0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пророки Моисей и Давид

Пророки Моисей и Давид

Середина – вторая половина 1560-х
Дерево, темпера, басменный оклад
Из иконостаса Успенского собора Свияжска
Пророк Давид (имя в переводе – возлюбленный; 26 декабря (8 января))
Давид – второй царь Израильского царства, преемник Саула. Жил за 1000 лет до Рождества Христова. Царь и пророк — потомок Иесея. Из рода Давида происходил Спаситель. До призвания на проповедь пас скот своего отца. Пророк Самуил выбрал юного Давида в цари народу израильскому вместо Саула. При нем, согласно повествованию Ветхого завета, страна переживала период расцвета. Став царем, Давид устроил столичный город Иерусалим и новую Скинию Завета.
Религиозный писатель, поэт, пророк и воин. Горе отца, преданного сыном Авессаломом, оплакано пророком в ветхозаветной книге псалмов «Псалтырь», в которой он предсказал многие события новозаветной истории.
Известен поединок Давида с великаном Голиафом, которого он поразил пращей. Это ветхозаветное событие воспринималась древними христианами как символ победы Христа над силами зла.
В христианском искусстве Давид пользовался особой популярностью, его считали прообразом и прямым предком Иисуса Христа, о чем повествует подробно евангелист Матфей в I главе Нового завета.

Пророк Моисей (имя в переводе – от воды взятый; 4 (17) сентября)
Пророк Моисей (Исход, II; Второзаконие, XXXIV) назван в Святом писании Боговидцем потому, что на горе Синай получил скрижали Завета с десятью заповедями и удостоился видения Всевышнего и Богородицы в купине.
Родился в Египте. Спасен и воспитан дочерью фараона. Сорок лет жил в пустыне, пася скот приютившего его медионитянина — Иофора после бегства из Египта. Был женат на его дочери. По преданию вывел евреев из Египта, избавив их от рабства. За вероотступничество народа в Кадесе, испугавшегося ханаан, восставшего против Моисея, Господь наказал иудеев блужданием по пустыни. По прошествии сорока лет, пока не умерли все бунтовщики, Моисей выбрал вождем народа Иисуса Навина. Так и не вступив на обетованную землю Моисей умер в земле Моав в возрасте 120 лет.
За свою жизнь пророк сотворил много чудес: посох превратился в змею, по его молитве расступилось Красное море во время исхода израильского народа из Египта, слышал голос Бога в купине горящей, но не сгорающей, получил скрижали Завета, на горе Нево увидел обетованную землю.
Моисей предсказал о Спасителе как о пророке (Второзаконие, XVIII, 18) и о Богоматери.
В Новом Завете упоминается вместе с пророком Илией во время Преображения Господня. Разговор с Илией на горе Фавор, который слышали ученики Христа, о крестной смерти Спасителя передан в Евангелии от Луки (IX, 28-33).
Моав – сын Лота, прародитель народа земли Моав.

Читайте также

Е. Современная эпоха

Е. Современная эпоха Три основных богословских направления в современном христианстве расходятся в вопросе о воскресении мертвых. Римско–католическая традиция по–прежнему считает воскресение воссоединением тела и души и подчеркивает бессмертие души. Она все еще

XXXV Последние годы царствования Давида. Исчисление народа и наказание. Последние распоряжения и кончина Давида

XXXV Последние годы царствования Давида. Исчисление народа и наказание. Последние распоряжения и кончина Давида С подавлением восстания Савея в государстве водворился внутренний мир, продолжавшийся почти до конца царствования Давида. Внутренние враги не дерзали больше

Эпоха Реформации

Эпоха Реформации Лютер Как библейский толкователь, Мартин Лютер унаследовал средневековый инструментарий экзегезы, который включал среди прочего аллегорический метод, развившийся в Западной церкви, особенно в Северной Африке. Ранние издания его комментария на

ЭПОХА СУДЕЙ

ЭПОХА СУДЕЙ По завершении завоевания израильтяне расселились в Палестине и обратились к мирному труду. Следующие два века они не имели над собой ни царя, ни какой-либо другой сильной центральной власти, но жили по родовым законам. Основной ячейкой их сообщества являлся

РЕСТАВРАЦИИ ЭПОХА

РЕСТАВРАЦИИ ЭПОХА термин, употребляющийся в библ. науке для обозначения периода деятельности Ездры и Неемии (5–4 вв. до

Эпоха Исаии

Эпоха Исаии Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который, по новейшим исчислениям, основанным на изучении ассирийских памятников, царствовал с 780 до 740 г. до Р. X. Этот благочестивый царь, с помощью Божией, успел ввести добрые порядки в своем

Эпоха нетерпимости

Эпоха нетерпимости Пульхерия в большей мере, чем ее современники, мечтала о создании не просто христианской империи, но империи, которая воюет за истину и стремится к единообразию веры, то есть за такой режим, который применяет всю свою силу, чтобы установить повсеместное

10. Эпоха Победоносцева.

10. Эпоха Победоносцева. Политический поворот с начала 80-х годов сразу же сказался и в церковных делах. Главным идеологом и вдохновителем нового «обратного хода», новой охранительной политики, «главным ретроградом» и был на этот раз обер-прокурор Святейшего Синода,

Дохристианская эпоха

Дохристианская эпоха (В книге хронологические ряды даны параллельно, но в fb2 такая таблица не прочитается, поэтому 2 столбца таблицы даны один за другим постранично: Еврейский народ — Другие народы. — Прим. автора fb2)Еврейский народСер. — 2-я пол. XIII в. Исход евреев из

Христианская эпоха

Христианская эпоха 30 Образование в Иерусалиме первой христианской экклесии, которая называлась иногда назорейской (Деян.24:5), иногда — эбионитской (Иак.2:5; Гал.2:10).Ок. 35 Казнь Стефана (Деян.6:8–7:60).35 — 39 Луций Вителлий, отец будущего императора Вителлия, — легат в Сирии и

Профессор Пиньеро: «Евреи не имели отношения к смерти Иисуса»

«Христос в пустыне», худ. Иван Крамской, 1872

В разгар Страстной недели испанская газета АВС опубликовала интервью с одним из крупнейших специалистов в мире по Новому Завету профессором Антонио Пиньеро. Историк, специалист по греческой филологии, наизусть цитирующий целые отрывки из Нового Завета, ответил на ключевые вопросы, проясняющие, кем был Иисус из Назарета.

— Как можно охарактеризовать фигуру Иисуса и его жизнь исключительно с точки зрения истории?

— Иисус был ремесленником из Галилеи, который принадлежал к среднему классу и не

очень много зарабатывал. Он хорошо разбирался в праве, был экзорцистом, лекарем, пророком, который возвещал о пришествии Царства Божия, а в конце жизни, возможно, сам объявил себя мессией. Он потерпел неудачу при распространении своего учения, потому что ни в Галилее, ни в Иерусалиме не смог никого убедить в его правильности.

— Чем его учение отличалось от иудейских доктрин тех времен?

— Он не хотел отрекаться от иудаизма, а поступал так же, как и другие пророки того

Читать еще:  «Надо иметь решимость жить с Богом»

времени. Иисус критиковал жизнь своего общества, но не отказывался от еврейского народа ни в религиозном плане, ни в политическом. Евреи мечтали о том, как легионы ангелов под предводительством Господа разобьют римлян. Они знали, что хуже подготовлены с военной точки зрения, но надеялись, что если кто-то начнет борьбу с римлянами, бог будет на их стороне.

«Христос среди учителей», худ. Альбрехт Дюрер, 1506

— Он был новым Моисеем?

— В каком-то смысле да, но не имел того же значения. Идею того, что Иисус —

новый Моисей, затем предсказали евангелисты. И раз уж мы заговорили о Ветхом Завете, необходимо провести параллель с библейским персонажем, судьей Гедеоном. Его имя означает «отважный воин». При помощи Господа он возглавил вооруженную борьбу против амалекитян и мидианитян. Царство Божие, которое должно наступить с приходом мессии, — это конец римского гнета. Иисус был убежден, что оно наступит не благодаря действиям человека, а в результате божественного вмешательства.

— Знал ли Иисус греческий, и повлияла ли на него культура эллинизма?

— Сами евреи называли Галилею местом, полным язычников, поскольку там жило много

греков. Иисус был подвержен их влиянию, хотя воспитывался как иудей. Он был плотником, способным не только делать мебель, но и строить дома, поэтому, возможно, выучил греческий, чтобы расширить свое дело. В Евангелии от Иоанна приводятся два указания на то, что Иисус знал греческий. Но это не значит, что эллинизм повлиял на его религиозные убеждения. Он оставался иудеем, не подвергавшимся влиянию извне.

«Христос в родительском доме», худ. Джон Эверетт Милле, 1850

— О детстве и молодости Иисуса практически нет информации. Согласно Евангелию от Марка, когда он начал проповедовать, семья подумала, что Иисус «не в своем уме», что он одержим.

— Иисус начал проповедовать самостоятельно сразу после смерти Иоанна Крестителя.

Его учитель или наставник Иоанн Креститель, будто бы передал ему эстафету, поэтому многие их проповеди схожи. Тем не менее семья Иисуса считала, что он был одержим. Семья не верила в проповеди Иисуса, что было естественно, поскольку ему пришлось оставить дело, приносившее хороший доход. Его мать, скорее всего, была очень удивлена.

— В своих работах вы называете Иоанна Крестителя наставником Иисуса Христа. Вы думаете, он считал Иисуса мессией?

— Иоанн мог думать, что Иисус был сыном божьим в иудейском понимании: то есть пророком, имеющим сильную связь с богом. Необходимо уточнить, что если в те времена кого-то называли сыном божьим, то он не был сыном бога в физическом понимании, как считали римляне. В Израиле сын божий — это человек, особым образом связанный с божественной природой всего сущего. Например, пророк, первосвященник или царь. Во времена Иисуса царей уже не было, поэтому мессия сочетал в себе признаки всех троих.

— Повлияло ли учение Иисуса на еврейское общество?

— В определенной мере. Около 10-15% последовали за ним, но в Иерусалиме его не

очень любили. Взять, например, изгнание торгующих из храма в Иерусалиме — это было самое жестокое действие, совершенное Иисусом, и оно могло стоить ему жизни. Иисус заявил об очищении храма: о разрушении и восстановлении здания руками Господа. Ремесленники, торговцы и купцы, жившие вокруг храма, не были готовы к подобным изменениям.

«Христос перед Каиафой», худ. Маттиас Стом, 1630-е

— В итоге Иисуса из Назарета распяли на кресте за призывы к мятежу против Рима, но сначала его судили еврейские священники. Что делало его таким опасным по сравнению с другими пророками и предсказателями?

— Историки давно спорят по этому поводу. Скорее всего, евреи не имели никакого

отношения к смерти Иисуса. Судебный процесс, описанный в Евангелиях, никоим образом не соответствовал нормам, существовавшим в то время. Однако евангелисты никогда не придумывают ничего просто так. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что после воскрешения Лазаря в доме первосвященника Каиафы произошло собрание со всеми представителями Синедриона. На нем Каиафа рассказывает, сколько людей следуют за Иисусом, и предупреждает, что это движение может вылиться в революцию против римлян и стоить жизни тысячам евреев. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб», — заявил он. Если Иисуса и судили, то, скорее всего, не совсем по закону.

— Те, кто не знаком с этой историей, часто задают следующий вопрос: почему они убили человека, проповедовавшего любовь?

— Иисус не был кротким человеком. Он был суровым, постоянно рисковал жизнью, ему

постоянно приходилось убегать от преследования, содержать небольшую группу последователей, которые обычно обращались за помощью к другим людям. Затем в Евангелиях, прежде всего, от Марка и Луки, Иисуса изобразили очень кротким и мягким, но это произошло позднее.

— В какой момент римляне обратили на него внимание?

— Многие не знают, но в Риме по Закону Юлия о собраниях без разрешения властей

собраться могли не более десяти человек. В Иудее этот закон исполнялся не так строго. А теперь представьте, что Иисус стал собирать толпы народа. Беспокойство римлян доказывает, что его движение имело определенное значение.

— Иуда — один из отрицательных персонажей в этой истории, однако тот факт, что он предал Иисуса, кажется немного наигранным. Утверждается, что он был казначеем общины и крал деньги, но больше не приводится никакой информации о том, каким он был до предательства.

— Возможно, Иуда — выдуманный персонаж. В общине был какой-то предатель, на

основе которого и появился Иуда. Доказательством является то, что в разных Евангелиях его смерть описывают по-разному: Матфей говорит, что он повесился, а Лука, что бросился со скалы. Если почитать Ветхий Завет, то рассказ Матфея практически повторяет историю советника Ахитофела, который предал царя Давида и затем повесился. В свою очередь, Лука, который, возможно, был греком, принявшим иудаизм, скопировал историю о смерти Антиоха IV Эпифана, преследователя евреев, который хотел искоренить иудаизм во II веке до нашей эры. В любом случае у нас недостаточно аргументов, чтобы отрицать достоверность этих историй.

— Сегодня самоубийство Иуды Искариота воспринимают как проявление трусости, но в своих работах вы не раз упоминали, что в древности самоубийство рассматривали как форму очищения. Можно ли считать, что он искупил свою вину с точки зрения Библии?

— В классической культуре это называют благородной смертью, но авторы Евангелий

были евреями. Они не принимали эллинистические учения: если человек совершает самоубийство, то обрекает себя на муки. Греки же считали, что таким образом человек признавал свою ошибку и платил за нее жизнью, чтобы освободиться. В греко-римской литературе упоминаются 127 случаев самоубийств. Почти все, кто их совершил, умерли благородной смертью.

Читать еще:  «Мы всегда хотели только святости и мира»: митрополит Кирилл озвучил позицию по строительству собора святой Екатерины

«Освобождение Варравы», из книги The Bible and its Story Taught by One Thousand Picture Lessons, 1910

— Один из персонажей Нового Завета, который привлекает значительное внимание благодаря своей загадочности, — это Варрава. Именно его народ хочет освободить вместо Иисуса, когда римляне спросили, какого заключенного они хотят отпустить. Кем был этот человек, которого так любил народ и которого освободил Понтий Пилат?

— На арамейском его имя означает «сын отца», возможно, он был предшественником

зелотов, которые появились через 30 лет, или одним из наемных убийц, которые втайне нападали на римлян. Некоторые даже утверждали, что он был одним из учеников Иисуса. Но проверить, существовал ли он на самом деле, весьма сложно.

Иисус не имел никакого отношения к зелотам. Хотя известно, что в Евангелиях нет ни одной фразы, в которой Иисус осуждает насилие. Совсем наоборот. Он говорит: «Если у вас нет меча, то продайте плащ, но купите меч». Мы не можем доказать, что он был ярым пацифистом с простым и непредвзятым учением.

— Вы не сомневаетесь в том, что он умер на кресте, а не спустя много лет в Кашмире, как утверждают некоторые псевдоисторические теории?

— Эти теории просто нелепы. Римляне умели убивать людей и не дали бы ему сбежать.

Крест был первой серьезной проблемой последователей Иисуса с точки зрения теологии. Необходимо было объяснить, почему мессия умер на кресте. И апостолы ответили, что таков план Господа: поскольку люди совершали множество грехов, у него не было другого выхода, и он позволил своему сыну умереть. В древности любую проблему решали кровопролитием или принесением жертвы.

— Вместе с Иисусом были распяты два вора. Вы сомневаетесь в том, что они были обычными преступниками.

— Так называемые воры, которых распяли вместе с Иисусом, возможно, были членами его общины. Лука заменил слово бандиты, которое использовали римляне, чтобы выразить презрение сторонникам антиримских движений, на преступников, то есть тех, кто нарушил закон. Не стоит забывать, что как только Иисуса арестовали, его община подверглась преследованию.

— Можно ли считать Иисуса одним из основателей христианства с точки зрения истории?

— Если человек заявляет прямо или косвенно, что никогда не хотел основать новую религию, то нельзя считать его основателем христианства. Это касается Иисуса, который стремился понять иудаизм и реформировать его, и апостола Павла, которого привлекала идея мессии в иудаизме. Но, конечно, мы допускаем, что они могли не сознавать своей роли в появлении христианства. Христианская вера как таковая оформилась как минимум через 400 лет после смерти Иисуса, и у нее много основателей.

Можно сказать, что апостол Павел первым пересмотрел роль Иисуса и заложил самые важные основы, но именно его ученики после смерти апостола стали родоначальниками христианства.

Павел – Давид – Моисей. И наоборот

Но Бог не сказал, что в новом завете Он восстановит скинию Моисея. Нет. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам.9:11).

Давайте посмотрим, чем отличается скиния Давида от скинии Моисея.

Скиния Давида устроена необычным образом:

* Если в Моисеевой скинии ковчег был скрыт за завесой, и путь к нему был чрезвычайно сложным (Лев.16:2), то в новой скинии Давид поставил его в центр шатра (2 Царств 6:17, 1 Пар. 16:1), и он был видим (Пс. 62:3).

* Если откровение скинии Моисея получено в дыме, громе и страхе на горе Синай (Исх.19:16), то скиния Давида установлена в радости, хвале и близости с Богом на горе Сион (2 Царств 6:14-15).

* Если в скинии Моисея каждый вечер, каждое утро (Исх.29:39) и внеурочно (Чис.15:3) лилась кровь жертвенных животных, то в скинии Давила 24 часа в сутки приносилась жертва хвалы (1 Пар. 16:5-6,37, Пс. 68:31-32).

* Если скиния Моисея представляла собой закон, где все подчинялось строгим правилам и тщательно предписанным обрядам, то скиния Давида представляет собой благодать, наши новые отношения с Богом.

Скиния Давида существовала лишь краткое время, около 40 лет (кстати, одновременно с ней продолжала функционировать и законническая скиния Моисея, только уже без ковчега). Потом, вместо нее, Соломон построил храм с тем же сложным подходом к Богу, как и в скинии Моисея. Несмотря на то, что скиния Давида просуществовала так недолго, Бог мечтал восстановить именно ее, а не скинию Моисея. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую» — о каком дне говорит пророк Амос? Ответ – в 15 главе книги Деяний апостолов. В ней мы видим, что апостолы собрались для совещания: как же жить новообращенным из язычников – по закону Моисееву или по благодати. И тут Иаков процитировал обетование: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое» (Деян.15:16,17). Иаков, услышав, что язычники получают спасение, понял, что пророчество Амоса исполнилось. Скиния Давидова восстановлена в церкви !

Церковь – это место славы Божьей! Устроив вокруг ковчега непрерывную хвалу и поклонение, Давид сказал: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс.21:4). В любое время дня или ночи можно было войти в скинию и видеть Божье присутствие. Эта скиния передает нам также образ непрерывной хвалы и поклонения на небесах.

На протяжении большей части своей истории церковь не выполняла своего предназначения. В средние века за образец христианского богослужения была взята скиния Моисея. Здания церкви строились по тому же сложному образцу: внешний двор, святилище со священниками в специальных одеждах и прочими атрибутами, и алтарь, загражденный стеной. Сложные ритуалы.

Бог действует в наши дни, чтобы восстановить скинию Давида, где посреди собрания Иисус, и все собрание окружено славой Божьей. А вот что следует за восстановлением:

«Чтобы они овладели… всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» (Ам.9:12-14).

Поэтому грешник Давид не мог построить храм, но поклонник Давид смог построить скинию. В храме в Божье присутствие (к ковчегу откровения) мог попасть только священник на основании праведности от закона. В скинии Давида, хотя для людей и оставался риск разделить участь Озы (ведь не было ещё искупительной крови Христа), они все же могли приходить в поклонении в Божье присутствие, уповая на Его милость. Попытка совершить поклонение в храме закончилась для царя Озии трагически. Давид же и его поклонники могли свободно поклоняться в его скинии без страха быть наказанными за своё дерзновение (Пс.28:2; 62:3)
. Как же хорошо должен был знать Давид Божье сердце, чтобы призывать людей делать в скинии то, что невозможно себе даже представить в храме. Переводчики Библии на русский язык тоже не могли себе представить как можно славить, танцевать и играть на музыкальных инструментах во святилище, в непосредственном присутствии Бога, поэтому и перевели слово в Пс.150:1 как «святыня», а не как «святилище» (в английском переводе стоит «sanctuary» — святилище, а не «holiness» — святое, святыня). Для сравнения, это же слово переведено в Исх.26:33 как «святилище» и «Святое святых». Эта закономерность прослеживается во многих местописаниях. Везде, где действия поклонников противоречат тому, что по мнению переводчиков должно происходить во святилище, они ставят слово «святыня» (например Пс.67:25). По мнению В.П.Вихлянцева в Пс.150:1 под святыней подразумевается Иерусалим. Выражу сомнение, т.к. во всех случаях, когда под святыней нужно понимать не святилище, а что-либо иное (Иерусалим, Иуду, Сион), Писание не допускает разночтений (см. Иоил.3:17, Пс.113:2, Авд.1:17 и т.д.). Т.е. еврейское слово, переведенное в наших Библиях как «святыня», если не имеет в Писании дополнительных пояснений (например, если под святыней нужно понимать именно Иерусалим — Иоил.3:17), имеет единственно возможный перевод — «святилище» (см.Исх.26:33).
Мне кажется, что подобные мнения являются следствием представления о несовместимости Давидова поклонения со святилищем, с Божьим присутствием. Однако, в любом случае, если, по мнению Давида Божья святость прекрасно сочетается с пением, музыкой и танцами, то не вижу никаких препятствий тому, чтобы он мог призывать к подобному поклонению в Божьем присутствии в своей скинии.
Служение поклонников в скинии Давида было строго организовано. Каждый левит знал за что отвечает, под чьим началом и в какой череде поклоняется, на каком инструменте играет. Почему же тогда при устроении этого служения не было сказано ни слова о танцах и танцорах, хотя в тоже самое время мы видим как в псалмах Давид призывает левитов поклоняться в танце? Дело в том, что танцы не относились к вопросу организации служения, они являлись формой выражения поклонения. Каким инструментам играть, каким — нет, петь или танцевать, восклицать или молчать все это диктовалось не уставом Давида, а духовной и эмоциональной атмосферой конкретного времени служения. Для определения этой атмосферы были поставлены прозорливцы. Но почему, несмотря на то, что певческий устав стал частью богослужения в храме, о танцах больше не упоминается? Я думаю по той же причине, по какой перестал пополняться Псалтырь. После смерти Давида Израиль от поклонения Живому Богу постепенно скатился к служению прообразам. Певческое служение левитов, лишившись доступа в Божье присутствие, потеряв огонь и жизнь первых псалмистов, стало формальным. Поклонение, в давидовой скинии ничем неограниченное, теперь было втиснуто в жесткую структуру храмового богослужения, потеряв в свободе искренности и силе.
Мне кажется, что предназначение скинии Давида заключалось не в замещении скинии Моисея, а в пророческом предвозвещении прихода времени церкви, что и провозгласил Петр на первом соборе, утверждая, что пророчество Амоса о возрождении эпохи псалмов и танцев относится именно ко времени церкви.
Израиль же остался в эпохе прообразов, используя образ скинии Моисея для культовых целей, а образ скинии Давида в практике личного Богопознания. Печально видеть, как некоторые церкви пытаются точно так же совмещать в себе эти две богослужебные модели, и это в лучшем случае. Другие церкви вообще отвергают или открыто противостоят образу поклонения Давидовой скинии.
Ох уж этот Давид и его скиния! Они всегда будут камненм преткновения для тех, кто попытается канонизировать выражение поклонения, ограничить его какими-либо литургическими рамками.

Читать еще:  Петров пост: очередная четверть в школе любви

Моисею были даны детальные указания по поводу скинии и служения в ней. И там нет ни слова о танцах, о пении, и игре на музыкальных инструментах. Однако Давид вводит череду певцов и призывает их прославлять Бога и в пении и на музыкальных инструментах и в танце и делать это именно в собрании святых (Пс.149:1-3). В псалме 150 Давид идет ещё дальше, призывая таким же образом поклоняться и во святилище.
Как мог Давид, нарушить столько уставов Моисея по устроению скинии и остаться безнаказанным? И вообще, как он мог дерзнуть построить скинию, альтернативную Моисеевой? Конечно же, это не могло быть следствием его легкомыслия и безответственности, слишком свежа была ещё в памяти гибель Озы. Очевидно, поклонник Давид узнал о сердце Бога нечто такое, что позволило ему выйти за рамки ограничений законодателя Моисея.
Бог сказал о Давиде: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22), и Писание не даёт нам повода предполагать, что Давид их не исполнил. Стоит обратить внимание, что Бог сказал это о человеке, которому не позволил построить храма. Духовным апогеем жизни Давида осталась его скиния. Очевидно, эта скиния и явилась исполнением хотений Бога. Почему Богу оказалось вдруг недостаточно скинии Моисеевой, которая всё это время оставалась в Гаваоне и понадобилась ещё одна? Дело в том, что скиния Моисея, а с нею и храм (её увеличинная копия), были зримым воплощением эпохи закона, а скиния Давида — эпохи благодати.

Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою.
(Пс.99:4)

В Откровении мы тоже можем увидеть разделение храма поклонения:

1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
(Откр.11:1,2)

Отличие скинии Давида от скинии Моисея в том, что в скинии Давида ковчег больше не скрыт за завесой.

Да, есть различные уровни погружения. Яркий пример — Иез. 47:1-5. Но совсем другое дело — когда Божье присутствие сокрыто за завесой. Кстати, народ, пройдя внешний двор, так и не мог войти во святилище. Священники, пройдя оба этапа, не имели права войти во святое святых. И только первосвященник — прообраз Иисуса Христа — не потому, что он прошел все этапы, а по праву рождения, мог войти в непосредственное присутствие Божье. Благодарение Богу, что мы теперь в Нем!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector