0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если еда; не главное в пост, то можно не поститься

Если еда — не главное в пост, то можно не поститься?

Важна ли еда в пост? Или «вы постом хоть мясо ешьте, только людей не ешьте», и еда — не главное?

протоиерей Александр Агейкин

– Когда мы говорим, что еда в пост не главное, мы занимаемся самооправданием нашей лени. Конечно, еда не является главным стержнем поста, но это тот инструмент, который важен для человека в пост.

Нельзя из еды делать особую кулинарную религию, создавать кулинарный культ, выбирать продукты, компоненты, составляющие – а есть ли тут растительное масло, а сколько – потому что тогда мы забываем, для чего вообще еда как инструмент нужна.

Если говорить о посте с кулинарной точки зрения, то в древности пост был ограничением в пище, которое подразумевало, что человек перестает тратить время на хождение на базар, торговаться, заниматься длительным приготовлением этих продуктов.

Главное – немного подкрепить себя тем, что есть, и думать о главном: направить свое сердце, свою душу, свой ум на молитву, на устремленность к Богу.

А сегодня мы обставляем пост какими-то совершенно ненужными вещами: начинаем готовить кулинарные изыски, устраиваем чуть ли не постовые кулинарные фестивали — кто кого как накормит постным. Ведь можно объесться и картошкой, и гречневой кашей, да так, что Богу душу отдашь. Во всем должна быть мера, еда в пост — это очень важный инструмент, но нужно знать, как его использовать.

Как же его использовать?

– Освобождая себя от излишней заботы. Пища – это тоже своего рода дисциплина, важно, как человек выстроит свое питание в течение определенного, довольно длительного периода, – семи недель. Но эта дисциплина не должна затмевать главного — нужно минимально подкреплять себя пищей и стремиться больше времени использовать на чтение духовных книг, Священного Писания, Святых Отцов, на посещение богослужений, не задумываясь о том, что мне нужно приехать после Великого канона, два часа готовить, за полночь сесть и себя разными постными изысками накормить.

Получаются две крайности: или мы себя оправдываем: «Еда – это неважно, главное – людей не есть. Я знаю, как правильно настроиться, поэтому могу и сосиску съесть. Пища к Богу не приближает и не удаляет», – это фарисейство и самооправдание.

Или наоборот: человек проводит весь день в храме, совершенно не заботясь о своих ближних – о муже, о детях, которые сидят голодные. Дома пустой холодильник, и крупа стоит – «варите себе сами». Это тоже неправильно.

Мы не должны впадать в крайности, верный путь находится посередине. Все должно быть в гармонии – и молитва, и домашний быт.

Держаться традиции – это жить в традиции. Если до нас люди веками соблюдали пост, ограничивая себя в определенного рода пище, то не нужно считать себя умнее их. Нельзя говорить, что раньше люди были глупые, не понимали сути и центра своих устремлений во время поста, а вот сейчас мы стали продвинутые, образованные, понимаем, что самое главное, и вопрос о еде отбрасываем. Если мы это отвергаем, мы выпадаем из традиции, мы не имеем связи поколений.

Вот мы недавно составляли постную продуктовую корзину, чтобы узнать, сколько человек тратит на постные продукты, и многие писали в комментариях, что им поститься слишком дорого.

– Конечно, если поститься креветками, кальмарами, морепродуктами, это дорого. Если мы будем наполнять свою гастрономическую корзину экзотическими продуктами, это ударит по карману. Нужно быть проще. Да, картошка, гречка выросли в цене, лук подорожал, но пост-то должен быть не в количестве продуктов.

Опять же, мы не наполняем корзину, считая калории: «Вот сегодня мне нужно съесть два кальмара, три краба, столько-то морепродуктов, авокадо», – это смешно и глупо.

А что сделало наш пост, в кулинарном плане, таким дорогим? Опять же, мы сами виновники этого. Мы забыли, когда делали домашние заготовки – приготавливали соленья, закатывали салаты, делали баклажанную и кабачковую икру. А раньше ведь только этим и жили – выращивали картошку, другие овощи, солили огурцы, помидоры, квасили капусту. Сейчас же все говорят: «Зачем зря стараться? Это отнимает много времени и сил, теперь можно все купить?!» А покупать стало дорого.

Мы сами себя загнали в эту ситуацию, мы перестали трудиться, перестали прикладывать свои умения, свой труд. Не нужно искать крайних: «Вот, экономисты виноваты, за рубежом нам блокаду устроили, они хотят нас, православных, задушить!» Мы сами виноваты, мы превратились в потребителей, и сегодня это по нам больно ударило, вернулся тот бумеранг, который мы же сами запустили.

Мы пожинаем то, что посеяли. Дорого – ну, значит, мы этого достойны. Мы должны через это пройти, чтобы поумнеть, чтобы вернуться к своим традициям. Если мы живем в отрыве от традиции и говорим, что еда не важна, то можно тогда вообще пищу заменить суррогатной едой — высчитывать витамины, минералы, калории, изобрести какие-то пилюли, включающие все эти калории и микроэлементы – съел и все нормально, вроде как и мяса не ешь, и постишься. Разве в этом смысл поста?

Человек всегда найдет себе оправдание. Вспомним Адама первозданного: Господь его подводит к покаянию, а он – то Ева виновата, то Ты сам виноват. Вот и мы так же, подобно первозданному Адаму, находим себе оправдания: «Это не главное, можно здесь обойти, здесь слишком дорого, Господь все равно простит».

А вот свой внутренний человек – он как воспитывается? На какой дисциплине? Какой аскезой ты его воспитываешь? Самооправданием мы не достигнем ничего.

А как быть, если у меня уважительная причина не поститься строго — школа, армия, здоровье плохое?

– Мы все знаем свою меру, и духовник нас знает – наши болезни, как мы плачем, когда что-то болит: «благословите на операцию, благословите на лечение». Батюшка же не зверь, он должен знать и помнить, что у этого диабет, у того проблемы с желудком, у третьего курсант военного училища в доме. Это нормальная практика, для того он и духовник, что знает некоторые нюансы нашей жизни.

Но не нужно говорить каждому встречному, друзьям, прихожанам: «А мне батюшка благословил так поститься». – «А мне – так». Это твой путь, твоя аскеза, твоя мера поста, она обсуждается только между тобой и духовником.

Читать еще:  День памяти Великого князя Сергия Александровича (†4/17 февраля 1903 г.)

Пост – он же не только в еде. Все органы чувств, данные нам Богом, должны равноценно поститься вместе с желудком: и глаза, и уши, и язык. А мы перекладываем пост только на желудок, а остальное запускаем.

Мы можем часами обсуждать друг друга по телефону или в Интернете, смотреть сериалы и так далее. Дай отдохнуть и своему слуху, и глазу, и языку, настрой, направь их на другое.

У поста есть определенная цель. А мы пытаемся обставить себя какими-то вспомогательными вещами, не имея цели: мы ее не видим, мы к ней не идем. Мы создаем себе красивую обстановку, такой «окрашенный гроб», как говорится в Евангелии, и думаем, что в этом смысл.

Вот у меня дети ходят в школу, и я не заставляю их поститься, они растут и сами выбирают, съесть им пирожок в школе или воздержаться. Это их жизнь, они начинают получать собственный опыт. Я не буду их выспрашивать: «А что вы сегодня ели?» Я знаю, что мои девочки не будут есть сосиску, они уже переросли это. Они могут не поститься, их никто не накажет, но они сами себя воспитывают, ведь это им дальше жить. Они должны получить свой опыт, не папин, не мамин.

А как быть с уставом, ведь современному человеку вряд ли возможно его соблюдать?

– Устав писался под конкретную обитель, у каждой обители были свои нюансы. Где я сейчас, например, буду искать финики, потому что где-то прописано определенное количество фиников в пост? Это образ, это пример. У человека должен быть разум, духовный опыт, к которому он присоединяет вот этот идеал, эту азбуку, по которой его учили читать.

А Вы можете рассказать о каких-то примерах отношения к посту, на которые следует ориентироваться человеку в пост?

– У нас есть святые подвижники, которые были аскетами, по несколько дней ничего не вкушали, кроме нескольких зерен. Но если мы на этот пример сейчас кого-то сподвигнем, то я буду виноват. Представляете, человек придет через неделю и скажет: «У меня нет сил не то что на молитву, у меня нет сил даже на то, чтобы с постели встать».

Есть очень поучительные примеры в житиях святых. Вот первый день поста, например, начался с памяти Прохора Печерского, у которого было прозвище «лебедник». Он ел практически только лебеду, пек из нее хлеб. Но когда в Киеве был страшный голод, он кормил людей хлебом из лебеды, и этот хлеб казался и слаще, и белее, и пышнее пшеничных хлебов. Когда же у него тайком кто-то воровал эти хлеба, то они оказывались горькими и несъедобными.

Или святитель Филарет. На пирах, когда ему подкладывали поросенка или курицу, он спокойно ел, а все потешались: «Смотрите, святоша ест мясо». И только келейник рыдал, потому что знал, что святитель потом вообще несколько дней ничего есть не будет.

Удивительные примеры аскезы, замечательные образы, но для того, чтобы подражать им, нужно в себе воспитать очень большую силу духа. Именно через личную аскезу, через личный опыт.

Значит, еда в пост – это не главное…

– Но и не второстепенное. Это наш личный опыт, наша внутренняя дисциплина, наша собственная аскеза. Телесный пост связывает нас с традицией. Мы должны быть объединены с прошлыми поколениями, жить в духе и в традиции. А если мы изобретаем что-то новое, отбрасывая прошлый опыт, мы никогда не сможем сказать, что мы едины.

7 способов справиться с голодом во время поста и диеты

Способ № 1. Соблюдайте правильный режим питания

«Если организм получает питание регулярно и приблизительно в одно и то же время, то не станет ничего откладывать про запас на случай, если его будут кормить, как попало, — объясняет врач-диетолог фитнес-центра «TerraSport Коперник» Марина Алямкина. — 5-6 приемов пищи в день — обязательное условие правильного питания». По ее словам, на завтрак должно приходиться 40% дневного рациона, на обед — 30% и на ужин — 20%. Остальная часть приходится на перекусы. «Чтобы жировые клетки организма отдавали энергию, а не откладывали калории про запас, необходимо питаться каждые 2,5-3 часа, — рассказывает wellness-коуч, основатель проекта доставки правильного питания Ideal Day Анна Козырева. — Только такой режим питания позволяет избежать скачков инсулина, регулирующего энергообмен жировой клетки».

Способ № 2. Не заменяйте полноценный обед овощами и фруктами

Многие постящиеся или сидящие на диете стараются облегчить чувство голода, употребляя в пищу яблоки, сельдерей, овощные салаты, груши, морковь и прочие продукты, содержащие сырую клетчатку. Однако этими овощами и фруктами ни в коем случае нельзя заменять полноценный прием пищи. «Они не «забивают» голод, а, наоборот, готовят наш организм к основному приему пищи, активизируя пищевод и выработку пищеварительных ферментов. Их полезно есть за 45-60 минут до полноценного обеда или ужина, — объясняет Марина Алямкина.

Способ № 3. Избегайте напитков, в которых содержится сахар

Сладкая газированная вода, чай или кофе с сахаром, фруктовые соки и ягодные морсы — все эти напитки воспринимаются мозгом как быстрые углеводы. Из-за поступления глюкозы в кровь у человека возникает кратковременное ощущение сытости, а в организме запускается процесс выработки инсулина. «Свободный инсулин вызывает чувство голода, которое возникает очень быстро после последнего приема пищи», — говорит Марина Алямкина.

Способ № 4. Не отказывайтесь от кофе, но запивайте его водой

Обычно диетологи рекомендуют отказаться во время диеты от кофе, что приводит в ужас всех, кто без этого напитка не просыпается. На самом деле кофе подавляет чувство голода, но при этом выводит из организма жидкость. «Поэтому одна чашка кофе должна быть сбалансирована одним стаканом чистой воды», — говорит Анна Козырева.

Способ № 5. Не пейте воду во время еды

Все диетологи говорят, что воды нужно пить как можно больше, поскольку люди зачастую путают чувство голода и ощущение жажды. Суточная норма — 1,5-2 литра в сутки. Однако пить воду тоже нужно правильно. «Пейте за 15-20 минут до приема пищи и через 20-30 минут после него. А вот во время еды пить не стоит — жидкость разбавляет желудочный сок и еда при этом плохо переваривается, что приводит к вздутию живота», — говорит Марина Алямкина.

Способ № 6. Ешьте за 2 часа перед сном, но не позднее 21:00

Многие диетологи соглашаются с тем, что правило «не есть после шести вечера» не подходит для современного человека с его бешеным ритмом жизни. Последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна, но желательно не позже 21:00. При сильном чувстве голода перед сном рекомендуется пить нежирный йогурт или йогурт на соевом молоке. «Если мы едим поздно ночью тяжелую белковую или углеводную пищу, то организм ее не усвоит, переварит кое-как и утилизирует уже токсичные остатки в «проблемные» места. Вот почему «совы» почти никогда не худеют. Некачественный сон или его недостаток — одна из первых причин набора веса и пищевых срывов», — объясняет Анна Козырева.

Читать еще:  «В ходе переговоров с РПЦЗ падали средостения, которые были между нами»

Способ №7. Выбирайте правильную посуду

Размер и цвет тарелки тоже имеют значение. «Чтобы контролировать свой аппетит, выбирайте посуду нейтральных цветов: белую, синюю, голубую. А вот желтая, красная и даже черная посуда только усиливает чувство голода, — говорит Анна Козырева. — Выбирайте десертные тарелки вместо столовых: тогда вы будете наедаться быстрее, а объемы пищи сократятся без стресса, даже если вы будете накладывать еду несколько раз».

Главное в пост – не есть друг друга. Священник о душе и воздержании в еде

Редакция, Общество, 6:48, 12.03.2019

«Правильный взгляд на вещи важнее ограничений в еде»: священник о значении молитвы

В году у православных более 200 дней, когда они должны поститься. Но внимание большинства людей всегда приковано к Великому посту. Многие ограничивают себя в еде за компанию, другие испытывают себя на «слабо», третьи отказываются от пищи животного происхождения ради здоровья, но меньшинство задумывается о душе, говорят священнослужители.

Почему человеку, который решил поститься в первый раз, можно (а иногда и нужно) есть мясо, от какой молитвы не будет толка, рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» отец Анатолий Гришанов.

– Многие люди, которые решают поститься, в первую очередь делают акцент на питании: не есть мясо, пищу животного происхождения. Но пост – это не диета.

– Я знаю вегетарианцев, они по нашим понятиям все время постятся. Я знаю людей, которые под духовным прикрытием хотят похудеть. Кто-то хочет стать здоровее. И далеко не все ставят цель стать лучше. А пост как раз для того и нужен, чтобы нам стать лучше, чтобы работать с душой.

Но когда мы отказываем себе в еде, когда мы меньше едим тяжелой пищи, телу легче и легче молиться. Пост неразрывно связан с молитвой. Неразрывно. Но некоторые превращают его в диету. Человек во время поста молится больше, совершает прямые поклоны, читает Евангелие каждый день, в первые дни поста в храме происходят особо важные богослужения.

Как питаться в Великий пост: планируем рацион на каждый день

Когда есть рыбу, а когда только хлеб: календарь постного питания на 2019 год от «ТОЛКа»

– Но воздержание от пищи животного происхождения – это уже достижение? Можно похвалить себя за это?

– Нет. У человека могут быть свои побудительные причины не есть мясо, рыбу, не пить вино. Но эти побуждения, скорее всего, не имеют никакого отношения к христианству и к духовной жизни. Понимаете? Поэтому могут быть даже ложные предпосылки, означающие ложный путь, какую-то гордость, когда человек считает себя центром вселенной.

Если вы выдерживаете пост для здоровья, как диету, ничего плохого нет. Но Великий пост – это десятая часть года фактически. В древности мы Богу посвящали десятину. Это не только христианская традиция. И в духовном, моральном смысле мы десятую часть своей жизни посвящаем Богу. Мы отказываемся от всего приятного для нас не только в еде. Телевизор, например, выключаем, воздерживаемся от развлечений. И при этом мы больше молимся. Это, скажем так, наша жертва Богу, наша десятина.

– Надо воздерживаться и от увеселительных мероприятий?

– Если вы подходите к посту первый раз, вы можете вначале даже не воздерживаться от пищи, предположим, а только посвятить время внутреннему состоянию, состоянию своей души. И вы в скором времени поймете, что чтобы преуспеть в молитве, в духовной жизни, вам надо ограничить себя в еде. Вам необходимо отказаться от развлечений, иначе вы не преуспеете в молитве. Ваша молитва будет пустой, вы будете просто читать слова и все. А толку от этого не будет.

– Почему не будет толку от молитвы, если я не воздерживаюсь от пищи или развлечений?

Великий пост начинается у православных христиан

Накануне православные христиане отмечали Прощеное воскресенье

– Молитва покаянная. Мы перед Богом понимаем, когда смотрим на себя со стороны, на свои поступки, чувства, мысли, что мы кругом в грехах. Все, что в нас есть хорошего, Богом заложено при рождении. Все плохое мы приобрели сами.

Чтобы это исправить, простых усилий недостаточно. И чтобы нам изменить свои навыки, привычки, свою природу, характер, недостатки, нам надо не просто сконцентрироваться на молитве, нужно себя ограничивать во многих вещах.

Бог помогает нам в наших усилиях. И вы в самом деле можете измениться. А если просто молиться… Постепенно наша молитва станет похожей на жалобу или на просьбу к Богу, и мы опять собьемся с истинного пути.

– Более 200 дней в году – это постные дни, когда православные должны выдерживать пост. Но ажиотаж всегда вокруг Великого поста. Почему так?

Если бы не было Пасхи, если бы Христос не воскрес, бессмысленна была бы вся вера, православие, христианство.

– Есть другая крайность: люди достаточно фанатично постятся. Осуждают тех, кто не выдерживает пост, не ходит в храмы.

– Это их личное дело, они могут жить, как им вздумается, они могут кому-то указывать. Но со стороны, по плодам, как говорится, видно, что люди раздражительные, любят всех поучать. Часто это люди злые, раздражительные, нетерпеливые, несмиренные. Это не православное проявление. Следовательно, вся их фанатичная духовная жизнь ложная. Вот и все.

Купание и вера – разные вещи: священник о традиции нырять в прорубь на Крещение

Некоторые люди вспоминают, что они верующие, несколько раз в год: на Рождество, Пасху и когда на Крещение решают окунуться в прорубь

И это было бы еще полбеды. Но так они же могут и навредить многим людям, которые еще только определяются.

– Своими нравоучениями? «Не так молишься, не так крестишься»?

– Да. Много крещеных, но мало кто знает суть христианства. И многие люди ищут эту суть, но натыкаются на людей, которые им могут помешать. Задача священника – не мешать людям приходить к Богу. Моя задача – не учить чему-то, не делать замечания. Это не моя обязанность. Моя обязанность – помочь человеку, которого коснулась божья благодать, прийти к церковной жизни, объяснить суть таинств, как через церковные таинства и молитвы можно приобрести духовные плоды. Рассказать об исповеди, о причастии.

Люди приходят к Богу не благодаря нашим проповедям, а какими-то своими дорогами. А те люди, о которых вы спрашиваете, не ведут и не идут к Богу. Они пытаются привязать к себе. Называют себя учителями, наставниками. Главное в пост – не есть друг друга. Пословиц и поговорок, связанных с постом, много. Но я всегда говорю, что правильный взгляд на вещи важнее ограничений в еде.

– Многие люди перетаскивают духовное, сокровенное в публичную плоскость. Людям проще выдержать 47 дней (в 2019 году Великий пост длится 47 дней – прим. ред.), демонстрируя успехи в социальной сети, делясь опытом с подписчиками. И это их путь и их выбор.

– Для мирян это немного смешно. «Простите меня за все, что я не выкладывал в сториз», – я и такое встречал в Прощеное воскресенье. Когда священнослужители в подобной плоскости начинают публиковаться, это, наверное, нехорошо, неприлично, потому что мы должны объяснять духовные вещи, говорить о самом важном. Но популяризироваться, опускаться на бытовой уровень, стараться удивить… Это принижает духовное значение поста.

Читать еще:  Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2017 года)

– А можно в пост смотреть телевизор?

– Можно все, но не все полезно. Многие зависимы от телевизора. Я им предлагаю пульт на неделю убрать. Говорят, что не могут. Вот в этом случае отказ от телевизора полезен, он помогает победить привязанность. Я лично не смотрю телевизор. Но не потому, что я такой духовный, а потому, что мне просто не интересно.

Но когда люди не могут без него, вот тогда это плохо. И отказ от телевизора будет полезнее, чем отказ от еды. Человек будет больше читать, думать, размышлять.

– Если человек решит войти в пост со второго дня, со второй недели, с середины поста или выдержать только последнюю неделю – это не будет нарушением?

– Никогда не поздно войти в пост. Даже если человек по каким-то причинам не мог поститься, но у него есть желание, он может выдержать неделю перед Пасхой, особо строгую. Но в любом случае, если человек постится, а не выдерживает диету, он хотя бы один раз причащается. Если человек не причастился, значит, он в чем-то заблуждается и у него неправильный пост.

Михаил Ножкин: Главное в пост – не есть друг друга

Татьяна Медведева

Я родился на Крещение, 19 января. Был крещен и всю жизнь ощущал в своем сердце веру. В Великий пост мы вступили, попросив накануне друг у друга прощения. Это очень хорошая традиция, которая помогает нам забывать взаимные обиды. Во время Великого поста главное – это удерживать себя от зла, от разгулов. Никого не обижать и не ругать. Быть поближе к человеку разумному. Думать не только о себе любимом, но и о тех, кто рядом, о стране, о мире. Задуматься о планете. Вы знаете, что Мировой океан очень замусорен? В нем плавает столько отбросов – разных пластиковых бутылок, пакетов! Все это грозит экологической катастрофой. И не надо никаких комет из космоса, чтобы нанести вред нашей планете. Мы сами все губим. Считаю, что во время Великого поста – нужно думать и о том, что мы после себя оставим на земле. Для меня пост – это не только «обращение» к желудку, но и возвращение к разуму. Я хочу для вас прочитать свое стихотворение – малостишие.

Пост

А что есть пост?
Ответ довольно прост
Быть поскромней
В желаньях в час досуга,
Поменьше есть,
Забыть застольный тост,
А главное хотя бы в Божий пост,
Хотя бы в пост
Не надо есть друг друга.

Читайте также:

Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме

«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.

Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши. (читайте далее..)

Великий пост – дорога к Пасхе

Колонка главного редактора православной газеты «Крестовский мост» Валерия Коновалова.

Начиная с 18 марта и вплоть до праздника Воскресения Христова, который в этом году приходится на 5 мая, православные постятся. Эти семь недель – нелегкий, но очень содержательный путь к Пасхе. Он насыщен многими событиями, удивительными богослужениями и уникальными песнопениями. Можно выделить особо значимые вехи на этом пути.

Первые четыре дня Великого поста – с 18 по 21 марта во всех храмах будет читаться Покаянный канон Андрея Критского. Это совершенно особое богослужение, которое совершается только во время Великого поста. Оно необыкновенно трогательно, содержит в концентрированном виде всю библейскую историю, достигает высшей силы покаяния. (полный текст колонки)

Небанальные продукты

В магазинах продаются продукты для поста, которые в течение года не пользуются особой популярностью. Так, например, котлеты из моркови, брокколи и других овощей едят, в основном, люди: контролирующие вес, имеющие определенные проблемы со здоровьем или вегетарианцы. Но с началом поста на этикетке этих продуктов появляется надпись «Постный» и целевая аудитория значительно расширяется. Есть и адаптированные «мясные» изделия из сои — колбасы, сосиски.

Заменители молока

Любителям пить кофе с молоком приходят на помощь кокосовое, соевое, миндальное, овсяное, рисовое молоко. Эти заменители коровьего молока также могут входить в рецептуру овощных супов и соусов для пасты. Соевое молоко считается адекватной заменой коровьему — и по содержанию незаменимых аминокислот, и даже по содержанию кальция и витаминов. Кроме того, в магазинах можно найти приготовленные из соевого молока кисломолочные напитки и соевый творог (тофу).

Итоги экспертизы кабачковой икры, читайте здесь.

Продукты из сои

Это не какой-то суррогат, а полезные и полноценные продукты. Могут входить в рацион питания, наряду с мясом и молочными продуктами, если речь идет просто о правильном питании, и вместо них, если это постное или вегетарианское меню. Соевый изолят, соевый концентрат и текстурированный соевый белок легко вписываются в рацион здорового питания. А вот цельные соевые бобы и соевая мука уже относятся к трудноусвояемой пище. Отметить стоит то, что большинство соевых аналогов колбасных изделий, так же, как и обычную колбасу, вряд ли можно отнести к правильному питанию.

Андрей Мосов, врач:

В колбасные изделия из сои входят те же ингредиенты, что встречаются в составе в обычной колбасы: фосфаты, усилители вкуса. Поэтому их можно рекомендовать только тем, кому этот продукт очень нравится сам по себе. Остальным лучше выбрать «соевое мясо» (текстурированный соевый белок) в натуральном виде. Кроме того, в «постной» колбасе встречаются и другие, более вредные, ингредиенты, например, гидрогенизированные жиры. В любом случае стоит внимательно изучить состав выбранного продукта.

Соя не обладает собственным ярко выраженным вкусом, ей можно придавать любой вкус, выдавая за разные продукты.

Есть и другие источники белка растительного происхождения. О них можно узнать в материале участника сообщества «Правда и мифы о пользе растительных белков».

Рисовая бумага

Хороший аналог лаваша, когда хочется приготовить, например, домашнюю овощную шаурму. Состав прост: рисовая мука, вода и соль.

Виноградные листья

В них, как и в рисовую бумагу, можно завернуть начинку из крупы, грибов и овощей. Таким образом вы получите интересное, вкусное и сытное блюдо.

Контролировать страсти подчас сложнее, чем отказаться от привычного рациона. Чувство голода вызывает усталость, раздражение, озлобленность. Мы начинаем срываться на окружающих. Святые отцы говорят, что в пост хоть мясо ешьте, главное — друг друга не съесть. Но если человек твёрдо решил придерживаться поста, необходимо работать над собой. Верующим, тихим, спокойным, приветливым нельзя быть только в храме. Нужно быть таким везде, в любой ситуации. Тогда у окружающих не возникнет вопросов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector