0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архиепископ Феодосий (Ханна): «США и Израилю не нужен мир в Палестине и на Украине»

Архиепископ Феодосий (Ханна): «США и Израилю не нужен мир в Палестине и на Украине»

Эксклюзивное интервью Телеканалу «Царьград» духовного лидера палестинских православных христиан архиепископа Севастийского Феодосия (Ханна)

Положение христиан на Ближнем Востоке и роль России в возрождении мирной Сирии, межрелигиозная ситуация в Палестине и проблема единства Русской Церкви на Украине. Эти и многие другие актуальные религиозно-политические вопросы затронуты в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» архиерея Иерусалимского Патриархата архиепископа Севастийского Феодосия (в миру – Аталла Низар Ханна).

Владыка, совершающий служение при величайшей христианской святыне – в иерусалимском Храме Гроба Господня, является духовным лидером православных палестинцев. В ходе своего непродолжительного визита в Россию он передал братское послание со Святой Земли русским православным братьям и принял участие в прошедшем в Москве Международном форуме «Общественный диалог: Россия и Арабский мир».

Царьград: Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка! Мы очень рады Вас видеть на Русской земле, канонической территории Русской Православной Церкви. Вы уже не первый раз приезжаете в Россию, что Вас связывает с нашей страной и нашей Церковью?

Архиепископ Севастийский Феодосий: Мы – одна Церковь. Церковь, которую мы называем Церковью Закона Божия, Церковь единства и объединения, Церковь святых апостолов. Русская Церковь или Церковь Иерусалимская, Антиохийская Церковь или Православная Церковь в любом другом месте – это одно Евангелие, одна миссия, одна вера.

Церковь – это место для Любви. И мы приехали в Россию с любовью к вашей стране и Русской Церкви, с надеждой, что через эту любовь русские паломники смогут чаще посещать Палестину, чтобы, в свою очередь, выразить свою любовь к нашей земле и ее святым местам, с которых христианство начало свой путь на Восток и на Запад. Наш визит в Россию – это визит Любви, это братский визит, визит выражения нашей признательности Святейшему Патриарху Кириллу, а также той великой духовной роли, которую играет Русская Православная Церковь.

Ц.: К сожалению, в России и многих других странах не так много известно о том, что среди арабов Палестины, а не только Сирии и Ливана, немало христиан. Каково положение палестинских христиан сегодня, после того, как Святая Земля уже много лет находится в огне?

Архиепископ Севастийский Феодосий и автор интервью Михаил Тюренков. Фото: Телеканал «Царьград»

Владыка Феодосий: Воистину страдания палестинских христиан – это такие же страдания, как у всего народа Палестины. Политика израильской оккупации направлена на весь палестинский народ, будь то христиане или мусульмане. По причине политических условий, в которых живет народ Палестины, отход многих христиан от своей веры происходит самым драматическим образом, невероятным и пугающим. Доля христиан в Палестине в последнее время стала составлять около 1%, и это число постепенно продолжает снижаться. Представьте, что мы, возможно, придем к тем временам (а я не желаю, чтобы мы пришли к такому времени), когда Палестина станет колыбелью христианства без христиан.

В этих условиях от нас требуется защищать христианскую цивилизацию в Палестине, в Сирии, в Ираке, во всех арабских регионах. Необходимо, чтобы сберечь христиан Ближнего Востока, которые всегда были передовыми представителями культурной и вообще гуманитарной жизни нации. У христиан на Ближнем Востоке, и в сердце Ближнего Востока – Палестине, всегда была лидирующая роль, и она продолжает быть таковой во всех сферах культуры, искусства и гражданской жизни. Нас стало меньше по причине увеличения потока миграции, но это не означает, что мы – меньшинство, мы отказываемся, чтобы нас называли «меньшинством», так как это умоляет нашу историю, нашу Родину, самобытность Аль-Кудса (арабское название Иерусалима – ред.) и Палестины, которая всегда характеризовалась как место совместного проживания всех христианских конфессий и мусульман.

Ц.: В своем выступлении на прошедшем в Москве Международном форуме «Общественный диалог: Россия и Арабский мир» Вы сказали много горьких слов об ухудшении положения палестинцев после принятия антиарабского и, по сути, расистского закона о еврейском национальном характере Израиля. Также совсем недавно США объявили Святой Иерусалим «единой и неделимой» столицей Государства Израиль. Насколько опасны эти политические решения Америки и Израиля для сохранения межрелигиозного мира на Святой Земле?

Архивный снимок арабо-израильского противостояния 1947-1967 годов.. Фото: www.globallookpress.com

Владыка Феодосий: Совсем недавно мне задали такой вопрос: «Вы, палестинские христиане, едины ли со всем народом Палестины и его проблемами?». И я ответил начистоту: палестинская проблема – это моя проблема, я – это народ Палестины, и, в конце концов, палестинская проблема – это не только проблема мусульман, но и наша, всего народа Палестины.

Исходя из нашей принадлежности к Родине, гордости за то, что мы — палестинцы, мы отвергаем любые меры, которые принимают оккупационные израильские власти в Иерусалиме, умаляя, изменяя и стирая особые черты Иерусалима, подделывая историю Иерусалима, города мира, города начала всех религий. Существуют попытки, при содействии политики оккупации, превратить Иерусалим в город борьбы, насилия и нетерпимости. Христиане Палестины не откажутся от Иерусалима, они преданы ему, как и весь народ Палестины.

Мы также отвергаем политику США по открытию посольства в Иерусалиме. Наши люди погибают в Газе, женщины, дети, молодежь погибают от действий израильской армии. Мы считаем, что то, что случилось с Палестиной – это вопиющее нарушение прав человека и исторический подлог. США являются в этом соучастниками Израиля. Мы считаем, что Америка и ее в корне неправильная политика на Ближнем Востоке является причиной бедствий и разрушений, постигших наш регион. Мы уверены в России и в Президенте Путине, а также безгранично доверяем и благодарны Русской Православной Церкви, не склонившимся перед угрозой опасности, с которой столкнулась Палестина и весь народ Ближнего Востока, и продолжающим поддерживать нас на различных международных уровнях.

Читать еще:  Журнал «Фома» инициирует проведение акции #окнаПасхи в Пасхальную ночь

Ц.: Наш Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще до начала войны в Сирии начал в буквальном смысле «бить в набат», говоря о положении христиан в Северной Африке и на Ближнем Востоке, подвергшихся подлинному геноциду. Позже Президент России Владимир Путин принял решение о российском военном присутствии на территории Сирии. Надеетесь ли Вы, что это решение в итоге принесет мир на Ближний Восток, в том числе – на Святую Землю, в Палестину?

Владыка Феодосий: Мы высоко ценим позицию России и Русской Православной Церкви. И Святейший Патриарх Кирилл посещал Палестину, и Президент Путин бывал в Палестине, а в свой последний визит в Иерусалим посетил Храм Гроба Господня и молился вместе со мной. Чего мы ждем от российского руководства, от духовенства, как христианского, так и мусульманского? Мы хотим справедливости для палестинского народа, для всего народа Ближнего Востока, чтобы палестинские христиане и мусульмане смогли вернуться к себе на Родину. Сегодня они живут по всему миру, но для того, чтобы вернуться, нужно решить палестинскую проблему, прекратить политику оккупации, вернуть мир на Святую Землю. Настоящий мир, выстроенный на крепких основах.

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Храма Гроба Господня в 2012 году. Фото: www.patriarchia.ru

Нужно защищать христианскую цивилизацию в Иерусалиме и всех палестинцев. Повторюсь, я не говорю только о христианах, но обо всем народе Палестины. Когда вред наносится христианину, он наносится и мусульманину, когда погибает мусульманин, страдает и христианин. Те, кто уничтожают мечети – это те же люди, что разрушают церкви. Мы просим у российского руководства помочь нам в достижении справедливости, справедливости для христиан.

Когда президент Путин вошел в Сирию, он встал и на позиции поддержки разрешения палестинской проблемы, его главной целью является мир в Сирии, Палестине или в любом другом месте. И именно истинный мир (архиепископ Феодосий в ходе своих выступлений не раз настаивал на том, что Государству Израиль, несмотря на риторику его политиков, не нужен истинный мир в регионе, подчеркивая: «Мир без справедливости — это капитуляция» – ред.) обеспечивает и гарантирует сохранение христиан в Палестине.

Ц.: К сожалению, в современном мире нет единства и у православных христиан. Кровь льется не только на Святой Земле, не только в Палестине, но и относительно недалеко от Москвы, в Донбассе. Сегодня Константинопольский Патриархат делает шаги к очередному разделению Русской Церкви на Украине, в землях, которые являются истоком Руси. Безусловно, это еще сильнее ударит по единству христиан во всем мире. Как Вы относитесь к этому, и что можно сделать сейчас, чтобы подобное решение не было принято, чтобы Русская Церковь сохранила единство?

Владыка Феодосий: Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это наследие. Мы говорим о единстве Церкви на Украине и в России, мы не приемлем нетерпимости и нового разделение Церкви.

По моему мнению, церковный кризис на Украине должен быть разрешен путем переговоров между Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом. Не следует принимать таких решений, которые могут привести к разжиганию конфликтов, а также заложить фундамент нового раскола среди христиан. Нужны мирные инициативы решения этого кризиса, мы не хотим нового раскола и новой эскалации нетерпимости. Святейший Патриарх Кирилл был предельно ясен в своих ответах Константинопольскому Патриарху Варфоломею. И я надеюсь, что Московский Патриархат и Константинопольский Патриархат смогут прийти к единой позиции в этом вопросе.

Ц.: Владыка, святой град Иерусалим имеет огромное значение для русских христиан, всегда было много паломников, было и есть русское присутствие, в том числе имущественное, на Святой Земле, а русские православные христиане и палестинские христиане всегда были вместе. В течение XX века, к сожалению, разобщенность увеличилась, а русское присутствие в Иерусалиме уменьшилось. Что нужно сделать, чтобы вернуть нам былое единство, в том числе – в нашей борьбе со злом современного мира, которое привносит разделения и войны?

Владыка Феодосий: Для начала хочу сказать, что всегда, когда русские православные христиане посещают Иерусалим, то они входят с радостью, любовью и уважением в наши сердца. Мы считаем, что их присутствие – это Божие благословение. Они приходят ради молитвы, и я вижу, как русские люди входят в Храм Гроба Господня – со всей своей верой и набожностью.

Да, Русская Православная Церковь и сейчас присутствует в Иерусалиме. Есть церкви, есть монастыри, есть школы, есть древние здания, которые сейчас реставрируются и обновляются, представляют Русскую Церковь и находятся под опекой Императорского Православного Палестинского Общества. И в этом вопросе мы полностью на стороне Русской Православной Церкви и Императорского Православного Палестинского Общества, которые работают над тем, чтобы сохранить свои святыни в Палестине.

Сергей Степашин и Архиепископ Севастийский Феодосий. Фото: ippo.ru

Считаю, что православные христиане всего мира должны сохранить свою веру, свою набожность, богобоязненность, и тогда мы не убоимся зла, и Всевышний будет с нами. Мы боимся зла только когда отходим от Бога, и тогда зло всегда поблизости. А когда мы близки к Богу, он сохраняет и защищает нас даже в нынешних обстоятельствах. Да, это правда, мы находимся в очень тяжелых, сложных условиях, но наша вера крепка.

Ц.: И в заключение нашей беседы хотелось бы испросить Вашего, дорогой и досточтимый владыка, архипастырского благословения.

Владыка Феодосий: Мое благословение всем христианам, всем Церквям, всем русским людям и всем страждущим в Палестине или в любом другом месте на Земле!

Архиепископ Севастийский Феодосий: «В некотором смысле наша Церковь находится сейчас в том же положении, что и Русская Церковь в самые тяжелые для нее времена гонений»

24 ноября в Санкт-Петербурге на Международной научно-практической конференции «Религия в современной системе международных отношений: либерализм и традиционное самосознание» выступил архиепископ Севастийский Феодосий (Аталла Ханна) — единственный арабоязычный архиерей Иерусалимского Патриархата.

Владыка Феодосий прочитал доклад на тему «Согласие между Православием и Исламом в Святой Земле» и передал наилучшие пожелания от Патриарха Иерусалимского Феофила III всем православным людям России.

Архиепископ Феодосий впервые в Петербурге. Владыка не мог удержать свое восхищение, глядя на монастыри и роскошно убранные церкви города. Когда он шел по улицам Петербурга, к нему подходили люди и просили благословения. Архиепископ Феодосий с горечью отметил, что на улицах Тель-Авива вместо просьбы о благословении летят проклятия, потому что быть православным в Израиле значит быть героем, нести подвиг.

О том, как живет в наши дни Иерусалимская Православная Церковь, архиепископ Феодосий рассказал в интервью журналу «Нескучный сад».

— Я родился в православной семье. Православные палестинцы — самые древние христиане на свете, потому что мы прямые потомки тех, кого обратил в христианскую веру сам Иисус Христос. Наша Церковь создана самим Христом. С тех времен не прекращалась ни на минуту жизнь православной общины на Святой Земле. Я родился в деревне Рама на севере Галилеи и там был крещен в церкви святого Георгия. Священника, который меня крестил, звали отец Николай. Наш дом был рядом с церковью. Сначала я окончил деревенскую школу, после этого отправился в Иерусалим, где покойный Патриарх Диодор определил меня в школу при Патриархии, а затем в православный Университет в Салониках в Греции. Там я служил диаконом в церкви святого Димитрия. Семь лет я провел в Салониках и часто проводил время на Афоне.

Читать еще:  К вопросу о каноничности хиротонии Макария (Малетича)

Мой титул, архиепископ Севастийский, связан с Севастией. В Севастии была обретена голова святого Иоанна Крестителя. Когда-то была там роскошная церковь. Сейчас эта церковь — мечеть, потому что православных церквей там не осталось. Наша православная вера учит нас любить каждого: и близкого и дальнего, и своего и чужого. Поэтому когда мы встречаем человека не нашей веры, мы встречаем его с такой же любовью, как человека нашей веры. Вы хорошо знаете притчу о добром самаритянине, эта притча для нас очень важна. Когда нам говорят об отношениях между мусульманами и православными, мы всегда вспоминаем эту притчу. Когда-то отношения между иудеями и самаритянами были очень плохими. Но самаритянин не бросил раненого, потому что тот был другой веры, а подобрал его, позаботился о нем. Так Христос показал, как нужно себя вести по отношению к иноверцам. Поэтому у нас прочная христианская любовь к нашим мусульманским братьям.

— Мы часто говорим о согласии между мусульманами и православными. Есть ли согласие между иудеями и православными?

— С иудеями все гораздо сложнее. Мы молимся за то, чтобы Господь вразумил их. Но пока этого не произошло. Вместо того, чтобы стыдиться или скрывать, многие из них гордятся тем, что их предки участвовали в распятии Христа, они говорят об этом в открытую, с радостью и с гордостью. На этой неделе, например, они напали на одного шведа, который приехал помогать палестинцам. Они напали на него с криками: «Мы убили Христа, мы убьем и тебя». Такое отношение красноречиво. Не стоит вопрос, кто был виноват тогда. Но когда сегодня солидаризуются с таким мнением, это говорит о многом. К Церкви они, конечно же, относятся очень враждебно. Им не хочется, чтобы сильная Православная Церковь была на Святой Земле, и они ведут с ней всяческую борьбу, пытаясь отобрать земли, дома, пресекая распространение христианской литературы. Если у иудея находят Новый Завет, книгу отбирают и сжигают прилюдно, на улице. Если отдельные иудеи и тянутся к свету христианства, то другие их удерживают.

В некотором смысле наша Церковь сейчас находится в том положении, в котором находилась Русская Церковь в самые тяжелые для нее времена гонений. Начиная с 1948 года многое отобрали, и наша деятельность очень затруднена. К сожалению, израильское правительство не признает нашего Патриарха. Его признали все, кроме израильского правительства. В одной из израильских газет была статья, в которой объяснялось, что Патриарха не признают до тех пор, пока он не откажется от домов, построенных в той части Иерусалима, где живут православные люди.

Но есть в Иерусалиме традиционные группы евреев, они противники сионизма, они молятся Богу (речь идет об ультраортодоксальных общинах иудеев, связывающих восстановление еврейского государства с пришествием Мессии и потому не признающих государства Израиль в современных формах, как преждевременного — Ред.). С ними отношения замечательные.

Но мы не собираемся закрывать Церковь. Конечно, Церковь наша историческая. Но история — это не только то, что было вчера. Это то, что есть сегодня и то, что будет завтра. Количество верующих пусть ненамного, но все-таки возрастает. У нас в Палестине сейчас строится три новых церкви. Еще больше строится в Иордании.

— Каков социальный портрет арабского прихода? Кто его составляет?

— Так уж получилось, что православные среди палестинцев принадлежат к элите общества. Они идут учиться в университет, получают хорошие специальности и являются интеллектуальной частью палестинского общества. Есть смешанные города, в которых живут и христиане, и мусульмане, православные руководят банками, занимают высокие должности. Поэтому положение общины не самое плохое… Другой вопрос, что мы находимся под тяжелым давлением.

Арабская православная община на Святой Земле включает в себя и тех, кто испокон веков живут в своих селах, это крестьяне. Им не так много надо. Они не так много знают, они читали не так много книг. Но у них открытое и доброе сердце. Поэтому каждое воскресенье я езжу от одной церкви до другой, говорю с людьми. Мы распространяем тексты по-арабски, чтобы они лучше понимали смысл Православия.

— На каком языке ведутся службы?

— Службы ведутся на арабском. Священников — палестинских арабов очень много, более трехсот. В этом смысле у нас мультикультурная ситуация: русские молятся по-русски, греки по-гречески, арабы по-арабски. И даже когда я прихожу в палестинские деревни, люди просят меня благословить их по-гречески или по-русски. Очень нравится, когда в литургии появляются слова греческие.

Читать еще:  Можно ли не соблюдать Великий пост? (ВИДЕО)

— Какие православные святые наиболее чтимы православными арабами?

— Святого Георгия любят больше всего. Его мать родилась в Палестине, он похоронен в Палестине. Недавно я был на его гробнице. Почти в каждой церкви есть престол, носящий его имя.

Очень любят палестинские арабы Богородицу. Много арабских песен посвящены Ей. Все мы чувствуем, что Она наша Мать. И действительно, Она проходила по всем местам. Она здесь росла, здесь место Ее рождества и погребения. Здесь Она видела, как Ее Сына ведут на казнь.

Есть еще несколько палестинских святых, которые основали монастыри на Святой Земле. Они тоже особо почитаемы. Например, святой Феодосий, Савва Освященный, святой Харитон, святая Евфимия — все они основатели наших древних монастырей.

Самый любимый праздник, конечно же, Пасха. В этот праздник собираются все и говорят по-гречески «Христос Воскресе».

— Ведется ли социальная работа в Иерусалимской Церкви? Как помогают бедным?

— Конечно, Церковь много заботится о неимущих. И в Иерусалиме, и в Назарете есть клиники, куда может обратиться каждый, даже если он не христианин. Ему окажут бесплатную помощь.

Кроме этого есть много различных способов помощи Церкви в тех ситуациях, когда к ней обращаются за помощью. Я — член комитета, который занимается заботой и спасением наркоманов. У нас есть клуб, куда они приходят. Мы стараемся им помочь. Если же оказывается, что мы бессильны, то отправляем их за границу, где им почистят кровь, чтобы помочь их выздоровлению. Раз в три месяца выходит специализированный журнал, посвященный проблемам наркомании, и я в каждый номер пишу статью об этом.

Всегда, когда я встречаюсь с молодежью, я говорю на эту тему. Это серьезная проблема. И если в иудейском городке невозможно распространять наркотики открыто, потому что всякого, кто осмелится сделать это, остановит полиция, то в арабских городах это не пресекается, а наоборот, внедряется, чтобы разложить молодежь. Но мы должны не только спасать наркоманов, но и вести предупредительную работу, чтобы молодые не думали прийти к наркотикам. Надо сказать, что среди православных эта проблема не так остра, как среди мусульман. Вот, например, в этом клубе для наркоманов из 50 человек только один-два православных.

— Помогала Православная Церковь Израиля во время военных событий в Ливане?

— Сами понимаете, мы находились в особо трудном положении. Мы молились за мир, мы даже устроили демонстрацию за дело мира. Она начиналась от храма Гроба Господня и тянулась до главной мечети. Этот путь мы шли вместе, православные и мусульмане.

— Как чувствуют себя в Израиле русские эмигранты?

— С выходцами из России ситуация тоже непростая. Мы не знаем, кто из них православный, а кто нет. Бывали случаи, когда новые репатрианты пошли в церковь, но на них донесли, и потом их выслали. Есть несколько священников, из которых двое русских, а другие хорошо знают русский. Они специально работают с выходцами из России.

Нам кажется, что среди приехавших из России под вывеской репатриантов большинство православных. И нам важно, чтобы они стали действительно православными, снова нашли путь к Церкви и к вере. Сейчас правительством проводится весьма дорогостоящая кампания, чтобы перевести русских православных в иудаизм.

Недалеко от моей деревни есть городок, в котором живут выходцы из России. Когда там умерла старая женщина, иудеи отказались ее хоронить, сказав, что они не уверены, что она чистой еврейской крови. Тогда ее на руках принесли к нам, и мы ее похоронили.

— Какая основная боль у православных арабов в Израиле?

— Главная проблема – это проблема израильской оккупации. Например, никак не может православный человек придти молиться в Иерусалим, или из Иерусалима в Вифлеем — всюду стоят КПП и никого не пропускают. То есть проблема политическая, из которой вытекают все остальные.

Но на прощание я хочу сказать вот что: мы с вами должны помнить, что все православные люди — русские, палестинцы, греки — все как одна семья. И наш Патриарх Иерусалимский молится денно и нощно за добрые отношения между всеми людьми. Эти молитвы и благословения я привез сюда, в Петербург — город, который действительно выражает ту Святую Русь, о которой я так много слышал.

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector