0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Канон Началу Индикта, то есть Церковного новолетия

Канон Началу Индикта, то есть Церковного новолетия.

Тропа́рь инди́кта, гла́с 2:

Всея́ тва́ри Соде́телю, времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди, сохраня́я в ми́ре гра́д Тво́й, моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.

Кано́н Инди́кта, гла́с 1.

Пе́снь 1.

Ирмос: Пои́м, вси́ лю́дие, от го́рькия рабо́ты фарао́ни Изра́иля Изме́ншему и во глубине́ морсте́й нога́ми немо́крыми Наста́вльшему, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

Воспои́м вси́ Христу́, Имже соста́вишася вся́ческая и в Не́мже соверши́шася неразлу́чна, я́ко из безнача́льнаго ро́ждшуся Бо́га Отца́ Ипоста́сному Сло́ву, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

Воспои́м вси́ Христу́, Отчим благоволе́нием я́вльшуся из Де́вы и пропове́давшу ле́то Госпо́дне прия́тно, на́м на избавле́ние, пе́снь побе́дную, я́ко просла́вися.

В Назаре́т прише́д Пода́тель Зако́на, в де́нь суббо́тный уча́ше, законополага́я евре́ем прише́ствия Своего́ неизрече́ннаго, и́мже, я́ко Ми́лостив, спаса́ет ро́д на́ш.

Богородичен: Пою́ще, вси́ ве́рнии, преди́вную Отрокови́цу, Христа́ вселе́нней возсия́вшую и ра́дости вся́ческая испо́лнившую присносу́щныя жи́зни, при́сно восхваля́ем, я́ко просла́вися.

Пе́снь 3.

Ирмос: Утверди́ мене́, Христе́, на недви́жимом ка́мени за́поведей Твои́х и просвети́ мя све́том лица́ Твоего́: не́сть бо свя́т па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Утверди́, Бла́же, его́же насади́ любо́вию на земли́ десни́ца Твоя́, плодови́т виногра́д, сохраня́я Твою́ Це́рковь, Всеси́льне.

В де́лех духо́вных богокра́сных крася́щияся наста́вшее, Го́споди, ле́то сие́, преведи́, Влады́ко, и́же ве́рою Тя́ песносло́вящия, Бо́же вся́ческих.

Ти́хий ми́, Христе́, ле́тный кру́г дава́й, Ще́дре, и насы́ти мя́ слове́с Боже́ственных Твои́х, я́же яви́лся еси́ глаго́ля иуде́ем в суббо́тах.

Богородичен: Яко еди́ну преесте́ственно па́че челове́ка благода́ть во Твою́ утро́бу прие́мшую и невра́щно ро́ждшую Христа́ Бо́га на́шего, при́сно Тя́ сла́вим.

Та́же седа́лен инди́кта, гла́с 8.

Иже времена́ плодоно́сна и дожди́ с небесе́ подая́ су́щим на земли́, и ны́не, прие́мля мольбы́ рабо́в Твои́х, от вся́кия изба́ви ну́жды гра́д Тво́й, щедро́ты бо Твоя́ и́стинно на все́х де́лех Твои́х. Те́мже вхо́ды благослови́ и исхо́ды, дела́ испра́ви в на́с ру́к на́ших и согреше́ний проще́ние да́руй на́м, Бо́же: Ты́ бо из несу́щих вся́ческая во е́же бы́ти, я́ко Си́лен, приве́л еси́.

Сла́ва, И ны́не, Богородичен:

Наста́ви ны́ на пу́ть покая́ния, уклоня́ющияся при́сно к злы́м безпу́тием и Преблага́го прогне́вающия Го́спода, Неискусобра́чная, Благослове́нная Мари́е, прибе́жище отча́янных челове́ков, Бо́жие обита́лище.

Пе́снь 4.

Ирмос: Разуме́х, Всеси́льне, Твое́ смотре́ние и со стра́хом просла́вих Тя́, Спа́се.

Нача́ло Тебе́ ле́та лю́дие Твои́ прино́сят, Ангельскими пе́сньми славосло́вяще Тя́, Спа́се.

Яко Человеколю́бец сподо́би наче́ншим ле́то и сконча́ти Тебе́ благоуго́дно, Христе́.

Вседержи́телю, Еди́не Го́споди, ле́т обхожде́ния, ути́шив, ми́ру да́руй.

Богородичен: Яко приста́нище ны́не ду́ш на́ших и тве́рду наде́жду, Богоро́дицу вси́ воспои́м.

Пе́снь 5

Ирмос: От но́щи у́тренююще, пое́м Тя́, Христе́, Отцу́ Собезнача́льна и Спа́са ду́ш на́ших: ми́р ми́рови пода́ждь, Человеколю́бче.

Исполня́яй вся́ческая бла́гости, Христе́, Ты́ благорастворе́нием и благопло́дием, благослове́ньми венча́емо, многокру́жное ле́то рабо́м Твои́м да́руй.

Ле́тное воздая́ние покажи́ на́м преложе́ние к лу́чшим, ми́рное же устрое́ние ве́дущим Тя́, Сло́ве Бо́жий, уподо́бльшася челове́ком.

На зе́млю прише́л еси́, Собезнача́льне Отцу́, пле́нником отпуще́ние, слепы́м же прозре́ние от Отца́ возвеща́я и вре́мя прия́тно.

Богородичен: На́ши наде́жды, Богоро́дице Чи́стая, и на́ше жела́ние на Тя́ возлага́ем, Ми́лостива на́м да́ждь, Де́во, Его́же родила́ еси́.

Пе́снь 6.

Ирмос: Проро́ка спа́сл еси́ от ки́та, Человеколю́бче, и мене́ из глубины́ прегреше́ний возведи́, молю́ся.

Житие́ нача́ти благоуго́дно Тебе́, Влады́ко, с ле́тным начина́нием на́с сподо́би.

Дне́й духо́вных, в поуче́нии Зако́на Твоего́, покажи́ испо́лнены, ще́дре Спа́се, пою́щия Тя́.

Богородичен: Ро́ждшая Го́спода, Богоро́дице Всенепоро́чная, изба́ви от бе́д ве́рою пою́щия Тя́, Пречи́стая.

Конда́к инди́кта, гла́с 2:

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́, все́х ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, Иже дни́ и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый, благослови́ ны́не вене́ц ле́та, соблюди́ и сохрани́ в ми́ре гра́д, и лю́ди Твоя́, Многоми́лостиве.

Пе́снь 7.

Ирмос: Отроцы, благоче́стию совоспита́ни, злочести́ваго веле́ния небре́гше, о́гненнаго преще́ния не убоя́шася, но посреди́ пла́мене стоя́ще поя́ху: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Начина́ющии ле́то, и пе́сней нача́ток сотворя́ем ца́рствующему Христу́, Ца́рством безконе́чным, правосла́внии лю́дие, благоче́стно пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Сы́й пре́жде ве́к, на ве́к же и еще́ Госпо́дь, воспева́ющим Тя́, Христе́, Исто́чник бла́гости, благи́х Твои́х даро́в ле́то сие́ испо́лни: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Яко раби́ Влады́це, на моли́тву Чи́стую Ма́терь Твою́ Тебе́ предлага́ем, Христе́, от вся́каго обстоя́ния лю́ди Твоя́, Бла́же, изба́вити, пою́щия: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмос: Песносло́вцы в пещи́ спа́сшаго де́ти и громопла́менную прело́жшаго на ро́су, Христа́ Бо́га по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Яко Нача́льнику спасе́ния, Христе́, нача́ток Тебе́ прино́сит ле́тный честна́я Це́рковь, зову́щи: по́йте и превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Из не су́щих вся́ческая му́дре обнови́вшаго Созда́теля и производя́щего време́н обраще́ния хоте́нием, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Изводя́щему вся́ческая Бо́гу и времена́ изменя́ющему, на многообра́зное челове́ков управле́ние, пое́м: хвали́те и превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Богородичен: Богома́терь Де́ву Чи́стую, ле́т обхожде́ньми же и обраще́ньми, правосла́вно, челове́честии собо́ри, пое́м Тя́, я́ко Богоро́дицу и все́х спасе́ние.

Пе́снь 9.

Ирмос: Образ чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная, и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти мо́лимся пе́щь: да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Сло́во Бо́жие и Си́ла, и́стинная Му́дрость и Ипоста́сная, содержа́щая и пра́вящая вся́ческая му́дре, и ны́не наста́вшее рабо́м Твои́м вре́мя, во устрое́нии ти́се произведи́.

Вся́ дела́ Твоя́, Го́споди: небеса́, земля́, све́т и мо́ре, во́ды и вси́ исто́чницы, со́лнце же, луна́ и тма́, зве́зды, о́гнь, челове́цы и ско́ти, со Ангелы восхваля́ют Тя́.

Еди́н еси́ Преве́чный, я́ко Творе́ц веко́в, и ца́рствующее триипоста́сное Еди́но Божество́ неразде́льное, мольба́ми Чи́стыя Богома́тере ле́то плодоно́сно насле́дию Твоему́ покажи́.

Богородичен: Спа́се всего́, и Строи́телю, и Зижди́телю, и Вседержи́телю тва́ри, мольба́ми безсе́менно Ро́ждшия Тя́, ми́р ми́ру Твоему́ пода́ждь, соблюда́я Це́рковь всегда́ немяте́жну.

Свети́лен инди́кта.

Бо́же бого́в и Го́споди, триипоста́сное Естество́, Непристу́пне, Присносу́щне, Несозда́нне и все́х Соде́телю, Вседержи́телю, Тебе́ припа́даем вси́ и Тя́ мо́лим: настоя́щее ле́то сие́ я́ко Бла́г благослови́в, сохрани́ в ми́ре Импера́тора, и вся́ лю́ди Твоя́, Ще́дре.

Читать еще:  Во Пскове реставрируют Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Сла́ва, И ны́не, инди́кта.

Соде́телю и Прави́телю всея́ тва́ри сы́й, времена́ и ле́та положи́в в Твое́й вла́сти, ле́тний кру́г, благослове́ньми, Ще́дре, бла́гости венча́й, в ми́ре сохраня́я Твоя́ лю́ди невре́дны и це́лы, мо́лимся, моли́твами Ро́ждшия Тя́ и боже́ственных Ангел.

Стихи́ры инди́кта. Гла́с 3.

Преве́чное Сло́во Отчее, Иже во о́бразе Бо́жии сы́й и соста́вивый тва́рь из не су́щаго во е́же бы́ти, времена́ и ле́та в Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, да́руя ми́р це́рквам Твои́м, и побе́ды воинству, благопло́дие же земли́, и на́м ве́лию ми́лость.

Гла́с 4.

Ца́рствие Твое́, Христе́ Бо́же, ца́рство все́х веко́в, и влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де, вся́ бо му́дростию сотвори́л еси́, времена́ и ле́та на́м предложи́в. Те́мже, благодаря́ще о все́х и за вся́, вопие́м: благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́ и сподо́би на́с неосужде́нно вопи́ти Тебе́: Го́споди, сла́ва Тебе́.

Ше́ствия Твоя́, Бо́же, ше́ствия ве́лия и чу́дна: те́м строе́ния Твоего́ си́лу велича́ем, я́ко Све́т от Све́та прише́л еси́ во окая́нный ми́р Тво́й и пе́рвую погуби́л еси́ кля́тву ве́тхаго Ада́ма, я́ко благоволи́л еси́, Сло́ве, и на́м му́дростию времена́ и ле́та положи́л еси́, е́же сла́вити вседе́тельную Твою́ бла́гость: Го́споди, сла́ва Тебе́.

Сла́ва, И ны́не, инди́кта. Гла́с 8.

Неизрече́нною му́дростию соста́вивый вся́ческая, Сло́ве, Христе́ Бо́же, времена́ и ле́та на́м предложи́вый, дела́ ру́к Твои́х благослови́, си́лою Твое́ю возвесели́, подая́ на ва́рвары кре́пость, я́ко Еди́н Бла́г и Человеколю́бец.

Дорогие братья и сестры! С новолетием! Тропарь, кондак и молитва индикта.

Новолетие

Тропарь, глас 2-й

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

[Всего творения Создатель, времена и годы Своею властию определивший, благослови начинающийся год благости Твоей, Господи, сохраняя в мире землю нашу и верных людей Твоих, молитвами Богородицы и спаси нас.]

Кондак, глас 2-й

В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета: соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

[На Небесах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне начинающийся год, сбереги и сохрани в мире землю нашу и людей Твоих, Многомилостивый!]

Молитва

Владыко Господи Боже наш, источник жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя содетелю, времена и лета во своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающаго лета, Твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих … Умножи дни живота их в непоколебимом здравии, и во всех добродетелех преуспеяние им даруй. Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй: Тебе безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном, всесвятым и животворящим твоим Духом во едином существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и пресвятое имя Твое воспевати да сподобиши.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google

Размещено на 31.12.2020 irina14081970 Комментарии к записи Дорогие братья и сестры! С новолетием! Тропарь, кондак и молитва индикта. отключены

Эта запись была размещена в Новости. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Как мирянам подготовиться к церковному Новолетию. Что это такое начало Индикта

Сейчас в народе начало Новолетия — это забытый праздник. Хотя отклики о нем еще остались.

Принято начинать новый учебный год 1 сентября.

Что же такое Индикт и Новолетие, как готовиться и как проводить эти дни.

Новоле́тие — праздник в Православной церкви, совершаемый 1 сентября по старому стилю (14 сентября — по-новому стилю).

Этот праздник посвящен наступлению Нового года или, как говорят,

Нового лета от Сотворения мира в богослужебном церковном календаре.

В этот день в храмах проходят богослужения, молебны на Новый год.

В этот день все православные христиане просят Бога о даровании благословения на новый, начавшийся год.

Почему в Православной церкви Новый год начинается 1 сентября по старому стилю (14 сентября — по новому)7

Обратимся к истории возникновения этого праздника.

Да, мы с вами уже празднуем Новый год 1 января и потом еще раз 14 января. Люди западного мира никак не могут понять нас русских, как это — праздновать «старый Новый год».

А все это случилось потому, что Петр 1 решил «прорубить окно в Европу», приблизить нашу страну к Западной цивилизации. Все своё, зачастую, рубилось на корню. Многие вековые традиции стали ненужными.

Так произошло и с Новым годом. Хотя до 1700 года, Новолетие было и государственным праздником.

Окунемся еще глубже в историю.

Индикт связан с Римской империей.

Еще во времена Римской империи был установлен временной период сбора податей. По окончании этого периода (индикта) собиралась подать.

От воли императора, индикт мог быть разный по времени.

В 537 году император Юстиниан 1 издал указ и ввел единообразие в летоисчислении. Согласно этому указу Новый год повсюду должен был начинаться 1 сентября.

Новый индикт — это новое лето. По славянски «»Новолетие», а по- русски «Новый год».

В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие, которое было 1 сентября, приняли в церковный календарь. Этот день превратился в церковный праздник.

В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший Новый год.

После Крещения Руси, этот праздник стал православным и 1 сентября начинался Церковный календарь.

В летописях же и в иных государственных документах годовое гражданское летоисчисление на Руси велось, следуя римскому календарю, с 1 марта.

С 7000 года от сотворения мира, и государственный, и Церковный Новый год стали начинаться сентября.

И уже при Петре 1, с 1700 года от Рождества Христова в нашей стране Новый год начали праздновать с 1 января.

По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали.

Но церковное Новолетие не исчезло. Все богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными.

В этот день мы просим Господа благословения на Новый год.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/

благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.

Как праздновали этот день на Руси.

15 век. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге.

Проповедуя Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

В день Новолетия осуществлялась особая служба на площади. Епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие. Потом все отправлялись на службу в храм.

Читать еще:  Патриарх Ириней призвал защитить Сербскую Церковь и народ в Черногории

Итальянский путешественник Джованни Компани рассказывает, что главное событие происходило на площади в Москве.

На помост поднимаются Митрополит и Великий князь. Митрополит освящает воду. А потом этой водой кропит князя и народ, желает многих и благих лет жизни.

17 век. День Новолетия царь Алексей Михайлович и бояри посвящали делам милосердия. Они старались накормить, обогреть как можно больше нищих и бездомных.

Их кормили, одевали и обували. Простой же народ наделяли гостинцами и подарками. Было принято посещать заключенных в темницах.

Что делать нам в эти дни.

Верующий человек, с детства привык любое дело начинать с молитвой.

Так вот, в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал « летом благоприятным ».

Конечно, нужно постараться закончить все дела к этому времени, чтобы не переносить их на Новый год.

Заняться делами благотворительности. Помочь нуждающимся.

Этот день, также называемый Семиным днем, православные чтут преподобного Симеона Столпника, аскета и подвижника.

Он обладал даром предвидения, мог излечивать душевные и телесные болезни.

Сто́лпники — святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг – стояние на столпе (башне, камне или другом возвышении), как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве.

14 сентября считается началом бабьего лета. Как отдыхали наши предки.

В деревнях звонил колокол. Он возвещал наступление праздника — Нового лета.

Крестьяне благодарили уходящий год за хороший урожай и просили такого же в новом году. Многие работы в поле уже закончились, поэтому появляется возможность отдохнуть.

Крестьяни разжигали большой костер, водили хороводы, пели песни, устраивали различные состязания. Пекли большие караваи, а дома украшали рябиной.

  • Accueil
  • Cathédrale
    • Historique
    • Galerie
    • Crypte
    • Saint Alexandre Nevsky
  • Horaires des offices
  • Ecole Paroissiale Russe
  • Visites

1 сентября 2012 года (14 сентября по новому стилю)

наступил 7521 год от сотворения мира.

“Благослови венец лета благости Твоея, Господи”… – так начинается церковное

песнопение посвященное празднованию Новолетия.

“Благослови венец наступающего лета” – одно из прошений новогоднего молебна.

Что такое “венец лета?” – это круг года. Церковь испрашивает благословение на продолжение жизни, на совершение еще одного годичного круга, на повторение времен года. Круг символически обозначает вечность или, относительно временной жизни, – продолжительность.

14 сентября по новому стилю, что соответствует 1-му сентября по Юлианскому календарю, Православной Церковью отмечается церковное новолетие называемое также началом индикта.

Празднование начала нового года 1 сентября (14-го н. с.) пришло из Римской Империи, когда император Константин стал полноправным правителем, а праздник новолетия был установлен Святыми отцами на Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее.

Собор определил именно эту дату в ознаменование победы, которую в 312 г. одержал император Константин над язычником Максентием, что позволило утвердить христианство в Римской империи. Впрочем, есть в этой дате и духовный смысл. Для новолетия был выбран сентябрь – начало

священного года у евреев.

Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Своим Словом, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения; так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в сие время отдыхать от мирских дел. Четвертая заповедь предписывает посвятить седьмой день Господу Богу. В Книге Левит Господь заповедал пророку Моисею: «Седьмого месяца, когда вы собираете

произведения земли, празднуйте праздник Господень» (гл. 23, ст. 39). Седьмой месяц (евр. тисри) соответствующий нашему сентябрю (лат. седьмой), считался у евреев первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный: первый день, начало нового года, назывался праздником труб; десятый день — день очищения грехов народа; пятнадцатый день — праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах или палатках.

В нашем христианском календаре новолетие по наследию из Римской Империи стало называться индиктом или индиктионом.

Индикт – слово латинское, которое ввел император Август Октавиан в Римской империи в первом веке до Рождества Христова. И переводится оно как “объявление, назначение, налог”(от лат. indictio). Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. Это понятие было введено с целью сбора добровольного налога с граждан, а индиктион – это срок, длившийся пятнадцать лет, разделялся на три части по пять лет. И в первые пять лет налог платили железом и медью – на оружие, щиты; во вторые – платили серебром для чеканки монет, а в третий пятилетний период налог платили золотом на украшение божеств, идолов.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены императором Феодосием Великим в 394 году.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви окончательно вводится календарное исчисление по индиктам.

Индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 19 пятнадцатилетий, что составляет 532 года, круги Солнца и Луны снова начинают повторяться.

Временной интервал в 532 года называют еще Великим Индиктионом или в славянской переводнической традиции Миротворным Кругом. Этот огромный промежуток времени определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь.

На Руси с принятием христианства гражданский год вплоть до XIV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора Летописца.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году – это не столько дань гражданской византийской традиции, сколько осмысление богослужебного предания Православной Церкви.

С 1547 года на всех главных площадях русских городов воевода с боярами и епископ с духовенством здравствовали царю. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году итальянский путешественник Джованни Компани сообщал: “На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит святит воду и кропит ею князя и народ, осеняя всех крестом, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: “Великому государю нашему и детям его многая лета!” При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни”.

Читать еще:  Мы – хорошо замаскированные грешники

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии.

Мало кто знает, что 1 сентября также было днём судных сроков: дела, которые не могли решить наместники, городовые и волостные, разбирал сам царь. Такой суд назывался судом Божиим, так, как по народному убеждению, что велел Бог, то и постановил Государь, Помазанник Божий.

Теперь новлетие празднуют лишь в церкви, где в этот день звучит молитва на наступающий год: “Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси нас”.

С IV века Церковь празднует первый день сентября — уже как праздник новой благодати, принося Господу дары сердца: вместо железа и меди — веру в Бога, вместо серебра — надежду на Него, вместо золота — любовь к Нему и ближним. Таков христианский индикт.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Вы прочитали статью Индикт — Церковное новолетие: история, богослужение. Если Вы хотите знать об этом больше, прочитайте следующие статьи:

Православная молитва — Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 24536
  • |Видео 136
  • |Мероприятия 0

Начало индикта – церковное новолетие

14 сентября (по старому стилю 1 сентября)

Начало индикта – церковное новолетие

Индиктион или индикт
Слово римское и означает объявление, назначение, налог. Индиктом называлось первое число месяца сентября. Это название сохранилось в нашем церковном уставе и служит для обозначения начала церковного года. Христианский индикт состоит также из 15 лет
(ср.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. – М.: Синодальная типография, 1903, кн. 1, «сентябрь», с. 9)

Тропарь, глас 2 (на начало индикта – церковного новолетия):
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы, и спаси ны.
«благослови венец лета благости Твоея, Господи» – Выражение это заимствовано из псалма 64, ст. 12. Венец есть символ величия, счастия, а в этом месте Св. Писания означает еще особенное плодородие земли. Потому благословить венец лета благости Божией значит – благословить наступающее время на особенное плодородие и благополучие, которое зависит от обилия плодов земных. Благослови, Господи, увенчай сие время Твоего благоволения особенным плодоношением земли» (Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. – М.: Синодальная типография, 1903, кн. 1, «сентябрь», с. 16).

Ин тропарь, глас 4 (на начало индикта – церковного новолетия):
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3 (на начало индикта – церковного новолетия):
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим и Тебе, яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Ин кондак, глас 2 (на начало индикта – церковного новолетия):
В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире православныя люди Твоя, Многомилостиве.

Молитва в день Нового года
Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою святаго Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешнаго раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш Верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигли Царства Твоего Небеснаго и удостоились вечнаго блаженства со Святыми Твоими. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector