0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели Торжества Православия в Сретенском ставропигиальном монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели Торжества Православия в Сретенском ставропигиальном монастыре

19 марта 2016 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Преосвященство, владыка Тихон! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с преддверием великого праздника Торжества Православия. Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова и за молитвы, которые Вы здесь вместе с братией совершаете, в том числе поддерживая Патриарха в его каждодневных послушаниях.

Первая седмица Великого поста — это особое время. Те, кому в течение этой недели удается утром и вечером посещать храм, вдумываться и вчитываться в тексты, которые предлагает Церковь за утренними и вечерними богослужениями, понимают, к какой огромной духовной сокровищнице мы прикасаемся через участие в литургической жизни Церкви. Прикасаемся разумом и, самое главное, сердцем, и чувствуем ответ на наши молитвы. Ведь Господь, несомненно, помогает каждому нести труды, на него возлагаемые, на том месте, куда он Божиим промыслом поставлен.

Размышляя о духовной жизни, а именно этим мы занимались в течение всей недели, нельзя не сказать об очень важном факторе, который сопутствует жизни каждого человека, — это скорби и печали. Люди не очень любят говорить о скорбях и печалях. Может, плакаться любят, но не анализировать происходящее с ними. Как не любят прикасаться к болезни, так же не любят прикасаться к скорби. И, может быть, именно от отсутствия навыка осмысления скорбей происходит нежелание человека, особенно современного, принимать скорби и печали.

Замечательные слова находим у преподобного Ефрема Сирина: «Без печали и скорби нет спасения». А у преподобного Марка Подвижника находим иные очень важные слова: «Не каждая скорбь посылается за грехи». Итак, с одной стороны, скорбь и печаль — некий фактор, необходимый для духовного роста человека. С другой стороны, скорбь может быть наказанием за наши грехи и наши проступки, но не всякая, как учит Марк Подвижник. Ведь есть скорби, происходящие от нашего неразумия. Есть скорби, которые происходят от незнания или заблуждения. А есть скорби, которые происходят с нами помимо нашей воли, когда мы вдруг сталкиваемся с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Это могут быть проблемы со здоровьем, проблемы с работой, проблемы в семье — да чего только ни бывает в нашей жизни!

И вот если скорбь приходит нежданно, когда, казалось бы, ничто не должно было случиться, то к этому нужно отнестись с особым вниманием. В этом случае понятие скорби пересекается с понятием креста. Ведь крест — не просто боль по любому поводу и случаю, но это та боль и та тяжесть, которую мы несем вне зависимости от того, заслуживаем мы этот крест или не заслуживаем, привлекли мы его на себя вследствие наших дурных поступков или нет. В таком случае святые отцы говорят, что это и есть крест от Бога; и скорбь, которая не проистекает ни из наших ошибок, ни из нашего неразумия и нерадения, дается нам свыше.

Для чего же тогда скорбь и крест? Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что важны не сама скорбь, не сама печаль, а их результат. Господь дает нам возможность пройти через скорби и печали, чтобы мы проявили свои качества. Подобно тому, как человека, готовящегося стать капитаном и управлять судами, вначале берут на судно в качестве юнги и дают ему возможность пройти по бурным волнам, преодолеть штормы, закалиться в плавании по морю; так и нам Господь посылает скорби и печали, возлагая на нас крест. Не для того чтобы раздавить этим крестом, не для того чтобы выбить человека из жизненной колеи, но чтобы мы, соприкасаясь со скорбью и печалью, находили в себе силы дать на происходящее достойный христианина ответ и перед лицом сложных жизненных обстоятельств вдумчиво и беспристрастно оценить свои мысли и свои поступки.

В Писании и у святых отцов мы находим также утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого Бог любит, того и наказывает (Притч. 3:12). Если Господь посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, значит, Он дает ему шанс преодолеть трудности, дает ему шанс возрасти. Именно такой подход к скорбям и печалям, с которыми мы сталкиваемся, придает христианину огромную духовную силу, помогает ему возвышаться над трудными обстоятельствами, не терять голову, не терять жизненные ориентиры, не падать под натиском тягот.

Опыт жизни с Богом, со Христом дает человеку великую силу. Собственно говоря, чем же является свидетельство мучеников, исповедников, как не свидетельством этой внутренней силы? И если мы проходим по жизни вместе с Богом, то Божественная сила нас укрепляет, и Бог становится нам ближе. Вот почему христианство — это очень оптимистичный взгляд на мир, на жизнь и на человека. Это совсем не то, каким его пытаются представить критикующие веру. Ибо вера дает каждому человеку огромную Божественную силу, а через эту силу — мудрость и способность противостоять трудным жизненным обстоятельствам, без преодоления которых не может быть духовного роста.

Снова хотел бы повторить дивные слова преподобного Ефрема Сирина: «Без скорби и печали нет спасения». И да поможет нам Господь мудро, спасительно идти по жизненному пути, вразумляясь дивными мыслями, которые мы черпаем в святоотеческом наследии и богослужебной традиции нашей Церкви. Всех вас поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В канун праздника Сретения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском монастыре

14 февраля 2019 года, в канун праздника Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. В этот день отмечалось 25-летие возрождения монашеской жизни в Сретенской обители. В 1994 году, в канун Сретения Господня, было совершено всенощное бдение под открытым небом на территории монастыря.

По прибытии в храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейший Патриарх поклонился честным мощам священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение всенощного бдения.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Воскресенский Дионисий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря; протоиерей Олег Клемышев, благочинный Сретенского округа, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы; насельники Сретенского монастыря в священном сане.

В храме присутствовали председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, доктор филологических наук, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж) князь Д.М. Шаховской, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого князь З.М. Чавчавадзе.

Богослужебные песнопения исполнили хор Сретенского ставропигиального монастыря (регент Н.С. Жила) и хор Сретенской духовной семинарии (регент диакон Александр Амерханов).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

По окончании всенощного бдения иеромонах Иоанн (Лудищев) приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла. Отец Иоанн рассказал об основных событиях в жизни обители за 25 лет, прошедших со дня ее возрождения, и преподнес Его Святейшеству ковчег для Святых Даров.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздничным днем и, конечно, с 25-летием бытия Сретенской обители, которая за эти годы стала реальным духовным центром для москвичей. Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно прийти в этот храм не только в праздник, как сегодня, но и в любой воскресный день и увидеть большое количество людей разного возраста, разного социального положения, которые наполняют этот храм и черпают духовные силы в этой обители.

Монашеская жизнь в центре мегаполиса связана с очень большими трудностями. Монах — от слова monos, «одинокий». Монашество предполагает уединение, уход от жизни. Вместе с тем монашество предполагает большую работу человека над своей собственной внутренней жизнью. В условиях большого города, когда монаха практически ничего не отделяет от окружающей городской среды, это очень непросто. Но наряду с трудностями, которые сопровождают жизнь монаха в центре большого города, существует, я верю, и особая милость Божия над теми монашествующими, которые, несмотря на внешне непростые условия, достойно совершают свое поприще, которые работают над собой, над собственным внутренним духовным миром, которые через чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, через опыт других, духовно более опытных людей стараются поделиться своими знаниями, своим внутренним опытом с теми, кто приходит в обители.

Читать еще:  Росстат: зарплаты в России в этом году выросли на 6,4%

Сретенская обитель действительно играет очень большую духовную роль в жизни современной Москвы. Знаю, что становление монастыря не было простым. Надо было решать множество вопросов и проблем, справляться с огромным количеством трудностей, которые стояли на пути становления обители. Еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским и председателем Отдела внешних церковных связей, я имел возможность достаточно продолжительно проживать в городе Москве, потому что практически всю неделю работал в Москве и только субботу и воскресенье посвящал своей епархии. Поэтому я был, конечно, знаком со всем тем, что происходило на этом святом месте, с тем, какими трудами возрождалась обитель. Хотел бы сегодня, в день 25-летия, выразить сердечную благодарность Высокопреосвященному Тихону, митрополиту Псковскому и Порховскому, который действительно был инициатором возрождения этой обители. Мы знаем, с какими трудностями столкнулся владыка Тихон и все, кто был вместе с ним с самых первых дней, с самых первых часов пребывания на этом месте. Действительно, нужно было быть человеком убежденным в правоте своего дела, человеком глубоко преданным монашескому послушанию, чтобы, несмотря на многие трудности, возродить эту обитель. Поэтому сегодня не могу не сказать эти слова в адрес Преосвященного Тихона и еще раз сердечно поблагодарить его за возрождение обители, за строительство сего святого храма, за организацию монашеской жизни, за создание прекрасного хора и за многое другое, что было сделано. Глубоко убежден, что, несмотря на специфику монашеского бытия в центре крупного города, сия обитель как в прошлом, так и сегодня, и в будущем будет нести свое служение людям, которые очень нуждаются в духовной поддержке.

Мы отмечаем праздник Сретения Господня. Сретение — это встреча, и мы знаем, о какой встрече идет речь. Богомладенца, Господа и Спасителя, принесли в иерусалимский храм, где с Ним встретились праведный Симеон и пророчица Анна, а с ними и другие люди. Об этой встрече повествуется в Святом Евангелии, стало быть, она несомненно имела очень большое значение для того, чтобы многие уверовали во Христа. Вот так и в нашей жизни: встречи — это очень важные события. Они могут привести нас в соприкосновение с добром и со злом, они могут открыть для нас новые горизонты, а могут разрушить то, что мы имели. Встреча — это всегда вызов и некая опасность с одной стороны, и новые возможности, новые перспективы — с другой. И как важно, чтобы встречи, которые у каждого из нас в жизни происходят и последствия которых бывают очень существенны, никогда не сбивали нас с правильного пути, который ведет к Богу, чтобы встречи не были искушением, а открывали новые возможности и давали силы к достойному прохождению жизненного пути.

То, о чем я говорю сейчас, касается и мирских людей, и духовенства, и, конечно, монашеской братии. К вам ведь тоже приходят разные люди. Одни чистосердечно просят благословения и молитв, исповедуют свои грехи, а кто-то приходит с мыслью искусить, соблазнить монашествующих, внести в душу смуту. Дай Бог, чтобы все эти плохие встречи, опасные для духовной жизни, никак не мешали вашей монашеской жизни и вашему духовному возрастанию. И дай Бог, чтобы через эти встречи Господь помогал другим обретать веру. А для этого нужно самим иметь крепкую веру, стараться жить в соответствии с этой верой, приносить Господу чистосердечное покаяние тогда, когда в нашей жизни происходит нечто, что не соответствует воле Божией.

От всего сердца желаю братии обители, отцу наместнику и множеству паломников, которые посещают это святое место, обретать здесь встречу с Господом, чувствовать Его присутствие, обогащаться благодатью, исходящей от Святых Таин, от икон, от благословений, которые вы здесь получаете, — чтобы, покидая обитель, иметь новые силы к продолжению жизненного пути, ведущего к Богу и спасению. Пусть Господь поможет всем, кто трудится в этой обители и посещает ее, сохранять крепкую веру и надежду на спасение. Аминь».

Для библиотеки Сретенского монастыря Святейший Патриарх Кирилл передал фотоальбом «Жизнь в служении», выпущенный к 70-летию Его Святейшества.

Завтра, 15 февраля, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

В канун недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском монастыре

23 марта, в канун недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Дорогой отец Тихон! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я рад возможности завершить первую седмицу Великого поста торжественным всенощным богослужением в Сретенском монастыре. Это была особая седмица, особенно для тех, кто имел возможность посещать храм. Но и для тех, кто не имел такой возможности, само воспоминание, сама мысль о том, что мы вступили на поприще Святой Четыредесятницы, несомненно, накладывали благоприятный отпечаток и на мысли, и на дела. Многие люди именно на первой седмице Великого поста принимают важные решения, касающиеся перемен в их жизни.

Об этих переменах я и хотел бы сказать несколько слов. Грех, который проявляет себя во многих пороках, всегда несет зло человеку. Это легко доказать. Известно, что природа греха особым образом, с особой полнотой проявляет себя в таких пороках, как гордость, ложь и злоба. Известно также, что гордость порождает другие пороки, такие, например, как гнев и зависть. А теперь давайте спросим себя: гнев и зависть могут принести человеку мир, покой, радость, тишину? Нет. Но ведь это проявления гордости, которая многими даже не воспринимается как грех.

Ну, а если говорить о лжи? Производными от лжи являются лицемерие, лесть, двоедушие. Может ли быть счастливым человек, живущий двумя жизнями, расколотый, лишенный внутренней целостности, думающий одно, говорящий другое? Такой человек не может быть ни счастливым, ни сильным.

Ну, а если говорить о злобе? Злоба — это совершенно особое проявление греха. Господь создал человека по образу Своему, но в Боге нет злобы. Значит, злоба в нас — не от Бога, злоба в нас от темной силы. И если злоба тотально захватывает человека, если она формирует его мысли, чувства и дела, то этот человек становится глубоко несчастным.

Давайте максимально напряжем свою память и вспомним: мы видели счастливым хоть одного злого человека? Он может быть внешне благополучным, он может быть богатым, он может занимать высокое положение, но может ли он быть счастливым, живущим мирной, спокойной, радостной жизнью, в окружении близких ему, любимых людей? У злого человека нет любимых людей, потому что любовь и злоба несовместимы.

Что же получается? Грех приносит человеку несчастье, а иначе и быть не может.

Пороки имеют иногда вид некоего удовольствия или, как говорят святые отцы, доставляют людям мнимое удовольствие. Но, в конце концов, все это оборачивается бедами, скорбями и муками человеческими. Поэтому встать на путь добродетелей — значит встать на путь, ведущий нас к счастливой жизни. А идти по пути греха — значит идти навстречу испытаниям, скорбям, несчастью. Поэтому те, кто в течение этих семи дней принял решение изменить свою жизнь от греховной к добродетельной, поступили правильно. А те, кто еще не принял такого решения, особенно касающегося отдельных, наиболее мучительных пороков, должны были бы его принять в течение Великого поста.

Читать еще:  В Югре пятиклассник спас трехлетнего брата из горящего дома

Ну, а что касается добродетельной жизни? Как же стяжать эту жизнь? Это непросто — для этого нужно соблюсти несколько условий, и вот сегодня я хотел бы поразмышлять вместе с вами об одном таком условии, необходимом для формирования добродетельного образа жизни.

Человек, как говорят ученые, — это существо социальное. Человек формируется через общение с другими. Общественная среда является жизненной средой человека, поэтому огромное влияние на него оказывает общение с другими. Через общение мы не только получаем информацию — например, обучаясь в школе, в институте или просто читая книги, набирая знания. Через общение мы еще и воспринимаем некую энергетику — это можно назвать психологическим влиянием одного человека на другого. Каждый знает, что общение с другими людьми, в конце концов, духовно небезразлично, потому что, обладая той или иной энергией — доброй или злой, мы ее распространяем, подвергая воздействию этой энергии тех, кто нас окружает. Кроме того, через общение мы имеем жизненные примеры, а мы знаем, как важен пример, в частности, для воспитания детей. Не имея примера, невозможно воспитать человека таким, каким хотелось бы.

Ну, а что же происходит, когда нас окружает злые люди? Замечательно сравнивает воздействие злого человека на окружающих святитель Иоанн Златоуст. Он говорит, что вред от злого человека не меньше, чем от укуса ядовитой змеи. И это действительно так. Мы хорошо знаем, что не следует общаться с инфекционными больными, а уж если общаться, то с огромными предосторожностями, как это делают врачи. Они надевают повязки, а если инфекция очень опасная, — даже специальные костюмы, чтобы инфекция не коснулась тела. А если человек духовно инфицирован, если он распространяет духовную инфекцию, а мы ее не видим? Ведь эта инфекция невидима, и распознать ее моментально невозможно — лишь только по последствиям.

Тот же Златоуст сравнивает воздействие злых людей на людей духовно здоровых с заразой, которая распространяется от прокаженных, и утверждает, что заражение проказой и заражение от злого человека — это вещи сопоставимые, только одно ранит тело, а другое — душу.

Ну, а что же нам делать? Как распознать духов? Как распознать людей? Одним из условий формирования добродетельного образа жизни является подбор близких, знакомых, друзей, — того особенно узкого круга людей, которые тебя окружают и которые, входя с тобой в тесный контакт, несомненно будут оказывать влияние. Это особенно важно помнить людям молодым, открытым к общению, которые, не имея жизненного опыта, нередко не могут сразу оценить человека, распознать правду и ложь, увидеть лицемерие или понять, что человек этот распространяет опасную духовную заразу. Поэтому подбор окружения, выбор друзей, особенно выбор спутника жизни имеет огромное значение для человека и во многом определяет его способность идти по пути добродетели.

Но в наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть.

Я вспоминаю состоявшуюся однажды дискуссию с руководителями наших телевизионных каналов. Когда, выражая озабоченность очень многих людей, я сказал, что, к сожалению, на некоторых каналах идут передачи, которые наносят прямой духовный ущерб личности и с этим надо что-то делать, я в ответ услышал следующее: «не хочешь — не смотри. Каждый зритель, каждый человек может выбирать нажатием кнопки». Так вот, я хочу повторить то, что сказал руководитель одного из наших телеканалов: не смотрите. Нажатием кнопки ограждайте себя от духовной заразы. Я почти уверен, что мои слова вызовут поток критики и кто-нибудь скажет: «как же так, человек должен быть открытым к информации, нельзя закрываться». Ответ прост: не смотри, если видишь в этом опасность, не читай, если чувствуешь, что в твою душу входит грех. И уж если об этом говорят светские люди, ответственные за средства массовой информации, то нам принять на вооружение такой подход к отбору информации Сам Бог велел.

Как-то я прочитал отрывок из статьи одного из тех авторов, которые распространяют духовную инфекцию, и вот он сетует на то, что мы, мол, пишем-пишем, говорим-говорим, а люди-то все равно в храм ходят! И делает вывод: наверное, они нас не читают. Так вот, я хотел бы ответить этому человеку: я призываю не читать ни вас, ни подобных писателей и журналистов, с тем чтобы люди могли хранить свою автономию, внутреннюю свободу. И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней.

От общения во многом зависит образ нашей жизни — от выбора друзей, знакомых, спутников жизни, от того, что мы читаем, что мы смотрим; и наше время требует особо вдумчивого, проницательного, прозорливого взгляда на окружающий мир. Без этого трудно сформировать добродетельный образ жизни — тот самый образ жизни, который приводит людей не к мнимому счастью, не к побрякушкам, которые выдаются за подлинные ценности, а к подлинным ценностям бытия, к тем ценностям, которые Бог возжелал разделить вместе с нами, создав нас по образу Своему и призвав к подобию Себе. Аминь.

В канун Недели ваий Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

24 апреля 2021 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева и Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением С.Н. Соколовской.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На полиелее указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии, Патриарших подворий вне города Москвы, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархической награды — права ношения камилавки:

  • иерей Георгий Акишин, клирик храма Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата в Гавриловой Патриаршей Слободе г. Москвы;
  • иерей Георгий Арсёнов, клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы;
  • иерей Димитрий Борсук, клирик храма вмц. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане г. Москвы;
  • иерей Алексий Воронцов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы;
  • иерей Сергий Вязьмин, клирик храма прп. Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы;
  • иерей Александр Гридасов, клирик храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках г. Москвы;
  • иерей Алексий Долгов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Хамовниках г. Москвы;
  • иерей Евгений Дубовец, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы;
  • иерей Сергий Иванов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском г. Москвы;
  • иерей Александр Карзан, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы;
  • иерей Иоанн Корешков, клирик храма прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы;
  • иерей Антоний Кошелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы;
  • иерей Андрей Кривоногов, клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше г. Москвы;
  • иерей Олег Курчатов, клирик храма Живоначальной Троицы в Карачарове г. Москвы;
  • иерей Феодор Лукьянов, настоятель храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы;
  • иерей Евгений Мороз, клирик храма свт. Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы;
  • иерей Андрей Моховиков, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Плёскове г. Москвы;
  • иерей Иоанн Паскевич, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы;
  • иерей Александр Привалов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове г. Москвы;
  • иерей Иоанн Раковский, клирик храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке г. Москвы;
  • иерей Николай Савушкин, клирик храма свт. Алексия Московского в Рогожской Слободе г. Москвы;
  • иерей Борис Смирнов, клирик Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • иерей Алексий Тарасов, настоятель храма свт. Алексия Московского, Патриаршего подворья близ деревни Исаково Московской области;
  • иерей Николай Тихомиров, клирик храма прп. Евфросинии Полоцкой, Патриаршего подворья в Кунцеве г. Москвы;
  • иерей Илия Тягин, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • иерей Александр Фомушкин, клирик храма свт. Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в Щукине г. Москвы;
  • иерей Алексий Шутков, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы;
  • диакон Игорь Алексеев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине г. Москвы;
  • протодиакон Александр Бахтин, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы;
  • диакон Онисим Дубровин, клирик храма ап. Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы;
  • протодиакон Игорь Ильин, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы;
  • протодиакон Олег Крылов, клирик храма прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы;
  • диакон Максим Лобачев, клирик храма прав. Иоанна Кронштадтского, Патриаршего подворья в Головине г. Москвы;
  • протодиакон Александр Моисеенко, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • диакон Александр Самсонов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы;
  • диакон Борис Сигунов, клирик Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • иерей Андрей Алексейчук, клирик храма прп. Марона Пустынника в Старых Панех г. Москвы;
  • иерей Владимир Батов, клирик Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • иерей Иоанн Боков, клирик храма прп. Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы;
  • иерей Александр Бриленков, клирик храма мц. Татианы Римской, Патриаршего подворья в Люблине г. Москвы;
  • иерей Святослав Волковинский, клирик храма страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы;
  • иерей Артемий Дунаевский, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде г. Москвы;
  • иерей Александр Карпович, клирик Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • иерей Николай Конюхов, клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста г. Москвы;
  • иерей Александр Кузнецов, клирик храма блгв. кн. Александра Невского, Патриаршего подворья при МГИМО г. Москвы;
  • иерей Виталий Писарев, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москвы;
  • иерей Антоний Плоский, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы;
  • иерей Анатолий Правдолюбов, клирик храма свт. Иова, Патриарха Московского, Патриаршего подворья Успенского Старицкого мужского монастыря в г. Москве;
  • иерей Илия Пятибрат, клирик храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы;
  • иерей Виталий Родин, клирик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иерей Николай Рыжков, и.о. настоятеля Патриаршего подворья при храме Преображения Господня в Лефортове г. Москвы;
  • иерей Димитрий Савенков, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», Патриаршего подворья в Ярославском г. Москвы;
  • иерей Владимир Сердюк, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы;
  • иерей Кирилл Слепян, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке г. Москвы;
  • иерей Михаил Словцов, клирик храма прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы;
  • иерей Симеон Тараканов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине г. Москвы;
  • иерей Алексий Тимофеев, клирик храма свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы;
  • иерей Владимир Тоготин, и.о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы;
  • иерей Владимир Федотов, клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгине г. Москвы;
  • иерей Андрей Щекачев, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы;
  • иерей Борис Яковенко, клирик храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве г. Москвы;
  • диакон Сергий Булычев, клирик храма бесср. Космы и Дамиана в Шубине г. Москвы;
  • диакон Евгений Семенов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Старом Ваганькове г. Москвы;
  • диакон Геннадий Сорока, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы;
  • протодиакон Николай Султан, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • протодиакон Сергий Терехин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы.
Читать еще:  Протоиерей Валериан Кречетов: В духовной жизни нет мелочей

Святейший Патриарх Кирилл обратился к награжденным: «Всем вам, братия, всем вместе, клирикам, которые присутствуют здесь, и каждому из вас в отдельности я возглашаю «Аксиос»».

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели Торжества Православия в Сретенском ставропигиальном монастыре

  • | Печать |

Подробности 21.03.2016 12:08 Просмотров: 949

19 марта 2016 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Преосвященство, владыка Тихон! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с преддверием великого праздника Торжества Православия. Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова и за молитвы, которые Вы здесь вместе с братией совершаете, в том числе поддерживая Патриарха в его каждодневных послушаниях.

Первая седмица Великого поста — это особое время. Те, кому в течение этой недели удается утром и вечером посещать храм, вдумываться и вчитываться в тексты, которые предлагает Церковь за утренними и вечерними богослужениями, понимают, к какой огромной духовной сокровищнице мы прикасаемся через участие в литургической жизни Церкви. Прикасаемся разумом и, самое главное, сердцем, и чувствуем ответ на наши молитвы. Ведь Господь, несомненно, помогает каждому нести труды, на него возлагаемые, на том месте, куда он Божиим промыслом поставлен.

Размышляя о духовной жизни, а именно этим мы занимались в течение всей недели, нельзя не сказать об очень важном факторе, который сопутствует жизни каждого человека, — это скорби и печали. Люди не очень любят говорить о скорбях и печалях. Может, плакаться любят, но не анализировать происходящее с ними. Как не любят прикасаться к болезни, так же не любят прикасаться к скорби. И, может быть, именно от отсутствия навыка осмысления скорбей происходит нежелание человека, особенно современного, принимать скорби и печали.

Замечательные слова находим у преподобного Ефрема Сирина: «Без печали и скорби нет спасения». А у преподобного Марка Подвижника находим иные очень важные слова: «Не каждая скорбь посылается за грехи». Итак, с одной стороны, скорбь и печаль — некий фактор, необходимый для духовного роста человека. С другой стороны, скорбь может быть наказанием за наши грехи и наши проступки, но не всякая, как учит Марк Подвижник. Ведь есть скорби, происходящие от нашего неразумия. Есть скорби, которые происходят от незнания или заблуждения. А есть скорби, которые происходят с нами помимо нашей воли, когда мы вдруг сталкиваемся с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Это могут быть проблемы со здоровьем, проблемы с работой, проблемы в семье — да чего только ни бывает в нашей жизни!

И вот если скорбь приходит нежданно, когда, казалось бы, ничто не должно было случиться, то к этому нужно отнестись с особым вниманием. В этом случае понятие скорби пересекается с понятием креста. Ведь крест — не просто боль по любому поводу и случаю, но это та боль и та тяжесть, которую мы несем вне зависимости от того, заслуживаем мы этот крест или не заслуживаем, привлекли мы его на себя вследствие наших дурных поступков или нет. В таком случае святые отцы говорят, что это и есть крест от Бога; и скорбь, которая не проистекает ни из наших ошибок, ни из нашего неразумия и нерадения, дается нам свыше.

Для чего же тогда скорбь и крест? Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что важны не сама скорбь, не сама печаль, а их результат. Господь дает нам возможность пройти через скорби и печали, чтобы мы проявили свои качества. Подобно тому, как человека, готовящегося стать капитаном и управлять судами, вначале берут на судно в качестве юнги и дают ему возможность пройти по бурным волнам, преодолеть штормы, закалиться в плавании по морю; так и нам Господь посылает скорби и печали, возлагая на нас крест. Не для того чтобы раздавить этим крестом, не для того чтобы выбить человека из жизненной колеи, но чтобы мы, соприкасаясь со скорбью и печалью, находили в себе силы дать на происходящее достойный христианина ответ и перед лицом сложных жизненных обстоятельств вдумчиво и беспристрастно оценить свои мысли и свои поступки.

В Писании и у святых отцов мы находим также утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого Бог любит, того и наказывает (Притч. 3:12). Если Господь посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, значит, Он дает ему шанс преодолеть трудности, дает ему шанс возрасти. Именно такой подход к скорбям и печалям, с которыми мы сталкиваемся, придает христианину огромную духовную силу, помогает ему возвышаться над трудными обстоятельствами, не терять голову, не терять жизненные ориентиры, не падать под натиском тягот.

Опыт жизни с Богом, со Христом дает человеку великую силу. Собственно говоря, чем же является свидетельство мучеников, исповедников, как не свидетельством этой внутренней силы? И если мы проходим по жизни вместе с Богом, то Божественная сила нас укрепляет, и Бог становится нам ближе. Вот почему христианство — это очень оптимистичный взгляд на мир, на жизнь и на человека. Это совсем не то, каким его пытаются представить критикующие веру. Ибо вера дает каждому человеку огромную Божественную силу, а через эту силу — мудрость и способность противостоять трудным жизненным обстоятельствам, без преодоления которых не может быть духовного роста.

Снова хотел бы повторить дивные слова преподобного Ефрема Сирина: «Без скорби и печали нет спасения». И да поможет нам Господь мудро, спасительно идти по жизненному пути, вразумляясь дивными мыслями, которые мы черпаем в святоотеческом наследии и богослужебной традиции нашей Церкви. Всех вас поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector