0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 19). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо ( Деян. 1, 1–12 ; Мк. 16, 9–20 ; Лк. 24, 36–53 ). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное 587 человеческое естество величайшей чести и славы – «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество» 588 .

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси» 589 .

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает «никакоже отлучаяся» от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя» 590 . Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов 591 . Здесь «совершается» – завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив» 592 , Господь возносится на небо, «исполнивый Отеческое благоволение» 593 . И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших» 594 . «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество» 595 .

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая» 596 , избавив от осуждения человечество 597 , разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею 598 . «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго» 599 .

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и «мира» 600 , и все приводится к единству – и небесные и земные – Начальником спасения Господом и Спасителем 601 . И теперь мы являемся званными «к небесной жизни» силою ходатайства «истощившагося даже до рабия зрака» Христа Господа, нас возвысившего и прославившего 602 . Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1Кор. 12,27 ). Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» 603 , «судити всему миру» 604 . Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают «совершения конец» (окончание всего) 605 , по обещанию Господню: «Иду уготовати вам место».

Панегирик на Вознесение Господне

Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.
(Пс. 56: 6, 12)

Двух вещей не могли понять ученики Господа нашего Иисуса Христа, а именно: что Ему надо было пострадать за спасение мира и что через сорок дней после Воскресения Он вознесется на небеса.

И если всё же, вопреки их ожиданиям, Иисус Христос был распят яростью иудеев, ученики считали, что после Воскресения их Благий Учитель и Наставник не оставит их сирыми, но снова пробудет с ними какое-то время, уча народ, исцеляя и творя чудеса. Они хотели, чтобы Он вместе со всеми пошел в Галилею, снова ловил рыбу в море Тивериадском, снова увидел Капернаум, Фавор, Назарет. Чтобы передохнул у колодца Иаковля в Самарии. Снова прошел на дорогам Иордана и улицам Иерихона. Остановился на отдых в Вифании. Творил, как и раньше, чудеса в храме Соломоновом.

Они думали так, потому что не знали ясно, зачем пришел Христос в мир, откуда пришел и куда Ему надо было снова пойти. Они не ведали ни тайны воплощения Господа, ни значимости Его страданий, ни важности Его Воскресения из мертвых, хотя Спаситель часто говорил им об этой тайне.

«Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня» (Ин. 16: 16).

В другой раз Он говорил им: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16: 28).

А в час, когда Ему нужно было вознестись на небеса, Он говорил еще яснее: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17).

Итак, дабы и мы не были побеждены сомнением, скажу вам прежде всего, для чего Христос пришел в мир.

Спаситель наш пришел в мир, будучи послан Отцом, чтобы спасти мир, впавший во всяческие грехи, как говорил Он Сам: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12: 47).

Смирился Бог, чтобы исцелить гордыню человека. Для этого воплотился Иисус Христос

Он пришел в мир, чтобы искупить человека, сделавшегося рабом сатаны и геенны через грехопадение Адама. Пришел примирить человека с Богом, небом, смертное – с вечным. Сын Божий соделался Человеком, чтобы человека соделать Богом. Взял взаймы у человека то, чего у Него не было, чтобы дать ему то, чего он был лишен. Взял тело человеческое, чтобы дать человеку взамен тело Божественное. Смирился Бог, чтобы исцелить гордыню человека. Для этого воплотился Иисус Христос и пришел в мир.

Но когда Господь пришел к человеку, Он не нашел его там, где оставил: на возделывании поля, в кругу семьи, близ Эдема, а нашел ссорящимся с себе подобным, поклоняющимся идолам, погрязшим в самых тяжких грехах. Человек дошел до скотского состояния, как говорит сам Давид: «а человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным, уподобися им» (ср.: Пс. 48: 13).

Там нашел Бог человека, потому и родился Он в яслях скотских. Человек стал рабом диавола, заключенным в темницу всех грехов, как говорит снова пророк: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» (Пс. 141: 8).

Он даже стал обитателем ада, ведь до пришествия Спасителя ни одна душа не спаслась, но все содержались во мраке адовом, от Адама до Иоанна Крестителя. И из этого места никто не мог изъять человека, кроме Сына Божия. Об этом напоминал Давид, говоря: «Возвел еси от ада душу мою» (Пс. 29: 4). А патриарх Иаков говорил: «Не сводите седину мою с печалью в ад» (ср.: Быт. 42: 38). Вот куда пал человек и откуда должен был вывести его Иисус Христос.

Читать еще:  Слово в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Однако недостаточно было одного смиренного боговоплощения для воздвижения человека из преисподних земли. Да, ни Божественных чудес, ни поучений Господа не было достаточно для спасения мира. Нужны были страдание, Крест, кровь, чтобы омыть грех Адама.

Потому, поскольку Иисус Христос «до конца возлюбил нас» [1] , Он пожелал и пострадать за нас. Отдал Себя человеку даром, чтобы спасти его даром. Продан был ценою Бесценный. Били Его по лицу, водрузили на плечи Крест, повесили между разбойников земли, и страдал Он, умер, воскрес. Всё претерпел, всё, что у Него было дорогого, отдал: и жизнь, и Тело, и Кровь Свою, даже одежды Свои бедные, – чтобы получить всё, что есть самого дорогого на земле: душу человека. Сделал всё, чтобы получить всех и всё.

А когда наполнилась чаша искупления, Христос воскликнул на Кресте: «Совершилось!» [2] . Так искуплен был сын человеческий Сыном Божиим.

А после славного Своего Воскресения Он более не явил Себя миру, но только Своим ученикам, самым близким. Он являлся им несколько раз в течение сорока дней в теле Своем обоженном, утешая их, затем уча и объясняя им тайну искупления. И когда ученики были собраны в Иерусалиме, явился им в последний раз Господь, говоря: «Мир вам». Успокоив их, ибо они были взволнованы, и вкусив перед ними «печеной рыбы и сотового меда» (Лк. 24: 42), Он вывел их вон на гору Масличную, что близ Вифании, научил их оставаться в Иерусалиме, «доколе не облекутся силою свыше», затем, «подняв руки Свои, благословил их» [3] – и в этот миг вознесся на небеса, охваченный светлым облаком (см.: Деян. 1: 9).

На горе родился, на горе преобразился, на горе распялся, с горы вознесся на небо. Почему же Христос так любил гору? Потому что гора – это символ неба, Церкви, рая, а долина – символ мира, болезни, жизни сей столь мятежной. Потому Господь и молился часто на горе, а на равнинном месте проповедовал.

Облако имеет таинственный смысл: это граница между духом и материей, между в идением и верой

И облако, восхитившее Его, имеет таинственный смысл. Облако – это граница между духом и материей, между небом и землей, между конечным и бесконечным, между человеком и Богом. Оно разделяет тверди небесные. Облако – это граница между видением и верой. Поэтому оно присутствует во всех великих тайнах и символизирует глубину тайн, не могущих вместиться в уме человеческом.

Так вознесся Господь на небо. А внизу, на земле, остались, с жалостью глядя на Него, одиннадцать галилейских рыбаков. Как тяжки расставания! Может, для того и были созданы слезы, чтобы они одни в молчании выражали печаль сердец разлучающихся! Разве мог не слезить Петр ревностный? А Зилот? А Иоанн, возлюбленный Христов, как он мог победить теперь свою печаль?

В то время как облако скрывало от глаз их бесценное сокровище, одиннадцать учеников в раздумье глядели на небо. Молчали и они, и столетние маслины, и скалы, и вокруг Иерусалима и древнего храма всё было поглощено молчанием, недоумением и печалью.

В эту тяжелую минуту разлуки пришли два светлых ангела, чтобы ободрить учеников Господа, говоря: «Мужи Галилейские, что вы смотрите с болью на небо? Ободритесь, укрепите сердца ваши. Вы ловцы человеков. В ваших сердцах записаны Евангелия Христовы. На ваших плечах висит Крест Его. Вашими руками созиждется Церковь Его. Вашими языками проповедан будет закон новый. Не стойте же более, глядя так на небо. Идите в Иерусалим. Сила свыше укрепит вас спустя немного дней. Тогда обходите ногами вашими все страны земли, возвещая всем, что видели своими глазами и слышали своими ушами. Ведь “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11)».

Писание иногда говорит о небе, а в другой раз – о небесах, в третий же – о небесах небес. Куда же взошел Господь?

Но Священное Писание иногда говорит нам о небе, а в другой раз – о небесах, в третий же – о небесах небес. Итак, куда же взошел Господь? На которое из этих небес?

Псалмопевец говорит ясно: «Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим» (Пс. 113: 24). А святые отцы учат нас, что есть три названия, отличающиеся одно от другого, а именно: небо – это пространство всей вселенной, где находятся все небесные звезды; затем повыше находятся небеса, в количестве девяти, по числу девяти чинов ангельских, составляющих их, начиная с неба ангелов и кончая небом серафимов; а над этими небесами находятся небеса небес, святилище наисвятейшее, где стоит Престол Пресвятой Троицы. Значит, не на небе и не на небесах остановился Иисус Христос, а на небесах небес, где воссел одесную Отца.

Святые отцы учат нас, что Господь наш Иисус Христос не восшел на небеса просто так, без славы, но еще на земле был окружен множеством ангелов, славивших Его неизреченными победными песнопениями. И после того как прошли твердь небесную, эти ангелы света подошли к вратам первого из девяти небес и, преисполненные великой радости, воскликнули вместе с Давидом:

– Откройте, о ангелы, врата ваши вечные – и внидет Царь славы!

– А Кто Этот Царь славы? – отвечали ангелы.

– Великого Совета Ангел – Сей есть Царь славы.

И, открыв врата небесные, ангелы дивились, говоря:

– Но почему одежды Его красны?

– Потому что Он идет из Восора – то есть с земли, – потому одежды Его красны. Ибо Он претерпел смерть на Кресте, чтобы спасти мир.

Тогда все ангелы, поклонившись Ему, воспевали Ему Божественные песни победы в течение одного дня. Затем все ангелы, проведя Его до ворот второго неба, снова восклицали к ним:

– Откройте, о начала, светлые врата ваши, и внидет Царь славы.

– Кто есть Сей Царь славы? – восклицали те.

– Господь крепкий и сильный, Господь сильный в бранях, победивший мир, связавший сатану, претерпевший раны человека ради. Сей есть Царь славы небесной.

И снова открылись ворота, и бесчисленные сонмы начал и ангел встречали Его немолчными песнями прославления.

После еще одного дня ангельского празднования Спаситель взошел еще выше, на небо архангелов, провожаемый всеми дольними ангелами, которые снова восклицали:

– Откройте, вы, архангелы, врата небесные, да внидет Творец и Стратег ангелов, Сын Девы из Назарета, сияние Отчее.

И снова провел Он здесь один день. Затем взошел выше, на небо сил, господств, престолов, херувимов, серафимов, пред которыми восклицали ангелы дольние:

– Откройте врата небесные, да внидет Господь сил, Господь светов, Господь небес, Господь Саваоф.

А силы ангельские окружали Его песнями сими:

– Осанна в вышних…

И так все девять небес преисполнились славы неизреченной и радости Вознесением Господа, Который по дню провел с каждым чином ангельским, а на десятый день поклонился Отцу и воссел одесную Силы. Вместо Сына Отец послал на землю, на десятый день по Вознесении, силу Духа Святого, чтобы просветить всю землю.

Никто из носящих тело человеческое не поднимался выше небес, кроме Христа. Был восхищен Павел «до третьего неба – в рай – и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 2, 4). Поднимался Моисей, говорят, до седьмого неба, где принял закон «при сослужении ангелов» (Деян. 7: 53). Вознеслись на небо как были, с телом и Енох с Илией, но ни одно тело живого человека не смогло увидеть славу Божественную, кроме Тела Христа, Который вознесся на небеса с тем же самым телом, которое страдало, неся на себе следы от гвоздей, и копья, и терний.

Итак, подобает и нам ныне, братия, вместе со всеми ангелами небесными праздновать, радоваться и славить Господа Человеколюбца.

Сегодня завершился акт примирения между человеком и Богом. Сегодня человек обожился, небо возвеселилось, небеса пустились в пляс, ангелы от радости взыграли, а демоны, преисполнившись стыда, связались цепями. Сегодня вся земля оделась праздничной одеждой, ибо соединилась с небом. Сегодня тело Адамово одесную Бога воссело.

Потерял человек рай, а обрел Царство Небесное. Потерял сад, а обрел славу горнего Иерусалима

О неизреченное чудо Вознесения Христова! Сколь велика милость Божия! Потерял человек рай, а обрел Царство Небесное. Потерял сад, охраняемый херувимами, а взамен обрел славу горнего Иерусалима. Там были древа плодовитые, цветы и источники, а здесь Престол Пресвятой Троицы, ангельское пение и неизреченная слава. Там было пение птиц, здесь пение херувимов. Там ветер освежающий, здесь веяния Духа Утешающего. Там место труда, здесь – вечного отдохновения. Там свет солнечный, здесь слава Пресвятой Троицы.

О преславное чудо Вознесения Христова! Тело человека увидено было ангелами, вознеслось выше серафимов, воссело одесную Отца. Какая глубина под ногами человека и какая высота над ним! Из ада – прямо на небо. Из мрака – превыше солнца. Из ужасной темницы – в место вечного отдохновения!

Сегодня бесы плачут, сегодня ад опустошенный стенает. Сегодня ловцы человеков плача веселятся. Сегодня христиане празднуют. Сегодня ангелы беспрерывно поют. Сегодня Господь навеки воцарился. Воцарился, ибо человека искупил. Воцарился, ибо в прежнюю лепоту облекся. Воцарился, ибо одесную Отца воссел. Оставил льняную ризу человеческую и облекся в огнезрачное облачение. Оставил хламиду поругания долу и получил светозарную порфиру горе. Оставил убогие пределы Галилеи и соделался Царем небес. Сегодня Христос на небо вознесся.

Читать еще:  Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Теперь Пилат остался с хламидой, архиереи – с сребрениками в руках, книжники – со скрижалями закона, фарисеи с ненавистью, а народы с неверием. Скажи, Пилат, что есть Истина? Говорите, архиереи, кто хулил: Христос или вы? Скажите, вы, народы: где Варавва, которого вы просили? Сегодня вы обманулись. Сегодня «истина от земли возсия, и правда с небесе приниче» (Пс. 84: 12). Сегодня «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84: 11). Небо и земля примирились.

Радуйся сегодня, смертный. Веселись, человек, празднуй от сердца, христианин. Не плачься, Адам. Веселитесь, апостолы. Радуйся, Матерь Приснодево, ведь Сын Твой в лепоту облекся и светом славы Своей наготу Адама прикрыл!

Будем же прибегать как можно чаще в Святую Церковь: здесь мы снова встретимся с Иисусом!

И если мы всё же чувствуем себя обездоленными и странниками на земле, то будем прибегать как можно чаще в Святую Церковь. Здесь мы увидим Фавор и Иерихон, Вифлеем и Иерусалим, Голгофу и гору Елеонскую. Здесь снова встретимся с Иисусом. Здесь соединяется небо с землей. Здесь всегда примиряется человек с Богом. Никто из приходящих в храм не чувствует себя обездоленным на земле.

Если же нас окружают болезни и беды, скорби и боль, – это признак того, что мы оставили Бога, отдалились от Иерусалима. Вернемся же снова в Иерусалим, как Он повелел нам [4] . Примиримся снова с Господом, придем в храм. Мы ведь не можем жить без Него. Мы ведь Господни, и только Ему одному жаль нас.

В храме мы можем соединиться со Христом двумя путями: или свести Господа в сердца наши молитвой, любовью и милостыней; или подняться самим ко Господу глубоким смирением, ибо «смиряющий себя возвысится» [5] . Каждый да течет как может. Попробуем или один путь, или другой, или же оба сразу, но не будем лениться, покуда не соединимся со Спасителем душ наших.

Если же вы хотите совершеннее соединиться с Ним – горе имеим сердца. Горе, наверху, где обретаются наши отцы, наши герои, наши святые. Там, где ангелы, мученики, преподобные, там, где слава Христова, там да будет сердце наше.

Если мы будем делать так, то достигнем душами того, чего сподобилось сегодня тело наше, – вечного отдохновения. Тогда и только тогда мы насытимся, когда явится нам свет славы Христовой (см.: Пс. 16: 15) [6] .

Вознесение Господне

Христос Воскресе!

Дорогие читатели, поздравляем вас с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня! Мы приготовили для вас подборку материалов к празднику: отрывки Священного Писания, цитаты святых отцов, статьи и проповеди.

Желаем душеполезного чтения!

Событие Вознесения подробно описано в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов, а также кратко — в Евангелии от Марка. В каждом повествовании есть свои акценты:

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

(Евангелие от Луки, 24:50-51)

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

(Деяния святых апостолов, 1:9-11)

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями.

(Евангелие от Марка, 16:19-20)

Святые отцы о празднике Вознесения

Святитель Николай Сербский
о радости апостолов:

Страх уничтожен, сомнения исчезли, недоумение улетучилось, а вместо всего этого — ведение, прекрасное солнечное ведение и от ведения — сила и радость.

Теперь они (апостолы) твердо знали, что их Господь и Учитель с небес сошел, ибо на небеса и вознесся; и что Он от Отца исшел, ибо к Отцу возвратился. И что на небесах Он так же всемогущ, как был и на земле, ибо ангелы сопровождают Его и творят Его волю.

С этим прочным знанием связывалась теперь и твердая вера, что Он снова придет. И придет не иначе как в силе и славе, по обетованию, много раз Им глаголанному и ныне повторенному ангелами.

Святитель Иоанн Златоуст
о славе человеческого тела:

Он облекся нашей плотью не для того, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собою. Подлинно великое, чудное и изумительное дело — эта наша плоть сидит на небесах и удостаивается поклонения от ангелов, архангелов, серафимов и херувимов.

Святитель Григорий Двоеслов
о белых одеждах ангелов:

Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда — есть знак веселия и сердечной радости.

А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обожилось.

Святитель Григорий Палама
о значении Вознесения для нас:

Как Он жил и умер, и воскрес и вознесся, так и мы живем и умрем, и все воскреснем. Вознесение же не для всех нас будет, но для тех, кого жизнь — Христос, и смерть ради Него — приобретение. Для тех, которые до смерти распяли грех чрез покаяние и жительство по Евангелию

Современники о Вознесении

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
о радости, печали и духовном небе:

Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки.

Небо, на которое вознесся Господь, — конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее Небо — место вечного пребывания Превечного Бога.

О Божием благословении:

Вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие — Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами.

И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил.

Епископ Тихон (Шевкунов)
о христианском мужестве:

Невозможно нам называться христианами и пребывать в малодушии. Невозможно нам надеяться на то, чтобы быть со Христом в Царствии Небесном, куда Он вознесся в нынешний, сороковой день после Пасхи, и не быть Его посильными соподвижниками в крестном пути нашего Господа, воплотившегося, распятого и вознесшего нас всех ради спасения каждой нашей души.

Дай Господь, чтобы этот праздник Вознесения вознес наши души к радостному пребыванию в этом мире, к истинному христианскому мужеству, к торжествующему над злом и унынием терпению всех испытаний и скорбей. Потому что это дерзость и грех перед Богом, когда мы унываем в этом прекрасном и удивительном мире, который Господь создал для нас и через который Он ведет нас к еще более удивительному и прекрасному миру — Царствию Небесному. Аминь.

Архимандрит Рафаил (Карелин)
о равенстве Отца и Сына:

Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк вводит образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца. Но ведь Бог вневременен и внепространственен. Что значит эта метафора «сел по праву сторону»?

Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.

Этот образ-символ еще более подчеркивает значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

Сегодня завершился акт примирения между человеком и Богом. Сегодня человек обожился, сегодня тело Адамово одесную Бога воссело.

Игумен Нектарий (Морозов)

Господь вознесся, как сказано в Евангелии, «благословляя». И это благословение не отнимется никогда от тех, кто ждет Его Второго Пришествия и всей своей жизнью готовится к нему.

Священник Димитрий Выдумкин

Мог ли Спаситель не покидать земли? Чем была бы тогда проповедь Истины? Почему необходимо было изменить образ Его единения с учениками?

Почему праздник Вознесения Господня так важен для нашей веры и надежды? И почему необходимо ходатайство за нас Спасителя?

Епископ Василий (Родзянко)

Христос не развоплотился, не забыл Свое тело как некую ветошь на этой Земле — Он взял всё с Собой на Небо, в Царство Божие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

От первого дня до сегодня – сорок дней. И теперь остаются еще десять дней, которые будут являться приготовительными к празднику Святой Живоначальной Троицы.

Читать еще:  Слово в день праздника Владимирской иконы Божией матери

Иеромонах Иов (Гумеров)

Воскресший Спаситель, уже имевший тело преображенное, тело, которое будет у всех в будущем, Он не мог оставаться в этом мире, который еще подвержен тлению. Поэтому неизбежен был день, когда Господь должен был оставить эту землю.

Рассказ о чудесах, приключениях и проповеди апостолов приводится здесь с максимальной близостью к библейскому тексту, но так, чтобы быть доступным и младшему школьнику.

7 / 20 мая 2015 г. Среда 6-й седмицы по Пасхе.
Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня.
Хор Сретенского монастыря.

8 / 21 мая 2015 г. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне идень памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Хор Сретенского монастыря.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

В чем помогает икона Вознесения Господня

Новый Завет, заключенный Господом Богом через Сына Его Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь. Но в Царствие Небесное попадут лишь праведники, чтившие заповеди Христовы. Об этом напоминает икона Вознесения Господня: Иисус на своем земном пути проявлял милость к падшим, будучи же Царем и Судией Небесным, он будет справедлив и строг, и тогда каждый ответит за свои деяния.

Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суетность нашей жизни и совершаемые нами грехи. В то же время молитва перед этой иконой помогает нам обрести силы для следования Его заветам, чтобы, когда придет час предстать перед Господом, душа наша была чиста. Когда мы вверяем себя Ему, Он служит нам защитой; уповая на Него, мы становимся сильнее.

Тропарь гл.4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Книги о Вознесении Господнем

Григорий Нисский «Слово на Вознесение Господне»

23 псалом может быть, выше и самого Евангельского учения; ибо Евангелие повествует о пребывании Господа на земле и о возвращении его от нас; сей же высокий Пророк, изшед из себя самого как–бы неотягощаемый уже бременем тела и присоединившись к небесным силам, передает нам гласы их, как сии силы, торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении, повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена человеческая жизнь, подъять входы, говоря: «возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Псал. 23:7). И поелику Содержащий в себе все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с способностию приемлющих, (ибо бывает не только человеком между людьми, но, конечно соответственно тому, и находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества), то вратари спрашивают у вестника: «кто есть сей Царь славы?» (Псал. 23:8). В ответ на сие объявляют им, что он есть «крепкий и сильный», имеющий сразиться с пленившим человеческое естество и сокрушить «имущаго державу смерти» (Евр. 2:14), чтобы по уничтожении последняго врага возвратить к свободе и миру род человеческий. Опять повторяет теже гласы (Псал. 23:9–10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над врагами одержана и против них воздвигается победный знак, — крест. И снова «возшел на высоту» Пленивший «плен», давший людям сии благие «даяния» (Псал. 67:19), — жизнь и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в них опять восприять прославление. Но там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою (Зах. 3:4) нашей жизни, багряность одеяния Которого (происходнт) от точила (Ис. 63:12) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих таким вопросительным гласом: «кто есть сей Царь славы?» За тем (следует) не прежний уже ответ: «крепок и силен в брани», но: «Господь сил», приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, возстановивший все в прежнее состояние творения, «Сей есть Царь славы».

Феофан Затворник «Слово на Вознесение Господне»

Расставаясь с теми, коих искренно любим, мы не можем не скорбеть, не можем не чувствовать печали, а апостолы — с горы Элеонской, где они разлучились с Господом, возвращались с радостию великою. Возлюбленный Учитель, Который один открывал им всякую истину и разгонял мрак сомнений, налегавший иногда на души их, оставляет их как бы себе самим, а они радуются; единственный их Покровитель и Защитник оставляет их среди иудеев, народа» враждебного Христу и всему Христову, а они радуются; Христос Господь, от беседы с которым сердце их исполнялось живою радостию, оставляет их в мире, полном неудовольствий, скорбей всякого рода бедствий, а они радуются. Неподатное чувство!

Филарет Московский «Слово в день Вознесения Господня»

И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се, мужа два стаста пред ними во одежде беле, иже и рекоста: мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? (Деян.1:10,11)

А мне удивительным кажется то, что вы, светоносные мужи, вопрошаете сих мужей Галилейских, для чего смотрят они на небо. Как им не смотреть на небо, куда вознесся Иисус, куда перенесено их сокровище, куда взята надежда и радость, где жизнь их сокрылась? Если бы теперь смотрели они на землю, тогда надлежало бы спросить их и надлежит спросить всех последователей Иисуса Христа, которые пристрастным оком смотрят на землю: что смотрите на землю? Чего вам искать на ней после того, как единственное ваше и ее Сокровище, найденное в Вифлееме, рассыпанное по всей Иудее и Самарии, прошедшее чрез руки разбойников в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе, скрытое под камнем в саду Иосифа Аримафейского, взято и отнесено в сокровищницу Небесную? Вам сказано, и так должно быть, да идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:21). Итак, если сокровище ваше на небесах, там должно быть и сердце ваше, туда должны быть устремлены взоры ваши, помышления ваши, желания ваши.

Читать Слово полностью или читать другое Слово свт. Филарета на Вознесение

Вениамин (Федченков) «Размышления о двунадесятых праздниках»

Служим всенощную… Вышел я на литию… Немного сосредоточился на зрении Господа Вознесшегося… И вдруг стало ясно: НАШ Господь там! И это слово «наш» и осталось в душе…

В самом деле: вознесся Господь ведь не Божеством, а человечеством… НАШЕ естество вознес Он. Или: В НАШЕМ естестве вознесся… Он — с воплощения еще НАШ, и там у Отца ЗА НАС ХОДАТАЙСТВУЕТ… Не может не ходатайствовать… Мы Ему — свои… Он — наш…

Какая близость. И понятно: какие великие блага от этого должны проистекать для нас… Но об этом еще после… А сейчас — корень всего: НАШ Господь одесную Отца… Все прочее — следствия… Слава Тебе!

Не знаю, как вам и сказать о своем настроении сердечном… Вот написал два слова: «легкое — белое»… Будто ими я могу немного выразить те чувства, какие праздник Вознесения вызывает непосредственно, без мыслей… Припомните море радости на Пасху, Пасху «красную»… Огненную… Возбуждающую… Здесь иное… Какой–то прозрачный, безоблачный воздух… Будто и человек становится легче весом… И чистое, чистое… Белое… Как бы «плавно», мирно (а не с силою Пасхи) отделиться от земли и тихонько подниматься туда… выше… выше…

Антоний Сурожский «Вознесение Господне»

В этот день Вознесения Он человеческой, хотя и прославленной, воскресшей плотью Своей вознесся на Небо, и с Ним человечество наше вступило в таинственные глубины Всесвятой Божественной Троицы. Святой Иоанн Златоустый в одной из своих проповедей говорит: если ты хочешь измерить величие человеческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда, где живут мощные, властные мира сего; вознеси взор свой к Престолу Божию, и там увидишь сидящего одесную славы Отчей Сына Человеческого. Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны, — одесную Бога и Отца.

Андрей Кураев «Что значит Вознесение?»

Так что же значит Вознесение? Это расставание? Остались ли люди на земле одни, как и прежде? Мы просто были навещены — и вновь оставлены? На небесах мы получили Ходатая — но на земле мы по прежнему одни? Стал ли Бог ближе к нам? Были дни, когда Он был не просто ближе, Он был с нами, посреди нас. Те дни прошли. Унесла ли с собою река времени присутствие Творца Вечности на земле? С каждым годом, с каждой минутой становимся ли мы все дальше от той единственной точки истории, когда Слово стало плотью, когда Вечность коснулась времени?

Однако прощальная страница Евангелия совсем не так печальна. Она наполнена не плачем разлуки и не прощальными словами. Скорее Христос отрицает Свой уход, предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Что оставил Христос «после Себя»?

Николаос Василиадис «Таинство смерти»

Через славное во плоти Вознесение Господне человек, бывший мишенью злоначальника диавола, не просто почитается, но совосседает и соцарствует вместе с Богом Словом.

Триодь Цветная

Господь вознесся на небеса, / чтобы послать Утешителя миру. / Небеса приготовили престол Ему, / облака – восхождение Его. / Ангелы удивляются, / видя Человека выше себя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector