0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На месте подвигов местночтимых святых под Новокузнецком выстроят скит

Храм в честь сибирских монахов Василиска, Зосимы и Петра Томского был построен в сентябре 2015 года. По преданию, именно здесь, недалеко от села Краснознаменка, находились кельи монахов преподобных Зосима Верховского и Василиска Сибирского.

Место, выбранное старцами, оказалось непростым — особенным. И именно оно, по словам отца Пимена (Сапрыкина), настоятеля храма Пантелеимона в селе Безруково, во время весеннего половодья, одно здесь остается незатопленным. Паломничества к нему совершались всегда, но не многочисленные. В 2009 году священнослужители вместе с верующими прошли Крестным ходом от поселка Чистогорского до Краснозаменки к заболоченному месту проживания святых, кстати, в нем свое непосредственное участие принял и депутат районного Совета А.А. Аришин. С тех пор сюда стали совершаться Крестные ходы отовсюду, желающих поклониться месту и трем святым стало много.

В 2014 здесь был заложен камень, а в 2015 году возведен храм на 150 человек. Причем построен он был именно из кедра, из векового, священного сибирского дерева.

В 2009 году священнослужители вместе с верующими прошли Крестным ходом от поселка Чистогорского до Краснознаменки к заболоченному месту проживания святых. С тех пор сюда стали совершаться Крестные ходы отовсюду, желающих поклониться месту и трем святым стало много.

В 2014 году здесь был заложен камень, а в 2015 году возведен храм на 150 человек на месте, где жили и несли свои подвижнические труды Кузнецкие святые – преподобные Зосима и Василиск Сибирские и праведный Петр Томский, был освящен нововыстроенный храм в честь этих угодников Божиих. Причем построен он был именно из кедра, из векового, священного сибирского дерева в древнерусском стиле. Его особенностью является гульбище – открытая терраса сбоку здания. В старину, при условии, если терраса простиралась вокруг храма, по ней совершались крестные ходы. Это позволяло верующим во время шествия не покидать пределы дома Божьего. Данный элемент церковной архитектуры был широко распространен в допетровской России.

Читать еще:  Лекция 22. Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до митрополита Кирилла II

Как известно, именно на месте современного села Краснознаменка, на берегу озера Монашка, в 19 веке святые преподобные Зосима и Василиск Сибирские, а также праведный Петр Томский, спасаясь от мирской суеты, совершали свои духовные подвиги. Сегодня они входят в состав Собора Кемеровских святых, широко почитаясь на местном уровне.

Святые земли Кузнецкой

В мемориально-историческом комплексе “Кузнецкая крепость” продолжается выставка, посвященная первым святым Кемеровской области.

Выставка рассказывает о пребывание трех праведников — Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Петра Томского — на территории Новокузнецкого района — бывшего Кузнецкого уезда.

Согласно сведениям церковной летописи Кузнецкого соборного храма, в промежуток от 1797 по 1800 год пришли в Кузнецкий уезд два монаха — Василиск и Зосима.

Василиск — в миру Василий Гаврилов — происходил из экономических крестьян Тверской губернии, а Зосима — в миру Захарий Верховский — был из дворян, служил в военной службе и вышел в отставку чином гвардии поручика. Прожили отшельники в Кузнецком уезде 24 года, после чего ушли из этих мест.

Следует отметить пребывание у монахов Петра Томского (в миру — Петра Алексеевича Мичурина). Он местный — родился в Кузнецком уезде, в Сара-Чумышском форпосте. В юношестве был отдан на военную службу. Прослужив в Кузнецкой гарнизонной роте в чине унтер-офицера, Петр ушел в отставку и пришел к отшельникам в ноябре 1818 года.

Летом 1819 года Петр повредил себе ногу топором, потерял много крови, после чего на следующий день умер, “приклоняя голову к столу, как ровно заснул”. В конце ХХ века Пётр Мичурин канонизирован под именем Петра Томского, как местночтимый святой Томской епархии.

В 2000 году археологи под руководством кандидата исторических наук Юрия Ширина обнаружили место обитания святых, именно с этого момента исследователи надеются найти могилу Петра.

Первые раскопки здесь проведены семь лет назад. Они производились на месте бывшей деревянной кельи, которую Петру Томскому и другим отшельникам в свое время помогли выстроить местные благотворители. Удалось обнаружить и фрагменты сруба, а также землянки, где пустынники проживали до появления кельи. Кроме того, были найдены предметы быта: подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки керамики (по преданию, глиняную посуду изготавливал сам святой Василиск). Поиски идут сложно. С позапрошлого уже века топография местности сильно изменилась. И, кроме того, исследователи нуждаются в серьезной финансовой поддержке. Нужна и кропотливая работа в архивах, ибо не совсем ясны многие обстоятельства пребывания святых в Кузнецком уезде.

Читать еще:  Мы видим, потому что Бог видит нас

Первую экскурсию по выставке замдиректора музея и доцент КемГУ Юрий Ширин провел для учащихся пастырского отделения Кузбасской семинарии, рассказав о ходе поисковых работ.

В Новокузнецком районе построили храм в честь местных святых

Трое святых – Василиск Сибирский, Зосима Верховский и Петр Томский – жили с 1802 по 1822 годы в районе нынешней Краснознаменки на берегу озера Монашка. Здесь же находится могила ученика святых Василиска и Зосимы – Петра Мичурина, который более известен как Петр Томский.

В 1999 году на берегу, где жили монахи, установлен крест, а в 2000 году были проведены раскопки на месте жития святых старцев. Найдены следы избы, остатки глиняной посуды, колодец.

Храм на 150 человек построен из кедра за несколько месяцев.

В 2016 году здесь планируется возвести звонницу, восстановить землянки и кельи, где жили святые отшельники, — сообщили в пресс-службе администрации Кемеровской области.

Справка:

Петр Томский родился в семье дворян Мичуриных в XIX веке и жил недалеко от Кузнецка Томской губернии (нынешний Новокузнецк). Родители направили юношу на военную службу, которую он оставил. Спасаясь от мирской суеты, Петр примкнул к проживавшим в тех местах старцам Зосиме и Василиску, которые затем перебрались в Туринск Екатеринбургской епархии и основали там женский монастырь.

Под руководством Василиска юноша стал исихастом (постоянно читал Иисусову молитву). Он прожил в землянке еще около восьми месяцев. Во время рубки дров нанес себе смертельную рану и скончался в возрасте 20 лет, был погребен неподалеку. После смерти стал почитаться как помощник с искушениями плоти. В 1984 году канонизирован Русской православной церковью в составе Собора Сибирских святых.

Фото /1

всего: 4054 / сегодня: 1

Читать еще:  Проповедь после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре

Комментарии /23

////Родители направили юношу на военную службу, которую он оставил. Спасаясь от мирской суеты, Петр примкнул к проживавшим в тех местах старцам Зосиме и Василиску. ////

Это наши правнуки будут поклоняться нынешним уклонистам и белобилетникам?? За то, что они забились в норку (под юбку) и сейчас гордятся этим??

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП «Хутор».

Черниговский скит в культуре и искусстве

Черниговский скит можно увидеть на необычной художественной работе — цветной литографии. Ее создал художник Владимир Николаевич Соколов в 1917 году — ученик великих мастеров: Левитана, Серова, Поленова. В начале 20 века Соколов переехал в Сергиев Посад, где и жил до самой смерти в 1946 году. Этому городу художник посвятил многие свои работы, выполненные в разных техниках.

Литография “Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските” хранится в музее священника Павла Флоренского в Москве.

Экспертное мнение

Константин Филимонов, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, историк:

«Возводя каменный храм, важно было не повредить подземные церкви»

— Черниговская икона Божьей матери — необычная, она была писана на полотне. В Сергиев Посад попала из Хотьково, из семьи местного священника. Икону поместили в подземную церковь, где произошло ее прославление, после чего многократно увеличилось число паломников.

Наземная церковь в Черниговском ските построена архитектором Николаем Султановым, который считается одним из основоположников русского стиля. В документах он указан как инженер, и главная задача, поставленная перед ним, — построить каменный храм, не разрушив пещеру.

При ските была гостиница, где останавливались многие видные деятели русской культуры конца 19 века (например, Немирович-Данченко). Но она не сохранилась. Во время Первой мировой здесь жили беженцы, в основном, семьи священнослужителей, которые эвакуировались из оккупированных земель.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector