2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В канун праздника Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Православная Жизнь

В наш суетный век подвиг служения схиархимандрита Иеремии (Алехина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, являет собой редкий, но яркий пример унаследованного через духовную преемственность от святых его предшественников.

Отличительной чертой духовного облика отца Иеремии является добродетель не помнить и не видеть зла, и за все благодарить Богаза все благодарить Бога.

Образ отца-игумена делает притягательным не только благообразный старческий вид, но, прежде всего, его глубокая духовная рассудительность, светлый ум, отеческое участие и забота, простота и доступность в общении.

Но главное качество старца Иеремии – благодатная сила его молитвы и слова. Хотя многие молятся и молятся часто, но не все бывают услышаны. Отец-Игумен – один из тех немногих, чьи молитвы слышит Господь и отвечает на них. Он не оратор, не проповедник, но слово его исполнено такой необычайной духовной силы, которая сокрушает любое черствое сердце и делает его вместительным для благодати, которую он почерпает из сокровищницы своей души, закаленной многолетним подвигом самоотвержения, смирения и послушания.

У старца Иеремии нет цельных, законченных проповедей и слов. Но много наставлений, сказанных братии при разных обстоятельствах.

В наставлениях братии отец Иеремия всегда делает акцент на благодарности Богу, на Евангельскую любовь друг ко другу, на самопринуждение и постоянство в подвиге.

Предлагаем читателям портала «Русский Афон» некоторые из поучений 100-летнего игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина):

О благодарности

По словам старца-игумена Иеремии, благодарность – есть величайшая добродетель. «Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь ко стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и даже не превознесется над ним, она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же».

О любви и послушании

«Любовь не может быть без подвига, без самопожертвования. Поэтому хотел бы напомнить, в чем прежде всего выражается любовь. Если ты любишь брата, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; не завидуй ему, когда видишь, что в чем-то он превосходит тебя; потерпи его немощи и снизойди к его недостаткам; не наноси ему вреда празднословием, смехотворством, или осуждением кого-то. Если ты любишь монастырь и своих наставников и начальников – то окажи послушание, отложи свою волю, пожертвуй собственным «я». В этом заключается истинная любовь. Послушание, о котором святые отцы говорят, что оно выше всех других добродетелей, это и есть любовь, являемая в нашем произволении и деятельности. Как грех есть порождение страсти, так послушание – есть порождение любви. Кто любит, тот всегда послушен, жертвует своей волей, своим мнением и своей выгодой во имя сыновней и братской любви во Христе. А кто не слушается, тот любит только собственное «я», свои страстную и падшую волю, и руководствуется своим искаженным страстями мнением. Послушание – это повседневное самопожертвование и самый большой подвиг. Если оскудеет взаимное послушание – тогда не будет подвига в нашей жизни, тогда оскудеет любовь.

«Да будет между вами любовь,» – говорит Господь. Просто слово Господне, но как исполнить его? Что есть любовь и как узнать любишь ли ты по добродетели или по страсти? Если хочешь научиться истинной духовной любви во Христе, прежде всего приучи себя быть нескорым на празднословие и шутки; если не спросят тебя, сам не вступай первым в беседу, особенно со старшими; если же заговорят с тобой – отвечай с радушием, но кратко. Приучи себя не противоречить, не спорить, не настаивать на своем. Не спеши говорить «нет», когда просят тебя оказать послушание или просто помощь».

О Богопознании

«Богопознание безгранично, – отмечает о. Иеремия, – и каждый простирается в него настолько, насколько удаляется от мира, от утех земных, от суеты, тления, тщеты и праздности. Но и с другой стороны, никто не может отвергнуть мир и прелесть его, если не привлечет его прежде любовь Божия. Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего – то есть от совокупности страстей. По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, 10). Град Иерусалим – это ум человека, а сердце – престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу – свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом – счастье человека».

О духовной жизни и стяжании благодати

«Жизнь каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтение определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно исправляя в соответствии с Евангелием мысли, чувства и желания, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати».

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. С помощью благодати непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, говорит преп. Ефрем Сирин, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, «се Царствие Божие внутрь тебя есть (ср.: Лк. 17, 20-21)». Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества.

Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами православной духовности».

О внимании к богослужению

«Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смысла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слово, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познает молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей, и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное Слушание богослужение не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святого».

О молитве

Господь создал человека и поэтому вся мысль человека должна быть в Боге. Все земное отложи, всю суету и попечение, чтобы ничто тобой не обладало, и всю мысль, все чувства возведи к Богу. Бог Твое прибежище, Бог твой помощник и сила. Бог твой собеседник и твой Отец. К Нему единому прибегай часто и усердно, и с Ним собеседуй в уединенной молитве. Страшно подумать: святые отцы призывают молящегося христианина уподобиться херувимам, которые непрестанно взирают к Богу и славословят Его. Око – есть символ ума. Сия же ангельская природа не случайно названа в Священном Писании многоочитой, но по причине преизбытка молитвенного внимания. Херувим пребывает в непрестанном духовном созерцании и ведении божественных тайн. Вот, к какому образу молитвы призваны мы, братие, особенно – во время предстояния на Божественной Литургии.

Читать еще:  Путеводитель (2020, Свято-Успенский Псково-Перерский монастырь)

О грехе, покаянии и монашеском постриге

«Страсть порабощает волю человека, с насилием отвращает ум его от Бога и устремляет ко греху. Ум под действием страстей теряет божественное просвещение и помрачается суетными и нечистыми помышлениями, вместо того, чтобы приносить Богу чистую жертву хваления и благодарения. Дух человека, уязвленного грехом, перестает внимать Богу и умирает для духовной жизни, если рана не будет очищена покаянием. Грех и страсть лишают душу дерзновения предстоять Богу в чистой молитве. Грех ранит и уязвляет и душу, так, что нередко и после покаяния душа ощущает болезненность этих ран. Благодать же, когда приходит, утешает, обновляет, просвещает и радует душу, так что она не помнит более о последствиях содеянных прегрешений. Таинство покаяния – это купель, омывающая душу и возвращающая благодать крещения, которая теряется из-за греха. Душа, имеющая опыт духовной жизни, чувствует и знает, что Господь простил ей грехи в таинстве покаяния. Постриг в монашество является одной из форм покаяния. Вступая в монашеский чин, мы каемся за всю свою жизнь, за все прежде содеянные грехи, и остригаем власы, как некогда остригали их в таинстве крещения; как при крещении, в монашеском постриге мы отрицаемся диавола и всех дел его, и сочетаемся Христу. И Господь в этом таинстве покаяния обновляет кающемуся постриженнику благодать крещения, знамением чего является пение крещального песнопения: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, аллилуия.» Таинство крещения невозможно повторить, оно совершается лишь однажды. Но по милости Своей, Господь даровал нам возможность обновлять покаянием благодать крещения, и возвращаться к утраченному из-за грехов и страстей дерзновению предстоять Богу в молитве».

О мобильных телефонах и интернете

Монах, променявший четки на телефон, икону на экран компьютера, а созерцание божественных тайн на интернет – заблудил от пути ко спасению.

О событиях на Украине

Однажды братия задали вопрос о. Иеремию о происходящем на Украине. О. Игумен так ответил на этот вопрос: «Преп. Силуан Афонский был современником революции и гражданской войны в России. Естественно, эти события не могли не тревожить тогда русских святогорцев. Как-то раз преподобный оказался в среде иноков, живо обсуждавших зверства большевистского террора. Поговорив довольно, они обратились и к старцу Силуану: «Что же ты отче ничего не скажешь? Что ты думаешь об этом?» Помолчав немного, старец ответил: «Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше Отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу этого остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть, и молиться. » Мне нечего добавить к этим мудрым словам нашего старца Силуана».

О прощении и милосердии

«Отпустить ближнему его прегрешения – есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко не согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения – от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти.

Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает – тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен, Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек – ложь: кается пред Богом, и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному».

Около 40 лет держит схиархимандрит Иеремия твердо пастырский жезл игуменства, которым уверенно пасет своих словесных овец, врученных ему Богом, на тучных и плодоносных пастбищах, которые сам прошел и изведал собственным опытом. Отец Иеремия обладает удивительным даром возжигать веру в Промысл Божий, ревность к подвижническому житию, желание измениться, бороться со своими страстями во имя стяжания благодати. Искушенный, яко злато в горниле, он, по слову Священного Писания, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18).

Поучения записаны
в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре
специально для портала «Русский Афон»

На заметку

Про жизнь во всём ее многообразии. Обо всем на свете. О погоде, о природе, о смешном и грустном и просто о разном.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 12
  • |Видео 234
  • |Мероприятия 0

О Русском Пантелеимонове монастыре и схиархимандрите Иеремии

О Русском Пантелеимонове монастыре и схиархимандрите Иеремии

Состоялось погребение Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря (+ФОТО)

На Афоне состоялось погребение игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина)

5 августа 2016 года в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре состоялось погребение новопреставленного игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа на 101 году жизни.

Божественную литургию и чин погребения возглавил прибывший в русскую святогорскую обитель по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Разделить с братией Пантелеимонова монастыря богоугодную печаль о почившем отце прибыли также прот Святой Горы схимонах Варнава, игумен монастыря Григориат схиархимандрит Христофор, представители всех афонских обителей.

Проститься со старцем-игуменом собрались все братия русской святогорской обители, в том числе настоятели и насельники скитов и подворий монастыря. Спустились к обители из различных пустынных келий, дабы проститься с блаженным старцем, почти все русские келлиоты Афона.

Всю ночь, до начала утреннего богослужения, у мощей усопшего отца игумена продолжалось чтение Евангелия, которое совершали поочередно все насельники обители. Прибывший в монастырь глубокой ночью архиепископ Феогност также принял участие в чтении.

В заупокойной Литургии приняли участие все служащие братия и гости обители. После отпуста владыка Феогност зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла. К началу отпевания в монастыре собралось около 300 богомольцев из числа монашествующих и мирян.

Архиепископ Феогност прочитал над почившим разрешительную молитву. В конце отпевания, перед началом чина последнего целования, ко всем собравшимся обратился прот Святой Горы схимонах Варнава:

«С уверенностью в воскресении и преставлении от временного и тленного, к вечному и нетленному, мы провожаем в этот час честные мощи блаженного раба Божия, господина игумена схиархимандрита Иеремии, который многие годы, как добрый пастырь сей паствы, руководил многие души ко спасению. Премудрый и рассудительный старец, человек деятельной любви и высокого смиренномудрия, учащий, во-первых, своими делами, а в последствии — и словами, он был добрым и истинным наставником своих духовных чад к лествице добродетелей, терпения и молитвы.

Вся полнота Святой Горы молится о блаженном упокоении и вечном дерзновенном предстоянии у престола Царя славы блаженного сего старца.

Возлюбленной братии Свято-Пантелеимонова монастыря я передаю отеческие и утверждающие молитвенные пожелания Святейшего нашего Патриарха Господина господ Варфоломея, которого имею честь представлять.

Теперь, когда душа блаженно почившего старца освободилась от уз тленной плоти и непрестанно обращается к Создателю всего мира Господу славы, он будет таинственно ближе к духовным своим чадам. Отец игумен Иеремия был уже в сей жизни весь — молитва, весь — небесное созерцание. И теперь мы просим его, чтобы он молился вместе с прочими святогорскими святыми киновиархами о своей пастве и о Горе сей, о преуспеянии их в житии по Бозе, о единстве Святой Православной Церкви, о народе Божием и о всем мире.

Пусть печаль твоих возлюбленных чад преобразится в радость, потому что они истинно обрели предстателя на небесах. Вечная тебе память, достоблаженне старче! Святая молитва твоя да пребудет с нами».

Перед погребением мощи почившего отца Иеремии обнесли вокруг главного монастырского собора св. вмч. и целителя Пантелеимона, и погребли близ южной алтарной стены, где по традиции погребаются все игумены обители. По Афонскому уставу мощи схиархимандрита Иеремии были преданы земле без гроба.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин) являлся десятым игуменом Прибрежного Пантелеимонова монастыря и 91-м игуменом обители русских святогорцев с 1016 года.

Игумен Иеремия преставился в 14 часов 4 августа в полном сознании, ясном и светлом уме, мирной и тихой кончиной праведника, через 15 минут после соборования и принятия святых Христовых Таин. По свидетельству братий и врачей, находившихся близ старца в последние мгновения жизни, отец Иеремия совершенно не испытывал так называемой агонии, но угас как чистая свеча, безболезненно, непостыдно и мирно, чего просят себе у Бога в молитвах ежедневно все православные христиане.

Читать еще:  В Камбодже святое крещение приняли 13 кхмеров

Жизненный путь и поучения схиархимандрита Иеремии

4 августа 2016 года на 101 году жизни отошёл ко Господу игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия.

Жизненный путь отца Иеремии (в миру Алёхин Яков Филиппович) был преисполнен скорбей, лишений и гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована. Вместе с родителями и родственниками он был сослан советской властью за Урал. Там он потерял родителей. Бежав из лагеря, будущий старец несколько лет скитался, пешком добираясь в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 году на работу грузчиком на металлургический завод в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в партию ВКП(б), открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подверг­ся угрозе преследований и ареста. С приходом немцев в 1941-м был насильно угнан на тяжёлые работы в Германию. И там будущему старцу на протяжении долгих четырёх лет довелось испытать издевательства, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 году его освободили, на вопрос советского офицера: «Чем планируете заниматься в дальнейшем?» — он ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу.

По возвращении на Родину работал простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и гонений за веру, но всё это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущёве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1956 году Яков Алёхин поступил в Одесскую духовную семинарию. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нёс послушание в Одесском Успенском мужском монастыре. 17 января 1957 года он принял монашеский постриг с именем Иеремия и 25 января был рукоположен в иеродиакона. А 27 января 1958 года — во иеромонаха.

Духовником и наставником отца Иеремии в это время был подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша († 1964), ныне причис­ленный к лику святых. В Одессе отец Иеремия был близок также с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом.

Узнав, что в 1960 году из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника преподобного Кукши Одесского, подал прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет пришлось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 году Патриарх Константинопольский Димитрий из шести подавших прошение монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор отец Иеремия подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка, поэтому её возрождение — одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 году отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. В 1976 году он был избран братией общим духовником Пантелеимонова монастыря. В 1979 году Патриархом Константинопольским Димитрием был утверждён в должности игумена.

В 2006 году по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

В мае 2016 года в Пантелеимоновом монастыре прошли торжества по случаю 1000-летия русского монашества на Афоне. В них приняли участие Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Поучения схиархимандрита Иеремии

Около 40 лет схиархимандрит Иеремия твёрдо держал пастырский жезл игуменства, которым уверенно пас своих словесных овец, вручённых ему Богом. Отец Иеремия обладал удивительным даром возжигать веру в Промысл Божий, ревность к подвижническому житию, желание измениться, бороться со своими страстями во имя стяжания благодати. Искушённый, яко злато в горниле, он, по слову Священного Писания, «может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18).

Главным даром старца Иеремии была благодатная сила его молитвы и слова. Многие молятся, но не все бывают услышаны. Отец Игумен — один из тех немногих, чьи молитвы слышал Гос­подь и отвечал на них. Его слово было исполнено такой необычайной духовной силы, которая сокрушала любое чёрствое сердце и делала его вместительным для благодати. Эту силу он черпал из сокровищницы своей души, закалённой многолетним подвигом самоотвержения, смирения и послушания.

У старца Иеремии нет цельных, законченных проповедей, но осталось много наставлений, сказанных братии при разных обстоятельствах. В наставлениях братии отец Иеремия всегда делал акцент на благодарности Богу, на Евангельскую любовь друг ко другу, на самопринуждение и постоянство в подвиге.

О благодарности

По словам старца Иеремии, благодарность есть величайшая добродетель. «Умение быть благодарным воспитывает в человеке покорность воле Божией, облегчает путь ко стяжанию смирения, обучает молитве, помогает постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будет роптать на судьбу, никогда не обидит ближнего и не превознесётся над ним. Она будет прилежна к молитве и богослужению, отнюдь не тяготясь их продолжительностью. Благодарная душа не может не быть милостивой, не может ненавидеть и замышлять зло, потому что помнит оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тем же».

О любви и послушании

Любовь не может быть без подвига, без самопожертвования. Поэтому хотел бы напомнить, в чём прежде всего выражается любовь. Если ты любишь брата, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; не завидуй ему, когда видишь, что в чём-то он превосходит тебя; потерпи его немощи и снизойди к его недостаткам; не наноси ему вреда празднословием, смехотворством или осуждением кого-то. Если ты любишь монастырь и своих наставников и начальников — то окажи послушание, отложи свою волю, пожертвуй собственным «я». В этом заключается истинная любовь. Послушание, о котором святые отцы говорят, что оно выше всех других добродетелей, это и есть любовь, являемая в нашем произволении и деятельности. Как грех — есть порождение страсти, так послушание — есть порождение любви. Кто любит, тот всегда послушен, жертвует своей волей, своим мнением и своей выгодой во имя сыновней и братской любви во Христе. А кто не слушается, тот любит только собственное «я», свою страстную и падшую волю, и руководствуется своим искажённым страстями мнением. Послушание — это повседневное самопожертвование и самый большой подвиг. Если оскудеет взаимное послушание — тогда не будет под­вига в нашей жизни, тогда оскудеет любовь.

«Да будет между вами любовь», — говорит Гос­подь. Просто слово Господне, но как исполнить его? Что есть любовь и как узнать, любишь ли ты по доб­родетели или по страсти? Если хочешь научиться истинной духовной любви во Христе, прежде всего приучи себя быть нескорым на празднословие и шутки; если не спросят тебя, сам не вступай первым в беседу, особенно со старшими; если же заговорят с тобой — отвечай с радушием, но кратко. Приучи себя не противоречить, не спорить, не настаивать на своём. Не спеши говорить «нет», когда просят тебя оказать послушание или просто помощь.

О Богопознании

Богопознание безгранично, и каждый простирается в него настолько, насколько удаляется от мира, от утех земных, от суеты, тления, тщеты и праздности. Но и, с другой стороны, никто не может отвергнуть мир и прелесть его, если не привлечёт его прежде любовь Божия. Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего, то есть от совокупности страстей. По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нём действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, 10). Град Иерусалим — это ум человека, а сердце — престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети и там ожидать Утешителя, Который принесёт ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаём своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу — свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом — счастье человека.

О духовной жизни и стяжании благодати

Жизнь каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтении определённых молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина — всё это очень важно, но если при всём этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно исправляя в соответствии с Евангелием мысли, чувства и желания, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечёт к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати».

Читать еще:  В бельгийском Льеже возведут памятный храм на месте концлагеря

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни — не может называться христианином. Недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо ещё и опытное приобщение к плодам крестного под­вига, воскресения и вознесения Христа. С помощью благодати непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может стать не только боговедцем, но и богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, говорит преподобный Ефрем Сирин, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. «Блаженни чис­тии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоём, тогда «се Царствие Божие внутрь тебя есть (ср.: Лк. 17, 20-21)». Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества.

Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати — являются неотъемлемыми сторонами православной духовности.

О внимании к богослужению

Вся служба нашей святой Церкви, все обряды и богослужебные тексты исполнены глубокого смыс­ла и назидания. Нет в Церкви ни одного действия, ни одного слова, не исполненного смысла. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога. Кто со вниманием и благоговением погружается в слова богослужения, скоро познаёт молитву. Служба воспитывает и воцерковляет наши чувства, очищает от примеси страстей и учит, как соединить их с молитвой. Стихиры, тропари и каноны обучают душу молящегося достойно славословить Бога. Внимательное слушание богослужения не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. В гимнах церковных сокрыто истинное богословие не от премуд­рости и разума человеческого, но от Духа Святого.

О молитве

Господь создал человека, и поэтому вся мысль человека должна быть в Боге. Всё земное отложи, всю суету и попечение, чтобы ничто тобой не обладало, и всю мысль, все чувства возведи к Богу. Бог — твоё прибежище, Бог — твой помощник и сила. Бог — твой собеседник и твой Отец. К Нему единому прибегай часто и усердно и с Ним собеседуй в уединённой молитве. Страшно подумать: святые отцы призывают молящегося христианина уподобиться херувимам, которые непрестанно славословят Бога. Око — есть символ ума. Сия же ангельская природа не случайно названа в Священном Писании многоочитой, но по причине преизбытка молитвенного внимания. Херувим пребывает в непрестанном духовном созерцании и ведении божественных тайн. Вот к какому образу молитвы призваны мы, братие, особенно — во время предстояния на Божественной Литургии.

О грехе, покаянии и монашеском постриге

Страсть порабощает волю человека, с насилием отвращает ум его от Бога и устремляет ко греху. Ум под действием страстей теряет божественное просвещение и помрачается суетными и нечистыми помышлениями вместо того, чтобы приносить Богу чистую жертву хваления и благодарения. Дух человека, уязвлённого грехом, перестаёт внимать Богу и умирает для духовной жизни, если рана не будет очищена покаянием. Грех и страсть лишают душу дерзновения предстоять Богу в чистой молитве. Грех ранит и уязвляет душу так, что нередко и после покаяния душа ощущает болезненность этих ран. Благодать же, когда приходит, утешает, обновляет, просвещает и радует душу, так что она не помнит более о последствиях содеянных прегрешений. Таинство покаяния — это купель, омывающая душу и возвращающая благодать крещения, которая теряется из-за греха. Душа, имеющая опыт духовной жизни, чувствует и знает, что Господь простил ей грехи в таинстве покаяния. По милости Своей, Господь даровал нам возможность обновлять покаянием благодать крещения и возвращаться к утраченному из-за грехов и страстей дерзновению предстоять Богу в молитве.

О мобильных телефонах и интернете

Монах, променявший чётки на телефон, икону на экран компьютера, а созерцание божественных тайн на интернет — заблудил от пути ко спасению.

О прощении и милосердии

Отпустить ближнему его прегрешения — есть великая добродетель. Как бы ни было тебе тяжело, как бы тяжко ни согрешил пред тобой ближний твой, но если испросил он у тебя прощения — от всея души в тот же миг прости ему, изгладь его проступок в своей памяти.

Прощай ближнему твоему без остатка, и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает — тому и Бог скоро отпускает грехи. Ибо не ложен Давший нам сию молитву: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Часто приходится слышать: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство, скрытые личиной рассуждения. Прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек — ложь: кается пред Богом и вновь согрешает и падает. Но Бог милует нас, если мы каемся и снова просим прощения, и прощает, к Себе призывая. Так и мы должны поступать, чтобы быть подобными Отцу нашему Небесному.

Век старца Иеремии

22 октября 2015 года схиархимандриту Иеремии, игумену Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря исполняется сто лет.

Для православного человека понятие времени неотделимо от перспективы вечности, и потому, наверное, естественным кажется измерять ход времен «крупно» – веками, десятками столетий, – приближая к нам и вводя в контекст современности такие даты, как 1000-летие памяти святого князя Владимира, 700-летие преподобного Сергия…

Время Святой Афонской Горы, текущее между послушанием и молитвой, тоже имеет свое, отличное от внешнего мира, измерение, и критерием здесь часто выступает в первую очередь духовная зрелость, а не пройденные этапы земной жизни.

Но бывает и так, что по промыслу Божиему в одном человеке, в одной личности соединяются и особенное долголетие, и редкие духовные дары, и телесная крепость, позволяющая даже в преклонные годы нести немалые труды.

Сегодня Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне отмечает день рождения схиархимандрита Иеремии (Алёхина) – столетний юбилей своего Игумена, уже без малого сорок лет окормляющего прославленную русскую обитель в Уделе Пресвятой Богородицы.

Век старца Иеремии вместил в себя горькое сиротство сына «врага народа», преследования за веру, немецкую оккупацию и концлагерь в Германии. В 1957 году, учась в Одесской духовной семинарии, он принял монашеский постриг, священнический сан. В это время Афон первый раз коснулся жизни и судьбы будущего святогорского игумена: его духовником и наставником стал великий подвижник схиигумен Кукша (Величко), причисленный ныне к лику святых, – бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря. Преподобный Кукша и благословил своего ученика воспользоваться открывшейся в те годы возможностью направления в русскую Афонскую обитель.

Но увидеть Святую Гору отцу Иеремии довелось почти через два десятилетия – 14 лет длилось только ожидание разрешения от властей после официально поданного прошения.

Уже через год после прибытия на Афон, в апреле 1976-го архимандрит Иеремия был избран духовником Свято-Пантелеимонова монастыря, в 1978 году братия избрала его местоблюстителем игумена, а 5 июня 1979 года Константинопольский патриарх утвердил в должности игумена.

Архимандрит Иеремия принял монастырь в тяжкую пору: горстка пожилых насельников да несколько прибывших из России монахов, на которых легла вся превышающая мыслимые силы работа; ни паломников, ни трудников… Оскудение численное, физическое становилось реальной угрозой духовному состоянию обители.

В течение десятилетий, планомерно и упорно, его игуменский труд – неустанная молитва и отеческое попечение о многочисленных нуждах монастыря – возрождали былую славу Свято-Пантелеимоновой обители как твердыни Святой Руси на благодатной земле Афона.

…Различным образом можно осуществлять игуменскую власть. Схиархимандрит Илий (Ноздрин), раскрывая секрет безусловного авторитета отца Иеремии, сказал: «Став игуменом. он трудился наравне со всеми монахами, не поднимал высоко голову, не хвалился, что он начальник, но всегда держал себя как простой монах, и за это его все любили и уважали».

И сегодня все, кому доводится общаться со старцем, удивляются, прежде всего его неиссякающей благодарности Богу за всё, что ему довелось пережить на своем – в прямом смысле слова – веку. В этом абсолютном доверии Божиему Промыслу, как в горниле, переплавляются все испытания долгой жизни, боль, обиды. так что конечным продуктом является чистое золото святой любви – продлевающей дни, умножающей силы, скрепляющей братство.

Милостью Божией, под покровом Самой Игумении Святой Горы схиархимандрит Иеремия отныне тоже измеряет жизнь в вековом масштабе. Он по-прежнему несет молитвенный подвиг, заботится о сохранении и преумножении духовных традиций, о наследии русских афонитов, готовится к 1000-летнему юбилею русского святогорского монашества.

Многая и благая лета!

Фотограф: Владимир Ходаков

Материал подготовила Елена Володина

Награды

  • орден святого равноапостольного князя Владимира III степени (1968)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго III степени (1984)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго I степени (2005)
  • орден преподобного Серафима Саровскаго I степени (2005)
  • орден святого апостола Андрея Первозваннаго УПЦ МП (2014)
  • патриарший наперсный крест (17 октября 2013, от патриарха Константинопольского Варфоломея)
  • орден Почёта (Россия) (2000)
  • орден Дружбы (Россия) (2005)
  • орден святого благоверного князя Александра Невского (2005, Россия, общественная награда)
  • орден Александра Невского (2015, Россия, государственная награда)
  • медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013» (2015, Российский Императорский Дом)
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector