0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вера не передается по наследству Формула семьи: Даниловы

«Вера не передается по наследству»

Отец Димитрий Данилов и матушка Маргарита выросли в очень непохожих семьях. У отца Димитрия были мама и сестра, но не было папы. Матушка росла с обоими родителями, но без братьев и сестер. Из-за этого в их собственной семье возникло немало сложностей: нет образцов поведения, многие вопросы нелегко решить. Супруги Даниловы откровенно рассказали, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

Даниловы

  • Иерей Димитрий Данилов, 42 года, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
  • Матушка Маргарита, 42 года, редактор сайта НП «Родительский комитет»

Дети:

  1. Николай, 19 лет, студент Московского Государственного Университета Управления
  2. Дмитрий, 17 лет, студент Колледжа музыкально-театрального искусства
  3. Анна, 14 лет, ученица 9 класса
  4. Алексей, 11 лет, ученик 5 класса
  5. Афанасий, 8 лет, ученик 2 класса
  6. Кирилл, 6 лет
  7. Григорий, 2 года

Отец Димитрий:

Отец Димитрий и матушка Маргарита

— Мы с моей будущей матушкой поступили на кафедру финансов в МГТУ им. Баумана в один год. В возрасте 17−18 лет волей-неволей выделяешь кого-то в потоке общения; у нас девочек было много, но незаурядные способности Риты, в сочетании с милым задором, остановили мой выбор на ней. Матушка действительно очень умна и талантлива, она и вуз окончила с красным дипломом. С первого курса мы встречались, а на предпоследнем поженились.

Я был воцерковлен с 9 класса, а супруга моя воцерковлялась с перерывами. Свою семейную жизнь мы никак не планировали, потому что человеку не дано знать, какое будущее его ожидает. Наш духовник отец Владимир Волгин является сторонником естественного отношения к браку и к деторождению. Мы вообще не представляли, сколько детей у нас будет. И уж никак не думали, что их будет семь!

Дети рождаются в очень разных семьях, их количество от финансов не зависит. В семейной жизни есть обстоятельство даже более важное, чем материальный достаток: наличие жилплощади. У нас с жилплощадью проблем никогда не было. За какое-то время перед свадьбой мы начали молиться святителю Спиридону, чтобы этот вопрос решился. Вопрос был насущным: у моей мамы хрущевка, где она жила с моей сестрой, у родителей супруги хрущевка. В таких условиях не могут проживать две семьи. Но тут сказалась мудрость моей будущей тёщи: она сразу сняла нам квартиру. Чуть позже, когда встали на ноги, мы уже сами её оплачивали. Это действительно был очень правильный поступок со стороны Ритиной мамы, и я до сих пор ей благодарен. Наша жизнь так складывалась, что мы никогда не нуждались в жилье. Про деньги этого сказать не могу, а вот с жильем проблем не возникало. И всегда оно увеличивалось пропорционально росту нашей семьи — Господь о нас промышлял не раз, и не два, и не три. Это чудо из чудес, правда.

На первом курсе мы с Ритой гуляли по Москве и случайно забрели в храм Софии Премудрости Божией. Увидели красивую колокольню напротив Кремля, зашли туда и познакомились с отцом Владимиром Волгиным. Он принял нас под свою опеку — стал нашим духовным отцом. Храм Софии находился ровно посередине между нашими домами: я жил в Новогиреево, а Рита на Динамо — до Третьяковки ехать примерно одинаковое количество времени. И мы стали ходить туда каждое воскресенье. На меня повлиял пример отца Владимира: у него не было священников в роду, но он принял сан. Я о сане и мечтать не смел, поскольку никаких предпосылок к моему священству не было, меня даже крестили в 11 лет. Моя семья была абсолютно неверующей и невоцерковленной. Но у меня сложилось ощущение, и я даже проговорился о нём Рите, что если бы я родился в воцерковленной семье, точно стал бы священником. Я прекрасно помню, как в первый раз вошёл в храм: это случилось как раз в день моего Крещения. Я почувствовал, что это мой дом, настолько мне здесь хорошо — даже сравнить не с чем. Это ощущение со мною всю жизнь. Ну вот, я проговорился Рите, а Рита рассказала об этом отцу Владимиру, и он не оставил без внимания мою откровенность. Это были 1990-е, население активно воцерковлялось, Церковь остро нуждалась в пастырях. Я начал алтарничать с 18 лет, а на последнем курсе нужно было решать, куда двигаться после диплома. Отец Владимир сказал мне: «Хочешь, я устрою тебя в банк? Заработаешь на квартиру, а потом решишь, как дальше быть». Я честно ответил: «Батюшка, я в алтаре чувствую себя на своём месте». И Господь не посрамил моё решение — бытовая часть нашей жизни всегда устраивалась чудесным образом. Я остался алтарничать в храме, со временем дорос до старшего алтарника, занимался снабжением; когда открылась церковная лавка, я и в её работе принимал активное участие. Со временем поступил в Свято-Тихоновский университет на заочное отделение, и через год меня рукоположили. После окончания Бауманского университета к моменту рукоположения прошло 5 лет.

Я строгий отец, потому что и меня воспитывали строго. По делу мы с детьми всегда поговорим, а вот по душам — это потруднее задача. Сложности начались с возрастом.

Такой у них период: «я сам ломаю дрова, а вы мне не мешайте, потому что это мои дрова, а вы меня не понимаете». Ну, это довольно типичная ситуация. У нас мама больше вовлечена в эти детские неурядицы. Моя проблема в том, что я воспитывался без отца — родители развелись, когда мне было 3 года. А когда мне исполнилось 14, папы не стало. У меня отсутствовал образец мужской роли в семье, и теперь я вынужден нащупывать вслепую методы общения и воздействия. Чувствую себя как птица с одним крылом. Жизнь в неполной семье иногда формирует жёсткость характера, потому что приходится выживать. Для будущей семьи это скорее недостаток.

Наши старшие дети ещё находятся в подростковом периоде, со всеми вытекающими последствиями. Честно скажу, мы с этим не справляемся. Мы не знаем, чем увлечь детей, чтобы они остались в храме, потому что наше горение, наша вера не передаются по наследству. Старшие дети должны найти путь к Богу сами — это открытие меня обескуражило. Я помню, как мой сын в 10 лет говорил: «Ну, как можно не верить в Бога?» А теперь у него период переоценки ценностей, и в храме он бывает очень редко. На родителей сейчас приходится примерно 10% детского внимания, остальное — Интернет и друзья. Дай Бог, чтобы эти 10% были той самой «солью для мира». Для меня это открытый, напряжённый, болезненный, но не истерический вопрос. Я наблюдаю, потому что давления здесь быть не может — на нас никто не давил.

Мы с супругой прожили в браке 20 лет, воспитываем семерых детей, и я понимаю, что у меня нет ответов на многие вопросы. Я думал, что они есть — а их, оказывается, нет. Хорошо, что я оптимистичный человек… Первые четверо детей дались лично мне без особого напряжения, а вот на пятом стало очень тяжело. Физически, эмоционально, финансово. И дальше — с шестым, седьмым — у меня сохранялось ощущение, что мы с матушкой совершаем ежедневный подвиг. Трудно сказать, с каким успехом мы его несём.

Матушка Маргарита:

Матушка с Кириллом

— Мы с мужем учились в одном потоке и в одной группе в МГТУ им Баумана. Меня, с одной стороны, страшно раздражала готовность Димы всегда и везде вступать в беседу с преподавателями, в то время как остальные (включая меня), потупив глазки, предпочитали отмолчаться за чьей-то спиной. Чаще всего на семинарах и отдувался «этот выскочка». С другой стороны, я, конечно, не могла не восхищаться редкой способностью моего будущего супруга. Человек, который может, не робея, вступать в конструктивный диалог с людьми любого возраста, скорее всего, добьётся успеха в своей профессиональной деятельности. Я хотела быть уверенной, что мой избранник станет надёжной опорой, что я смогу положиться на него во всём. Я верю, что Господь явным образом указал мне этого человека, и я по сию пору уверена в нём, как в самой себе.

Основное качество супругов, важное для сохранения семьи, — умение прощать. В самом начале брака идёт шлифовка, притирка характеров. Обиды нельзя копить, нельзя перекатывать их в себе. Нужно всё решать друг с другом и с духовником, нести на Исповедь свои ошибки. Большие обиды и маленькие обидки рвут семью на клочки. Чем раньше прореху залатать-замирить, тем больше шансов уберечь семейную лодку от крушения. Червей раздора нужно истреблять в самом начале, пока они не источили запас семейной прочности. У меня с детства было обострено чувство мнительности и обидчивости, как и у моей мамы. Если бы я с годами не научилась проще относиться к вспыльчивости и раздражительности своего мужа, вряд ли сейчас была бы психически здорова.

У нас строгий папа, и я всегда стремилась и стремлюсь компенсировать это мягкостью и любовью. С первыми двумя детьми, как мне кажется, нам не хватало опыта и понимания, в чем-то были сильные перегибы по строгости. Четверо старших сейчас в подростковом возрасте и достаточно остро воспринимают папину отстраненность от их проблем. С другой стороны, я понимаю, что отец Димитрий сильно перегружен обязанностями священнослужителя и пастыря, поэтому всячески пытаюсь сглаживать острые ситуации, объяснять детям папину позицию, транслировать настроение подростков отцу. Мне кажется, родителям нужно уметь выстраивать рамки дозволенного — так, чтобы ребёнок не чувствовал несправедливости и нелюбви.

Наказывать старших сейчас уже поздно; в этом возрасте — неправильно. А маленьких детей наказываем за неприкрытую агрессию друг ко другу. Но так, наверное, во многих семьях. Родителям горько видеть, что дети не ладят между собой. Они братья и сестры, самые близкие люди. Если не научатся жить в мире с родными, как же они будут общаться с внешними людьми? К счастью, у наших детей есть привязанность друг ко другу. Они не одни сами у себя, у них есть возможность учиться компромиссам и взаимодействию, навыкам общения. Это основной плюс многодетной семьи. Наш младший, Гриша — общий антистресс и ангелочек. Дети очень любят возиться с ним.

Моя мама до третьего моего ребёнка очень тяжело воспринимала быстрый рост нашего семейства. Потом привыкла. Что думают остальные, мне не довелось испытать на себе явным образом. Помощь государства ощущают, я думаю, те семьи, которые не просто многодетные, а малоимущие. Не все многодетные могут подтвердить такой статус.

Финансовое образование моего супруга и способность планировать и просчитывать кредитные операции помогли нам устроить наше житие и найти необходимые суммы на крупные нужды. Если не сидеть сложа руки, на хлеб можно заработать. Кроме того, мир не без добрых людей. В начале нашей семейной жизни нам помогали родители, чем могли. Я подрабатывала на удаленном доступе; пока была возможность — пела на клиросе. Когда пришлось попрощаться с ним, очень сожалела; но детей стало больше, они требовали моего внимания и времени. Бояться финансовых трудностей при создании семьи, на мой взгляд, опрометчиво. Если боитесь, зачем вступать в брак? Человек всегда может рассчитывать, во-первых, на Бога, во-вторых, на себя самого.

Подготовила Анна Берсенева-Шанкевич

Основатель продакшн-студии «InstalGod»: «Инсталлируй Бога в свое сердце»

Виталий Клодницкий – основатель Продакшн-студии « InstalGod », координатор Ассоциации христианских организаций « Some4life », служитель Христианской церкви «Эммануил» (Черновцы, Украина). В интервью для «Небеса ТВ7» Виталий поделился своим опытом работы в медиасфере, рассказал, с какими трудностями встретился на своем пути, а также дал ценные советы как найти свое призвание.

Читать еще:  Семейная жизнь без смирения – ад

Как вера в Иисуса Христа повлияла на Вас как на личность?

«Вера не передается по наследству и у Бога нет внуков».

Хоть я и вырос в семье верующих родителей, которые с детства водили меня в церковь, осознано я пришел к этому немного позже. Вера не передается по наследству и у Бога нет внуков. Где-то в 15 лет я переосмыслил свои ценности и понял, каким путем хочу идти по жизни. Это и было рождением настоящей собственной веры. Духовные переживания подтолкнули меня поступить в Библейский колледж, дальше – в семинарию, а потом взяться за служение. Все это сформировало меня как личность и дало новые идеалы, к которым я стремлюсь и по сей день.

A post shared by instalgod (@instalgod) on Apr 27, 2017 at 2:16am PDT

Вы основатель продакшн-студии «InstalGod». Как решились на создание такого крупного проекта?

Будучи еще студентом Теологической семинарии, я начал понимать, что Церковь обладает истиной, ей есть что сказать окружающему миру. Но современность требует разных методов коммуникации. Я встретился со своими друзьями, и мы обсудили первые, на то время еще очень скромные, идеи для съемки некоторых видеороликов, которые бы несли христианские ценности.

Какая цель и виденье студии «InstalGod»?

«Мы приглашаем людей инсталлировать Бога в свое сердце, разрешая Ему взять полный контроль над жизнью».

Наше виденье и девиз кроются в самом названии. Мы хотели, чтобы у нас был лозунг, соответствующий веку диджитализации. Говорим о себе так: «Мы приглашаем людей инсталлировать Бога в свое сердце, разрешая Ему взять полный контроль над жизнью» .Системный блок персонального компьютера без установленной операционной системы – это лишь груда пластика и металла. Она абсолютно бесполезна. Но, эта куча микросхем обретает абсолютно иной смысл, когда на ней появляется возможность установить разное программное обеспечение. Впуская Бога в свое сердце, вы устанавливаете новую операционную систему. Она дает возможность использовать никому ранее неизвестный потенциал. Этим мы хотим делиться со всеми. Объединяя разных людей, разделяющих наше видение, мы создаем разнообразный видео- и аудиоконтент. Мы, команда амбициозная, пробовали разное: детские и аналитические программы, мотивационные и социальные ролики, музыкальные клипы и многое другое для души и духа.

С какими трудностями Вы столкнулись на пути создания и становления своего дела?

«Если внутри горит огонек и небо склонно тебе помочь, ничто не станет помехой на пути реализации твоей цели».

Мы столкнулись с такими же трудностями, с которыми сталкивается любое служение на начальном этапе. Тебе нужно убедить окружающих поверить в эффективность своих планов, найти необходимые ресурсы и задействовать как можно больше волонтеров. Все перечисленные факторы свести воедино нелегко. Но, если внутри горит огонек и небо склонно тебе помочь, ничто не станет помехой на пути реализации.

Почему христианам стоит идти в медиа?

Медиа – это язык современного поколения, на котором общаются миллиарды людей по всему лицу земли. Христианам нужно научиться разговаривать на этом языке, используя все привилегии технологического развития. И медиа – это не только язык, а виртуальное пространство скопления больших толп. Нам необходимо говорить не только с кафедры в церкви, а ходить туда, где люди собираются и проводят больше всего времени. А где они собираются? Да там, где вы это читаете!

Вы являетесь служителем христианской церкви «Эммануил» (г. Черновцы, Украина). Как Вам удается совмещать служение, семью и работу?

Думаю, всех служителей преследует проблема дисбаланса между этими сферами. Я стараюсь соблюдать такую иерархию ценностей: Бог, семья, служение и работа. Не всегда так получается, но к этому стремлюсь.

Что Вы посоветуете молодым людям, которые сейчас находятся в поиске своего призвания?

«Определите, ради чего вы делаете то, что вы делаете».

Прежде всего, я бы пожелал каждому разобраться со своими ценностями. Определите, ради чего вы делаете то, что вы делаете. В чем смысл вашего существования? Это крайне важно. На этом будет строиться вся ваша жизнь. Эти ценности станут красною нитью жизни. Они помогут удержать правильный курс вашего корабля в море под названием «Жизнь».

Пробуйте себя в разных сферах, ищите себя, не бойтесь экспериментировать. Но, остановитесь, когда в сердце обретете мир, а какое-то дело будет хорошо получаться. Тогда то, чем вы занимаетесь, начнет приносить пользу другим. Только помните, за что бы вы ни взялись, всегда сверяйтесь со своими ценностями.

У Вас есть кредо или девиз, которым Вы бы хотели поделиться с каждым?

Я зависим от целей! И счастье для меня измеряется в достижении поставленных задач. Я считаю, что жизнь нельзя прожить просто так: без смысла и ценностей, только для себя.

Осмысли свою жизнь, установи последнюю духовную прошивку и раскрой прекрасную жизнь достижений и приключений с Богом!

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

«Вера не передается по наследству»

«Ну что за бюрократию развели», – такие слова довелось однажды услышать от женщины, пришедшей «заказать крещение» и узнавшей, что до принятия Таинства ей надо будет побывать на огласительных беседах, чтобы услышать об основах веры Православной Церкви, в которую она собиралась войти. Порой не так-то уж легко бывает объяснить, что вера не передается по наследству, не принимается как придаток к национальности, культуре, цивилизации. Веру человек должен искать, ей нужно учиться, она должна созреть и вырасти.

Впервые мысль об оглашении, то есть о подготовке к крещению, пришла мне в голову во время моего собственного крещения. Это было в 1990 году.

Мы с моей будущей женой решили венчаться, но обнаружили, что не были крещены. Долго не думая, пошли в храм, «зарегистрировались», оплатили и стали ждать батюшку. Немолодой, улыбчивый, но очень уставший человек, он даже не нашел времени обменяться с каждым из нас парой слов. Выслушав «доклад» регистратора, он завел в маленькую комнатку человек десять желающих креститься, среди них были и крестные с младенцами, расставил всех по местам. Начал, закончил и так же быстро ушел дальше исполнять свои обязанности.

Мы уходили с некоторым разочарованием. Тогда я и подумал, что священник должен был нам о чем-то рассказать, что-то разъяснить. В это время я уже считал себя верующим и даже христианином, так как прочитал несколько книг, а разница между верующим и неверующим для меня тогда состояла лишь в ответе на вопрос: есть ли Бог? Поэтому нуждался, как мне тогда казалось, только в разъяснении некоторых обрядов – как все правильно делать в церкви.

Прошло время, я стал священником. С первого же крещения, которое теперь уже совершал сам, я понял, что большинство крещающихся не достигли даже той христианской меры, которой когда-то достиг перед крещением я. Подавляющее большинство крещающихся вообще не хотели ни слышать о вере, ни читать книги об этом. Но к тому времени, меня научили думать, что мы живем в православной стране, ведь большинство уже тогда были крещеными. А раз люди вокруг православные, – думал я, – то они должны жить по-христиански. Заставить верить во Христа я, конечно, не мог. Поэтому заставлял выслушивать получасовые пугающие проповеди и вслух исповедовать догматы веры. Это было не оглашение, а, скорее, экзамен, проверка на лояльность, допуск на крещение. На этом экзамене почти все были «двоечниками», хотя я очень хотел им помочь.

Крещаемые и их крестные читали с горем пополам Символ веры, путаясь в непонятных церковно-славянских окончаниях, переставляя ударения, кощунственно изменяя незнакомые слова. Скоро стало ясно, что такой подход приносит те же плоды, что и крещение без подготовки. Крещеные и их крестные спешили на праздничную трапезу и с радостью и облегчением забывали все, что от меня услышали.

И вот тут я задумался. А обязан ли человек быть верующим, могу ли я от него этого требовать? Может быть, не он мне должен отрапортовать знание догматов и Священного Писания, а я ему должен открыть Христа, чтобы он захотел пойти за Господом? Этот путь начнется еще до крещения и обязательно приведет его к догматам веры.

Я вспомнил, как апостол Филипп крестил эфиопского евнуха (Деян. 8,27-39). Апостол не упрекал его, ничего не навязывал и не доказывал: он задал простой вопрос, а ответ показал готовность слушать. Если бы евнух не проявил интереса к вопросу Филиппа, разговор был бы закончен. Но евнух проявил интерес, и апостол благовествовал ему о Христе. Говорил он не много – пока они ехали. В результате этой беседы евнух захотел креститься. И только после этого апостол Филипп задал ему вопрос, ответ на который дает человеку возможность стать христианином: «Веруешь ли в Иисуса Христа?»

В этом коротком происшествии отчетливо видны все стадии преображения человека от неверия до присоединения к Церкви Христовой.

1. У человека появляется интерес к Богу: евнух читает книгу Исаии и задается вопросами;

2. Бог призывает человека: Дух посылает Филиппа вступить в разговор;

3. Церковь оглашает человека: Филипп беседует с евнухом;

4. Человек исповедает свою веру: евнух говорит, что верует в Иисуса как Мессию;

5. Совершается Крещение как знак Завета, заключенного между Богом и человеком.

Важно понять: крещение стало возможным тогда, когда евнух исповедал веру в Иисуса Христа (Деян. 8,37). Это исповедание стало плодом беседы, которую они вели с Филиппом и которая названа в Деяниях благовествованием. Начал эту беседу апостол не по своей инициативе, а по указанию Духа (Деян. 8. 29), то есть призывает человека Сам Бог, хотя это невозможно без определенных усилий самого человека, ведь евнух сам читал книгу Исаии и пытался понять ее.

Мы можем взять пример совсем из другой эпохи, но все ступени восхождения к Богу будут те же. О жизни Авраама перед тем, как Господь призвал его, в книге Бытия ничего не сказано. Но иудейские Агады (поучительные сказания) и Коран сохранили легенду о духовном поиске Авраама, когда он, последовательно поклоняясь солнцу, луне и звездам, искал истинного Бога. Только после этого Бог призвал Авраама. Призван он был в 75 лет, а обрезан в 99-летнем возрасте. Целых 24 года Бог учит Авраама и испытывает его веру, прежде чем заключает с ним Завет, закрепляя его знамением обрезания, аналогом нашего крещения (Быт. 17, 1).

Те же стадии видим в жизни апостола Петра. Поиск, приведший апостола к пророку Иоанну, призвание Иисусом, когда Петр вместе с братом бросили лодки и пошли за Господом, учение, продолжавшееся больше трех лет, исповедание веры в Иисуса как Христа, Сына Бога Живого и, наконец, заключение Завета, закончившееся схождением Духа.

В истории Петра процесс преображения показан несколько подробнее. Оглашение его явно разделяется на два периода. Первый, более длительный, – период знакомства, когда ученики слушают, наблюдают и таким образом имеют возможность обрести веру. Этот период заканчивается исповеданием Петра. Цель достигнута – апостолы приняли Иисуса как Христа. Теперь Господь получает возможность прямо говорить Своим ученикам о грядущем распятии и воскресении, о тайнах, которые невозможно было понять без предварительной подготовки.

В первые века христианства в Церкви не было единого правила подготовки к крещению или обязательного времени оглашения, но подготовка всегда опиралась на те стадии, о которых упоминалось ранее.

В IV веке, когда христиан стало намного больше, чин оглашения оформился более определенно. Одна западная паломница побывала в Иерусалиме в это время и записала принятое там правило оглашения (Письма паломницы IV века. М., 1994).

Сначала собирали вместе тех, кто хотел креститься. Потом, если они изъявляли желание и за них мог поручиться кто-нибудь из верных, их принимали в оглашенные. Первый этап научения мог длиться от года до трех. Учащиеся назывались «слушающими» и, в основном, ходили на богослужения, слушали чтение Писаний и проповеди предстоятеля, входя таким образом в церковную жизнь. На второй этап переходили те, кто принял решение креститься и остаться в Церкви. Их называли «просвещаемыми» и учили христианской вере. После того, как оглашенные сознательно и уверенно исповедовали веру, их крестили. Теперь они становились верными. Но и на этом оглашение не заканчивалось. Теперь им предстояло Тайноводство, учение о Таинствах.

Читать еще:  «Черная пятница»: попытка выжить

Сейчас, когда все перепуталось и часто крестят человека, которого в древности не приняли бы в оглашенные, так как у него даже не возникло интереса ко Христу, очень важно понять: только путь оглашения ведет в христианскую Церковь. Не передается вера по наследству, не принимается как придаток к национальности, культуре, цивилизации. Веру человек должен искать, ей нужно учиться, она должна созреть и вырасти. Только в этом случае крещение принесет плод. Поэтому Церковь перед крещением всегда требовала научения, подготовки, оглашения. Этот порядок является необходимым и отражен в канонах Церкви.

Например, в 78-м правиле VI Вселенского Собора и в 46-м – Лаодикийского Собора говорится: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере», во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать перед крещением лишь «краткое время» и «вскоре» крестить осуждается, вплоть до исключения из клира поступающих так священников. 45-е правило Лаодикийского Собора запрещает даже принимать в списки готовящихся к крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца.

Святитель Кирилл Иерусалимский в IV столетии так говорит о категорической необходимости достаточного оглашения перед крещением: «Если мы какое-нибудь светское знание пропустим сегодня, то сможем наверстать завтра. А то, что по порядку преподается тебе о крещении, если сегодня будет пропущено, то когда восстановится? Представь, что время садить деревья: …в какое другое время хорошо может быть посажено то, что сперва посажено плохо? Представь, что огласительное поучение есть здание. Если не укрепим его, как следует, связав стены, чтобы не оказалось щелей, то строение будет непрочно» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные слова).

И дело совсем не в длительности оглашения. Для разных людей в разные периоды церковной истории время подготовки было разным, но срок всегда определялся тем, готов ли человек к переходу на следующий этап. Потому, что не может стать оглашенным тот, кто не хочет слышать о Христе; не может перейти к просвещению тот, кто не готов постигать веру; не может креститься тот, кто четко и уверенно не исповедал Христа Спасителем. И, наконец, не может участвовать в Таинствах тот, кто не крещен сознательно, после соответствующего оглашения.

Протоиерей Игорь САВВА,
настоятель храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
(при 9-й больнице) в городе Запорожье (Украина)

ЦЕНТР «ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ»

АНО СПО «Православная семья» с 2003 года осуществляет социально-психологическую поддержку населения по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под духовным руководством председателя Синодального отдела епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона (Шатова).

Основные задачи нашей работы: оказание квалифицированной психологической помощи, популяризация и поддержка традиционных семейных ценностей, профилактика разводов, просветительская деятельность.

— это объединение людей, которые хотят общаться в среде единомышленников, реализовать христианскую и человеческую потребность в помощи ближним.

● Семейный телефон доверия — бесплатная, анонимная и квалифицированная психологическая помощь (495) 926-30-60 – пн.-пт. с 10 до 19 ● Индивидуальные и семейные психологические консультации. ● Группы общения: — «Как найти свою половинку» — занятия по добрачным отношениям. — «Счастье быть вместе» — занятия для супружеских пар. ● Лекторий «Семейная школа» — для тех, кто хочет создать и сохранить семью. ● «Куклотерапия» — занятия с детьми по авторской методике И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой. ● «Песочная терапия» – консультации психолога по детско-родительским отношениям. ● Индивидуальные и групповые занятия «Как найти работу?». ● Воскресная гостиная «Поговорим по душам» — встречи со священниками и другими интересными людьми. ● Экскурсионно-паломнические поездки по России и рабочие поездки в монастыри.

На сайте https://www.pravsemya.ru/ в главном меню, справа, есть ссылка ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГУ – https://pravsemya.ru/forum/ Там можно задать свой вопрос. Прежде чем регистрироваться на форуме, рекомендуется прочитать Правила форума — https://pravsemya.ru/forum/viewtopic.php?t=338

Тел.; телефон доверия e-mail

Адрес: 125009, Москва, ул. Тверская, д. 6, стр.6., на территории подворья Саввино-Сторожевского монастыря.

Проезд на метро: ст.м. «Охотный ряд», выход в сторону указателя «ул. Тверская». Из стеклянных дверей – налево. По ступенькам для выхода в город – еще раз налево. Вы выходите — на четную сторону Тверской улицы (противоположную от Телеграфа). Идете вверх от метро — по правой стороне Тверской улицы. Проходите Камергерский переулок. В середине дома №6 входите в арку со шлагбаумом. Перед Вами будет красивый дом с башенками — это строение 6. В этом здании тоже нужно войти в арку со шлагбаумом, которая находится справа от центра дома, далее пройти внутренний дворик, войти во вторую арку с серыми железными воротами, т.е. пройти дом насквозь (если серые ворота закрыты — слева на стене расположена кнопка звонка охраны). С обратной стороны дома слева, Вы увидите подъезд с длинным навесом, рядом — хвойное дерево в горшке. Слева от черной железной двери – вывеска: Подворье Саввино-Сторожевского монастыря, . Заходите в подъезд и спускайтесь вниз по лестнице. Нажмите на кнопку звонка.

Пешком от метро — 5 минут.


Свернуть

«Вера не передается по наследству»

Но вера не передается по наследству. Самуил не мог сделать пророков из своих сыновей. Как судьи они не были лучше, чем сыновья Илия как священники, а народ сам не имел никакой веры, чтобы опереться непосредственно на Бога. Он просит уподобить его прочим народам. «Дай нам царя»,- говорит народ Самуилу. Где был Господь? Для Израиля нигде. Самуил чувствует беззаконность просьбы, и он обращается к Господу. Признавая, что народ, как обычно, отверг Его; Бог повелевает Самуилу послушать его голос. Самуил предостерегает народ в соответствии со свидетельством Божиим и показывает ему все неудобства и все последствия такого решения, но народ не хочет слушать его. Бог чудесным образом посылает к пророку того, кого он избрал, чтобы исполнить плотские пожелания народа. Во всем этом он судит народ и его царя («Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял в негодовании Моем»). Но Он помнит о Своем народе; Он не покидает его. Он действует через Саула в пользу народа, позволяя ему увидеть его неверность, и позже он избавляется от непослушного царя. Красота, крепкое телосложение отличали сына Киса. Но в знамениях, о которых Самуил говорил ему, когда помазал его на царство, заключался смысл, который должен был направить его помыслы на нечто другое, чем на самого себя. Как часто бывает, что смысл и язык совершенно понятны для того, у кого есть уши, чтобы слышать, и который ускользает от нас, потому что наше отучневшее и очерствевшее сердце не обладает духовным разумением и суждением! Тем не менее все наше будущее зависит от того, что было сказано тогда. Бог показал нашу неспособность к благословению, которое зависело от того, что было сказано. Однако средства для этого были. Хотя значение этого обстоятельства было менее очевидным, чем значение других знамений, гроб Рахили должен был напомнить Саулу, сыну и наследнику по плоти того, кто родился там, что дитя несчастья матери было сыном правой руки отца (Быт. 35,18). Итак, Бог не покинул Израиля, вера еще была в нем, люди приходили к Богу. В Израиле были такие, которые помнили о Боге из Вефиля, Который явился Иакову, когда он спасался бегством и Который вернул его в мире за его верность, и Бог позволяет Саулу обрести расположение в их глазах. Слуги Бога из Вефиля признают его и укрепляют его. Но холм Божий находился в руках отряда филистимлян: это другое обстоятельство, имевшее тот смысл, который должен был тронуть сердце верного израильтянина, желавшего славы Божией и блага для своего народа, но знамение, которое сопровождало его, давало ему намного большую силу, ибо Дух Господень сошел там на Саула, и он стал другим человеком, следовательно, призванным совершать то, что представится ему, ибо Бог был с ним (10,7) . Часто вера ясно указывает, что следует делать, в то время как вероломное и отучневшее сердце совсем не видит этого. И что же означают эти знамения? В Израиле некоторые помнят о Боге Вефиля и ищут Его, — эти открытые и подготовленные сердца, которые знают Его как источник их веры. Но холм Божий, гора Его крепости в руках Его врагов. И все-таки, даже если это так, Дух Божий нисходит на того, кто осознает это, и Дух нисходит на него именно на этом холме. Имя Божие здесь так же многозначительно. Это Бог в абстрактном плане, Бог — творец: речь идет о Самом Боге. Дух Господень на Сауле, потому что Бог возобновляет таким образом Свои отношения с Израилем. Но Самуил по-прежнему единственный, кого Бог признает как связующее звено между Ним и народом. Когда Саул имеет дело с Самуилом, он становится другим человеком. Требуется, чтобы он дождался Самуила для того, чтобы узнать, что ему следует делать, чтобы благословение осенило его. Таким образом, он должен признать, что благословение связано с пророком, и не действовать без него; он должен ждать его с огромным терпением (семь дней), с терпением, которое, покоряясь свидетельству Божиему, не будет искать благословения вне путей Его. Здесь мы также видим в филистимлянах врагов, которые подвергали веру испытанию. У нас часто бывают враги, над которыми мы легко одерживаем победу, враги, посредством которых мы обретаем репутацию духовности, но которые не из тех, кто подвергает веру испытанию от имени Бога, и, можно также сказать, от имени сатаны. Здесь необходимо, чтобы терпение имело свое совершенное дело. И филистимляне занимали такое место в отношении Саула. Было очень хорошо, что народ был избавлен от других врагов, но те, другие, были не из тех, кто расставлял сети и свидетельствовал о силе врага внутри самого Израиля и посреди его обетований. Властвуют ли духовные силы над нами в церкви, где должны исполниться обетования Божии? И какую силу мы видим, чтобы ниспровергнуть духовную силу зла в рамках действующей церкви? Именно от филистимлян Саул должен был избавить народ Божий (смотрите главу 9,16). Холм Божий у них в руках (смотрите также 14,52). Если бы Саул подождал Самуила, тот возвестил бы ему все, что он должен бы сделать. Итак, мы увидим, что два года спустя Саул будет подвергнут испытанию в этом отношении пред лицом филистимлян, и каким бы ни был срок, ничего не изменилось; промежуточный успех должен был лишь увеличить его веру и укрепить его в послушании. Самуил созывает народ в Массифе и открывает ему его безумие, заключающееся в том, что он отвергает Бога, Который спасает его от бед. Он приступает к избранию царя по заповеди Божией. Бог действует в соответствии с желанием народа. Если плоть смогла прославить Бога, то не было недостатка ни в чем, чтобы побудить ее к вере в Бога. Бог приспосабливается к ней внешне, и, как нам известно, если бы народ последовал за Господом, Господь не оставил бы его (12,20-25). И теперь, когда Бог поставил этого царя на царство, развращенные люди не признают его. Народ, тем не менее, не видит во всем этом Бога и признает Его только в вещах, которые знакомы плоти, таких, как красота царя и сила его оружия, то есть там, где Бог приспосабливается к плоти и где Он дарует Свое благословение, чтобы признавали Его и уповали на Него. Этому радуются, но на этом и останавливаются. Вера не от плоти.

«Вера не передается по наследству»

«Лично для меня старообрядчество по отношению к Русской Православной Церкви представляется тем же, чем была Русская Зарубежная Церковь по отношению к Московскому патриархату до подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Формально это были разные Церкви, но фактически – одна» — говорит Л.Севастьянов.

Читать еще:  Как найти жену: инструкция для мужчин

«А сегодня его (старообрядчества — сайт «Самарское староверие») миссия заключается в том, чтобы оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном. Истинные консерваторы должны вести себя не как бывший епископ Диомид, не как те, что кричит об опасности ИНН, а показывать пример здорового отношения к традициям»- говорит он далее.

Заметьте — это не просто один из многочисленных бизнесменов, решивших стать спонсором близлежащего храма. Многое в описании корреспондента и в рассказе самого Л.Севастьянова остается за кадром, однако понятно, что скромный ростовский паренек, пусть и закончивший Папский Григорианский университет в Риме, а после этого Джорджтаунский университет, вряд ли смог сколотить состояние, позволившее учредить благотвориттельный фонд, или, говоря словами самого Л.Севастьянова, финансовую структуру, которая оказывала бы поддержку христианской миссии – причем не только в России, но и в современной Европе. Понятно, что высокие покровители Л.Севастьянова — арх. Илларион (Алфеев) и патриарх Кирилл (Гундяев) просто поставили подающего надежды юношу «на должность».

И потому высказывания Л.Севастьянова нужно оценивать не как его собственные идеи и взгляды, а как некий посыл староверам. Призыв осознать свою миссию — оставаться внутри Церкви здоровым консервативным звеном.

Что касается «репертуарной политики». Я, в общем, не прошу советов, что печатать, а что не печатать на сайте, у читателей сайта. Когда мне нужен совет, я обращаюсь к администратору и советуюсь с ним. В остальное время обхожусь своими силами. На голосование вопросы о том, что печатать, а что нет, тоже не выношу, так как нет у нас здесь демократии и царит сплошной произвол.

Причину, по которой статью напечатала, объяснила в предпосланном публикации предисловии. Но если Вы не уловили мою мысль, поясню: именно для того, чтобы показать, что явно нестарообрядческие, а точнее, антистарообрядческие, экуменические взгляды Л.Севастьянова, к моему глубочайшему прискорбию, распространены среди части тех, кто называет себя старообрядцами.

В отличие от некоторых читателей, которые негативно оценивают Л.Севастьянова, называя его отступником, предателем и т.д., я не стала бы возлагать вину за отступление от веры только на Л.Севастьянова. Его так вырастили. Не всяк корень дает доброе дерево и добрый плод.

А поскольку таких коренных немало — Л.Севастьянов об этом не понаслышке говорит — то и таких вот леонидов севастьяновых будет еще ой сколько. И есть. И совсем не обязательно среди тех, кто ушел из староверия. Севастьянов, Миролюбов и т.п. — это только зримые примеры отступничества. Это, наверное, где-то даже честнее, чем пребывать в староверии, а по духу старовером не быть.

Когда Вы пишете, что мы — христиане-старообрядцы, я могу совершенно четко сказать: «мы» у нас с Вами не получается. Вера у нас разная. С Леонидом Севастьяновым Вы можете сказать «мы». Со мной — нет.

Сравнивать староверие с Зарубежной Церковью, т.е. никонианами, человеку, который называет себя старообрядцем — более чем странно.

А вообще, очень интересно видеть, откуда что берется. Интересные параллели видны. Л.Севастьянов рассуждает о том, что старообрядчество — это монашество. Митрополит Корнилий в интервью, если не ошибаюсь, ижевской газете, об этом же. И Вы — восхищенный этими рассуждениями.

Просто вера не передается по наследству. Да, можно вырасти в семье коренных, можно с детства читать и петь, службы посещать все. Но как Христос вчера и днесь тот же, так и мы — что во времена Его земной жизни, что сейчас. Каждый делает для себя выбор, причем, осознанный выбор — и только тогда становится христианином. Хорошо, если ребенок растет в благочестивой семье и выбор этот делает легко, словно и не раздумывая. А кто-то, как благоразумный разбойник, этот выбор за миг до смерти делает. Так что рождение в самой что ни на есть коренной семье — далеко еще не гарантия того, что человек — православный, старовер. Что мы, собственно, и видим.

Спаси Христос, за нелицемерную заботу о моём спасении и образовательном уровне. Я непременно со всем смирением и смерением постараюсь принять ваш совет.

К слову, ни я ни Самарское Староверие не ищем врага в никонианах. Просто мы полагаем, что никонианство — это другая вера. Антихристова. Вера мира сего. В которой так замечательно преуспевают многие книгочеи и штатные любвеобильники.

Мы искренне надеемся, что есть среди никониан люди, которые действительно нуждаются в нас — староверах. И именно потому вера наша должна быть предельно определённой и ясной. Именно такой, какой она была у святых отцов и страдальцев за православие. За туманными сладкими рассуждениями как правило скрывается предательский нож или паутина человекоубийцы.

Если же есть у вас желание продолжать дискуссию — подпишитесь своим именем и для начала ответьте на вопрос — согласны ли вы с утверждением г-на Севастьянова о том, что староверы белокриницкой иерархии и никониане находятся, по сути, в одной Церкви, которая по трагической случайности разделена на части, не имеющие между собой канонического общения?

Скажу сразу — мы никонианское социально-общественное образование Церковью не считаем. Так что, и в вопросе пользы, которую староверы могут принести тем кто и в никонианстве взыскует Христа подходы у нас с вами разнонаправленные. Вы, судя по всему желаете, чтобы мы поскорее оказались там (т.е. за границей Церкви) и заняли место на консервативном фланге сего социально-общественного феномена. Мы — призываем чтобы никониане через покаяние и (как правило) крещение присоединились к Церкви Христовой ради не мирского устроения и социального статуса, а ради спасения души.

P.S. Если же забота ваша о моём чтении и впрямь так искренна — можете выслать в подарок хорошую святоотеческую и апологетическую литературу (ну не Д.Ростовского, само собой). Приму с благодарностью и всем возможным смирением (Желательно вначале список согласовать. Впрочем, даже если что из присланного у меня и найдётся — непременно подарю тому, кто ещё нуждается. С просьбой о молитвах за дарителя и благодетеля). Только никонианские лукавые книжки не присылайте жаль будет и средств и потраченных усилий.

Вообще-то препирательств с читателями, тем более в таком стиле, как Ваш, равно как и препирательств между посетителями, я стараюсь не допускать. Но Ваши обличения весьма интересны — это нечто большее, чем просто выпады в мой адрес.

В силу своей профессии и рода деятельности мне приходилось иметь дело со многими людьми, которые, скажем так, социально неблагополучны. Среди них были и душевно больные люди, чья агрессивность объяснялась болезненным состоянием, и преступники, и бродяги — список можно продолжать. Да и в жизни обычной люди далеко не ангелы. Но могу совершенно уверенно сказать: такую злобу и агрессию встретишь не часто.

Мне очень жаль Вас. Страшно жить с такой злобой в душе. И Вы знаете, что характерно? Те, кто чаще всего говорит о необходимости любви к ближнему, на деле, чаще всего, этой любви и не проявляет.

Если Вы надеетесь вывести меня из равновесия и спровоцировать на выяснение отношений — сразу скажу, что это дело безнадежное. Человек я по натуре очень мирный, ни с кем никогда не ругаюсь, нервы у меня крепкие. Можете и далее обличать меня.

Должна Вас разочаровать: я не испытываю ни малейшей ненависти к тем, кто является чадом РПЦ. Как и к последователям любых других религиозных организаций. Среди моих коллег, сокурсников, одноклассников, друзей есть люди которые время от времени посещают храмы РПЦ. Разве могу я ненавидеть их? Да и среди иных никониан я встречала немало достойных людей.

Более того, жаль ломать Ваши стереотипы, но из РПЦ я ушла вовсе не потому, что меня там обидели, и не потому, что впечатлилась староверием по книжкам. К людям, оставшимся там, я испытываю чувство сострадания и жалости. И любви, представьте себе. И я желаю этим людям спасения, а спасение они могут обрести в истинной Церкви, а не в религиозной организации РПЦ (МП).

Видите, какая разная у нас с Вами любовь: я хочу, чтобы чада РПЦ (большая часть из них никакие не никониане — это люди, искренне ищущие Бога, но забредшие не туда) присоединились к истинной Церкви, уйдя из мерзости, коей является структура по имени РПЦ, а Леонид Севастьянов, а вслед за ним и Вы, готовы Церковь бросить в это мерзкое болото, рассуждая при этом о любви. Да только не любовь это, а предательство, уж простите.

Не стоит делать предателя героем. Это лукавство.

К вопросу о «козерогах». Я православный человек и не интересуюсь гороскопами, но платформа, на которой сделана гостевая моего сайта (как и множества других сайтов) настроена так, что при указании даты рождения человека, автоматически появляется указание на гороскоп. Изменить это я не могу. Дабы не вводить Вас в искушение, убрала указание на свой возраст — хотя никогда его не скрывала. Теперь в моем профиле нет указания на гороскоп.

Одним словом — можете и далее обличать. Но коль уж Вы пишете, что являетесь старообрядцем – укажите своё имя и вероисповедание. Если Вы из РПСЦ, то должны быть в курсе, что чадам Церкви запрещено выступать в Интернете анонимно.

«10 февраля 1885г., было дано задание Областному правлению немедленно квалифицированно осмотреть единоверческий храм и срочно придти на помощь его прихожанам. Атаман справедливо считал, что «единственная в Новочеркасске единоверческая церковь заслуживает справедливого покровительства и поддержки со стороны войска». 1 марта этого же года старая церковь была освидетельствована комиссией архитекторов (Кюнцель и др.) в присутствии единоверческого священника о. Иоанна Севастьянова. Комиссия пришла к заключению, что «вся осмотренная обветшалая постройка представляет вид не храма, а скорее развалины, угрожающей при первой сильной буре обрушением». Члены комиссии пришли также к общему мнению, что «поддержать здание в настоящем положении не представляется решительно никакой возможности» В связи с такими выводами комиссии возникло ряд насущных проблем. У церковного прихода имелось средств около 1 тыс. руб., так как прихожан в церкви было только «210 душ», да и всего «Новочеркасских раскольников», т.е. потенциальных единоверцев было 1.121 чел. Перестройка, т.е. постройка новой церкви оценивалась в 12 тыс. руб. или при большой экономии и работе самих единоверцев — 10 тыс. руб. Выход нашли опять же в компромиссном решении. Войсковая казна взяла на себя обязательство выделить 5 тыс. руб., а прихожане обязаны были собрать другие 5 или 7 тыс. руб. Войсковое правительство занялось перепиской с Главным управлением казачьих войск о разрешении или выделении этой суммы, а прихожане открыли при новом здании Михайло-Архангельской церкви «попечительство» для сбора недостающих средств. Председателем попечительства был избран о. Иоанн Севастьянов, членами — церковный староста П.А. Шлычков, торговый казак П.А. Леонов и казак Е.К.Макаров.
[. ]
Во вторник, 17 июня 1886г. в 12 часов дня Высокопреосвященный Платон совершил торжественную закладку единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери «на месте старой Михайло-Архангельской церкви». Торжественный акт происходил при участии «почти всего градского духовенства», Войскового начальства и «при огромном стечении народа». «Торжество это замечательно как своею особенностию — возникновением в областном городе перваго единоверческаго храма, так особенно тем, что закладку совершал Член Святейшаго Синода Высокопреосвященный Платон, Митрополит Киевский и Галицкий. Нужно было видеть искренний восторг почтенных стариков-единоверцев и их священника, отца Иоанна Севастьянова, удостоившихся высокой чести — совершения закладки их скромнаго сооружения рукою одного из высших иерархов русской церкви».»

Так вот, я давно интересуюсь не родственник ли тот о.Иоанн Севастьянов нынешнему ростовскому о.Иоанну Севастьянову? Между Ростовом и Новочеркасском всего около 35-ти километров и такое предположение не кажется невероятным.

Может функционирование в лоне РПЦ МП или теснейшее с ней сотрудничество — это не какая-то новая семейная струя, а старая, проверенная традиция? Эдакое старо верие в полезность сотрудничества с МП?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector