0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сделает праведник? (Пс

Что сделает праведник? (Пс. 10: 3)

Наша жизнь столь тягостна, что меня время от времени тянет переселиться в пещеру. Живя в пещере, я бы не знал, сколь худо идут дела в Западном мире. Газеты, «Фейсбук» и вечерний выпуск новостей представляют нам весьма подробную и безрадостную картину того, в каком состоянии находится Западная цивилизация. И картина эта нехороша.

Это правда, что СМИ не дают полную информацию. Но, принимая во внимание левые позиции западных СМИ (как минимум в Канаде), а также почти тотальный запрет на публикацию новостей о нынешних гонениях на христиан, происходящих повсюду за пределами Западного мира, легко поверить, что картина не очень точная. Наоборот, я считаю, что все, возможно, хуже. Одним словом, Западная цивилизация находится в процессе полного разрушения – это как снос взрывом здания, которое хотят убрать с ландшафта, с той лишь разницей, что на взрыв понадобится поколение, а не несколько секунд.

Если сомневаетесь в этом или считаете, что я слишком драматизирую, то поразмыслите над следующей новостью: в Англии две женщины, одна из которых называет себя мужчиной, недавно «родили» ребенка (посмотрите на фотографию женщины на последней стадии беременности). Эта женщина вступила в «брак» со своим партнером женского пола, которая сделала операцию по удалению груди и отказывается отождествить себя с любым полом. Донор спермы, а также лечащий врач тоже были транссексуалы. Все это «действо» превратили в праздник, были сделаны фотографии, а любого противника, дерзнувшего назвать такие вещи «неестественными» и «ненормальными», могло бы ожидать судебное преследование за «демонстрацию неуважительного отношения в демократическом обществе». Обратите внимание, что это и не Калифорния, и не Ванкувер (то есть ставшее притчей во языцех «сумасшедшее» Западное побережье); это Англия, где глава государства до сих пор официально именуется «защитницей веры».

Как говорит псалмопевец Давид: «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс. 10: 3). Фундаментом, на котором почти полностью построена Западная цивилизация, было христианство. В ранние времена этот фундамент включал в себя и духовное наследие Восточной части христианства, хотя с некоторого времени связь с Восточным братом у Западного христианства разорвана (по этой теме рекомендую отличную книгу Д. Стрикленда «Эпоха Рая» – Strickland J. The Age of Paradise). Но даже после отпадения Запада от Востока Западная цивилизация продолжала оставаться христианской. Ее понимание полов, брака, Бога, святости человеческой жизни, роли религии и значимости разума передавалось христианской верой, поэтому мораль этой цивилизации в общем и целом оставалась христианской. Даже когда она ошибалась (например, при распространении рабства), ошибки позднее исправлялись на основании христианских принципов.

Как видно каждому, кто, подобно мне, не живет в пещере, сегодня христианский фундамент радикально подрывается, если не сказать, что яростно уничтожается. Если немного отвлечься и посмотреть на общую картину, то все становится ясным. Что общего между такими разными явлениями, как эпидемия детской порнографии, насилие в отношении женщин, половая неопределенность (транссексуальность), гей-браки, аборты, эвтаназия, неприятие традиционного благочестия в публичном пространстве и школах, а также всё учащающиеся случаи насилия с применением огнестрельного оружия? Общим у них является неприязнь к традиционным христианским ценностям. Все перечисленное не есть ключевая проблема, а ее плоды. Они – признаки разрушения Западной цивилизации. Запад, по сути отвергнув традиционную христианскую веру, теряет и построенную на ней цивилизацию.

Это не должно никого удивлять. Любой архитектор знает, что здание настолько прочно, насколько прочен фундамент, на котором оно стоит. Господь сказал то же самое:

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне… А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7: 24, 26).

Божественное учение есть тот прочный камень, на котором устоит дом.

Кто-то может поспорить и сказать, что мое недовольство нашим нынешним положением связано с тем, что я живу в крайне секулярном канадском обществе, да еще и на более секуляризированном Западном побережье Канады. Это грустная правда, что Канада очень далеко ушла в своем антихристианском секуляризме [1] . В нашей стране нет правых – есть только левые, еще более левые, радикально левые и партия «Зеленых». (Думаю, партия «Марихуана» уже распалась после легализации этого наркотика в Канаде. Ее сторонникам придется найти что-то новое, против чего протестовать. Может быть, глобальное потепление? Пригласят шведских детей!) Мы все здесь очень «антитрадиционные» – или «прогрессивные», как любим себя называть, – так что ни один политик в Канаде не посмеет поднять голос против однополых «браков» или абортов. Некоторые могут заявить, что этот необоснованный пессимизм объясняется моим местоположением и что мне надо чаще куда-то выезжать.

Я выбирался за пределы Канады, был в южных штатах Америки. Местами там и вправду было ободряюще лучше, чем в моем родном Ванкувере, где вам никто не пожелает «счастливого дня!» Но даже там видел те же симптомы, от которых мы страдаем на «Великом белом Севере». Это помогло мне сделать вывод, что болезнь не ограничивается моей родиной. Далеко на юге недуг еще не прогрессирует так сильно, как у нас на севере, но считаю, что мы оба страдаем от одной и той же болезни и что долгосрочный прогноз у всех нас один и тот же. Для разнообразия приведу метафору: паводковая вода накрывает всю Северную Америку; уровень воды в некоторых местах лишь немногим выше, чем в других. Фундамент уже размыт на всем континенте, который ожидают одинаковые катастрофические последствия.

По моему мнению, доказательство размывания основания не в ответах на определенные вопросы, а в самом присутствии таких вопросов в обществе. Если фундамент культуры прочен, никому в голову не придет задать вопрос: «Возможен ли брак между двумя мужчинами?»

Если фундамент культуры прочен, никому в голову не придет задать вопрос: «Возможен ли брак между двумя мужчинами?»

Такой вопрос возможен только тогда, когда в культуре произошли коренные изменения. А нетрадиционный ответ, который в конечном счете заменит традиционный, лишь дело времени.

Мы видим действие этого феномена в нашей жизни. Поэтому уничтожение традиционной культуры (то есть Западной цивилизации) начинается не с громких заявлений на улицах, а с вопросов живущих в выдуманном мире [2] ученых. Процесс начинается не с криков: «Гей-браки возможны!», а с чьего-то тихого вопрошания: «Возможны ли гей-браки?» Как только вопрос становится официально узаконенным, обязательно следует либеральный ответ, ибо вопрос может быть задан только в том случае, если традиционные основы культуры уже подорваны или уничтожены.

Вот еще почему призыв к «диалогу» опасен и даже лицемерен. Этот призыв требует не настоящего диалога, а признания новой культуры. Когда с традиционным культурным фундаментом все в порядке, то не может быть диалога по поводу очевидно неправильных вещей. Например, если кто-то пожелает начать диалог о том, обладает ли национал-социализм достоинствами и стоит ли его принимать, в таком диалоге вполне справедливо будет отказано. Культура, построенная на традиционном христианстве, откажется признавать этот вопрос открытым. Конечно, национал-социализм – это плохо, и никакого диалога по этому поводу не нужно. Только когда христианство как основа уже вытеснено, каждый начинает считать такие вещи настоящей темой для обсуждения.

Я говорю о падении христианской цивилизации на Западе, а не только в Северной Америке, потому что вижу ту же болезнь, то же противостояние христианским догмам и морали и в Европе. Это показывает, что причина разрушения коренится не в событиях в Северной Америке, а в отвержении христианской веры, ибо именно эта вера была общей и для Северной Америки, и для Европы.

Некоторые люди, встревоженные таким развитием событий, нашли выход в эмиграции – другими словами, в бегстве. Я им сочувствую. Процитированный в заголовке статьи стих содержит намек на совет, данный в начале того же псалма: «Улетай на гору вашу, как птица» (Пс. 10: 1) – или, возможно, как птица, в Россию. Некоторые православные семьи из Америки, действительно, решили спасаться бегством и переехать в Россию. Я их не осуждаю, но считаю это ошибкой.

Читать еще:  Крокодильи слезы фанарского владыки

Разделяю их скорбь из-за приближающегося крушения традиционной Западной цивилизации. Я бы мог возроптать, как Фродо Бэггинс из «Властелина колец»: «Мне бы хотелось, чтобы ничего из этого не произошло в моей жизни». Но такая жалоба спровоцировала бы очевидный ответ: «Так же думают и все те, кто доживут до этого дня. Но это не им решать. Все, что нам надо, это правильно распорядиться отпущенным нам временем». Как бы то ни было, Божественным Провидением мы поставлены жить там, где мы живем в наше время. Крушение Западной цивилизации уже происходило раньше, и, несомненно, все, кто пережил те мрачные дни и последующий крах, так же сокрушались, что они дожили до таких времен.

Но Божественный Промысл поставил нас туда, где мы есть, и, кроме того, наложил на нас обязательство сражаться за истину на поле битвы, на котором мы оказались. И не нам знать результаты наших стараний заранее. Возможно, мы одержим победу или, наоборот, потерпим поражение; быть может, Западная цивилизация вновь восстанет, как феникс из пепла, и будет заново построена на фундаменте, сохраняемом нами втайне.

Сейчас не время для побега! Сейчас время проявления твердости, свидетельства об Истине

А еще возможно, что мы живем в конце времен и наблюдаемые перемены – не что иное, как апостасия и последнее отступление, предсказанные апостолом Павлом (см.: 2 Фес. 2: 3). Мы не можем знать. Все, что надо решить, это как распорядиться отпущенным нам временем. Нам не надо улетать на гору, как птица, – не время для побега. Сейчас время сражения в битве, время проявления твердости, свидетельства об истине, совершения добрых дел и, возможно, мученичества.

«Когда разрушены основания, что сделает праведник?» Мы можем делать то, что делали всегда: любить, воспевать Господа и служить Ему. «Поднимите головы ваши… когда силы небесные поколеблются… Потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 26–28).

29 января 2020 г.

[1] Секуляризм (от англ. secular – светский) – мировоззрение (образ жизни), в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой.

[2] В оригинале использовано выражение «to live in ivory towers», буквально означающее «жить в башнях из слоновой кости». Первоначальное выражение восходит к Песни Песней: «Шея твоя – как столп из слоновой кости» (7: 5), – как метафора красоты и непорочности. Современная же идиома «жить в башне из слоновой кости» означает жить в нереальном, выдуманном мире, отгородиться от повседневной жизни, избегать общества. Это также буквальный перевод с французского «tour d’ivoire». Французский литературный критик Сент-Бёв впервые использовал это выражение в 1837 г., описывая поэта Альфреда де Виньи, который работал в башне и считал, что одиночество – это неизбежный удел гения.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-5 Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Вместе с тем есть и еще причина, которая уничтожает силу их напа­дения. Какая же? «Что», говорит, «Ты совершил, то они разрушили». Смысл слов его следующий: они нападают и ведут войну с Тобою, нарушая Твой закон и Твои повеления. Под­линно, они усиливаются разрушить Твои заповеди, и при том совершенные. Или это говорит пророк, или то, что они преступ­ники закона. Не малое доказательство их слабости – и в том, что они выходят на войну, не сохранив Твоих заповедей. По­тому они и воюют против правых и строят козни, что не слу­шаются Твоих повелений. Раскрыв слабость врагов, и показав ее не в том, в чем показывают другие, (так как не сказал, что они не имеют ни денег, ни крепостей, ни союзников, ни городов, ни искусства в войне, но, оставив и презрев все это, как ничего не зна­чащее, сказал, что они беззаконники, что нападают на людей, не сделавших им никакого зла, что они нарушают заповеди Божии), – пророк говорит потом о вооружении праведных, раскрывая и отсюда легкость победы их над врагами. Так точно и мы должны различать сильное и слабое, и не того осо­бенно бояться, чего боятся люди достойные осмеяния. В самом деле, что говорят? Такой-то жесток, коварен, имеет много денег и великую власть. Но поэтому особенно я и смеюсь над ним: все это – виды слабости. Но он, скажешь, умеет строить козни? В этом ты открываешь мне новый вид слабости. Почему же многие из таких людей побеждают? Потому что ты не умеешь хорошо сражаться с ними, потому что ты сам домогаешься того же, что делает их слабыми, – славы и власти. Избегай этой причины вражды, поражай противников иначе: гордого – смирением, корыстолюбивого – нестяжательностью, невоздержного – воздержанием, завистливого – дружелюбием, и ты легко победишь их. Раскрыв, как я выше сказал, слабость противников, смотри, как он изображает и вооружение правед­ника. «Праведник», говорит, «что сделал»? Т.е. когда враги так приготовились, ты спрашиваешь: как вооружился праведник? Послушай. «Господь — на небе престол Его, очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих». Видишь ли, как кратко он выразил за­щиту его? Ты спрашиваешь: что он сделал? Прибег к Богу, живущему на небе, существующему везде. Он не натянул лука, не приготовил колчана, как враги его, не расположился во мраке, но оставив все это, оградился против всего надеждою на Бога и противопоставил им Того, Кто не имеет нужды ни в чем подобном, ни во времени, ни в месте, ни в оружии, ни в деньгах, но одним мановением совершает все. Видишь ли защиту его, непобедимую, быструю и легкую? «Очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу». Другой переводчик (Акила) говорит: очи его иссле­дуют. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): Господь, праведный испытатель. Четвертый (Акила): праведного испытывает и нечестивого, и лю­бящего неправду возненавидела душа Его. «Любящий неправду ненавидит свою душу». Видишь ли готового По­мощника, благонадежного Защитника, Который везде присут­ствует, все видит, за всем наблюдает, Которому особенно свойственно промышлять и пещись, – хотя бы никто не просил Его, – препятствовать обижающим, помогать обижаемым, возда­вать одним награды за добродетели, а другим назначать наказания за грехи? Он знает все; очи Его видят всю вселен­ную; и не только знает, но и желает исправить все. Потому в другом месте, выражая тоже самое, пророк и называет Его «праведным». Если же Он праведен, то Он не ста­нет только смотреть на такие дела. Он отвращается нечести­вых, одобряет праведных. Далее, раскрывая и здесь тоже, о чем он говорил в предыдущем псалме, т.е., что порок сам по себе может достаточно наказать грешников, прибав­ляет: «любящий неправду ненавидит свою душу». Порок проти­вен душе, враждебен и гибелен, так что порочный еще прежде наказания уже испытывает наказание. Видишь ли, как враги оказываются со всех сторон удобоуловимыми, если и праведник имеет такого Помощника, и они побеждаются тем самым собственным оружием, которым защищаются, причиняя вред и погибель сами себе? Видишь ли легкость этой помощи? Не нужно ни идти куда-нибудь, ни бежать, ни тратить имуще­ства, потому что Бог присутствует везде и видит все.

Беседы на псалмы. На псалом 10.

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на книгу Иова – Глава 41 – профессор Александр Павлович Лопухин
  3. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  4. Толкование на Псалмы – епископ Палладий (Пьянков)
  5. Толковая Псалтирь – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  6. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 10 – протоиерей Григорий Разумовский
  7. Беседы на Псалмы – святитель Иоанн Златоуст
  8. Беседы на псалмы – святитель Василий Великий
  9. Толкование на Деяния святых Апостолов – Глава первая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Толкование на Псалтирь 10:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 10:3 / Пс 10:3

Афанасий Великий (

Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори

Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, то есть, враг вовлек в тление человека, созданного для нетления. Или, враги на мне спешат разорить дела Твои. Ибо кого помазал Ты Царем, того стараются обратить в ничто, вооружаясь против Твоего приговора. И делают это, истребив в себе правые от природы понятия, какие Ты совершил в них. Праведник же что сотвори? Хотя так поступили враги, но Господь, Которому храм — небо, подвергнув испытанию праведных и нечестивых, одним разделяет блага, а других отсылает на вечные мученья. Господь во храме святем Своем.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (

Ст. 3−5 Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

Вместе с тем есть и еще причина, которая уничтожает силу их напа­дения. Какая же? «Что», говорит, «Ты совершил, то они разрушили». Смысл слов его следующий: они нападают и ведут войну с Тобою, нарушая Твой закон и Твои повеления. Под­линно, они усиливаются разрушить Твои заповеди, и при том совершенные. Или это говорит пророк, или то, что они преступ­ники закона. Не малое доказательство их слабости — и в том, что они выходят на войну, не сохранив Твоих заповедей. По­тому они и воюют против правых и строят козни, что не слу­шаются Твоих повелений. Раскрыв слабость врагов, и показав ее не в том, в чем показывают другие, (так как не сказал, что они не имеют ни денег, ни крепостей, ни союзников, ни городов, ни искусства в войне, но, оставив и презрев все это, как ничего не зна­чащее, сказал, что они беззаконники, что нападают на людей, не сделавших им никакого зла, что они нарушают заповеди Божии), — пророк говорит потом о вооружении праведных, раскрывая и отсюда легкость победы их над врагами. Так точно и мы должны различать сильное и слабое, и не того осо­бенно бояться, чего боятся люди достойные осмеяния. В самом деле, что говорят? Такой-то жесток, коварен, имеет много денег и великую власть. Но поэтому особенно я и смеюсь над ним: все это — виды слабости. Но он, скажешь, умеет строить козни? В этом ты открываешь мне новый вид слабости. Почему же многие из таких людей побеждают? Потому что ты не умеешь хорошо сражаться с ними, потому что ты сам домогаешься того же, что делает их слабыми, — славы и власти. Избегай этой причины вражды, поражай противников иначе: гордого — смирением, корыстолюбивого — нестяжательностью, невоздержного — воздержанием, завистливого — дружелюбием, и ты легко победишь их. Раскрыв, как я выше сказал, слабость противников, смотри, как он изображает и вооружение правед­ника. «Праведник», говорит, «что сделал»? Т.е. когда враги так приготовились, ты спрашиваешь: как вооружился праведник? Послушай. «Господь — на небе престол Его, очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих». Видишь ли, как кратко он выразил за­щиту его? Ты спрашиваешь: что он сделал? Прибег к Богу, живущему на небе, существующему везде. Он не натянул лука, не приготовил колчана, как враги его, не расположился во мраке, но оставив все это, оградился против всего надеждою на Бога и противопоставил им Того, Кто не имеет нужды ни в чем подобном, ни во времени, ни в месте, ни в оружии, ни в деньгах, но одним мановением совершает все. Видишь ли защиту его, непобедимую, быструю и легкую? «Очи Его взирают на нищего, зеницы Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу». Другой переводчик (Акила) говорит: очи его иссле­дуют. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): Господь, праведный испытатель. Четвертый (Акила): праведного испытывает и нечестивого, и лю­бящего неправду возненавидела душа Его. «Любящий неправду ненавидит свою душу». Видишь ли готового По­мощника, благонадежного Защитника, Который везде присут­ствует, все видит, за всем наблюдает, Которому особенно свойственно промышлять и пещись, — хотя бы никто не просил Его, — препятствовать обижающим, помогать обижаемым, возда­вать одним награды за добродетели, а другим назначать наказания за грехи? Он знает все; очи Его видят всю вселен­ную; и не только знает, но и желает исправить все. Потому в другом месте, выражая тоже самое, пророк и называет Его «праведным». Если же Он праведен, то Он не ста­нет только смотреть на такие дела. Он отвращается нечести­вых, одобряет праведных. Далее, раскрывая и здесь тоже, о чем он говорил в предыдущем псалме, т.е., что порок сам по себе может достаточно наказать грешников, прибав­ляет: «любящий неправду ненавидит свою душу». Порок проти­вен душе, враждебен и гибелен, так что порочный еще прежде наказания уже испытывает наказание. Видишь ли, как враги оказываются со всех сторон удобоуловимыми, если и праведник имеет такого Помощника, и они побеждаются тем самым собственным оружием, которым защищаются, причиняя вред и погибель сами себе? Видишь ли легкость этой помощи? Не нужно ни идти куда-нибудь, ни бежать, ни тратить имуще­ства, потому что Бог присутствует везде и видит все.

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 10.

Феодорит Кирский (386/93−

Ст. 3−5 Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси престол его: очи его на нищаго призираете, вежди его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу

«Зане яже Ты совершиль еси, они разрушиша». А из сего усматриваем, что Пророк слова сии обращает к Богу, как бы в беседе извещая, что у врагов готовы луки и стрелы, и что намерение их в каком-то мраке в безлунную ночь поставить сети и засады. Ибо «мраком (σκοτομὴνη)» назвал неизвестность и скрытность умысла; слово же сие означает безлунную ночь. А правым сердцем наименовал себя Пророк, не с намерением приписать себе высокую добродетель, но по сознанию, что никогда не делал ничего во вред Саулу, напротив же того оказывал ему великое благорасположение. «Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша». Не восхитил я, говорит Давид, царства, но по Твоей благодати приял помазание; они покушаются сокрушить меня, вооружаясь против Твоего определения.

«Праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем». «Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия». «Господь испытает праведнаго и нечестиваго». Они поступают со мною лукаво, но Ты, праведный Судия, возседающий на небесных престолах и являющий присутствие Свое в земном храме, видишь целую вселенную; Тебе и единых вежд у очей достаточно, чтобы дознать все дела человеческия. В точности знаешь поступки и неправедных и праведных, и по делам взвешиваешь воздаяния. Должно же знать, что об очах, веждах, престолах и о всем прочем тому подобном Пророк говорит чувственно, посредством того, что есть у человека, научая людей божественному, и Божиим силам придавая именования членов человеческаго тела.

«Любяй же неправду ненавидит свою душу». Кто любит душу, тот ненавидит неправду; а кто расположен к неправде, тот устрояет гибель душе; потому что навлекает на себя Божий гнев, который так описывает в подробности пророческое слово.

Евфимий Зигабен (

Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори

Зане (ибо) яже Ты совершил ecu, они разрушиша

Это вторая причина упования пророка на Бога. Я и потому еще проникнулся упованием на Бога, как бы так говорит он, что сторонники Саула ниспровергли того, кого Ты, Боже, помазал им в царя. Глагол «совершил» употреблен здесь вместо «поставил» или «воздвиг»; а глагол «разрушиша» вместо «ниспровергли» или «низвергли». Последнее выражение—метафорическое, и метафора эта заимствована от разрушенных страстей. Дерзнувши на подобные поступки, они встретят в Тебе, Боже, грозного судии дел своих, судию, противостать которому они решительно не будут в состоянии. Или же: нечестивые разрушают те законы, которые Ты, Боже, установил; так Ты заповедал, что ни с кем не должно поступать несправедливо, заповедал далее, что никого не должно убивать безвинно: а они между тем поступают совершенно вопреки этим Твоим повелениям, напрасно обижая праведника и замышляя убить невинного.

Праведник же что сотвори

Что же такое сделал праведник, за что его должно бы было подвергать подобному преследованию? Здесь пророк говорит о себе самом, именно, что он не поступал несправедливо с теми, которые готовы причинить ему теперь обиду. Или также быть может пророк предлагает в приведенных словах некоторое наставление о высшем божественном смотрении и промышлении о нас, как бы так рассуждая: что вот Бог, который один собственно может быть назван праведным, которому ненавистна всякая неправда, который один только есть праведный судия, что Он сделал тем, которые совершили столь великие злодеяния. Презрел ли Он их? Нисколько.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Зане яже ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори

«Разрушены основания» — потрясены основы политической и общественной жизни, так как заговорщики не признавали Давида царем, желали его низложения и стремились к установлению нового направления жизни. Что иное, как не бежать, может сделать праведник, т. е. Давид, у которого для борьбы с готовым обнаружиться вооруженным восстанием есть только сознание своей чистоты пред врагами, но никаких внешних средств обороны.

Григорий Разумовский (1883−1967)

Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори

Зане значит: ибо, потому что. Обращаясь к Богу, пророк в словах сего стиха говорит: они, т.е. грешники и враги мои, разрушили (хотя бы в мыслях) или стараются разрушить все то, что Ты совершил чрез меня, на пользу царства Израильского, на пользу народа Твоего. Ты даровал чрез меня победу евреям над филистимлянами, и это было не один раз (1 Цар. 19:5, 23:5; 2 Цар. 21:22), и усмирил этот мятежный народ; но вот филистимляне, узнав о слабом и безрассудном правлении Саула, с прежнею силой угрожают евреям; значит, плоды и благие последствия дарованной победы потеряны для евреев, как бы разрушены безрассудным поведением Саула. Ты, Господи, прославил меня и сделал известным всему еврейскому народу, а Саул и его сообщники не только унижают и преследуют, но и хотят погубить меня. По Твоему избранию и повелению я помазан на царство; значит, не я восхитил царство, но по Твоей благодати принял помазание, а они покушаются сокрушить меня, вооружаясь против Твоего определения: яже Ты совершил ecu, они разрушиша: праведник же что сотвори? Здесь, как и в других местах, Давид называет себя праведником, или невинным, не в общем смысле, а по отношению к Саулу, пред которым был прав.

Источник: Объяснение священной книги псалмов.

Псалом 10

Как поступать с теми, кто несправедливо относится к вам? В чём сила праведника?

В нашей жизни бывают испытания, когда по отношению к нам поступают несправедливо. На работе могут ополчиться против вас коллеги, дома возможны различные ссоры и обиды на нас причём по пустякам.

Одна из причин, если вы достигаете каких-то успехов, у людей это может вызвать зависть. Даже, если вы никому не причинила зла, люди могут враждебно относиться к вам. Как поступать в таких случаях, рассказывает нам псалом 10.

На Давида ополчились враги, а лучшие друзья советуют Давиду укрыться в пустыне, настолько всё было серьёзно, что его близкие друзья советуют спасаться бегством в путыню, но что делает Давид? Он взывает к Богу в молитве, в которой показывает примеры праведника.

Нет здесь злого умысла от Давида, он не говорит о том, что является царём и должен отомстить врагам своим, хотя такую власть имел. В 10 псалме призывает нас к твёрдой вере, упованию на Бога, а те, кто не справедливо на него желает напасть. Давид показал, что те, кто роет яму, сами упадут в неё. Таков исход нечестивых, по отношению к праведным.

Пс.10:1. На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

С первого же стиха читаем: на Господа уповаю, куда мне убегать? Не пустыня, не количество оружия, не крепкие стены, ни что не спасёт, если человек надеется на людей, на богатство, на количество оружия, на здоровье и так далее.

Царь показывает нам, что есть в нашей жизни настоящая надежда, настоящая сила — это вера, упование на Бога.

Пс.10:2. Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

Пс.10:3. Когда разрушены основания, что сделает праведник?

Здесь мы видим, что враги задумали какой-то определённый заговор и вероломно готовы выполнить свой план. Если разрушено основания, что сделает праведник? Бог помазал на царство Давида и если Бог допустит, царство это прервётся. Но, Давид, уповая на Бога тем самым эти основания сохраняет. Враги же поступая несправедливо, идут уже не против Давида, а против самого Бога.

Пс.10:4. Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

В этом сущность преодоления таких трудностей. Не сомневаться, а сохранять твёрдую веру. Бог всё видит и Давид прекрасно это понимал, чтобы не случилось, в дальнейшем всё будет во благо праведнику. Не важно богатый ты или нищий.

Пс.10:5. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

Да, в нашей жизни бывают испытания, искушения, но для праведника это один исход, а нечестивого будет исход другой.

«Господь испытает праведного и нечестивого». Они поступают со мною лукаво, но Ты, праведный Судия, восседающий на небесных престолах и являющий присутствие Свое в земном храме, видишь целую вселенную; Тебе и единых вежд у очей достаточно, чтобы дознать все дела человеческия.

В точности знаешь поступки и неправедных и праведных, и по делам взвешиваешь воздаяния. Должно же знать, что об очах, веждах, престолах и о всем прочем тому подобном Пророк говорит чувственно, посредством того, что есть у человека, научая людей божественному, и Божиим силам придавая. » (Блаженный Феодорит Кирский).

Очень важная мысль: «Любяй же неправду ненавидит свою душу». Здесь говорится о том, что согрешающий сам себе вредит. От своих пороков наказывается. У нас же часто звучит выражение: Бог наказал, за то или за то. Но, на самом деле мы своими грехами поступками наказываем себя.

Например, если человек пьяница, и у него цирроз печени. Это Бог наказал? Нет, конечно, не пил бы и было бы всё хорошо.

Или человек попал тюрьму за что? За то, что сел в пьяном виде за руль и убил другого человека, это разве Бог наказал?

А, допустим, семья страдает от бесплодия, нет детей. Врачи исследовали, сказали всё нормально по той части, дети должны быть, а оказывается там мама и папа наркотики применяют. Вот и не даёт Бог детей.

А человек живущий во, грехе прелюбодеяния, теряет свою семью. Почему? Да потому что он сам себя наказал, жена не стала терпеть его неверность и, в общем, то права. Разве Бог наказал. Что семья разрушилась и дети остались без воспитания отца? Нет, конечно, наши грехи приводят к таким исходам.

Давид предвидел последствия греха, в котором находились его враги, далее мы читаем:

Пс.10:6. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши.

Это прообраз взят из истории Содомы и Гоморры, кто читал Библию, тот помнит. Что произошло с развратными городами. Где описывается последствия греха гомосексуализма, и этот грех сегодня сатанисты пытаются навязать всему миру. Не просто где — то там грешат между собой, а пропагандируют. Для чего? Чтобы государства уничтожать. Разлагать извращённостью, и потом эти города самоуничтожаться. Ведь реально страдает демография в таких извращённых государствах.

Надо помнить эти слова: «а любящий неправду ненавидит свою душу» . Все хотят любви в жизни, уважения, чтобы всё было хорошо. Но, зачем же ты тогда грешишь и делаешь себе плохо? Завидуешь и страдаешь бессонницей, обижаешься и мстишь за себя — уподобляешься своим же врагам и страдаешь. Не посчитаешь ли ты безумцем человека, который взял нож и стал себе наносить раны? Но при этом сам становишься таким же безумцем, когда живёшь в грехах и не совершаешь покаяние.

Заканчивает псалом Царь Давид, чудесными словами в которых есть надежда праведному.

Пс.10:7. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Господь не взирает на лица: не важно беден ты или богат, имеешь высокую должность или низкую, имеешь ты высокую степень учёности или ты ученик. Господь взирает на справедливость, которая должна быть в твоих поступках. Если ты поступаешь справедливо, а по отношению к тебе поступили иначе, то не мсти за себя, всё предай в руки Бога. Этому нас учит царь Давид.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector