0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом

Содержание

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом

В эту книгу вошли расшифрованные магнитофонные записи бесед, которые в разное время были произнесены автором в городах Греции по просьбе местных правящих архиереев.

Предисловие

Очень дерзко говорить об обожении тому, кто не вкусил его. Но мы дерзнули на то, что превышает наши силы, уповая на милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Чтобы не скрыть от наших братьев – православных христиан – цели нашей жизни, ради чего мы были сотворены.

Чтобы стало ясно, что единственно православным пастырством является то пастырство, которое приводит к обожению, а не те западные образчики пастырства, которые преследуют цель этического совершенства человека без благодати Божией.

Чтобы все мы желали лучшего и подвизались ради высшего и того единственного, что может утолить глубинную жажду души по Абсолюту – Троичному Богу.

Чтобы исполниться нам признательности к своему Творцу и Зиждителю за великий Его дар – обожение по благодати.

Чтобы ощутить незаменимость нашей святой Церкви – обители здесь, на земле причастия обожения.

Чтобы были явлены величие и истина нашей православной веры, единственной веры, научающей нас обожению и подающей его нам – ее членам.

Чтобы получили утешение наши души, которые хотя и отравлены и омрачены грехом, однако жаждут света лица Христова.

Милостивый Господи, благоволи в Своей безмерной любви сподобить нас встать на путь обожения прежде, нежели мы отойдем из сего временного мира.

Милостивый Господи, приведи к поиску обожения наших православных братьев, не имеющих радости, потому что не ведают они величия своего призвания как «призванных быть богами».

Милостивый Господи, настави стопы инославных христиан к познанию Твоей истины, дабы не остались они вне Твоего чертога, лишенные благодати обожения.

Милостивый Господи, помилуй нас и мир Твой! Аминь.

Кафигумен священной обители

преподобного Григория Афонского

В эту книгу вошли мои обработанные беседы, которые по временам были произнесены в различных городах Греции по приглашению местных преосвященнейших митрополитов. Так станет понятным стиль этого труда, состоящего из отрывков записанных на магнитофон бесед. Нужно заметить, что тема эта была развита по той причине, что она имеет первостепенное значение для духовной жизни. – Прим. авт..

Источник: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом / архим. Георгий (Капсанис) ; [пер. Петров В.]. — Москва : ДАРЪ, 2008. — 240 с. — (Планета людей). 978-5-485-00184-1

Бог Стал Человеком, Чтобы

Изречение Афанасия Великого “Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом”, – о чем оно скажет, если вместо строчных поставить все заглавные буквы, забыв о догматических ограничениях?

Бог Стал Человеком, Чтобы Человек Стал Богом.

Бог становится человеком, чтобы всякий рожденный свыше человек мог стать Богом.
Включая самого Иисуса.

Христос рождается в человеке Иисусе. У двух евангелистов это рождение свыше происходит в крещении иорданском; у двух других – в Рождестве. С самого своего рождения свыше, человек Иисус начинает становиться Богом. Как? “если кто желает за Мной прийти, пусть откажется от себя самого и пусть возьмет крест его и следует Мною”*. Иисус сам исполняет именно то, чему и сам учит: отказываясь от своего “себя”, Иисус следует рожденным в нем Христом, Который Есть Путь.

Сказав:“нашедший душу его потеряет ее, и потерявший душу его ради Меня найдет ее”, Иисус сам так и делает: теряет душу свою за Христа, снова и снова. Иисус теряет и раздает душу свою Христа ради, чтобы быть во Христе. Это – кенозис**, раздача-исчерпание-отпускание всего “себя”, это процесс длиною в жизнь. По рассказу трех евангелистов видно, что в завершение земного пути Иисус в Гефсиманском саду исчерпывает самое глубинное, что есть у смертной души – тоску и страх смертный, молясь до кровавых капель пота.

У Иоанна нет моления в Гефсимани, зато в его евангелии Иисус свидетельствует – процесс исчерпания завершается, произнеся “идет князь мира [в оригинале – архонт космоса] и во Мне не имеет ничего”. Чего не имеет в Иисусе космократор? Не имеет в нем самости, того эгоцентрического “себя”, которым и ныне этот князь мира сего арканит всякого человека, не потерявшего еще “душу свою за Христа”. Но если хоть немного оставил человек самости “себе самому” – готово, в нем князь мира уже имеет свою законную долю. В таком человеке все еще есть крюк князя мира сего, которым человека в любой момент можно подсечь и потащить.

У Марка в ответ на вопрос первосвященника “Ты есть Христос, Сын Благословенного?” Христос объявляет: “Я Есть; и вы увидите Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и приходящего с облаками небесными.” Но кто же тогда вопит на Кресте: “Элои, Элои! лема савахфани? что в переводе значит: Бог Мой, Бог Мой! На что Ты оставил Меня?” А это вопит та самая, исчерпанная до дна ветхая душа, взамен которой человек Иисус обрел душу во Христе. На Кресте криком кричит тот смертный остаток, который мертвые хоронят у других мертвых.

Совершилось.
Теперь “Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света”,
как сказал Афанасий Великий.
________________________________________________
* цитаты из евангелия приведены по подстрочнику
**Кенозис. Термин происходит из павлова послания к Филиппийцам (2:4-11), где сказано “но Себя Самого Он опустошил , образ раба взявший, в подобии людей сделавшийся; и видом найденный как человек, Он принизил Себя Самого, сделавшийся послушный до смерти, смерти же креста. Потому и Бог Его сверхвозвысил и даровал Ему имя, которое сверх всякого имени,чтобы в имени Иисуса всякое колено согнулось, небесных и земных и подземных, и всякий язык признался, что Господь Иисус Христос для славы Бога Отца”

«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»

Протопресвитер Иоанн Мейендорф

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА: статьи по богословию

Для ученого нет истины там, где нет доказательства. Для богослова Бог вездесущ: Его нет лишь в том, что иллюзорно.

УДК 27–29 ББК 86.37 М 41

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 12–217–1528

В оформлении переплета использована фреска «Евхаристия» работы Е. П. Озолиной в апсиде церкви Трех Святителей Свято–Владимирской духовной семинарии в Крествуде.

Мейендорф И., протопр.

Читать еще:  Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского

М41 Пасхальная тайна : Статьи по богословию : [пер. с англ., фр.] / протопресвитер Иоанн Мейендорф ; сост. : И. В. Мамаладзе ; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. — М. : Эксмо : Православ. Св. — Тихонов гуманитар, ун–т, 2013. — 832 с. : ил. — (Религия. Сокровища православной мысли).

ISBN 978–5-699–64696–8 (Эксмо)

ISBN 978–5-7429–0787–9 (ПСТГУ)

УДК 27–29 ББК 86.37

© Мейендорф М. А., 1992

© Йост ван Россум, предисловие, 2013

© ПСТГУ, составление, оформление, 2013

© ООО «Издательство «Эксмо», 2013

ПОСЛЕДНИЙ РАЗ В РОССИИ

Протопресвитер Иоанн Мейендорф уже вошел в историю Православной Церкви как известнейший церковный ученый второй половины XX века, один из крупнейших историков Церкви и богословов нашего времени. Значение его творчества трудно переоценить, его жизнь и служение стали яркой страницей американского Православия. Но, может быть, эта высокая и общепризнанная оценка трудов и самой личности отца Иоанна прозвучит еще более убедительно, если будет дополнена живыми воспоминаниями о нем.

Мне посчастливилось ближе познакомиться с отцом Иоанном благодаря настойчивому благословению моего духовного отца, протоиерея Всеволода Шпиллера. Отец Иоанн прилетел в Москву и посетил Троице–Сергиеву Лавру. Это было осенью 1978–го или зимой 1979–го года. Я в это время учился в Московской духовной семинарии. Не могу вспомнить, каким образом я связался по телефону с отцом Всеволодом, но помню, как он сказал мне: «Завтра отец Иоанн Мейендорф будет в Лавре, найди возможность поговорить с ним, это будет для тебя важно». Я смутился, стал возражать: «Как я могу к нему подойти? Ему будет не до того, чтобы с семинаристами разговаривать». Но отец Всеволод твердо благословил меня исполнить послушание, и я на другой день пришел в лаврскую гостиницу, где остановился отец Иоанн. Он встретил меня очень радушно, как будто ждал меня. Наверное, отец Всеволод попросил его поговорить со мной. Он стал расспрашивать меня о моей жизни, о том, как я решился оставить научную работу в Академии наук, чтобы поступить в семинарию. После долгого разговора он благословил меня маленьким складнем и сказал, чтобы я передал его моей жене. Я ушел с чувством благодарности, радости от общения, но так и не понял, как это могло получиться, что великий отец Иоанн уделил мне столько времени и вообще проявил интерес к моей особе.

Прошло больше десяти лет. Отца Иоанна в это время не пускали в советскую Россию. Меня перевели уже в третий раз — теперь я служил в храме Святителя Николая в Кузнецах, в котором получил от отца Всеволода благословение на священство. Был конец мая 1992–го года. Только что, в марте, был зарегистрирован Православный Свято–Тихоновский Богословский институт. Правда, «Свято–Тихоновский» прибавилось к названию немного позже. Святейший Патриарх Алексий II согласился стать учредителем Богословского института, но с понятной опаской: что еще из этого выйдет? Первым нашим «выходом в свет» стала конференция, которую мы назвали — «Чтения в память протоиерея Всеволода Шпиллера», так как сознавали себя его учениками и думали, что Богословский институт будет продолжением его дела. Помещений подходящих у нас не было, денег для аренды зала — тоже, и мы решили провести наши Чтения в недавно открывшемся храме Святого Царевича Димитрия при Первой Градской больнице, где настоятелем был священник Аркадий Шатов (теперь — епископ Пантелеймон). Был назначен день открытия Чтений, все ждали, как–то готовились, и вдруг… во время всенощной под воскресенье прибегает в алтарь сторож и говорит: «Какой–то отец Иоанн Мейендорф просит отца Владимира к телефону». Тогда еще не было мобильных телефонов, и единственный храмовый телефон находился в сторожке. Я бегу бегом в сторожку: «Отец Иоанн! Здравствуйте». В ответ приглушенный голос: «Я в России, в Минске. Завтра буду в Москве. Чем могу быть вам полезен?» Конечно, я сразу пригласил его выступить на наших Чтениях.

Весь храм Царевича Димитрия был заставлен стульями и заполнен людьми. Отец Иоанн вспоминал свои встречи с отцом Всеволодом, очень хорошо говорил о нем. Потом мы попросили, чтобы он рассказал нам о Православии в Америке, прочитал бы еще две лекции. Он с готовностью соглашался. Узнав, что у нас выступает отец Иоанн, народ «повалил» отовсюду на наши Чтения. На второй день во время заседания раздался телефонный звонок, и нам сообщили, что через несколько минут к нам приедет сам Святейший Патриарх Алексий. Мы, конечно, его не приглашали, не было у нас дерзновения на это, да и не было никакого вероятия, что он приедет, а тут вдруг он сам! Понятно, что ради отца Иоанна. Святейший Патриарх Алексий, приехав действительно через несколько минут после звонка, выступил на наших Чтениях, одобрил, благословил нашу инициативу открытия Богословского института, вспомнил добрым словом отца Всеволода и уехал. Случилось чудо: наш новоявленный «институтишко», придуманный несколькими «неуемными» молодыми (по хиротонии) священниками, не имевший никаких шансов на скорое признание в Церкви, теперь не только признан, но и явным образом во всеуслышание благословлен самим Святейшим Патриархом Алексием и отцом Иоанном Мейендорфом. С тех пор отца Иоанна мы стали называть «крестным отцом» нашего института. Так явно и чудесно действует Промысел Божий. Тогда стало ясно, почему отец Всеволод считал столь важным мое знакомство с отцом Иоанном.

В следующее воскресенье отец Иоанн возглавил Божественную литургию в храме Святителя Николая в Кузнецах, а потом вместе с матушкой Марией Алексеевной приехал к нам домой на обед в узком кругу священников–друзей. Он говорил нам, что собирается отказаться от должности декана в Свято-Владимирской семинарии и осенью, в сентябре обязательно приедет в Россию преподавать в Московской Духовной академии и у нас в Богословском институте. Говорил, что хочет всемерно участвовать в возрождении церковной жизни и духовного образования в России, будет издавать здесь все свои труды на русском языке.

Мы слушали, задавали вопросы. После кончины отца Всеволода и нашего старца иеромонаха Павла (Троицкого) мы чувствовали себя осиротевшими, а в тот момент казалось, что в лице отца Иоанна нам снова послан пастырь с богословским взглядом вселенского масштаба. Весь его облик являл духовное трезвение и удивительное благородство, в нем была та особенная простота, которая отличает настоящего аристократа: любой собеседник воспринимался им «на равных». В словах его не было ни малейшей фальши, превозношения, неискренности. Мы выросли в обстановке всеобщего страха, подозрительности, и, даже преодолев страх перед людьми, нам трудно избавиться от ощущения агрессии мирового зла, грозящей откуда–то опасности. Отсюда — труднопреодолимый пессимизм, депрессивное восприятие мира, какая–то «вселенская» тоска. На лице отца Иоанна, напротив, был виден свет внутренней духовной свободы, чуждой греховного страха, ему было присуще радостное спокойствие человека, обретшего Бога, Который есть Любовь, Истина и Жизнь.

Мы прощались ненадолго, до осени, а оказалось, что в этот раз у нас, в России, отец Иоанн прочитал свои последние лекции, преподал нам свое духовное напутствие и вернулся в Канаду, чтобы совсем скоро завершить свой земной путь.

Читайте также

Молитесь, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо

Молитесь, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо В тот день, когда отцу Порфирию предстояло оперировать катаракту на глазе, одна девушка, духовное чадо Старца, взяла с собой других девушек, и они пошли в лес. Там они проливая потоки слез молились об исцелении

Глава 5. В Иисусе Христе Бог стал человеком

Глава 5. В Иисусе Христе Бог стал человеком Писание учит, что Иисус был вполне Богом и вместе с тем — вполне человеком. Павел провозгласил об Иисусе: «В нем обитает вся полнота Божества телесно» (Колос. 2:9). Поскольку Иисус вполне Бог и вполне человек, в Троице Он выступает в

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, МЫ ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ, ЧТО ОН ПОЯВИТСЯ НА СВЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫМ ОБРАЗОМ

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, МЫ ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ, ЧТО ОН ПОЯВИТСЯ НА СВЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫМ ОБРАЗОМ Это положение подтверждается фактом непорочного зачатия

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ТО МЫ ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ ОТ НЕГО БЕЗГРЕШНОСТИ

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ТО МЫ ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ ОТ НЕГО БЕЗГРЕШНОСТИ Что говорит о Себе Сам Иисус«Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8:46).Никто не ответил Ему. Христос мог спокойно задавать подобный вопрос, потому что был безгрешен.Он говорил и другое: «… ничего не

Читать еще:  Как Архангел Михаил помог бабушке Василине

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ОН ДОЛЖЕН ПРОИЗНОСИТЬ ВЕЛИЧАЙШИЕ СЛОВА В МИРЕ

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ОН ДОЛЖЕН ПРОИЗНОСИТЬ ВЕЛИЧАЙШИЕ СЛОВА В МИРЕ Сам Иисус говорил: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лук. 21:33).По словам Луки (4:32), слушатели «… дивились учению Его, ибо слово Его было со властию».Служители храмовой стражи признают, что

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ОН ДОЛЖЕН ОКАЗАТЬ ГЛУБОКОЕ И НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ОН ДОЛЖЕН ОКАЗАТЬ ГЛУБОКОЕ И НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ Воздействие Христа на людей нисколько не ослабело за 20 веков христианства. Он ежедневно продолжает радикально преображать человеческие жизни.«С веками становится все яснее, — пишет

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, МЫ ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ ОТ НЕГО ВЛАСТИ НАД СМЕРТЬЮ

ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, МЫ ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ ОТ НЕГО ВЛАСТИ НАД СМЕРТЬЮ СмертьИзвестно, что Иисуса никто не принуждал к гибели на кресте. Как явствует из Матфея 26:53, 54, у Него была власть делать все, что Ему было угодно. Мы находим ответ у Иоанна 10:18:«Никтонеотнимаетееу Меня, но

5. До какой степени Христос стал человеком.

5. До какой степени Христос стал человеком. Библия открывает, что Христос — это второй Адам, что Он жил в «подобии плоти греховной» (Рим. 8:3). До какой же степени Он уподобился падшему человечеству, или стал таким же, как люди? Только правильное понимание слов: «подобие плоти

Как рыбак Главк стал морским богом?

Как рыбак Главк стал морским богом? Однажды рыбаку Главку случайно довелось наблюдать живительную силу травы, посеянной Кроносом в Золотой век. На его глазах рыба (некоторые говорили, что заяц), положенная на эту траву, снова вернулась к жизни. Он попробовал эту траву и,

Как Ромул стал богом?

Как Ромул стал богом? На тридцать восьмом году своего царствования Ромул внезапно пропал при весьма необычных обстоятельствах. Во время проведения Ромулом войск на Марсовом поле внезапно налетела буря, сопровождавшаяся затмением солнца, глубокой тьмой и грозовыми

Как и когда Иисус стал богом?

Как и когда Иисус стал богом? Христиане пытаются доказать, что Иисус (мир ему!) был богом, а не человеком, хотя этот тезис, по существу, не подтверждается Священным Писанием. Мы находим в Евангелиях явного указания на тожественность Христа.Евангелие от Марка — древнейшее из

Иса Масих стал Человеком, чтобы спасти нас

Иса Масих стал Человеком, чтобы спасти нас 5 Будущую вселенную, о которой мы говорим, Всевышний подчинил не ангелам. 6 Но где-то некто засвидетельствовал:«Кто такой человек, что Ты беспокоишься о нём?Кто такой сын человека b, что Ты заботишься о нём?7 Ты на короткое время

Сын Божий стал Человеком, чтобы спасти нас

Сын Божий стал Человеком, чтобы спасти нас 5 Будущую вселенную, о которой мы говорим, Он подчинил не ангелам. 6 Но где-то некто засвидетельствовал:«Кто такой человек, что Ты переживаешь о нем?Кто такой сын человеческий b, что Ты заботишься о нем?7 Ты немногим умалил его c ниже

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно «вот Адам стал как один из Нас. » Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах

27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова

27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова «Исаак любил Исава. Ревекка любила Иакова. » Что кроткий,

13. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим

13. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался

Страницы истории и культуры

  • Церковь-вера-благочестие

“Бог стал человеком, чтобы человек стал богом” — в этой мысли святителя Иринея Лионского заключено все христианство и цель жизни каждого из нас. Богом по благодати, а не по природе: творение никогда не сравняется с Творцом. Но для того, чтобы знать, как вернуться к Богу, мы должны знать, как мы были созданы и какими должны быть.

Священное Писание говорит нам, что человек создан по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27). Подобие – это то, что мы утратили, удалившись от Бога: это устремление ума, чувств и самого тела к Богу, это нравственное совершенство и освящение дарами Святого Духа, это святость. А что есть образ Божий, сохраняющийся в каждом из нас?

В истории Церкви был один святой, читать о жизни которого советовал сам свт. Иоанн Златоуст – это святитель Афанасий Великий. Участник 1 Вселенского Собора, ярко выступивший там с опровержением ереси Ария, 47 лет управлявший Православной Церковью Александрии, 20 лет проведший в изгнаниях, оставивший нам массу богословских творений. Хотелось бы сказать о том, что говорил этот светильник Православия в своем наиболее известном сочинении «Слове о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти» об образе Божием, о том, какими нам надлежит быть, чтобы соединиться с Творцом.

Прежде всего, для святителя Афанасия образ Божий — это Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, Слово Отчее. Говоря о людях и цели жизни человеческой, он пишет: «Ничем не отличались бы они от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного. Для чего бы и создал их Бог, если бы не восхотел, чтоб они познавали Его? Посему-то, чтобы люди не оставались неведущими Бога, как Благий, сообщает им собственный Свой образ, – Господа нашего Иисуса Христа, и творит их по образу и по подобию Своему, чтобы при таковой благодати, представляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать понятие о самом Отце, и познавая Творца, жить благополучною и подлинно блаженною жизнию».

Для святителя Афанасия, как и для всей Церкви, Бог и человек, созданный Богом из ничего, существуют неразрывно. «Дивишься, может быть, почему, предположив говорить о вочеловечении Слова, рассуждаем теперь о начале людей. Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей». Так начинается святителем Афанасием рассуждение, касающееся образа Божия в человеке.

Святитель говорит: «Так Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении. Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» (Прем.6,19). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс.81,6-7) Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечнаго, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти; потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление, как говорит и Премудрость: «Бог созда человека в неистление», и во образ собственной Своей вечности: «завистию же диаволею смерть вниде в мир» (Прем.2,23–24)».

Читать еще:  Реставраторы завершили обследование Успенского храма в Псково-Печерском монастыре

Мы созданы по образу Сына Божьего и должны наследовать нетление, которому мы можем быть причастны, если только ум свой свободной волей своей устремим к Творцу и этому устремлению подчиним свою жизнь. Состояние образа Божия человека после грехопадения святитель Афанасий сравнивает с загрязненной иконой: «Поелику написанный на дереве лик сделался невидным от внешних нечистот, то надобно было опять прийти Тому, чей это лик, чтоб на том же веществе можно было возобновить изображение; ибо ради изображенного лика и самое вещество, на котором он написан, не бросается, но восстановляется на нем лик. Подобно сему и всесвятой Сын Отца, как Отчий образ, пришел в наши страны, чтобы обновить человека созданного по сему Образу, и как бы взыскать погибшего оставлением грехов, как и Сам говорит в Евангелиях: «прииде взыскати, и спасти погибшего» (Матф.18,11). Почему и иудеям сказал Он: «аще кто не родится» (Иоан.3,3), не рождение от жены разумея, как они понимали, но означая возрождение и возсоздание в душе того, что по образу».

Каждый человек, по мысли святителя Афанасия, — это икона Бога, но грехами образ Божий в нас затемнен, как иная икона копотью и грязью. Однако Бог не бессилен восстановить Свой образ, поэтому и является на землю Спаситель: «прииде взыскати, и спасти погибшего» (Матф.18,11). И мы можем обОжиться, прийти к подобию Божию и наследовать вечное спасение, если умом, сердцем и волей своей последуем за Христом.

Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом

Продвигаемся в понимании Священного писания. Бог безмерно унизил Свое Божество, что Сам стал человеком и принес в жертву Своего Сына ради нашего спасения. Так бесконечно сильно Он любит нас. Об этом «Правде.Ру» рассказал настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин.

— Что говорится в Ветхом Завете именно о Христе? Есть такие ясные строки?

— Таких свидетельств множество. Это перекликается уже и с Первоевангелием, в котором Бог дает обетование, что семя жены сотрет главу змея.

А дальше мы получаем обетование в Аврааме, что семя Авраама будет нести эту миссию. Потом — еще больше — пророк Исаии говорит о том, как это произойдет: Дева во чреве приимет, то есть дева зачнет ребенка и родит сына. Дева, не женщина.

И нарекут имя ему — Иммануил. Иммануил — это одно из имен Божьих, что значит — с нами Бог. Это прослеживается до Евангелия. Иосифу ангел говорит: то, что во чреве Марии, — от духа Святого, и родит она сына, и наречешь имя ему — Иисус.

Иисус и Иммануил перекликаются в своем значении. Иисус — это Спаситель в переводе. С нами Бог — Иммануил — тоже тот, кто спасет мир — Спаситель. Как раз эта линия и выстраивается.

Апостол Павел пишет: когда настало исполнение времен, Бог послал Сына Своего единородного, который родился от жены и подчинился закону. Все это начинается с книги Бытия, когда говорит Бог Еве, что положу вражду между семенем твои и семенем змея.

Дальше идет к Аврааму, через Авраама — к пророку Исайе, через Исаию — к Иосифу евангелийскому с Марией, и дальше — к апостолу Павлу, проповеднику и служителю Христа, апостолу апостолов, как говорит Церковь.

— Смысл того, что Бог воплотился — родил Иисуса Христа для того, чтобы он принял на себя грехи людские, умер и воскрес, победив смерть?

— Да. Во Христе богочеловеке — вся полнота человечества. Мы говорили в первых беседах о том, что в Адаме полнота человечества. Без Бога невозможно было. Богочеловек — это воплощение этого обетования о спасении. Человек сам себя спасти не мог. Поэтому Христос должен все грехи взять на себя.

— А почему Иисус Христос воплотился именно в Иудее? Это какая-то особая страна, особое место, особое время?

— Это Земля обетованная, которая была обозначена в обетовании, еще в самом первом обещании. Конкретное место, которое предназначено было для совершения всего этого. Многие толкователи говорят о том, что Голгофа — это изначальное место. Есть предания, которые утверждают, что там был погребен Адам.

Над этой горой — крест, под ним — череп. И там буквы, которые означают — голова Адама. Кровь Христа, которая текла по кресту, по определенному разлому в земле попала на голову Адама и тем самым омыла грех Адама.

Это, конечно, некий образ, аллегория. Мы не будем утверждать, что именно так или как-то по-другому было. Это есть символ и смысл.

Израиль, Иерусалим, — особое место, в котором происходило формирование нового человечества, нового человека, как мы говорим, избранного народа. Не то, что он самый лучший, а Бог его избрал, чтобы он страдал через это избрание, нес на себе крест этого избрания.

Ведь на этой земле происходило огромное количество событий, предшествовавших и готовивших событие боговоплощения.

А где еще могло это произойти, как не там? Как бы места на земле много, но центр этих событий, когда Бог помогал человечеству восстановить гармонию, совершалось именно там.

— Тем не менее в Храме Гроба Господня туристам показывают трещину. Когда распяли Иисуса Христа, там просто треснула гора. Эта трещина есть, она материальна совершенно.

— Да, а там — Адам. Я сам там был и прикасался к этому. И все, кто был там, видели это. И с трепетом вспоминали события Священного писания, Священного предания.

— Иисус Христос после воскресения вознесся на небо, вернулся к Отцу?

— Да, но вернулся в уже и в человеческом естестве, как богочеловек, в преображенной, воскрешенной плоти человеческой вошел к престолу Божию. Тем самым в себе все человечество поднял, опять к Богу возвратил. Но Христос не разлучился с нами.

— Где он сейчас? Что он делает?

— Вот мы причащаемся святых тайн — тела и крови Христовых. Мы соединяемся Христу. И мы говорим: Христос посреди нас. И отвечаем: есть и будет. То есть Христос всегда с нами, он не может отлучиться от нас.

Это тайна искупления. Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом. Это тяжело понять, но это великий дар и дар самый радостный.

Мы небезнадежно потеряны. Если пойдем путем спасения, к которому призывается каждый христианин, не просто будем называть себя христианами, а будем идти путем добродетели, то мы войдем в Царство. Потому что этот путь прошел богочеловек Иисус Христос.

— Он живет среди нас?

— Но это же был физический человек и, как вы говорите, в преображенном теле вернулся на небо. Физически Он где?

— С нами — в Своей Церкви. Глава Церкви — Христос. Да, мы не видим его, потому что не способны видеть. Но мы верим, что мы — часть этой Церкви и часть самого Христа. И все мы есть члены этого организма.

Христос — в каждом из нас, если мы соответствуем тому призванию, которое накладывает на нас имя христианин.

Не просто как порой бывает: покрестился, а совершенно не знаю и не хочу знать, что написано в Евангелии, но я христианин. Если мы воспринимаем на себя веру, как щит веры, как путь веры, то мы призваны исполнять то, что просит Бог.

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector