0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легитимизация раскола на Украине рассечет на части все тело мирового православия

Легитимизация раскола на Украине рассечет на части все тело мирового православия

В течение двух месяцев не утихает дискуссия вокруг перспектив создания на Украине так называемой Единой поместной церкви — проекта, инициированного президентом этой страны Петром Порошенко, который был поддержан политиками-националистами и представителями раскола. Различные аспекты происходящего в интервью порталу «Интерфакс-Религия» прокомментировал председатель Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Тема украинской автокефалии — по-прежнему одна из самых обсуждаемых. 1 июня закончилось очередное заседание Синода Константинопольской Церкви. Ожидалось, что на нем рассмотрят вопрос предоставления Украине автокефалии. Тем не менее никаких решений на эту тему не было опубликовано. Чем Вы могли бы это объяснить?

— Статус автокефалии означает независимость Церкви в самоуправлении. В соответствии с общепринятыми нормами церковно-канонического права она дается уже существующей канонической Церкви, а не стране или государству. На Украине есть только одна поместная Церковь, признанная мировым Православием, это Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Она ни у кого не просила автокефалии, она и без того независима в своем управлении.

Поддержка канонического епископата церковным народом видна по фотографиям ежегодных крестных ходов в День Крещения Руси: десятки, сотни тысяч людей на улице во главе со своими епископами. И это после четырех лет крайне агрессивной информационной кампании на Украине против канонической Церкви.

Очень странно, что судьбу Православной Церкви на Украине пытаются определять, ориентируясь не на мнение ее чад, составляющих большинство православных верующих страны, а на желания меньшинства — тех, кто ушел из Церкви или никогда к ней не принадлежал.

— В день празднования своего тезоименитства Патриарх Константинопольский Варфоломей за богослужением в присутствии представителя Русской Церкви сказал: «Когда один из братьев наших характеризуется как раскольник или еретик, а тем более целый многомиллионный народ находится вне канонической Церкви, тогда мы призываемся незамедлительно к духовному пробуждению и апостольскому бодрствованию… Матерь-Церковь исполняет свой апостольский долг, когда исследует пути спасения наших братьев украинцев и македонцев. Наш долг и наша ответственность — привести все народы к Истине и церковной каноничности». Как Вы можете прокомментировать эти слова?

— Не буду касаться македонской темы, но прокомментирую то, что сказано о народе Украины. Удивительно услышать с церковной кафедры, что на Украине якобы целый многомиллионный народ находится вне церковной истины и каноничности, а потому нуждается в срочном вмешательстве извне. А как же Украинская Православная Церковь, у которой более 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, миллионы верующих во всех частях Украины? Та Церковь, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий. В 2016 году на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей Патриарх Варфоломей публично приветствовал митрополита Онуфрия, назвав его «единственным каноническим иерархом Православной Церкви на Украине, разумеется, со всеми подчиненными ему остальными святыми архиереями».

Вне общения с Церковью находится не народ Украины, а украинские раскольники. Но раскол — это политический проект, возникший в 1990-е годы. Возможность преодолеть раскол всегда была и остается. Не далее как в декабре 2017 года бывший Киевский митрополит Филарет написал письмо Патриарху Кириллу и всему епископату Русской Церкви с призывом к примирению. Но на следующий же день кто-то его одернул, и он дезавуировал все, что сказал в своем письме. Кому-то на Украине, очевидно, невыгодно церковное примирение каноническим путем — наоборот, нужна легитимизация раскола.

— Недавно на 5-м канале украинского телевидения один архимандрит заявил, что томос об автокефалии УПЦ уже написан в Константинополе, и сочинил его некий «гениальный канонист», профессор Афинского университета, который пишет «абсолютно совершенные» тексты. Так ли это?

— Нам ничего о таком томосе не известно. Томос — это официальный церковный документ. Он дается канонически признанной Поместной Православной Церкви, у которой есть своя каноническая иерархия, свой Предстоятель, и в ответ на ее прошение.

В нашем случае единственный канонический Предстоятель на территории Украины — это митрополит Онуфрий. Он и его епископат за томосом не обращались. Кому же будет вручен этот томос, написанный «гениальным канонистом»? Бывшему митрополиту Филарету Денисенко? Но он лишен сана и отлучен от Церкви, что признано всеми Поместными Церквами. В том числе и Патриарх Варфоломей в письме от 1992 года так комментировал осуждение бывшего митрополита Филарета: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

В истории Церкви еще не было томосов «на предъявителя» — to whom it may concern. Ни один добросовестный канонист еще не сочинял подобных текстов, и ни один Предстоятель не подписывал.

— Но украинские политики обещают «создать» новую «Единую поместную церковь» со своей главой и иерархией? Следовательно, у томоса может оказаться адресат…

— В одном городе может быть только один православный епископ, у одной поместной Церкви — только один Предстоятель и одна иерархия: это один из фундаментальных принципов православного канонического права. Создание «параллельной» иерархии на территории уже существующей Церкви стало бы грубым каноническим нарушением, масштабной аномалией, подрывающей вековые принципы церковно-административного управления во всем мире.

Можно сделать вид, будто Украинской Православной Церкви никогда не существовало: вычеркнуть ее из учебников церковной истории, переписать заново акт передачи Киевской митрополии 1686 года, закрыть глаза на каноничность и общепризнанность иерархов, с которыми вместе молились, создать фиктивную церковно-административную структуру с пустыми храмами. Возможно, кто-то на Украине был бы этому рад. В Украинской греко-католической церкви уже прямо заявляют, что создание «Единой поместной церкви» — это первый шаг к «возвращению» православных Украины в унию.

Читать еще:  Одними таблетками душу не вылечишь

Но я не думаю, что двенадцать тысяч общин, тысячи священнослужителей и монахов, сотни монастырей Украинской Православной Церкви согласятся с попыткой решить их судьбу у них за спиной. Мне кажется, их слишком торопятся списать в историю.

И еще: думаю, что мнение других Поместных Церквей и их общий, соборный авторитет в этом вопросе недооценивается.

— Вы говорите о мнении других Поместных Церквей, но ведь общих договоренностей по вопросу о предоставлении автокефалии не было? Значит ли это, что Константинополь может считать себя вправе действовать по своему усмотрению, как и раньше?

— Межправославные договоренности по вопросу предоставления автокефалии есть. Мне удивительно слышать, будто их не было. Документ «Автокефалия и способ ее провозглашения» был разработан и одобрен на Межправославной подготовительной комиссии, заседавшей в ноябре 1993 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези. Все Поместные Церкви — и Константинопольская, и Русская в том числе — подписали его еще 25 лет назад.

В документе четко и подробно обозначены два главных аспекта. Во-первых, автокефалия предоставляется той или иной части Поместной Церкви с согласия данной кириархальной Церкви — то есть Церкви, к которой сейчас относится данная церковная область. Во-вторых, автокефалия дается при наличии всеправославного консенсуса, в данном случае — с согласия Соборов всех остальных автокефальных Церквей.

Этот документ дорабатывался и был окончательно согласован на Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в декабре 2009 года. На мой взгляд, это образец достижения всеправославного консенсуса: изначально Поместные Церкви имели разные точки зрения по вопросу, но в результате свободных и честных дискуссий сумели прийти к компромиссному решению, которое устраивало все стороны, учитывало все позиции.

Принятый текст скреплен подписями всех участвовавших в заседаниях Православных Церквей. Несогласованными оставались только вопросы, в каком порядке будет подписываться томос об автокефалии, и каким будет содержание этого томоса, то есть вопросы технического характера. Но игнорировать и ниспровергать теперь сам механизм предоставления автокефалии, выработанный всеми Православными Церквами сообща, значит перечеркивать результаты их взаимодействия за последние 25 лет. Такой шаг торпедирует все наши многолетние труды по укреплению всеправославного единства, подрывает авторитет и миссию Православной Церкви во всем мире.

— Некоторые деятели украинского раскола заявляют, что межправославное единство — это фантом, у каждой Церкви — свои геополитические интересы. При всех современных противоречиях между Православными Церквами насколько сейчас реально всеправославное единство?

— Для тех, кто вне Церкви, кто уже в расколе с ней, церковное единство ничего не значит, оно для них действительно фантом, пустой звук. Они готовы подрывать его и дальше ради своих интересов и интересов той или иной политической власти. Но наше единство, единство Православной Церкви во всем мире — реально и несомненно для всех ее верных чад. Это единство любви Христовой, единство веры и познания во Христе, как его называет апостол (Еф. 4:13), и каждый православный христианин постигает его опытно в меру своей духовной жизни.

Уверен, что и в Константинопольской Православной Церкви и во всех остальных Поместных Церквах священноначалие, духовенство и верующие это понимают и чувствуют так же. И наш общий долг сейчас — приложить все усилия, чтобы это единство не было разрушено и чтобы под предлогом уврачевания раскола не возник новый, более глубокий и серьезный раскол, который рассечет на части все тело мирового Православия.

В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше?

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале Znak.com.

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.

Почему церковный раскол связан с Украиной?

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Читать еще:  «Интронизация» Епифания (Думенко) в Киеве: что случилось и что осталось за кадром

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».

Опасность раскола

Решение Константинополя — «беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя», считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимир Легойда. Накануне в разговоре с РБК глава отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Иларион предупреждал: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской православной церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом».

Читать еще:  Рождество Христово становится праздником для всех граждан республики Ирак

«Это будет означать, что Константинопольский патриархат больше не будет главой 300 млн православных, — сказал он. — По крайней мере половина [паствы] не будет признавать его [константинопольского патриарха Варфоломея] в качестве первого среди равных», — объяснял он последствия этого шага в другом интервью.

Как отреагировать на действия Вселенского патриархата, синод РПЦ решит 15 октября на заседании в Минске.

Снятие анафемы с Филарета — это свидетельство раскола, так как Константинополь фактически стал игнорировать решения, которые принимает архиерейский собор РПЦ, считает религиовед Роман Лункин. Эксперт прогнозирует, что теперь РПЦ реализует свои угрозы о прекращении евхаристического общения с Константинополем. Константинополь решил форсировать процесс предоставления автокефалии Украинской церкви, говорит Лункин. «Он создает и легитимизирует те элементы, которые должны войти в единую поместную церковь на Украине, — говорит он. — Теперь, с точки зрения Константинополя, на предстоящий собор поместной церкви соберутся легитимные представители (и избранному главе собора и будет дарован томос. — РБК), тогда как с позиции Москвы это будет неизвестно кто».​

Митрополит Иларион: Создание «единой поместной церкви» Украины рассечет на части все тело мирового православия

Об этом, как пишет «Интерфакс», заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Иларион. Менее 25% украинцев поддерживают создание поместной церкви Порошенко

«Наше единство, единство Православной церкви во всем мире — реально и несомненно для всех ее верных чад. Уверен, что и в Константинопольской православной церкви, и во всех остальных поместных Церквах священноначалие, духовенство и верующие это понимают и чувствуют так же. И наш общий долг сейчас — приложить все усилия, чтобы это единство не было разрушено, и чтобы под предлогом уврачевания раскола не возник новый, более глубокий и серьезный раскол, который рассечет на части все тело мирового православия», — сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в интервью «Интерфакс-Религия».

Для тех же, кто вне Церкви, кто уже в расколе с ней, церковное единство ничего не значит, «оно для них действительно фантом, пустой звук», считает митрополит. «Они готовы подрывать его и дальше ради своих интересов и интересов той или иной политической власти», — отметил он.

Архиерей не согласен с теми, кто считает, будто в православном мире нет консенсуса по вопросу о предоставлении автокефалии, а значит, Константинополь может действовать в «украинском вопросе» по своему усмотрению.

«Межправославные договоренности по вопросу предоставления автокефалии есть. Мне удивительно слышать, будто их не было. Документ «Автокефалия и способ ее провозглашения» был разработан и одобрен на Межправославной подготовительной комиссии, заседавшей в ноябре 1993 года в Православном центре Константинопольского патриархата в Шамбези. Все поместные Церкви — и Константинопольская, и Русская в том числе — подписали его еще 25 лет назад», — напомнил митрополит Иларион.

По его словам, в том документе четко и подробно были обозначены два главных аспекта. Во-первых, автокефалия предоставляется той или иной части поместной Церкви с согласия Патриархата, к которому сейчас относится данная церковная область. Во-вторых, автокефалия дается при согласии Соборов всех остальных автокефальных Церквей, пояснил митрополит.

Этот документ дорабатывался и был окончательно согласован на Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в декабре 2009 года, напомнил он.

«На мой взгляд, это образец достижения всеправославного консенсуса: изначально поместные Церкви имели разные точки зрения по вопросу, но в результате свободных и честных дискуссий сумели прийти к компромиссному решению, которое устраивало все стороны, учитывало все позиции», — сказал митрополит.

По его мнению, «игнорировать и ниспровергать теперь сам механизм предоставления автокефалии, выработанный всеми Православными церквами сообща, значит перечеркивать результаты их взаимодействия за последние 25 лет».

Митрополит Иларион усомнился в том, что 12 тыс. общин, тысячи священнослужителей и монахов, сотни монастырей Украинской православной церкви согласятся с попыткой решить их судьбу у них за спиной. «Мне кажется, их слишком торопятся списать в историю», — сказал он.

  • Теги
  • УПЦ,
  • Украина

«Легитимизация раскола на Украине расколет тело мирового Православия»

Митрополит Иларион выразил надежду, что солидарная позиция Поместных Православных Церквей остановит Фанар

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector