0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О буре в Крестовоздвиженском монастыре (США)

О буре в Крестовоздвиженском монастыре (США)

Беседа с иеромонахом Гавриилом (Хутеном)

Снежная буря, обрушившаяся на южные и юго-восточные штаты США и повлекшая за собой несколько десятков смертей, а также отключения тепла и света в миллионах домов, нанесла серьезный урон одному из крупнейших монастырей Русской Зарубежной Церкви – Крестовоздвиженской обители в Западной Вирджинии. К счастью, никто из монахов не пострадал, но постройкам, в том числе и церкви, причинен серьезный урон.

О том, что случилось и как монастырь выходит из кризиса, в интервью Pravoslvaie.Ru рассказал его благочинный иеромонах Гавриил (Хутен).

– Отец Гавриил, расскажите о Крестовоздвиженском монастыре, чтобы читателям за пределами США стало понятно, насколько он важен для Русской Зарубежной Церкви.

– Я думаю, это крупнейший в мире мужской монастырь в составе Русской Зарубежной Церкви, где службы ведутся на английском языке. Конечно, он не идет ни в какое сравнение с русскими монастырями, где живут сотни монахов.

Наша обитель была основана в 1986 году в Сент-Луисе (штат Миссури), а в 2000-м переехала в Западную Вирджинию, поскольку прежнего места уже не хватало. Сейчас она достаточно быстро растет. Например, когда я впервые приехал сюда в 2008 году, здесь было только 12 монахов. В 2010-м, когда я был принят в братию, здесь подвизались уже 18 подвижников, сейчас их насчитывается 27 или 28. У нас нет места для того, чтобы принимать новых членов общины, вот почему мы строим новые помещения.

Упавшие деревья повредили крышу над алтарем и разбили минивэн

– Отец Гавриил, как обстоят дела сейчас, спустя две недели после бури?

– Слава Богу, все в порядке, уже потеплело. Недели полторы стоял мороз, сейчас его нет хотя бы днем. Слава Богу, никто не пострадал, все здоровы. Все нормально, мы теперь можем ездить в соседний городок Уэйн за продуктами и прочими вещами. Правда, уже почти две недели нет электричества, отопления, интернета и телефонной связи. Но слава Богу, мы все в порядке. Мы знаем, что Господь заботится о нашем спасении. И мы очень благодарны тому огромному количеству людей, которые молятся о нас.

– Что же произошло?

Дерево упало на церковь, пробило крышу как раз над Престолом

– Снежный шторм начался вечером в праздник Сретения Господня. Слава Богу, нам удалось провести утреннюю Литургию. Такие бураны случаются в нашем штате время от времени, но бывают значительно менее серьезными. В этот раз толщина льда была больше сантиметра, деревья просто не выдерживали такого веса и падали. А так как монастырь расположен в лесистой местности, деревьев у нас много. Они разрушили несколько зданий, полностью разбит монастырский минивэн, оборваны электропровода.

Два дерева упали на здания, одно из них – на церковь, прямо над святым алтарем. Оно пробило крышу и потолок как раз над Престолом. Пока мы еще не знаем, насколько там все серьезно, потому что не можем пройти туда по соображениям безопасности.

Один из наших прихожан в городе имеет собственный кровельный бизнес. Надеемся, вскоре он сможет приехать и оценить все повреждения.

Ремонт обойдется минимум в 30 тысяч долларов

– У вас есть представление, во что обойдется восстановление монастыря? И как вы предполагаете искать необходимые средства?

– Сейчас очень трудно назвать конкретную сумму. Ремонт как таковой обойдется как минимум в 30 тысяч долларов. Но эта сумма может оказаться намного выше: как я уже говорил, мы пока не смогли определить масштаб всех разрушений, неизвестно, насколько повреждены крыши, есть ли внутренние повреждения. Кроме того, мы пока не знаем, во сколько обойдется приостановка нашей деятельности, так как у нас еще нет ни электричества, ни интернета, чтобы мы могли получать заказы. Кроме того, если Господь поможет нам получить деньги, мы какое-то количество должны будем направить на приобретение нового оборудования, может быть, более качественных генераторов, чтобы быть лучше подготовленными к подобным ситуациям в будущем.

Но сейчас наша главная задача – чтобы монахи были в безопасности и тепле, чтобы людям было что есть, чтобы можно было проводить богослужения.

Конечно, мы обратились с просьбами о помощи через наши рассылки и сайт. Насколько я знаю, фонд помощи РПЦЗ обсуждает ситуацию, и надеюсь, сможет оказать посильную поддержку.

Без интернета мы не можем зарабатывать на жизнь

– А каковы перспективы восстановления энергоснабжения?

– Есть надежда, что это произойдет в выходные или в начале следующей недели, но мы точно этого не знаем. Дело в том, что наш монастырь находится в уединенном месте, на самом краю одной из наиболее удаленных линий электропередачи. Отключения света у нас случаются раз или два в месяц, но обычно все восстанавливается за день или два.

Однако даже если свет дадут сейчас, интернета, возможно, не будет еще долго, и это очень сказывается на нас. Мы ведь стараемся, по возможности, сами зарабатывать на монастырь, делаем ладан, свечи и мыло из козьего молока. Все это мы продаем через интернет, поскольку многие люди просто не могут к нам приехать лично. Так что восстановить нормальную деятельность в этом направлении нам удастся, возможно, только через несколько недель. Но слава Богу, мы теперь можем снова проводить богослужения.

– Как это все повлияло на монастырскую жизнь?

– В первые дни нам пришлось существенно ограничить свою обычную деятельность, мы занимались ремонтом и разбором завалов. Безусловно, мы совершали богослужения, хотя и по минимуму. На этой неделе нам удалось вернуться к более или менее нормальному графику служения.

Но, пожалуй, главная сложность на данный момент заключается в том, что братьям приходится часто отлучаться в город за самым необходимым. Это довольно далеко – около часа езды на машине – и мешает монахам, которым надлежит жить в затворе.

Молитвы и помощь со всего мира вдохновляли нас

– Я слышал, что монахам пришлось спать всем в одной комнате несколько ночей. Это действительно так?

– На самом деле в нескольких комнатах. Дело в том, что несколько отдельных келий, где живут братья, оборудованы печками, которыми можно было отапливать помещения. Но в братском корпусе и других общих помещениях такого нет, в холодное время года мы полагаемся на генераторы. Однако на сей раз, после того, как электричества не было несколько дней, четыре генератора вышли из строя, еще четыре, работавшие на природном газе, отключились. Во всем штате так много народу были вынуждены использовать газ для отопления, что его просто не хватило. Поэтому нам пришлось собраться всем вместе в двух или трех комнатах и пользоваться керосиновыми обогревателями.

– Как вы переживаете нынешнее бедствие?

– Я не стану говорить, что все прошло легко, особенно в первые дни, когда положение было самым серьезным. Было трудно, но мы знаем, что Божественное Провидение есть во всем, что Господь попустил это, пытаясь нам помочь в нашей духовной жизни. Мы старались перенести это испытание с терпением и благодарностью, насколько это возможно. Конечно, будучи грешными людьми, мы не всегда делали это хорошо.

Но нам было очень важно видеть, что сотни верующих не только из разных частей США, но и со всего мира перечисляли нам средства, молились о нас, мы чувствовали любовь огромного числа людей. Это очень вдохновляло нас в столь сложное время. Мы чувствовали, что по-прежнему соединены с Церковью и едины во Христе с таким большим количеством людей по всему миру, что они с нами в своих молитвах и помогают нам.

Читать еще:  Надо воспитывать не лидеров, а героев

Крестовоздвиженский монастырь – крупнейшая мужская обитель в составе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в которой службы ведутся только на английском языке. Ее насельниками в большинстве своем являются молодые американцы, пришедшие в Православие из других христианских деноминаций.

Монастырь был основан в штате Миссури осенью 1986 года 27-летним иеромонахом Каллистом (Пазалосом), который стал его первым настоятелем. После его кончины в 1992 году обитель вошла в состав Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) и стала его подворьем.

Со временем монастырь значительно разросся, количество монахов удвоилось, и для обители потребовалось новое место, поскольку все имевшиеся помещения уже были заняты.

В 2000 году семья православных прихожан Мориса и Надежды Силл пожертвовала участок земли в горах в штате Западная Вирджиния, где и началось новое строительство. Переезд, совершившийся 25 мая, благословил тогдашний настоятель Джорданвилльской лавры архиепископ Лавр (Шкурла), ставший впоследствии Первоиерархом РПЦЗ.

Примечательно, что новая волна роста началась в 2008 году вскоре после того, как монастырь посетила Порт-Артурская икона Божией Матери, которая приезжала тогда в США из России.

Спустя год Крестовоздвиженский монастырь вновь обрел самостоятельность, а его настоятелем был назначен епископ Мэйфильдский Георгий (Шейфер), который ныне занимает Канберрскую кафедру и является викарием Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ.

Сейчас настоятелем монастыря является архимандрит Серафим (Вопел), который в свое время был крещен в Православие отцом Каллистом. Позднее батюшка три года провел в монастыре другой православной деноминации в Бостоне, но решил вернуться в лоно Русской Зарубежной Церкви и поступил в Крестовоздвиженскую обитель.

Покровителем монастыря является святой целитель Пантелеимон, которому братия служит особые молебны.

В настоящее время монастырь считается одним из наиболее быстро растущих в США. Монахи занимаются сразу несколькими строительными проектами, включая обустройство нового храма и келий для принятия будущих подвижников.

Обитель неоднократно подвергалась ударам стихии, но всякий раз восставала, словно Феникс из пепла. В 2003 году сгорела монастырская гостиница, а десять лет спустя огонь уничтожил Богородице-Рождественский скит и свечной завод. В обоих случаях эти бедствия служили отправной точкой для начала нового строительства.

Американский по форме, монастырь является русским по духу. Монахи здесь – американцы, но они строго соблюдают русские духовные традиции. Естественно, все песнопения исполняются по-английски, но традиционным русским распевом. Благовония, производство которых является одной из основных статей дохода обители, создаются по древним афонским традициям.

Но, пожалуй, самое главное в том, что монастырь несет важнейшую просветительскую миссию. В паломничество сюда приезжают сотни американцев со всего Восточного побережья США, которые знакомятся здесь с Православием и получают духовное окормление.

Вы можете помочь Крестовоздвиженскому монастырю восстановиться после снежной бури, переведя посильное пожертвование через сайт монастыря https://www.holycross.org/products/general-donation или напрямую банковским переводом.

Банковские реквизиты Крестовоздвиженского монастыря:

  • Банк Chase
  • Номер счета 807938118
  • SWIFT Code: CHASUS33
  • Получатель: Holy Cross Monastery, Inc.
  • Адрес: 505 Holy Cross Road, Wayne, WV 25570

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА В АМЕРИКЕ

«К нам пришла Порт-Артурская икона… и все начало меняться,» — сказал в проповеди настоятель Крестовоздвиженского монастыря (Зап.Вирджиния, США) архимандрит Серафим на празднике в честь монастырской святыни — Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, привезенной в Америку из Владивостока в 2006 году.

Проповедь архимандрита Серафима о Порт-Артурской иконе в Крестовоздвиженском монастыре в Зап.Вирджинии, США

+ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Как нам величать Тебя, о Благодатная?» Наша Помощница, наша Заступница, наше Утешение, наша Радость, наше Руководительница, наша Мать! Четырнадцать лет назад в этот день, девять монахов и одна монахиня приехали на это место, чтобы начать грандиозную задачу: построить монастырь из ничего. Здесь было только одно здание, и это был дом наших благодетелей, поэтому предстояло построить многочисленные кельи для монахов, церковь и мастерские, трапезную.

Здесь не было инфраструктуры. Всю питьевую воду приходилось привозить в грузовике несколько раз в неделю. Переполненный септик вытекал на газон и регулярно электричество выходило из строя. Это было время испытаний и борьбы за нашу небольшую монашескую общину.

Но мы росли. Постепенно необходимые здания были построены, часто наспех и из недорогих материалов. Шли годы, община начала медленно расти, мужчины стали присоединяться к монашескому подвигу здесь, в Западной Вирджинии. Нас стало двенадцать человек, но в течение нескольких лет община не росла.

Но в 2008-м году к нам пришла святая Порт-Артурская икона Торжества Божией Матери… и все начало меняться. Мы построили киот для этой святой иконы в притворе нашей маленькой церкви, перед ней зажги неугасаемую лампаду, монахи стали почитать икону и прикладываться к ней, когда входили в церковь, свежие цветы всегда украшали икону как наше благодарственное жертвоприношение.

Много благословений получили мы за это время, больше людей стали присоединяться к нам в монашеской жизни, так, что нам стало тесно и пришлось начать новое строительство, чтобы разместить всех кандидатов. Епископ Георгий поселился здесь, также бесчисленное количество паломников и посетителей, ищущих убежище от больного и безбожного общества, стали посещать монастырь.

Святая икона заняла важное место при входе в храм. Пресвятая Богородица предстоит, воздев перед собой руки, приветствуя каждого монаха и каждого паломника, входящего в храм, ищущего убежища от тягот жизни. Как курица-наседка, раскинув крылья собирает своих цыплят, так Она собирает всех нас, Её детей под Свое покровительство. И именно поэтому Она пришла сюда, посредством Своего святого образа, принять нас под Свое покровительство и представить пред ликом Христа.

С благодарностью и любовью в нашем сердце мы все поклоняемся Её святой иконе всякий раз, когда мы переступаем порог нашего храма, умоляя Её: «прими меня под свою защиту, Владычице, и приведи меня ко Христу». Случайностей не бывает, Её икона стоит здесь посреди нас с определенной целью, чтобы защитить нас, чтобы явить нам Христа, чтобы утешить нас и поддержать нас в эти темные времена, когда многие так называемые христианские страны отпадают от веры, везде слухи о войне; разгул секуляризма и стремление к земным благам могут соперничать только с расширением Ислама. Истинная христианская вера и нравственность подвергаются нападению по всему миру.

Читать еще:  Исполнилось 60 лет со дня смерти архиепископа Серафима (Соболева)

И кажется нам, что Божия Матерь желает, чтобы Её иконы находились везде, где православные христиане подвергаются гонениям, чтобы даровать им победу. Это видно из истории иконы, когда, во время сражения в Порт-Артуре, Богородица приказала доставить Её образ в эту крепость, чтобы защитить Православное воинство и даровать ему победу. Икона является туда, где православные христиане подвергаются нападению со стороны противника. И она явилась сюда, в этот небольшой, скромный американский монастырь в горах Западной Вирджинии.

Возможно, этот святой образ находится здесь потому, что, в самый разгар процветания роскоши и светскости нашей страны, небольшая бедная группа монахов собрались вместе, чтобы каяться, чтобы попытаться остановить волну, все более накрывающую наше безбожное общество. Возможно, она здесь, чтобы укрепить нас в нашей борьбе с врагом и для успокоения паломников, которые стекаются сюда в поисках прибежища и руководства. Возможно, если мы будем молиться ей и почитать ее, тьма в нашей стране и мире будет уменьшаться, возможно даже тьма внутри нас будут сокращаться, и наши очерствевшие сердца начнут заживать и наполнятся теплой верой и любовью.

Так давайте же почтим Ту, Кто снизошла быть среди нас, давайте воспевать хвалы перед Её святой иконой и умолять ее: «О, превысшая ангелов, вознеси нас выше заблудшего мира сего»! Аминь.

Современное состояние [ править ]

Постепенно возрождается монашеская жизнь. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и «на гастролях» — то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде — глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает «землю сердца своего», удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа.

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни «земных Ангелов — небесных человеков» — монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

МОНИТОРИНГ СМИ: Нас обманули по-крупному, украв нашу жизнь. И снова немного о лице современных монастырей РПЦ МП

В июле этого года на сайте Проза.ру появилась первая часть книги «Повесть о черных душеедах, записки инокини». Бывшая монахиня, в миру Надежда (в тексте не раз появляется это имя), опубликовала свои записки под псевдонимом Эмилия Лионская. У повести две части, вторая вышла 10 сентября. Пока у записок около полутора тысяч читателей. Между тем, несмотря на некоторую сбивчивость и стилистические несовершенства, это интереснейший документ, достойный прочтения всех, кто интересуется происходящим в современных монастырях.

Повесть предваряется предупреждением, что она рассчитана «на узкий круг лиц, интересующихся реальной жизнью монастырей. Не рекомендуется для прочтения людям с неустойчивой психикой, находящимся в стадии неофитства и воцерковления, а также лицам, не достигшим совершеннолетия».

Уже в предисловии автор заявляет: «Сегодняшнее лицо Церкви — это маска на потребу дня и нечистоплотный бизнес. Это елейное лицо продавца перед покупателем». Записки «бывшей» подробно раскрывают этот тезис.

Дочь русской студентки и иракского аспиранта окончила посольскую школу в Ливии, до этого воспитывалась в России в основном бабушкой, любящей верующей женщиной. В послесловии Эмилия (будем называть ее так, ведь, возможно, Надежда — тоже не настоящее имя автора) пишет, что «не потеряла веру в Бога только потому, что изначально обрела ее не в Церкви, а будучи очень далеко от нее, в мусульманской стране, в духовной пустыне».

В 1998 семья вернулась в Россию, чтобы Эмилия и ее сестра получили бесплатное высшее образование. Автор окончила химико-технологический факультет Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, в студенческие годы вместе с сестрой приняла крещение, пела на клиросе. А потом попала на крючок к некоему о. Валерию, служившему в селе Юсупово, а потом в Деденево — «старцу» 1954 года рождения с бэкграундом звукорежиссера театра «Ромэн». Этот деятель, ныне уже покойный (погиб в автоаварии), гордился тем, что крестил людей голыми без различия пола, признавал только знаменный распев и занимался отчитками.

В 2001 году девушка стала постоянно ездить во Влахернский женский монастырь, которому было отдано здание бывшего санатория, и где было «очень уныло, запущено и страшно», духовником монастыря был о. В. А в 2002, после окончания института, Эмилия уехала в монастырь жить.

Автор подробно рассказывает о жизни на подворье монастыря в Ново-Карцево, и откровением для тех, кто читал книгу Марии Кикоть, это не станет: тяжелая физическая работа, невозможность нормального сна, отсутствие адекватного лечения, полное пренебрежение к нуждам и потребностям насельниц, подавление воли — но детали, которые спустя много лет вспоминает автор, портреты знакомых монахинь, послушниц, священников — богатый материал для антропологов, социологов и этнографов.

Читать еще:  «Рано говорить, что в людях иссякла любовь»

В Записках описываются скитания по монастырям — печально знаменитый Малоярославецкий женский монастырь («этот ужасный монастырь с его дичайшими порядками извeл нас за пятьдесят дней до нервного истощения»); жизнь общиной в тех же тяжелых трудах при храме некоего благочинного о. Михаила, куда отправил ее и еще нескольких сестер о. В.; мужской Болдинский монастырь, где сестры жили неофициально в домике на территории обители; жизнь при храме в Дорогобуже, с бездомными, которым надо было давать работу т кормить, злой овчаркой и крысами; обучение иконописи в Болдинском монастыре, травля, самолечение амитриптилином; намекающее на нетрадиционную ориентацию поведение настоятеля Болдинского монастыря, имя которого в тексте появляется лишь один раз, а часть фамилии зашифрована звездочками (. )

Постригли автора в иночество (монашество) в сентябре 2008 или 2009 года (год не назван, можно только догадываться).

Читателей «Ахиллы» не удивишь историями самодурства церковных начальников, монашескими лавстори с итоговым суицидом, драками в алтаре и голубыми архимандритами-манипуляторами, разрушающими браки ради заманивания мужчин в монастырь. Читая повесть, к сожалению, не испытываешь уже шока от фактов, рассказанных бывшей монахиней.

Что не перестает — нет, наверно, уже не поражать, а угнетать — это удивительная зависимость попавшей в монастырь девушки от всего того нездорового, с чем она сталкивается. По стилю изложения, подробности этих мемуаров, мы понимаем, что автор умна, талантлива, отзывчива, проницательна, и не сейчас она стала такой, а была такой и тогда, когда была в монастыре — иначе просто не могла бы помнить столько деталей. Вот она пишет: «В этом весь смысл их извращенной жизни, сначала приручить, закодировать на всю жизнь, сделать рабом, потом выгнать и ловить кайф, когда ты не сможешь без них, будешь проситься обратно. У этих людей всe есть, деньги, все земные блага, а подчиненные — их главные игрушки. У отца А нет совести и сострадания. Люди видят харизматичного благостного старца, но это только внешность. Души у него нет, он очень жесток. Он будет кормить птичек и котят, а потом выгонит из монастыря сироту, которая много лет трудилась на кухне, на коровнике, на колокольне, на клиросе, и много еще где. И которой некуда идти».

И такие пассажи попадаются не один раз. Но словно какая-то страшная сила держит человека на привязи там, где ему плохо. Хотя, наверно, никакой загадки нет: «Потому что как зеки, просидевшие на зоне много лет, боятся воли, так и мы боялись оказаться одни. Мы уже одичали. Нас выдавали поведение, речь, манеры. У нас не было ни гроша за душой».

Пару маленьких отрывков все же приведу с небольшими сокращениями, для иллюстрации.

«День рождения у отца Петра был 14 июля. Ему исполнялось в этом году 34 года. Отец Герасим за два дня до этого пек просфоры. И пришла в его глупую извращенную голову мысль испечь мужской детородный орган и подарить его отцу Петру. Отец А. идею поддержал! Все очень ржали и радовались, какая будет реакция у отца Петра. Отец Симеон, братский повар, предложил украсить выпечку укропом и сгущенным молоком. Когда попытались вручить эту выпечку, отец Петр очень распсиховался и набросился на отца Герасима то ли с кастрюлей, то ли с крышкой.

Они ржали до потери пульса, радуя бесов. Это все на кухне видела повариха Лидия Николаевна. Потом она рассказывала нам, и ее трясло, хотя она за много лет ко всему среди них привыкла. Отец А. тоже подтвердил, что испекли. При этом хихикал как малолетний. Я спросила, куда ж они его выкинули. Батя ответил, что палку скормили голубям, а две саечки батя съел на пару с Рыжим.

В Болдине монастыре мужской детородный орган был чем-то вроде древнего культа, как у жителей Помпеи. Это было жутко. Они не стеснялись никогда об нем говорить, меряться им в бане. Обсуждать в мастерской при сестрах и Любови Петровне вопросы особенностей интимной анатомии братьев».

«Отношение к женщинам здесь принимало чудовищные извращенные формы. Батюшка доказывал свою многолетнюю теорию, что женщины — это не люди. Курица не птица, женщина не человек.

Я говорила, что мы образ Божий. А он противился, что мужчины — образ Божий, женщины — нет. У меня складывалось впечатление от его ереси, что пропуск в рай — это мужской детородный орган. Голова закипала, уши сворачивались в трубочку. Я ему говорила, что Бог творил от простого к сложному. И животные старше Адама. Но Адам же выше них по иерархии. Адам был из земли, а Ева из плоти. Он начинал орать и побеждать меня силой голоса.

Каждый год на Усекновение главы Иоанна Предтечи братия читали с упоением „Слово Иоанна Златоуста“, посвященное злым женщинам. Это был почти гимн Болдинского монастыря.

Это Слово отец А любил больше всего, и всякий раз с наслаждением братья слушали это слово на трапезе 11 сентября. В этот день 11 сентября отца А рукоположили в иеромонаха в 1978 году. Женщины его всегда очень любили, кто-то даже ставил его фото в иконостас и зажигал перед ним лампаду. Одна богатая и очень статусная женщина стала целовать батины ноги, пока он лежал в кровати, и вытирать своими волосами, как Евангельская блудница. Батя сам об этом рассказывал, и ему такое поклонение было очень приятно. Храмы он строил в основном на деньги женщин. Женщины никогда не верили в непорядочность отца А, они его обожали и боготворили. Он был очень избалован женским вниманием. Но в душе их презирал».

К чести автора надо сказать, что она не стремится умолчать о том, что могло бы ее скомпрометировать, честно упоминает, как обматерила доставшего ее инока, как шла навстречу уговорам настоятеля и принимала участие в попойках.

Путь Эмилии к выходу из монастыря был долгим. Сначала только мысли о том, что, если бы выгнали, было бы все равно, потом она дерзает спорить с настоятелем, начинает разрешать себе обижаться на несправедливости, осуждать дикие порядки в монастыре, неприличное поведение настоятеля и братии. В один прекрасный день произошел взрыв: «Вся моя любовь, всe терпение и всепрощение, накопленные за эти годы, вдруг исчезли в один миг. Я поняла, что не смогу больше здесь жить и видеть этого человека. Он мне вдруг опротивел».

Завершается книга, состоящая из 165 коротких эпизодов-воспоминаний, анализом бывшего духовника по книге канадского психолога Роберта Хаэра «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов» и послесловием, в котором автор сообщает, что уже 6 лет живет в миру. «Мы пришли в монастырь лучше, чем стали в конце, — с горечью пишет бывшая монахиня. — Страсти заразительны. Ты учишься у других завидовать, орать, капризничать, жадничать и так далее до бесконечности». И в другом месте:

«Парадокс, но я не потеряла веру в Бога только потому, что изначально обрела ее не в Церкви, а будучи очень далеко от нее, в мусульманской стране, в духовной пустыне. Чем мы так насолили РПЦ, я до сих пор не пойму. Нас простил наш древний мусульманский род, восходящий корнями к пророку Мухаммеду. Нас благословили, умирая, иракские дедушка с бабушкой и велели отцу простить нас. И он принял нас всех. А наши братья и сестры во Христе и поныне желают нам всяческого зла. Это ли настоящее христианство?! Отец А желал нам вдогонку разбиться на машине, сломать позвоночник, остаться лежачими на всю жизнь.

Но остается чувство, что нас обманули по-крупному, украв нашу жизнь».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector