1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Биография
  • Приветствия и обращения
  • Интервью
  • Послания
  • Проповеди
  • Программа «Слово пастыря»

Главные новости

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В канун праздника Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Патриарх Кирилл: Царственные страстотерпцы со своих Голгоф поручили нам заботиться о духовной жизни народа

Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с воскресным днем! По стечению исторических обстоятельств мы имели возможность совершить здесь Божественную литургию и освятить храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, связанной с династией Романовых, — храм, который находится рядом с местом гибели святой преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и иных представителей царской фамилии.

Трудно представить, глядя на это место, на эту уже практически полностью засыпанную шахту, тот страх и ужас, охватившие ни в чем не повинных людей, которых привели к этому обрыву, чтобы сбросить вниз. И рука не остановилась! А ведь перед палачами были не преступники, а люди, которые не нарушили ни одного закона, которые не представляли никакой угрозы, потому что отказались от всякой политической борьбы, от всяких претензий на власть. Единственная причина, почему Елисавета Феодоровна осталась в России, а не уехала за рубеж, где бы жила благополучно вместе с родственниками, — это то, что она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной, Церковь, которой она служила верой и правдой, учредив Марфо-Мариинскую обитель и научив очень многих русских людей соединять свою православную веру с реальным доброделанием. Покинуть Россию было выше ее сил, и в этом не было никакой политики — только сильное религиозное чувство и любовь к стране, ставшей для нее действительно второй Родиной.

Размышляя об этой трагедии, я подумал, почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть… Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами — ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу. Но понять можно, особенно нам, христианам. Очень многое открывает нам Господь через нашу веру, — достаточно вспомнить Самого Христа Спасителя. Почему Он был распят? Для кого Он представлял угрозу? Какие злые дела Он совершал? Ни одного человека Он не обидел, но исцелял, поднимал с одра болезни, воскрешал… Перед Его делами благоговели тысячи людей, но не остановилась рука гонителей, — безгрешного истязали, избивали и окровавленного распяли. Думаю, после Голгофской жертвы очень важной частью нашего церковного предания стало понимание жертвы как искупления грехов. Господь через крестную жертву искупил грехи всего человеческого рода, потому что Он был и Бог, и Человек. Но каждый, кто проходит через страдания, будучи невинным, тоже приносит жертву Господу. И, наверное, не только о своих грехах он приносит жертву, как агнец непорочный, закалаемый силами зла. Такую жертву принесла и преподобномученица Елисавета, как чистая агница, закланная здесь теми, кто пылал злобой и с чьей жизнью, темной и страшной, был несовместим свет, который излучала преподобномученица и погибшие вместе с ней люди.

Сегодня в рядовом воскресном чтении (Рим. 15:1-7) мы находим такие слова апостола Павла: «Терпением утверждается надежда». Вообще связь между терпением и надеждой — это очень сильная мысль, которую апостол Павел проводит через целый ряд своих текстов. И это неслучайно, потому что без надежды не может быть терпения, а без терпения не может быть надежды. Человек терпит, потому что надеется. Даже приговоренный к страшной болезни терпит нередко эту болезнь, потому что надеется, и как часто бывает, что надежда не посрамляет! Как сказал преподобный Нил Синайский, тот, кто терпит, подражает Христу, и это правильные слова. Каждый, кто терпит, будучи незаслуженно обиженным, должен не гневаться на весь мир, а понимать: и незаслуженную обиду нужно перенести с терпением, чтобы обрести надежду, а надежда, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим. 5:5).

Какую же надежду имела святая преподобномученица? Ведь она была умным, реально мыслящим человеком. Она понимала, что в эту страшную шахту их сбросили и забросали гранатами не для того, чтобы потом спустить им лестницу и спасти. Она понимала, что это конец. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна умерла мучительной смертью от голода и жажды, будучи, несомненно, раненой, поскольку невозможно было не получить ранений, падая в шахту, и не пострадать от осколков брошенных туда гранат. Но преподобномученица имела надежду, хотя и понимала, что ее надежда никак не связана с земной жизнью. Земная жизнь осталась там, наверху, она была уже на пути к иной жизни и верила в эту жизнь. И надежда ее не была посрамлена, так что святой преподобномученице Елисавете еще хватило сил, срывая монашескую одежду, перевязывать раны тем, кто вместе с ней пострадал в этой страшной шахте.

Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто потрудился для создания этого монастыря. Я имел возможность побывать ранее на этом месте, но, подъехав сейчас к монастырю, практически ничего не узнал, — так все изменилось за эти годы. Благодарю владыку Викентия, который потрудился на этом месте. Благодарю владыку Кирилла, который трудится, умножая славу этих святых мест Екатеринбургской земли. И благодарю всех, кто внес свою лепту, кто потрудился для того, чтобы память о святой преподобномученице Елисавете, инокине Варваре и прочих погубленных здесь, на этой земле, сохранялась в нашем народе и в нашей благодарной памяти.

Молитвами святых Царственных страстотерпцев, преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, и всех убиенных Господь да хранит землю Русскую и хранит в сердцах наших веру православную, которая и дает нам надежду, а надежда не постыжает. Поэтому мы верим в дальнейшее возрождение народа нашего, Церкви нашей, в укрепление духовной жизни людей, без которых не может быть полноты человеческой жизни и не может быть настоящего человеческого счастья. Исполненные этой надежды, будем с удвоенными силами служить достижению той цели, которая сегодня стоит перед нашей Церковью, ибо мы наследники святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они со своих Голгоф вручили нам духовный мандат заботься о народе нашем, о его спасении, о его духовной жизни, и, видя всех вас, посещая практически все концы земли Русской и наблюдая духовное возрождение народа, я осознаю, что мы сейчас находимся на очень важном отрезке исторического бытия, с которым будет непременно связано возрождение веры и Отечества нашего. Аминь.

Читать еще:  Телеканал «Царьград» покажет исторический визит Владимира Путина и Патриарха Кирилла в прямом эфире

Патриарх Кирилл: Молитвами Царственных страстотерпцев Господь хранит наше Отечество

С 1932 по 1992 год в храме размещался хлебозавод.

С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем, с 2012 года — кафедральным собором Каменской епархии.

Этот храм (как и храм св. Екатерины г. Алапаевска ) посещали в 1918 году великие князья Романовы и преподобномученица Елисавета, находясь под стражей в Напольной школе. Им оказывалось со стороны священства особое внимание, но посещение церкви было единственным утешением для князей только в первый месяц пребывания в Алапаевске .

19 октября 1918 года Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками великой княгини Елизаветы Федоровны, ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой), великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза , князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея .

28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии. Назначенная следственная комиссия по убийству великих князей вскоре раскрыла место преступления — шахту под Алапаевском. Тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба.

19 октября 1918 года крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято-Троицкий собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после нее отпевание. Затем тела были захоронены в склепе справа от алтаря собора.

14 июля 1919 года останки были вывезены отступающими частями Белой армии из Алапаевска в Сибирь. В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф.С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине . Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были погребены 30 января 1921 года в крипте церкви свяитой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме .

Местом временного захоронения в 1918-1919 гг. в Алапаевске преподобномучниц Елисаветы и Варвары и князей Романовых стал cклеп — каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд СВято-Троицкого собора. В советское время он находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки хлебозавода.

Восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе начались в 1991 году, с передачей здания храма Церкви. 8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Расчистка склепа была выполнена к приезду Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор за два года до празднования храмом своего 300-летия.

Собор Православных

Святейший Патриарх Кирилл осмотрел Соборную площадь города, где находится памятник преподобномученице Елисавете Феодоровне Романовой, а затем проследовал в кафедральный собор.

Учащийся 4-го класса алапаевской средней школы № 2 Марк Краморенко прочитал написанное им стихотворение, посвященное преподобномученице Елисавете и убиенным в Алапаевске. Марк и его родители Ирина и Николай Краморенко — прихожане Троицкого собора.

После краткой молитвы протоиерей Максим Дударенко от лица прихожан и клира собора приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству картину с изображением Свято-Троицкого собора, написанную Марком Краморенко.

В ответном слове, обращаясь к верующим, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Марк меня встретил такими замечательными стихами, талантливо, не по возрасту написанными — замечательные мысли, замечательные чувства. И я уже пожелал Марку, чтобы он возрастал от силы к силе. Но я хотел бы всем нам пожелать возрастать от силы к силе, вне зависимости от того, сколько Господь каждому из нас дал талантов, какое положение в обществе мы занимаем, какой у нас материальный статус, вне зависимости от всех этих обстоятельств».

«У каждого — два пути: путь вверх или путь вниз, — продолжил Предстоятель. — Господь призывает нас идти вверх, Он призывает нас раскрывать наши способности, Он призывает нас укреплять свое религиозное чувство, Он призывает нас укреплять нашу веру, а в соответствии с этим — к лучшему менять нашу жизнь. Идти в гору всегда тяжелее, чем спускаться вниз. Иногда встречаешься с людьми, которые говорят достаточно циничные, но имеющие свою логику вещи: «Вы, Церковь, призываете к добру, к нравственности, к воздержанию, но посмотрите, что вокруг-то происходит». Вокруг происходит именно то, что определяется этой логикой жизни, когда вниз с горы, в пропасть лететь легче, чем подыматься на вершину. Но если человек летит в пропасть, он разбивается. Если он идет вниз, а не вверх, он деградирует».

«А Церковь приглашает людей к тому, чтобы они становились лучше умственно, нравственно, духовно. И это означает, что Церковь весь народ приглашает идти поэтому пути. И если большинство людей воспримет этот призыв, то к лучшему, радикально изменится жизнь нашего народа, жизнь нашего общества, облик нашего Отечества», — подчеркнул Святейший Патриарх.

«Пусть молитвами святых алапаевских новомучеников, исповедников Церкви Русской, святых Царственных страстотерпцев Господь хранит Отечество наше и каждому из нас помогает идти в гору, как бы ни трудно было подыматься к небу, помня, что движение к небу — это движение к Богу, это движение к полноте человеческой жизни. А падение в пропасть есть падение в пропасть. Пусть Господь хранит вас молитвами святых Царственных страстотерпцев и новомучеников Церкви нашей», — заключил Святейший Владыка.

В дар собору Предстоятель Русской Церкви передал икону священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Верующим были вручены иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением.

Затем Святейший Патриарх Кирилл и члены Священного Синода посетили склеп за алтарем собора — место первоначального погребения преподобномученицы Елисаветы и с ней пострадавших.

Первое строение будущего Свято-Троицкого собора было построено в 1702 году на средства прихожан, жителей Нейво-Алапаевского завода. Это был однопрестольный храм в честь св. человека Божия Алексия. Впоследствии в разные годы были пристроены колокольня и два придела — в честь Пресвятой Троицы и Архистратига Михаила. Большие размеры и три придела дали основание Святейшему Синоду присвоить храму в 1912 году статус собора.

С 1932 по 1992 год в храме размещался хлебозавод.

С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем, с 2012 года — кафедральным собором Каменской епархии.

Этот храм (как и храм св. Екатерины г. Алапаевска) посещали в 1918 году великие князья Романовы и преподобномученица Елисавета, находясь под стражей в Напольной школе. Им оказывалось со стороны священства особое внимание, но посещение церкви было единственным утешением для князей только в первый месяц пребывания в Алапаевске.

19 октября 1918 года Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками великой княгини Елизаветы Федоровны, ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой), великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея.

28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии. Назначенная следственная комиссия по убийству великих князей вскоре раскрыла место преступления — шахту под Алапаевском. Тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба.

19 октября 1918 года крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято-Троицкий собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после нее отпевание. Затем тела были захоронены в склепе справа от алтаря собора.

14 июля 1919 года останки были вывезены отступающими частями Белой армии из Алапаевска в Сибирь. В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф.С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были погребены 30 января 1921 года в крипте церкви свяитой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме.

Местом временного захоронения в 1918-1919 гг. в Алапаевске преподобномучниц Елисаветы и Варвары и князей Романовых стал cклеп — каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд СВято-Троицкого собора. В советское время он находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки хлебозавода.

Читать еще:  В чем смысл прощеного воскресения? (+ВИДЕО)

Восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе начались в 1991 году, с передачей здания храма Церкви. 8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Расчистка склепа была выполнена к приезду Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор за два года до празднования храмом своего 300-летия.

Святейший Патриарх Кирилл: Молитвами Царственных страстотерпцев да хранит Господь землю Русскую

В ночь c 16 на 17 июля 2018 года, в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед возведенным на месте расстрела Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге.

По завершении Литургии Святейший Патриарх возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма (расстояние — 21 км), сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. В шествии участвовали многие архиереи, сослужившие Его Святейшеству за Литургией. Всего, по оценкам правоохранительных органов, в крестном ходе приняли участие около 100 тысяч человек.

Маршрут крестного хода: ул. Царская — ул. Толмачева — пр. Ленина — ул. Татищева — ул. Бебеля — ул. Техническая — ул. Решетская — Железнодорожный лесопарк — поселок Шувакиш — урочище Ганина Яма.

По традиции шествие совершалось с хоругвями и иконами, в том числе с двухметровой иконой императора Николая II, созданной в 2017 году для храма в честь иконы Божией Матери «Державная» на Ганиной Яме. Вес иконы с киотом — около 150 кг. Так как икона очень тяжелая, для ее перемещения были изготовлены специальные носилки на колесах.

В организации работы палаточных городков в Екатеринбурге и на Ганиной Яме, ночного богослужения и крестного хода приняли участие волонтеры Царских дней. Среди волонтеров — представители православных молодежных объединений Екатеринбургской митрополии и других епархий Русской Православной Церкви. Также в организации Царских дней участвовали представители светских организаций — МЧС, Союза спасателей, Союза волонтеров России, Свердловского областного медицинского колледжа и др.

Крестный ход также сопровождали 25 мобильных групп Православной службы милосердия, состоящих из духовенства, представителей Успенского православного братства Екатеринбурга, сестер милосердия, добровольцев. Они оказывали помощь тем людям, которые по немощи не смогли пройти весь крестный путь.

У ограды монастыря на Ганиной Яме были организованы полевые кухни и установлены палатки для отдыха паломников.

Святейший Патриарх Кирилл прошел весь маршрут крестного хода. Утром 17 июля крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви прибыл к монастырю святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. В обители, перед поклонным крестом у шахты № 7, Святейший Владыка совершил молебен святым Царственным страстотерпцам.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

С радостным чувством прошел я этим скорбным путем вместе со всеми вами в день, когда мы вспоминаем и празднуем трагическое событие — празднуем, потому что через это событие царская семья и была причислена к лику святых. И верим, что сегодня она, семья Царственных страстотерпцев, вместе с нами в этой молитве и в этом шествии.

Вознося молитву святым угодникам Божиим, мы просим их быть предстателями пред Богом за землю нашу Русскую, за народ наш, за Церковь нашу, дабы Господь оградил Отечество наше и народ, и Церковь от всякой смуты, от разделений, расколов, от всякой человеческой неправды, дабы хранить нам истину веры и благочестие нашего народа. Верим, что если сохраним это, то сохраним и Россию, и будет страна великой и народ будет процветать. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».

Ночная Божественная литургия и крестный ход на Ганину Яму стали последними мероприятиями в программе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Кирилла в Екатеринбургскую митрополию, приуроченную к 100-летию расстрела Царской семьи.

На рубеже XIX-XX веков в урочище Ганина Яма добывали железную руду. По имеющимся сведениям, «ганями» называли рудокопов. Впоследствии оставленные ими шахты стали именоваться ганиными ямами. Их было около 30.

В 1991 году по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной Яме был установлен первый поклонный крест.

17 июля 1992 года на место уничтожения останков Царской семьи прибыл первый Царский крестный ход. Так зарождались традиция Царских дней — дней памяти Царственных страстотерпцев. Если изначально в таких крестных ходах участвовало около десятка человек, то сегодня — около ста тысяч.

В ночь на 17 июля 1995 года у креста над Ганиной Ямой впервые была совершена Божественная литургия. После этого ночные Литургии в трагический день памяти стали совершаться здесь каждый год.

На Юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве 14 августа 2000 года, Царская семья была прославлена в лике страстотерпцев.

23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II по приезде в урочище Ганина Яма благословил на месте, куда были привезены после расстрела останки членов Царской семьи, строительство монастыря святых Царственных страстотерпцев. Монастырь был учрежден решением Священного Синода 28 декабря 2000 года. Строителем обители стал схиигумен Сергий (Романов). За три года, к сентябрю 2003 года, здесь было построено и освящено 7 деревянных храмов (по числу членов Царской семьи) в честь: Царственных страстотерпцев, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, иконы Божией Матери «Иверская», иконы Божией Матери «Державная», святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, праведного Иова Многострадального.

Центр монастыря — шахта № 7, где совершалось надругание над останками членов Царской семьи, и которая, по сути, сама стала антиминсом. Так ее назвал в своей проповеди после молебна Святейший Патриарх Алексий II: «Все пространство Ганиной Ямы — это живой антиминс, пронизанный частицами сожженных святых мощей».

Патриарх Кирилл: Молитвами Царственных страстотерпцев Господь хранит наше Отечество

18 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемое высокое руководство области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Читать еще:  Нездоровый ажиотаж вокруг темы доходов Церкви чаще всего связан с антицерковными спекуляциями

Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы вспоминаем 400-летие Дома Романовых. Эта царская династия пришла к власти после решающей битвы за независимость нашего Отечества, которая состоялась на излете так называемого Смутного времени. Страна, по крайней мере ее значительная часть, была освобождена от иноземной оккупации, и у русского народа появилась возможность избрать законную власть. Тогда на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов — еще совсем молодой человек, из благочестивой, хорошо всем известной боярской семьи, который положил основу династии, правившей более 300 лет. Среди государей и государынь были выдающиеся люди, а если даже и были среди них менее удачные и менее способные к правлению, то и они служили Родине своей и народу своему.

Мы знаем, что в течение этих 300 лет из небольшого государства страна наша стала великой державой от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления государя императора Николая II — до начала Первой мировой войны, — явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира, и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в ХХ веке.

Мы вспоминаем также 145-летие со дня рождения государя императора Николая II и 95-летие со дня его мученической кончины. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая II и его семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца государя императора Николая II и его семью.

На этом месте, в Ганиной яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых страстотерпцев, — ныне воздвигнут замечательный монастырь; и в день, когда мы вспоминаем все эти события на Екатеринбургской земле, освящен фундамент храма, возводимого в честь Державной иконы Божией Матери.

Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.

Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего государя и его семьи. И возникает вопрос : а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!

Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе, то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.

А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей, и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки исказить историю.

Я очень рад видеть всех вас, мои дорогие. С особым душевным чувством я посещаю это место, где сейчас молился вместе с вами. Сегодня и завтра мы еще продолжим эти юбилейные торжества на Екатеринбургской земле. Пусть Господь хранит всех вас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову сокрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Пусть Господь хранит Отечество наше, землю Екатеринбургскую и всех вас.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector