0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи

Автор: Юлия Пономарёва – семейный, детский психолог

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом.

Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.

Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:

1. Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижает возможности его адаптации к окружающему миру.

2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления.

В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале.

Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.

Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности).

Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.

— В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком, читать ребенку? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?

Сначала это будет не чтение, т.к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но для развития дальнейшей возможности читать ему необходимы слышать звуки и вместе с мамой что-то делать. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями: пальчики загибать, в ямку падать и т.д.

Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.

К году добавляем разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы обихода, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Далее начинаем читать маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи, где зайка, а где у него ушки, а у тебя где ушки и т.д.

Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда зайка ходил, кого встретил. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айболиту преодолеть все трудности пути?

Читать еще:  Домашнее богослужение в Великую субботу

— Если говорить об укреплении взаимоотношений в семье, об улучшении отношений между родителями, между детьми и родителями, как совместное чтение может помочь?

Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи, мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.

Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя.

— По какому принципу лучше подбирать книги для семейного чтения? Каким критериям они должны соответствовать? Что обязательно должно быть в таких книгах?

Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.

Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки, если ребенок дошкольник и школьник 1-2 класса.

— При семейном чтении нужно учитывать, мальчик в семье растет или девочка? Влияет ли как-то пол ребенка на сам процесс семейного чтения, на подбор литературы?

Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про действия и достижения, героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное, принцессы и их приключения.

Так, если рассматривать сказку «Волшебник изумрудного города», то она будет интересна и мальчикам, и девочкам. Но мальчик больше будет ассоциировать себя со Львом или Железным человеком. А девочки будут следить за действиями Элли.

— А есть ли такие темы или такие жанры книг, может быть, которые категорично не подходят для семейного чтения? Есть ли что-то «под запретом»?

Под запретом сексуальные темы, если ребенку до 11 лет. Конечно, ребенок знакомится со своим телом, интересуется им, замечает отличия мальчиков и девочек, может задавать вопросы про различия, про рождение. На эти вопросы родитель обязан ответить, но доступным языком и в доступной форме. Активное общение ребенку на сексуальную тему не требуется.

Насилие в книгах также не приветствуется. Если у ребенка есть интерес к агрессии, войне, то посмотрите, в чем вы ущемляете его, что он выбирает агрессию как средство взаимодействия с миром. Если ребенок выбирает только такие книги, то чтение их возможно, но с терапевтической целью: изменить восприятие ребенком других, изменить средства взаимодействия с ними.

Но чтобы использовать терапевтический подход к чтению, родитель должен быть научен этому.

Не рекомендуется читать комиксы, поверхностные фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие.

— Если ребенок проявляет желание сам выбирать книги для чтения, а родитель этот выбор не одобряет, можно ли родителю пытаться этот выбор скорректировать?

У меня сразу возникает вопрос: зачем родителю корректировать выбор ребенка? Если книги из серии нерекомендуемых, тогда стремление их понятно.

Любой выбор ребенка информирует родителей о том, что происходит в его внутреннем мире. Через книги ребенок получает недостающий ему социальный опыт и взрослеет. Сейчас это чаще происходит через мультфильмы, но книги эффективнее, они дают живое общение. Запрещать ребенку читать то, что интересует именно его, значит запрещать ему жить и проявлять интерес вообще.

Читать еще:  Непарадный автопортрет неидеальной многодетной семьи

И тут родителю полезно задать себе вопрос: «Чего я избегаю, каких тем, чего я не хочу видеть в жизни, в ребенке?»

—Если ребенок негативно воспринимает книгу, не проявляет интереса к чтению, что Вы порекомендуете родителям такого ребенка, какие шаги им нужно предпринять?

Это говорит о том, что у ребенка мозг недостаточно хорошо функционирует, он не может воспринимать речь и текст или родитель перестарался с воздействием чтения на ребенка. Рекомендации в этом случае таковы: если ребенок до 4 лет, то начинайте работать с ним как с маленьким: потешки, шуточные действия (упал в кочку), рассматривание интересных картинок, развивать внимание, гуляя на природе, ползать на четвереньках, валяться на ковре или кровати в обнимашках.

Если ребенку четыре и старше, то можно делать то же самое, но обязательна консультация психолога, дефектолога, логопеда, невролога, нейропсихолога и кинезиолога для выявления дефицитарных зон развития.

Трудности с чтением и письмом в младшем школьном возрасте говорят о достаточно серьезных нарушениях в работе головного мозга и наличии в связи с этим стресса у ребенка: все могут, а я нет, значит и не буду.

Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за их развитием, чтобы сразу прийти на помощь. А проще всего это сделать через совместное семейное чтение.

Что точно не работает?

1. Поощрения, подарки, оплата. Иногда родителям кажется, что внешняя мотивация может помочь. И это верно. Она отлично будет работать сегодня, но не на перспективу. Поощрения имеют негативную сторону — иногда их количество необходимо увеличивать. Предлагаю все же делать акцент на интересы. Пусть хорошим подарком станет особенная книга, о которой мечтает ребенок.

2. Стыд и сравнения. Есть иллюзия, что сравнивая ребенка мы помогаем ему стать лучше. Это не так. Когда родители говорят: «Посмотри, сколько Петя уже книг прочитал», это вызывает лишь обиду на маму и папу, злость к Пете. Стыд и сравнения приводят к стрессу, а чтение начинает ассоциироваться с негативными эмоциями.

3. Запугивания. «Не будешь читать, просидишь все лето дома». Мало того что ребенок читать не будет, так еще и свежего воздуха его лишают и прогулок, общения с друзьями. Важно понимать, что страх — не лучший товарищ. Он снижает мотивацию и подавляет характер.

Читайте в удовольствие. Не требуйте многого не только от ребенка, но и от себя.

На обложке поста — книга «Каменный век», фото автора

Как приучить ребенка к книге.

Уважаемые родители , сам ребенок не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь .

Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» — будет так, дадут «Черепашек ниндзя» и рисованного Диснея — будет иначе, просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты — получится что-то еще.

Читать еще:  История одной многодетности, или Как бы так сделать, чтобы больше не рожать?

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

Станьте для ребенка примером.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него — вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

Исследование значения чтения книг для детей

Ученые из Университета штата Огайо опубликовали данные исследования, посвященного детям дошкольного возраста. Исследователи сообщили, что дети, которым регулярно читали родители, на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем сверстники, которым родители читали мало. А таких был выявлен достаточно большой процент

По мнению ученых, этот миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника.

Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дети не только слышат слова и начинают понимать их смысл. У них развивается фонематический слух, они усваивают синтаксический строй речи, учатся копировать лексические ударения, паузы. Дети учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. А это основа будущей грамотности.

Как организовать семейное чтение?

Семейное чтение как важная составляющая семейных традиций пришла к нам издавна. Ведь книга формирует цельную личность, способную на примерах её персонажей преодолевать трудности, оставаться добрым и порядочным человеком.

Итак, если вы решили вернуться к традициям семейного чтения, то нужно следовать вот этим рекомендациям:

  1. Тщательно подбирайте литературу – это может быть, как и признанная классика, так и современники, но пусть это будет позитивная литература, которая побуждает к размышлениям. Обязательно при подборе книги руководствуйтесь возрастом ребёнка, ведь если вместо интересной книги он получит унылое чтиво – это может убить интерес к чтению в дальнейшем.
  2. Пока ребёнок маленький читайте ему сами, но затем по мере взросления интерес к сказкам на ночь у него начнёт ослабевать. Ведь сказка у подросших детей будет ассоциироваться с атрибутом малыша. Поэтому будьте сами примером для ребёнка – читайте и тогда он поддержит семейную традицию чтения.
  3. Книга является одним из самых влиятельных инструментов воспитания. Эмоции влияют на подсознание человека в разы сильнее, чем обращение к разуму. Ведь человек понимает — уважать старших, защищать слабых необходимо, если он почувствует сердцем, что это надо. Холодные аргументы не убедят ребёнка, а вот чувства сострадания и любви сделают такое убеждение его собственным. Это позволит ребёнку вырасти гармонично развитой личностью, умеющей сопереживать и в то же время стоять на своём.
  4. Одним из важнейших инструментов в освоении чтения станет дисциплина Либерика. Её название происходит от латинского слова «liber» — книга. Она развивает скоростное чтение и улучшает понимание текста. При помощи специальных упражнений Либерика развивает и образное мышление ребёнка, логику, память, внимание, моторику. Идея создать такой курс для детей от 7 до 16 лет принадлежит автору уникальной методики ментальной арифметики SMARTUM Владимиру Федяю.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector