0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианский форпост на границе с ИГ

Христианский форпост на границе с ИГ

САДАД (Сирия), 1 фев – РИА Новости, Михаил Алаеддин. Террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) регулярно пытается захватить православный городок Садад в сирийской провинции Хомс. Мужское население города организовало свое ополчение и приняло решение вступить с террористами в бой.

Корреспондент РИА Новости посетил город, ставший символом христианского сопротивления, и встретился с мэром, который отказался возвращаться к спокойной жизни в США вместе со своей семьей и встал на защиту родного города вместе с его жителями.

Садад имеет стратегическое и духовное значение

История города началась еще четыре тысячи лет назад, тогда это место было окраиной Финикийских земель. Садад находится всего в 17 километрах от главной транспортной артерии страны – трассы Дамаск-Хомс. Командование армии и все представители ополчения понимают, что, взяв православный городок, террористы могут отрезать столицу от всей страны. До первого нападения в нем проживали 12 тысяч человек. К приходу ИГ там оставалось восемь тысяч. Большинство горожан уезжают на заработки в близлежащий Хомс или за границу.

Встреча с мэром Слейманом аль-Халилем произошла, как и ожидалось, в здании городского совета маленького поселения. Улыбчивый и гостеприимный Слейман пригласил к себе в кабинет и, напоив чаем, рассказал о себе и о причинах, почему Садад, на первый взгляд типичная сирийская деревня, а не город, так важен не только для его жителей, но и для христиан и сирийцев в целом.

Впервые Садад был захвачен террористами из группировки «Джебхат ан-Нусра» в 2013 году. Тогда христиане в Сирии не вмешивались в вооруженный конфликт, думая, что война идет между суннитами и шиитами. О том, что ждет их в будущем, они поняли после нападения исламистов на древний христианский город Маалюля. Там боевики разгромили монастырь и поселение в целом. После та же участь постигла и Садад.

Слейман аль-Халиль, как и многие жители его городка, в начале двухтысячных уехал за границу на заработки. Он прожил девять лет в штате Мичиган в США и стал обеспеченным человеком по сирийским меркам. У мэра две дочери, которые родились в США и получили американское гражданство. Посольство США и сейчас предлагает аль-Халилю и его семье убежать от войны обратно за океан. В 2009 году будущий мэр вернулся в родной городок. Когда началась война, он принял решение остаться на родине вместе с семьей.

Жители поселения выбрали аль-Халиля мэром, несмотря на то, что он член одной из оппозиционных партий. Однако его однопартийцы – представители всех конфессий, живущих в Сирии, встали на сторону правительственной армии с первых дней конфликта. В итоге Слейман стал не просто главой города, но и возглавил сопротивление.

«Я не мог оставить людей, которые доверились мне. Когда пришла «Ан-Нусра», я собрал бойцов из своей партии, и мы вместе с парнями из Садада начали освобождать город — и освободили его. Теперь наша передовая линия в 15 километрах отсюда, рядом с Аль-Карьятейн, которую, даст бог, мы тоже отобьем у ИГ», — рассказывает мэр.

Пока мы осматривали одну из линий обороны ополчения, бойцы рассказали, что перед последней крупной атакой в конце ноября террористы разослали на мобильные телефоны жителей текст, который гласил: «Мы скоро к вам придем. Все мужчины будут убиты, а женщин мы заберем себе в рабство». Многие тогда бежали в большие города, где безопасней. Слейман попросил свою супругу и сына остаться ради сохранения спокойствия населения.

После захвата расположенного в 15 километрах от Садада города Аль-Карьятейн террористы разрушили кладбище, взяли в плен почти три сотни христиан, запретив им покидать пределы города, лишили их всех прав, обрили налысо и обложили неподъемными налогами, запретив при этом заниматься торговлей.

«Наши горожане смотрят на меня и семью. У них появилось строгое убеждение: если жена и сын уезжают, значит, ситуация совсем критическая, а если я надеваю свою военную форму, значит, совсем беда», — продолжает мэр.

В ноябре, перед началом штурма, все ополченцы приняли решение стоять насмерть и не отступать. В той битве погибли девять бойцов из отряда Слеймана и около 30 сирийских солдат. Глава города подчеркнул, что пятеро из них были мусульмане и четверо — христиане.

«Для командования армии Садад стратегически важен, для нас — духовно, это символ христианского сопротивления, к нам на помощь приехали ребята из Камышли и других провинций», — говорит Слейман.

ВКС РФ вернули уверенность

После знакомства мы отправились на огневые позиции. Передовые посты ополчения находятся на высотах в 2-4 километрах от ИГ. Там ведется постоянное наблюдение. На гребне холма, за невысокой стенкой из мешков с песком сидел и грелся на солнце ополченец. Изучал в бинокль передний край противника. По его словам, сильной активности боевиков не наблюдалось. Лишь изредка на огромной скорости со стороны Аль-Карьятейн мчались машины моджахедов в сторону гор – эта «козья тропа» является путем снабжения террористов.

Линией фронта здесь считается железная дорога, проложенная по пустыне. К ней максимально близко подбираются террористы под покровом ночи, обстреливают огневые позиции армии и ополчения и перед рассветом снова скрываются за горизонтом. Днем инициатива переходит на сторону ополчения. Они вычисляют замаскированные позиции террористов и передают координаты армейской артиллерии. Командные пункты и склады с оружием уничтожает российская авиация, они, как правило, находятся в труднодоступной горной местности.

По воспоминаниям мэра, его бойцы к осени почти отчаялись. Им не хватало боеприпасов, террористы были очень близко к Сададу и постоянно обстреливали город из минометов и тяжелой артиллерии. Сил отбросить врага на безопасное расстояние не хватало. Боевики наращивали свои силы для штурма.

Первые удары российской авиации были нанесены по вражеским позициям уже в начале октября. «Мы увидели, как работает российская авиация, и уверенность вернулась в наши души. Это помогло убедить наших союзников в других провинциях прийти к нам на помощь. Боевики были шокированы таким поворотом событий. Мы воспользовались этим и отбили у них Мхин», — говорит Слейман.

Следующая цель ополчения – оккупированный исламистами христианский город Аль-Карьятейн. С холма он виден как на ладони.

Аль-Карьятейн – последний и крупнейший оплот террористов в этой части провинции Хомс, его до сих пор не смогли взять из-за заложников. Террористы обещали убить всех, как только начнется наступление. Сейчас последние христиане освобождены, город пуст. Кто-то смог сбежать, остальных выкупили. Российские самолеты продолжают наносить авиаудары по местам скопления террористов в горах за Аль-Карьятейн. Ополченцы в ожидании приказа о штурме.

Когда турецкие ВВС сбили российский Су-24 на севере, в церквях Садада жители собрались, чтобы отслужить панихиду по погибшему пилоту Олегу Пешкову. Практически каждый житель маленького городка знает имя российского героя.

Во время прогулки по тихим улочкам Садада нельзя было не обратить внимания на музыку, звучавшую из помещения на центральной площади, и не заглянуть внутрь.

В зале царит праздничная атмосфера, играют популярные песни, на столах – сладости и соки. Так ребята провожают своего друга Ямена Саркиза, который скоро уедет в Канаду.

«Мы решили уехать в Канаду, так как положение нестабильное. Там я продолжу учебу, родители будут работать. Но мы не уезжаем навсегда. После учебы и окончания войны мы обязательно вернемся домой. Все мои друзья, которые меня сегодня провожают — тоже семья, к которой я должен вернуться», — рассказывает Ямен.

Сегодня в Сададе на каждом шагу напоминания о войне. На центральной площади — дома с дырками от пуль крупнокалиберного пулемета. На церкви висят портреты погибших горожан.

Читать еще:  Жизнь человека наполняет смыслом, прежде всего, религия

Вечером повсюду играют дети. Юноши ходят за руку с девушками, улыбаются и говорят о планах на будущее. Лишь покореженные танки и автомобили на выезде из городка говорят о том, что боевики всего в нескольких километрах, и если им удастся захватить христианский островок, то он погибнет, а те, кто не смогут убежать, будут обречены жить в рабстве.

Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости «Война в Сирии» >>

Древняя Сирия, которую мы можем потерять

Север Сирии. Алеппо и его окрестности. Монастыри и «мертвые города»

Север Сирии давно стал мультинациональным и многоконфессиональным. Кроме основного мусульманского арабского населения (более 70% жителей) здесь живут армяне (в Алеппо), курды, черкесы (к северу и северо-востоку от Алеппо) и многие другие национальности, исповедующие разные религии. Но сложившееся равновесие было нарушено гражданской войной и вторжением боевиков ИГ, подступивших к Алеппо. Еще в 2012 году атаке подверглись резиденции мелькитского и маронитского архиепископов в Алеппо и сам монастырь Святого Симеона. Боевики захватившими северо-восточную часть города, однако западная часть находилась под контролем правительственных войск. В апреле 2015 года был наполовину разрушен армянский кафедральный собор Сорока мучеников, заложенный еще в XV веке. В настояще время правительственными силами установлен контроль над южной частью города, идут бои за северо-восточную часть Алеппо.

Алеппо

Алеппо считается вторым по значимости городом Сирии, хотя он древнее и больше по площади, чем Дамаск. Уже в III тысячелетии до н.э. под названием Арми он был столицей государства Эбла, а в XVIII–XVII веках до н. э. — столицей аморейского царства Йамхад. В начале III века до н.э. царь Селевк Никатор (бывший телохранитель Александра Македонского) основал здесь греческую колонию, которая называлась Верия. С начала IV века известны епископы Верии (крестивший Андрея Стратилата епископ Нон, обличитель святителя Евстафия Антиохийского епископ Кир и др.). После захвата города арабами в 637 году здесь продолжало жить много христиан. В XVII веке митрополиты Халеба носили титул Католикоса и занимали в Антиохийской Православной Церкви второе место после Патриарха. Антиохийский Патриарх Афанасий III в 1720 году сделал Халеб своей резиденцией, но уже в 1724 году значительная часть общины попала в унию (создав Мелькитскую католическую церковь) и новым центром арабоправославной культуры стал Бейрут.

Алеппо был одним из самых христианских городов Сирии. Еще в начале XX века из 130 тыс. жителей 25 тысяч (20%) составляли христиане (включая 12 тыс. греков и 4 тыс. армян). Во время геноцида армян летом 1915 года многие армяне из Эрзерума были депортированы в Алеппо. К 1922 году количество армян достигло 20 тысяч, а к 1925-му — 60 тысяч. Но после 1946 года значительная часть армян уехала в Советскую Армению. Перед началом гражданской войны в 2011 году в городе насчитывалось около 2,5 млн человек, из которых 11% были христианами. По генплану 2001 года город к 2015 году должен был увеличить свою площадь более чем в два раза. Но этим планам не суждено было осуществиться. Более полумиллиона жителей уехало из города, среди них около 150 тыс. христиан. Значительная часть процветавшего города — в руинах. Линия соприкосновения сторон проходит прямо по центру города, еще в 1986 году внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Доминирующая высота — цитадель, заложенная еще в IV веке до н.э. и перестраивавшаяся в XIII, XV и XVI веках, в 2012 году была атакована войсками так называемой Свободной армии Сирии, но отбита правительственными войсками. Внутри цитадели расположены две мечети, построенные в XII–XIII веках на месте и с использованием стен и материалов православных храмов IV–VI веков. На месте мечети Ибрагима (пророка Авраама) была церковь (от нее сохранились колонны), где, по преданию, некоторое время после обнаружения в 435 году в Баальбеке хранилась глава святого Иоанна Предтечи.

К западу от цитадели расположена Большая мечеть, построенная в 710-е годы на месте византийской базилики. Перестроенная в XII веке она потерпела значительные разрушения в 2013 году (в том числе снесен минарет 1090 года), а ведь в ней до последнего времени хранилась глава пророка Закарии, которого отождествляют со святым Захарией, отцом Иоанна Предтечи. Рядом сохранилось медресе Халавия, построенное в XII веке с использованием стен собора Святой Елены V–VI веков. В его западной части о расцвете византийского искусства в городе свидетельствует экседра (полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом) с шестью колоннами.

После опустошительного похода Тамерлана 1400 года христиане, ушедшие из центра города, основали близ его северо-западной стены новый район Дждейда, который ныне удерживается правительственными войсками. Именно здесь среди узких улиц сохранились православный Успенский храм (XV век, перестроен в 1850–1852 годы), сиро-католическая церковь Святой Ассии (1500 год, колокольня 1881 года, разрушена в 2012 году), мелькитский собор Богоматери (1849), маронитская церковь Пророка Илии с двумя колокольнями западного фасада (1873), сиро-яковитский собор Святого Ефрема (1926), многочисленные школы и другие здания, принадлежащие христианам. В соседнем районе, ближе к железнодорожному вокзалу, — римско-католический собор Святого Франциска Ассизского (1937).

«Мертвые города»

Северо-западные территории Сирии, в том числе близ реки Оронт, всегда были более плодородными. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, табак, хлопчатник, маслины, виноград, кунжут и многие другие культуры, кормившие и одевавшие жителей городов и сел. Значительные сельскохозяйственные производства получили особенное развитие в позднеантичное и раннехристианское время (I–VII века). В гористой местности из местного камня воздвигались большие укрепленные поселения с церквами, домами, виллами, банями, маслодельнями и др. На территории в длину около 140 км и в ширину около 30 км французский археолог в 1950-е годы предположил существование в VII веке около 800 поселений с более 2000 церквей. Сохранились ансамбли около 100 поселений, из них около 30 самых известных. Покинутые (см. Справку) преимущественно в VIII–X веках, они находились вдалеке от главных дорог и так хорошо сохранились, что в 2011 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием Древние деревни Северной Сирии.

По горам эти «мертвые города» условно делятся на три группы: расположенные в более южных горах Эз-Завия, в центральных Аль-Ала и Бариша и в северных горах Семан. Первая группа состоит из более ранних памятников. Среди них знаменитая Сержилла с храмом, андроном (двухэтажная таверна с трехколонными портиками), домами и банями V века, Рувейя с мавзолеем в виде античного храма (384) и большой базиликой V века, наконец, Капроперия (по-арабски Кфар аль-Бара) с домами высотой до трех этажей, гробницами с пирамидальными крышами и пятью церквами V–VI веков. Акантовые листья на резьбе могли служить символом бессмертия.

Из второй группы больше всего нашим участникам экспедиций 2000-х годов запомнились Бакирха с храмом Зевса (161) и церквами V века, а также Кальб-Луза с большой трехнефной базиликой предположительно в честь архангелов Михаила и Гавриила (вторая половина V века). Ее притвор фланкирован двумя башнями (характерная черта одного из типов сирийских храмов), а единственная апсида украшена снаружи колоннами. Пора­жает своей искусностью декор храма — карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа.
Наконец, в третьей группе выделяются Фафертин с одной из древнейших датированных христианских церквей (372), Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с церковью Святого Фоки (491–492). Самый северный из «мертвых городов» — античный город Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи святых Космы и Дамиана Аравийских, обезглавленных в 280-е годы (память 17 октября). В честь святых город получил второе название — Агиополис.

Именно в сирийских «мертвых городах» можно хорошо проследить формирование архитектуры христианских храмов от простых домовых церквей, устроенных в жилых домах во II–III веках, через зальные церкви IV века (в Кирк-Бизе) к большим трехнефным базиликам в Хараб-Шамсе (IV–V), Мушаббаке и Кальб-Лузе (вторая половина V века).
Большое опасение вызывает сов­ременное состояние «мертвых городов», так как их большая часть ныне контролируется оппозиционными силами так называемой Свободной армии Сирии и других формирований. Могут быть расхищены или даже разрушены многочисленные памятники архитектуры и искусства, в том числе саркофаги IV–VI веков.

Читать еще:  Заявление Грузинской Православной Церкви в связи с проведением «Тбилиси-прайда»

Монастыри

Наряду с Египтом горы близ Антиохии с III века служили местом подвижничества первых монахов. Среди них были затворники, жившие в подземных цистернах для воды, аскеты, носившие тяжелые цепи, и др. В V веке развилось движение столпничества — уединения на горе или столпе. Самым известным среди них стал святой Симеон Столпник Старший. Около 40 лет вплоть до своей кончины в 459 году он жил в 30 км к северо-западу от Алеппо, на вершине столпа диаметром около 1,1 м и высотой 16,2 м, нижняя часть которого сохраняется до сих пор.
При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII веку опустел, хотя еще долго привлекал паломников.

Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни в VI веке провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (в VI веке здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов.

По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане в VII–VIII вв. были более терпимы к христианам, чем мамлюки в XIII–XIV вв. Дело в том, что в XIII–XIV вв. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения.

Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции

Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

В границы Антиохийской Церкви входили территории от Кипра до Аравии. Только в 431 году автокефалию получила Кипрская Церковь, а в 451 году выделилась самостоятельная Иерусалимская Церковь, и только в VIII–XI веках — Церковь Восточной Грузии. В вопросе о разделении Церквей в XI веке антиохийские патриархи придерживались более сдержанной политики по сравнению с константинопольскими патриархами. Так, в середине XI века Патриарх Антиохийский Петр III писал Патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию, что православным следует «быть благодарными Богу за то, что наши западные братья-варвары еще веруют в Святую Троицу». Ведь еще во II веке святой епископ Феофил первым из христианских богословов именно в Антиохии использовал слово «Троица», говоря о трех Божественных лицах.

В 327–341 годах рядом с императорским дворцом была построена церковь Святых апостолов — один из крупнейших храмов того времени (разрушен землетрясением 588 года), а археологические раскопки 1930-х годов не смогли его обнаружить.

В юго-западном пригороде, в Дафне, расположен мартирий (центрический храм, обычно возводимый над местом мученичества подвижника) Святого епископа Вавилы, казненного здесь вместе с тремя отроками по приказу императора Деция в 250 году. В 1940-е годы археологическими раскопками обнаружены остатки этой крестообразной церкви 380-х годов с напольными мозаиками. Ныне мощи Вавилы находятся в итальянском городе Кремоне.

В портовом пригороде Селевкии Пиерии (ныне поселок Чевлик) также изучены руины центрической церкви Святой Феклы, построенной при императоре Зиноне между 474 и 491 годами. В храме обнаружено много интереснейших мраморных рельефов.

Близ современной Антакьи сохранилась пещерная церковь Святого апостола Петра, устроенная предположительно не позднее V века, расширенная крестоносцами в XII веке и отреставрированная монахами-капу­цинами в 1863 году.

После разрушения персидским войском в 540 году и захвата арабами в 637-м Антиохия стала уменьшаться. Новый расцвет она пережила во время византийского управления 969–1084 годов, а также с 1098 года став центром Антиохийского княжества крестоносцев. Но после разрушения в 1268 году мамлюкским султаном Бейбарсом уже не играла такой значительной роли, как прежде. Антиохийские патриархи жили в разных городах и только в середине XIV века избрали своей резиденцией Дамаск. В 1516 Антиохия была завоевана турками. В 1918 вошла в состав французского протектората, а в 1938 году в составе Республики Хатай вошла в состав Турции.

  • Спорт
  • Ведомости.Спб
  • Город
  • Экология
  • Ведомости&
  • Бизнес-регата
  • Как потратить
  • Конференции
  • Недвижимость
  • Форум

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Христиане начали возвращаться в освобожденный город Эль-Карьятейн в Сирии

ЭЛЬ-КАРЬЯТЕЙН (Сирия), 5 апреля. /ТАСС/. Христианское население начинает возвращаться в город Эль-Карьятейн (провинция Хомс), освобожденный 3 апреля от боевиков террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) силами правительственной армии при поддержке ВКС РФ, сообщили журналистам представители сирийской армии.

Читать еще:  Делегация России на сессии СПЧ: христиане некомфортно чувствуют себя в западных странах

Населенный христианами Эль-Карьятейн был захвачен террористами 4 августа 2015 года. Большинство его жителей бежали в Хомс. Вандалы сравняли с землей расположенный там сиро-яковитский монастырь Святого мученика Илиана (V века). Они использовали бульдозеры, чтобы разрушить старинные стены уникального памятника раннего христианства и каменные надгробья на прилегающем к нему кладбище. Несколько десятков семей христиан, которые прятались в древней обители, были угнаны исламистами в Ракку. До захвата города боевиками в августе 2015 года в Эль-Карьятейне проживало около 40 тысяч христиан.

«Боевики ИГ бежали отсюда сразу, как поняли, что штурм города неминуем. Посмотрите — они бросили все! Разрушили наши дома, наши школы, храмы и убежали. Мы либо уничтожим их, либо выдавим с территории нашей родины», — сказал журналистам офицер сирийской армии Мурхаб, участвовавший в боях за город.

Один из своих командных пунктов террористы ИГ развернули в руинах древнего христианского монастыря. Радикальные исламисты при помощи двух бульдозеров снесли храм XIV века, затем подожгли новое здание церкви и заняли оборону в монашеских кельях.

«В этих кельях располагался командный пункт террористов, исходя из количества брошенных вещей, можно предположить, что здесь жили несколько десятков боевиков и их командир», — рассказал начальник военной полиции третьего армейского корпуса сирийской правительственной армии Саир Абдурахман, несущий службу в отбитом у террористов Эль-Карьятейне.

Офицер показал журналистам комнату командира отряда боевиков и отметил, что надпись на его личном шкафу «Abu Daud RUS» позволяет предположить, что глава бандформирования, как и некоторые его члены, были выходцами из России. Слова офицера подтверждает найденная в соседней общей комнате «Книга джихада», переведенная на русский язык, как значится на обложке, в июне 2010 года.

ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года). Деятельность группировки на территории РФ запрещена.

Следы ИГ на севере Сирии: разрушенные деревни и руины христианских храмов

ТБИЛИСИ, 14 дек — Sputnik. Террористы «Исламского государства» (в арабском варианте — ДАИШ, группировка запрещена в РФ) за последние несколько лет уничтожили множество памятников культуры в Сирии: взорваны уникальные храмы Пальмиры, в провинции Эль-Хасаке пострадали десятки церквей различных конфессий. Корреспондент РИА Новости побывал в освобожденных ассирийских деревнях на реке Хабур на северо-востоке Сирии, где исламисты опустошили и разрушили христианские реликвии.

На пути к христианским землям

Путь к зеленым холмам вдоль реки Хабур начался из Города Камышли у границы с Турцией. Нас встретил представитель ассирийской общины Джулиан. Узнав ситуацию на дороге от Камышли до Тель-Тамр (самый большой населенный пункт, где проживают христиане), садимся в машину. Минут десять — и выезжаем за город. Панорама скучная — пустынная, на дороге стоят посты сирийской армии и курдских сил самообороны (КСС). Нас везде пропускают и улыбаются, узнав, что в машине русский.

Джулиан участвовал в обороне Эль-Хасаке, он один из первых христиан взял в руки оружие, чтобы защитить свои земли от захватчиков. По его словам, бои были тяжелые – «погибло много храбрых ребят».

Пугающая пустота и развалины храмов

Пейзаж меняется, когда мы подъезжаем к сельской местности. Перед глазами — многочисленные холмы, кажется, кто-то засеял их ровным ярким газоном. Здесь названия поселений начинаются со слова «Тель» («Холм» — араб.), и почти на каждой горке — маленькая деревушка.

Первая остановка у нас в деревне Тель-Хермус. Здесь произошло самое кровопролитное сражение. Вместе с сирийской армией ее освобождали молодые ребята из окрестных деревень, которые после назвали себя «защитниками Хабура». Исламисты почти полностью сожгли деревню.

По дороге к храму Джулиан показал место, где была столовая. Здесь жительница Тель-Хермус готовила еду военным, за что захватчики отсекли ей голову. «Почти каждый дом в этих деревнях таит в себе подобную трагичную историю. Она отказалась покидать свой дом, даже когда пришли террористы. Разве не похож ее подвиг на подвиг первых христиан, которых убивали лишь из-за крестика на их груди? Нас тоже за это сейчас убивают, мы вернулись на тысячелетие назад — и вновь гонения на христиан», — рассказывает проводник.

На центральной площади — разрушенный до фундамента храм. Судя по масштабам, он был большим, сейчас от него остались лишь камни, куски мраморных колонн и два позолоченных светильника, кресты искорежены до не узнаваемости, нет ни одной уцелевшей иконы.

«Видишь – так они огнем и мечом уничтожают нашу культуру, историю христианства, Сирии и мира в целом. 5 тысяч христиан стали беженцами, 36 деревень и ни одной уцелевшей церкви, а что имело историческую ценность в старых храмах, давно вывезено в Турцию. Граница здесь недалеко – проще простого», — продолжает Джулиан.

Его обида и горе чувствовались на расстоянии. Ассирийцу можно было не говорить — не по себе становилось от пустоты, запаха и разрухи. Сделав ряд снимков, возвращаемся к машине.

Сирия — наш дом, и мы его не покинем

Вдоль дороги мы встречаем подобные Тель-Хермус деревушки, пустые и разрушенные. В одной из них стоит храм святого Георгия. Его основание уцелело после подрыва, но все стены почернели изнутри, и пахнет гарью. Осматривая помещения церкви, под завалами мы нашли несколько чудом уцелевших церковных книг, включая Евангелие, написанное на ассирийском языке. Джулиан бережно очистил книгу от пыли и взял с собой. Мы решили передать найденные книги настоятелю ассирийской церкви в Камышли.

Ассирийцы считаются одними из первых народов, принявших христианство, а их культуре больше 10 тысяч лет. Именно ассирийцы, проживающие на территории Сирии, Ирака и Ливана являются наследниками первой в мире империи — Новоассирийской державы. Современные ассирийцы чтят и гордятся своей историей – они продолжают говорить на новоарамейском языке (ассирийском) и называют своих детей в честь древних царей. В современной истории они подвергались гонениям со стороны османской империи. Из Ирака их пытался выселить Саддам Хусейн, и лишь в Сирии сотни тысяч потомков первых христиан смогли жить в мире и понимании, пока в арабской республике не появились наемники с черными флагами ДАИШ.

«Мы любим Сирию, бывший президент и господин Башар Асад всегда защищали интересы христиан и нас в частности. Нам разрешали строить храмы и жить по нашим традициям, потому что в них нет ничего враждебного. Сейчас армия помогает нам защищать наши дома, сюда прилетают самолеты с гуманитарным грузом. За нас заступаются и на политической международной арене. Но государства, которые себя считают христианскими, в частности Европа, почему-то закрывают глаза на то, что здесь происходит. Асад — наш президент, Сирия — наш дом, который мы никогда не покинем, вместе будем бороться до последнего», — говорит Джулиан.

Во всех деревушках один и тот же вид — сгоревшие церкви и развалины домов. Изредка в глаза бросаются глиняные домики вдоль дороги как из сказки «Тысяча и одна ночь», где продолжают жить бедуины.

На закате мы приехали к последнему храму, намеченному в нашей «экскурсии» — это церковь Богородицы в городе Тель-Тамр, построенная около 200 лет назад и взорванная моджахедами в конце февраля. Пробравшись через развалины внутрь помещения, мы увидели, как через разбитый витраж сюда падает свет, образуя на полу крест. Джулиан, упав на колени, стал шепотом молиться, пустые стены усиливали его голос – это была молитва на ассирийском языке.

Мой проводник, когда мы уже ехали в сторону Камышли, объяснил, что в храме Богородицы он прочитал «Отче наш» и пообещал, что его поколение сделает все возможное, чтобы христианская культура не была уничтожена фанатиками «Исламского государства» в сирийской войне.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector