0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского г.Тулы

По благословению Высокопреосвященнейшего Алексия митрополита Тульского и Белевского в храме св. Александра Невского г. Тулы 31 мая 2011 г . было проведено мероприятие: «Свеча жизни». В нем приняли участие: общество православных врачей, община храма Александра Невского, сестры милосердия и все желающие помолиться о своих детях и покаяться в грехе аборта. Был отслужен молебен Феодоровской иконе Божьей Матери, св. Вифлеемским младенцам, св. Александру Невскому. Все участники молебна с воодушевлением молились о своих детях настоящих и будущих.

МОЛИТВЫ О ДЕТЯХ

Отче Святый, Предвечный Боже! Тебе молимтися о чадех наших (имена), их же дарова нам благость Твоя. Ты дал еси им бытие, оживотворил их душами безсмертными, оградил святым крещением, во еже жити им сообразно с волею Твоею и наследовати Царствие Небесное.

Сохрани их во благодати Твоей до конца жизни их. Содействуй им Твоею благодатию, дабы мы воспитали их во славу имени Твоего и в пользу ближним, подаждь нам к сему потребные средства, терпение и силы.

Господи, просвещай их светом премудрости Твоея, да любят Тя всею душею своею и всем помышлением своим. Насади в сердцах их страх и отвращение от всякаго беззакония, да будут непорочны в путех своих. Господи, украси души их целомудрием, долготерпением и всякою честностию, да всяка клевета, ложь и лесть будет мерзостна им. Окропи их росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетели и святости и да возрастают в любви Твоей и любви благочестивых человек. Ангел Хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает юность их от помышлений суетных, от прелестей и соблазнов мира сего и от всяких наветов лукавого. Аще же когда и согрешат пред Тобой, не отврати лица Своего от них, но буди милостив им, возбуди сокрушение в сердцах их и по множеству щедрот Твоих очисти согрешения их. Не лиши их и земных Твоих благ, но посли им вся нужная во времени во приобретение блаженныя вечности. Сохрани их от всякия напасти, беды и болезни и осеняй во все дни живота их.

Боже Благий, еще молимтися Тебе: даждь нам веселие и радость о чадех наших и сподоби нас предстати на Страшнем судищи Твоем и с непостыдным дерзновением рещи: се аз и чадо мое, еже дал ми еси, Господи. Да купно с ним прославляя неизреченную милость Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим наших чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа нашего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаем их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Пресвятой Богородице о несовершении абортов

О Пресвятая Владычице наша Богородице, чадолюбивая Матерь рода христианского! Да не будет беззакония над младенцами, носимыми во чреве матерей своих, да оставят сии молитвами Твоими помысл о убиении своего дитяти, яко те есть чада Божии; ради них сошел есть Господь наш Иисус Христос, Сын Твой, с небес и претерпел есть страдания и смерть и, воскреснув, воскресил есть и сих младенцев в жизнь вечную. Воспомяни, Пречистая, яко Ты носила еси Предвечный Плод Твой во чреве Своем и о сем радовалася; пусть возрадуются и родители о чадах своих.

Владычице, яко Отец Небесный послал есть Ангела Своего, егда Ирод восхоте убити Сына Твоего, праведному Иосифу Обручнику, тако и Ты пошли Ангела Божия всем младенцам, дабы не было им смерти.

Благословенная в женах, пошли радость в сердца родителей, да будет им отрадою сии дитяти, ниже погибнут прежде рождения.

Мати Божия, помилуй раб Твоих (имена) , да разрешатся они от плода своего и пребывают в мире Божии и здравии.

Ты же буди всем нам Заступница пред Богом во веки веков. Аминь.

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

О Пречистая Мати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, буди нам Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстанем Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения и муки избавимтися молитвами Твоими, Едина Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

МОЛИТВА СУПРУГОВ, ДЕТЕЙ НЕ ИМУЩИХ

Молитва ко Господу

Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческаго и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода, и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное, чрез Господа нашего Иисуа Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.

О грехе аборта

Я раскаиваюсь в совершении аборта!

Что же делать тем, кому совесть не дает покоя? Как покаяться в грехе аборта?

Во-первых, если человека мучает совесть, значит, она у него есть, это уже хорошо. Для покаяния существует исповедь, одно из семи важнейших Церковных Таинств. В первую очередь нужна исповедь и соответствующая епитимия, назначенная священником.Епитимияцерковное вразумление для исправления человека, даваемое священником, назначается в частном порядке . Но полезно знать, что св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, нужно. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна. Епитимия, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеет значение, возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства.

Во-вторых, нужно помнить, что никакой «молитвы от аборта», автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника » Молитва жене, егда извержет младенца» относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (например, при поднятии тяжестей), но не к искусственному прерыванию беременности.

Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимии, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те , кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать : «жена (…) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим., 2, 14-15).

К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха. Пожилые матери должны использовать все свое влияние, чтобы их дети не убивали, а рожали.

Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями — одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все скорби нужно рассматривать как епитимью, данную самим Богом, для спасения матери-убийцы и избавления её от ада. Через терпеливое перенесение этих скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.

Но есть еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. Многие из тех, кто идут в абортарий, делают это неосознанно. Кто по молодости, по глупости, по незнанию, кто под влиянием стечения сиюминутных обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, могущего сказать правду, объяснить, в чем дело, оказать моральную, а может быть, и материальную поддержку. Таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых последствиях аборта, о том, что это грех убийства своего ребёнка. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы остановить от убийства своего ребенка. И дело не только в стоимости самих пеленок, а в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков. В послании св. апостола Иакова говорится: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). И еще: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч., 24, 11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит, покрывает и свои грехи. В грехах детоубийства должны каяться и медицинские работники, участвующие в «кровавой индустрии». Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. Причем не формально, а оказать конкретную, ощутимую помощь. Можно взять сироту и воспитать как своего ребенка.

Читать еще:  О «противоречиях Библии» и нехристианском образовании

Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния, (Мф. 3,8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силён помиловать любого кающегося грешника.

Готовясь к исповеди, будет полезно заранее прибрести в иконной лавке «Канон для жен, загубивших во чреве своём младенцев», и на исповеди попросить у священника благословение на его чтение. Также полезно использовать молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня блудную и грешную»; «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй души, загубленных мною младенцев». К каждой молитве полезно прилагать земной поклон. Священник после исповеди скажет, как использовать эти молитвы и поклоны.

Прости меня, Господи за грех аборта!

Когда совершается аборт, младенец умерщвляется в утробе своей мамы. Под ножом врача-убийцы расчленяется младенческое тельце, еще не успевшее явиться на свет Божий. Безмолвный крик каждого такого младенчика восходит на небеса и вопиет об отмщении з а злодеяние. О каждом человеке у Бога есть замысел, и если Бог посылает жизнь в утробу женщины, то тем самым благословляет земной путь нового человека. И если беременная женщина не желает рожать ребёнка, то становится противницей Бога. Становится на сторону сатаны. Ведь эта женщина и дьявол едины в мыслях, оба хотят, чтобы человек умер без крещения и обращения к Богу. Женщина не имеет права распоряжаться жизнью зачатого ребёночка. Этот не рождённый ребёночек уже ЧЕЛОВЕК! Его жизнь принадлежит Богу, и забрать эту жизнь может только Бог. Ведь не согласится же она с тем, что насильник-убийца в тёмном переулке имеет право на её жизнь. Так почему же сама уподобляется насильнику и решает, жить или умереть ребёнку? Основанием для аборта не может служить и рекомендация врачей. Ибо пожертвовать собой ради ребёнка, или убить ребёнка, спасая свою жизнь – это не медицинский вопрос, а нравственный. Пусть каждая женщина ответит на вопрос, что важнее, вечная жизнь ребёнка, или её временная жизнь? На страшном суде каждая женщина увидит своих убитых деток, и какие слова она найдёт для них! Если и избавится от зачатого, то никогда не избавится от убитого! Отойдя от Бога, от веры, надежды и любви, люди, потеряв разум, подпав под власть демонической гордыни, эгоизма, себялюбия, святое супружество, которое даровано нам для продления человеческого рода, превратили в лобное место, в кровавую бойню. И то страшно, что, думая наслаждаться счастьем, радоваться полноте жизни, несостоявшиеся отцы и матери, сговорились и всю свою убийственную злобу обратили на собственную кровиночку. Семья, где совершаются аборты, превращается в шайку разбойников, которые убивают детей и поедают их хлеб. Таких страшных времен не было даже в самые темные и жестокие языческие эпохи. Супружество с точки зрения разумного человека не удовольствие, не разврат, оно не тешит нашу плоть, но супружество — это подлинное служение, на которое Сам Бог поставляет жениха и невесту. Супружеская любовь не существует сама по себе, она немыслима для христианина вне духовного и душевного единения любящих друг друга мужа и жены. Телесная любовь освящена светом верности Богу, Который сказал: «Жена спасается в браке чадородием, если пребудет в вере Богу, в верности мужу и детей станет воспитывать в заповедях Господних». Телесная любовь выполняет в супружестве задачу созидания. Она дана не сама по себе, а во имя чего-то, во имя кого-то — во имя детей, которые являются чудом Божественной премудрости и благословением Божиим. И как страшно бывает священникам, когда на исповедь приходит женщина и раскрывает эту страшную, кровоточащую и никогда не заживающую язву — исповедуется в убийстве не чужого, а собственного, Богом данного ей ребенка. Руки и сердце такой женщины обагрены кровью, которая вопиет на небо, так же как и кровь Авеля, убитого его родным братом. Большинство из приходящих ныне на исповедь уже задолго до встречи со священником в душе познают ужас содеянного. Ибо и сама жизнь; и пошатнувшееся телесное здоровье; и всевозможные женские болезни — праведное воздаяние за грех детоубийства; зачастую невозможность уже более рожать здоровых детей; беды, которые случаются с теми детьми, что родились после аборта,- все это в совокупности набатным колоколом бьет в совести матери, понуждая ее как можно скорее открыть язву детоубийства на исповеди. Любой компромисс, который мы будем заключать со своей совестью, больно отзовется в душе, и женщина, которая знает тайну супружества, но не знает его плодов, всегда будет чувствовать расколотость в своем сердце, чувствовать себя недостойной взирать на светлый лик Творца. Через искреннее покаяние женщина должна увидеть в свете Божественной правды всю глубину и размеры содеянного беззакония. Впрочем, не будем винить только жен. В грехе аборта в такой же мере повинны и мужчины, от которых были зачаты не рожденные дети. Поэтому всякий христианин, чья супруга или, так сказать, знакомая четвертовали собственное дитя, должен считать себя причастным этому греху, если только он не прилагал всевозможных усилий и словом и делом, дабы предотвратить непоправимое. Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужно в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения. Притом подобает осудить именно самого себя, а не обстоятельства, не приговор врачей, не соединенные усилия сродников, толкавших вас на убийство вашего ребенка. Во-вторых, должно полно, с глубоким сокрушением исповедовать содеянный грех, назвав священнику, сколько же не рожденных детей у нас на счету, и каяться даже в выкидышах — этих несчастиях супружеской жизни, которые бывают часто обусловлены либо предшествующими абортами, либо нежеланием сохранять ребенка во чреве. Ибо единый душевный импульс может привести к извержению плода из чрева матери. Покайтесь в этом грехе, дабы душа, израненная беззакониями, обрела возможную цельность и чистоту.

На первом молебне листы с текстом были словно обрызганы кровью

Икону Божией Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных» разместили справа от алтаря в центральном приделе Успенского храма монастыря. Рядом с образом – место, где молятся и поют на клиросе насельницы. «Мы сначала боялись, не будут ли люди смущаться в нашем присутствии, но оказалось, что наоборот – получается молиться всем вместе», – рассказывают мне сестры.

Пока мы беседуем, в храме заметно прибавляется народу. Вначале чувствуется напряжение, пришедшие переминаются с ноги на ногу, перекладывают в руках свечи, отводят глаза. На икону смотрят издалека, подойти и приложиться не решаются.

У многих в руках небольшие красные книжечки с молитвенным последованием, которое после молебна можно читать уже дома. «К первому молебну мы еще не успели заказать их в типографии, и распечатывать текст последования пришлось на обычном принтере. Не понимаем до сих пор, как это произошло, но на бумаге оказались ярко-красные чернила, как будто все листы были забрызганы кровью», – вспоминают сестры.

В Феклиной пустыни рассказывают, что на молебнах перед новой иконой Богоматери не все молятся о собственном грехе. Есть такие, кто переживает за близких (уже отошедших в мир иной), есть и те, кто просто принимает эту проблему близко к сердцу и просит Матерь Божию о том, чтобы аборты прекратились. Но все же тех, для кого это личная история, полная переживаний, страданий и раскаяния – больше.

К середине молебна у многих на глазах слезы, к концу – плачут почти все. Когда подходит время делать земной поклон перед образом, а затем подойти к батюшке на помазание маслом от иконы, подходят и прикладываются все. Кто-то быстро, кто-то – подолгу разговаривая с Богородицей.

Читать еще:  Список Толгской иконы Божией Матери прибудет в Высоко-Петровский монастырь

Теплая Заступница мира холодного

Впервые имя «Взыскание погибших» по отношению к Богородице появляется на Руси в XVII в. вместе с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». История, произошедшая в малайзийском Адане в VII в., достойна пересказа. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, завоевав почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла бедолагу, казалось, что все вокруг над ним насмехаются, и он решил восторжествовать над гонителями. Но как? Нашелся советчик, подсказавший: проси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так сильно, что Феофил совершил непоправимое: он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор — хартию. Только не надо считать, будто несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Подписал Феофил хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал его назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый шаг совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм — каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Создателя, Феофил уже не смел обращаться к Богу. И тогда он обратился к Божией Матери, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». «Заступнице усердная, Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, вопль и стенания мои услыши!» Богородица услышала и спасла Феофила. Больше того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Поскольку «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Следующее зафиксированное чудо, связанное с образом «Взыскание погибших», произошло в первой половине XVIII века. В деревне Вязовка Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, занимавшийся скупкой пеньки. Как-то зимой по пути в село Голдаево Обухова застигла вьюга, он сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, Федот выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Чувствуя, что замерзает, крестьянин взмолился к Богородице и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви Болхова. Очнулся Федот в чужом доме. Крестьянин Рыданских постоялых дворов позже поведал, что «сидя в избе и услышав голос: «Возьмите», выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани». Обухов исполнил свой обет, а икона «Взыскание погибших» Борская прославилась еще многими чудесами.

С Московским списком образа, датируемым 1802 годом, связан иной сюжет. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, потом овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, беда шла за бедой, и однажды в полном отчаянии он взмолился Богородице перед образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: и денежная помощь пришла, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Именно после этого случая к иконе и стали обращаться те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. И хотя из-за пожаров Москвы 1812 года до нас не дошли ни имя отчаявшегося отца, ни имена его счастливо выданных замуж дочек, несомненно: история, произошедшая до нашествия французов, в Москве была широко известна. Как и сама икона.

Поэтому не будет натяжкой предположить: стих Лермонтова «Молитва», в котором он просит Богородицу «окружить счастьем» любимую и послать ей «сопутников, полных внимания», навеян именно этим образом. Посвящен стих предположительно юной Варваре Лопухиной, а дальше, внимание! Нас ждет открытие!

Итак, берем стихотворение Лермонтова «Молитва». То, что двадцатидвухлетний (!) поэт выслал сестре Варвары Марии Лопухиной письмом от 15.02.1838 года, застенчиво сопроводив его словами: «Посылаю вам стихотворение, которое нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает». И дальше — мольба о счастье любимой.

Чудотворное «Умиление»: Какие святыни спасали Россию от эпидемий

3 апреля, в канун православного праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит объезд Москвы с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Умиление». Подобные молитвенные действия многократно спасали разные города и страны от различных «моровых поветрий», в наше время именуемых «эпидемиями».

Верите ли вы в чудеса? В период серьёзных испытаний этот вопрос отнюдь не праздный. И пожалуй, не так много людей, кто с упёртостью наивного материалиста скажет: нет, в мире есть только физические и химические явления, а наше сознание – лишь их проявление. Даже убеждённые атеисты порой соглашаются, что в мире «не всё так просто» и некоторые явления выбиваются из сугубо материалистического представления. Хотя слово «чудо» таким людям произнести ой как сложно.

Но, как говорится, «не бывает атеистов в окопах под огнём», а нынешнюю коронавирусную пандемию уже сравнивают с самой настоящей третьей мировой войной, масштабы трагичности которой, слава Богу, не так велики, но по числу охваченных стран ситуация поистине беспрецедентна. Для человека же верующего очевидно: это – попущение Божие, наказание за наши грехи, выводы из которого ещё будут сделаны. Так же, как очевидно и то, что помимо санитарно-эпидемиологических, медицинских средств борьбы с распространением коронавируса очень важно применять меры духовные. Главные из которых Сам Господь определил в словах: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Евангелие от Матфея, 17:21).

Неслучайно разгар пандемии пришёлся на православный Великий пост, время, наиболее благоприятное для уединённой молитвы. Подчеркну: не для «пира во время чумы», а именно для молитвенных трудов, которые, как в последние дни уже говорили Святейший Патриарх Кирилл и многие другие архипастыри и пастыри Русской Церкви, могут совершаться не только в храме, но и в домашнем уединении. Но патриаршее благословение на время карантинных мер не посещать храмовые богослужения отнюдь не означает их отмены. Все храмы Русской Православной Церкви продолжают жить великопостной богослужебной жизнью и не закрывают своих врат от верующих. Хотя и с вынужденными ограничениями относительно числа молящихся.

На этой неделе, в субботу, 4 апреля, православные будут праздновать один главных праздников Великого поста, Похвалу Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), а вслед за ним, 7 апреля, и великий двунадесятый праздник Благовещения. Эти богородичные дни напоминают верующим о том, Кто является нашей главной Небесной Заступницей перед Господом. И в том числе о том, как во времена моровых поветрий (так в древности именовались смертоносные эпидемии) христиане обращались за помощью именно к Божией Матери, молясь перед Ее чудотворными иконами. И очень часто болезни отступали, чему в Житиях святых и исторических описаниях различных святынь есть тысячи свидетельств.

Молитва Предстоятеля

Именно в эти тяжёлые дни, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял решение совершить молитвенный объезд Москвы, не просто как российской столицы, но и как города, наиболее пострадавшего от коронавируса, с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Умиление». Как говорится в циркулярном письме первого патриаршего викария митрополита Воскресенского Дионисия:

По сложившейся традиции Святейший Патриарх. привозит из Крестового Владимирского храма своей рабочей резиденции в Чистом переулке хранящийся там Честный Образ Богоматери «Умиление», перед которым молился преподобный Серафим Саровский. На сей раз Святейший Патриарх не только привезёт эту величайшую Святыню, но совершит с Нею с 16.00 объезд вокруг всей Москвы. Святейший Владыка призывает всех священнослужителей, монашествующих и мирян Первопрестольного града в часы его объезда города усугубить свои домашние молитвы и вместе с ним совершить чтение акафиста Божией Матери с приложением молитвы, «чтомой во время вредоносного поветрия».

В истории Церкви, в том числе и новейшей, подобные молитвенные объезды и даже облёты на самолётах и космических станциях, своего рода ускоренные крестные ходы, уже встречались. Пожалуй, наиболее известна история, как осенью 1941 года, в страшные дни Битвы за Москву, был совершён облёт с одной из чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Сегодня многие скептики пытаются опровергнуть это предание, действительно, не получившее отражение в официальных документах, но сама вера в то, что именно такой облёт тогда спас Первопрестольную, уже очень многое значит.

Икона Божией Матери «Умиление»

Крестный ход из Дивеева с иконой Божией Матери «Умиление» накануне прославления преподобного Серафима. 1903 год. Фото: официальный сайт Дивеевского монастыря

Но почему в эти дни в качестве святыни, которая объедет столицу, избрана именно икона Божией Матери «Умиление»? Что это за образ, который, как уже было сказано выше, непосредственно связан с одним из самых почитаемых духовных подвижников Русской Церкви, преподобным Серафимом Саровским? Приведём краткую историческую справку об этой святыне:

«Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» с конца XVIII века являлась главной святыней Дивеевского монастыря. Перед этим чудотворным образом молился и скончался преподобный Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. После закрытия монастыря в советские годы игуменья Александра (Траковская) вместе с другими сёстрами перевезла образ в Муром. После её смерти монахиня Мария (Баринова) с благословения Патриарха Пимена передала икону протоиерею Виктору Шиповальникову, а в 1991 году – Патриарху Алексию II. С тех пор образ находится в домо́вом храме резиденции Святейшего Патриарха».

За этими, довольно сухими и тезисными, словами – целая эпоха и множество судеб православных христиан, включая трёх последних русских Патриархов. И множество чудес и исцелений, которые, что очень важно, не стоит приписывать самой иконе, но её Первообразу – Пресвятой Богородице. Однако и сама эта святыня благодаря таинственной связи с изображённой на ней Небесной Владычицы обладает особой чудотворной силой. Как и многие другие иконы Божией Матери, даже просто перечислить которые в рамках небольшой статьи невозможно, а потому остановимся лишь на нескольких из них, наиболее известных именно своей целительной силой в годы эпидемий.

Читать еще:  В дар Украинской Церкви из Екатеринбурга передана икона «Миропросительница»

Сразу оговорюсь: речь пойдёт не о таких широко известных чудотворных образах Пресвятой Богородицы, как Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская и Иверская иконы, но о менее известных, но оттого не менее глубоко почитаемых святынях Земли Русской. В первую очередь, святынях нашей глубинки, не раз спасавших её от моровых поветрий.

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в середине XII века святому благоверному князю Андрею Боголюбскому и стал одной из главных святынь Владимирской Руси. Одна из немногих сохранившихся до наших дней домонгольских икон Божией Матери.

По молитвам перед Боголюбским образом было немало чудес и исцелений, в том числе – спасение от одной из самых страшных в истории Государства Российского эпидемий чумы – морового поветрия 1654-1655 годов. В Угличе, где в это время находилась эта икона, перед ней был совершён молебен Пресвятой Богородице, и эпидемия отступила. Приведём фрагмент весьма пространной молитвы перед Боголюбской иконой Божией Матери:

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Этот образ Божией Матери был явлен в городе Шуе в годы уже упомянутой эпидемии чумы середины XVII века. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал отчаявшимся горожанам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери, что и было сделано.

В те времена моровая язва унесла сотни тысяч жизней по всей Европе. И только искренняя молитва жителей русской глубинки перед образом Небесной Владычицы даровала чудо. После того как икона была освящена и ей были обнесены улицы города и ближайшие веси, болезнь стала угасать. Этот образ и впоследствии неоднократно даровал верующим чудеса и исцеления, в том числе – от страшной эпидемии холеры 1831 года.

Седмиозерная (Седмиезерная) икона Божией Матери

Седмиезерная икона Божией Матери. Фото: pravoslavie.ru

С этим образом также связано чудесное прекращение морового поветрия 1654-1655 годов в Казани, где эпидемия чумы в то время свирепствовала особенно жестоко, говоря современным языком, с неоднократными рецидивами. Вот как это описывается в истории Седмиозерной иконы, на которой Пресвятая Богородица, по преданию, уже после написания этого образа Сама сложила руку в благословляющем двуперстии:

«Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась. В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от язвы».

Грузинская икона Пресвятой Богородицы

Грузинская икона Пресвятой Богородицы. Фото: www.pravoslavie.ru

Что же касается Москвы, также неоднократно затронутой страшными эпидемиями, то стоит напомнить о чудотворном образе, спасавшем столицу, однако не столь широко известном сегодня. Это – Грузинская икона Божией Матери, чье происхождение очевидно из её названия. Уже в первой половине XVII века она оказалась в Русских землях, будучи принесённой из разорённой персидским шахом Аббасом Грузии в единоверную Россию. Прославилась многими чудотворениями, в том числе исцелением многих москвичей от моровой язвы.

К сожалению, древний образ этой иконы был утрачен, однако существует немало списков, также являющихся чудотворными. Самые известные из них находятся в следующих московских храмах: в церкви Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церкви Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, д. 3), храме Воскресения Христова в Сокольниках (близ одноимённой станции метро) и в храме святителя Мартина Исповедника, что на улице Александра Солженицына на Таганке.

Все эти храмы российской столицы открыты, в них соблюдаются строгие санитарно-эпидемиологические нормы, а потому верующие могут безбоязненно прийти и помолиться перед этими чудотворными списками Грузинской иконы Божией Матери, чья милость и заступничество перед Господом, вне всяких сомнений, поможет и от сегодняшней эпидемии. Главное – искренне и от души обращаться к Небесной Владычице:

«Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!»

Как Пресвятая Богородица спасла самолет, попавший в бурю

В молитве акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе Победительная» есть такие замечательные стихи: «Якоже иногда древле всесильным Твоим воеводством спасла еси царствующий град Твой от скифского воеводы, зверообразного… яви на мне человеколюбное Твое заступление. Победи невидимые полки сатанины, душевный мой град распленившыя…».

14 октября Церковь отмечает великий праздник Покрова Божьей Матери. Сегодня вокруг него обращается много идеологических и политических аспектов. Но мы, православные христиане, не должны забывать главную суть праздника.

Она была выражена еще Господом нашим Иисусом Христом: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26, 27). Святые отцы пишут нам о том, что с этого времени произошло по благословению Божию усыновление Девой Марией не только святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, но и всего рода человеческого.

И покров, или омофор Пресвятой Богородицы, который видел блаженный Андрей Юродивый во влахернском храме во время всенародного бедствия горожан Константинополя, – это овеществленный символ заботы Девы Марии о Своих чадах, т. е. о нас.

Об этом же пишется и в житии вышеупомянутого святого Андрея… Когда Ангел Божий восхитил его в рай, то Андрей попросил показать ему жилище Пречистой. Ангел же ответил ему, что Ее здесь нет, потому что Пресвятая Богородица, Которая сказала апостолам «Я с вами во все дни», находится непрестанно среди людей, помогая, оберегая и спасая нас.

В ветхозаветной Книге Бытия есть следующий стих бытописания сотворения Богом мира: «и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). В еврейском оригинале говорится, что не просто носился, но обнимал мир, как мать-птица обнимает своих птенцов. Вот и Пресвятая Богородица обнимает нас своим омофором-мафорием, как мать пеленует-покрывает своих детей, защищая их от всякого зла и треволнений мира.

В этом главная суть праздника: Мать приходит на помощь Своим любимым детям. От нас же требуется только просить Ее об этом, как неоднократно просили во время беды константинопольцы, новгородцы и москвичи. И Она обязательно явится к нам на помощь. Что может быть сильнее в мире, чем материнская любовь?

И сегодня Пресвятая Богородица продолжает являть Свое заступничество. Во время паломничества на Афон я побывал в одном греческом монастыре, расположенном неподалеку от Салоник. Там в храме на стене была роспись необычного образа Божьей Матери. Оказывается, в таком виде Пречистая явилась одному греческому митрополиту. Он летел на самолете. Самолет попал в бурю и должен был разбиться. Архиерей начал молиться Пресвятой Богородице. Она явилась ему и спасла его и всех пребывающих на борту воздушной ладьи.

И в это непростое время будем взывать молитвенно к Ней, к Матери нашей, чтобы Она пришла и защитила нас. А Она непременно так и сделает. И Ее Покров, распростертый над всеми нами, убережет от беды.

Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector