0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Биография
  • Приветствия и обращения
  • Интервью
  • Послания
  • Проповеди
  • Программа «Слово пастыря»

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В канун праздника Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Проповедь «ГОНИМАЯ ЦЕРКОВЬ»

Римлянам, гл. 2, ст. 10-16

От Матфея, гл. 4, ст. 18-23

Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ГОНИМАЯ ЦЕРКОВЬ

ГОНИМАЯ ЦЕРКОВЬ

Неделя 2 по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12.1) – так апостол Павел укрепляет и утешает нас, чад Русской Православной Церкви в день, когда мы молитвенно вспоминаем святых сродников наших, которые, по его же словам, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11.33,34). В сознании современного человека плохо совмещается эта способность решительно и грозно «прогонять полки чужих», то есть вражеские армии, и нищета духовная, о которой говорит Спаситель в сегодняшнем Евангельском чтении, посвящённом памяти всех Русских святых.

Всё это происходит оттого, что заповеданная нам Господом духовная нищета связывается в сознании современного человека с духовной же слабостью. Однако если вдуматься, какая такая необыкновенная духовная сила необходима тому, кто мощью оружия насаждает свою правду? И на самом ли деле правда Христова может быть успешно проповедана огнём и мечом? Не предупреждал ли Господь Своих учеников: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха… А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф.10.9,14)? Видите, «отрясите прах», а не предайте, скажем, огню и мечу!

Понятно, что свидетелям Христовым мужество потребно не для того, чтобы силою кулаков доказывать свою правоту. Понятно, что внимающим слову апостола, который сказал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1.Кор.4.16), придётся подражать ему «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.8). И мужество, стойкость, даже героизм необходимы тут прежде всего именно для того, чтобы устоять в нищете, а не в силе, ибо, по слову Господа, «сила Моя совершается в немощи» (2.Кор.12.9).

Чтобы стать гонителем, мужества не нужно. Нужна крепкая дубина или, если говорить о наших временах, пистолет, который «уравнивает шансы». Чтобы стать святым Церкви Христовой, необходима стойкость слабости, мужество нищеты, потому что и Тот, Кто мог бы призвать Себе на помощь «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф.26.58), отказался от противоборства и спас человечество, простерши руки Свои на Кресте. Поэтому «и следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф.4.25), поэтому и победило воинство Христово, святые Церкви Православной, весь мир не силою меча, но кротостью молитвы и смирения. Недаром апостол Павел наставляет своего духовного сына Тимофея словами, которые едва ли утешат тех, кто рассчитывает только на мощь кулаков и силу оружия: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2.Тим.3.12,13).

Подражая Христу Спасителю, так же были гонимы и святые родной нам Русской Церкви. Для того чтобы убедиться в этом, не нужно даже обращаться к истории кровавого двадцатого столетия. В любую эпоху «все, желающие жить благочестиво», были гонимы от врагов Христовой Церкви, гонимы от властей предержащих, гонимы от лжебратий.

Возмущённая строгостью общежительного устава обители братия Троицкого монастыря изгнала своего игумена, Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца, «на страну далече» (Лк.15.13). Слава Богу, что только изгнали! Потому что другого русского святого, Московского митрополита Филиппа, по приказу «православного царя Иоанна Васильевича» попросту удавили в тверском Отрочем монастыре только за то, что он посмел обратиться к Грозному царю с увещеванием прекратить войну против собственного народа, остановить кровопролитие. Другого митрополита, которого как священномученика канонизировала наша Церковь в двухтысячном году, Арсения (Мацеевича), «православная матушка-государыня» Екатерина Алексеевна, лишив сана и монашества, заморила голодом в сырых подземельях Ревельского замка. «Его-то за что?» – спросите вы. За то же, за что сложили свою голову в двадцатом веке десятки тысяч новомучеников и исповедников Российских, за попытку остановить беззаконное святотатство: реквизицию церковного имущества в пользу государства.

Ни митрополит Филипп, ни митрополит Арсений, ни, тем более, преподобный Сергий не призывали кары небесные на головы своих гонителей и палачей. За то они и удостоились венцов угодников Божиих. А вот так называемые «православные правители» наши Иван Васильевич и Екатерина Алексеевна сподобились за свои доблести оказаться в компании с пресловутым Ульяновым, тоже, знаете, самодержавным правителем России, тоже, кстати, крещённым в православии…

Русская Церковь – церковь гонимых. И пока она пребудет такой, она будет и Христовой, и православной. Не дай нам Бог превратиться из гонимых в гонителей, не дай нам Бог так изменить Христу. Аминь.

Оптинские
праздники

октябрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

25 сентября ст. ст.

Проповедь в день всех святых, в земле Российской просиявших

(17 июня 1990 года)

Сегодня день всех святых, в земле Российской просиявших. Столько святых, сколько дал народ, живший на нашей земле, не было больше нигде. В Евангелии говорится: «Вышел Сеятель сеять». Господь посеял слово Божие во всех народах, и каждый из них по-своему на это отреагировал. Святость есть ответ человека на зов Божий.

Бог пришел на землю, чтобы позвать всех. Он так сказал: «Много званых». Мы живем в век, когда на земле уже не осталось ни одного человека, за исключением маленьких детей, который не слышал бы о Иисусе Христе. Сам звук Его имени уже рождает некие ассоциации. Во всяком случае, все знают, что Этот Человек говорил про Себя, что Он Сын Божий, сшедый с Небес. И все знают, что Он распят был на Кресте. Но реакция сердца человека на это событие бывает совершенно разная. Большинство людей это вообще не интересует. Они не дают себе даже труда узнать, а что же Христос говорил, живя на земле; что Он делал, когда ходил две тысячи лет назад по Палестине; как случилось, что, хотя по всему видно, что это был Человек хороший, Его распяли. Жизнь Иисуса неинтересна большинству живущих на земле,– то есть хотя до их слуха доносится призыв, ответа на него люди не дают.

Господь пришел ко всем. Конечно, Он начал со Своего народа избранного, любимого. Но этот народ в массе своей отверг Его, так же как теперь и наш народ в массе своей совершенно отверг Христа – и, кстати, по той же самой причине. Это, видимо, вообще удел человечества – отвергнуть Бога. Но были люди, которые откликнулись на этот призыв. Каким же образом совершился их ответ Богу? На примере апостолов, этих первых святых Нового Завета, мы видим, как это случается. В Евангелии от Матфея, которое мы сегодня читали, рассказывается, как Господь призвал апостолов Андрея, Петра, Иакова и Иоанна. Подошел Он к Галилейскому морю, увидел двух братьев, закидывающих сети в море, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и пошли за Ним. Так же и сыновья Зеведеевы. Представьте себе картину – рыбаки ловят рыбу. Это источник их существования: от этой рыбы они и питаются, от этой рыбы они и одеваются, и содержат свои дома. И вот Он их зовет – они это бросают, совсем, навсегда оставляют и идут за Ним. А Иаков с Иоанном оставили даже и отца, а Петр оставил дома жену и стал ходить за Христом. Это мало кто может совершить – вот так ради Христа отказаться от всего. Поэтому мало кто может быть апостолом.

И нам невозможно всем сделаться ловцами человеков, апостолами. Нам невозможно всем стать и мучениками. Это только кто сподобится, кого Господь изберет, кому даст пострадать за Себя. Нам невозможно всем стать преподобными, потому что не все могут уйти в монастырь, да и учиться духовной жизни теперь уже стало не у кого. Но для нас не закрыт путь спасения. Мы и живя в миру тоже можем стяжать праведность в свою меру. Для этого надо так устроить эту жизнь, чтобы не мир нами владел, а нами владел Христос, чтобы Его заповеди управляли нашими мыслями, чувствами, словами и поступками. И насколько мы потрудимся и сумеем ради Христа преодолеть все мирское, что есть в нас, вытесним все зло и дадим действовать в нас благодати Божией – настолько мы и приобщимся к Царствию Христову, к учению Его, к любви Его, к Его благодати, которую Он послал на землю, в Свою Церковь.

Каждый в своей жизни обязательно встречается со словом Божиим, слышит Его зов. Он доносится к нам и из Евангелия, и весь окружающий нас мир, за исключением творения рук человеческих, свидетельствует о Боге. Поэтому многие приходили к Богу, всего лишь глядя на небо – голубое или темно-синее, полное звезд. Только совсем одичавший человек, созерцая ночное небо, не придет к мысли о Боге и не захочет Ему молиться. Но суета мирская постепенно похищает такие добрые мысли, и человек не всегда готов дать Богу тот ответ, которого Господь от него ждет.

Христос позвал апостолов – и они оставили все и пошли. Чем больше человек оставит в этой жизни для того, чтобы пойти за Христом, тем больше он к Нему приблизится, тем глубже он войдет в Его учение, тем любимей он Ему станет изо всех учеников. Петр однажды спросил Христа: «Вот мы оставили все, что нам за это будет?» Господь ответил, что он во сто крат получит больше того, что оставил. А апостол Павел, другой ученик Христов, сказал, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Если человек однажды поверил Христу, что слова Его не праздны, а истинны, то он нисколько не сомневается в обетовании Божием. Если Христос сказал, то так и будет. Но для этого нужно выполнить условие – как можно больше всего оставить в этом мире. А что в этом мире? Похоть, суета мирская и, конечно, гордость житейская. Наша жизнь во многом состоит из гордости, тщеславия, превозношения, из желания занять какое-то место, кем-то выглядеть, что-то из себя представлять. Гордость руководит и нашими поступками, и мыслями, и чувствами. Нас также обуревают всякие желания, по большей части животного происхождения, которые тянут назад, туда, в животный мир, в скотское существование. И спасение человека из этого мрака и ужаса, в котором он живет, зависит от того, каков будет его ответ на призыв Божий.

Если мы хотим быть гражданами Неба, согражданами святым, своими Богу, то мы должны в себе победить то, что в нас есть от животного. И обязательно надо преодолеть ту многопопечительность, которая всем нам свойственна. Вот Петр, Андрей, Иаков и Иоанн это преодолели совершенно и стали апостолами.

Но к спасению призваны все, каждому из нас дана эта возможность, вопрос в том, сумеем ли мы ей воспользоваться. Кто-то из нас погибнет, кто-то из нас спасется, кто-то станет святым. Господь, Который управляет всем, с каждого спросит ровно столько, сколько ему будет дано. И искушений, и всяких трудов, скорбей, болезней, страданий Господь никогда не пошлет больше, чем мы можем это понести. Поэтому если мы с вами по какой-то причине не войдем в сонм святых земли Русской, то в этом будет только наша вина и больше ничья – наша лень, наша нелюбовь ко Христу или отсутствие полноты этой любви, которая бы заставляла нас трудиться. Значит, нам мир и все красное мира сего оказалось дороже, чем слово Божие. Значит, мы где-то в глубине своей души, тайно, может быть даже не отдавая себе отчета, вот этот выбор сделали. И этот выбор мы совершаем каждый день. Каждый день промысел Божий нам предлагает исполнить заповедь или нарушить ее, помочь ближнему или отвергнуть его, помолиться или полениться. И так во всем, в каждом деле, на любом уровне, на любом плане нашего бытия. Пришел помысел – ты можешь его принять, можешь его отвергнуть.

Если ты его принял, услаждаешься им – значит, ты выбираешь мир. Если отверг его с гневом – значит, выбираешь Христа.

Господь говорит, что, чтобы достичь Царствия Небесного, нужно отвергнуться себя. Мы достигаем Христа только в меру самоотвержения. Чем больше этого самоотвержения, тем ближе мы ко Христу. И это закон духовной жизни, потому что в нас своего нет ничего, кроме греха. Все то прекрасное, что есть в нас,– от Бога. Он создал нам тело, Он дал нам разум, Он вложил в нас бессмертную душу, в которой есть искони любовь к добру и желание Царствия Небесного. В любом человеке заложено стремление к лучшему, это в нас от Бога. А наше – это то, что мы привнесли в нашу душу, все зло, начиная с грехопадения Адамова и кончая теми грехами, которые мы совершили сами. И дать Христу место в нашей душе можно только вытеснив то зло, которое есть в нас, которое мы успели в душе накопить. Если в нас остался какой-то еще не задетый греховной проказой участок совести нашей, которая заставляет нас двигаться к добру, то этим и надо жить, это и надо в себе развивать и расширять и всю тьму постепенно выталкивать из своего сердца. Таким образом мы дадим свободу благодати Божией действовать в нашем сердце, а действие благодати Божией в сердце человека есть святость.

Святость не человеческого происхождения. Это дар Божий человеку за его труд, за его отвержение зла, за его выбор. Если человек выбирает Бога в своей жизни, то Господь его Сам очищает, и Сам спасает, и наполняет его Божественной жизнью. И к этой полноте Божественной жизни, дорогие братья и сестры, мы все призваны. Если мы пойдем по стопам апостолов, которые начали этот путь, и всех святых, которые жили до нас и молились – мы знаем, что они молились даже и у нас в храме,– то мы продолжим это дело, продолжим сияние славы Божией на нашей земле. А через нашу землю, через нас эта слава Божия, может быть, распространится и дальше. Потому что нельзя спасаться в одиночку.

Вот так и получается спасение человеческой души: Господь зовет, а человек откликается и идет за Ним. Путь этот, конечно, трудный, потому что грех прирос к нашей душе и отдирать его нужно с кровью и с мясом. Поэтому немногим вообще хочется над собою трудиться – легче лежать в расслаблении. И поэтому немногие достигают Царствия Небесного.

Нам надо всегда помнить, что мы новый народ Божий, призванный к жизни небесной, и Господь хочет нам эту жизнь небесную дать. Иногда, бывает, грех так обступит нас, что кажется, ничего не осталось, кроме тьмы. Но мы просто забываем, что Господь, любящий нас, рядом, и все святые земли Русской тоже рядом. И они молятся за нас, любя нас. Невозможно даже представить, чтобы это было иначе. Раз мы, грешные, способны на такую любовь к ним, то тем более как же их святые сердца должны любить нас и нам сострадать. И если мы, уже утопающие, обратимся, как Петр, и воскликнем: «Господи, спаси нас, мы погибаем!»- Господь готов прийти к нам на помощь, и наши святые сродники обязательно услышат наш вопль. Только он должен идти из глубины сердца.

Мы действительно должны понять всю глубину нашего падения, всю огромную разницу между нашей жизнь и жизнью святых и возгореться сердцем и устремиться к этой праведной жизни. И тогда мы достигнем, потому что Господь сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Вот тогда при слиянии нашей души с Духом Божиим и произойдет то насыщение, к которому стремится каждый человек и которого он не получает в жизни мирской.

Поэтому будем стараться быть верными нашему Богу, не давать злу действовать в нас, стараться всеми силами души, насколько они сейчас, в данный момент, у нас есть, противостоять дьяволу. А ту немощь, которую мы, естественно, испытываем в нашей борьбе, будем восполнять молитвой, просить у Бога помощи, и она не замедлит быть. Господь сказал: «Сила Моя в немощи совершается».

Когда мы познаем свою немощь, ощутим себя действительно нищими духом, когда мы всю свою гордую напыщенность оставим и будем просты, как были просты рыбаки-апостолы,– только тогда мы сможем достичь Царствия Небесного. Аминь.

Проповедь в день памяти Всех русских святых

Автор: Пётр Мещеринов · Опубликовано 21.06.2009 · Обновлено 05.09.2015

В сегодняшний праздничный день, посвящённый памяти всех святых, в земле Российской просиявших, вспоминается страшный упрёк Господа, обращённый Им к богоизбранному народу: горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши (Лк. 11, 47). Не просто так возникает эта ассоциация – ведь многие церковные русские люди также почитают русский народ «богоизбранным».

Но русская святость, и в особенности – самая близкая к нам святость XX века выявилась вопреки всему устроению нашей жизни. Если остановиться вниманием на последнем периоде нашей отечественной истории, то это видно особенно ясно: и бесчисленные мученики, и святители, и преподобные, и праведные, и святые жёны прошлого столетия всей своей жизнью, вплоть и до смерти, противостояли тем началам, по которым жила Россия в XX веке.

Характерна в этом контексте и сама служба нашего праздника. Написанная святым исповедником, святителем Афанасием, епископом Ковровским, который сам прошёл через все круги советского ада, она, я бы сказал, избыточна словами; богослужебные тексты твердят о Святой Руси – и твердят именно потому, что Святая Русь кончилась. Я думаю, что святителем Афанасием при составлении этой службы руководило подспудное желание – оставить Святую Русь хотя бы в молитвенных словах, коль скоро её уже невозможно было найти в жизненной реальности… Так избыточна и декламационна современная патриотическая пропаганда: в оскорбление всякого здравого смысла и нравственного чувства она выдаёт желаемое – «вставание с колен», «величие» и т.п. – за действительное.

На самом же деле Россия в XX веке отказалась от своей святости. И этот отказ с полною силой продолжается и поныне. По всему устроению нашей современной жизни Россия – страна, вне всякого сомнения, антихристианская, «антисвятая». Но если так артикулировать прямо – не в качестве очередного, набившего оскомину уже, назидания или лозунга, а в глубине сердца, самому себе, как принадлежащему русскому народу и русской жизни – то это мучительно и невыносимо. Поэтому и идёт в ход подмена подлинной Руси Святых, которых народ гнал, побивал камнями и распинал, мифической и безответственной «Святой Русью».

Почтить память русских святых по-христиански – значило бы стремиться быть, как они. Разумеется, это не значит творить чудеса, как св. прав. Иоанн Кронштадский; и не измождать себя пачеестественными молитвенными подвигами, как преп. Серафим Саровский; и не держать непрестанно ум во аде, как преп. Силуан Афонский. Это значит – оценить себя и свою семью, свой род, свою страну по-евангельски: назвать зло – злом, грех – грехом, белое – белым, а чёрное – чёрным. Перестать гордиться, и в страхе Божьем (Рим. 11, 20) начать стараться по-христиански жить: по-доброму относиться к ближнему, быть милостивым, не лгать, не холуйствовать, не поклоняться деньгам и имуществу, не делать абортов, хранить супружескую верность, воспитывать детей в любви и истине, не превращаться в стадо, ликующее по поводу Евровидения – быть, в конце концов, людьми. Любить Бога и ближнего.

Ничего этого нет и не предвидится. Вместо этого у нас есть ликование о прошлом, выраженное, в том числе, и в восприятии сегодняшнего праздника. Для людей, знающих литургику, это обличается многими вещами – например, тем, что в нарушение церковного Устава и в попрание всякого церковного богослужебного вкуса мы на час преклоняем голову и в отпусте литии на Всенощной слушаем утомительное перечисление имён наших святых…

Сегодняшний праздник – для нас всех прежде всего великое обличение. Не ликовать вообще-то нужно, а осознать – и именно в небесном свете святости наших святых соотечественников – как оскорбителен для их памяти поток хвалебных, сотрясающих воздух молитвословий, если эти молитвословия не подтверждает наше собственное «усилие святости». Лишь начав стараться мыслить и жить по-евангельски, мы сможем приблизиться к нашим святым и именно этим почтить их. Если будет так, то наша долгая молитва к ним будет законна и праведна. Если же нет, если мы будем увеличивать поток слов и имён, преклоняя главы и на два, и на три часа, но без того, чтобы по-христиански мыслить и жить – увы, мы будем, почитая память русских святых, только лишь строить гробницы нашим пророкам.

Воскресная проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Сегодня светлый праздник Святой Руси – мы прославляем наших отечественных святых, в Земле Российской просиявших. Каждый из них может сказать о себе: «мир меня ловил, но не поймал». Святые Земли Российской – это не только великаны духа, это путеводные звезды для всех, стремящихся к осмысленной жизни, ищущих Истины и Правды.

В назидание наше, остановим внимание на некоторых чертах жизни наших святых. Прежде всего – жизнь их протекала в вере, они жили в вере. А что значит жить в вере? Жить в вере – это значит стремиться жить в ощущении жизни вечной. Знайте, дорогие мои братья и сестры, что в ком нет света этого ощущения, в том нет еще, по существу, и жизни веры. «Господи, исполни сердце мое жизни вечной» – взывали ко Господу святые. Наличие духовного ощущения жизни вечной – это признак живой духовной жизни человека. «Жизнь вечная есть утешение в Боге», – говорит преп. Исаак Сирин.

Движущей силой жизни святых была любовь. Любовь к Богу и к человеку. Печатью любви к Богу была всецелая преданность Православию, как вере Христовой-Апостольской. В завещании сынам Российским преп. Феодосий Печерский говорит: «Чада, берегитесь кривоверов и всех бесед их. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить и свою и чужую, то он двоеверен, близок к ереси».

Любовь же к человеку, во имя и во славу Божию, побеждает и национальные и вероисповедные преграды. Тот же преп. Феодосий говорит: «Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не только на христиан, но и на неверных». Жизнь верующего должна быть подвигом любви.

Следующей чертой жизни наших святых была непрестанная молитва. Молитва это – плод любви к Богу и к человеку. Возможна ли подлинная любовь к человеку без любви к Богу? Нет, невозможна. Без любви к Богу не может быть подлинной, чистой, альтруистической любви к человеку. Молитва рождается от любви – от скорби о людях.

Мы ныне живем в мире суеты, во власти суеты находимся. И в наше время особенно нужен подвиг молитвы. Свойством нашей молитвы может быть ее краткость дома – «Боже, милостив буди мне грешному», «Господи, настави, утеши и помилуй», «Господи, помилуй», но обязательна ее непрестанность среди людей, на работе. О влиянии молитвы на окружающих людей повествует нам наш во Христе брат, Б. М. Назаров, бывший в советских условиях инженером-судостроителем. Он свидетельствует следующее: «Среди окружавших меня людей было много вражды и волнений, и я не знал, куда от всего этого деваться. Потом решил: буду на работе вести постоянную молитву. И представьте себе, результаты сказались скоро. Не только я сам успокоился, но стали спокойнее и все те, которые со мной общались». Небесный покровитель нашего храма. преп. Серафим говорил: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот в инженере Назарове был дух мирный, мирная и смиренная была его непрестанная молитва. К стяжанию такой непрестанной молитвы и нас зовут святые Земли Русской.

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – поучал евреев ап. Павел. Этими словами поучают нас и святые Земли Российской, поучают примером своей жизни.

И еще на одной отличительной черте наших святых остановим наше внимание. Это – постоянство пребывания в Церкви, сознание себя живой клеткой Тела Христова. И всем опытом своей жизни они свидетельствуют нам о том, что для постоянства бытия нашего в Церкви необходимо постоянство покаяния. «Храм Божий свят, а этот храм – вы», – говорит тот же ап. Павел. А «кто делает грех, тот от диавола», т.е. вне храма, не от Церкви, пока не покается. Это понимали и наши великие князья. Вот Владимир Мономах и Димитрий Донской, не причисленные к лику святых, дают нам пример постоянства пребывания в Церкви: они, несмотря на обремененность государственными и общественными делами, ежедневно посещали храм и каждое воскресенье Великого Поста приобщались св. Таин. «Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, молитвой и милостыней», – поучает нас великий князь Владимир Мономах: «Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в храме это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы, если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь… Не забывайте убогих… Все, что дал нам Бог, не наше, а только поручено нам на короткое время. Старика почитайте, как отца… В делах не ленитесь… Больного посетите, покойника проводите, никого не оставляйте без привета, скажите всякому доброе слово. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, и прежде всего по отношению к Церкви».

Так наставляет нас Святая Русь. Да поможет же нам Господь явить себя достойными наследниками Отцов наших, наших вождей и наставников, память которых мы сегодня прославляем. Аминь.

Читать еще:  Пресвятая Богородица - Храм Божий
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector