0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дорогой Иисуса

Дорогой Иисуса. Капернаум. Город Господа

6 января 2016 22:00

Капернаум (на иврите произносится как Кфар Нахум) – место, где обладая некоей долей воображения, в общем-то нетрудно представить как все могло быть во времена Иисуса.

Храмы, даже построенные на библейских местах, обращены все-таки в сегодняшний день. И переход из первого века нашей эры в день нынешний прост – всего несколько ступенек. Тем более, что большинство храмов в Галилее относительно новые – постройки 19 и 20 веков.

Капернаум же – это раскопанный археологами город (по нынешним меркам совсем крошечный). Но вот они улицы. Вот – дома. Вот — синагога. Вот дом апостола Петра. Здесь Иисус вылечил тещу Петра.

Сюда пришел из Назарета Иисус. Здесь ему было комфортно. Здесь он обрел пятерых своих учеников-апостолов.

Это та самая история, которую можно потрогать. Можно пройтись по узенькой улице путем, которым наверяка шел Он из дома Петра в синагогу, где часто проповедовал.

В археологическом парке Капернаума есть фрагмент колонны, на которой нацарапана надпись: «Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана сделал эту колонну, да благословится он». В Евгангелии от Матфея говорит, что апостолы Иакова и Иоанна были сыновьями человека с фамилией Зеведей. Вернее, были потомками человека с таким именем. Если учитывать переводы Евангелия, в результаты которым имена собственные тоже получали несколько иное звучание, можно предположить, что Бар-Зевида сын Йоханана мог быть тем самым Зеведеем, вернее его потомком, т.к. колонну создавал некто, живший через несколько веков после Апостолов.

Во время Иисуса в Капернауме жило около 500 человек. Крупный населенный пункт. И небедный – мимо проходили-проплывали торговцы, везущие товары с побережья Средиземного моря в Сирию и Малую Азию. Здесь даже была таможня. В общем, не чета Назарету.

Над домом апостола Петра в византийские времена была построена восьмиугольная церковь. Понятно, что во времена османского владычества они пришла в упадок и превратилась в развалины. Нынешний католический храм построен на опорах и как бы прикрывает собой и дом Петра, и византийские руины.

Во 2 веке в Капернауме образовалась одна из первых общин иудее-христиан.

Чудеса

В Капернауме Иисус исцелил сына царедворца, тещу апостола Петра, лежавшего при смерти слугу римского сотника, изгнал нечистого духа из одержимого, очистил прокаженного. Но жители города не приняли Христа, хотя и разрешали ему проповедовать в синагоге (напомню, у иудеев синагога — не храм в понимании христиан, а нечто вроде общинного центра, где молятся, справляют праздники, поют, спорят). Хотя в общем-то и сторонники у Него здесь появились – те самые апостолы.

Но все же город в те времена был больше увлечен торговлей, таможней и прочими утилитарными делами. И тогда Иисус произнес в адрес горожан пророчество: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». И правда – в 749 году он был полностью разрушен землетрясением.

Это место засыпала земля, оно поросло колючей, задиристой травой. В каком-то смысле нам, нынешним жителям планеты, повезло. Больше тысячи лет здешние развалины никто не тревожил. И только археологи в прошлом веке начали раскопки. В результате мы можем видеть Капернаум практически в том виде, в каком он был во времена Иисуса.

Рыбацкая лодка

Еще одна удача археологов (чудо?). Неужели та самая лодка? В Евгангелии это плавсредство упоминается часто и играет важную роль. Помните: «и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском» «И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка» «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его» «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» Из той самой лодки пошел, между прочим.

И вот в 1986 году братья Моше и Юваль Люфан неподалеку от Капернаума обнаружили в иле лодку. Озеро обмелело – и вот он — подарок для пытливых. Правда, еще одна странность (совпадение) — когда они нашли лодку, небо пронзила радуга.

Извлечь из ила деревянную лодку, пролежавшую в нем много веков, дело сложное. Доски очищали кропотливо и осторожно, тут же обрабатывая быстро твердеющей пеной.

Находку сразу же окрестили «Лодкой Иисуса». И есть немало оснований, чтобы считать, что на ней или на очень похожей и построенной в то же время плавал Он. В лодке нашли глиняную посуда (лампаду и кастрюлю). А когда воссоздали облик раскопанного сокровища, выяснилось, что он точно совпадает с картинкой из мозаики, раскопанной в поселения Мигдаль (да-да, родины той самой Марии). Мозаика датируется первым веком.

Интересно, что для постройки и починки лодки использовалось двенадцать пород дерева! Это и ливанский кедр и дуб, а также сосна, рожковое дерево, церсис европейский, платан, сикомор, ива, боярышник, зизифус, лавр, фисташка туполистная.

Параметры «Лодки Иисуса»: 8.2 метра в длину, 2.3 метра в ширину и около 1.25 в высоту.

Я видел ее в музее кибуца Гиносар, где специально под лодку было построено здание, поддерживающее нужный температурный режим.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дорогой Иисуса. Назарет. Благовещение

Если есть хоть малейшая возможность – это надо сделать. Увидеть своими глазами места, где Он жил. Улицы, по которым Он ходил. Дома, куда приходил в гости. Провести ладонью по древним стертым камням, к которым до тебя прикасались десятки тысяч ладоней. Вдохнуть сухой здешний воздух — такой же, каким он был двадцать столетий назад (подробности)

Дорогой Иисуса. Кана. Первое чудо. Ярденит

«В Кане Галилейской положил Иисус начало знамениям, и явил славу Свою».

Кана – небольшое поселок неподалеку от Назарета. Обычные дома из светло-желтого камня. Но это сейчас. Во времена Иисуса все было наоборот. Назарет – небольшая деревушка, Кана – поселение покрупнее (подробности)

Дорогой Иисуса. Галилейское море. Храмы

О жизни Иисуса Христа в Назарете известно не так уж много. А вот о событиях, произошедших в окрестностях Галилейского моря (оно же – озеро Кинерет), Библия повествует достаточно подробно. И это помогает привязать события к местности. А – самое главное — представить, как было на самом деле (подробности)

Православная Жизнь

Церковь Собора Двенадцати Апостолов — православный храм Иерусалимской православной церкви, находится на месте древнего города Капернаум на северном берегу Кинерета (Тивериадского озера).

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов построена в 1980-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной греции. Состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола всегда красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не архологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым, садом с курами, гусями, павлинам и невероятно добрыми собаками. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии. Ворота гостеприимного монастыря открыты почти всегда.

Можно ли считать случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов? Несомненно , Он видел в них своего рода родоначальников Общины Нового Завета, подобно тому как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Христос говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников «судить», то есть возглавлять. Знаменательно, что после измены Иуды апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить число двенадцать.

Здесь Господь любил уединяться, здесь звучали его проповеди,здесь происходили чудеса: исцеление ослабленного,исцеление тещи апостола Петра. Монастыри и храмы начали строить на берегу Кинерета в местах,где жил и проповедовал Иисус,в IV веке.В первой половине YIII века ,во время землятрясения,Капернаум,процветающиц по тем временам,имеющий большую христианскую общину, был полностью разрушен.

В конце XIX века Греческая патриархия купила участок земли на руинах Капернаума для постройки монастыря. Храм 12 апостолов был построен в начале 20-го века ,в 1920 году.С тех пор с небольшими перерывами храм является действующим.

Паломники со всего мира посещают это место. Особенно заметное обновление началось в 90-х годах. Храм был обновлен и расписан греческим художником Константином Дзумакисом.

Интересные факты о Капернауме

Ни один город не производил на меня такого глубокого впечатления, как этот евангельский город с названием Капернаум.

Многих людей интересует, что за город Капернаум и чем он прославился. Капернаум является одним из наиболее почитаемых археологических памятников, расположенных на северо-западном берегу озера Кинерет в Израиле. Всё верующее население Земли считает этот древнейший город — городом Иисуса Христа.

В самом Капернауме, или в его окрестностях, было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед (Мат.9:10 ,17, Мат.15:1 ,20, Мар.9:33 ,50, Иоан.6:22 ,71).

Капернаум во времена Иисуса Христа. Реставрация Art by Balage Balogh

Две тысячи лет назад Капернаум был рыбацким поселком. Население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкой имущественной дифференциации не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом).

Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее.

Капернаум, Кафарнаум ивр. כפר נחום букв. «городок Наума». Хотя название города переводится как «деревня, городок Наума», ни с каким конкретным человеком оно не связано.

Наум – это слово от еврейского Нахум, утешенный. Так что Капернаум – это «дом утешения». В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ (Кафернаум)».

Оливковый пресс в Капернауме времен Иисуса Христа.

Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея

Селение в Капернауме существовало с I века до н.э. по XIII век. Это была бедная еврейская деревня, в которой находилась таможня на торговом пути из Кесарии в Дамаск. Меж жилых домиков из черного базальта стояла белая известняковая синагога. Согласно Евангелиям, здесь проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа.

Читать еще:  В ЦАР убито множество детей, воюющих на стороне "воинов ислама"

Цветная фотография Святой земли 140 — летней давности. Руины Капернаума, древнего рыбацкого поселения, родины нескольких апостолов.

Капернаум римского времени был небольшим, но процветающим городом, стоявшим на важной торговой магистрали (Беф-Сан — Дамаск). Площадь его равна примерно 6 га (300 на 200 м), он вытянут с запада на восток вдоль берега озера.

Во время иудейской войны он (Капернаум) был совершенно разрушен, так что и самое местоположение его сделалось предметом спора между исследователями. Большинство из них отождествляют его с Телл-Хум.

Но не смотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не увероровал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий:

И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов.

Это место засыпала земля, оно поросло колючей, задиристой травой. В каком-то смысле нам, нынешним жителям планеты, повезло. Больше тысячи лет здешние развалины никто не тревожил. И только археологи в прошлом веке начали раскопки. В результате мы можем видеть Капернаум практически в том виде, в каком он был во времена Иисуса.

К V веку в городе проживало около 1500 человек, но в VII веке после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.

Население Капернаума — если быть точным, в Капернауме никто не живет, кроме насельников двух монастырей: католического и православного.

Примерно в VII в. поселение исчезает, заносится песком, затягивается илом, и лишь отдельные его части остаются на поверхности.

В Х!Х веке земли вокруг Капернаума купили у бедуинов католики из францисканского ордена и построили монастырь. При строительстве монастыря обнаружили остатки той самой синагоги. Синагога поражает своими размерами, коринфскими колоннами и белым иерусалимским камнем. Рядом с синагогой видны камни кладки восьмиугольного здания и мозаичный пол, уцелевшие от церкви, которую построили первые христиане на месте дома Симона(апостола Петра).

Здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Яира и сотворил много других чудес. Об исцелении расслабленного в Капернауме говорится в трёх Евангелиях: От Матфея, Марка и Луки. Читайте интересные факты

В Капернауме обнаружены остатки дома Симона Петра, где Христос часто останавливался и исцелял многих людей.

В настоящий момент Капернаум является национальным парком в системе исторически-значимых объектов Государства Израиль. Капернаум состоит из двух частей: западной и восточной. Западная часть принадлежит Кустодии Святой Земли и содержит археологический комплекс, состоящий из остатков стен раскопанных домов, сооружённых из местного вулканического базальта, Белой синагоги и католической церкви Святого Петра, построенной на предполагаемом месте дома апостола Петра. Восточная часть Капернаума принадлежит Иерусалимской православной церкви и содержит монастырь Cвятых Апостолов.


Храм в честь 12 апостолов. Капернаум

Храм Двенадцати апостолов. Капернаум

Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, о котором, как свидетельствует Евангелие, Господь произнес суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23).

От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарем (говорят, ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой сенью, под которой можно укрыться от палящего зноя.

Единственный насельник обители – отец Иринарх (Митас). Он говорит по-русски почти без запинки, только легкий акцент и некоторая несогласованность в падежах слов позволяют догадаться, что этот человек не является нашим соотечественником.

Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане I в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провел два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948–1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырех километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией, и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники – сюда приезжать.

В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нем стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стекла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь. То, что вы видите сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооруженного также при Патриархе Дамиане в 1931 году.

Я в этом монастыре с 1991 года. Девять лет жил без питьевой воды, каждый день приходилось ездить за ней на машине в соседнее селение – семь километров туда и семь обратно. Не было канализации. Блага цивилизации здесь появились после 2000 года. Когда отмечался Миллениум, а христиане всего мира праздновали 2000-летие Рождества Христова, Израиль получил много ассигнований от ЮНЕСКО на восстановление исторических объектов. Специальные представители тогда объезжали эти объекты, чтобы определить, что можно сделать. Я попросил о проведении канализационной системы, обеспечении питьевой водой, о новой дороге и строительстве забора вокруг монастыря. Все это было сделано на средства ЮНЕСКО.

Храмовую роспись сделал художник из Северной Греции, из области Македония. Храм начали расписывать в 1995 году. Работы продолжались пять лет, а потом вспыхнула вторая интифада. В это время паломники полностью перестали сюда приезжать, а поскольку все делается только на их пожертвования, не было возможности продолжать работу над росписями. Нынешний год считаю самым лучшим после тех проблем, которые пережили с 2000 года. В этом году мы уже планируем продолжить роспись храма, поместив на стенах сюжеты, связанные с событиями, которые происходили во время земного служения Христа вокруг Галилейского озера и в городе Капернаум.

Уже шесть лет каждую вторую субботу у нас совершается литургия на церковно-славянском языке. Неподалеку, в 20 километрах отсюда, живет русский священник –клирик Иерусалимской Патриархии. Одну субботу он служит у нас, следующую – в Тиверии, где находится другой греческий храм, тоже в честь 12 апостолов. Ночная служба на Рождество Христово проходит в Тиверии, а Пасхальная – здесь. Собирается много народа. В прошлую пасхальную ночь, например, было 600 человек. В основном это местные жители из числа иммигрантов последней волны, приехавшие 12–15 лет назад, – члены смешанных семей, где муж – еврей, а жена – христианка, или наоборот, или оба христиане, приехавшие в Израиль потому, что их предки были иудеями. Конечно, раньше здесь не служили на церковно-славянском, но теперь появилось много нуждающихся в этом. Иммигранты, материально встав на ноги, начинают ощущать потребность в духовной пище и ищут места, где служат на родном языке. Иерусалимская Патриархия думает, как помочь этим людям. Как вы знаете, у нас уже появляются приходы, окормляемые русскоязычными священниками, издается духовная литература на русском языке. Мы понимаем, что люди более молодые могут всю информацию: церковный календарь, молитвы, жития святых – найти в интернете, но остальные по старинке нуждаются в книгах.

В Израиле есть много городов, где 20–30 % населения составляют русскоязычные, и если там есть храмы, то можно проводить службы на церковно-славянском языке. В Тиверии, например, из 60 тысяч населения 20 % – русскоговорящие. В основном это интеллигенция. Там приход состоит примерно из 100 человек, по праздникам бывает больше. Но есть чисто еврейские города, такие как Тель-Авив, как Ашдот, где никогда не было православных храмов. Убежден, что там их надо строить. Я знаю, что наш Патриарх Феофил III принял недавно группу русскоязычных священников. На этой встрече говорилось о том, как организовать русские православные приходы. Думаю, что русская иммигрантская община, которая появилась здесь, в два раза больше чем самая большая арабоговорящая. Это очень важно для нашей Патриархии. Важно то, что выходцы из России, оказавшись в Израиле, находятся под церковным омофором. Думаю, что ваша Церковь, как братская, должна помочь Патриархии здесь поддерживать людей, которые тут живут, помочь удовлетворять их духовные нужды. То, что русских здесь много и с каждым днем становится больше, это очень хорошо.

Евангельские места в Капернауме

Паломнический Центр ИППО «Святая Земля» приглашает посетить Святую Землю (8 дней / 7 ночей). Вылеты каждую пятницу.

«…и оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 13-16; Ис. 9: 1-2).

У Луки и Иоанна (в греческом оригинале) сказано географически определённей и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» – с гор, из Назарета, в низину, на берег – в Капернаум. Пришёл всей семьёй, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин. 2:12). Переселение объяснялось религиозным конфликтом: помните, при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», – жители Назарета в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы.

Капернаум (Кфар-Нахум – «село Наума») в действительности представлял собой небольшой рыбачий посёлок. Но, как подобает городу, был ограждён четырёхугольником городских стен – почти игрушечных: в 1000 шагов длины, 500 ширины. Благодаря положению на границе двух тетрархов – братьев Иродов, Антипы и Филиппа, а тем паче «на пути приморском» римской Via Maris – военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) и Дамаск, в городе была таможня. Таможенную пошлину («мыт») взимал здесь с пересекавших границу «мытарь Матфей», призванный Господом будущий Евангелист. Был в городке и военный блокпост во главе с римским центурионом – тем самым «капернаумским сотником», слугу которого исцелил Иисус.

Читать еще:  Митрополит Псковский Тихон озвучил позицию Русской Православной Церкви по новейшим биотехнологиям

Вследствие небольших размеров, Капернаум в большей своей части раскопан и превращён в археологический музей-заповедник, который содержат францисканцы. Здесь всё, как во времена Спасителя. Узкие улочки с тесными рыбачьими домами из тёмного базальта и синагога – единственное светлое и величественное здание в городе, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка. Она, конечно, на два века «моложе», – воздвигнута в III в., перестроена в V в., – но стоит на месте той, евангельской, в которой учил Иисус, построенной для горожан центурионом («он любит народ наш и построил нам синагогу», – говорили Христу иудейские старейшины Капернаума).

Античные колонны и архитравы, львы, орлы и кентавры в украшавшей стены лепнине (теперь фрагменты её расставлены в качестве экспонатов по аллеям) вперемежку с традиционными иудаистическими символами – семисвечником, виноградной гроздью, колесницей с Ковчегом Завета – типичная картина эллинистического, греко-восточного синтеза. Он отразился и в Евангелиях, написанных по-гречески и пронизанных «арамеизмами» – узнаваемыми приметами живого арамейского языка Спасителя и Его апостолов.

В 1968 году с ювелирной точностью, чтобы не повредить памятника, археологами были заложены шесть стратиграфических траншей внутри и вне синагоги. Оказалось, что она построена на высоком искусственном цоколе. Пропорционально уклону местности глубина фундамента варьируется от 1 до 4 метров. Найденные монеты и фрагменты керамики заставляют датировать здание второй половиной IV в. – временем Юлиана Отступника, поощрявшего, «в пику» христианам, иудейское культовое строительство. Школа (бет-мидраш), занимающая восточную часть комплекса, была пристроена в начале V века.

Внутри две колоннады – нижняя коринфского, верхняя дорического ордера. Двери главного входа обращены по традиции к Иерусалиму, в данном случае – прямо на озеро. Можно представить себе, как великолепно смотрелась она с озера – возвышавшаяся над грудой тёмных домиков, блистающая белизной, – когда возвращались домой с уловом капернаумские рыбаки. И среди них Симон, сын Ионин, брат Андрея Первозванного (впоследствии Пётр – «Камень»). Он жил с семьёй (женой и тёщей) в таком же, как у всех, маленьком доме, неподалёку от синагоги.

. В один из первых Своих дней в Капернауме, в субботу, Иисус «вошел в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1: 21-27).

Это было первое чудо Христа в Капернауме. В тот же день совершилось второе. Продолжим повествование Евангелиста Марка, знавшего многие подробности от апостола Петра, спутником и толмачом которого долгие годы был. Живые воспоминания Петра явственно звучат здесь в рассказе Марка: «Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им» (Мк. 1: 29-31).

«Кажется, Симонова тёща, – остроумно замечает Д. С. Мережковский, – получила бессмертье в Евангелии, как мошка в янтаре нетленная, только потому, что слишком хотелось Петру увековечить первый день Господень в Капернауме, весь до последней черты. Эти-то именно, не нужные никому, никем, кроме очевидца, незапоминаемые чёрточки и внушают нам, может быть, наибольшую веру в историческую подлинность евангельских свидетельств».

И первое, и второе исцеления (бесноватого и Петровой тёщи) Господь совершает в субботу – и никто не решается упрекнуть Его в нарушении запрета делать что-либо в день «покоя». «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих» (Мк. 1: 32-34). Только и ждали солнечного захода, конца субботы, чтобы начать «работу» – носить больных.

Дом Симона Петра сохранился. Конечно, лишь камни фундамента. Древняя церковь, построенная на этом месте в византийское время, в IV–V вв., ровесница «Белой синагоги», свидетельствует о том, что обе религиозные общины, христиане и иудеи, в Капернауме мирно сосуществовали.

Раскопки 1970-х гг. выявили последовательность трёх археологических состояний. К евангельскому времени относится комплекс жилых помещений, один из беднейших в городе, который с самого начала почитался, очевидно, как «Дом апостола Петра». На второй стадии (III–IV вв.) литургические потребности местной христианской общины заставили расширить первоначальную церковь-дом: к ней присоединили атриум с востока и служебные помещения в северной части. Дом был при этом окружён церковной оградой. Тем же периодом (IV в.) датируются знаки и граффити, процарапанные на сохранившихся фрагментах стен. Наконец, в середине V в. над домом была воздвигнута центрическая в плане церковь – два концентрических, один в другом, восьмерика – с пятигранным портиком перед западной дверью.

Над законсервированными остатками францисканцами была построена современная поднятая на высоких сваях церковь-футляр, повторяющая в плане восьмигранники византийского храма и напоминающая, благодаря восьми (в каждом углу) массивным опорам, то ли гигантского ползучего октапода, то ли приземлившуюся «летающую тарелку». Поднявшись по лестнице в эту новоявленную «церковь», вы оказываетесь в лекционном зале с 8-секционным амфитеатром и прямоугольным проёмом в центре, в котором отлично читается вся многослойная археология, описанная выше. С точки зрения лекционно-демонстрационной перед нами – отлично спроектированный музейный комплекс. С точки же зрения церковного-молитвенного настроя весь этот модерн смотрится странно и дико на евангельских руинах.

Третьим евангельским местом в Капернауме, кроме «Белой синагоги» и «Дома апостола Петра», является православный греческий храм во имя Двенадцати апостолов. Его белые стены и алые купола далеко видны на зелёном поле, за пределами францисканского участка. Храм построен, по преданию, на месте дома, где Господь исцелил «расслабленнего» (парализованного).

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои… тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2: 1-5; 11-12).

. В 1871 году Петербургская Академия художеств выдвинула темой дипломной конкурсной работы евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Русская живопись обогатилась в результате двумя замечательными произведениями: картинами И. Е. Репина (золотая медаль 1871 г.) и В. Д. Поленова. В полном соответствии с текстом Евангелия, в тёмную комнату, где лежит при свечах, на белом одре, девушка, убранная уже как покойница, входит с учениками Спаситель и властно берёт её за руку.

Это тоже произошло здесь, в Капернауме. «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива… Когда Он еще говорил сие, приходят и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. Приходит в дом… и видит смятение и плачущих. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит… И, взяв девицу за руку, говорит ей: “талифá куми”, что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати» (Мк. 5: 22-23; 35-42).

Для того чтобы пересказать все чудеса, явленные Господом в Капернауме, понадобилось бы переписать несколько глав Евангелия. Но жители города. Помните, Иисус сказал о Назарете, что «нет пророка в своём отечестве». В Капернауме Пророку тоже не оказалось места. Подводя печальный итог Своей проповеди и сотворённых чудес, Господь горестно вспомнит три города у озера: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись. Но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк. 10: 13-15).

Воскресное слово в неделю 2-ю Великого Поста, свт. Григорий Палама и исцеление Спасителем расслабленного человека в Капернауме

Во вторую неделю Великого поста Церковь празднует память свт. Григория Паламы, великого богослова, исихаста, делателя умной молитвы, созерцателя нетварного света, ревностного защитника православного исихазма перед лицом западного схоластического, рассудочного способа познания и общения с Богом. В этот же день Церковь предлагает нам Евангельское повествование об исцелении Спасителем расслабленного человека в Капернауме, такое совпадение не случайно, потому как толкование данного эпизода самим Григорием Паламой в одной из своих бесед заставляет нас предать особо важное значение одной из главных христианских добродетелей, а именно постоянному трезвению ума в молитве. Тому внутреннему деланию христианина, которое ревностно защищал Григорий Палама от нападок ученого монаха Варлаама, дерзко сравнивавшего практику умной молитвы, а также созерцание нетварного света с чувственным и соблазнительным бесовидением. Для Варлаама Бог всегда оставался запределен и непознаваем, всякие разговоры о молитвенном чувстве Бога, о его видении, он считал нелепостью, плодом человеческого воображения и мечтательности. Прекрасно выражено в одном из писем одним современным афонским старцем западное понимание умного молитвенного общения с Богом, которое защищал Варлаам, в его сравнении с православным опытом умного делания: «Католики называют умной молитвою мысленные обращения к Богу без выражения их словом, а также размышления о Боге и божественном. Мы же под умною молитвою разумеем стояние ума в сердце пред Богом, могущее сопровождаться чувством благодарности, славословия или страха — прошения, покаяния. Но всякие размышления, умствования ума оставляются. А ум стоит вниманием в сердце и следит за его состоянием, за тем, что в нем делается; видит при этом подступающего врага и острым мечом молитвы или как пламенем отражает их именем Господа Иисуса». Хочется отметить, что данное различие в молитвенном делании не является плодом только внешней принадлежности христианина к католичеству или православию, ибо и в среде православных встречается молитвенное общение с Богом, подобно западному. Причина этому явлению — болезнь нашего ума, поразившая человечество с момента грехопадения Адама. «Ибо того и домогался враг, — пишет Макарий Великий, — чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей». Будучи православным, можно также, подобно западным христианам, не признавая болезни собственного ума, довольствоваться исполнением внешних правил, уставов, чтением разнообразной духовной литературы, рассеянной не продолжительной молитвой, при этом думая о себе, что живешь полноценной духовной жизнью.

Читать еще:  Владимир Легойда: Духовное братство Украинской и Русской Церквей — сегодня главное, что связывает народы России и Украины

Как порой нам тяжело из-за собственного самомнения, или внутреннего страха перед открывающейся нам реальностью, признаться себе, что ты не хозяин собственного ума и сердца, что они находятся под властью демонов и твоих страстей. «Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом — пишет Симеон Новый Богослов. — Первый грех, грех умом, есть причина и всех тех грехов, в каких грешат словом и делом, ибо не ум заканчивает грех, а слово и дело заканчивают, что изобретает ум. Итак, из этих трех, чему прежде и более всего необходимо быть уврачевану от Христа? Очевидно, первому, то есть уму… Потщимся же прежде всего исправить ум свой, чтоб он стоял (трезвенно в себе), когда молимся или читаем и изучаем Божественные Писания. Ибо если не исправим ума, все другое тщетно, и душа наша никакого не восприемлет преуспеяния… Итак, сколько сил есть, надлежит нам подвизаться, да освятится Христом ум наш, восприяв благодать Святого Духа. Для этого одного Христос, будучи Бог, соделался человеком, для этого распялся, умер и воскрес. Впрочем, и каждому, по мере исправления ума его, дается мера ведения или познания как самого себя, так и Бога, то есть насколько исправляется, освящается и просвещается ум каждого, настолько он познает себя самого и Бога».

Ведь когда ум не исцелен у христианина, Бог для него остается непознаваемым, Бог Троица воспринимается больше как безликая сущность, Лица Святой Троицы, Отец, Сын и Святой Дух остаются закрытыми для живого личностного общения с Ними, молитвенное созерцание заменяется рассудочным знанием о Боге, духовная жизнь в лучшем случае становится исполнением внешних предписаний, участие в Таинствах становится обыденностью и теряет остроту ощущения соединяющегося с нами Живой Личности Христа. Не исцелив свой ум и не получив от Бога в дар умного чувства для духовного делания, христианин пребывает духовно в расслабленном состоянии, находясь лишь на поверхности своего знания о себе и об окружающем мире, пребывая целиком в мире видимых вещей и наслаждений, он не проникает молитвой в собственное сердце, к хранилищу помыслов своей души, из которого по слову Спасителя исходит то, что оскверняет человека, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — и это оскверняет человека (Матф. 15:18-20)». Не зная своей внутренней духовной природы, не различая состояния своей души, довольствуясь внешним телесным здравием, рассудочным знанием о духовном, человек может считать себя полноценным и здоровым, подобно тем, которые, не видя своей раковой опухоли, полагают, что они в порядке.

Читая толкование Григория Паламы на Евангельское чтение об исцелении расслабленного из Капернаума, еще раз убеждаешься, что человек двойственен по природе, и в этой двойственности одновременно уживаются здравие и болезнь, знание и незнание, слепота и зрение. Грехом нарушена первоначальная Богом данная простота и целостность в человеке, он может быть расслаблен телом и телесными чувствами, но не расслаблен умом и душой, ищущей и стремящейся к Богу, и наоборот, человек может иметь сильное и здоровое тело, здравый рассудок, но расслабленный и помраченный грехом ум и душу, лишенные духовного чувства, не видящие и не стремящиеся к Богу. «Без духовного чувства – пишет Григорий Синаит, — невозможно в чувстве вкусить сладости божественных вещей. Ибо как притупивший чувства делает их неспособными ощущать окружающий его мир, не видит, не слышит, не обоняет, будучи совсем разслаблен, или лучше полумертв: так и страстями умертвивший естественныя силы душевныя, соделовает их безчувственными к действу и причастию таинств Духа. Ибо духовно не видящий, не слышащий и не ощущающий мертв есть духом: ибо не живет в нем Христос, и сам он не движется и не действует во Христе».

Описанная выше двойственность раскрывается в сегодняшнем Евангелии на примере фарисеев и человека, по толкованию Григория Паламы, расслабленного телом, но не умом, стремящимся к Богу: «Через [несколько] дней опять пришел Он (Христос) в Капернаум – говорится в Евангелии от Марка; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».

Вот как Григорий Палама толкует этот эпизод с расслабленным: «сей расслабленный тут присутствовал и был господином своего разума, хотя телом и был расслабленный. Посему мне представляется, что именно больше на основании его благой надежды и его веры пустила корни вера и у принесших его и ободрила их придти, и убеждаемых сим расслабленным, принести и вынести на кровлю и оттуда опустить его пред Господом. Потому что не против его воли они это сделали, и расслабленность параличного не была расслабленностью его разума, но он, справедливее сказать, очевидным образом был выше того, что омрачает и препятствует вере».

Далее Евангелие повествует: «Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк.2:1-13). Иная двойственность человеческой природы, противоположная состоянию расслабленного, показана на примере фарисеев и законников; казалось бы, их здравый рассудок и тело внешне говорят нам о здравии и целостности их как разумных Божьих созданий, но ослепленный собственным книжным знанием, притупившийся в простоте веры болезненный ум, лишенный духовного чувства, о котором говорилось выше по Григорию Синаиту, сохранял бесчувственной их душу, их внутреннего человека, вблизи с Вочеловечившимся Богом, и находясь в таком плачевном духовном состоянии, они видя не видели, и слыша не слышали, и не исповедовали Христа Богом, тем самым внешне выглядя здоровыми, внутренне болели параличом (расслабленностью) собственной души. О них Григорий Палама говорит следующее: «Господь, воистину, всем вообще и не обращаясь ни к кому в частности, говорил слово покаяния, Евангелие спасения, словеса вечной жизни, — и, действительно, все слушали, но не все послушались. Ибо все мы — любители послушать и посмотреть, но не все — любители добродетели. посему и многие не только с удовольствием слушают священное учение, но и внимательно изучают положения и уставы, чтобы ни у кого не было неясности относительно понимания в области мышления. Но чтобы привести эти положения в дело или на основании их сделать совершенную веру плодоносной, для этого необходимы благоразумие и благое произволение, которые нелегко найти, и особенно у тех, которые сами себя оправдывают и в своих очах представляются мудрыми; вот такого сорта людьми были книжники и фарисеи иудейские. Посему постоянно они слушали слово и, видя совершаемые знамения, более хулили, нежели восхваляли Того, Который благодетельствовал и делами и словами… в том – то и заблуждение и безумие фарисеев, что они считали Христа за простого человека и не видели в Нем Всемогущего Бога».

Когда святые отцы в своих писаниях говорят об обожении, о соединении человека с Богом, они полагают начало этого блаженного единения в трезвении ума в молитве, добродетель трезвения постепенно исцеляет наш помраченный грехом ум, дарует ему духовное чувство, открывает духовное зрение раньше незнакомое рожденному во грехе человеку, благодаря которому он начинает чувствовать Бога, видеть страстные помыслы, исходящие из сердца, наблюдать за приближающимся к нему невидимым врагом, созерцать нетварный свет, переживать различные духовные состояния. «Если душа прозрит, по слову сказавшего: открый очи мои (Псал. 118:18): — пишет Макарий Великий, — то во век не будет уже слепотствовать, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Посему, уверуем во Христа и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре совершил в нас истинную цельбу. Ибо обетовал дать Духа Святаго просящим у Него (Лук. 11:13), отверзть дверь ударяющим в нее и обрестися ищущим Его (Мф. 7:7). И неложен, Иже обетова (Тит. 1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector