0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неделя шестая

Неделя шестая. Мария Египетская

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В последнюю неделю Великого поста Церковь дает нам образ жены, шедшей долгим путем покаяния, очищения своей души и пришедшей к Господу – образ Марии Египетской. Она говорит нам как бы о том, что если в предыдущей седмице мы соприкоснулись с другим великим подвижником – Иоанном Лествичником – соприкоснулись с образами мужа, то пусть жены не думают о том, что дело спасения – жизнь в Боге – не их меры, не по их силам.

Церковь дает нам образ жены – великой грешницы и великой праведницы. Она дает нам его как подтверждение всего того, что мы слышали в храме в течение Великого поста и того, что говорил нам великий учитель наш – Иоанн Лествичник.

Мария Египетская – одна из величайших грешниц.

Когда читаешь житие Марии Египесткой, убеждаешься, насколько в поучениях Св. Отцов, хотя бы в изложении Иоанна Лествичника, правдиво изображена человеческая душа, и насколько вообще духовная жизнь закономерна.

Прежде всего Мария Египетская в течение 17 лет совершала блуд со всеми. Она говорила о себе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми не ради подарка или платы, так как ни от кого ничего не брала, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть. Не думай, что я была богата – нет, я жила в нищете, часто голодная пряла охлопь, но всегда была одержима желанием еще более погрязнуть в тине блуда, я видела жизнь в постоянном бесчестии» (Житие свят. 1-го апреля).

У каждого из нас есть тот или иной порок, та или другая страсть, которая владеет нами, и Св. Отцы говорят, что прежде всего и надо бороться против нее. «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружиться, особенно же, если это домашний враг, ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы» (Лествица, Слово 15, 41).

У Марии Египетской такой господствующей страстью была страсть блуда, которую исполняла она не ради денег, не ради подарка, не ради чего-либо другого, но ради своей похоти.

И вот Мария едет в Святую Землю, едет не для того, чтобы ей поклониться, но ради того, чтобы со встретившимися на корабле молодыми людьми предаваться той похоти, той страсти, которая ею владела. Вы знаете, что по особому промыслу Бо-жию она не была допущена до поклонения Животворящему Кресту Господню.

Несколько раз пыталась Мария проникнуть в храм, но будучи несколько раз удержана неведомой силой, почувствовала свою греховность и, увидев Божию Матерь, изображенную на иконе, она смиренно ее попросила: «О Владычице Дево, родшая Бога плотию. Я знаю, глубоко знаю, что нет чести Тебе и хвалы, когда я, нечистая и скверная, взираю на Твой лик Приснодевы, чистой телом и душой. Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня, блудницу. Но я слышала, что Рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Прииди же ко мне, оставленной всеми, на помощь. Повели, чтобы, мне не возбранен был вход в церковь, дай мне узреть Честное Древо, на котором плотию был распят Рожденный Тобою, проливший святую Кровь Свою за избавление грешников и за мое. Повели, Владычице, чтобы для меня, недостойной, открылись двери церкви для поклонения Божественному Кресту. Будь моей поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотой блуда, но, воззрев на Крестное древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения». И дальше, Вы знаете, что Божия Матерь удостоила ее войти в храм и поклониться Честному Кресту, а затем она в радости, омывшись в Иордане, причастившись Св. Тайн, пошла на великий подвиг, который затем несла в течение почти 50 лет. Что же дает нам Мария Египетская? Она хотела вновь получить от Бога чистоту. «Целомудрие есть чистота души и тела» (Лествица, Слово 15, 5). Как же ей, блуднице, можно было сделаться вновь чистой?

Обратимся к тому, кто недавно учил нас – к Иоанну Лествичнику: «Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе» (Лествица, Слово 15, 12).

Вот ее задачей и было теперь члены тела своего покорить душе, сделать их сослужащими Богу, как служила душа. Она стала очищать себя через безмолвие и послушание. «Земля с росой есть матерь сладости плодов, а матерь чистоты – есть безмолвие с послушанием», – говорит Иоанн Лествичник (Слово 15, 37). Вот Мария Египетская исполняет и это указание святоотеческого опыта, не зная, конечно, о нем. Она идет через пустынное безмолвие и послушание.

Почему необходимо безмолвие и послушание? Безмолвие – это то, что является для нас службой Богу: «Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удержать в пределах телесного дома» (там же 27, 6).

Это значит, что подвижник «существо бестелесное» – т. е. ум свой или душу, как мы сказали, должен удерживать в своем теле, т.е. не давать ей развлечений мирских. Вся жизнь его – стояние перед Богом, служба Ему.

Но для стяжания чистоты мало одного воздержания и безмолвия. «Кто одним воздержанием покушается утолить свою брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одной рукой». Где же другая рука? «Совокупи с воздержанием смирение: ибо первое без последнего не приносит пользы» (там же 15, 40).

Итак, должно быть не только одно воздержание, но надо стяжать еще послушание и смирение. Вы знаете, что дает послушание: «. послушание есть воскрешение смирения» (там же 4, 3).

Вот и Мария Египетская должна была прибегнуть к послушанию, чтобы обрести чистоту. Но как же могла она иметь послушание, когда не было руководителя?

Мария Египетская предала себя Божией Матери, назвав Ее своей Поручительницей: «Будь моей верной Поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но воззрев на Крестное Древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения».

И потом: «Теперь, Владычице, пора исполнить то, что я обещалась, призывая Тебя Поручительницей: наставь меня, как будет Твоя воля, и научи, как совершить спасение на пути покаяния».

Божия Матерь послала ее за Иордан, и как радостно и легко было Марии, приобщившись Телу Христову, снова вошедшей в Церковь, как радостно было ей идти в пустыню, идти жить в Боге, пребывать в молитве.

А дальше настало то, в чем мы всегда терпим поражение – дальше была борьба. «Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями», – говорит Мария Египетская. И она была, эта борьба: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте: мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь я не имела и воды, и изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла». Но это еще не главное, что было у нее в отношении владевшей ею страсти. «Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти». «Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что предо мной стоит Сама моя Поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями. Поверженная на землю, я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к Поручительнице моей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне, – и, действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях. А после, и до сего времени, Богородица во всем моя Помощница и Руководительница».

Читать еще:  «Сквозь пустыню мира сего нас провождающая»

Да, радостно начало, и как вы знаете, радостен конец ее борьбы со страстями, а в середине был подвиг – 17 лет провела она в постоянных мучениях.

Что же получила Мария Египетская? Она получила чистоту. В чем же видна ее чистота?

«Чистота, – говорит Иоанн Лествичник, – нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными».

И мы знаем, что когда она провела 17 лет в пустыне, когда встретилась с Зосимой, то обладала этой чистотой в такой мере, что, не читая никаких книг, знала Священное Писание. На вопрос Зосимы, чем она питается, она отвечала: «Питаюсь и покрываюсь всесильным словом Божиим, ибо не о хлебе едином жив будет человек».

Услыхав, что святая упоминает слова Св. Писания из Моисея, пророков и псалтири, Зосима спросил, не изучала ли она псалмы и другие книги. «Не думай, – отвечала она с улыбкой, – что я со времени моего перехода через Иордан видела какого-либо человека, кроме тебя: даже зверя или животного я не видела ни одного. И по книгам я никогда не училась, не слыхала никогда из чьих-либо уст чтения или пения, но Слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает даже меня, неизвестную миру».

Да, проникает, ибо, как говорит Иоанн Лествичник: «Чистота сделала ученика своего богословом» (Лествица, Слово 20, 24), ибо Господь, как Чистейший, проникает в чистую душу, Сам делается Учителем, и не нужны бывают тогда для нее научения и слова других. «Слово Соприсносущное Отцу творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть: а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение».

Жизнь Марии Египетской, которую она провела в покаянии о том грехе, который ею сначала владел, дает нам образ деятельного восхождения.

Иоанна Лествичника св. Церковь дает нам прежде всего как списателя Лествицы, о житии его мы знаем мало – почти что только то, на что есть указания в самом его творении. Только в Лествице узнаем мы его душу, а житие Марии Египетской есть жизнь, рассказанная самой подвижницей.

А когда мы теперь творим ее память, мы должны помнить, что Мария Египетская есть величайшая подвижница из числа женщин – блудниц, что она шла через покаяние, соединенное с безмолвием и послушанием. Она дает нам великий пример покаяния и всех нас призывает к этому пути.

Житие Марии Египетской говорит нам, что если кто имеет какую господствующую страсть и знает ее через советы духовного отца, тот должен прежде всего против нее подвизаться, иначе тщетны будут все другие его победы. А затем оно говорит нам, что мы должны идти через подвиг, что Царство Божие нудится, что начинается путь Христов, путь подвига, с радости великой, как начался он и у Марии Египетской, и кончается великою радостью; а в середине идет тяжелая борьба со страстями и похо-тями – 17 лет боролась она с ними, как с лютыми зверями: она падает духом, она унывает, она теряет дар молитвы, радость любви.

Иоанн Лествичник и Мария Египетская зовут нас на подвиги. Сейчас, когда каждый из нас является, хотя и очень маленьким, но все-таки светочем в той тьме, которая нас объяла – надо помнить эти живые образы деятельного восхождения, которыми и заканчивает св. Церковь Великий пост.

Если вы шли через покаяние, через вопль: «Господи, помилуй мя падшего», через Православие и таинства, через озарение Фаворским Светом, через взятие своего креста, то, заканчивая этот путь, оглянитесь назад – как он пройден, что взяли вы в вашу душу из того, что предлагала каждому из нас св. Церковь.

Если же вы еще не начали своего покаяния, то не поздно еще начать его, ибо еще сегодня мы со святой Церковью будем петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Источник: «Друг друга тяготы носите…» : жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : в 2 кн. – Сост. Грушина А. — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2017. / Кн. 2. «Войдите во внутреннюю клеть…». Проповеди и беседы. — 522 с. / Неделя пятая Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 154-158 с. ISBN 978-5-7429-0500-4

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Стихи:

Дух отошёл, плоть же давно удалилась;
Мертвые кости Марии ныне, земля, сокрывай.

Cия, будучи двенадцати лет, оставила своих родителей и, удалившись в Александрию, жила блудной жизнью семнадцать лет. Затем, движимая любопытством, отправилась со многими другими паломниками в Иерусалим, чтобы попасть на праздник Воздвижения Честного Креста.

Там она предалась всякому виду бесчинства и непристойностям и многих увлекла в глубину погибели. Но, желая войти в церковь в день, когда воздвигали Крест, ощутила три и четыре раза некую невидимую силу, возбранявшую ей войти, тогда как бывшее с ней множество народа беспрепятственно входило. Пораженная от этого сердцем, она обещала, что изменит жизнь и умилостивит Бога покаянием. И так, направившись снова в церковь, беспрепятственно вошла в неё. Поклонившись же Честному Древу, в тот же день удалилась из Иерусалима, перешла Иордан, вошла в самую глубину пустыни и прожила в ней сорок семь лет жизнью самой суровой и превышающей возможности человека, наедине молясь Единому Богу. И уже к концу жизни, встретившись с неким отшельником, по имени Зосима, и рассказав ему свою жизнь от начала, попросила его, чтобы он принес ей Пречистые Тайны для причащения, – что тот и сделал на следующий год, в Великий Четверг. Годом же позже, придя снова, Зосима нашел её мертвой, простертой на земле и надпись близ неё, гласящую следующее: «Авва Зосима! Погреби здесь тело убогой Марии. Она умерла в тот день, в который причастилась Пречистых Таин. Молись за меня». Относится же смерть её к 308 году.

Память этой преподобной совершается 1 апреля, но установлена она и сегодня, так как приближается уже конец Великой Четыредесятницы, чтобы побудить к покаянию легкомысленных и грешных, примером для которых является празднуемая святая.

Добавить комментарий Отменить ответ

Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Ра́донежского, чудотворца (1392).

Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обре́тение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

Утр. –Мф., 43 зач., XI, 27–30.Лит. – Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Спасение вокруг нас

До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню. Для нас главное здесь в том, что она хотела победить свои страсти и, в конце концов, победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на то же. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь, нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим.

Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается… Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но, в конечном счете, цель у всех одна, и у монахов, и у мирян – это спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные.

Мы можем вдохновляться примером святого, но не можем копировать в точности его опыт. Так из жития Марии Египетской известно, что она причащалась всего два раза в жизни – перед уходом в пустыню, в монастыре на берегах реки Иордан, когда покаялась, и еще раз фактически в день своей кончины. Но этот пример для нас, современных христиан, конечно же, не показателен. Хотя сторонники редкого причащения могут его приводить как аргумент. Святая Мария желала причастия, но не имела такой возможности – в глубине Иорданской пустыни, где она подвизалась, не было ни храма, ни монастыря.

Читать еще:  День памяти преподобного Амвросия Оптинского

Современный человек, особенно живущий в России, где много храмов и монастырей, напротив должен использовать любую возможность, чтобы участвовать в жизни своего прихода, церковной общины и, в первую очередь, в ее евхаристической жизни. Причащаться раз в жизни, даже ориентируясь на пример святых, современному верующему не стоит. Мы знаем и другие примеры того, что многие пустынножители, в том числе преподобный Серафим Саровский, живя в уединении, по субботам и воскресеньям возвращались в свои обители, чтобы исповедоваться, причаститься и принять участие в совместной трапезе, бывшей продолжением Литургии.

А для того, чтобы погрузиться в духовный смысл пустынножительства святой, я бы очень советовал всем не пропускать мимо себя житие Марии Египетской. Оно читалось недавно на службе «стояние Марии Египетской» , на мой взгляд, одной из самых глубокомысленных и красивых служб Великого поста. Если по каким-либо причинам вы пропустили это богослужении, прочтите сами этот удивительный богословско-поэтический рассказ полностью.

Решиться и не отчаиваться

Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую, и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей — мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? Была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей, мы никогда не узнаем.

Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая — образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была вероятно — наверное! — в ней самой. Она почувствовала, что это область слишком святая, что личность Матери Божией слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.

Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что всё ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя всё зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом, она не пошла на исповедь; она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.

Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости.

Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на всё, на всё она была готова, ради того чтобы переменить жизнь. И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе.

Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце жизни она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не «куда-то» — в вечность.

Она многому может научить нас. Она может научить нас тому, что когда-то мы должны же осознать: та царственная область, куда мы входим так легко — Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, т.е. отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости — и мы могли бы последовать ее примеру.

Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, который составил целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам, словами великого канона Андрея Критского: Душа, может Бог прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная…

Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им. Аминь.

Читайте также:

Протоиерей Алексий Уминский

Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими?

Неделя 5-ая Великого Поста. О Преподобной Марии Египетской

Отцы, братия и сестры, в пятую неделю Великого Поста Святая Церковь празднует память Преподобной Марии Египетской. А еще в этом году праздник приходится по церковному календарю на 1 апреля — день ее блаженной кончины. Переходящий праздник совпал с днем ее памяти. В четверг мы слышали житие Преподобной, которое многие христиане хорошо знают. Но, каждый раз, слушая жизнеописание святой, не перестаешь удивляться тому необыкновенному чудесному преображению — как великая грешница становится великой святой. Святитель Игнатий пишет о таких необыкновенных людях: борьба и подвиг их были особенными событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению этих угодников Божиих; но самый подвиг остается неподражаемым.

Давайте присмотримся к Марии. Кем она была? По ее словам, оставив любящих ее родителей, она уже с юных лет предавалась порокам. Без родительского надзора возросла она в законченную порочную женщину — блудницу и пьяницу, искавшую радость в распутстве и винопитии. Причем такая жизнь ее совсем не тяготила — ей нравилась так жить. Особенных укоров совести, похоже, не ощущала. Да и страха Божия вовсе была чужда, потому как, даже в паломничестве, на пути во Святую Землю, она с упоением соблазняла на блуд многих паломников — людей, направлявшихся во Иерусалим на поклонение Честному и Животворящему Кресту. Склоняла на блуд не только взрослых блудников, но и молодых людей, возможно, даже непорочных. Представьте себе, скольких она соблазнила к осуждению своим поведением! Возможно, многие, глядя на ее разврат, посчитали ее исчадием ада, наследующей вечный огонь, впрочем, на тот момент оно так и было.

Братия и сестры, если и мы ищем истинного покаяния, ищем реального изменения своей жизни, нам нужно с подобной же силой возненавидеть свое греховное состояние. Насколько ты ненавидишь свой грех, настолько, в действительности, хочешь от него избавиться. Человек, который кается в грехе, но не имеет ненависти к нему, еще не вполне кается. «Ненависть ко грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную» (ПСТ т.1 «О любви к Богу») — пишет Святитель Игнатий. И еще: «Враждою твоею ко греху, столь ненавистному для Всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу». Отношением человека ко греху определяется и образ его жизни. Те христиане, кто возненавидел грех, кто не терпит даже малейшего зловония греха, идут путем спасения. Они идут узким путем, ведущим к Богу и Его Царству. Те, кто то оттолкнет грех от себя, то вновь приблизит его к себе — те идут по бездорожью, и куда они выйдут — неизвестно. Можно вернуться на спасительную путь непримиримой вражды с грехом, но можно и завернуть на широкую дорогу дружбы со грехом, ведущую в пагубу.

Читать еще:  Читая обе книги – Библию и Природу – в Овчарско-Кабларском ущелье

Как нам начать ненавидеть грех? Святитель Игнатий советует: «Душа знающая, что она обязана исповедать грехи свои, …этой самой мыслью, как бы уздой удерживается от повторения прежних согрешений; напротив того – не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются. Исповеданием грехов расторгается дружба с грехами… Если ты стяжал навык к грехам, учащай исповедь их… кто исповедует грехи свои, от того они отступают, потому что не терпят обличения и позора». И еще надо бояться коварства в отношениях с Богом, т.е. согрешать произвольно в надежде на будущее покаяние. Святитель пишет об этом: «Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели».

Святитель Игнатий говорит: «Для того чтобы изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в борении с помыслами и ощущениями…смиренной молитве, в частой исповеди. Когда святого Исаака Сирского спросили: «Что есть покаяние?» — он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное». Преподобная Мария, узрев глубину своего падения и возненавидев грех до смерти, получила такое сердце сразу, потому что и решимость имела до смерти; и потом всю жизнь несла необыкновенные скорби и лишения под стать великому дару. Нам же, немощным, нужно время и постоянное сокрушение духа — то есть мы должны запастись терпением и постоянством. Итак, чистое исповедание своих грехов, борение с греховными помыслами и ощущениями, смиренная молитва и сокрушение духа порождают в нас со временем ненависть ко греху, созидают в нас Божией силой «сердце сокрушенное и смиренное», без которого невозможно угодить Богу, – то, что преподобная Мария получила сразу и никогда уже не теряла.

Мы любим святую не только за ее великие подвиги, но и за то, что она, будучи одержима многими пороками, и благодатию Божиею освободившаяся от них, может посочувствовать и нам, утопающим во грехах и потерявшим всякую надежду на исправление. Несомненно верим, что она с любовию и сочувствием состраждет нам, блудникам, и внемлет нашим к ней молитвам. Да, дарует, ее молитвами, Господь и нам, так часто и тяжко грешащим, подобно ей некогда, хотя бы немного, от силы ее покаяния, желания чистоты и святости. Аминь!

В неделю Марии Египетской

В неделю преподобной Марии Египетской мы пристально вглядываемся в образ женщины, прошедшей путь от глубоко разврата до святости, и удивляемся ее силе и Божией помощи, поданной ей для исцеления от блудной страсти. Но современный человек уже не понимает этого. Зачем, — спрашивает он, — она так упорно боролась со своим совершенно естественным влечением? Что в нем плохого? Не убийца же была Мария, не крала чужого.

О последствиях блуда

«Как же ненормальны, как искажены наши понятия! Ведь давно доказано, что непременным результатом беспутных интимных контактов являются нарушения личности, психики и поведения. Разврат, прежде всего, отражается на складе человеческой души, которая теряет присущие ей от природы качества: ясность и остроту ума, проницательность, живость восприятия, радость сердца», пишет К. В. Зорин.

По мнению протоиерея Василия Зеньковского, добрачные и внебрачные связи «не могут не иметь тяжких последствий для нервно-психического и духовного здоровья человека». Они обедняют высшие чувства, сводят их исключительно к ощущению физической близости. Истощается, изнашивается организм, снижается потенция.

У блудников повреждаются нервные клетки. По меткому сравнению старца Паисия Святогорца, «был мозг, скажем, твердым, как сыр, потом становится жиже – как сметана, потом – как какая-нибудь простокваша, потом – как молоко, а если и дальше будут упорствовать в разврате, то станет совсем жидким, как вода».

Половая распущенность влечет более 30 заболеваний: венерические болезни, гепатит В и С, ВИЧ-инфекции. Женщине, имевшей более семи половых партнеров, пусть даже она и не заразилась какой-либо инфекцией, гинекологи сразу ставят диагноз хронического воспаления придатков. Отсюда риск внематочной беременности, бесплодия и иных хронических заболеваний. Конечно, цифра семь средняя – у кого-то организм чуть крепче.

Блуд опасен по многим причинам. Так, чужеродные микроорганизмы разрушают целостность слизистых оболочек мужских и женских мочеполовых органов. Тем самым в них создаются очаги поражения и ослабляется иммунитет. А сбои на уровне иммунной системы, особенно на фоне наследственной предрасположенности, запускают онкологические процессы. Ряд опухолей имеет инфекционно-генетическое происхождение. Их появление провоцируют венерические заболевания и воспалительные процессы. Вирусы некоторых типов герпеса и гепатита заносятся в организм половым путем и служат канцерогенными факторами. Они вызывают рак стенок кровеносных сосудов (саркому Калоши) и рака печени (до 80% случаев).

При первичном заражении матери герпесом половых органов резко возрастает вероятность преждевременных родов и гибели новорожденного. 50% родившихся детей наследуют признаки герпеса. У них чаще встречаются тяжелые неврологические отклонения, атрофия головного мозга, энцефалит, миокардит, гепатит.

Эпидемия иммунодефицита человека имеет колоссальные масштабы

Ежедневно в Москве заражаются 100 человек, 150 тысяч москвичей входят в группу риска (активно потребляют наркотики), а 15% проституток ВИЧ-инфицированы. Симпатичные, а, с виду здоровые люди вполне могут оказаться носителями смертоносной инфекции.

Подчеркнем: ни один из видов контрацепции стопроцентно не защищает от сдвигов в составе микрофлоры и от заражения заболеваниями, передающимися половым путем.

Так современная медицина убеждает нас в правоте библейской истины: «Дом ее (блудницы) ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни… Бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Притч. 2, 18-19; 3, 7-8)

Помощники в борьбе с блудной страстью

Удивительное житие Марии Египетской, величайший человек. Сильнейший труд претерплен ею. Теперь она сильна, и нам искушаемым может помочь.

Много таких святых, которые помогают от блудной страсти. И мы прибегаем к ним, чтобы исцелиться. Когда собачка или кошка бежит к травке, чтобы пожевать ее, то сначала нюхает ее и жует только ту, которая подходит, и выздоравливает от той или иной болезни. И мы с вами нюхаем воздух Святой Церкви и ищем себе целебную «травку». Лекарства чтобы исцелиться от злопамятства, от обидчивости, от празднословия, от болтовни, от жадности от лени, от блуда, от всего на свете. От всего этого надо исцеляться. Нельзя человеку в Рай войти со всем этим. Как сказано в Откровении Иоанна Богослова «Ничто скверное в Небесный Иерусалим войти не может» (Откр. 21:27).

Бог не отвергает грешника

Протоиерей Андрей Ткачев говорит, что житие Марии Египетской вселяет в нас невероятную надежду, что если и мы, при всех наших грехах, от всего сердца обратимся к Нему, Он нас не отвергнет и протянет руку.

Сегодня еще много таких Марий, которые не покаялись, и мало Марий которые покаялись. Житие Святой Марии Египетской и другие жития святых, которые показывают великие подвиги нельзя придумать. Вот если бы я поднапрягся и захотел бы что-то такое придумать, я бы даже на ноготь не придумал, не хватило бы фантазии. Жизнь всегда она более фантастичная, чем все, что мы можем придумать о жизни.

Вспоминая житие Марии Египетской, прославим Бога, за то, что он не отвергает грешника. Вы часто, когда каетесь, говорите, страшно грешны в том и в том, говорит отец Андрей. А в кондаке преподобной Марии поется: «Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися…». Она была блудом как бочка меда переполнена, а покаянием очистилась, и нас всех зовет, чтобы очистились. У нас не получается, мы что-то изображаем – это жалкое подобие, но мы будем стараться. Будем стараться не гордиться, терпеть, плакать и менять свои мысли. Главное не живот подсушить во время поста, а главное мысли поменять, с которыми тяжелее всего бороться.

Нужно человеку очиститься от грехов, стать сыном и дочерью, наследником Небесного Царства. Сердечно вам этого желаю. И не имею ни малейшего сомнения, что преподобная Мария слышит нас. Она как любой святой хорошо знает всех тех, кто любит ее и благодарит ее и помнит о ней. И она без сомнения будет нам помощница.

Преподобная Мати Мария помогай нам и моли Бога о нас.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector