0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II Александровича

Содержание

Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II Александровича. 1897г.

Память Святителя и Чудотворца Николая издревле особенно почитается на Святой Руси. Всякий человек во всех жизненных скорбях, болезнях и обстояниях чаще всего призывает на помощь себе угодника Божия Николая.

Сколько верных сынов России носят Святое имя его! В каком русском доме нет иконы сего славного Святителя? Сколько храмов и часовен построено и впредь строится на Руси в честь его. В каком храме или часовне, если они построены не в честь Святителя Николая, нет по крайней мере иконы его.

И так всегда почитал православный русский народ угодника Божия Николая. Теперь же он должен быть еще более дорог для России, потому что он является небесным покровителем ея верховного вождя: Государь Император наш Николай Александрович носит его Святое имя. По сему, если и прежде русский люд молился Святителю Николаю о Царе своем, то тем более следует молиться ему теперь о Царе тезоименитому ему.

Прилично это всегда, а тем более сегодня — в праздник Святителя Николая и в высокоторжественный день тезоименитства Государя Императора.

И мы, должные чувством сыновней любви к высокому и дорогому для всей России Имениннику, собрались сегодня во Святом храме нарочито для того, чтобы усердно помолиться Царю царей о здравии, долгоденствии и благоденствии нашего Царя-Батюшки и всей державы Его, — чтобы помолиться и Его небесному покровителю — угоднику Божию Николаю, да сохранит Он тезоименитого ему возлюбленного Царя нашего на всех путях его жизни здравым и невредимым, для блага и счастья Церкви нашей, Царства Русского и народа.

Но не этою только молитвою всякий из нас должен ограничиться. Вместе с молитвою и самым делом все мы должны споспешествовать благоденствию православной России и ея Главы. Нужно это и для собственного блага каждого из нас, потому что только тогда, когда будет благоденствовать наше дорогое Отечество. И всякий из нас может тихое и безмолвное житие пожить во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).

Отчего же зависит благоденствие Святой Руси, и чем каждый из нас может споспешествовать этому благоденствию ея? Чему учит нас в этом отношении настоящий день? Сегодня мы празднуем день представления Святителя Христова Николая. Этот Святитель отличался многоразличными христианскими добродетелями. Но основною — главною из них по справедливости надо признать Святую веру Христову, содержимую им. Его истинная живая вера подвигнула его на все добрыя дела, которыми угодил Богу и прославился на земле Святой Николай. И потому празднуемый Святитель прежде всего. Как и поет Святая Церковь, является для нас «правилом веры».

Во-вторых, сегодня Церковь наша молитвенно торжествует тезоименитство Государя Императора. Это торжество свидетельствует о тесной связи нашей с Царем, от нашей зависимости от Него, этим празднеством Церковь внушает повиновение и покорность Царю. В общем же настоящий день поучает нас содержать православную веру Христову и во всем повиноваться Помазаннику Божию — Самодержцу Всероссийскому.

О православной вере нашей не сегодня, а 18 веков тому назад сказано, что она есть победа, победившая мир (Иоанн. 5, 4). Победную силу ея сознавали даже злейшие враги Христа. Вспомните ярого богоотступника Юлиана. Какою злобою против Христианства дышал он! Какие усилия употреблял он к тому чтобы возстановить отживающее язычество и потребить Христианство! Вспомним и то, чем закончились его злобные замыслы. Он закончил их сознанием своего полного безсилия. Как известно, в войне с персами, будучи ранен вражескою стрелою и изнемогая в предсмертных муках, Юлиан взял кусок своей запекшейся крови и, бросив ее вверх, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!»

Что касается преданности законной власти, то сему учил и словом и примером Своим Господь Спаситель наш. За Ним Святые Апостолы и христиане первых веков повиновались владыкам не только благим и кротким, но и строптивым (1 Петр. 2, 18), суровым, даже язычникам и гонителям, повиновались, веря, что власти установлены от Бога «во благое» подданным (Рим. 13, 1 и 4). Воспомянем по примеру псалмопевца наши дни древние и поучимся (Псал. 142, 5). Все «дни древние» — вся история Святой Руси поучает нас тому, что только горячая преданность Святой вере и беззаветная покорность наших предков Самодержавной власти спасли Россию в ея скорбные годины и возвели ее на степень могущественного государства.

Старинные русские люди, наученные горьким опытом, дороже всего ценили Святую Православную веру и крепкую единодержавную власть. Раз дело касалось интересов православия или единодержавия, для защиты их они не жалели ничего — не щадили и живота своего. И нужно сказать, что только одушевляемая Святою православною верою, только руководимая и направляемая единодержавною властию, Россия могла освободиться от таких страшных врагов, грозивших ей неминуемой гибелью, как несчастные удельные порядки, как более чем двухвековое татарское рабство, как тяжкая година сомозванческих смут или как бедствия достопамятного двенадцатого года при нашествии грозного Наполеона.

Что именно православию и Самодержавию обязана Россия своим могуществом, подтверждение этого у всех нас на глазах. В Бозе почивший достойный блаженной и вечной памяти Царь Миротворец в свое короткое сравнительно Царствование возвел Россию на верх славы и величия. Чем же Он произвел обаяние во всем свете, чем снискал Себе и России уважение почти всего мира? Не тем ли, что Он был первым и лучшим сыном православной Церкви и своей земли, не тем ли, что и на престоле и в Семье своей был искренним и убежденным православным христианином, достойным Самодержцем в лучшем смысле этого слова, хранителем вековых устоев и преданий русской старины?

Благодарение Всевышнему! Венценосный Сын и Преемник Царя-Миротворца, ныне благополучно Царствующий Государь Император с первого дня Своего Царствования является верным вековым устоям Святой Руси — Православию и Самодержавию. Как преданный сын православной Церкви, наш Богохранимый Монарх — всем вам известно — первый день своего Царствования освятил принятием Святых Христовых Таин, этой животворящей «небесной пищи». А в первом Своем Манифесте к верноподданному народу Он взывал: «да не забудет возлюбленный народ Наш, что сила и крепость Святой Руси в единении с Нами и в безпредельной Нам преданности» (См. «Церковный Вестник». 1894. № 46. С. 673).

О Себе же немного спустя Государь наш, пред представителями всех сословий России, убежденно заявил, что Он «посвящая все Свои силы благу народному, будет твердо и неуклонно охранять начало Самодержавия» («Церковный Вестник». 1895. № 3. С. 85). Воспоем же, братие. Господеви, всегда благодеявшему (Псал. 12. 7) и ныне благодеющему нам! Воздай, истинный русский гражданин, воздай хвалу Богу, даровавшему нам Царя по сердцу нашему, Царя, проникнутого глубоким сознанием жизненности и благотворности Православия и Самодержавия, — Царя, убежденного представителя и хранителя этих дорогих начал и устоев.

Молись, верный сын православной России, молись всегда и от всего сердца твоего Царю Небесному, да поможет Он Помазаннику Своему — Благочестивейшему Императору нашему служить горячо любимой родине так, как Он Сам хотел бы и просил. А Он — припомните — в начале Своего Царствования однажды воззвал молитвенно и да поможет Мне Господь служить Нашей горячо любимой Родине так же, как служил ей Мой покойный Отец, и вести ее по указанному Им светлому и лучезарному пути» («Церковный Вестник». 1894. С.697). Да услышит небесный Владыка молитву Помазанника Своего и Его верноподданного народа!

Молясь о Царе своем и державе Его. Взирай, всякий истинно русский человек, взирай чаще на пример Царя твоего, старайся и ты проникнуться и одушевиться той глубокой преданностью Православию и Самодержавию, какою проникнут и одушевлен Он, твой Отец и Глава. Помни всегда, что не в чем-либо другом, а именно в этой преданности заключается залог спокойствия, благоденствия и могущества Святой Руси. Дорожи, храни Святую православную веру и все ея установления, правила, предания и обряды, как зеницу ока. Подчиняйся, как бы самому Христу (Ефес. 6, 5), Самодержавной власти Царя, искренно от души (Ефес. 6, 6) исполняй все Его законы, уставы и распоряжения. Повинуйся и всем поставленным от Царя властям и начальствам. Безропотно, Господа ради, неси каждый все возложенные на тебя обязанности!

Когда всякий из нас со всем усердием будет служить Святой православной Церкви и Самодержавной власти, тогда Русь Святая твердыми и верными шагами пойдет по указанному ей «светлому и лучезарному пути». Тогда не страшны ей будут никакие беды; тогда не грозны ей будут никакие враги! Навстречу всем бедам и всем врагам она смело может сказать тогда вдохновенными словами ветхозаветного евангелиста-пророка: «С нами Бог. Разумейте языцы и покоряйтеся. Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 6-10). Аминь.

Священник П.Туманов

Печатается по книге «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях». Приложение к еженедельному духовному журналу «Пастырский Собеседник», Москва. 1897.

Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II Александровича. 1897г.

Память Святителя и Чудотворца Николая издревле особенно почитается на Святой Руси. Всякий человек во всех жизненных скорбях, болезнях и обстояниях чаще всего призывает на помощь себе угодника Божия Николая.

Сколько верных сынов России носят Святое имя его! В каком русском доме нет иконы сего славного Святителя? Сколько храмов и часовен построено и впредь строится на Руси в честь его. В каком храме или часовне, если они построены не в честь Святителя Николая, нет по крайней мере иконы его.

И так всегда почитал православный русский народ угодника Божия Николая. Теперь же он должен быть еще более дорог для России, потому что он является небесным покровителем ея верховного вождя: Государь Император наш Николай Александрович носит его Святое имя. По сему, если и прежде русский люд молился Святителю Николаю о Царе своем, то тем более следует молиться ему теперь о Царе тезоименитому ему.

Прилично это всегда, а тем более сегодня — в праздник Святителя Николая и в высокоторжественный день тезоименитства Государя Императора.

И мы, должные чувством сыновней любви к высокому и дорогому для всей России Имениннику, собрались сегодня во Святом храме нарочито для того, чтобы усердно помолиться Царю царей о здравии, долгоденствии и благоденствии нашего Царя-Батюшки и всей державы Его, — чтобы помолиться и Его небесному покровителю — угоднику Божию Николаю, да сохранит Он тезоименитого ему возлюбленного Царя нашего на всех путях его жизни здравым и невредимым, для блага и счастья Церкви нашей, Царства Русского и народа.

Читать еще:  Проповедь на Вознесение Господне

Но не этою только молитвою всякий из нас должен ограничиться. Вместе с молитвою и самым делом все мы должны споспешествовать благоденствию православной России и ея Главы. Нужно это и для собственного блага каждого из нас, потому что только тогда, когда будет благоденствовать наше дорогое Отечество. И всякий из нас может тихое и безмолвное житие пожить во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).

Отчего же зависит благоденствие Святой Руси, и чем каждый из нас может споспешествовать этому благоденствию ея? Чему учит нас в этом отношении настоящий день? Сегодня мы празднуем день представления Святителя Христова Николая. Этот Святитель отличался многоразличными христианскими добродетелями. Но основною — главною из них по справедливости надо признать Святую веру Христову, содержимую им. Его истинная живая вера подвигнула его на все добрыя дела, которыми угодил Богу и прославился на земле Святой Николай. И потому празднуемый Святитель прежде всего. Как и поет Святая Церковь, является для нас «правилом веры».

Во-вторых, сегодня Церковь наша молитвенно торжествует тезоименитство Государя Императора. Это торжество свидетельствует о тесной связи нашей с Царем, от нашей зависимости от Него, этим празднеством Церковь внушает повиновение и покорность Царю. В общем же настоящий день поучает нас содержать православную веру Христову и во всем повиноваться Помазаннику Божию — Самодержцу Всероссийскому.

О православной вере нашей не сегодня, а 18 веков тому назад сказано, что она есть победа, победившая мир (Иоанн. 5, 4). Победную силу ея сознавали даже злейшие враги Христа. Вспомните ярого богоотступника Юлиана. Какою злобою против Христианства дышал он! Какие усилия употреблял он к тому чтобы возстановить отживающее язычество и потребить Христианство! Вспомним и то, чем закончились его злобные замыслы. Он закончил их сознанием своего полного безсилия. Как известно, в войне с персами, будучи ранен вражескою стрелою и изнемогая в предсмертных муках, Юлиан взял кусок своей запекшейся крови и, бросив ее вверх, воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!»

Что касается преданности законной власти, то сему учил и словом и примером Своим Господь Спаситель наш. За Ним Святые Апостолы и христиане первых веков повиновались владыкам не только благим и кротким, но и строптивым (1 Петр. 2, 18), суровым, даже язычникам и гонителям, повиновались, веря, что власти установлены от Бога «во благое» подданным (Рим. 13, 1 и 4). Воспомянем по примеру псалмопевца наши дни древние и поучимся (Псал. 142, 5). Все «дни древние» — вся история Святой Руси поучает нас тому, что только горячая преданность Святой вере и беззаветная покорность наших предков Самодержавной власти спасли Россию в ея скорбные годины и возвели ее на степень могущественного государства.

Старинные русские люди, наученные горьким опытом, дороже всего ценили Святую Православную веру и крепкую единодержавную власть. Раз дело касалось интересов православия или единодержавия, для защиты их они не жалели ничего — не щадили и живота своего. И нужно сказать, что только одушевляемая Святою православною верою, только руководимая и направляемая единодержавною властию, Россия могла освободиться от таких страшных врагов, грозивших ей неминуемой гибелью, как несчастные удельные порядки, как более чем двухвековое татарское рабство, как тяжкая година сомозванческих смут или как бедствия достопамятного двенадцатого года при нашествии грозного Наполеона.

Что именно православию и Самодержавию обязана Россия своим могуществом, подтверждение этого у всех нас на глазах. В Бозе почивший достойный блаженной и вечной памяти Царь Миротворец в свое короткое сравнительно Царствование возвел Россию на верх славы и величия. Чем же Он произвел обаяние во всем свете, чем снискал Себе и России уважение почти всего мира? Не тем ли, что Он был первым и лучшим сыном православной Церкви и своей земли, не тем ли, что и на престоле и в Семье своей был искренним и убежденным православным христианином, достойным Самодержцем в лучшем смысле этого слова, хранителем вековых устоев и преданий русской старины?

Благодарение Всевышнему! Венценосный Сын и Преемник Царя-Миротворца, ныне благополучно Царствующий Государь Император с первого дня Своего Царствования является верным вековым устоям Святой Руси — Православию и Самодержавию. Как преданный сын православной Церкви, наш Богохранимый Монарх — всем вам известно — первый день своего Царствования освятил принятием Святых Христовых Таин, этой животворящей «небесной пищи». А в первом Своем Манифесте к верноподданному народу Он взывал: «да не забудет возлюбленный народ Наш, что сила и крепость Святой Руси в единении с Нами и в безпредельной Нам преданности» (См. «Церковный Вестник». 1894. № 46. С. 673).

О Себе же немного спустя Государь наш, пред представителями всех сословий России, убежденно заявил, что Он «посвящая все Свои силы благу народному, будет твердо и неуклонно охранять начало Самодержавия» («Церковный Вестник». 1895. № 3. С. 85). Воспоем же, братие. Господеви, всегда благодеявшему (Псал. 12. 7) и ныне благодеющему нам! Воздай, истинный русский гражданин, воздай хвалу Богу, даровавшему нам Царя по сердцу нашему, Царя, проникнутого глубоким сознанием жизненности и благотворности Православия и Самодержавия, — Царя, убежденного представителя и хранителя этих дорогих начал и устоев.

Молись, верный сын православной России, молись всегда и от всего сердца твоего Царю Небесному, да поможет Он Помазаннику Своему — Благочестивейшему Императору нашему служить горячо любимой родине так, как Он Сам хотел бы и просил. А Он — припомните — в начале Своего Царствования однажды воззвал молитвенно и да поможет Мне Господь служить Нашей горячо любимой Родине так же, как служил ей Мой покойный Отец, и вести ее по указанному Им светлому и лучезарному пути» («Церковный Вестник». 1894. С.697). Да услышит небесный Владыка молитву Помазанника Своего и Его верноподданного народа!

Молясь о Царе своем и державе Его. Взирай, всякий истинно русский человек, взирай чаще на пример Царя твоего, старайся и ты проникнуться и одушевиться той глубокой преданностью Православию и Самодержавию, какою проникнут и одушевлен Он, твой Отец и Глава. Помни всегда, что не в чем-либо другом, а именно в этой преданности заключается залог спокойствия, благоденствия и могущества Святой Руси. Дорожи, храни Святую православную веру и все ея установления, правила, предания и обряды, как зеницу ока. Подчиняйся, как бы самому Христу (Ефес. 6, 5), Самодержавной власти Царя, искренно от души (Ефес. 6, 6) исполняй все Его законы, уставы и распоряжения. Повинуйся и всем поставленным от Царя властям и начальствам. Безропотно, Господа ради, неси каждый все возложенные на тебя обязанности!

Когда всякий из нас со всем усердием будет служить Святой православной Церкви и Самодержавной власти, тогда Русь Святая твердыми и верными шагами пойдет по указанному ей «светлому и лучезарному пути». Тогда не страшны ей будут никакие беды; тогда не грозны ей будут никакие враги! Навстречу всем бедам и всем врагам она смело может сказать тогда вдохновенными словами ветхозаветного евангелиста-пророка: «С нами Бог. Разумейте языцы и покоряйтеся. Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 6-10). Аминь.

Печатается по книге «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях». Приложение к еженедельному духовному журналу «Пастырский Собеседник», Москва. 1897.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. Св. Николай — идеал русской культуры

В наш маловерный век еще неохотнее идут словесные овцы к своим пастырям, хотя и не святым, но все же искренно преданным вере евангельской, осуждая последних за присущие человекам слабости. Не радят оне и о почитании пастырей святых, хотя и усопших, но молитвенно пребывающих с живущими на земле. Разве только простолюдины, да уцеломудренные скорбями женщины и старцы прилепляются душою к памяти святых, а обычный человек нашего времени почти разорвал уже свою духовную связь с историей св. Церкви, так что и весь месяцеслов святых, содержавшийся целиком и безошибочно в памяти наших предков, для сынов истекающего столетия теряет свое возвышающее значение.

Но вот настает день Святителя Николая. Какая-то непонятная сила вливает в сердца жажду молитвы; пустеющие храмы с избытком наполняются богомольцами; все чувствуют в душе своей христианский праздник, т. е. торжество веры, любви, примирения и прощения. Исчезает обычная сухость настроения; сын западнического просвещения перестает чуждаться молящегося простолюдина; он даже ощущает внутреннее желание побыть истинно православным, русским, усваивает в сей день давно покинутые им обычаи отеческого благочестия, подает бедному, поставит свечу, приложится к образу, не с брезгливостью, не с видом снисхождения, но с оттенком сердечного умиления, смутно чуя, какое величие любви и святости содержится в жизни пренебрегаемой им Церкви.

Что чувствуют в сей день простолюдины, эти постоянные гости Божественной вечери, собираемые Его слугами на распутьях, и стогнах, и халугах (Лук. 14, 23)? Вместо ответа довольно будет предложить вопрошателю стать около иконы Св. Николая в храме, чтобы видеть море слез и целую бурю молитвенных воздыханий, увидеть проявление той силы, которая хранила и будет хранить святую Русь незыблемую в ее нуждах, скорбях, искушениях и падениях.

Но почему же эта сила так мощно проявляется в день Святителя Николая? Почему этот угодник Христов и именно в русской земле прославился паче причастник своих? В чем заключается тайна его воздействия даже на маловерные души, сокрушаемые умилением пред его памятью, как ледяные глыбы под лучами весеннего солнца? Что это за великий пастырь, которому готовы повиноваться даже те овцы, что не суть от двора Христова? Понять эту тайну можно чрез рассмотрение свойств жития Святителя по сравнению его с житиями других угодников. То были по большей части мужи скорбей, мужи подвига мученического или отшельнического, или же мученики человеческой неблагодарности и ненависти. Им давно сказал Господь, что будут они ненавидимы всеми за имя Его; да и самую память о них Он нам оставил для совершенствования в терпении, в крестоношении, да и мы толик имуще облежащ нас облак свидетелей. терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Евр. 12, 1).

Не было чуждо скорбей и житие Святителя Николая; не было оно исполнено роскоши или веселья; напротив, история сохранила нам повествование о его посте, бдениях, трудах и вообще суровом образе жизни. Но все же эта жизнь пребывала подвигом победы; побеждающая любовь – вот отличительное свойство сего, исполненного чудотворений, приснопамятного жития. Законы природы уступали силе его любви; буря морская стихала по его слову; пространственные ограничении исчезли по его желанию, и что всего непонятнее, человеческая ожесточенность смягчалась под влиянием его заочного чудодейственного внушения. Одним словом, всякий подвиг любви, который принимал на себя Святитель, приводился к желаемому завершению вопреки законам общественной жизни и даже самой природы. Очевидно, что Господь, прославляющийся в скорбях других святых угодников, благоволил прославить Себя во святом Николае радостью побеждающей любви. Раскрывая нам Свой закон, как учение креста и лишений, Господь открывает нам чрез сего Святителя, что этот путь креста и лишений есть в то же время путь духовных радостей, путь победы, путь торжествующего братолюбия и прощения.

Премудрое попечение Божие о спасении нашем не замедлило оправдаться, ибо вот все мы видим и подтверждаем, что это прославление победы Его во святом угоднике покорило даже холодные сердца современников наших и всех объединило не только в его прославлении, но и в некотором усвоении его духа, что особенно ценно в наш греховный век. Во времена прошедшие сердца всех христиан привлекались и к подвигам отшельников и к мученичеству страстотерпцев; нынешним христианам эти кресты кажутся слишком суровыми и страшными; лишенные всякой ревности к Богу, многие из нас не решаются и приблизиться к памяти мучеников и преподобных. Знают они, что милость и прощение обретет всякий кающийся, но на самое покаяние нет у них решимости, а входить в храм «с двоящимися мыслями» (Иак. 1, 8) они не дерзают, и потому замыкаются в собственном своем ожесточении, не надеясь на победу в себе добрых чувств над злыми. И как часто случается, что пренебрежительное кощунство русского человека над верой и молитвой есть лишь прикрытие глубокого презрения к себе, к своему нравственному бессилию, к своим падениям! Пусть спасаются люди подвига и самоотречения, а мы, преданные честолюбию и чувственности, какие богомольцы? Так думают о себе эти люди. Но вот приходит сегодняшний день, когда Господь и для них находит средство надежды и умиления, день торжествующего милосердия. Конечно, люди эти, называющие себя образованными, по большей части и не знают ни жития, ни свойств духа Святителя Николая, но вид торжествующего народа воскрешает в их сознании целостный облик православного благочестия, прощающего, смиренного, надеющегося. Они видят, как грешнейшие из сынов народа русского в сей день озаряются надеждой, что св. Николай, столь дерзновенный предстатель наш у небесного престола, не пренебрежет и малым вздохом нашей покаянной молитвы, не отринет и скудной милости, приносимой хотя бы и не совсем чистыми руками. Всякая скудость наша восполняется духовным богатством Святителя, всякая борьба, обращенная к его помощи, почерпает от него силы к победе. Вера в эту победу так сильно проявляется в сей день в сознании народном, что невольно охватывает собою и сынов западнического воспитания, соединяя их в общей молитве. Радуются ныне сугубо люди благочестивые, проходящие подвиг борьбы и поста; утешаются скорбные душою меньшие братья Христовы; ликуют вместе с ангелами ревнители славы Его на земле, убеждаясь, что не всегда и не везде святая любовь будет встречаема ненавистью, милосердие – покрываться неблагодарностью, неправда – торжествовать, порок – оставаться необличенным.

Читать еще:  О прощении и о главном в Великом посту

Потому так и любят русские люди икону Святителя Николая с мечом и церковью в руках, что в ней изображается их надежда на торжество истины, веры, любви и прощения. Это не торжество силы, не казнь еретиков, не избиение врагов, чего всегда домогались латины, но торжество правды прощающей и чрез то побеждающей. Поэтому неправы неразумные ругатели русского народа, вышедшие из ложесн его, но не бывшие от него (1 Иоан. 2, 19), когда они утверждают, будто русские люди понимают веру Христову лишь как тупое терпение, да ожидание загробного возмездия, а на настоящую жизнь смотрят чрезвычайно мрачно, как на царство сплошного зла.

Конечно русские люди, как истинные последователи евангельского учения, чужды тех неразумных надежд своих ложно провешенных руководителей, в силу которых последние думают, будто некогда на земле будет рай, исчезнет грех и останется только счастье и добродетель. Справедливо и то, что народ наш, согласно с действительностью и словом Божиим, помнит, что мир лежит во зле, но он знает, что зло, постоянно возникая в сей жизни, постоянно же бывает и побеждаемо, обличаемо, казнимо. И он никогда зла не называет добром, не поклоняется ему, не хвалит его, как это часто делают люди образованные; но веруя в увенчание добра и истины, поклоняется мученикам истины Христовой, благоговеет пред ее крестоносцами, жадно отыскивает добровольных страдальцев-подвижников и утешается духовным обликом Святителя Николая, веруя твердо, что его победоносная мощь призывается в молитвах и поныне является решительницею борьбы добра со злом, одолевая последнее и прославляя первое.

Впрочем, и помимо этого и прочих небесных утешений при виде зла, часто торжествующего в жизни, народ русский имеет утешение и на земле. Окружая благоговейным чествованием подвижников и страдальцев, а также и носителей благодати Божией и церковных полномочий, народ русский чтит и любит еще одного человека, в котором всегда олицетворяет торжествующую правду, торжествующую любовь и милосердие, соединенное уже не с нравственною только, но кроме того и с внешнею силою и величием. Этот человек есть белый, православный царь, день Ангела которого мы ныне празднуем вместе с памятью Святителя Николая. Совпадение это поистине знаменательное, ибо какое место Св. Николай занимает в духовной жизни народа и общества, такое же занимает у них представление о царе русском в жизни общественной, гражданской – представление о милости и правде, и их победе. Здесь опять общество сходится с народом в единодушии и единомыслии.

Благодаря Создателю русские государи, являя себя отцами русского народа, даже в наш век раздвоения русской жизни всегда помнят о том священном жребии торжествующей правды и милосердия, который дан им рукою Промысла, который уделяется им сознанием народа. Когда этот венец добра и правды 15 лет тому назад соединился со столь драгоценным венцом мученичества, то любовь народа к царям своим достигла еще высшей, дотоле небывалой силы. Всякая общественная беда или неправда находит в сердце народном примирительный отклик при одной мысли, что если царь узнает об этом, то неправда истребится, и правда снова восторжествует. Усилившееся просвещение и гражданственность, вопреки надеждам республиканцев, вопреки растлевающему влиянию разных преступных радетелей гибели нашего отечества — явились только средством к большей и большей преданности к престолу, так что и самые убогие жилища простолюдинов украшаются хоть незатейливыми, но глубоко трогательными картинами, изображающими то царя, то всю царственную семью, то прежних монархов, почивающих во гробе с иконой на груди.

Новое царствование, подобно прежним, спешит на встречу любви народной и призывает знатных бояр и просто достаточных представителей его идти на помощь к бедным труженикам. Учреждаемые ныне Царем и Царицей Дома Трудолюбия, начало которым положено было раньше любимейшим духовным пастырем народа, призывают и нас, братие, присоединиться к этому делу правды и любви, делу, которое при правильной постановке будет лучшим, чем милостыня отцов наших, хотя святая по своим побуждениям, но нередко напрасно питавшая тунеядцев. Поистине это будет дело торжествующей любви, той любви, которою прославился в народе нашем Святитель Николай, ныне озаривший наши сердца молитвенным умилением. Это будет одно из тех многочисленных дел, коим посвятив себя, русские образованные и богатые люди могли бы найти себе объединительный мост с народом, от которого они оторвались, могли бы найти оправдание своим пока еще праздным заявлениям о том, что евангельская вера требует не молитвы только, но и дел любви, – могли бы найти наконец мир и истинное святое счастье, которого они так много и тщетно ищут, и которое для них-то именно, одаренных влиянием и богатством, так доступно в делах милосердия, соединенного с любовью.

И если слабы наши увещания их к такому подвигу, то да поможет им наш всеобщий объединитель сердец в любви и вере, Святой Николай чудотворец, от небесных кругов назирающий наше молитвенное собрание.

Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. Св. Николай — идеал русской культуры

Далее цитируется работа: Розанов В.В. Сумерки просвещения.

Гурко В.И. Царь и царица. Париж: Возрождение, 1927.

Сазонов С.Д. Предисловие к: Жильяр Пьер. Император Николай II и его семья (Петергоф, сент. 1905 — Екатеринбург, май 1918 г.): по личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Вена: Русь, 1921.

Сазонов С.Д. Предисловие к: Жильяр Пьер. Император Николай II и его семья (Петергоф, сент. 1905 — Екатеринбург, май 1918 г.): по личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Вена: Русь, 1921.

Новогодний номер венской газеты «Neue Freie Pressa» за 1910 г.

Григорий (Граббе), епископ. Святая Русь в истории России // Церковь и ее учение в жизни. T. 1. Монреаль, 1964.

Монархия перед крушением. 1914–1917. Из бумаг Николая II. Л.: Госиздат, 1927.

Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д. Жевахова: В 2 т. Ч. 3. Гл. 51. Мюнхен-Новый Сад, 1923–1928.

Антоний (Храповицкий), митрополит. Православная Церковь и Император Николай II: Речь на монархическом собрании в г. Белграде 9/22 декабря 1929 г. // Царский вестник. 1929. № 72.16/29 декабря.

Архиепископ Никон (Рождественский), будучи еще послушником в Троицкой Лавре, с 1879 г. начал выпускать Троицкие листки, которые сразу стали любимым чтением для русского народа. В 1900 г. за Троицкие листки он получил Макариевскую премию.

Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский, основатель Северо-Восточной Руси, управляемой самодержавным правителем и неделимой на уделы, был убит 4 (17) июля 1174 г.

Антоний (Храповицкий), митрополит. Торжество православия и скорби православия. (Слово на Литургии в храме Христа Спасителя в Москве, в 1-е воскресенье Великаго поста.) // Прибавления к Церковным Ведомостям. Издание Православной Русской Церкви. № 13–14.15 (28) апреля 1918 года. С. 443–447. Пг., 1918.

Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. М., 1899. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Письма о христианской жизни. М.: Отчий дом, 2009. Письмо 48. С. 88–89.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: Тип. И. Ефимова, 1881. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. М.: Отчий дом, 2006. С. 98, 170.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: Тип. И. Ефимова, 1881. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. М.: Отчий дом, 2006. С. 307.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: Тип. И. Ефимова, 1881. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. М.: Отчий дом, 2006. С. 155–156.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: Тип. И. Ефимова, 1881. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. М.: Отчий дом, 2006. С. 130.

Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. М, 1899. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Письма о христианской жизни. М.: Отчий дом, 2009. Письмо 40. С. 79–80.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: Тип. И. Ефимова, 1881. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. М.: Отчий дом, 2006. С. 313–314.

Собрание писем свт. Феофана. Выпуск VII. Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. М., 1899. С. 206–207. № 1183.17 июля 1888 г.

Собрание писем свт. Феофана. Выпуск VII. Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. М., 1899. С. 206–207. № 1144. 3 мая 1881 г.

Феофан Затворник, святитель. Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.

Там же. Слово в день тезоименитства Государя Императора Александра Николаевича.

Николая Александровича (8 сент. 1843 — 12 апр. 1865), старшего сына Императора Александра II.

Феофан Затворник, святитель. Слово Слово на Рождество Пресвятой Богородицы и день рождения Наследника Цесаревича Николая Александровича // Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.

Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М.: Тип. И. Ефимова, 1881. Переиздание: Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года. М.: Отчий дом, 2006. С. 313–314.

Прелесть — соблазн, искушение.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М.: Отчий дом, 2014. T. 1. С. 266–267.

Там же. С. 271–273.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М.: Отчий дом, 2014. T. 1. С. 284–285.

Читайте также

Поучение 3-е. Воспоминание чудесного спасения Государя Императора 1888 года 17 октября (Уроки из этого события: а) необходимо благодарить Бога за чудесное спасение жизни Государя Императора, и б) обязанность наша питать чувства самой беззаветной преданности к Государю)

Поучение 3-е. Воспоминание чудесного спасения Государя Императора 1888 года 17 октября (Уроки из этого события: а) необходимо благодарить Бога за чудесное спасение жизни Государя Императора, и б) обязанность наша питать чувства самой беззаветной преданности к

Поучение 1-е. День восшествия на престол Его Величества Императора Николая Александровича (С нами Бог!)

Поучение 1-е. День восшествия на престол Его Величества Императора Николая Александровича (С нами Бог!) I. С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся (Ис. 8, 9)! Благословен Бог, оправдавый над нами царствовати Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя

Поучение 2-е. День восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича (Печальные плоды умственного образования без религиозно-нравственного воспитания)

Поучение 2-е. День восшествия на престол Государя Императора Николая Александровича (Печальные плоды умственного образования без религиозно-нравственного воспитания) Не престаю, благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих: да Бог Господа нашего Иисуса Xриста,

Поучение 3-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Величие престолов царских гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них)

Поучение 3-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Величие престолов царских гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них) I. Размыслим, братия, для чего восходят благочестивейшие Государи на

Поучение 2-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника и Великого Князя Михаила Александровича (Благочестие – условие благоденствия русского народа)

Поучение 2-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника и Великого Князя Михаила Александровича (Благочестие – условие благоденствия русского народа) I. Ныне, братия, на святой Руси день высокоторжественный, день тезоименитства Наследника русского

Поучение 3-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Михаила Александровича (О почитании родителей. Это поучение предназначается для внебогослужебных собеседований)

Поучение 3-е. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Михаила Александровича (О почитании родителей. Это поучение предназначается для внебогослужебных собеседований) I. В этот высокоторжественный день, возлюбленные братия, когда св.

Поучение 7-е. День тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О взаимном уважении и любви между общественными сословиями)

Поучение 7-е. День тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О взаимном уважении и любви между общественными сословиями) Да не будет распри в телеси, но да равно един о другом пекутся уди (1 Кор. 12, 25) I. В настоящий светлый праздник, когда

Поучение 5-е. День Рождества Христова (Уроки, предлагаемые евангельским сказанием о поклонении волхвов родившемуся Иисусу Христу: а) непостижимость тайны воплощения и б) какие дары принести родившемуся Спасителю?)

Поучение 5-е. День Рождества Христова (Уроки, предлагаемые евангельским сказанием о поклонении волхвов родившемуся Иисусу Христу: а) непостижимость тайны воплощения и б) какие дары принести родившемуся Спасителю?) I. Волхвы, пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею,

Поучение 2-е. День рождения Государя Императора (О любви к отечеству)

Поучение 2-е. День рождения Государя Императора (О любви к отечеству) I. Светло празднуя ныне рождение благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, ознаменовавшего Свое царствование рядом дел, свидетельствующих о Его великой любви к отечеству,

Читать еще:  Проповедь на Литургии в день празднования Казанской иконы Божией Матери

Поучение 3-е. День рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О человеколюбии)

Поучение 3-е. День рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О человеколюбии) I. В день рождения Благочестивейшего и Человеколюбивейшего нашего Царя, деятельно помогающего бедным и несчастным во время общественных бедствий, отвращающего

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора)

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора) I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство)

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство) I. Вся земля русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания

Поучение 5-е. День священного коронования Государя Императора Николая Александровича (Уроки из празднуемого события: а) Цари поставляются Богом; б) мы должны повиноваться им)

Поучение 5-е. День священного коронования Государя Императора Николая Александровича (Уроки из празднуемого события: а) Цари поставляются Богом; б) мы должны повиноваться им) I. Совершая ныне празднество в память священного миропомазания на царство Благочестивейшего

Слово седьмое На день воспоминания и празднования священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России

Слово седьмое На день воспоминания и празднования священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России 14-го мая 1907 годаВспоминаем и празднуем день священного миропомазания и венчания на царство

Слово восьмое На день восшествия на прародительский всероссийский престол Его Величества Государя Императора Николая Александровича

Слово восьмое На день восшествия на прародительский всероссийский престол Его Величества Государя Императора Николая Александровича 21 октября 1904 годаРоссия и Церковь празднуют ныне торжество восшествия на всероссийский прародительский престол Благочестивейшего

Иларион Псковоезерский, преподобный — день тезоименитства

Иларион Псковоезерский, преподобный — день тезоименитства Преподобный Иларион был одним из учеников преподобного Евфросина Псковского (память 15/28 мая). Около 1460 (или 1470) года он основал свой монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь преподобного

Слово в день Тезоименитства Государя Императора Николая Александровича. Св. Николай — идеал русской культуры

Размышления о Государе Императоре Николае II

Издательство благодарит всех, кто помог в составлении и издании этой книги

СЛУЖЕНИЕ БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ

Подлинный облик Царя-мученика как человека, христианина и Монарха

«Я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи в руках Господа, Который поставил меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склонюсь перед Его волей в убеждении, что никогда не имел иной мысли, как служить той стране, которую Он мне вручил».

Настоящий очерк посвящен светлой памяти Царя-мученика Николая II Александровича[1], столетие со дня рождения которого исполняется в текущем — 1968 году.

Под каким углом ни рассматривать историю мира, она всегда и прежде всего представляет картину извечной борьбы, происходящей между силами Добра и Зла. Со дня вступления Царя-мученика на престол своих предков и до последнего своего вздоха он оставался выдающимся, если не единственным в современном ему мире поборником Добра и в этой борьбе занял первостепенное место. На фоне исторических событий его царствования и мрачных событий в истории мира, происшедших в течение пятидесяти лет со времени ухода Царя-мученика от власти, преисполненный нравственной красоты облик его возносится во весь свой гигантский рост и остается единственным светлым образом в галерее мрачных портретов большинства правителей и политиков нашего безвременья, погрязших и погрузивших весь мир в беспросветное Зло. Христианнейший правитель Православного Русского Царства, помазанник Божий Царь-мученик Николай II не только олицетворял собою бытие Православного Русского Царства, но и был единственным в мире удерживающим от Зла. Вот почему темным силам так важно было очернить, устранить и убить его.

Надо быть слепым, чтобы не видеть той резкой перемены, которая произошла в состоянии мира после ухода Царя-мученика от власти. Потрясаемый беспрерывными революциями и войнами, он тонет в крови и переживает невероятный по своей остроте моральный, политический и экономический кризис. Политическая карта мира перекраивается чуть ли не ежегодно. Сотни миллионов людей гибнут от мятежей и войн, от террора и жестокостей властей, от голода. Никакие конституции, никакие парламенты, никакие лиги народов и наций не препятствуют победоносному шествию воцарившегося в мире Зла. Уверенности в безопасности и стабильности завтрашнего дня нигде и ни у кого нет. Над перепуганным до смерти обывателем повис кошмарный призрак атомной войны — призрак конца грешного мира, — когда он начнет гореть от края и до края.

17 июля 1968 года исполнилось пятидесятилетие дня мученической кончины всей Царской семьи, зверски и подло убитой в подвале дома купца Ипатьева, превращенного советскими чекистами в «Дом особого назначения». История мира не знает другого преступления, по своей бессердечной жестокости, подлости и низости равного убийству Царской семьи и ее верных слуг-союзников[2]. За это ужасное преступление против человечества главный убийца — Янкель Свердлов не только не был осужден на «нюрнбергском процессе», но был прославлен на весь мир; город Екатеринбург, где произошло убийство, был переименован в Свердловск и до сих пор носит это проклятое Богом и людьми имя[3].

Смерть свою Царственные узники ожидали и готовились к ней, но пришла она не сразу; ей предшествовало полное лишений, глумлений и мучений заключение, официально начавшееся по повелению Временного правительства и его генерального прокурора товарища А.Ф. Керенского 21 марта 1917 года[4] и продолжавшееся 1 год, 3 месяца и 25 дней.

Прологом к нему было самое ужасное и нелепое в тысячелетней истории государства Российского событие — вынужденное отречение Царя-мученика от престола. Произошло это событие 2/15 марта 1917 года в результате заговора небольшой группы лиц, имевшего целью произвести дворцовый переворот и заменить Царя-мученика, по мнению заговорщиков неспособного править Россией, другим лицом — из числа членов Императорской Фамилии. Однако, как об этом явствуют последовавшие исторические события, такого лица ни среди членов Императорской Фамилии, ни среди заговорщиков не нашлось. Это было покушение на захват в свои руки власти над Россией, совершенное негодными лицами, применившими негодные средства.

Одним из этих средств была отвратительная клевета, направленная против мученика-Царя и Царицы. С уверенностью можно сказать, что от сотворения мира не было другой четы, которая была бы более незаслуженно и подло опорочена и оклеветана, чем Царь Николай Александрович и Царица Александра Феодоровна.

Из тайников немецкой агентуры, из недр международных политических партий 1-го и 2-го Интернационалов[5], из подрывных организаций и общин, свивших свои гнезда на территории иностранных государств, правительствами и «частными капиталами» которых поддерживались и субсидировались их деятельность и само существование, из стана заклятых врагов Христа, из отечественных великосветских салонов, хозяева которых чувствовали себя «оскорбленными и униженными», по их мнению, якобы недостаточными к ним милостями и вниманием со стороны Царя и Царицы, зловонным потоком потекла самая невероятная и мерзкая клевета, направленная против Царственных мучеников и Российского Православного Царства. Под дружным напором этих разнообразных по своему составу и различных по своим мерзким убеждениям и чаяниям элементов, объединенных общей жгучей ненавистью к Удерживающему и к Православному Русскому Царству, Царственные мученики были «принесены в жертву» Злу. Вслед за тем рухнуло Православное Русское Царство, и на российский народ обрушились неисчислимые бедствия: ограбленный, тонущий в собственной крови, он был загнан в кабалу 3-го Интернационала[6]; самые названия «Россия» и «русский» исчезли (почему это так важно было для блага русского народа?); и дальнейшее их бытие протекает под анонимной кличкой «советских».

Как вызвавшие, так и совершившие эти злодеяния преступники убийством Царской семьи не ограничились; вот уже 50 лет, как они с бесовским упорством прилагают все свои усилия к тому, чтобы продолжением своей богомерзкой клеветы очернить светлые образы Царя и Царицы. Особенно преуспевает в этом старающийся клеветой на невинных обелить свой красный облик корифей Февраля и диктатор товарищ А.Ф. Керенский, который гласит на весь мир о том, что «не будь Распутина — не было бы и Ленина» (Роберт К. Месси. Николай и Александра. Нью-Йорк: Атенеум, 1967). Какая подлая и глупая ложь! Керенский и Ленин, которых связывали между собой узы личной дружбы, общие революционные убеждения и общая работа по разрушению России, существовали еще задолго до появления Распутина в Царском дворце. С одинаковым успехом Керенский мог написать: «Не было бы Распутина — не было бы и меня». Но, если бы Керенский, хоть на склоне своих лет, пожелал бы стать хоть мало-мальски честным человеком, то в порядке преемственности власти он должен был бы написать: «Не было бы меня — Керенского, — не было бы и Ленина».

Этот закоренелый атеист-революционер, из уст которого никто никогда не услышал слов «Бог» и «Россия», вместо этого с упорством маньяка беспрерывно твердил о завоеваниях революции и о ее углублении. Каждому российскому обывателю, к какому бы лагерю он в то судьбоносное для России время ни принадлежал, было совершенно очевидным, что «завоевания» революции, равно как и ее углубление, олицетворялись немецким агентом и диверсантом В.И. Лениным-Ульяновым — социал-демократом, большевиком — и Львом Троцким (Лейбой Бронштейном), тогда еще социалистом-революционером, то есть членом той самой партии, из недр которой на поверхность революции вынырнул и товарищ Керенский. И Ленин, и Троцкий совершенно открыто и беспрепятственно гласили об этом в своих ежедневных речах, на заседаниях всяких съездов, в печати и в своей пропаганде, наводнявшей фронт и все просторы России. Их приход к власти был подготовлен и обеспечен именно Керенским, который к тому времени занимал половину всех министерских постов Временного правительства, от которого он получил диктаторские полномочия, кроме того.

В своей статье «Можно ли называть Царя Николая II мучеником?» прот. Александр Шаргунов пишет: «На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Царь Николай и его семья были прославлены как страстотерпцы. Церковь знает такой подвиг святости, когда враги Церкви не требуют от христиан прямого отречения, но предают их страданиям и смерти… Но на иконе новых мучеников и исповедников Российских, представленной Архиерейским Собором 2000 г., Царь и его семья — среди и в центре сонма новых мучеников. Русская Зарубежная Церковь, которой принадлежит честь первой прославить Царя (в 1981 г.), именует его мучеником… На самом деле мученик и страстотерпец — однородные понятия… Итак, следуя определению Архиерейского Собора, будем именовать царственных святых прежде всего как страстотерпцев. Но не будем протестовать, когда кто-то именует их мучениками. Они и страстотерпцы, и мученики. Вопрос в ином — молимся ли мы им по-настоящему, чтобы не по имени только быть христианами… Святые Царственные страстотерпцы вместе со всем сонмом новых мучеников и исповедников Российских показывают, что путем мученичества могут следовать все христиане в обыденной жизни, даже если они не призваны пролить свою кровь за Христа и Его Церковь. Это дано не всем, но все должны быть готовы исповедовать Христа перед людьми и следовать за Ним крестным путем среди гонений, которые никогда не оставляют Церковь» (См. в кн.: Прот. Александр Шаргунов. Царь. Изд-во «Златоуст», 2013. С. 32–34).

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 г. вместе с Царем Николаем Александровичем, Царицей Александрой Феодоровной и их детьми: Наследником Цесаревичем Алексием, Великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией, Анастасией, — были расстреляны их верные слуги: лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп (Алоизий Труппс), горничная Анна Демидова. Все жертвы екатеринбургского убийства были канонизированы Русской Православной Церковью Зарубежом в 1981 г. В 2000 г. Русская Православная Церковь канонизировала Царскую семью в лике страстотерпцев. В 2016 г. Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина). Другие слуги Царской семьи РПЦ не канонизированы.

В 1991 г. городу было возвращено имя Екатеринбург (однако область по-прежнему называется Свердловской). На месте Ипатьевского дома особого назначения, где в ночь с 16 июля на 17 июля 1918 года была расстреляна Царская семья, в 2000–2003 гг. построен Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших — один из крупнейших православных храмов России.

Здесь и далее: если приводится несдвоенная дата (старый/новый стиль), то до 31 янв./14 февр. 1918 г. (т. е. до «Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря») даты даются по старому стилю, после этого дня — по новому. В воспоминаниях М. Палеолога и П. Жильяра даты приводятся ими по новому стилю (григорианскому календарю), как это давно было принято в большинстве европейских стран.

Первый Интернационал (1864–1872) — первая массовая международная организация пролетариата, основана К. Марксом и Ф. Энгельсом, учреждена в Лондоне. Второй Интернационал (Социалистический, Рабочий) — международное объединение социалистических рабочих партий (1889–1914).

Третий Интернационал (Коммунистический, Коминтерн) — международная организация, основанная международным съездом коммунистов в Москве, объединил коммунистические партии всего мира с целью установления советской власти во всех странах (1919–1943).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector