0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Матерь каждого из нас

Матерь каждого из нас

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы совершаем один из многих в нашей Церкви праздников Пресвятой Богородицы. Матерь Божия всегда, с первого дня жизни Церкви, была особым Человеком для осмысления, для любви всего христианского народа, для глубокого понимания того, что совершил и совершает Бог в нашей жизни. Давайте вспомним, в какой момент человеческой истории произошло то, ради чего Пресвятая Богородица и пришла в мир, была избрана Спасителем, почему мы так почитаем Ее.

Время перед пришествием Спасителя, перед воплощением Бога Слова, время перед тем, как Бог стал Человеком, потому что не было иного пути к спасению человеческого рода, к тому, чтобы вернуть людей на путь, предназначенный Богом для человека, – это время было совершенно особым и страшным. Святой Псалмопевец говорит об этом так: Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. – Все люди уклонились, все вместе стали непотребными; нет людей, творящих добро, нет ни одного (Пс. 13: 3). Быть может, это преувеличение – подумаем мы. Действительно, добрых людей достаточно много, да просто много, и мы их прекрасно знаем. Но в то же время мы прекрасно осознаем, как смешано человеческое добро даже с индивидуальным человеческим злом в человеке самом добром, самом прекрасном. Почему и покаяние дано всем без исключения людям.

И вот в этот момент, когда человечество было готово к богоубийству – мы знаем, что произошло через 33 года после воплощения Бога Слова, – в этот момент Господь полностью доверяется одному Человеку – Пресвятой Богородице. Это абсолютное и полное доверие, ведь Бог – и мы исповедуем это, веруем в это, и это основа нашей веры – Всемогущий Бог сознательно стал беспомощным малым Младенцем в руках человека, в руках представителя человеческого рода, того самого, со свободной волей. Сегодня это воля добра, завтра что-то произошло и это воля зла – мы знаем это сами по себе.

И Бог избрал из человеческого рода одну, Которой Он полностью доверился, сделав Себя беспомощным малым Младенцем. Мы знаем из священной истории о преследовании этого Младенца царем Иродом и его приспешниками. Мы знаем о бегстве в Египет. Мы знаем о верности Пресвятой Богородицы не только до самого последнего дня жизни Своего Сына, но и после Его распятия и, конечно, по Его Воскресении и во времена преследований и гонений.

Это основа нашего исповедания Церкви: Матерь Божия стала Матерью каждого из учеников Христовых

Сложно говорить о матери каждому из нас. А ведь Пресвятая Богородица, и мы читаем об этом в Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, Богом, Самим Господом Иисусом Христом была сделана Матерью каждого из учеников Христовых. И это не просто слова, это не просто образ. Это догмат Церкви, это базовое знание Церкви, это основа нашего исповедания Церкви: Матерь Божия стала Матерью каждого из учеников Христовых. Мы знаем людей, которые совершали подвиги, из истории или из нашей собственной жизни. Мы знаем, как мать такого человека переживала за своего ребенка. Как дороги ей были все те, кто были соратниками сына или дочери. Как она обымала своей любовью всех их. И отчасти мы можем понять, почему мы все, стремящиеся быть учениками Христовыми, являемся детьми Его Матери, бесконечно любящей Своего Сына и живущей Его жизнью, как всякая мать, разделяющей Его цели.

Поэтому-то опытом жизни поколений и поколений христиан, всех христианских народов было осознано особое место Пресвятой Богородицы в жизни христиан и отдельных людей – учеников Христовых. Поэтому мы так особо молимся Ей, поэтому мы так с доверием, с упованием относимся к молитвам Пресвятой Богородице.

Ее действия, как действия настоящей матери, порой незаметны. Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1: 48). Зачастую – а матери, стоящие здесь, знают об этом – сын или дочь не замечают бесконечной заботы любящей матери. Они воспринимают то благо, которое разливается вокруг них, как нечто должное: ну, это обычные вещи. А на самом деле это материнская забота.

В России, в Древней Руси всегда было особое отношение к надежде на Пресвятую Богородицу. И всякий раз, когда Русь грешила, когда мы понимали, что мы грехами своими прогневали Бога, то первая молитва была к Той, которую Он дал нам в Матери. Ведь это же особая вещь – матери не откажешь.

Так было и несколько сот лет назад, в 1521 году, когда хан Мехмед Гирей шел на Москву, разоряя все вокруг. Это был крымский хан, который поставил себе целью сделать Москву своим данником – и так он и сделал. Москва была уже богатым, разжиревшим городом. Москва брала дань с окрестных княжеств. Раньше она платила эту дань татарским князьям, князьям из Орды. Потом все больше и больше оставляла себе, как это у нас порой водится. И нравы в городе были очень тяжелыми.

И летописцы пишут без всякого лукавства, не в том смысле, что уж так по обычаю надо сказать, что мы много согрешили, Бог прогневался и послал на нас очередную орду. Да нет, так оно и было. Церковные летописцы пишут даже об одном видении, что святители Московские вышли из Москвы, чтобы не защищать ее, – настолько тяжелы были грехи наших соотечественников, москвичей, горожан. И когда москвичи опомнились, когда татары сожгли уже Николо-Угрешский монастырь – рядом совсем, когда разоряли уже все предместья – тогда пришло покаяние. Понимали, что как можно покаяться в таком количестве грехов. И опять прибегли к защите Матери Божией: Она простит, что бы ни было. Так и получилось.

Иногда описывают, что это было какое-то особое чудо: все захватчики ушли – действительно, они ушли. Но было все, конечно, сложнее. Были переговоры, на нас опять наложили дань, мы стали данниками крымского хана. Но молитва не прекращалась, и хан вместо того, чтобы войти в Москву и разграбить ее полностью, ограничился тем, что будет получать с нас дань, и мы, грешные москвичи, опять остались в своем нетронутом тогда городе, сохранили и жизнь, и свободу, и мужчин, и женщин, и детей.

Матерь Божия – особый, бесконечно святой и великий дар христианскому миру

Так происходит и в нашей жизни достаточно часто. Матерь Божия – особый, бесконечно святой и великий дар христианскому миру. Не потому, что это справедливо или несправедливо, логично или нелогично, а потому, что мы, христиане, – просто семья, семья со своими проблемами, со своими немощами, слабостями, и всей семьей – Церковью – мы спасаемся.

Рациональные люди не могут этого понять, и наши протестанты не могут вместить в свой разум. Ну как это, за что, ну почему? Если человек согрешил, значит, юридически должен быть наказан, это для его же пользы. И вдруг у православных вступается Пресвятая Богородица – ну, с какой это стати, это же несправедливо, это же не юридически, неправильно.

Но мы живем в других ценностях, других измерениях, мы живем этой особой единой семьей. Далеко не совершенной, земной семьей. Чтобы, пройдя через испытания, через осознание и покаяние в грехах, стать семьей совершенно иной, той, которую мы изобразили здесь на куполе, семьей святых, семьей, в которой есть одно только чувство – любви, благодарности, радости о Боге, а все чувства эгоистические, все чувства заблуждений уже далеко позади. Аминь.

Слово в день празднования Владимирской иконы

Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Иеромонах Никон (Париманчук)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Читать еще:  Слово в день святой великомученицы Варвары

«С днем радости и веселия» — с празднованием Владимирской иконы славной Владычицы нашей Преблагословенной Богородицы!

Все дни этой недели уже находятся под сугубым праздничным покровом Пятидесятницы. В храмах поется: «Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение». Конечно же, Дух Святой неотлучно пребывает в Церкви Христовой от дня первой Пятидесятницы. Но дни праздника даруют особую возможность обновиться душой в переживании этого великого события.

В эти дни мы вспоминаем обилие и многообразие даров Духа Святого — «Источника всякой благости», — обещанных Христом Спасителем Своим ученикам и видимо и действенно полученных первым собранием Церкви Христовой на 50-й день Святой Пасхи. От апостолов и через их труды благовестия благодатью Божией ныне Дары Духа Святого подаются каждому христианину, живущему в Церкви и черпающему в ней силы для благодатной жизни.

Об этих дарах Духа писал апостол, что это «благость, праведность и истина» (Еф. 5: 9), «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23).

Великое множество христиан приобрело и сохранило эти дары, достигнув святости.

Но из всех рожденных наибольшей полнотой этих святых даров, полнотой этой благости обладает Матерь Божия, Которую мы благоговейно именуем Царицей Небесной, о Которой поем, что Она «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». Ей Господь дал великую милость простирать пред Ним в молитве о нас пречистые Свои руки, даровал особую милость слышания Ее прошений о нас, грешных. О каждом христианине в отдельности, и семьях, и весях, и городах, и целых народах.

Множество свидетельств о Ее помощи хранится в настоящем времени.

Именно в настоящем, потому что все события Ее чудесной помощи и заступления не в историческом прошлом, они с нами, они живут в нас, укрепляют, так же радуют, как и в древности радовали наших предков по вере. И Ее помощь, живая и действенная, всегда с нами.

История нашего Отечества от древних дней помнит великое множество сражений — великих и победных, — в которых решалась историческая судьба России. Эти победы были одержаны и кровью великого множества воинов, и силой изощренного оружия, и мудростью полководцев, среди которых были и прославленные святые.

Но в церковном календаре хранится память о тех победах, которые были одержаны не обыкновенными средствами человеческой силы, но совершились вопреки усилиям человеческим, совершились могуществом Божиим.

Один русский историк заметил, что «закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности», то есть глубинный смысл событий исторических, да и событий жизни отдельного человека, неподвластен человеческому истолкованию. Неподвластны они человеческой воле, какой бы неистовой и сокрушительной она бы ни была. Проходит время, и ложные сооружения человеческих усилий исчезают бесследно, как в пустыне исчезают заманчивые миражи. Так в жизнь целых народов и отдельного человека входит чудо — как проявление высшей Истины, высшего суда, милости и долготерпения Божиего. Входит по молитвам Богородицы, о Которой мы поем, что Она — «чудес Христовых начало».

И первое чудо Господа — это призыв нас к милости прежде всего к самим себе, призыв к покаянию. Как и на заре христианства, Он кротко обращается к каждому из нас: «Что же ты гонишь Меня?» И нам надо только смиренно вопросить, как тогда вопросил святой апостол Павел: «Кто Ты, Господи?» И получить ответ: «Трудно тебе идти против Меня. Сила Моя в немощи совершается».

«Сила Моя в немощи совершается». Это великий закон духовной жизни, и слова эти относятся не к телесной немощи, а к немощи человеческого упрямства, самоуверенности, самонадеянности, гордости. И хотя поначалу эта сила человеческая, как кажется, и горы может переставлять, и реки поворачивать, и народы порабощать, но в основе ее лежит отвержение всякой помощи Божией. А Бог гордым противится и только смиренным дает благодать.

И тогда, когда в запасе человеческих средств не остается уже ничего, человек смиренно падает на колени пред Господом и вопиет о помощи.

Так было и в 1521 году на Руси. Уже позади и бегство Тамерлана, и противостояние на Угре, позади века унизительного заискивания пред сильными соседями, века униженного стояния на коленях. Москва уже не малое княжество, на которое можно совершить безнаказанный набег. Московский князь уже возвышен и даже признан в Европе «кесарем» — то есть равным собратом других государей. Покой границ, пусть не очень стабильный, укреплен надеждой на договоры и со Священной Римской империей, и с Литвой, и с Казанским ханством. Уже готовы прозвучать и слова, которые нам теперь хорошо знакомы: «Москва — третий Рим», слова, заявляющие о праве наследия новорожденным государством на славу, силу и христианское благочестие Византийской империи.

И вот — внезапная беда.

Происками польской короны поднимается Крымское ханство в союзе с Казанским на Русь. При Оке русское войско разбито. Враг подошел к стенам города. Великий князь Василий в Волоколамске собирает войско, а в беззащитной Москве митрополит Варлаам вместе с жителями усердно молится об избавлении от гибели.

И каков был ответ на эту молитву?

Слепой телесными очами, но зрячей духовно инокине одного из монастырей Кремля открылось, как из Спасских ворот Кремля, покидая его, выходили Московские святители, сами некогда немало трудившиеся в этом граде. Они уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери — символ молитвенного покрова Пресвятой Богородицы.

Почему был таким ответ на молитву?

Потому, что духовные и нравственные представления общества о себе не всегда соответствуют истинному. Потому, что заповедь хранить благочестие так, как делали это равноапостольные император Константин, память которого вспоминается сегодня Церковью, и великий князь Владимир, 1000-летие преставления которого отмечается в этом году, обернулась усердием не столько христианским, сколько политическим, размах которого увлек к земному стяжанию.

Так, каждый раз, когда мы согрешаем, стены нашего телесного града оставляет благодать Божия.

Но в тот тяжкий год не осталась забытой земля Русская.

У врат скорбное шествие встретили великие молитвенники Святой Руси — преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезами умолили Владычицу не оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно святую Владимирскую икону.

Москва была спасена: Махмет-Гирей бежал.

Так свидетельство человеческой беспомощности стало свидетельством милости и силы Божией.

По молитвам Заступницы Небесной люди были спасены, а память об этом дне благодарно сохранена для назидания потомкам в сегодняшнем празднике.

Такова сила молитвенной помощи Матери Божией.

Как стяжала Она эту благодать?

О том, какой была Пречистая Дева в дни земной жизни, мы знаем немного.

Евангелие мало говорит о Матери Господа нашего. Благовещение, Рождество и вот уже страшные дни страданий Ее Сына. Эти сведения как бы обнимают всё повествование о земной жизни Ее Божественного Сына. Но есть одно свидетельство о Богородице, удивительное и непривычное, о котором пишет апостол Матфей и которое не должно ускользнуть от нашего внимания.

Однажды, когда Господь говорил к народу, некто сказал Ему: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою».

Что же ответил Сын Человеческий?

«Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Тот, кто будет исполнять волю Отца Небесного, тот брат, и сестра, и матерь Господни» (см.: Мф. 12: 46–50).

Святой Иоанн Златоуст вот что говорит: без добродетели всё бесполезно. И возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения, нет смирения и верности заповедям Божиим. «И знайте большее, — продолжает великий учитель Церкви, — без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве, и родить этот дивный Плод». Но Матерь Христа Спасителя нашего первая исполнила всё должное, явила полноту послушания, сказав: «Да будет Мне по глаголу Твоему».

И Она была не вне, но всегда со Своим Сыном — и у Креста, и ныне, — держа Его на Своих руках.

Толкование святого Иоанна Златоуста к нам всем применимо, особо же в этот день к нашим дорогим выпускникам духовной семинарии, разделявшим вместе с братией и праздники, и посты в обители в честь Пресвятой Богородицы. Пусть хранит нас Матерь Божия, будет нам Помощницей, Доброй и Благой Путеводительницей на всех жизненных дорогах, чтобы мы обновлялись на путях жизни не внешними и привлекательными переменами, но вечной новизной Духа Святого и Животворящего, обновляющего и сердце, и дух.

Читать еще:  Слово в Неделю 5-ю Великого поста. О призыве Божием

Святый Душе, происходяй от Бога, святость всем нам подаждь, в Тя верующим, молитвами всех святых и первой нашей Молитвенницы и Заступницы Преблагословенной Богородицы.

Вам может быть интересно:

  1. Как возрастать духовно. Наставления на каждый день недели – преподобный авва Дорофей
  2. Подвижнические наставления – преподобный Исаак Сирин Ниневийский
  3. Духовные наставления инокам и мирянам – преподобный Серафим Саровский (Мошнин)
  4. Молитвы и наставления – преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев)
  5. Проповеди и молитвы – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) – митрополит Трифон (Туркестанов)
  6. Слова и проповеди – Святые – святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
  7. Проповеди – Дни памяти святых – митрополит Антоний Су́рожский (Блум)
  8. Костромские поучения – Костромские поучения за 1898 год – епископ Виссарион (Нечаев)
  9. Проповеди – праведный Алексий Мечёв
  10. Проповеди – Том I – святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери

3 июня, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском Сретенском монастыре. После чтения Евангелия Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, связанное с чудом, явленным от Владимирской иконы Божией Матери. В 1521 году над градом Москвой нависла смертельная опасность: крымский хан Махмет-Гирей возжелал захватить город и уничтожить его. И у этого хана были основания для такого дерзновенного военного плана. Армия его была сильна; двигаясь по Руси, он разорял города и убивал людей, наводя ужас на народ православный. Войска хана подошли к Москве. Великий князь Василий, не располагая достаточными военными силами, имея большие проблемы с формированием воинской дружины, спешно стал укреплять свои войска.

Все понимали, что такое спешное укрепление войск мало может помочь в отражении военным способом той страшной опасности, которая нависла над Москвой. И тогда митрополит Варлаам призвал весь град горячо молиться о спасении. Хорошо известно, что одной благочестивой слепой инокине было явлено во сне дивное предсказание: она увидела, как из Кремля износится чудотворная икона Владимирская, как при выходе из Спасской башни икону встречают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и, упав на колени, молят святителей, износивших образ, не совершать сего. Молитва угодников Божиих была услышана — икону возвратили в Кремль. Подобное же видение было и у Василия Блаженного. И когда стало известно горожанам об этих двух явлениях, то возникла надежда на спасение, еще более усилилась молитва людей.

Махмет-Гирей останавливает свои войска, а затем и поворачивает вспять, отказываясь от планов захватить столицу русского государства. Существует предание, что ему также было видение Божией Матери, окруженной русским воинством, в великой силе пребывавшим. И потому убоялся хан идти на штурм Москвы.

Три праздника Владимирской иконы Божией Матери в году, и все они посвящены воинским победам, избавлению града Москвы от нашествий ордынских ханов. С этим образом Царицы Небесной связывается вера в особое заступничество Матери Божией о граде Москве, о земле Русской и о Русской Церкви. Потому так почитается этот образ как святыня Москвы и всего Отечества нашего.

Чему же учит нас воспоминаемое сегодня историческое событие, так дивно преломленное в церковной памяти и выраженное литургическими средствами в сей святой праздник? Оно учит нас очень многому. Горожане, когда узнали о видении, поняли, что Господь заступлением Пречистой простил им их грехи. Нашествие хана в сознании наших благочестивых предков крепко связывалось с их грехами и воспринималось как наказание за грех. Так всегда воспринимались военные поражения, гражданские смуты, потрясения, которые происходили в истории нашего народа.

Люди жили глубокой религиозной жизнью, вера была не на периферии, а в центре этой жизни. У большинства людей наших был яркий, глубокий личный религиозный опыт — опыт переживания Божественного присутствия в их жизни. А потому и страх Божий был силен, и, когда происходили невзгоды, никому и в голову не приходило объяснять эти катаклизмы политическими, экономическими, социальными или прочими причинами, находя вину где-то там, вдалеке, и таким образом как бы защищая самих себя от суда Божия — мол, не мы виноваты, а стечение обстоятельств, законы истории и многое другое.

Каждый имеет право на собственное толкование истории, и ученые объясняют ее по-своему. У Церкви же есть право духовно прозревать исторические пути народа; у верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего, и понимать, чтó есть Божие наказание. Если мы не потеряем такой взгляд на историю, нам многое станет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь это в будущем.

Некоторые недоумевают: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей?» Но если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой. Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество? Но если бы вместо страшного наказания последовало материальное процветание и победа идеологии, то невольно каждый здравомыслящий верующий человек спросил бы: «А где же суд Божий, неужели только в вечности? Неужели Он не простирает Своей длани над историей?»

История нашего Отечества, как, может быть, никакая другая, учит тому, что суд Божий происходит не только в вечности — он происходит и в истории. И Господь, являя справедливость Свою, наказывает людей. Иногда наказания эти очень страшные. Примерами их наполнено Священное Писание Ветхого Завета. И наша история свидетельствует о том, что Бог поругаем не бывает.

Но наказание Божие — это не проявление некоего деспотизма и жестокости, о чем с удовольствием нередко рассуждают люди неверующие, подвергая сам факт бытия Божия сомнению. Наказание Божие — это явление правды Его, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира; это установление баланса, без которого всякая человеческая система будет обрушена. Наказание Божие есть всегда проявление в том числе любви Божией к людям во имя их исправления.

Сей день, как и многие другие праздники, связанные с историей России и Церкви нашей, помогает многое понять и многое прочувствовать и, устремляясь вперед, помнить, что Господь наказывает нас не только в личной нашей жизни. Наказанию подвергаются не только личности, но и человеческие сообщества, и так было начиная от Вселенского потопа до последней страшной мировой войны.

В руках каждого из нас — наша судьба и судьба Отечества. Вот почему мы должны хранить веру, иметь страх Божий, всегда помнить о любви Божественной, но также и о Божием наказании, о том, что правда Божия всегда будет явлена, какие бы ни предпринимались попытки вычеркнуть и исторгнуть эту правду из жизни человеческой. А если присутствует Божия правда, то есть и надежда на вечное торжество Божественной справедливости, на победу добра над злом.

Сегодня все мы как народ, устремляясь вперед по тому пути, который сегодня открывается перед Отечеством нашим, должны помнить уроки истории и, храня веру православную, жить по правде Божией, дабы карающая Божественная десница не прикасалась к нам, но чтобы десница любящего Отца поддерживала нас в нашей жизни.

Читать еще:  Слово на вечерне Великого пятка

Сегодня мы отмечаем также еще одно важное событие: пятнадцать лет тому назад был вновь открыт этот святой монастырь, основанный в связи со спасением столицы по молитвам и предстательству Божией Матери через чудо, явленное от иконы Владимирской в годину нашествия хана Тамерлана на землю нашу. Сия обитель особым образом связана с иконой Пресвятой Богородицы, и замечательно, что именно в день празднования святому образу мы отмечаем пятнадцатилетие открытия обители, которая стала одним из очень важных духовных центров столицы, куда стекается много людей, где совершается активная духовная, образовательная и культурная деятельность.

Я хотел бы сердечно поблагодарить наместника обители отца архимандрита Тихона за труды, которые он предпринял, возрождая эту обитель вместе с братией своей, с благочестивыми мирянами, оказывавшими и оказывающими большую поддержку этому святому месту. Действительно, за пятнадцать лет пройден славный путь, и мы сегодня с благодарением Господу можем свидетельствовать, что в этом святом месте действительно вспыхнул и разгорается очаг духовной и монастырской жизни, который реально согревает души людей и привлекает к себе тех, кто, может быть, пока еще отчетливо не видит Божия присутствия в своей жизни и в жизни нашего народа.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с этими двумя событиями. Покров Царицы Небесной, который неоднократно в годины испытаний ограждал страну и народ наш от скорбей и даже гибели, и ныне ограждает нас от всякого зла, помогая с верой и надеждой, с упованием на помощь Божию и предстательство Царицы Небесной идти по тому пути, который указывает нам Господь. Аминь!

Проповедь в день Владимирской иконы Богородицы

Сегодня мы слышали евангельский отрывок, который читается Церковью всякий раз в дни Богородичных праздников. Это чтение повествует нам о том, как Господь пришел в дом Марфы и Марии, двух сестер Лазаря. Марфа хлопотала об угощении долгожданного гостя, как того требует известное восточное гостеприимство. Мария же села у ног Господа и слушала слово Его. И тогда Марфа с некоторой обидой сказала Христу: «Скажи сестре моей, пусть мне поможет». Господь же ответил ей: «Марфа, ты печешься о многом, а нужно только одно. А Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее».

Эти слова Господа, конечно, не были укором Марфе, которая старалась изо всех сил угодить Христу. Но эти же слова стали указанием пути, благой части для ищущих правды Божией. И путь этот заключается во внимании словам Бога, словам назидания — выше всяких земных дел. Хотя и дела Марфы ведь тоже были направлены к Господу, она именно Ему своей деятельной любовью старалась услужить.

Мария сидит у ног Господа. Такая ситуация была обыкновенной и привычной для взаимоотношений учителя и ученика. Но во время проповеди Христа сложно было представить себе ситуацию, что учеником может быть женщина. Такую возможность принесло время Нового Завета. Именно поэтому данный отрывок из Евангелия читается в праздники Богородицы, ведь Она стала той Девой, Которая поставила женский образ в мире на совершенно иной пьедестал. Ведь именно Деве Бог доверил стать Матерью воплощенного Слова Божия, Спасителя мира.

Иначе говоря, Бог доверил женщине Своим воплощением ту честь, которой не сподобился в мире ни один мужчина. Богородица стала выше всех тварей, выше ангельского безгрешного мира, стала «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».

Неся свое служение проповеди Слова Божия, Святая Церковь имеет в своем распоряжении множество различных инструментов. Одним из них, несомненно, является текст, записанный или произнесенный, которым является в том числе и слышанное нами сегодня Евангелие. Но это не единственный способ, которым Божественное Откровение передается во времени. Для многих святых отцов, таких, например, как свт. Василий Великий или свт. Григорий Великий, иконы были своего рода книгами для безграмотных. Впрочем, глубина заложенных в каноническую иконографию смыслов делает их не менее важными и для людей вполне грамотных, для нас с вами. А в сочетании с Евангельским текстом эти зримые повествования позволяют еще глубже понять Предание Церкви.

В каком-то смысле и слышанный нами сегодня евангельский рассказ является иконическим, ведь Божия Матерь упоминается лишь вскользь, но, как мы смогли понять, говорится в нем всё же и о Ней. И неслучайно в Православной Церкви существует так много иконографических изображений Пресвятой Богородицы. Не находя возможности полноценно передать словами Ее образ, не имея практически никаких сказанных Ею слов и речей, Церковь всë же передает из поколения в поколение рассказ о Деве Марии посредством как словесных, так и действительных иконографических изображений.

Сегодня мы чтим Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, в память о встрече которой и о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана и был воздвигнут храм, сначала деревянный, затем каменный, рядом с которым мы сегодня молимся. А вокруг этого храма расположился наш Сретенский монастырь. И вот сегодня, спустя шесть веков после тех великих событий, мы вновь собрались, чтобы помолиться Богородице перед Ее Владимирским образом — келейным образом старца архимандрита Иоанна Псково-Печерского, поблагодарить Царицу Небесную за предстательство и помощь как всему нашему народу, так и каждому из нас в отдельности.

Святые иконы даны нам для того, чтобы мы могли смотреть на видимое и видеть за ним невидимое, молясь перед образом — возносить свои молитвы к первообразу, к тому, кто на них изображен. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «поклоняюсь изображению Христа как во­плотившегося Бога; изображению Госпожи всех — Богородицы как Матери Сына Божия; изображе­ниям святых как друзей Божиих, противостав­ших греху до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю [перед собою] на­чертанные подвиги и страдания их, в жизни шед­ших по стопам Его, так как через них я освяща­юсь и воспламеняюсь соревнованием подражания. Ибо говорит божественный Василий — возда­ваемая изображению честь переходит на первооб­раз» (Иоанн Дамаскин, Слово первое защитительное о святых иконах, 21).

И сегодня, поклоняясь Владимирскому образу Пресвятой Девы, мы воздаем честь Божией Матери, через Которую Бог вошел в мир. Находясь в обители, основанной в честь чудесной помощи Богородицы нашему народу, нашей стране, давайте и сегодня помолимся о том, чтобы Она сохранила всех нас от напастей, которые в последнее время всё плотнее окружают каждого из нас. И Ее предстательством перед Сыном да сохранит Господь всех нас в сложных испытаниях, которые стали особенно ощутимыми в последнее время.

//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в день памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, 6 июля 2020 года

Дважды спасенная

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на церковь.

Сейчас Владимирская икона Божией Матери хранится в Николаевской церкви на Толмачах. Фото: roslavl-dhsh.ru

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9). Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector