0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

После возложения патриарших мантии и куколя новопоставленному Предстоятелю Русской Церкви был вручен посох святителя Московского Петра

После возложения патриарших мантии и куколя новопоставленному Предстоятелю Русской Церкви был вручен посох святителя Московского Петра

К четвертой годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: Древний посох Первосвятителей Московских

Четыре года назад, 1 февраля 2009 года, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя было совершено поставление (интронизация) Святейшего Патриарха Кирилла, избранного на Московский Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви.

За Божественной литургией при пении «Трисвятого» — молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» — священнослужители в алтаре и богомольцы в храме возжгли свечи. Затем рядом с нареченным Патриархом встали два старейших митрополита — постоянные члены Священного Синода Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Обратившись к востоку, они трижды поклонились вместе с Патриархом, затем, взяв его под руки, возвели на патриаршее Горнее место. Они обратились к западу, и Блаженнейший митрополит Владимир возгласил: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных церквах, посажает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси…» Затем со словами: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» старейшие митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил «Аксиос» (греч. «Достоин»). Ему многократно вторили священнослужители в алтаре, певчие и все молящиеся.

По завершении Литургии Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложили на Патриарха мантию. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир вручил Предстоятелю Русской Церкви патриарший куколь, который затем был возложен на главу Святейшего Патриарха Кирилла.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу патриарший жезл – древний посох святителя Петра, митрополита Московского.

Этот деревянный посох как символ святительской власти вручил митрополиту Петру Патриарх Константинопольский Афанасий.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Вначале митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328–1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. По решению князя и по благословению святителя в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли: так Москва много раньше, чем политической столицей Руси, стала Первопрестольным градом. Святителю Петру так и не довелось увидеть великолепие нового Успенского собора — он скончался 21 декабря 1326 года и был погребен в еще незавершенном в ту пору храме в каменном гробу, который он сам приготовил.

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров.

При гробе митрополита Петра избирали и нарекали русских Первосвятителей.

Посох святителя Петра, митрополита Московского, бережно хранился в Успенском соборе Кремля. С тех пор стало традицией всем последующим Предстоятелям Русской Церкви при поставлении символически вручать эту святыню.

И после Синодального периода избранному Поместным Собором 1917-1918 годов на Московский Патриарший престол святителю Тихону во время интронизации этот древний посох как знак патриаршей власти вручил митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), ныне прославляемый Церковью в лике священномучеников.

В течение долгого времени и поныне посох святителя Петра хранится в Оружейной палате. Впервые за несколько десятилетий из Музеев Московского Кремля в храм эта реликвия была принесена в 1990 году во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В следующий раз посох выносили из Оружейной палаты в ходе торжеств по случаю 70-летия со дня рождения Патриарха Алексия.

И вот древняя традиция вручать посох святителя Петра поставляемому на Московский Патриарший престол продолжилась в 2009 году, когда сей жезл был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Патриарху Кириллу вручены патриаршие мантия, куколь и посох

МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Шестнадцатого патриарха Московского и всея Руси Кирилла облачили в сшитые для него патриаршую зеленую мантию, патриарший белый куколь и вручили ему символ пастырского служения первосвятителя — деревянный посох митрополита Московского 14 века Петра.

Как передает корреспондент РИА Новости, после литургии с чином интронизации (возведения на патриарший престол) новоизбранного патриарха Кирилла на солею вышли четыре старших митрополита РПЦ, члены священного Синода, а также предстоятели и представители всех других 14-ти поместных православных церквей мира, приехавшие специально на интронизацию 16-ого предстоятеля Русской православной церкви. В это же время патриарх, разоблачившись в алтаре, вышел на амвон.

Митрополиты торжественно возложили на первосвятителя Кирилла патриаршую зеленую мантию, белый куколь и вручили ему посох святителя Петра. Приняв эту святыню, патриарх благословил собравшихся в храме и обратился к ним с первосвятительским словом.

Куколь на патриарха возложил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Специально для церемонии интронизации новоизбранному патриарху Кириллу сшили зеленую патриаршую мантию и белый патриарший куколь. На скрижалях мантии новоизбранного патриарха Кирилла вышиты его инициалы — ПК (патриарх Кирилл).

Мантия представляет собой длинную накидку без рукавов, с застежкой на вороте. Она надевается поверх рясы во время торжественных процессий, при входе в храм и в особых моментах на богослужении. У простых монахов она черная, у епископов — фиолетовая, у митрополитов — голубая, а у патриарха — зеленая (этот цвет в христианстве символизирует вечную жизнь).

Латинское слово «куколь» в переводе означает «капюшон». Такие островерхие головные уборы, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были распространены в Римской империи. Их носили первые египетские монахи: похожие на шапочки младенцев, куколи напоминали инокам о детской чистоте и простоте и о призыве Христа быть как дети. В то же время куколь с наметкой, спускающейся на грудь и спину, напоминает воинский шлем с бармицей, а монах издревле считался воином Христовым в борьбе со злом. Белый цвет патриаршего куколя символизирует невещественный Божественный свет и чистоту.

Читать еще:  Зарплата педагогов сравнялась со средней по стране

На интронизацию патриарха Московского и всея Руси прибыли первые лица российского государства, в том числе президент РФ Дмитрий Медведев с супругой, премьер-министр Владимир Путин, мэр Москвы Юрий Лужков, вдова первого президента России Наина Ельцина, депутаты Госдумы, сенаторы, представители дома Романовых, Римско-католической церкви и других конфессий.

В Храме Христа Спасителя — патриарх Александрийский Феодор, архиепископ Албанский Анастасий, митрополит Варшавский и всея Польши Савва, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, митрополит Черногорский Амфилохий, председательствующий в Священном Синоде Сербской православной церкви, предстоятель Финляндской автономной церкви, глава Японской православной церкви митрополит Токийский Даниил, участвовавший в Архиерейском и Поместном Соборах Русской православной церкви, избравших патриарха.

Кроме того, на интронизацию предстоятеля РПЦ прибыли представительные делегации древних Армянской апостольской церкви, Коптской церкви и глава известной монашеской общины Тезе брат Алоиз.

От Константинопольского патриархата в торжестве участвуют архиепископ Критский Ириней, митрополит Мирский Хризостом, митрополит Корейский Амвросий и другие священнослужители.

На торжестве присутствуют также представители Кинота святой горы Афон: игумен обители святого Дионисия архимандрит Петр, иеромонах Фотий из монастыря Григориат и иеромонах Кирион из русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Делегацию Римско-католической церкви возглавляет председатель папского восета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер.

Во время богослужения в храме поют хоры Московской духовной академии и семинарии, Государственной Третьяковской галереи, Сретенского монастыря и самого храма Христа Спасителя.

filaretuos

Друзья и враги

Святитель Петр , митрополит Московский . Кому обязана Первопрестольная?

Следующим после Максима Предстоятелем Русской Церкви стал святитель Петр , митрополит Киевский, Московский чудотворец . С личностью этого святого Первоиерарха Русской Церкви связен очень важный этап в ее истории — начало Московского периода.

Святитель Петр был выходцем из Галицко-Волынской земли. Родился он в 13 веке от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына.

Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. У будущего святителя не было способности к наукам и в этом он очень похож на преподобного Сергия Радонежского .

В 12 лет юный Петр поступил в монастырь и выполнял самые тяжёлые монастырские послушания на равне со взрослыми монахами . К тому времени он успешно изучил книжные науки и знал наизусть всё Священное писание. Очень рано он принимает монашество в одном из монастырей на Волыни. Принимает сан священника. Позже основывает собственную обитель на реке Рать ( на границе нынешних Львовской и Волынской областей Украины ). От сюда и прозвание Петра — Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины). Известно, что святой Петр был замечательным иконописцем . Во время поездки митрополита Максима в Константинополь, Предстоятель Русской Церкви посетил Волынь, где игумен Петр, по преданию, подарил ему написанную им икону Божий Матери, позже прославившуюся своими чудесами под именем «Петровской» .

Она дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров.

Родители дают деньги сыну для основания новой уединённой обители на берегу реки Рать. Но вскоре там собирается много иноков. Лишённый гордыни блаженный Петр не жаждет священнической славы, а хочет лишь предаваться иконописным трудам и молитвам в своём монастыре, где все его любят. Житие рассказывает, что « святой был добр, незлобив, считал себя последним из всех, поучал с кротостью, усердно подавал милостыню ».

Свт. Петр всегда очень жалел больных. На вопрос, можно ли больному человеку сидеть в храме, он, ни в чём не делавший себе послаблений, отвечал, что можно. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах!

Явившись для благословения к прибывшему в 1283 году из Константинополя для управления Русской Церковью греческому митрополиту Максиму, Петр дарит ему собственноручно написанную икону Пресвятой Богородицы и очаровывает владыку умом, смирением и талантом. В 1304 году митрополит Максим отходит ко Господу, и начинаются распри по поводу того, кто же станет главой Русской Церкви. На место первого русского митрополита при поддержке своего князя претендует Владимирский игумен Геронтий. А могущественный Галицко-Волынский князь Юрий считает, что митрополитом может стать только игумен Петр .

Геронтий, захватив написанную Петром икону, святительское облачение и пастырский жезл, срочно отплывает в Константинополь к патриарху Афанасию. Но пути ему нет, буря мотает его корабль, сама Богородица является в видении гордецу и объявляет, что править Русской Церковью будет её избранник Пётр, который написал её икону. Надо ли говорить, что после этого именно Петр в 1308 году становится митрополитом Киевским и Всея Руси .

В 1299 году святитель Пётр переносит главную кафедру Русской Церкви из Киева во Владимир.

Однако епископ Тверской Андрей вовсе не рад приезду свт. Петра во Владимир, где находится его кафедра. Он начинает распространять о праведнике Петре клеветнические наветы, да и владимирский князь строит против него всевозможные козни. Зато рады святителю другие города и княжества, которые он усердно посещает. И особенно — Московское.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. Повсюду сеял он доброе, вечное.

В 1312 году безстрашный подвижник сам отправился в Орду и получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства . И тут надо заметить, что хан Узбек в Орде был первым монголо-татарским ханом, кто официально принял ислам и казалось уже, что этот хан и на Руси теперь будет насаждать свою веру, ислам. Но не смотря на это, хан Узбек принял святителя Петра с честью и отпустил с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Московский князь Иоанн Калита (внук св. блг. князя Александра Невского и сын св. блг. князя Даниила ) становится духовным сыном митрополита Петра . Украшенный множеством добродетелей, внимательный к духовенству и нищему люду, он был прозван в народе «Калита» — денежный мешок. У князя действительно был внушительный кошель с деньгами, которые он щедро раздавал бедным.

Иван Калита предлагает свт. Петру официально перенести митрополичью кафедру в Москву. Митрополит соглашается, но ставит условием своего переезда построение в Москве каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы . И предрекает, что после этого князь и Москва будут прославлены вовеки. В ней будут жить знаменитые святые! Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

« Если ты », — сказал святитель великому князю, — « успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех других князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших ».

Князь Иван Калита послушался святителя Петра и заложил первый каменный храм в Москве, собор Успения Богородицы в Московском Кремле.

Читать еще:  Родителям запретят называть детей Люциферами

Но как бы не был святитель Пётр деятелен и добр , не обошлось без церковных расколов в его правление. Вначале Западная Галицкая Митрополия не была готова подчиняться Москве, но дело до раскола Русской Церкви в том случае не дошло. А вот Литва (будучи тогда ещё православной) не пошла за Москвой и создала свою Православную митрополию, из-за чего святитель Петр лишился своей духовной власти над Литвой, единство было вновь установлено только после смерти митрополита Петра.

Провидев близкую кончину, Святитель сам соорудил себе каменную гробницу в алтаре строящегося храма . И стал раздавать щедрую милостыню нищим, монастырям и духовенству. В последние дни своей жизни он завещает тысяцкому Вельяминову все оставшиеся у него средства — на строительство собора.

Очень мечтал святитель Петр сам освятить Успенский собор, но до окончания его страительства ему дожить не было суждено.

3 января 1326 года после вечерней службы свт. Петр воздел руки к небу и отошёл ко Господу. Хоронила и оплакивала святителя вся Москва. У гроба сразу же начали совершаться многочисленные исцеления, и спустя 13 лет состоялось его прославление в лике святых. Отныне у гроба свт. Петра князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому. Здесь избирались русские Первосвятители. Гроб святителя Петра стал главной святыней Русского государства .

Нетленные мощи святителя Петра уцелели не смотря даже на все набеги Тохтамыша, разорившего гробницу, в период нашествия поляков, похитивших серебряную раку, и затем при вторжении Наполеона, приказавшего вскрыть гробницу свт. в поисках драгоценностей. Ни татарам, ни французам, ни полякам, которые охотились за драгоценными металами, мощи русского православного святого были ненужны.

Ни одно значительное государственное начинание с 14 века не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра Московского.

Святитель Петр явился в видении русской царице Анастасии (в середине 16 века) и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью .

С тех пор стало традицией всем последующим главам Русской Церкви при посвящении символически вручать эту святыню . Посох означает пасторскую обязанность архиерея вести свою паству по пути спасения и не допускать заблуждений.

Патриарх Никон, решив сложить с себя патриаршие обязанности, тоже использовал посох Митрополита Петра как символ. Он демонстративно оставил его близ Царских врат и, взяв простую палку, покинул Успенский собор.

После того, как Пётр I отменил Патриаршество, ещё долгие годы москвичи продолжали чтить Патриаршее место, где всегда стоял посох. С возобновлением Патриаршества вернулась традиция вручать посох при интронизации. Он используется и в особо торжественных богослужениях.

1 февраля 2009 года во время интронизации (поставление в Патриархи), посох святого Петра символически был вручён и нынешнему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

Пососх Святого Петра, Патриарх Кирилл получил из рук Митрополита Киевского Владимира.

Так или иначе, но именно при князе Иване Калите и митрополитке Петре, Москва стала самым значимым городом на Руси.

Иван Калита подчинил Ростовское княжество, купил Углич, Галич и Белоозеро. А переезд в Москву святителя Петра для князя Иоанна стал главным его политическим успехом.

Начиная с Петра теперь все митрополиты Всея Руси жили в Москве. А это значит, что Московские князья получили в своей политике главу Русской Церкви в свои союзники. Это Москве дало возможность получить Великое Княжение и увеличиться в глазах князей Киева, Владимира, Новгорода.

У историков мнения довольно различные. Одни считают, что Москва своим величием «обязана» монголо-татарским ханам, а именно хану Узбеку который не без подкупа русского князя Иваны Калиты дал Москве первенство среди городов Русских.
Другие историки склонные считать , что Москву возвеличила географическая условность.
Третьи и вообще тут видят случайное совпадение.
Есть мнения и в пользу политической ловкости и дипломатической тактики князя Иваны Калиты.
Называются и другие причины, такие как отсутствие грозных врагов у Москвы того времени, сплачённость русской нации, сочувствие бояр и т.д.

Но очевидно и то, что усилению влияния Москвы на всю Русь, помогло православное духовенство, а в частности святитель Пётр Московский избрав Москву кафедрой митрополии Всея Руси и тем самым уже это делала Москву духовной столицей Российских Княжеств, а позднее и Российского государства. Но перенос кафедры митрополита Всея Руси не был бы возможен без разрешения хана Золотой Орды Узбека и толстого кошелька князя Иваны Калиты, которого благодаря его подаркам всегда были рады видеть в монголо-татарской Орде.

А святитель Пётр стал почитаться покровителем Москвы и всего русского духовенства.

Яко блудник и разбойник, и мытарь, вопию Тебе от сердца Христе: согрешил, прости меня Владыко, многие мои согрешения и избави меня от всякого гнева Твоего, молитвами святителя Петра, яко непрестанно Тебя величаю.
Приидите, соберитеся все народы Московские, ко гробу блаженного святителя Петра, и со слезами возопийте к Богу, избави Господи от бед людей Твоих, просим, и Тебя величаем во вся веки.
Очень о тебе радуется, святителю Петре, собственный град твой Москва, имея тебя своего помощника и заступника и ныне Владыко, не отходи своим духом от нас, молитву твори за нас Богу, да избавит нас от насилия безбожных врагов наших, а мы тебя всегда величаем.

Вторая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

Интронизация избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси митрополита Кирилла прошла 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (Патриаршая интронизация здесь совершалась впервые).

В соборном храме собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех Поместных Православных Церквей.

В соборном храме присутствовали Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Молдова В.Н. Воронин, мэр Москвы Ю.М.Лужков, руководители и представители органов власти других государств на территории канонической ответственности Русской Церкви, представители инославных общин.

Встреча митрополита Кирилла началась за 15 минут до его прибытия колокольным звоном. При входе в Храм Христа Спасителя нареченного Патриарха встретили архиереи, после чего митрополит Кирилл на кафедре был облачен в обычные архиерейские одежды, только прежде подризника на нареченного Патриарха возложили великий параман.

Затем началась Божественная литургия. После Малого входа последовал возглас «Призри с небесе, Боже, и виждь. » и пение «Трисвятого», после чего два старших митрополита, постоянных члена Священного Синода, взяли нареченного Патриарха под руки и трижды возвели на Патриаршее горнее место. Троекратное посаждение на трон сопровождалось возгласами «Аксиос» (греч. «Достоин»). После троектратного посаждения иподиаконы сняли с нареченного Патриарха архиерейское облачение и облачили его в Патриаршие саккос и большой омофор; также Патриарх одел две панагии и крест; на голову — Патриаршую митру. Особенным на интронизации было Патриаршее облачение — в нем проходили интронизации Святейших Патриархов Московских Алексия I, Пимена и Алексия II; последний на протяжении 18 лет совершал в этом облачении богослужения в дни тезоименитства и интронизации.

Затем совершилась соборная молитва о «спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Кирилла, ныне посаждаемого Патриарха».

По запричастном стихе было оглашено Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

По окончании Литургии на солею вышли четыре старших митрополита, члены Священного Синода, а также Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей.

Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложили на Патриарха мантию.

Читать еще:  Потребление алкоголя в России снизилось более чем на 40%

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, вручая патриарший куколь Предстоятелю Русской Церкви, сказал:

«Ваше Святейшество! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Ныне, изволением Поместного Собора Русской Православной Церкви, преподается тебе сей «шлем надежды спасения» (1 Фес. 5. 8). Ангелы, чьи лики осенят твое чело, да предстательствуют перед Престолом Вседержителя с молитвой о благоуспешности твоего служения. Крест Христов, венчающий твою главу, да будет тебе напоминанием о жертвенном подвиге Патриаршества, совершаемом во имя любви к Богу и Церкви. Возложи его на свою главу с твердым упованием на Пастыреначальника, умершего за нас и воскресшего. И да утвердит тебя в предстоящем служении всесильная десница Божия».

Затем куколь был возложен на главу Святейшего Патриарха Кирилла.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу патриарший жезл — посох святителя Петра, митрополита Московского. На время интронизации этот древний посох был принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты — места его постоянного хранения. Перед вручением жезла Блаженнейший митрополит Владимир сказал:

«Ваше Святейшество, дорогой Святейший Владыко!

В сей радостный день, в который Церковь наша обрела нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, от лица Поместного Собора, совершившего сие избрание, торжественно вручаю Вашему Святейшеству посох Первосвятителей Московских.

Этот священный посох принадлежал некогда святителю Киевскому и Московскому Петру, чудотворцу, перенесшему Первосвятительскую кафедру в сей град. И ныне, вручая в Ваши руки древний посох, мы уповаем, что, подобно прославленным в лике святых Первосвятителям Московским, неустанно трудившимся над созиданием и благоустроением Церкви Христовой, Вы станете продолжателем их служения, упрочившего единство Святой Руси — духовной общности многих народов, промыслом Божиим начавшей бытие во святой Киевской купели. Мы все обещаем Вам, что по мере сил, каждый на своем месте, будем помогать Вашему Святейшеству в этом святом делании.

Посох есть знак странствия. Он помогает в пути посланнику, грядущему для исполнения своей миссии. Предстоятель Церкви призван являть образ апостольства, образ подражания Христу, Которого «Бог послал в мир. чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4. 9). Вручение Вам сего посоха есть выражение готовности всей Церкви идти за Вами, трудиться под Вашим началом, дабы слава имени Божия распространялась по всем концам земли.

Вверяя ныне Вам сей посох, вся Полнота нашей Церкви свидетельствует не только о великой чести Первосвятительства, но и об особом доверии. Миллионы людей смотрят ныне на Вас с радостью и надеждой. Приимите же, Святейший Владыко, жезл сей, и да будет он для всей Церкви нашей жезлом наследия Божия (Иер.10. 16), жезлом правости (Пс. 44. 7), жезлом благоволения (Зах. 11. 7)».

Приняв жезл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил народ, глаголя: «Да сохранит Христос Бог вся вы Своею Божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Его Святейшество обратился ко всем собравшимся в соборном храме с Первосвятительским словом.

Затем к Святейшему Патриарху Кириллу, Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, участникам Поместного Собора Русской Церкви и всем пришедшим во храм обратился Глава Российского государства Д.А.Медведев.

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу было возглашено многолетие. К хору, поющему «Многая лета», присоединили свои голоса священнослужители и богомольцы.

(Статья из «Большой Российской Энциклопедии», т.14, стр. 15)

Родился в семье священника. Окончил Ленингр. духовную семинарию (1967) и Ленингр. духовную академию (ЛДА, 1970). Кандидат богословия (1970). Во время учёбы в ЛДА принял монашеский постриг (3.4.1969) с именем Кирилл в честь равноап. Кирилла, учителя Словенского, 7.4.1969 рукоположен в иеродиаконы, 1.6.1969 — в иеромонахи. После защиты диссертации назначен преподавателем догматич. богословия и помощником инспектора ЛДА. Одновременно, с 30.8.1970, личный секретарь митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Моск. патриархата. В течение мн. лет К. совмещал преподавание и науч. деятельность с участием в межправославных и межхристианских отношениях РПЦ. Возведён в сан архимандрита (12.9.1971). В 1971-74 представитель Моск. патриархата при ВСЦ в Женеве; в 1975-98 чл. ЦК и Исполкома ВСЦ. В 1974-84 ректор Ленингр. духовной академии и семинарии. В 1975-82 пред. епархиального совета Ленингр. митрополии.

Рукоположен в епископы (14.3.1976) с титулом Выборгского и назначен викарием Ленингр. митрополии. Архиепископ (с 2.9.1977). Зам. патриаршего экзарха Зап. Европы (1976-78). Участник 1-го предсоборного Всеправославного совещания в Женеве (21-28.11.1976). Управляющий патриаршими приходами в Финляндии (1978-84, 1990-2009). Чл. комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси (1980-88). С 26.12.1984 архиеп. Смоленский и Вяземский, одновременно (с 1986) управлял приходами на территории Калининградской обл. (в 1988 его титул был изменён на «Смоленский и Калининградский»). Автор проекта Устава РПЦ, принятого Поместным юбилейным собором РПЦ (1988). Председатель ОВЦС (с авг. 2000 Отдел внешних церковных связей) и постоянный чл. Священного Синода по должности (с 13.11.1989). Управляющий Венг. благочинием (1989- 1996) и временно управляющий рядом зарубежных епархий РПЦ. Митрополит (с 25.2.1991).

Принимал участие в миротворч. деятельности РПЦ во время Августовского кризиса 1991 и Октябрьского кризиса 1993. В качестве председателя Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности (1990-93) инициировал создание синодальных отделов по религ. образованию и катехизации, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруж. силами и правоохранит. учреждениями. Автор «Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования» (1991), «Концепции взаимодействия Русской Православной Церкви с вооружёнными силами» (1994). Представлял РПЦ в комиссии по выработке Федерального закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.9.1997. В 1990-2000 К. являлся председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении РПЦ, в 1996-2000 руководил разработкой «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». По его представлению исправленный и дополненный Устав РПЦ и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» были приняты Архиерейским юбилейным собором РПЦ (2000); Устав РПЦ утверждён Поместным собором РПЦ (2009). Участник и докладчик Всецерковных миссионерских съездов (1996, 1999, 2002), Съезда православной молодёжи РПЦ (2001) и др. К. сыграл важную роль в процессе восстановления канонич. общения РПЦ и Рус. православной церкви за границей (2004-07).

Один из инициаторов создания Всемирного рус. нар. собора (1993); его сопредседатель (1993-95), зам. главы (1995-2008) и глава (с 2009). Сопредседатель Совета европ. религ. лидеров (с 2002), председатель Исполкома межрелигиозного совета СНГ (с 2004), сопредседатель Всемирной конференции «Религии за мир» (с 2006), руководитель и член ряда др. религ. и обществ. организаций. Гл. ред. «Православной энциклопедии» (с 2009), журналов «Церковь и время» (с 1991), «Смоленские епархиальные ведомости» (с 1993), «Православный паломник» (с 2001). Создатель и ведущий телевизионной програм- мы «Слово пастыря» (с 1994).

После кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. избран местоблюстителем Патриаршего престола (6.12.2008). Поместным собором РПЦ 27.1.2009 избран патриархом Московским и всея Руси. Интронизован 1.2.2009 в храме Христа Спасителя (Москва).

Автор книг «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о её благодатном характере» (1971), «Вызовы современной цивилизации: Как отвечает на них Православная Церковь?» (2002), «Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения» (2004), «L’Evangile et la libert9e. Les valeurs de la Tradition dans la soci9et9e laique» (2006), «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (2008) и более 700 др. публикаций.

Удостоен высших орденов РПЦ, др. поместных православных церквей, гос. наград РФ, в т.ч. ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степеней, и др. стран.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector