0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о семейной жизни

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о семейной жизни


Сегодня,11 апреля, исполняется 100 лет со дня рождения старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года)

Вот некоторые из его ответов на вопросы о семейной жизни:

Дорогая о Господе М.!
А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей.

Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе — нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома.

А моя молитва только в помощь Вашей. Дети-то повторяют ошибки своих родителей!
________________________________________________

Дорогой о Господе А.!
Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит наиважнейшее для Вас — спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы. Умудри Вас Бог!
_________________________________________________

Дорогие А. и Е.!
Вы оба только, только ощутили, что есть в мире действительные ценности, но оба вы к ним еще не прикоснулись, а только любуетесь и мните, что уже обладаете этими сокровищами. Нет, дорогие мои, впереди вам обоим предстоят такие тяжкие труды, что только время покажет, выдержите ли вы их и станете ли действительными обладателями сокровищ. Начинать же трудиться надо над тем, чтобы искоренять массу дурных привычек, с которыми вы сроднились. И я бы вам посоветовал не спешить связывать себя узами брака, пока вы не укоренитесь в христианском мировоззрении. Сейчас, в период духовной брани и становления, лучше не связывать себя житейским попечением о супружестве. Да попробуйте испытать себя в чистой дружбе — она должна лечь в фундамент чистой семьи.
________________________________________________

Дорогая о Господе Н.!
Женщина-христианка по Божию повелению должна воспитать своих детей в вере и благочестии и детей от своих детей. Судя по Вашему письму, для своих детей Вы этого не сделали. Так что о внуках бы попеклись.

И муж у Вас жив, и принять постриг Вы могли бы только в том случае, если бы и он этого захотел, то есть по обоюдному согласию. Но этого у Вас нет. А потому оставайтесь женой своего мужа и помогайте детям своим воспитывать внуков. Я не могу благословить Вас на принятие монашества.
___________________________________________
Т.!
Человек Вы взрослый, и то немногое, что увидели Вы, недаром насторожило Вас. Немногое вырастет в большое, и дети Ваши получат еще меньше Вашего внимания, чем получают сейчас.

А за них-то Вам отвечать пред Богом!

Вот и решайте теперь сами.

Умудри Вас Бог!
__________________________________________

М.!
Счастья ждете Вы, положив в основу отношений смертный грех?!
Ведь Вам и к чаше жизни обоим подходить нельзя сейчас. И если бы Вы задали свой вопрос тогда, когда только помысел появился.

Теперь кто же будет соучастником Вашего греха?

Все думают о себе, а о детях, за которых лежит ответственность пред Богом, думы нет.

Умудри Вас Бог!
____________________________________________

Дорогая о Господе О.!
В жизни кому не пришлось ошибаться — молитесь Господу о своем супруге и всеми возможными силами стремитесь к воссоединению семьи. Это Ваш подвиг и жертва Богу. Ну, а если Д. окажется глух и слеп и закоснеет в падении, то Вашей вины в том не будет, и Господь Вас утешит как безвинно пострадавшую. Скорби же учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому — слава Богу за все.

Будем молиться за Вас, предавая Вас воле Божиеи не как Вы хотите, но как Сам Господь!
___________________________________________

Дорогая о Господе Л.!
Ну чем могу я помочь Вам? Ком греха, начавшийся непослушанием родительскому слову, рос, рос, да и вырос. И как на слово матери никакого внимания не обратил сын, так и на скорбь детских сердечек никто, — ни мама, ни папа, — не посмотрит. И нет понятия, что жизнь — это подвиг крестный, где всегда надо приносить себя в жертву кому-то. И только для Бога и ради Бога и во славу Божию будет путь жизни во спасение. А у молодых всё — или личные похоти и амбиции, или жизнь не в жизнь.
Молитесь о сыне, и о невестке, и о внуках, ведь и наша родительская вина есть в том, что они такие, как есть.

Помоги Вам, Господи. Молитесь, чтобы сын донес до конца свой жизненный крест ради своих детей.
__________________________________________________

Дорогая о Господе Г.!
Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и Ваша половинка, Ваш муж, оживет духом.

Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь Вы. Поймите, ведь ему труднее, чем Вам, он не знает Бога, а враг ведет его «аможе не хощет».

Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и Вам. А остальное — дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы двое — плоть едина.
А то, что молитесь тайно от него, — хорошо. Это надо делать обязательно, чтобы не вызвать его на богохульство. Придет время, и тайное можно будет делать явно.

Божие благословение Вам!
_____________________________________________________

Дорогая о Господе И.!
Чтобы спасаться, надо жить не мечтанием, а в реальной жизни нести крест, который уже определил Вам Господь для спасения.

Если Богу будет угодно видеть Вас не семейным человеком, а монахиней, то для Него нет препятствий освободить Вас от семейного крестоношения.

Но этого нет, а потому и не надо обращать внимания на бесовские шутки — мечтания.

Молитесь о муже (он болен), о сыне — пред Богом Вы за них в ответе. Скорбите о них и молитесь — вот духовный труд Ваш во спасение всей семьи.

А о духовном отце надо молиться, и если Господь сочтет, что он Вам необходим, то Он и дарует его Вам.

Умудри Вас Бог!
______________________________________________________

Дорогая А.!
На словах Вы будто бы и благодарите Господа за все, а на деле с необыкновенной легкостью отсекли бы, отстранили бы от себя боль. А что отсекать-то — обеты, данные Богу.

Супруг Ваш болен, но ведь и Вы завтра можете впасть в болезнь. И тогда — прощай все обеты. То же самое и в отношении дщери.

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино — радости совместной жизни, вода (и ее больше) — общие горести, беды и боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет. Вот за душу дочери Вы боретесь, а надо и за душу мужа бороться — тем более, что и сам он молится, но пока враг сильнее. А Фотиния что сделала, чтобы помочь мужу?

Вот дорогая моя А.! Только терпение и несение креста заповедано нам, а мы все бежим от креста, данного Богом, и тянемся к самовольному и с ним погибаем.

Умудри Вас Бог!
_________________________________________________

Дорогая о Господе Л.!
Быть с Господом — это значит исполнять волю Божию. Не без Промысла Божия стали Вы семейным человеком, матерью, супругой, теперь еще и бабушкой. Вот в этом чине и подобает Вам спасаться, неся этот нелегкий крест с помощью Божией.

Монашество, о котором смущают Вас помыслы, — это для Вас нарушение Божьего благословения и, значит, мысль вражья.

Ведь Вы как мать должны были воспитать своих чад по-христиански. Но раз этого Вы сделать не смогли, то хоть внучке-то бы помогли. А Вы опять только о себе печетесь.

Нет Вам дороги в монастырь. Молитесь дома, терпите от своих и молитесь о всех их. Да все делайте с рассуждением, чтобы не раздражать близких и не вызвать их к восстанию на Бога и хулу на Него.

Как Господь зовет: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». А Вы надумали свой крест бросить.

Умудри и помоги Вам Господь!
__________________________________________________

Дорогая Е.!
Божие благословение Вам на любовь и терпение. Было время, когда и наши немощи терпеливо врачевал Господь по предстательству за нас близких, и вызревала душа незримо для нас, пока однажды не откликнулась и сама на любовь и терпение других. А у Вас-то печаль о родном человеке, о супруге. И печаль эта призвана усилить молитву.

Но супругу не показывайте Ваших трудов и усилий, живите с ним в одной упряжке, не убегая далеко вперед в своем религиозном рвении, все время чувствуйте близко рядом своего С. А М. св. прп. Серафим Саровский приложил бы ручку к устам. Родители для чад неприкосновенны — даже если они и страждут. Если есть любовь, то она даст и понимание, и сочувствие к состоянию папы.

И поехать иногда за супругом надо, чтобы не было в его жизни вопиющего разделения на жизнь одинокого и семейного, и не опережайте события — к венчанию надо идти ответственно и сознательно, это Таинство, которое ко многому обязывает. А раз пока такого восприятия Таинств нет, то и идти не надо.

Читать еще:  Четыре благочестивых опыта с языком и зубной пастой

Надо потрудиться, умолить Господа даровать веру. У св. Григория Богослова мать была верующая, а отец — язычник. Думаю, что о венчании в тот период вопрос не стоял. Но конец венчает дело. Мать воспитала детей православными, и отец окончил жизнь православным архиереем. А плотская любовь — это одна из составных частей брака — и благословляется она в Таинстве брака, и грех тому, кто дерзнет ухудшать брак. Богом благословлено два пути ко спасению — брак и монашество, и оба пути крестные. Ваш выбор уже сделан, и надо с любовью и желанием донести свой крест до конца. И откуда знаете, не спасете ли супруга своего, освящающегося своей верующей женой? Прочитайте 1-ое Послание к Коринф., гл. 7. Там Вам ответ.

О С. молимся, дай Вам Бог крепости сил и деликатной мудрости, чтобы незримо для сына направлять его в сторону от вредящих ему влияний (особенно от современной музыки, расстраивающей психику у здоровых, а не только у больных).
Дорогая Е., благодарю Вас за все, и простите за смелость! Молимся о семье Вашей уже давно. Познакомились с М. А М. и пора уже быть, если не центром (это место папы), но все же опорой Вам. Она уже достаточно взрослая.

Дорогая о Господе В.!
Без обращения А. к Богу кто же может ему помочь? Молитесь о нем своей материнской молитвой. Ведь, наверно, и Ваша вина есть в том, что нет в душе сына истинных понятии о жизни и ее ценностях настоящих. Вкладываю молитовку, которой ежедневно просите Господа о сыне. То, что крещеные — это, с одной стороны, и хорошо, но причащались ли дети Ваши, имеют ли понятие о Боге и Таинствах Церкви? Наверно, нет.

Вот и вырастают из этого беды непоправимые. А моя молитовка о сыне только в помощь Вашей, материнской.

Умудри и укрепи Вас Господь в борьбе за душу сына!
_______________________________________

Дорогая о Господе В.!
Путь у Вас уже выбран и на Вашем попечении дочь, за которую Вы несете ответственность пред Богом.

М. привлекает мир — так и быть должно, Ваша же задача — привить ей вкус к добру и научить понимать, что есть добро, а что — грех и зло.

Приказом: «Шагом марш за мной спасаться», — ничего не сделаете.

Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – 1 часть

Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – 1 часть

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Архимандриту Иоанну (Крестьянкину) приходило много писем от духовных чад, и он находил время на глубокие и мудрые ответы, направляя их семейную жизнь в спасительное и мирное русло!

Давайте прочтем их и мы к своему назиданию:

• Дорогая о Господе М.!

А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей. Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе — нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома. А моя молитва только в помощь Вашей. Дети-то повторяют ошибки своих родителей!

• Дорогой о Господе А.!

Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит наиважнейшее для Вас — спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы. Умудри Вас Бог!

Вы оба только, только ощутили, что есть в мире действительные ценности, но оба вы к ним еще не прикоснулись, а только любуетесь и мните, что уже обладаете этими сокровищами. Нет, дорогие мои, впереди вам обоим предстоят такие тяжкие труды, что только время покажет, выдержите ли вы их и станете ли действительными обладателями сокровищ. Начинать же трудиться надо над тем, чтобы искоренять массу дурных привычек, с которыми вы сроднились. И я бы вам посоветовал не спешить связывать себя узами брака, пока вы не укоренитесь в христианском мировоззрении. Сейчас, в период духовной брани и становления, лучше не связывать себя житейским попечением о супружестве. Да попробуйте испытать себя в чистой дружбе — она должна лечь в фундамент чистой семьи.

• Дорогая о Господе Н.!

Женщина-христианка, по Божию повелению, должна воспитать своих детей в вере и благочестии и детей от своих детей. Судя по Вашему письму, для своих детей Вы этого не сделали. Так что о внуках бы попеклись. И муж у Вас жив, и принять постриг Вы могли бы только в том случае, если бы и он этого захотел, то есть по обоюдному согласию. Но этого у Вас нет. А потому оставайтесь женой своего мужа и помогайте детям своим воспитывать внуков. Я не могу благословить Вас на принятие монашества.

Человек Вы взрослый, и то немногое, что увидели Вы, недаром насторожило Вас. Немногое вырастет в большое, и дети Ваши получат еще меньше Вашего внимания, чем получают сейчас. А за них-то Вам отвечать пред Богом! Вот и решайте теперь сами. Умудри Вас Бог!

Счастья ждете Вы, положив в основу отношений смертный грех?! Ведь Вам и к чаше жизни обоим подхо­дить нельзя сейчас. И если бы Вы задали свой вопрос тогда, когда только помысел появился. Теперь кто же будет соучастником Вашего греха? Все думают о себе, а о детях, за которых лежит ответственность пред Богом, думы нет. Умудри Вас Бог!

• Дорогая о Господе О.!

В жизни кому не пришлось ошибаться — молитесь Господу о своем супруге и всеми возможными силами стремитесь к воссоединению семьи. Это Ваш подвиг и жертва Богу. Ну, а если Д. окажется глух и слеп и закоснеет в падении, то Вашей вины в том не будет, и Господь Вас утешит как безвинно пострадавшую. Скорби же учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому — слава Богу за все. Будем молиться за Вас, предавая Вас воле Божиеи не как Вы хотите, но как Сам Господь!

• Дорогая о Господе Л.!

Ну чем могу я помочь Вам? Ком греха, начавшийся непослушанием родительскому слову, рос, рос, да и вырос. И как на слово матери никакого внимания не обратил сын, так и на скорбь детских сердечек никто, – ни мама, ни папа, — не посмотрит. И нет понятия, что жизнь — это подвиг крестный, где всегда надо приносить себя в жертву кому-то. И только для Бога и ради Бога и во славу Божию будет путь жизни во спасение. А у молодых всё — или личные похоти и амбиции, или жизнь не в жизнь. Молитесь о сыне, и о невестке, и о внуках, ведь и наша родительская вина есть в том, что они такие, как есть. Помоги Вам, Господи. Молитесь, чтобы сын донес до конца свой жизненный крест ради своих детей.

• Дорогая о Господе Г.!

Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сде­лают свое дело, и Ваша половинка, Ваш муж, оживет духом. Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь Вы. Поймите, ведь ему труднее, чем Вам, он не знает Бога, а враг ведет его «аможе не хощет». Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и Вам. А остальное — дело Божие. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7 и помните, что Вы болеете вместе с мужем, ведь Вы двое — плоть едина. А то, что молитесь тайно от него, — хорошо. Это надо делать обязательно, чтобы не вызвать его на богохульство. Придет время, и тайное можно будет делать явно. Божие благословение Вам!

• Дорогая о Господе И.!

Чтобы спасаться, надо жить не мечтанием, а в реальной жизни нести крест, который уже определил Вам Господь для спасения. Если Богу будет угодно видеть Вас не семейным человеком, а монахиней, то для Него нет препятствий освободить Вас от семейного крестоношения. Но этого нет, а потому и не надо обращать внимания на бесовские шутки — мечтания. Молитесь о муже (он болен), о сыне — пред Богом Вы за них в ответе. Скорбите о них и молитесь — вот духовный труд Ваш во спасение всей семьи. А о духовном отце надо молиться, и если Господь сочтет, что он Вам необходим, то Он и дарует его Вам. Умудри Вас Бог!

О. Иоанн Крестьянкин о неправильном понимании супругами духовного опыта

«Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу» (Святитель Иоанн Златоуст)

О тец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера — это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена — плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. «Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает». В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

Читать еще:  Протоиерей Андрей Ткачев о браке и семье (+ВИДЕО)

В другом письме верующей женщине он с укором пишет: «А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на её разорение. Венчание ведь — это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких. Надо много терпения в этом деле благом».

Жизнь — это искусство. И нет общего рецепта на все случаи.

Степень воцерковления у многих супругов бывает разной и на этой почве возникают разногласия и конфликты. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях советует терпеливо ждать, «чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему». Любовь, сочувствие и понимание вернут расположение мужа и позволят сохранить семью.

Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает духовной дочери о времени начала создания семьи, об их с мужем единодушном неведении Бога: «не беги далеко вперед от супруга — он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене». Главнейшая задача — сохранить семью. Батюшка просит и внешнее не спешить менять, а вот во внутреннем должен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в церковь венчаться, что тоже было нелегко.

«Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог — это любовь в первую очередь», — пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Бога и тщетность житейских устремлений. «Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким».

«Жена не хочет жить с тобой — другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы научиться на земле жить по-христиански». И отец Иоанн просит супруга помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Необходимо «начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания».

У книжной полки. Основание семейной жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Аудио

1. Эта книга называется — «Основание семейной жизни: Размышления и советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Вступая в брак, каждый человек мечтает о счастливой семье, строит самые радужные планы. Почему же так часто счастье разбивается о быт, о житейские невзгоды, о непонимание? Как отмечает автор-составитель, Анастасия Горюнова, «отец Иоанн был глубоким знатоком человеческой души. Батюшка видел, кому какой путь больше подходит, для кого в чем — воля Божия. Но никогда не спешил «раздавать благословения». Отец Иоанн всегда говорил, что любое решение должно созреть в душе самого человека, и только потом стоит приносить свое стремление на рассуждение духовника.

2. Конечно, в первую очередь, это касалось выбора жизненного пути. В семейную жизнь каждый человек вступает как на неведомую трудную дорогу, на которой его подстерегает множество испытаний, опасностей, скорбей. И в то же время — любящая семья — это огромное земное счастье. Как обрести счастье? Как его достичь? На этом пути так много препятствий, и множество семей не выдерживает испытаний — разрушается. Именно здесь и ценны, и необходимы советы опытного в духовной жизни человека. Ведь подлинное счастье — не внешнее, оно не измеряется ни материальным благополучием, ни другими видимыми достижениями. Оно обретается и хранится глубоко в тайниках души.

3. Отец Иоанн говорит о том, как достичь счастья в жизни, как создать и сохранить любящую семью. И хотя сам отец Иоанн женат не был, а оставался подвижником-монахом, по его благословению создавались счастливые семьи. В том числе, семья составителя этого сборника. Книга состоит из четырех глав. В первую главу вошли выдержки из проповедей отца Иоанна о том, как строить отношения, во вторую — как воспитывать детей. В третью — цитаты из писем о том, как создать и сохранить семью. В четвертой главе собраны живые рассказы из воспоминаний духовных детей старца, касающиеся проблем семьи. Прочитаем отдельные фрагменты этой книги.

4. Открывает первую главу, которая называется «Счастье или страдание», проповедь отца Иоанна о любви. «Любовь, — говорит батюшка, – это сила, таящая в себе энергию жизни. От слияния Божественной любви с человеческой является духовная жизнь в человеке; от любви человека к человеку порождается жизнь земная, человеческая. Поэтому в Святом Евангелии Господь так часто говорит о любви. Но, хорошо зная природу души человеческой, которая с духовного понимания скоро возвращается к плотскому, себе более сродному, Он раскрыл Божественное истинное понятие и смысл этого слова. Апостол Павел же в своем послании к Коринфянам наполнил для нас это слово жизненным содержанием, исключающим всякое ложное его толкование:

5. «Любовь долготерпит, милосердствует, …не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Из этого пояснения, по словам отца Иоанна, становится ясно, что любовь зовет нас к полному самоотвержению. И любимый апостол Христа Иоанн вторит Павлу: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Возможно ли это? – говорит старец. — Ведь это значит, что ближнего я должен поставить на свое, на мое место, я должен делать для него только то, что хочу для себя, что полезно мне самому. Отдать не только то, что у меня просят, но и больше того, отдать последнее». По словам отца Иоанна, это возможно. Но что для этого нужно, он говорит далее в своей проповеди, которую вы найдете на страницах книги.

6. А следующая проповедь посвящена вопросу: как строить жизнь в семье? Здесь батюшка говорит следующее: «Можем ли мы обойтись без земных забот? Конечно, нет. Много всего требуется нам во временной земной жизни. И в поте лица, часто с утра до вечера, и так каждый день, трудится человек. Заботы эти не знают отдыха и нам не дают покоя. Но заботливая суета с забвением о Боге, промышляющем о нас день и ночь, есть болезнь греховная. Главным же трудом нашим должно стать желание быть с Богом – и здесь, в земной жизни, и в Царствии Небесном. Мы, вставая и ложась, и утром и вечером, и днем, и ночью, среди трудов и среди отдыха, ни на минуту не должны забывать эту главную свою заботу.

7. Земные труды, учит батюшка, — мы должны обращать в труды для обретения Царства Небесного, самые земные занятия поставить так, чтобы они не препятствовали, а способствовали нам достигать его, – словом: надо жить на земле для неба, во плоти духовно, во времени для вечности, – ищите Царствия Божия прежде всего». Это, можно сказать, первое правило устроения ни только семейной, но и всей жизни каждого человека. Говоря о воспитании детей, отец Иоанн отмечает: «Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства.

8. И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная! Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу Малую Церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом – спасение мира, наше спасение.

«И жили они долго и счастливо..» Кто, создавая семью, не мечтает об этой сказке со счастливым концом? Но, увы, как часто жизнь оборачивается трагедией: семья распадается, разбивается жизнь детей. Что нужно положить в основание семейной жизни, чтобы дом семьи стоял прочно, чтобы в нем царили мир, взаимопонимание и любовь? Ответить на эти вопросы поможет книга, составленная по проповедям и письмам одного из самых авторитетных духовников ХХ века архимандрита Иоанна (Крестьянкина), по благословению и молитвами которого созданы многие замечательные семьи. Надеемся, — говорит Анастасия Горюнова, — что эта книга станет для Вас, дорогой читатель, еще одной ступенью к обретению счастья!

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о семейной жизни

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 304
  • КНИГИ 654 086
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 456

Василисса Деревягина, составитель

Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни

© Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2019

© Фонд «Традиция», 2019

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

Читать еще:  «Жили-были царь, царица и их дети. Ты думаешь, начинается сказка?»

После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен.

Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», – прекрасная мысль! Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью.

Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом – как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым.

Учитесь сохранять семью

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Мы настолько сейчас стали самолюбивы, что даже не хотим иметь детей, чтобы не утруждать себя воспитанием их. Многие матери, даже христианки, предпочитают работать, но не воспитывать детей, забывая апостольские слова, что жена спасается чадорождением, то есть воспитанием детей.

Тем же детям, которых имеем, мы не служим примером благочестия. Мало того, мы, наоборот, своим злым примером учим детей лжи, притворству, лени, непочтению к старшим, скверным словам. Раздражаем их своим несправедливым отношением к окружающим, а у детей особенно обострено чувство справедливости и правды. А потом удивляемся, почему они выросли не такими, какими хотелось бы их видеть.

Мы ленимся молиться за детей, ленимся почаще причастить младенца, ленимся привести ребенка в храм. Вот мы все жалуемся, что в наш безбожный век трудно вырастить христианина. А почему же, если вы чувствуете свою несостоятельность в этом деле, не прибегаете к самому главному? Причащайте ребенка как можно чаще, и поверьте, что душа такого ребенка не сможет забыть частого соединения с Самим Господом.

• Уйти в монастырь сейчас вам никак нельзя до тех пор, пока не исполните до конца своего материнского долга. Детей всех троих надо вырастить, дать им начальное образование и специальность. Это и для мирской жизни, и для монастырской одинаково необходимо.

• Да и не любовь это никакая. Почитайте Первое послание к Коринфянам там все черты истинной любви. А если «любовь» разоряет жизнь и несет гибель любимым, – это разгул бесовщины, и не более.

• В отношении принятия монашества вы поняли все верно. Монах с исполнительным листом – дело незаконное. Надо отдать долг прошлой жизни – дорастить сына до совершеннолетия, участвуя и в его воспитании, и в материальной поддержке.

• А плотская любовь – это одна из составных частей брака – и благословляется она в Таинстве брака, и грех тому, кто дерзнет ухудшать брак. Богом благословлено два пути ко спасению – брак и монашество, и оба пути крестные. Ваш выбор уже сделан, и надо с любовью и желанием донести свой крест до конца.

• Оба пути – и семейный и монастырский – крестные. Но нам нужно протянуть руку именно к тому кресту, который благословит нам Господь.

• Крест, который приходится вам нести сейчас, у вас самодельный, а поскольку вы в своем бывшем муже видите скорее не человека, а источник благополучия, то думаю, что вряд ли восстановить семью будет возможно. Похоже, что христианского восприятия брака у вас нет, да и не было. И именно поэтому семья распалась. А уж кто гордый, кто смиренный, один Господь знает. Хорошо бы и себя видеть вам.

• А ведь за семью-то надо побороться, это не просто ваши с супругом отношения. Это разбитая с ранней молодости жизнь ваших детей. Первое, что надо делать постоянно, это молиться о супруге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, заглянуть в свое сердце, повнимательнее присмотреться к себе: нет ли своей вины в том, что муж отбивается от дома.

• Мы живем очень расчетливо. И в этой нашей расчетливости так мало места остается свободе Промысла Божия о нас. Эта расчетливость порождает грех ко греху. А я из своего пятидесятилетнего священнического служения уверяю вас, супругов, что Господь с одним попустит столько бед, что и в многодетной семье не бывает. А на всех рожденных хватит у Господа всего, только бы мы уповали на Него и жили им. И еще: если бы люди умели владеть собой и, из страха Божьего, в супружеских отношениях соблюдать церковный устав, то детей родилось бы столько, что они не были бы вам обузой, и они бы родились такие, что только радость рождалась бы с ними вместе. А сейчас, по нашей немощи и маловерию, компромиссы наши порождают много бед для нас. Умудри вас Бог. От того, что мы такие разумные, нынче совсем не родятся преподобные.

• Если вы действительно хотите исполнять волю Божию и жить в Законе Божием, то ничего другого, кроме как восстановления семьи вашей, я не могу вам пожелать. И это не благословение, не приказ, ибо в этих вопросах, да и в других, не может быть никакого принуждения. Господь даровал нам всем духовную свободу, и кто может покуситься на Божий дар. Мои же пожелания вам прозвучали потому, что вся семья теперь встает на путь христианской жизни, и восстановление супружества вашего первое и самое главное условие этой христианской жизни. С вас, N., Господь не снимет ответственность ни за NN., ни за дочь. А если для вас христианская жизнь – игра, и вы, призывая на семью вашу Божие благословение, будете выторговывать какие-то свои условия: «венчаться-то мы венчаемся, но жить будем по-прежнему врозь и не по велению Божию – «честной брак из него же детотворение», а по своей выдумке, считая свои планы важнее обетов, даваемых Богу, то я уж и не знаю, что на это сказать вам. Ведь венчание – это обет. Делайте, как хотите сами, но не мните, что живете по-христиански. И еще знайте, что и чадо ваше повторит в жизни своей то, что творите вы.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о семейной жизни

Отличительными чертами архимандрита Иоанна Крестьянкина были: любовь к ближнему и духовная прозорливость — его почитали за старца и ехали к нему отовсюду. С самого раннего детства он испытывал лишения: он появился на свет в 1910 году в Орле в многодетной семье, рано потерял отца, детей поднимала мать, благодаря которой он с раннего возраста приобщился к вере. Не обошлось и без действия промысла Божия: в шестилетнем возрасте Ивана заметил архиерей и предложил помогать в алтаре, это было первым его послушанием, а затем были послушания пономаря, иподиакона. Уже в подростковом возрасте Иван Крестьянкин чувствовал тягу к монашеству, да и его близкие друзья, впоследствии ставшие священнослужителями, предсказывали ему иноческий путь.

Но сначала Иван окончил школу, отучился на бухгалтерских курсах, стал работать, но душа его рвалась в храм, который из-за сверхурочной работы он мог посещать нечасто. В начале 30-х годов он занял руководящую должность бухгалтера в Москве, появилось свободное время, позволявшее бывать на богослужениях.

Иван Крестьянкин был освобождён от военной службы в период Великой Отечественной войны по причине плохого зрения, в это время он стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова в Измайлово. В начале 1945 года состоялась его хиротония во диакона, а осенью — во иерея. Прихожане тянулись к отцу Иоанну, а он тянулся к Небу, желая углубить свои познания о Боге, пошёл учиться в Московскую Духовную Академию. Но до защиты кандидатской диссертации он не дошёл — советские власти обвинили его в антисоветской деятельности и посадили сначала в Лефортово, а потом в Бутырскую тюрьму.

Священнику Иоанну Крестьянкину пришлось много пережить, в том числе предательство со стороны близких людей, телесные болезни — он был в ссылке в Архангельской области в тяжёлых условиях, но это не сломило его дух. В 1966 году его, наконец, постригли в монахи, так как ему не разрешали служить в столице, он отправился в Псково-Печёрский монастырь, который стал для него родной обителью на всю оставшуюся жизнь. В 1970 году его возвели в сан игумена, а через три года — в архимандрита.

На первых порах отцу Иоанну помогали опытные насельники Псково-Печёрской обители и Валаама, почитавшиеся старцами — иеросхимонахи Симеон Желнин, Михаил Петкевич. Митрополит Вениамин Федченков и другие. Вскоре к нему потекли люди со всех уголков страны, желающих получить совет от духоносного батюшки было столько, что он попросил направлять ему письма, на которые обстоятельно отвечал до конца жизни. В каждом письме чувствовались его внимание и забота, для каждого у него находилось слово утешения, «Письма» неоднократно переиздавались.

Другие известные труды архимандрита Иоанна: небольшие келейные книжицы на разные случаи жизни, «Опыт построения исповеди» — своеобразный букварь для новоначальных христиан, его изречения собраны в книге «Чадцам Божиим».

Отец Иоанн Крестьянкин отошёл ко Господу в 95 лет в 2006 году в день памяти новомучеников и исповедников Российских.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector