0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Детство

В миру Михаил Борисович Максимович, принадлежал к известной дворянской фамилии. Его дед по отцовской линии был зажиточным землевладельцем. Другой дед, по матери, служил врачом в городе Харькове. Его отец руководил местным дворянством, а дядя занимал должность ректора Киевского Университета.

Будущий святитель родился 4 июня 1896 года, на территории Харьковской губернии, в родительском имении Адамовка. Во святом крещении получил имя Михаил, в честь архистратига Небесного воинства.

Родители Михаила, Борис и Глафира, люди Православные, стремились дать сыну хорошее воспитание и образование, во многом сами служили ему добрым примером. В дальнейшем он всю свою жизнь испытывал к ним сыновнее уважение.

С детства Михаил отличался слабым здоровьем. Миролюбивый и кроткий характер ребенка способствовал выстраиванию приятельских отношений с окружающими, в том числе со сверстниками, однако особенно близких друзей он не имел. Может быть именно в этой связи Михаил редко участвовал в играх, но зато чаще обычного погружался в собственные размышления.

Отличаясь особой религиозностью с детства, он любил играть «в монастыри», строя их из игрушечных фортов, облачая в «монашеские» одежды игрушечных солдатиков. По мере взросления стал собирать религиозную библиотеку, святые иконы, приобщался к молитвенному деланию.

Он буквально зачитывался духовной литературой, Житиями святых, историческими сочинениями. Наряду с религиозным чувством, в нем с ранних лет зрело чувство любви к своей Родине, чувство патриотизма.

Сильное впечатление оказывало на Михаила посещение Святогорского монастыря, недалеко от которого, в Голой Долине, располагалось загородное имение его семьи. Семья не раз поддерживала эту обитель своими пожертвованиями.

Стремлением угодить Богу, жизнью по заповедям, Михаил оказывал благотворное влияние на своих младших братьев и сестру (и не только: со временем даже его гувернантка, француженка, будучи католичкой, решилась принять Православие).

Использованная литература

1. Деяния II Всезарубежного Собора РПЦЗ. Белград. 1939, С. 402.

2. Святитель Иоанн (Максимович). О духовном и нравственном значении Русской Православной Церкви заграницей // Журнал Московской Патриархии, №6 (2007).

4. Иоанн (Максимович), архиеп. Русская Зарубежная Церковь. Брюссель. 1960, С. 13.

6. Письма архиеп. Антония Женевского о. Димитрию Дудко. // «Посев». 1979. № 12.

7. священник Дионисий Поздняев. Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае. // «Альфа и Омега» № 2(13) 1997, Сс. 150-151.

8. Там же. Сс. 153, 158.

9. Епископ Василий (Родзянко). О владыке Иоанне // http://www.episkopvasily.ru/ ru/works/

10. Протоиерей Петр Перекрестов. «Кормчий Церкви и тогда, и теперь – всемогущий Дух // http://www.pravos.org/ docs/doc466.htm

11. Архиепископ Иоанн (Максимович). Церковь – Тело Христово // Журнал Московской Патриархии, №7 (1996).

Будущий святитель Иоанн родился в самом конце XIX века в Харьковской губернии Российской империи в интеллигентной дворянской православной семье Бориса и Глафиры Максимовичей. В святом Крещении его нарекли Михаилом в честь святого архангела Михаила. С детства мальчик рос болезненным и имел плохой аппетит, но проявлял большой интерес к религиозной литературе и православной вере, проводя много времени за чтением житий святых.

Родители Миши Максимовича не приняли Октябрьскую революцию, покинули полыхающую Россию и эмигрировали в Сербию. Уехал с ними и Миша, который успел к этому времени окончить кадетский корпус Полтавского военного училища и получить блестящее юридическое образование в Харьковском императорском университете.

Полезные материалы

В Белграде он получил духовное образование, а в 1926 году принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь своего предка святителя Иоанна (Максимовича) Тобольского. После рукоположения он вёл активную духовно-просветительскую жизнь: преподавал в Сербском государственном вузе и духовной семинарии в честь апостола Иоанна Богослова в Битоле. По просьбе местных греков и македонцев, о. Иоанн служил на греческом языке.

В 1929 году святитель был возведён в сан иеромонаха. С момента своего монашеского пострига он вел аскетичный образ жизни, главным делом которой была неусыпная молитва.

В 1934 году 38-летнего о. Иоанна возвели в епископы Шанхая. По прибытии в Китай, молодой владыка бросил все силы на восстановление христианского единства между враждующими партиями. При нем завершилось воздвижение кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» с колокольней и большим приютским домом в честь святителя Тихона Задонского.

В Шанхае о. Иоанн прослыл удивительным епископом. Кто-то считал его чудаковатым, кто-то чудотворцом. Он часто ходил босиком даже в самые холодные дни. Одежду и еду, которую ему приносили, епископ Шанхайский раздавал нуждающимся. В уличных трущобах, и даже в мусорных баках, святитель подбирал больных беспризорников, которых сразу крестили. Ежедневно пешком он обходил шанхайские госпитали и приюты, совершая там Таинства Исповеди и Причастия. После молитв святого даже безнадежно больные, по мнению врачей, пациенты быстро шли на поправку.

В 1946 году епископ Иоанн возведен в сан архиепископа.
После Второй мировой войны в 1949 году к власти пришла китайская коммунистическая партия. Кафедральный собор был захвачен – там разместили биржу. Архиепископу удалось, с помощью Божью, вывезти огромную 5-тысячную общину на Филиппины. На острове Тубабао они ждали, когда власти США выдадут визы и разрешат поселиться в своей стране.

Рассказывают, что святитель Иоанн писал письмо президенту Соединенных Штатов Америки, сам ездил в Вашингтон и лично обращался к американским конгрессменам. Известен эпизод, когда во время визитов в США отец Иоанн сидел на ступенях Капитолия и обращался к каждому проходящему мимо него конгрессмену с просьбой помочь русским беженцам.

Единственное, что на тот момент было в его силах – это горячая молитва к Пресвятой Богородице. И Матерь Божия услышала – произошло чудо. По неизвестной причине правительство США решает принять 3-х тысячную русскую общину в Соединенные Штаты Америки, остальные находят прибежище в Австралии. В калифорнийском городе Сан-Франциско община сразу приобрела здание для сиротского приюта.

Однако в нашей духовной жизни все совершается по Божьей, а не по нашей воле. Так, в 1951 году святитель получает новое назначение – правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. К огорчению своей прежней паствы святитель переезжает в Париж, где под его духовным окормлением находятся православные церкви Франции и Нидерландов. Более того, архиепископ Брюссельский и Западноевропейский по-прежнему продолжал управлять приходами Шанхайской епархии.

В Европе его считали человеком святой жизни, называя «Русский Архиепископ», «Святой Иоанн», «Иоанн Босой», так как он по-прежнему ходил обутый в сандалии на голую ногу или совсем босой.

Святителю Иоанну приходилось служить в гаражных помещениях, поскольку собственного здания православная община не имела. Владыку почитали и знали во всех европейских больницах и даже тюрьмах. Замечали, что Русский Архиепископ может молиться у постели смертельно больного всю ночь, и тот обязательно пойдет на поправку. Его молитв просили не только православные, но и католики, и протестанты. «Святой Иоанн» никому не отказывал и помогал людям разных конфессий, желая всем им одного – спасения.

Читать еще:  Святейший Патриарх Кирилл совершил отпевание писателя В.Г. Распутина (ФОТО и ВИДЕО)

Во время его архипастырского служения широкое развитие получили французские и голландские православные церкви, а по его молитвам было совершенно множество чудес.

Осенью 1962 году владыка Иоанн возвращается в Калифорнию. Из пестрого многообразия эмигрантской среды ему приходилось формировать единую православную общину, объединяющую людей разных политических взглядов и национальных культур. Не все шло гладко. Практически сразу после нового назначения на него было сфабриковано уголовное дело по обвинению в хищении денежных средств при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско. Отцу Иоанну даже пришлось предстать перед судом. В результате долгих судебных разбирательств владыка был полностью оправдан.

Святителю удалось сплотить общину и построить храм «Всех скорбящих радость» в Сан-Франциско. Этот храм стал и остается до сих пор центром православия в Русской Америки. Стал он и местом последнего упокоения святителя, почившего в 1966 году. Очевидцы утверждают, что владыка предвидел свою кончину, сказав, что это произойдет в Сиэтле. Так случилось. Владыка сопровождал в Сиэтл чудотворную Курскую-Коренную икону Божьей Матери.

Особенности

В личной жизни владыка Иоанн отличался скромностью, хотя и был из интеллигентной семьи, получил прекрасное образование. Но в храме являлся настоящим архиереем.

У владыки не было музыкального слуха, но он прекрасно разбирался в музыке. Как-то мы присутствовали на благотворительном концерте; тогда это было распространенное явление, первая часть обычно носила характер серьезной, классической, а во второй звучали народные песни или показывали самодеятельность. Архиереи приезжали на первую часть. В этот раз исполняли на фортепиано какие-то сложные произведения. После первой части владыка сказал: «Очень хорошо исполнили». Слуха он не имел, но человеком был культурным, образованным.

Святитель Иоанн Шанхайский: юродивый епископ

Святость дорого обходится человеку. Святой отдает себя Богу целиком: со всеми своими мыслями, чувствами, желаниями, действиями. Он ничего не оставляет для себя, потому что сам хочет иметь только Божие.

Святитель Иоанн много летал на самолетах, ведь его паства была рассеяна по всему миру. На фото святитель Иоанн в Сан-Франциско. 1962 год

Святитель Иоанн Шанхайский (1986-1966) – наш современник. Никаким «величественным обликом убеленного сединами старца» он не обладал: маленький, некрасивый, с дефектом речи, часто в мятой рясе и босой. Некоторым из окружавших его людей бывало даже неловко за «такого епископа», ведь служил епископ в крупных городах: Шанхае, Париже, Брюсселе, Сан-Франциско.

Он часто ходил босиком и однажды от начальства поступил приказ: носить ботинки. Епископ носил их, перекинув с завязанными шнурками через плечо. Пришел новый приказ: «надеть на ноги», епископ был послушным и надел.

Монашеский постриг святитель Иоанн принял в 30 лет. С тех пор молитва — общение с Богом и святыми — становится для него большей реальностью, чем все дела, заботы и переживания земной жизни.

В молитве святитель искал воли Божией, с которой сверял все свои действия. Молитва как живая связь с Богом и святыми была источником «чудес» святителя Иоанна: святитель молился — Бог его слышал.

Святитель Иоанн, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июля 1896-го года в дворянской семье Бориса и Глафиры Максимович. В его роду был святой — выдающийся сибирский миссионер святитель Иоанн, митрополит Тобольский, прославленный Богом чудесами и нетлением мощей.

«С самых первых дней, как я начал осознавать себя, я захотел служить праведности и Истине», — скажет святитель на своей епископской хиротонии.

Михаил закончил Полтавский кадетский корпус, и, по желанию родителей, юридический факультет Харьковского Императорского университета, хотя во время учебы больше читал жития святых и святоотеческую литературу.

Во время революции в Харькове начались аресты, родители Михаила просили его скрыться. Он ответил, что от воли Божией не скроешься, а без нее ничего с человеком не происходит. Михаила арестовывали два раза, но он оставался совершенно спокоен. Он в буквальном смысле жил в ином мире и просто отказывался приспосабливаться к той реальности, которая управляет жизнью большинства людей.

В 1921 году, во время гражданской войны, семья святителя эмигрирует в Белград. Уезжая из Харькова, родители оставили Михаила на вокзале присмотреть за вещами, а сами отлучились, но когда вернулись, увидели, что Михаил сидит на единственном оставшемся чемодане, совершенно погруженный в чтение Евангелия, которое всегда носил с собой, а все остальные вещи – украдены.

В Белграде будущий святитель поступает на богословский факультет университета, подрабатывает продажей газет. Святителя в то время помнят, одетого в меховой тулуп и старые разваливающиеся сапоги, но совершенно не смущяющегося своим видом.

В 1926 году митрополит Антоний (Храповицкий), с которым святитель Иоанн знакомится еще в Харькове, постригает Михаила в монахи с именем Иоанна (в честь предка Михаила, митрополита Иоанна Тобольского).

Святитель Иоанн преподает в Битольской семинарии, ежедневно служит Литургию, посещает больницы, где отыскивает больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.

В 1934 году иеромонаха Иоанна возводят в епископы и назначают в Шанхайскую епархию. В Шанхае святитель Иоанн сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время святитель строит собор в честь иконы Богоматери «Споручницы грешных», создает госпитали и приюты для сирот и нуждающихся детей.

С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. В 1949 году пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. По ходатайству святителя Иоанна в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, и многим русским были даны визы в США.

В 1951-м году святитель Иоанн возглавил Западно-Европейскую епархию с кафедрой в Париже. Он приложил много сил, чтобы присоединить к Зарубежной Церкви приходы французской Православной Церкви и помог создать Голландскую Православную Церковь. Владыка обратил внимание на существование древних местных святых, неизвестных Православной церкви. По его инициативе Синод РПЦЗ вынес резолюцию о почитании ряда святых, из живших на Западе до разделения церквей в 1054 году.

В 1962 году святителя Иоанна переводят в Сан-Франциско. Он заканчивает приостановленное в результате приходских несогласий строительство кафедрального собора. Однако сам подвергается нападкам и обвинениям в «злоупотреблениях приходскими средствами». Дело доходит до гражданского суда.

Американский гражданский суд совершенно оправдал святителя Иоанна, но последние годы его жизни были омрачены этими событиями.

Святитель Иоанн умер 2 июля 1966 года в возрасте 71 года. В 1993 году его мощи были обнаружены нетленными. 2 июля 1994 года святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован Русской Православной Церковью за границей, а в 2008 году Архиерейский Собор вновь единой Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание святителя Иоанна.

В связи с тем, что в последнее время особенно активно сергиане стали распространять ложную информацию о том, что якобы свт. Иоанн, Шанхайский Чудотворец, был тайным почитателем сергианского руководства Московской патриархии, и даже поминал поставленного советской властью патриарха, как предстоятеля всей Русской Православной Церкви, мы считаем своим долгом выступить против этой клеветы на великого угодника Божия.
Потому что эта ложь звучит особенно кощунственно, поскольку свт. Иоанн был незаконно в 1946 году запрещён в священнослужении Московской патриархией именно за то, что отказался поминать патриарха Алексия I.
На протяжении многих лет против него велась настоящая холодная война со стороны представителей Московской патриархии, которые выполняли волю своих атеистических хозяев. В качестве иллюстрации вышесказанного приводим замечательный документ, написанный духовными чадами свт. Иоанна еще во время его земной жизни.

Читать еще:  Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского патриарха

Мы, нижеподписавшиеся, проживающие в Сан-Франциско и в окрестных городах: бывший безсменный председатель Российской Эмигрантской Ассоциации города Шанхая Г. К. Бологов, бывшие члены ее исполнительного Комитета последнего состава: д-р П. И. Алексеенко и В. В. Красовский, бывшие члены Контрольно-Наблюдательной Комиссии последнего состава: Н. Н. Плешаков и Б. М. Крапин, бывший начальник Благотворительного Отдела Ассоциации Б. Л. Купер и бывший председатель Русской Торговой Палаты города Шанхая М. А. Мошкин:

Настоящим, под присягой на кресте и Св. Евангелии, своими подписями удостоверяем и во всеуслышание заявляем, что – в бытность его духовным главой многотысячной русской эмигрантской колонии города Шанхая, за все время его пребывания на посту Епископа, а позднее Архиепископа Шанхайского, с 1936 года до массовой эвакуации из Китая российских антикоммунистов на Филиппинские острова в начале 1949 года, – Владыка Иоанн никогда не подчинялся Московскому Патриарху, ни в какие сношения с Московской Патриархией не вступал и с таковой ни в какой связи никогда не состоял, и что письмо от 21 Марта 1963 года, опубликованное на второй странице газеты «Русская Жизнь» (№ 5326 от 30 Апреля 1963 года) есть пасквиль, ложь и клевета, направленные на опорочение чести Православного Русского Иерарха, самоотверженная и доблестная борьба которого против страшного натиска и напора со стороны представителей Советских властей и перешедших на советскую сторону архиереев, включая его правящего архиепископа, проходила на глазах у тысяч русских антикоммунистов Шанхая, которые на всю жизнь останутся благодарны Владыке Иоанну за то, что он спас Шанхайский Кафедральный Собор от захвата его безбожниками; отстоял, кроме одного храма, все православные церкви Шанхая и закрепил их за Заграничным Синодом; удержал большинство православного духовенства от следования примеру Правящего Архиепископа Китайского Виктора, подчинившего Русскую Духовную Миссию в Китае советским властям, и самоотверженно боролся с коммунистической пропагандой, завлекавшей русские души ложным патриотизмом и убеждавшей и запугивавшей русских людей брать советские паспорта и репатриироваться – по амнистии Сталина – в Советский Союз.

Мобилизация всех русских антикоммунистических сил в Шанхае для противодействия и отпора бешено развивавшейся советской пропаганде и массовой провокации и создание Российской Эмигрантской Ассоциации, объединившей в своих рядах свыше 6.000 белых русских людей, были бы невозможны без духовного руководства, стойкости и примера Владыки Иоанна.

Эти шесть тысяч честных русских людей из Китая благодарны своему скромному, но мудрому и сильному духом и молитвой архипастырю за то, что они и дети их сейчас живут в Соединенных Штатах Америки, в Бразилии и в Австралии, а не на целине Советской Сибири, ибо заслуга его в их спасении немалая.

Мало кто знает, что пришлось перенести Владыке Иоанну за те месяцы в Шанхае, и чего ему стоила борьба против попыток советского захвата зарубежных церквей, общин, школ, организаций, православного духовенства и населения, и каким опасностям он подвергался.

Мы же были свидетелями этой послевоенной эпопеи – борьбы Владыки Иоанна и верного православного духовенства и мирян против попыток советского захвата Русской Зарубежной Церкви, в то время, как Г. К. Бологов, бывший старостой Кафедрального Собора в Шанхае с 1938 года, и М. А. Мошкин, бывший помощник старосты Кафедрального Собора с 1943 года, стояли близко к Владыке, принимали в этой борьбе непосредственное участие и знают все детали.

Давление на Епископа Иоанна Шанхайского с советской стороны началось еще до окончания Второй Мировой Войны, когда иерархи Зарубежной Церкви в Манчжурии – Митрополит Мелетий, Архиепископы Нестор и Димитрий и Епископ Ювеналий прислали письма Правящему Архиепископу Виктору Китайскому и Пекинскому и Епископу Иоанну Шанхайскому с сообщением о том, что 26 июля 1945 года они признали Патриарха Алексия Московского и Всея Руси, и с предложением Архиепископу Виктору и Епископу Иоанну последовать их примеру и подчиниться новому Московскому Патриарху, как законному главе Русской Православной Церкви.

Не имея, из-за военных действий, связи с Заграничным Синодом за пределами Китая и не зная истинного положения вещей в Европе, Америке и других странах, Епископ Иоанн написал о полученном им письме от иерархов из Харбина своему начальнику Архиепископу Виктору в Пекин, советуя ничего не предпринимать в отношении признания Патриарха до восстановления связи с Зарубежным Синодом, а для выяснения вопроса о законности и каноничной правильности или неправильности выборов Патриарха Алексия Епископ Иоанн посоветовал Арх. Виктору послать ему краткое приветствие по поводу его посвящения и ждать, каков будет ответ. Этим предполагалось выяснить, являлся ли новый Патриарх преемником в Бозе почивших и всегда признававшихся Зарубежной Церковью Святейшего Патриарха Тихона и Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра (Крутицкого) или же он просто являлся продолжателем политики умершего советского Патриарха Сергия (Страгородского – прим.ред.).

В ожидании же выяснения этого вопроса и для успокоения той части русской колонии Шанхая, что стала просоветской и требовала признания Московского Патриарха, Епископ Иоанн отдал распоряжение (Указ №650 от 6 сентября/24 августа 1945 года) о временном поминании Патриарха Алексия во время богослужения, взамен существовавшего до того поминания «Православного Епископства Церкви Российския».

Тем временем связь с Заграничным Синодом была, наконец, восстановлена 2-го октября 1945 года, когда Епископ Иоанн получил из Швейцарии телеграмму за подписью Митрополита Анастасия, который кратко сообщал, что Заграничный Синод продолжает существовать, что родители Владыки Иоанна живы и находятся в Германии, и что он, Митрополит, просит сообщить ему о положении Церкви в Китае.

Епископ Иоанн послал доклад о создавшемся в Шанхае положении, прося инструкций, а текст телеграммы Митрополита Анастасия переслал Архиепископу Виктору в Пекин.

Следующая телеграмма пришла в ноябре месяце из Соединенных Штатов от Архиепископа Тихона Западно-Американского и Сан-Францисского, в которой Владыка Тихон сообщал, что Митрополит Анастасий, Архиепископы Виталий, Иоасаф, Иероним и он связались между собой и просят Епископа Иоанна быть с ними и Московского Патриарха не признавать.

Это было всё, что требовалось знать Епископу Иоанну, и когда, в начале декабря 1945 года, пришло письмо от Архиепископа Виктора о том, что он признал Патриарха Алексия, Епископ Иоанн категорически отказался признать нового Патриарха, несмотря на страшное давление, уговоры и угрозы.

Вечером 15 января 1946 года Архиепископ Виктор прилетел в Шанхай на аэроплане из Пекина и объявил, что он не только признал Патриарха, но и стал советским гражданином, взяв паспорт СССР.

Читать еще:  «Для меня Россия – вся моя жизнь», – Владимир Путин

Архиепископ Виктор тщетно уговаривал, требовал и приказывал Епископу Иоанну подчиниться и признать Патриарха. В конце концов, он приехал на очередное еженедельное собрание духовенства, где официально сообщил о своем переходе в советскую Церковь, потребовал, чтобы священнослужители последовали его примеру и, оставив Епископа Иоанна председательствовать, покинул заседание. После слова Епископа Иоанна, призвавшего духовенство оставаться верным Русской Зарубежной Церкви, собрание вынесло предложенную им резолюцию: доложить Митрополиту Анастасию о верности духовенства Заграничному Синоду и просить указаний.

От Синода очень долго не было никакого ответа, и за это время около семи недель на Епископа Иоанна оказывалось страшное давление со стороны советских властей, Архиепископа Виктора, Митрополита Нестора из Манчжурии, со стороны большой части русской общественности, подавшей прошения на советские паспорта, духовенства, перешедшего на ту сторону и других.

Письменно и устно в прессе, в клубах и на собраниях советская сторона пыталась доказать, что избрание патриарха было совершено законно, по всем церковным правилам, и предложила, как доказательство, продемонстрировать документальный фильм об избрании Патриарха Московского и Всея Руси.

Епископ Иоанн на этот просмотр фильма согласился, дабы лично увидеть и проверить всю процедуру избрания, при условии, что фильм будет продемонстрирован не в советском клубе, где в то время показывались все советские картины, а в зале какого-либо театра.

На просмотр фильма приехало большинство шанхайского духовенства, включая проживающего сейчас в Сан-Франциско митрофорного протоиерея Н. Колчева, о. И. Вень и других.

Перед началом фильма и без всякого предупреждения оркестр заиграл советский гимн, и Епископ Иоанн немедленно покинул зал. Устроители просмотра бросились за архиереем и, остановив его в фойе, стали извиняться и уговаривать остаться. Епископ Иоанн вернулся в зал после окончания гимна и, просмотрев фильм, объявил, что в показанных так называемых «выборах» Патриарха никакой законности не было, что выборы были проведены по классическому советскому образцу, где выставлен был только один кандидат, за которого представитель каждой без исключения епархии одинаково голосовал, зачитывая стереотипную фразу, и где не было ничего духовного, канонического.

Это заявление Епископа Иоанна еще более озлобило большевистские круги, и гонение на Владыку и верное ему духовенство еще более усилилось.

20-марта, в день Престольного Праздника, Владыке Иоанну во время литургии принесли телеграмму. Никогда не занимаясь абсолютно ничем посторонним во время богослужения, Епископ Иоанн спрятал телеграмму в карман не читая и вскрыл ее только после службы. В телеграмме, подписанной Митрополитом Анастасием, значилось: «Признаю постановление духовенства под Вашим председательством правильным».

Эта моральная поддержка, полученная от Главы Зарубежной Русской Церкви, придала оставшемуся верным духовенству новые силы для продолжения защиты православных церквей от притязаний и посягательств большевиков.

В борьбе Владыка Иоанн не знал отдыха, буквально летая из церкви в церковь, посещая школы, общественные организации, говоря проповеди в защиту Зарубежного Синода, призывая русских людей к верности, изгоняя советских агитаторов из православных храмов и белых русских организаций.

В этот период времени Владыка Иоанн подвергался особенно сильному давлению и угрозам со стороны как Архиепископа Виктора, так и назначенного быть Экзархом Патриарха Алексия на Дальнем Востоке Митрополита Нестора.

Наконец, 15-го мая пришла телеграмма от Митрополита Анастасия из Мюнхена о возведении Епископа Иоанна в архиепископы с непосредственным его подчинением Архиерейскому Синоду. Однако, обнародовать этого было нельзя до получения официального указа из Синода.

В пятницу 31-го мая 1946 года в Шанхай снова прилетел Архиепископ Виктор, но на этот раз, по приезде, он был встречен советскими консульскими чинами, а не духовенством и паствой. В тот же вечер Архиепископ Виктор проследовал в собор в окружении консульских чиновников и новоиспеченных комсомольцев и занял часть соборных покоев со своей свитой. В этот вечер советские устроили демонстрацию, пытаясь изгнать Владыку Иоанна из собора и соборных покоев.

На следующий день, 1-го июня 1946 года пришел долгожданный официальный указ о возведении Епископа Иоанна в правящие Архиепископы с непосредственным подчинением Синоду.

Новый правящий Архиепископ поставил Арх. Виктора в известность о состоявшемся назначении и предложил ему выехать из соборного дома и покинуть пределы Шанхайской Епархии.

Архиепископ Виктор, в свою очередь, вручил Архиепископу Иоанну 15-го июня Указ Московского Патриарха (№ 15 от 13-го июня 1946 года) о назначении Епископа Ювеналия из Манчжурии в распоряжение Архиепископа Виктора «для замещения кафедры Епископа Шанхайского Иоанна, не признавшего юрисдикции Московской Патриархии».

16 июня 1946 года этот указ был опубликован в советских газетах, и наступил момент открытой борьбы за физическое владение Собором, за право совершать в нем богослужения. Архиепископ Виктор запретил нашему духовенству (о. иеромонаху Модесту, о. Медведеву, о. К. Заневскому) служить в соборе, в то время как Владыка Иоанн служил сам ежедневно и приказывал им служить с ним, запрещая советским священникам говорить проповеди и говорил их сам за них, объясняя богомольцам, почему Зарубежная Православная Церковь не признает Московского Патриарха.

Чувствуя всё усиливающийся перевес Владыки Иоанна, советская сторона стала прибегать к угрозам, к привлечению комсомольцев и дебоширов, и одно время было серьёзное опасение похищения ими и увоза Архиепископа Иоанна и других антикоммунистических руководителей Белой русской колонии на советский пароход. Представители нашей молодежи, без ведома Владыки, организовали охрану, которая всегда незаметно следовала за ним по пятам и оберегала его.

Когда Архиепископ Виктор «отстранил» Архиепископа Иоанна своим указом и запретил его в священнослужении, Владыка Иоанн, вместо того, чтобы покинуть собор, взошел на амвон и сказал молящимся, что он отстранен Архиепископом Виктором за то, что остался верен присяге, данной Зарубежному Синоду, которую они оба приносили. И отслужил полностью всю Литургию.

К августу 1946 года советское духовенство и советские граждане перестали посещать кафедральный собор, и Китайское Национальное Правительство и городские власти признали Архиепископа Иоанна главой Шанхайской Епархии Зарубежной Православной Церкви.

Из шести иерархов Заграничной Синодальной Церкви в Китае верным Заграничному Синоду и своему Первоиерарху остался только один и с ним свыше 6.000 мiрян, его духовных детей, от имени которых мы, нижеподписавшиеся, последние выборные представители правящих органов Российской Эмигрантской Ассоциации города Шанхая сегодня пришли, чтобы перед лицом низкой клеветы под присягой защитить светлое и доброе имя Владыки Архиепископа Иоанна, честь Православного Иерарха и Русское Национальное Достоинство.

Последний Председатель Российской Эмигрантской Ассоциации гор. Шанхая Г.К. Бологов,
Бывшие члены последнего Исполнительного Комитета П.И. Алексеенко В.В. Красовский,
Бывшие члены Контрольно-Наблюдательной Комиссии Н.Н. Плешаков и Б.М. Крапин,
Бывший Начальник Благотворительного Отдела Ассоциации Б.Л. Купер,
Бывший Председатель Русской Торговой Палаты гор. Шанхая М.А. Мошнин.

Привел к присяге вышеподписавшихся лиц протоиерей Петр Триодин, Богородице-Владимирской женской обители.
9 мая 1963
Сан-Франциско, Калифорния.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector