0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В день св

В день св. Татианы Патриарх Кирилл совершил богослужение в храме МГУ

25 января. ПРАВМИР. В день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова, сообщает сайт Московского Патриархата.

В преддверии Патриаршего богослужения в храме был установлен новый иконостас, воссозданный по образцу иконостаса, украшавшего Татьянинскую церковь до революции и уничтоженного в годы гонений.

За Литургией была совершена хиротония архиандрита Игнатия (Румянцева) во епископа Уваровского и Кирсановского (Тамбовская митрополия).

На богослужении присутствовали ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, преподаватели и студенты МГУ, а также глава г. Уварово Тамбовской области А.Ю. Кузнецов и делегация Тамбовской митрополии.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление св. мц. Татиане.

От лица преподавателей и учащихся МГУ и прихожан Татианинского храма протоиерей Владимир Вигилянский преподнес Его Святейшеству собрание аудио- и видеозаписей выдающихся российских исполнителей классической музыки.

Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, В.А. Садовничий охарактеризовал тысячелетнюю историю России как «историю единства общества и Церкви». По словам ректора МГУ, Православная Церковь сыграла ключевую роль в как становлении российского государства, так и в формировании системы отечественного образования и просвещения.

В.А. Садовничий с сожалением констатировал, что в последнее время некоторые группы людей присваивают себе право говорить от имени интеллигенции. «Интеллигенция — это профессура Московского университета, это профессура страны, это ученые, это те, кто любит Россию, — заявил ректор.— Хотел бы от имени интеллигенции сказать, что Ваша роль как Предстоятеля нашей Русской Православной Церкви сегодня значима как никогда».

В.А. Садовничий передал настоятелю университетского храма сертификат на 3 миллиона рублей, которые будут израсходованы на завершение реставрационных работ.

Патриаршая проповедь после Литургии в храме святой мученицы Татианы в Когалыме

9 сентября 2018 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Татианы в Когалыме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в пятнадцатое воскресенье после Троицы, согласно церковному Уставу читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 22:35-46), в котором содержатся очень важные слова. Некто обратился к Спасителю с вопросом, какая заповедь в законе самая главная, — имея в виду, конечно, ветхозаветный закон, который был дан Моисею на горе Синай. И в ответе Господа выражена вся суть закона, данного на горе Синай, содержатся главные принципы человеческой жизни.

Господь говорит, что наибольшая заповедь — это заповедь о любви к Богу, и вторая подобная ей — о любви к ближнему. Мы называем это двуединой заповедью: возлюбить Господа Бога своего и ближнего своего как самого себя.

Очень важно понять — а возможно ли вообще исполнить эту заповедь? Как можно возлюбить Бога, Которого мы не видим? Некоторые даже не верят в то, что Он есть, да и те, кто верит, не каждый день призывают Его имя. Нам кажется, Бог где-то далеко, а как можно любить нечто неведомое, находящееся вне нашего мира? Наверное, есть что-то в нашей жизни, что мешает нам поверить в Бога Живаго, в Того, Кто есть Творец, Источник жизни, Кто пребывает с нами каждое мгновение нашей жизни. Нам мешает то, что в нашем личном опыте нет переживания Бога Живаго.

Преподобный Ефрем Сирин, размышляя, почему люди в большинстве своем не могут в полной мере исполнять эту заповедь, говорит, что человек любит себя, а гордыня изгоняет Бога. В самом деле, о ком мы больше всего заботимся? Да о самих себе! Нам иногда кажется, что мы заботимся больше о других, но это глубочайшее заблуждение. Все, что мы делаем, мы делаем в первую очередь для себя. Есть то, что необходимо делать, без чего нам не прожить, — надо кормить себя, одевать, обувать, обеспечивать свое существование. И Господь не противится такой заботе о самих себе, ведь если бы ее не было, то не существовало бы и рода человеческого, люди бы просто погибли. Но неслучайно Господь говорит, что главная заповедь — возлюби Господа Бога своего и ближнего, как самого себя. Потому что если мы, удовлетворяя свои потребности, перестаем видеть другого человека, то впадаем в грех. Когда только ты сам в центре жизни и все, что ты делаешь, направлено сознательно или несознательно на тебя самого, совершается грех, который изгоняет всякую любовь в сердце человека — и к Богу, и к людям.

Отчего распадаются браки? Оттого, что один из супругов, а иногда и оба, самого себя любит намного больше, чем другого. И если на первых порах все это покрывается физическим влечением друг к другу, то по прошествии времени, когда влечение по естественным законам ослабевает, ослабевает и любовь, потому что нет опыта поставления другого человека в центр своей жизни.

А любить Бога — значит именно Его поставить в центр. Правда, Господь не говорит так прямолинейно: «Поставьте Меня в центр». Даже если бы Он сказал, то вряд ли мы смогли бы в полной мере понять и осуществить Его слова. Но Он говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». То есть если ты самого себя поставляешь в центр жизни и так любишь самого себя, то попробуй и другого, которого ты видишь и, может быть, даже любишь, поставить в центр своей жизни, и если это произойдет, то и Меня ты поставишь в центр жизни.

Вот в чем смысл этой двуединой заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему: через любовь к ближнему у нас открывается возможность знать Бога, верить в Бога и любить Бога.

Размышляя на тему любви к ближнему, преподобный Ефрем Сирин отмечает очень важную особенность нашей психологии, нашего отношения к людям и говорит, что признаком любви к другому человеку является такое состояние души, которое предполагает нашу готовность радоваться его успехам и способностям. Удивительно точное замечание. Можно сколько угодно говорить о любви, но индикатором ее служит простое чувство, есть ли у нас зависть к другому человеку или нет. И если есть зависть, например, у жены к мужу, а у мужа к жене, значит нет любви, значит нужно срочно что-то делать: работать над собой, молиться, идти в храм Божий, причащаться Святых Христовых Таин, сознавая, что зависть есть грех и ее нужно изгонять. Может быть, в полной мере мы неспособны избавиться от зависти к другим людям, но мы должны понижать градус этого чувства в нас, напрягая свой разум, доверяя его слову Божиему, пытаясь радоваться успехам другого человека, вне зависимости от того, представляет этот успех в некой перспективе риск для тебя или нет. Если ты чистосердечно начинаешь радоваться тому, что дарования, данные другому человеку, он раскрывает, никогда не мешай ему, и это будет по крайней мере маленький шаг на пути к тому, чтобы понять, что мы просто любим других людей.

А что же произойдет, если любовь к другому человеку станет нормой нашей жизни? Да все изменится! Никакой преступности, никаких замков на входных дверях, никакого страха, что тебя кто-то обидит! Это же принципиально иная жизнь! Некие утописты считали, что такое общество можно построить исключительно законодательными средствами, но они глубоко ошибались. Никакими законами невозможно ограничить человеческую гордыню, зависть, все то, что из этих чувств проистекает. Есть только одно средство по-настоящему изменить жизнь к лучшему — это исполнять заповедь Божию о любви к Богу и о любви к ближним своим.

Если мы поймем, что эта заповедь — не просто религиозное предписание, но основной закон жизни, то многое изменится. Давайте постараемся, в первую очередь в наших семейных отношениях, по-новому посмотреть на мужа или на жену, на детей и родителей, а затем и на соседей, коллег, с которыми трудишься. Может быть, этот иной взгляд поможет изменить наше отношение к людям в целом.

Чтобы жизнь была счастливой, чтобы в сердце были мир и радость, чтобы эти чувства проистекали вовне, мы должны сделать две великие Божии заповеди основой своего бытия. Обо всем этом и учит нас сегодняшнее Евангельское чтение — о самом главном, что открывает для человека двери счастливой, мирной и спокойной жизни.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученицы Татианы после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы

25 января 2015 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые руководители высших учебных заведений, дорогие профессора, преподаватели и студенты! Братья и сестры!

Читать еще:  «А если Я хочу видеть тебя таким?»

Сегодня, в день памяти святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, мы впервые проводим богослужение в Храме Христа Спасителя с тем, чтобы учащиеся различных вузов Москвы, и не только Москвы, могли бы вместе помолиться в этом главном храме нашей Церкви.

Я рад видеть тысячи и тысячи студентов, наших добровольцев, а также профессоров, преподавателей, которые сегодня молились в этом храме вместе с Патриархом, епископатом и с теми священнослужителями, которые закончили московские вузы.

Сегодняшний день памяти святой мученицы Татианы совпадает с воскресением, которое на языке церковного устава именуется Неделей о Закхее. С этой недели в богослужебные тексты включаются темы, связанные с Великим постом, и читается Евангелие об истории мытаря, то есть сборщика податей, человека, который собирал деньги у своих единоплеменников, чтобы передать их в качестве дани оккупантам, римской администрации. Как в таких случаях бывает, у людей, получавших в свои руки большие средства, возникал соблазн часть этих средств положить в свой карман, а потому они и возлагали на народ свой бремена неудобоносимые. Люди знали о том, что эти сборщики податей не только в каком-то смысле выступали против своего народа, поддерживая экономическую мощь Рима, но также и обманывали своих единоплеменников, обогащаясь за их счет. Потому слово «мытарь» было синонимом бесчестия, лжи, греховности, нечистоты. Мытарей сравнивали с прокаженными. Как тем несчастным больным руку не подавали, так и этим не подавали, но по другой причине.

Что же описывается в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 19:1-10)? Один из этих мытарей по имени Закхей, зная, что Иисус Христос будет проходить через Иерихон (а именно там мытарь жил и работал), почувствовал непреодолимое желание увидеть Его. Захкей был мал ростом, и чтобы увидеть из-за толпы Господа и Спасителя, он влезает на смоковничное, инжирное дерево. Можете представить себе картину, как местный областной чиновник, ответственный за сбор налогов, влезает на столб или на дерево в присутствии тех, с кем он работает и над кем он начальник, чтобы что-то увидеть? Чиновники такого ранга позволить себе подобного не могут, они должны держать свое достоинство. А что же происходит с Закхеем? Он очень хотел увидеть Спасителя. Здесь не только любопытство, но и любознательность, желание глазами своими созерцать Того, Кто совершал дивные чудеса и произносил особенные, значимые для человека слова. И не взирая на то, что, несомненно, подвергнется смеху и осуждению толпы, он влезает на это дерево. И Господь, проходя мимо, говорит Ему: «Закхей, спустись! Я уже сегодня буду в твоем доме». Это уже было совершенно неприлично с точки зрения тогдашних обычаев: мытарям руку не подавали, а Учитель, Чудотворец, вокруг Которого тысячные толпы, говорит, что Он придет в дом этого человека.

И в ответ на это Закхей говорит: «Если кого обидел, вчетверо воздам», отдам имение свое, чтобы тех, кого обидел, удовлетворить. Он не говорит буквально, но смысл таков — чтобы вернуть награбленное, и даже больше. И Господь оправдывает Закхея. Он еще ничего не сделал, ни одной монетки не вернул, но влез не дерево, чтобы увидеть Спасителя и пообещал вернуть награбленное. И Господь оправдывает Закхея.

И мученица Татиана — удивительный персонаж. Совсем молодая девушка, почти девочка, дочь человека, который четырежды избирался римским консулом. Во времена гонения на христиан при Септимии Севере, императоре, который царствовал в середине III века, она подвергается страшным мучениям, потому что кто-то доложил римской администрации, что эта дочь консула ведет себя неправильно, нарушает законы и обычаи, поклоняется Христу, состоит в запрещенной организации. Тогда Татиану повели на допрос и предложили ей принести жертву Аполлону. И Татиана отказывается. А затем начинаются страшные истязания. Девочку ослепляют, выкалывают ей глаза, избивают. Удивительным образом ее мужество так воздействует на гонителей, что некоторые из них открыто исповедуют себя христианами. Эти пытки продолжались трое суток, каждый день приносил новые страдания Татиане и одновременно являл чудеса: то идолы пали силой Божией, то лев, голодный зверь, которому бросили Татиану, чтобы он растерзал ее, подойдя к окровавленной девице, не клыками стал рвать ее плоть, а языком облизывать ее раны. Трое суток страданий и явления особой силы Божией. Наконец, уставшие палачи убили ее отсечением главы.

А есть что-то общее между Закхеем и Татианой? Есть. Если все это перенести в категории нашей жизни, то очень часто наши мысли о Боге, которые вроде бы никак не связаны с течением современной жизни, вдруг порождают некое любопытство, любознательность… И с этой любознательности начинается освоение наук, познание окружающего нас мира. Человек начинает трудный путь, который будет успешен только в том случае, если он будет украшен подвигом. Ведь, наверное, и Татиана начала свой путь ко Христу от любознательности, от желания понять, чем же эта вера отличается от веры других, а привела ее к величайшему подвигу и героизму.

Эти две истории помогают нам понять, что те природные силы, которые вложены Господом в человека, способны подтолкнуть его на великие свершения. Но эти великие свершения берутся только подвигом. А подвиг есть способность человека пожертвовать собой ради высшей идеи, ради веры, ради Божией правды.

Все то, о чем я говорю, сегодня не является очевидной истиной для многих, потому что в течение десятилетий в нашей стране, а если говорить о окружающем нас мире, то и в течение столетий, формировался совершенно иной идеал жизни — никаких подвигов совершать не надо, нужно поступать так, как тебе выгодно. В первую очередь твои усилия должны быть направлены на то, чтобы иметь больше денег, а затем на то, чтобы с умом деньги тратить, получая как можно больше удовольствий и того, что создает комфорт для жизни.

А подвиг, где он? Может быть, он где-то и есть, но он на периферии сознания. И подвиг в современной жизни люди совершают не потому, что они так научены, а потому что Бог в их сердце вложил некий нравственный закон. Иногда даже дурно воспитанные люди, оказавшись лицом к лицу с великой опасностью, становятся способными совершить подвиг. Но для того чтобы людей, готовых совершить подвиг, становилось все больше, для того, чтобы идеал подвига во имя ближних своих, во славу Божию становился общим идеалом, нам нужно чаще вспоминать и Закхея с его любознательностью, и Татиану с ее сверхчеловеческой силой.

Кстати, сверхчеловек — это тоже некий идеал современной цивилизации. Но невозможно стать сверхчеловеком без внутреннего подвига. Никакие тренировки в тренажерных залах не сделают человека способным на подвиг. Никакие выигрыши на популярных теперь шоу, связанных с демонстрацией мышц, не сделают человека способным на подвиг. Эту способность Бог заложил в наше сердце и в нашу душу, в наш разум. И как важно сегодня нам не дать разрушить эту свою внутреннюю силу, подчиняясь ложным, опасным и греховным стереотипам мысли и жизни!

Сегодня верующие люди сталкиваются со многими проблемами и трудностями. Мы живем в мире, где правда переплетена с ложью, где иногда очень честные и порядочные лозунги используются для оправдания зла. Вот и недавно мы были свидетелями трагических событий во Франции, когда были убиты ни в чем не повинные люди. Кто же не ощутит боли в своем сердце от убиения невинных людей? И вместе с этим мы не можем одновременно не сочувствовать и страданию в других местах, где умирает гораздо большее количество ни в чем не виновных людей. В первую очередь я имею в виду землю Донецкую и Луганскую, где сегодня проливается кровь ни в чем не повинных людей. И потому естественное чувство, которое посещает разумного и нормального человека, это стремление противостоять тому, что приводит к этим невинным жертвам, чтобы такого не совершалось более.

Но хитросплетения мира сего даже такие очевидные человеческие чувства, как солидарность с невинными жертвами, вплетают в некую страшную и греховную канву. И как можно было соединить в одном протесте, в одном порыве людей, сострадающих жертвам терроризма с защитой и оправданием страшных кощунств! Думаю, что почти никто, из стоящих в этом храме, не видел опубликованных в известном издании кощунственных карикатур на Господа Бога и Святую Троицу. Эти карикатуры еще более отвратительны и непристойны, чем те, которые вызвали протесты среди мусульман. И поэтому сегодня, говоря «нет» терроризму, убийствам, насилию, мы говорим также «нет» стремлению определенных групп людей издеваться над религиозными чувствами верующих.

Я благодарю Бога, что народ наш не соблазнился на опасные идеи, связанные будто бы с тем, что во имя свободы человеческого выбора можно совершать любое безобразие. Нет, свобода заканчивается там, где начинается человеческое безобразие, где начинается пошлость, где начинается разврат, где начинается разрушение нравственной природы человека. И когда мы сегодня говорим о героизме, мы говорим, в том числе, о способности людей жить своим умом, питаться истоками нравственного чувства и быть в состоянии хранить свою веру и нравственное чувство, защищая своих ближних от угроз, в том числе и связанных с терроризмом. Без этого человек никогда не будет способен совершить подвиг и возвыситься до тех высот, на которых со смирением и, конечно, с улыбкой стояла юная Татиана, бросившая вызов пошлости и жестокости того времени.

Читать еще:  Завершилась онлайн-конференция для церковных социальных служб Юга России

Может казаться, что исторически случайно — но у Бога ничего не случайно — именно этот день стал Днем российского студенчества, с которым я вас всех сердечно и поздравляю. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученицы Татианы после Литургии в домовом храме Московского государственного университета

Аудио

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

То, что императрица Елизавета подписала указ о создании университета в день святой мученицы Татианы, было, по всей вероятности, случайным совпадением. Императрице не могло прийти в голову, что мученица Татиана имеет какое-то особое отношение к вновь создаваемой в Москве высшей школе. Но у Бога ничего не бывает случайным, и мученица Татиана действительно стала любимой святой российского студенчества и покровительницей университета. Почему же это произошло? А потому что она была мученицей, а в основе мученичества, то есть способности умереть за свои убеждения, невзирая даже на страшные страдания, лежит совершаемый человеком подвиг.

Слово «подвиг» связано со словом «движение». А движение может быть беспорядочным, как броуновское движение молекул; может быть сконцентрированным, как движение лучей в лазере; может быть и не столь сконцентрированным, но тем не менее целеустремленным. Что же такое «подвиг», что же такое «подвижник»? Открываем словарь Даля, замечательного нашего ученого-филолога, лингвиста, который сам совершил удивительный подвиг, создав толковый словарь, сохраняющий свою актуальность даже доныне, замечательное произведение и с научной, и с общекультурной точек зрения. В словаре Даля очень ясно сказано, что такое подвижник, — это тот, кто прославился великими и славными делами. То есть не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг. Подвиг происходит только тогда, когда двигающийся совершает добрые дела, великие и славные дела. Вот такой подвиг совершила святая мученица Татьяна — она отдала свою жизнь за веру, за убеждения; она проявила невероятную силу духа, которая потрясла ее гонителей.

У святителя Иоанна Златоуста мы находим интересные слова: «Мы живем, когда гонений уже нет, они закончились. Что же есть сейчас? Гонения прошли, а мученичество осталось. Если во времена гонений мы были мучимы от людей, то сегодня, — послушайте! — мы мучимы от бесов». Как бы ни относились люди к существованию этой темной реальности, святитель Иоанн знал, о чем говорил. Думаю, сегодня его слова звучат особенно актуально. Сейчас никого не мучают, по крайней мере в нашей стране, за убеждения, за веру; мы имеем возможность, и благодарим за это Бога, исповедовать свою веру, открыто совершать богослужения, в том числе Литургию в храме при Московском университете. Но это не снимает темы, которую так ярко высветил святитель Златоуст: мы сегодня мучимы от бесов.

Как расшифровать это послание святителя Иоанна? Можно только следующим образом. Вот общее движение, которым охвачено, я думаю, большинство людей в мире, — так называемый широкий путь. Что собой представляет современный фарватер развития человеческой цивилизации? Мы можем смело сказать, что на этом пути — огромное количество искушений, испытаний, которые человек вынужден проходить, если он хочет сохранить свою целостность, если он не желает раствориться в этой массе молекул, участвующих в общем движении, если он хочет сохранить самого себя и тем более если он хочет сохранить свою веру и свои убеждения. Правильно говорил святитель Иоанн: от бесов гонимы люди, когда нет гонений от людей. И если внимательно присмотреться к этому общему движению, — как много здесь опасных маяков, опасных указателей, опасных энергий, которые нередко увлекают человека, захватывают его душу, его сознание, направляя к ложным целям!

Мы не будем сейчас говорить о том, что происходит сегодня в современном искусстве и во многих других сферах человеческой жизни, Нам не следует никого критиковать, но только настаивать на том, что вертикальное измерение человеческой жизни не должно разрушаться ни при каких обстоятельствах. Иначе не будет того движения и тех подвижников, о которых говорил Даль. Слово «движение» перестанет связываться со словом «подвижник», и ценностная составляющая движения человека по жизненному пути будет потеряна.

Слово «подвиг», как и пример святой мученицы Татианы, должно заставить и студентов, и обучающихся в Московском университете задуматься об очень многом — о смысле жизни, о ее цели, о том, как человек должен встречать трудности, как он должен идти по пути, отстаивая свои убеждения. И особенно задуматься о том, как, несмотря на очень непростые внешние условия, сохранять сегодня веру в то, что подлинным движением является движение к небу.

Вот я и хотел бы пожелать всем, кто трудится в Московском государственном университете, зде начальствующим, учащим, учащимся сохранить этот вектор движения и в своем уме, и в своем сердце. А сохранить значит соотносить все, что мы делаем, с этой системой координат. Куда это делание куда меня ведет — вперед и вверх, или я топчусь на месте, или, захваченный водоворотом событий, обстоятельств и внешних влияний, просто попадаю в губительную воронку, опускаясь вниз, а не возносясь к небу? Пусть Господь всем нам поможет сохранять духовную бдительность, духовные силы для того, чтобы никогда не сбиваться с того жизненного пути, к которому Он нас призывает.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл (Гундяев) освободил протоиерея Максима Козлова от должности настоятеля храма св. Татианы при МГУ

Патриарх Кирилл (Гундяев) освободил протоиерея Максима Козлова, около 20 лет занимавшего должность настоятеля храма св. мученицы Татианы, от этой должности, сообщил 3 сентября официальный сайт храма. По данным сайта, это решение мотивируется необходимостью для о. Максима сосредоточиться на работе заместителем председателя Учебного комитета РПЦ МП.

По сведениям официального сайта, о. Максим сам попросил Патриарха об этом увольнении. Несколько месяцев назад своей должности пресс-секретаря Патриарха лишился второй клирик храма, приход которого считается одним из центров «церковного либерализма» в Москве, протоиерей Владимир Вигилянский. Теперь о. Владимир станет настоятелем Татьянинского храма.

«Уже зная, что уйдет из храма, — пишет сайт храма, — отец Максим развернул сложнейшую работу – замену иконостаса. Еще две недели назад он говорил с амвона, о том, что «нынешний иконостас в главных своих частях будет установлен в нижнем храме. Он был подарен нам приснопамятным протопресвитером Александром Киселевым, с наследниками отца Александра этот вопрос согласован, они понимают, что в верхнем храме будет стоять иконостас исторический, выполненный в том же стиле, что и весь храм. А этому иконостасу даже более соответсвует храм нижний, который больше похож на скромный Нью-Йоркский приход Серафима Саровского, который был расположен не в храмовой, а в обычной постройке»».

Протоиерей Максим Козлов простился с прихожанами храма св. Татианы 2 сентября, после литургии и молебна на начало учебного года. «Патриарх Кирилл определил мне быть настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, — сообщил он. — Вместе со мной в храме Серафима Саровского будут служить священник Александр Стародубцев и диакон Димитрий Каширин, которые сейчас вместе со мной прощаются с Татианинским храмом. Сегодня мы в последний раз служили здесь как штатные клирики этого храма, и отныне будем служить здесь по приглашению настоятеля – протоиерея Владимира Вигилянского».

«Все эти решения, — подчеркнул о. Максим, — состоялись именно потому, что я просил святейшего Патриарха освободить меня от послушания в качестве настоятеля в храме святой мученицы Татианы. Когда мне была определена в качестве церковно-административного труда ответственная должность в Учебном Комитете, я попросил у святейшего несколько месяцев для того, чтобы понять, сочетаема ли она с настоятельским служением именно в этом храме. И, оставаясь честным перед Богом, священноначалием и вами, должен был сказать Патриарху, что это невозможно».

Подводя итоги своего служения, протоиерей Максим Козлов заявил: «Индивидуально есть люди, которые были мною обижены, и я и они об этом знаем. Посему мне хотелось бы сказать очень коротко: к сожалению, я не мог вас научить тому, чего сам не умею. Я не мог вас научить глубокой духовной жизни и настоящей внутренней глубокой молитве. В какой-то момент я даже с некоторой скорбью стал понимать, что очень часто в этот храм людей собирает исключительно обстановка сердечности и душевной теплоты, конечно, помимо того важнейшего, что есть в любом храме.Расставаясь с вами, я бы хотел сказать, что это ни в коем случае не должно быть тем, что собирает вас здесь. Это хорошие вещи: сердечная теплота, человеческая отзывчивость, душевность, вежливость, но Церковь – она не ради этого. Церковь – ради того, чтобы мы спасались во Христе Иисусе, Господе нашем».

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святой мученицы Татианы в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 25. 01. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА

СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства 1 ! Уважаемые руководители высших учебных заведений, дорогие профессора, преподаватели и студенты! Братья и сестры!

Сегодня, в день памяти святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, мы впервые проводим богослужение в Храме Христа Спасителя, с тем чтобы учащиеся различных вузов Москвы, и не только Москвы, могли вместе помолиться в главном храме нашей Церкви.

Я рад видеть тысячи студентов, а также профессоров, преподавателей, которые сегодня молились в этом храме вместе с Патриархом, епископатом и с теми священнослужителями, которые окончили московские вузы.

Сегодняшний день памяти святой мученицы Татианы совпадает с воскресеньем, которое на языке церковного Устава именуется Неделей о Закхее. С этой Недели в богослужебные тексты включаются темы, связанные с Великим постом, и читается Евангелие об истории мытаря, то есть сборщика податей, человека, который собирал деньги у своих единоплеменников, чтобы передать их в качестве дани оккупантам, римской администрации. Как в таких случаях бывает, у людей, получавших в свои руки большие средства, возникал соблазн часть этих средств положить в свой карман, а потому они и возлагали на народ свой бремена неудобоносимые (Лк. 11,46). Люди знали о том, что сборщики податей не только в каком-то смысле выступали против своего

Читать еще:  Христиане-беженцы в Турции находятся в постоянном страхе

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саранский и Мордовский Зиновий; архиепп. Женевский и Западно-Европейский (РПЦЗ) Михаил, Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епп. Выборгский и Приозерский Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Воскресенский Савва, Россошанский и Острогожский Андрей, Городецкий и Ветлужский Августин, Душанбинский и Таджикистанский Питирим, Зарайский Константин.

народа, поддерживая экономическую мощь Рима, но также и обманывали своих единоплеменников, обогащаясь за их счет. Потому слово «мытарь» было синонимом бесчестия, лжи, греховности, нечистоты. Мытарей сравнивали с прокаженными, — как тем несчастным больным руки не подавали, так и этим не подавали, хотя и по другой причине.

О чем же говорится в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 19,1-10)? Один из таких мытарей, по имени Закхей, зная, что Иисус Христос будет проходить через Иерихон (а именно там мытарь жил и работал), почувствовал непреодолимое желание увидеть Его. Захкей был мал ростом, и, чтобы увидеть из-за толпы Господа и Спасителя, он влезает на смоковничное, инжирное дерево. Можете представить себе картину, как местный, допустим, областной чиновник, ответственный за сбор налогов, влезает на столб или на дерево в присутствии тех, с кем он работает и над кем начальствует, чтобы что-то увидеть? Чиновники такого ранга позволить себе подобного не могут, они должны соблюдать свое достоинство. А что же происходит с Закхеем? Он очень хотел увидеть Спасителя. В его поступке не только любопытство, но и любознательность, желание своими глазами созерцать Того, Кто совершал дивные чудеса и произносил особенные, значимые для человека слова. Невзирая на то, что, несомненно, подвергнется осмеянию и осуждению толпы, он влезает на дерево. И Господь, проходя мимо, говорит ему: «Закхей, спустись! Я уже сегодня буду в твоем доме». Это уже было совершенно неприлично с точки зрения обычаев тех времен: мытарям руки не подавали, а Учитель, Чудотворец, вокруг Которого — тысячные толпы, говорит, что Он придет в дом этого человека! И в ответ Закхей говорит: «Если кого. . . обидел, воздам вчетверо, отдам половину имения своего, чтобы тех, кого обидел, удовлетворить». Он не говорит этого буквально, но смысл таков: сделаю все, чтобы вернуть награбленное, и даже больше. И Господь оправдывает Закхея. Он еще ничего не сделал, ни одной монетки не вернул, — только влез на дерево, чтобы увидеть Спасителя, и пообещал вернуть награбленное, но Господь оправдывает его.

И мученица Татиана — удивительный персонаж. Совсем молодая девушка, почти девочка, дочь человека, который трижды избирался римским консулом. Во времена гонения на христиан при Александре Севере, императоре, который царствовал в середине III века, она подвергается страшным мучениям, потому что кто-то доложил римской администрации, что эта дочь консула ведет себя неправильно, нарушает законы и обычаи, поклоняется Христу, состоит в запрещенной

организации. Татиану повели на допрос и предложили ей принести жертву Аполлону, на что девушка ответила отказом. А затем начинаются страшные истязания: девочку ослепляют, выкалывают ей глаза, избивают. Удивительным образом ее мужество так воздействует на гонителей, что некоторые из них открыто исповедуют себя христианами. Пытки продолжались трое суток, каждый день приносил Татиане новые страдания и одновременно являл чудеса: то идолы пали силой Божией, то лев, голодный зверь, которому бросили Татиану на растерзание, подойдя к окровавленной девице, не клыками стал рвать ее плоть, а языком облизывать раны. Трое суток страданий и явления особой силы Божией! Наконец, уставшие палачи убили ее отсечением главы.

Есть что-то общее между Закхеем и Татианой? Часто наши мысли о Боге, которые вроде никак не связаны с течением повседневной жизни, вдруг порождают некое любопытство, любознательность. . . Это та любознательность, с которой начинается освоение наук, познание окружающего нас мира, и человек начинает трудный путь, который будет успешен только в том случае, если будет украшен подвигом. Наверное, и Татиана начала свой путь ко Христу с любознательности, с желания понять, чем же эта вера отличается от веры других; и вера эта привела ее к величайшему подвигу и героизму.

Эти две истории помогают нам понять, что те природные силы, которые вложены Господом в человека, способны подтолкнуть его на великие свершения. Но эти великие свершения достигаются только подвигом. А подвиг есть способность человека пожертвовать собой ради высшей идеи, ради веры, ради Божией правды.

Все то, о чем я говорю, не является сегодня очевидной истиной для многих, потому что в течение десятилетий в нашей стране, — а если говорить об окружающем нас мире, то и в течение столетий, — формировался совершенно иной идеал жизни: мол, никаких подвигов совершать не надо, нужно поступать так, как тебе выгодно. В первую очередь твои усилия должны быть направлены на то, чтобы иметь больше денег, а затем на то, чтобы «с умом» эти деньги тратить, получая как можно больше удовольствий и того, что создает комфорт для жизни.

А где же место подвигу? Может быть, где-то оно и есть, — но на периферии сознания. И подвиг в современной жизни люди совершают не потому, что они так научены, а потому, что Бог вложил в их сердца некий нравственный закон. Иногда даже дурно воспитанные люди, оказавшись лицом к лицу с великой опасностью, становятся

способными совершить подвиг. И для того чтобы людей, готовых совершить подвиг, становилось все больше, чтобы идеал подвига во имя ближних своих, во славу Божию становился общим идеалом, нам нужно чаще вспоминать и Закхея с его любознательностью, и Татиану с ее сверхчеловеческой силой.

Кстати, сверхчеловек — это тоже некий идеал современной цивилизации. Но невозможно стать сверхчеловеком без внутреннего подвига. Никакие тренировки в тренажерных залах не сделают человека способным на подвиг. Никакие выигрыши на популярных теперь шоу, связанных с демонстрацией мышц, не сделают человека способным на подвиг. Эту способность Бог заложил в наше сердце и в нашу душу, в наш разум. И как нам важно сегодня не дать разрушить свою внутреннюю силу, подчиняясь ложным, опасным и греховным стереотипам мысли и жизни!

Сегодня верующие люди сталкиваются со многими проблемами и трудностями. Мы живем в мире, где правда переплетена с ложью, где иногда очень честные лозунги используются для оправдания зла. Вот и недавно мы были свидетелями трагических событий во Франции, когда были убиты ни в чем не повинные люди 1 . Кто же не ощутит боли в своем сердце от убиения невинных людей? И вместе с этим мы не можем одновременно не сочувствовать и страданию в других местах, где умирает гораздо больше ни в чем не виновных людей. Прежде всего я имею в виду землю Донецкую и Луганскую, где сегодня проливается кровь мирных людей. И потому естественное чувство, которое посещает разумного и нормального человека, — это стремление противостоять тому, что приводит к этим невинным жертвам, чтобы такого не совершалось более.

Но хитросплетения мира сего, даже такие очевидные человеческие чувства, как солидарность с невинными жертвами, вплетают в некую страшную и греховную канву. Как можно было соединить в одном протесте, в одном порыве людей, сострадающих жертвам терроризма,

1 В период с 7 по 9 января 2015 г. во Франции произошло несколько террористических актов: 7. 01. 2015 было совершено вооруженное нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo в Париже (12 человек погибли, 11 ранены); 8. 01. 2015 одним из боевиков была застрелена сотрудница полиции в г. Монруж, к югу от Парижа; 9. 01. 2015 произошел вооруженный захват магазина кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже. Всего жертвами январских терактов стали 17 человек: 14 гражданских и 3 полицейских.

с защитой и оправданием страшных кощунств! Думаю, что почти никто из стоящих в этом храме не видел опубликованных в известном издании кощунственных карикатур на Господа Бога и Святую Троицу. Эти карикатуры еще более отвратительны и непристойны, чем те, которые вызвали протесты среди мусульман. И поэтому сегодня, говоря «нет» терроризму, убийствам, насилию, мы говорим также «нет» стремлению определенных групп людей издеваться над религиозными чувствами верующих!

Я благодарю Бога, что народ наш не соблазнился на опасные идеи, связанные с тем, что будто во имя свободы человеческого выбора можно совершать любое безобразие. Нет, свобода заканчивается там, где пошлость, разврат, разрушение нравственной природы человека. И когда мы сегодня говорим о героизме, мы говорим, в частности, и о способности людей жить своим умом, питаться истоками нравственного чувства и быть в состоянии хранить свою веру и нравственность, защищая своих ближних от угроз, связанных, кроме всего прочего, и с терроризмом. Без этого человек никогда не будет способен совершить подвиг и возвыситься до той высоты, на которой со смирением стояла юная Татиана, бросившая вызов пошлости и жестокости того времени.

Может казаться, что исторически случайно, — но у Бога ничего не случайно! — именно этот день стал Днем российского студенчества, с которым я вас всех сердечно и поздравляю! Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector