европы. И зна­ме­нием этого чуда яви­лось окон­ча­ние воен­ных дей­ствий в день празд­ника свя­того вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия по нашему цер­ков­ному юли­ан­скому кален­дарю. Это тоже было зна­ком того, что осо­бая роль была у страны и народа нашего в той вели­кой свя­щен­ной Победе.

Сего­дня мы молимся о том, чтобы Гос­подь при­к­ло­нил милость и любовь Свою к народу нашему, ко всей исто­ри­че­ской Руси, к стране нашей — Рос­сии; чтобы Гос­подь укре­пил веру в серд­цах людей, чтобы Гос­подь дал силу жить по Его запо­ве­дям, сохра­нять непо­вре­жден­ным свое нрав­ствен­ное чув­ство, стро­ить свое миро­бы­тие не по лжи­вой и опас­ной гре­хов­ной логике, кото­рую часто в очень при­вле­ка­тель­ной упа­ковке дья­вол пред­ла­гает чело­веку, а по логике Боже­ствен­ных законов.

Сердце раду­ется тому, что сего­дня на про­сто­рах исто­ри­че­ской Руси про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние веры. И как бы ни злоб­ство­вали те, кому это воз­рож­де­ние непри­ятно, оно совер­ша­ется не потому, что кто-то при­ка­зал народу воз­ро­диться в вере, не потому, что кто-то пер­стом с высоты ука­зал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пере­жив все эти муки и стра­да­ния, понял — как, может быть, ни один дру­гой народ — вели­кую истину, что жить нужно с Богом и по Божи­ему закону.

И сего­дня наша молитва именно об этом — чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справ­ляться с нашими жиз­нен­ными труд­но­стями так же, как наши предки спра­ви­лись со смер­тель­ной опас­но­стью, чтобы Гос­подь даро­вал нам частицу той вер­но­сти и веры, кото­рые имел свя­той вели­ко­му­че­ник Геор­гий Побе­до­но­сец, свя­тые муче­ники, став­шие сим­во­лами Победы — той Победы, кото­рая совер­ши­лась по Божией воле.

Только так мы вос­при­ни­маем нашу Победу. И если мы забу­дем о духов­ном и рели­ги­оз­ном изме­ре­нии Победы, то это будет кощун­ством по отно­ше­нию к Богу. В ответ на наши неимо­вер­ные уси­лия, в ответ на высо­чай­ший геро­изм народа, в ответ на напря­же­ние всех сил Гос­подь даро­вал Победу, и из Его спа­са­ю­щей дес­ницы мы полу­чили избав­ле­ние. И потому мы воз­но­сим бла­го­дар­ствен­ную молитву, осо­бенно сего­дня, о стране нашей, о народе нашем, о пер­во­пре­столь­ном граде Москве.

Перед нами образ Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, кото­рый был воз­вра­щен нам из Гер­ма­нии — вна­чале уве­зен как тро­фей, а потом совест­ли­выми людьми воз­вра­щен на Русь. Отец Сера­фим c при­хо­жа­нами отдали этот образ на рестав­ра­цию в руки заме­ча­тель­ных спе­ци­а­ли­стов. Из иконы, кото­рая сохра­ни­лась только на две трети, вос­со­здан пер­во­на­чаль­ный древ­ний образ. Раду­юсь, что он вер­нулся на нашу землю. Все должно воз­вра­щаться на круги своя — все, что было пору­шено, изни­что­жено, окку­пи­ро­вано, захва­чено в резуль­тате войн, граж­дан­ских смут и чело­ве­че­ской неспра­вед­ли­во­сти. Пусть этот образ напо­ми­нает нам о Победе в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне, о доб­рых людях, кото­рые вер­нули сию свя­тыню в Рос­сию, и о Пре­чи­стой и Пре­бла­го­сло­вен­ной Царице Небес­ной, кото­рая Своим Покро­вом покры­вает землю нашу. Аминь.

Патриарх Кирилл: Мы станем великой страной, если сохраним верность Богу и любовь к Отечеству

19 мая 2013 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Читать еще:  Святогорская Лавра: архиепископ Арсений поздравил 1000 учеников местных школ

По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Кирилл! Многочтимая матушка Домника! Высокие руководители Екатеринбургского края! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, с днем памяти жен-мироносиц, святого Иова Многострадального и с освящением главного храма Ново-Тихвинского монастыря.

Сегодня особый день — день память святых жен-мироносиц. Мы знаем, что эти женщины сопутствовали Спасителю вместе с апостолами. Наверное, они помогали нести какие-то бремена по бытовому устроению апостольской семьи. Но что самое примечательное и важное, почему Церковь так прославляет жен-мироносиц? Потому что, когда наступили страшные моменты, связанные с истязаниями и распятием Спасителя, апостолы в страхе разбежались. Те, к кому Он адресовал все Свои слова, те, кто был свидетелем Его величайших чудес, включая воскрешение четверодневного Лазаря, — все в страхе разбежались. Животный, инстинктивный страх за свою жизнь затмил все. Они забыли о верности и преданности, они забыли о тех словах, которые они обращали к Спасителю, а Петр, который клялся в верности, трижды отрекся от Спасителя — все из-за того же страха. А слабые жены-мироносицы — те, кто все время пребывали в тени, про кого Евангелие почти ничего не говорит, — остались вместе со Спасителем. Они поднимались вместе с Ним на Голгофу, они стояли у Его креста, и никакой страх преследования, никакой страх смерти не мог разрушить их любовь к Спасителю и их преданность Ему.

Мы имеем и другой пример удивительной преданности жен-мироносиц. Это послереволюционная история нашего Отечества, когда начались гонения на Церковь, когда открытое исповедание веры соединялось с угрозой смерти или заточения. Вы, матушка, только что рассказали, как многие жители Екатеринбурга были готовы растерзать царскую семью, расстрелять из пушки дом, где она находилась, так что даже гонителям, арестовавшим государя, приходилось скрывать его от этой человеческой ненависти. Наверное, как страшно было проявлять чувство солидарности и поддержки! И ведь рядом не было никого — только сестры Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили пищу, проявляли заботу, подвергая себя смертельной опасности, и в конце концов, как известно, погибли за эту преданность и веру.

В последующие годы сильные мужчины, получавшие образование и делавшие карьеру, боялись — боялись, даже сохраняя в сердце веру, присутствовать на крещении своих детей; боялись лоб перекрестить, хотя в глубине души оставались верующими. Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись. Их вызывали и говорили: «лишим пенсии». Но это их не пугало, хотя ничтожная пенсия была для них единственным средством к существованию. Говорили: «выкинем из квартиры» — не боялись, хотя ничего, кроме маленькой комнаты в коммунальной квартире, у них не было. Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру.

До сих пор, встречаясь с людьми среднего и старшего возраста, которые ныне ходят в храм, исповедуют православную веру, спрашиваешь: «А как было в вашей семье? Откуда в вас эта вера?» — И ответ обычно такой: «Да мы росли безбожниками, и только бабушка напоминала нам о вере. Она нас тайно отнесла крестить, и потому мы стали крещеными». Этот подвиг верности наших российских жен-мироносиц и содействовал тому, что, когда наступил час и время пробуждения, было кому пробуждаться и было кому возрождать веру.

Мы празднуем сегодня память святого Иова Многострадального. Промыслительно, что именно в этот день 145 лет назад родился император Николай II. Поразительно, что день его рождения совпал с памятью Иова Многострадального. Этот ветхозаветный святой был богатым человеком, но Господь попустил, чтобы диавол сокрушил все его богатство, чтобы он потерял все — и деньги, и положение, и дом, и семью, и друзей, и оказался на гноище, на свалке. Искушая его, диавол говорил: «Ну, где же твой Бог? Ведь Он тебе не помог, Он не помог тебе сохранить твои деньги, твою власть, твое положение, твои красивые одежды, твой дом, — ты на свалке жизни, все закончено». Какую же огромную веру нужно было иметь, чтобы не поддаться этим лживым словам, этому внушению, чтобы остаться преданным и верным Господу!

Иногда люди, которые помогают Церкви, а потом вдруг сталкиваются с какими-то материальными неудачами, приходят с недоумением и спрашивают: «как же так — Церкви помогал, а чего-то лишился, дело пошло не лучше, а хуже?» Таких людей порой трудно убедить, что вера — это не лотерея, это не выигрыш билета, который моментально и навсегда дает благополучие. Вера — это жизнь с Богом, а Бог проводит через радости и скорби, иногда испытывая нашу веру, и, наверное, каждый в глубине души, покопавшись в своей собственной истории, может сказать, что и он проходил через такое испытание.

Каким же страшным испытанием было для государя императора предательство всех, кто был рядом с ним, — генералов, министров, придворных и даже родственников! Он остался совершенно один — человек, который сделал для России столько, сколько, может быть, не сделал ни один император, потому что именно за время его царствования Россия стала великой державой, значительно вырос уровень благосостояния людей, появились зажиточные крестьяне, стали появляться высококвалифицированные зажиточные рабочие, распространялись образование, наука, модернизировалась армия. Казалось бы, такого человека надо было на руках носить и благодарить за то, что он своим тихим голосом, никогда никого не оскорбляя, сумел так организовать работу, что за короткое время, несмотря на испытания революцией 1905 года, страна стала сильной и могущественной!

И ведь война, которая была развязана именно для того, чтобы ослабить, подорвать и уничтожить Россию, не смогла ее подорвать и уничтожить. Даже пройдя через тяжкие испытания и разочарования первых лет мировой войны, народ наш собрался, как собрался он впоследствии в Великую Отечественную войну, и началось мощное контрнаступление, грозившее полным разгромом противника. Однако именно в это время народ соблазнился и отрекся от царя, от Родины, от веры и, влекомый призраком благополучия и некоего равенства, которое так и не наступило, разрушил свою собственную страну, разрушил святыни. И ведь все это чувствовали царь Николай и его семья, пребывая в полном одиночестве в Ипатьевском доме, оставленные всеми, кроме тех жен-мироносиц из Тихвинского монастыря, что приходили к ним с пищей!

Но царская семья сохранила веру в Бога, преданность Господу. Никакого ропота ни на Бога, ни на гонителей. То, что мы знаем о последних днях жизни этой семьи, поражает подлинно христианским отношением к скорбям, к оскорблениям и даже к смерти. Они простили своих гонителей и убийц. В подвале Ипатьевского дома они должны были уйти в небытие, о них никто не должен был вспоминать, поэтому и прах их должен был быть уничтожен. Но ведь не получилось!

И сегодня, в день 145-й годовщины со дня рождения царя-страстотерпца Николая II, мы вспоминаем с благодарностью и благоговением его имя и имя его семьи, видя в них пример исповедничества веры, подобно тому, как исповедовал веру в Господа, несмотря на жизненные страдания, тот, в день памяти которого государь родился, — святой Иов Многострадальный.

Эти примеры учат нас тому, что преданность Богу, хранение веры и верности являются величайшими ценностями. Вера и верность Богу всегда соединялись с любовью к Отечеству, заботой о своем народе и о своей стране. Вот почему православная вера всегда — на примере святых угодников и Царственных страстотерпцев — учит людей любви к своей стране и к своему народу, верности Господу, верности Его промыслу, преданности Ему даже до смерти.

Мы станем действительно великой страной при соблюдении одного только условия: если мы сохраним верность Богу и любовь к своему Отечеству. Тогда никакие соблазны, никакие посулы, никакие обещания красивой жизни не соблазнят нас, если в обмен за это от нас потребуется отречение от Бога, от Церкви и предание принципиальных, глубинных интересов Отечества и народа.

Опыт, через который мы прошли в XX веке, потрясает своим драматизмом. Как много крови, как много страданий! Иногда говорят, что ребенка нужно наказать, чтобы он больше не поступал плохо. Действительно, иногда наказание, с любовью совершаемое родителями, исправляет недостатки детей. Мы были страшно наказаны за богоотступничество, за предательство своего Отечества, за разрушение своей страны. Наверное, невозможно представить более суровое наказание, чем последовавшие после революции страшные десятилетия. Будем всегда помнить этот урок. Будем держаться крепко за веру православную, которая является стержнем всей нашей народной жизни. Будем доверять тому, чему нас учит Сам Христос, как доверял Господу до последнего дыхания царь-страстотерпец Николай II. И верим, что силой веры пробудится окончательно наше национальное самосознание. Мы станем действительно сильной, свободной страной, в которой легко дышит человек и в которой люди бережно сохраняют основу своей личной и национальной жизни.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Об одиночестве и друге

Это собака (подаренная патриарху прихожанами Успенского кафедрального собора в Лондоне.— Прим. ТАСС) из Великобритании, и с именем уже кто-то другой определился. Его назвали Вилли. Я не считаю, что должен его «перекрещивать» и называть другим именем. Собака чудная, и поскольку значительная часть моей личной жизни проходит в полном одиночестве, то мне будет очень приятно, что мое одиночество разделит со мною надежный друг«.

На встрече с представителями СМИ во время визита в Великобританию

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector