0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Амвросий (Кантакузен) (Ambrose (Cantacuzene))

Амвросий (Кантакузен) (Ambrose (Cantacuzene)).

Епи́скоп Амвро́сий (в миру князь Пётр Петро́вич Кантаку́зен; 16 сентября 1947, Веве, Швейцария — 20 июля 2009, Веве, Швейцария) — епископ Русской православной церкви заграницей, епископ Женевский и Западно-Европейский.

  • Биография
    • Священник
    • Епископ
    • Смерть и похороны
  • Примечания
  • Ссылки

Родился в семье князя Петра Георгиевича Кантакузена (1922-1975) и Ольги Алексеевны, урождённой Орловой (1923-1984). Окончил школьное образование с аттестатом зрелости по классической филологии, затем — юридический факультет Лозаннского университета. Семь лет работал преподавателем французского языка и основ юридических знаний в средней школе.

В 1972 году в храме святой великомученицы Варвары в Веве в день её памяти был поставлен во чтецы.

В 1974 году участвовал в III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви. Входил в состав Комиссии о положении Русской Православной Церкви Заграницей в современном миpe и Комиссии по вопросу о миссионерской и издательской деятельности РПЦЗ.

В 1975-1978 годах работал также сторожем Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве, где получал наставления от архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича).

Весной 1976 года в Женеве был рукоположён в сан диакона, 26 сентября того же года — в пресвитера.

Весной 1978 года назначен настоятелем Варваринской церкви в Веве, где являлся настоятелем вплоть до кончины. Часто направлялся для периодического окормления разных приходов епархии в Брюссель, Мёдон, Лион, Бари, Монпелье, Рим.

По указанию архиепископа Антония (Бартошевича), чтившего по примеру архиепископа Иоаннa (Максимовича) память древних православных святых Запада, занимался составлением службы «Bсeм Святым в земле Гельветийской просиявшим».

В 1991 году возведён в сан протоиерея.

4 мая 1993 года на Архиереском Соборе рассматривалась его кандидатура во епископы для Австралийской епархии, однако Архиепископ Марк (Арндт) отметил, что протоиерей Петр Кантакузен «человек слишком западного склада, не знает английского языка и поэтому более походит Западно-Европейской епархии, чем Австралийской».

6 сентября 1993 года в Женевском Крестовоздвиженском кафедральном соборе пострижен в монашество монашество с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.

26 сентября 1993 года там же хиротонисан во епископа Вевейского, викарий Женевской и Западно-Европейской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий (Устинов), архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич), архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), епископ Леснинский Серафим (Дулгов).

17 октября 2000 года Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви назначен епископом Женевским и Западно-Европейским.

В связи с посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года получил от Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви задание в случае начала официальных переговоров с Московским Патриархатом занять позицию «благожелательного наблюдателя».

Был участником созданной в 2004 году комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и в её работе по подготовке текста Акта о каноническом общении.

19 мая 2006 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей было решено удовлетворить прошение епископа Амвросия об уходе на покой.

Смерть и похороны

Скончался 20 июля 2009 года в своём доме в Веве около часа ночи.

22 июля в 20.00 в Вевейском храме святой великомученицы Варвары епископом Михаилом (Донсковым) была совершена панихида по новопреставленному архиерею.

27 июля в храме свят ой великомученицы Варвары было совершено отпевание епископа Амвросия. Заупокойную Литургию совершили архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) и Штуттгартский Агапит (Горачек) в сослужении духовенства Константинопольского, Московского, Сербского и Румынского Патриархатов из Швейцарии, Франции и Германии. После Литургии был совершен чин отпевания, затем гроб с телом усопшего архиерея был обнесен крестным ходом вокруг Варваринской церкви.

В тот же день был похоронен на кладбище Сан-Мартан в Веве, недалеко от могилы матери. Чин погребения возглавил епископ Женевский Михаил, совершивший на могиле последнюю литию.

Весной 2010 года перезахоронен у Варваринской церкви в Веве.

АМВРОСИЙ (КАНТАКУЗЕН)

еп. Амвросий (Кантакузен). Фото 27.I.2009, на Поместном Соборе.

Амвросий (Кантакузен) (1947 — 2009), епископ б. Женевский и Западно-Европейский (Русская Православная Церковь Заграницей).

В миру Кантакузен Петр Петрович, родился 16 сентября 1947 года в городе Веве (Швейцария), сын князя Петра Георгиевича Кантакузена (1922-1975) и его супруги Ольги Алексеевны, урожденной Орловой (1923-1984). Окончил школьное образование с аттестатом зрелости по классической филологии, а затем – юридический факультет Лозаннского университета. В продолжении 7 лет был преподавателем французского языка и элементарных юридических понятий в средней школе.

С 1975 по 1978 год, будучи сторожем Крестовоздвиженского кафедрального собора, получал наставления от архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича). Весной 1976 года в Женеве был посвящен сначала в диаконский сан, а 26 сентября 1976 года рукоположен во иерея.

Весной 1978 года назначен на приход в Лозанна-Вевэ, где являлся настоятелем до своей кончины. Часто направлялся для временного или периодического окормления разных приходов епархии в Брюссель, Медон, Лион, Бари, Монпелье, Рим.

В 1991 году возведен в сан протоиерея. 6 сентября 1993 года принял монашеский постриг в Женевском Крестовоздвиженском кафедральном соборе с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского, а 26 сентября 1993 года там же последовала его хиротония во епископа Вевейского, викария Женевской и Западно-Европейской епархии. Хиротонию совершали Виталий, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский; Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский; Марк, архиепископ Берлинский и Германский; Серафим, епископ Леснинский.

17 октября 2000 года Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви назначен епископом Женевским и Западно-Европейским.

Владыка Амвросий входил в состав комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом, которая, вместе с комиссией Московского Патриархата, вела диалог примирения с 2004 года.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом 19 мая 2006 года было принято прошение епископа Амвросия об уходе на покой.

Скончался 20 июля 2009 года в своём доме в Веве около часа ночи [1]. Отпевание владыки было совершено 27 июля в храме великомученицы Варвары в городе Веве. Заупокойную литургию совершили архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил и Штуттгартский Агапит в сослужении духовенства Константинопольского, Московского, Сербского и Румынского Патриархатов из Швейцарии, Франции и Германии. После литургии был совершен чин отпевания, затем гроб с телом усопшего архиерея был обнесен крестным ходом вокруг храма, возле которого владыка Амвросий вырос, и где он, несмотря на все испытания, всю свою жизнь преданно и ревностно служил Господу. Похоронен владыка был на кладбище Сан-Мартан. Чин погребения возглавил епископ Женевский Михаил, совершивший на могиле последнюю литию.

Две могилы у Русского храма |Deux tombeaux devant l’Eglise russe de Vevey

Автор: Иван Грезин, Веве, 28. 09. 2010.

Первая панихида на новой могиле епископа Амвросия, Веве, 11 марта 2010 (Из архива автора)

Русский храм в Веве знают многие. Путешественнику, проезжающему через город, он бросается в глаза сразу, от вокзала. Об истории храма написано достаточно. Многим известно, что построен он как надгробный, над могилой скончавшейся в 1872 году при родах Варвары, дочери графа Петра Павловича Шувалова. Она состояла в браке с казачьим генералом Давыдом Ивановичем Орловым, и ее собственная новорожденная дочь Мария покоится тут же. В память о Варваре Петровне и храм — Свято-Варваринский, в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы покойной.

Но немногие знают, что старинная могила у алтарной восточной части храма, подготовленная вскоре после кончины Варвары Петровны, стала на самом деле могилой только семьдесят лет спустя. До того останки покоились на кладбище Сен-Мартен, в ста метрах вверх по дорожке от русской церкви. Вот такой был парадокс — надгробный храм над пустой могилой. И в XIX веке, и сейчас в кантоне Во, да и в других кантонах действует совершенно разумное правило — без особого разрешения нельзя осуществлять захоронения где бы то ни было, кроме кладбищ. Ведь соблазн похоронить близкого в собственном саду может возникнуть у многих.

Лишь в 1950 году, стараниями архимандрита Леонтия (Бартошевича, будущего епископа), который тогда был благочинным, т.е. старшим священником швейцарских русских православных приходов Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, и протоиерея Игоря Троянова, тогдашнего настоятеля, останки дочери строителя храма удалось перенести на изначально задумывавшееся для этого место. Погребение состоялось 16 апреля 1950 года, на Фомино воскресенье, первое после Пасхи. В 2004 году, при ремонтных работах в храме, останки вскрывались и были переложены в новый гроб.

Храм и его приход жили своей, во многом неповторимой жизнью. С самого основания судьба храма была особой — в отличие от множества других русских православных церквей, как в Европе, так и по всему миру, построенных в последние десятилетия XIX и начале XX века, он не был, как принято говорить, «посольским». Основанный частным лицом в его частном владении, вевейский храм никогда не принадлежал Российскому государству. Следует заметить, что в разные годы такой особый статус помог храму избежать конфликтов, связанных с выяснением вопроса, кому должна принадлежать русская собственность за рубежом. А ведь такие конфликты отравляли и до сих пор отравляют жизнь многих церковных общин.

Неповторимость вевейской истории и в том, что приход создался тут сравнительно поздно — первый постоянный священник, о. Игорь Троянов, появился только после Второй мировой войны. А к 1990—2000-м годам приход обрел неповторимые черты, мало каким старинным русским храмам за границей свойственные. Он меньше всего был «русским клубом» (не будем сейчас говорить, хорошо это или плохо), каковыми, независимо от юрисдикционной принадлежности, становились дома молитвы для множества людей по всему миру. Приход храма стал поистине миссионерским — разноязыким, открытым для приобщения к Православию людей разного этнического происхождения, а не только так называемых «православных по рождению». К 2000 году в приходе было больше обратившихся к святоотеческой вере швейцарцев и французов, чем этнических русских или сербов.

Эту незаметную, трудную работу вел прежде всего один человек, с именем которого связывался и связывается много десятилетий храм св. великомученицы Варвары — священник Петр Кантакузен, в последние пятнадцать лет своей жизни более известный как епископ Амвросий, с которым мы уже знакомили наших читателей.

Душа и сила прихода была в нем. Вевейская церковь осиротела, когда в июле 2009 года добрый пастырь тихо скончался в маленьком домике у храма, где он прожил много лет. Вевейский храм — это храм епископа Амвросия. Как любил отмечать Владыка, немного было таких священников, которые настоятельствовали в том же храме, где их когда-то самих крестили.

А теперь добавим: и отпевали, и похоронили. Отпевание Владыки состоялось в Свято-Варваринском храме 27 июля 2009 года, и гроб с телом усопшего обносили мимо его храма, проносили рядом с его домом.

Мысль о том, чтобы похоронить архипастыря у храма, с которым он был связан всю свою жизнь, возникла тут же, но все связанные с этим бюрократические формальности быстро преодолеть не удалось. Погребали Владыку наверху, на уже упоминавшемся кладбище Сен-Мартен, но покоился он там недолго. Уже ранней весной 2010 года, 11 марта, по получении всех небходимых разрешений от властей, останки повторили путь останков Варвары Петровны Орловой, были перенесены в ограду храма и помещены в устроенный для этого саркофаг между храмом и примыкающей к нему стеной над железной дорогой. Над новоустроенной могилой теперь возвышается давно уже стоявший там и как бы ожидавший этого момента большой каменный крест, уменьшенная копия суворовского креста у Чертова моста.

История этого креста поразительна. Все дело в том, что князь Сергей Михайлович Голицын, тот, кто был вдохновителем сооружения в 1899 году на Чертовом мосту гигантского креста в память о суворовском походе, окончил свои дни в 1915 году в Лозанне. Похоронен он был в Веве, на том же кладбище Сен-Мартен, и именно над его могилой была сооружена копия знаменитого андерматтского креста. Вдова князя Голицына, урожденная княжна Анна Александровна Кугушева, умершая в 1950 году, была погребена вместе с мужем. По практике многих швейцарских кантонов, по прошествии срока концессии, могила на кладбище уничтожается, и, если родные не оплачивают продления могилы и не имеют возможности перенести останки на новое место, останки просто перекапывают, освобождая место для новых захоронений. Памятники же просто уничтожаются. Их, никого не спрашивая, разбивают и, как на одном из швейцарских кладбищ рассказывали автору, получившейся щебенкой посыпают дорожки…

Однако, когда настало время уничтожать могилу Голицыных, с о. Петром Кантакузеном (будущим Владыкой) связались из кладбищенской конторы и спросили, не нужен ли русской церкви большой красивый каменный крест. Тот согласился, и с тех пор суворовский крест украшал церковный двор. Получается, что Владыка сам велел установить крест на свою будущую могилу…

Раба Божия Варвара, раба Божия младенец Мария и раб Божий епископ Амвросий обрели у храма место своего последнего упокоения. Вечная память!

Значение АМВРОСИЙ (КАНТАКУЗЕН) в Православной энциклопедии Древо

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Амвросий (Кантакузен) ( 1947 — 2009 ), епископ б. Женевский и Западно-Европейский ( Русская Православная Церковь Заграницей ).

В миру Кантакузен Петр Петрович, родился 16 сентября 1947 года в городе Веве ( Швейцария ), сын князя Петра Георгиевича Кантакузена (1922-1975) и его супруги Ольги Алексеевны, урожденной Орловой (1923-1984). Окончил школьное образование с аттестатом зрелости по классической филологии, а затем – юридический факультет Лозаннского университета. В продолжении 7 лет был преподавателем французского языка и элементарных юридических понятий в средней школе.

В 1972 году в храме святой великомученицы Варвары в Веве, в день ее памяти был поставлен во чтецы. В 1974 году – участник III Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Зарубежом .

С 1975 по 1978 год, будучи сторожем Крестовоздвиженского кафедрального собора , получал наставления от архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) . Весной 1976 года в Женеве был посвящен сначала в диаконский сан, а 26 сентября 1976 года рукоположен во иерея .

Весной 1978 года назначен на приход в Лозанна-Вевэ, где являлся настоятелем до своей кончины. Часто направлялся для временного или периодического окормления разных приходов епархии в Брюссель , Медон , Лион , Бари , Монпелье , Рим .

В 1991 году возведен в сан протоиерея . 6 сентября 1993 года принял монашеский постриг в Женевском Крестовоздвиженском кафедральном соборе с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского , а 26 сентября 1993 года там же последовала его хиротония во епископа Вевейского , викария Женевской и Западно-Европейской епархии . Хиротонию совершали Виталий , митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский; Антоний , архиепископ Женевский и Западно-Европейский; Марк , архиепископ Берлинский и Германский; Серафим , епископ Леснинский.

17 октября 2000 года Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви назначен епископом Женевским и Западно-Европейским.

Владыка Амвросий входил в состав комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом , которая, вместе с комиссией Московского Патриархата, вела диалог примирения с 2004 года.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом 19 мая 2006 года было принято прошение епископа Амвросия об уходе на покой.

Скончался 20 июля 2009 года в своём доме в Веве около часа ночи [1] . Отпевание владыки было совершено 27 июля в храме великомученицы Варвары в городе Веве. Заупокойную литургию совершили архиепископ Берлинский и Германский Марк , епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил и Штуттгартский Агапит в сослужении духовенства Константинопольского , Московского , Сербского и Румынского Патриархатов из Швейцарии , Франции и Германии . После литургии был совершен чин отпевания, затем гроб с телом усопшего архиерея был обнесен крестным ходом вокруг храма, возле которого владыка Амвросий вырос, и где он, несмотря на все испытания, всю свою жизнь преданно и ревностно служил Господу. Похоронен владыка был на кладбище Сан-Мартан. Чин погребения возглавил епископ Женевский Михаил, совершивший на могиле последнюю литию.

Страницы официального сайта Русской Православной Церкви Зарубежом:

Статья в портале «Русское Православие»:

«Завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей», Сан-Франциско, 19 мая 2006:

«В швейцарском городе Веве состоялось отпевание и погребение епископа Амвросия (Кантакузена)», 30 июля 2009:

[1] Сообщение официального сайта Женевской епархии — http://www.diocesedegeneve.net/index.php?option=com_content&. id=1

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Амвросий (Кантакузен)

Епископ Амвросий — епископ Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Женевский и Западно-Европейский.

1. Биография. (Biography)
Родился в семье принца Петра Георгиевича Кантакузен 1922 — 1975 (И 1975) Ольга, в девичестве Орлова 1923 — 1984. по воспоминаниям: «наша семья была умеренно религиозные, а по воскресеньям ходили в церковь, отмечали праздники, но не более. я тоже, конечно, был за рулем, но в подростковом возрасте я потерял ко всему этому интерес».
Он окончил школу образование с аттестатом зрелости по классической филологии, а затем-юридический факультет Лозаннского университета. по воспоминаниям: «понимаю, что посвящать свою жизнь кому-то еще «разборкам» я не хочу на дипломатической службе, который привлек меня, не взять-нешвейцарские имена. И в этот момент я вернулся в церковь для осуждения».
C 1968 для 1975 (Год 1975) работал учителем французского языка и основ правовых знаний в средней школе.
В 1972 году в храме Святой Великомученицы Варвары в Веве в день ее памяти был помещен в читателе.
В 1974 году принял участие в III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви. была в составе комиссии по положению Русской Православной Церкви Заграницей в современном мире и Комиссии по миссионерской и издательской деятельности Церкви.
В 1975 — 1978 годы он работал сторожем в Крестовоздвиженский кафедральный собор в Женеве, где он получил указания от архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний Бартошевич: «потом епископом в Женеве, архиепископ Антоний, решил, что высшее образование я уже имел, и «специальным» будет делать. он дал мне книги, курсы, много разговаривал со мной, объяснял».

1.2. Биография. Епископ. (Bishop)
26 сентября 1993 (Года 1993) там же освящен епископом Vivascope, викарий Женевский и Западно-Европейский епархии. хиротонию совершил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йорке, Виталий Устинов, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний Бартошевич, архиепископ Берлинский и Германский Марк Арндт, епископ Серафим Lesinski долгов.
29 июня 1995 года облачения, и принял участие в богослужении по случаю закладки первого камня новой румынской церкви в Женеве, soluja митрополит damaskenos Папандреу, Вселенский патриархат и митрополит Серафим Joanta Румынского Патриархата, и он вместе с ними, подписали акт, врезанные в камень. это вызвало протесты ряда клириков Западно-Европейской епархии РПЦЗ, митрополитом Дамаска был членом экуменического движения, и обряд был совпала по времени с конфликтом вокруг Парижа Румынской Церкви РПЦЗ, что Румынская Православная Церковь пыталась перевести в свою юрисдикцию.
17 октября 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за рубежом назначен епископ Женевский и Западно-Европейский.
28 январь 2003 года Архиерейский Синод РПЦЗ, обсудив просьбе епископа Амвросия об уходе на пенсию, постановил, что «в настоящее время он не может, ради общего дела Церкви в странах Западной Европы, присоединиться к просьбе епископа Амвросия. архиепископ Марк и епископ Агапит Штутгартский поможет епископа Амвросия».
В связи с посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апрель 2003 года получил от Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви миссии, в случае начала официальных переговоров с Московским Патриархатом, чтобы принять положение «благожелательного наблюдателя».
17 декабря 2003 года постановлением Архиерейского Собора РПЦЗ была образована комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам со встречной комиссией Московского Патриархата, в который вошли епископ Амвросий. Комиссия принимала участие в работе по подготовке текста акта о каноническом общении.
Из-за серьезной операции не смог принять участие в шестом заседании Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и Московским Патриархатом комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, проходившей 17 февраля 2006 года в Свято-Покровском храме в г. Наяке.
Был членом IV Всезарубежном Соборе, который рассказал о канонических, административных и имущественных вопросов, обсуждаемых в ходе переговорного процесса.
19 мая 2006 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за рубежом, было принято решение удовлетворить просьбу епископу о пенсии в дополнение. Амвросий, он был освобожден от должности члена комиссии по переговорам с Московским Патриархатом.
В январе 2009 года, будучи тяжело больным, принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

2. Строительство. (Construction)
«Правильная Пасха к светлому празднику» / / «Наша Газета», 25. 04. 2008.
Письмо епископа Амвросия Синод епископов Русской Православной Церкви за рубежом, 18 / 31 июля 1996 г.
Услуги «Bceм Святым в земле Гельветийской просиявшим» 1982, по-французски.

Родился в семье князя Петра Георгиевича Кантакузена (1922—1975) и Ольги Алексеевны, урождённой Орловой (1923—1984). По собственным воспоминаниям: «Семья наша была умеренно религиозная, по воскресеньям ходили в церковь, отмечали праздники, но не более того. Меня тоже, разумеется, водили, но в подростковом возрасте я утратил ко всему этому интерес»[3] .

Иван Николаевич Кантакузен [d] (1816 — 1888 )
Павел Иванович Кантакузен [d] (1853 — 1922 )
Георгий Павлович Кантакузен [d] (1881 — 1950 )
Иван Александрович Рибопьер [d] (1817 — 1871 )
Александра Ивановна Рибопьер [d] (1856 — 1923 )
Софья Васильевна Трубецкая [d] (1823 — 1893 )
Пётр Георгиевич Кантакузен [d] (1922 — 1975 )
Амвросий (Кантакузен) (1947 — 2009 )
Орлов, Александр Афиногенович (1865 — 1908 )
Алексей Александрович Орлов [d] (1891 — 1955 )
Владимир Александрович Стенбок-Фермор [d] (1849 — 1897 )
Евдокия Владимировна Стенбок-Фермор [d] (1872 — 1898 )
Ольга Алексеевна Орлова [d] (1923 — 1984 )

Окончил школьное образование с аттестатом зрелости по классической филологии, затем — юридический факультет Лозаннского университета[4] . По собственным воспоминаниям: «понял, что посвятить жизнь чьим-то „разборкам“ мне не хочется, а на дипломатическую службу, которая меня привлекала, не возьмут из-за нешвейцарской фамилии. И в этот момент я вернулся в церковь уже по убеждению»[3] .

C 1968 по 1975 год работал преподавателем французского языка и основ юридических знаний в средней школе[4] [5] .

В 1972 году в храме святой великомученицы Варвары в Веве в день её памяти был поставлен во чтецы[4] .

В 1974 году участвовал в III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви[4] . Входил в состав Комиссии о положении Русской Православной Церкви Заграницей в современном миpe и Комиссии по вопросу о миссионерской и издательской деятельности РПЦЗ[6] .

В 1975—1978 годах работал также сторожем Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве, где получал наставления от архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича)[4] : «Тогдашний архиерей Женевский, архиепископ Антоний, решил, что одно высшее образование у меня уже было, а „специальным“ займется он сам. Дал мне книги, курсы, много со мной беседовал, объяснял»[3] .

Священник

Весной 1976 года в Женеве был рукоположён в сан диакона, 26 сентября того же года — в пресвитера[4] . Служил клириком женевского собора[5]

Церковь Святой Варвары в Веве, где Епископ Амвросий был крещён и свыше 30 лет служил настоятелем

Весной 1978 года назначен настоятелем Варваринской церкви в Веве, где являлся настоятелем вплоть до кончины. Часто направлялся для периодического окормления разных приходов епархии в Брюссель, Мёдон, Лион, Бари, Монпелье, Рим[4] .

В 1982 году по указанию архиепископа Антония (Бартошевича), чтившего по примеру архиепископа Иоаннa (Максимовича) память древних православных святых Запада, составил службы «Bceм Святым в земле Гельветийской просиявшим»[7] на французском языке[8]

4 мая 1993 года на Архиерейском Соборе рассматривалась его кандидатура во епископы для Австралийской епархии, однако Архиепископ Марк (Арндт) отметил, что протоиерей Петр Кантакузен «человек слишком западного склада, не знает английского языка и поэтому более походит Западно-Европейской епархии, чем Австралийской»[9] .

По воспоминаниям епископа Амвросия: «в 1993 году умирающий Антоний попросил меня взять на себя обязанности архиерея, чего мне очень не хотелось, так как я люблю заниматься именно приходом, а не административными делами. Но конечно, отказать умирающему старцу я не мог»[3] .

6 сентября 1993 года в Женевском Крестовоздвиженском кафедральном соборе пострижен в монашество с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского[10] .

Епископ

26 сентября 1993 года там же хиротонисан во епископа Вевейского, викарий Женевской и Западно-Европейской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий (Устинов), архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич), архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), епископ Леснинский Серафим (Дулгов)[10] .

29 июня 1995 года в облачении, участвовал и богослужении по случаю закладки первого камня нового румынского храма в Женеве, сослужа с митрополитом Дамаскином (Папандреу) (Константинопольский Патриархат) и с митрополитом Серафимом (Жоантэ) (Румынский Патриархат), и он, вместе с ними, расписался на грамоте, вложенной в камень. Это вызвало протесты у ряда клириков Западно-Европейской епархии РПЦЗ, так как митрополит Дамаским был участником экуменического движения, а само священнодействие совпадало во времени с конфликтом вокруг парижского румынского храма РПЦЗ, который Румынская православная церковь пыталась перевести в свою юрисдикцию[11] .

28 января 2003 года Архиерейский Синод РПЦЗ, обсудив прошение епископа Амвросия об уходе на покой, постановил, что «в настоящее время он не может, ради обще-церковного дела в Западной Европе, удовлетворить просьбу епископа Амвросия. Архиепископ Марк и епископ Штутгартский Агапит будут оказывать посильную помощь епископу Амвросию»[13] .

В связи с посланием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года[14] получил от Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви задание в случае начала официальных переговоров с Московским Патриархатом занять позицию «благожелательного наблюдателя»[15] .

17 декабря 2003 года указом Архиерейского Собора РПЦЗ была образована Комиссия Русской Православной Церкви Заграницей по переговорам со встречной Комиссией Московского Патриархата, в состав которой был включён и епископ Амвросий[16] . В составе комиссии участвовал в работе по подготовке текста Акта о каноническом общении[17] .

Из-за перенесённой тяжёлой операции не смог принять участие в шестой рабочей встрече комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом и комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, состоявшейся 17 февраля 2006 года при Покровском храме в городе Наяке[18] .

Был участником IV Всезарубежного Собора, на котором рассказал о канонических, административных и имущественных вопросах, обсуждаемых в ходе переговорного процесса[19] .

19 мая 2006 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей было решено удовлетворить прошение епископа Амвросия об уходе на покой[10] . Кроме того, он был освобождён от должности члена Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом[20] .

В январе 2009 года, уже будучи тяжко больным, принял участие в работе Поместного Собора Русской православной церкви[21] .

Смерть и похороны

Скончался 20 июля 2009 года в своём доме в Веве около часа ночи[22] .

22 июля в 20.00 в Вевейском храме святой великомученицы Варвары епископом Михаилом (Донсковым) была совершена панихида по новопреставленному архиерею[22] .

27 июля в храме святой великомученицы Варвары было совершено отпевание епископа Амвросия. Заупокойную Литургию совершили архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) и Штутгартский Агапит (Горачек) в сослужении духовенства Константинопольского, Московского, Сербского и Румынского Патриархатов из Швейцарии, Франции и Германии. После Литургии был совершен чин отпевания, затем гроб с телом усопшего архиерея был обнесен крестным ходом вокруг Варваринской церкви[23] .

В тот же день был похоронен на кладбище Сан-Мартан в Веве, недалеко от могилы матери[24] . Чин погребения возглавил епископ Женевский Михаил, совершивший на могиле последнюю литию[23] .

Мысль о том, чтобы похоронить архипастыря у храма, с которым он был связан всю свою жизнь, возникла тут же, но в Швейцарии без особого разрешения нельзя осуществлять захоронения где бы то ни было, кроме кладбищ. Однако все связанные с этим бюрократические формальности быстро преодолеть не удалось. 11 марта 2010 года о получении всех необходимых разрешений от властей перезахоронен у Варваринской церкви в Веве[25] .

Читать еще:  Нюта Федермессер госпитализирована с коронавирусом
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector