0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Биография
  • Приветствия и обращения
  • Интервью
  • Послания
  • Проповеди
  • Программа «Слово пастыря»

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В канун праздника Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя

13 апреля 2017 года, в Великий Четверток, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — Великим Четвергом, днем установления Таинства Святой Евхаристии.

Этот день приравнивается к двунадесятым праздникам. Он приходится на Страстную седмицу и потому всегда постный, но по сути это великий праздник, потому что Господу было угодно в этот день установить Таинство Святой Евхаристии, которое дает каждому человеку, являющемуся членом Церкви, возможность быть со Христом. И это не фигура речи, как мы говорим иногда о давно почивших людях: «Мы вместе с вами», — всякий знает, что мы можем быть вместе с ними лишь в воспоминаниях. Через Таинство Святой Евхаристии, силой Святого Духа мы реально вместе со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, причащаясь Тела Христова, мы становимся участниками и сообщниками. Как же понять эти слова? Святитель не поясняет, поскольку в его время все понимали, о чем речь. Но, к сожалению, с течением времени у многих, даже просвещенных богословов, ушло из сознания, что святитель Иоанн Златоуст не прибегал к фигурам речи, а сказал о реально существующем. Причащаясь Тела и Крови Спасителя, мы действительно становимся участниками Святой Тайной вечери, то есть мы среди апостолов, а не среди тех, кого на этой вечери не было и тем более не среди тех, кто затем возложил на Спасителя руки.

Но, может быть, это тоже образ? Как можно быть участником того, что было две тысячи лет назад? Как можно быть сообщником тех людей, которые не живут на земле? Святитель Иоанн Златоуст своими словами раскрыл саму суть Святой Евхаристии. Еще Господь на Тайной вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие, то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22:19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там — вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная вечеря всегда актуальна — вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.

Собственно говоря, все, что Церковь делает силой Духа Святого, — это и есть соединение настоящего с вечностью. А почему с вечностью, а не только с прошедшим? Ведь Святая Евхаристия была в прошлом. Почему силой Святого Духа мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, прикасаемся к вечности, вступаем на иной уровень бытия? Да потому что Господу так было угодно. Его пришествие в мир не завершилось вознесением на небо. Его присутствие в мире продолжается силой Святого Духа. Вот почему, совершая Божественную Литургию, священнослужитель молится о том, что посредством Святой Евхаристии мы вспоминаем крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, второе и славное паки пришествие, — которого еще не было, но мы вспоминаем его так же, как вспоминаем Святую Евхаристию, являясь соучастниками и сообщниками. Ибо в Евхаристии силой Святаго Духа преодолеваются время и пространство, и мы реально соприкасаемся с Божественным Царством.

Но в Святом Таинстве Евхаристии мы не только таинственно, Духом Святым вспоминаем все, что было, все, что совершил Господь, но и соединяемся с Ним. И не только с Ним — тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Причащаясь Единого, мы причащаемся Единого Тела». Многие из нас, стоящие в этом храме, не знают друг друга, мы будто чужие, но что означает быть чужим, когда вместе с тем, кого ты не знаешь, причащаешься единого Тела Христова? Ты в этом Теле соединяешься с Господом и с теми, кто рядом с тобой. Вот почему Церковь — это особая общность людей. Она не основана только на учении, хотя учение скрепляет людей в этой общности. Сама общность рождается не от человеческого разума, но от силы Божественного присутствия. Господь нас соединяет, делает всех детьми, делает всех Церковью. Именно в момент Евхаристии Церковь выявляет свою природу. Недаром Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви, потому что вся Церковь совершает это Таинство, и через него нам и всему миру является мистическое Тело Христово, которого мы причащаемся и частью которого становимся.

Когда взираешь на историю Церкви, видишь в основном внешнюю сторону событий, как много было трудного, тяжелого и даже греховного в этой истории — расколы, разделения, проливалась даже кровь. И сегодня — разве мы все, и каждый в отдельности, являем пример святости, чистоты, любви, веры? Так почему же, несмотря на слабость исторической Церкви, она непобедимо существует две тысячи лет и будет существовать до скончания века? А именно потому, что силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.

Какая же великая ответственность на нас — чтобы, выйдя за пределы Евхаристического собрания, за пределы храма, мы могли и там, в мире, чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по многим проблемам, которые сегодня волнуют род человеческий! У христиан должно быть общее видение и общая позиция именно потому, что они едины во Христе Иисусе, Господе нашем, силою Святаго Духа через принятие Его Тела и Крови. Если будет так, то Церковь останется непобедимой и будет великим свидетелем Божией правды, которую понесут в мир ее чада в надежде, что причащение Тела и Крови Господней, соучастие в таинстве Святой Евхаристии, членство в Церкви, которая есть Тело Христово, освободит их от греха и даст оправдание в день Судный. Аминь.

Читать еще:  Как устроен единоверческий приход

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с Великим Четвергом. Днем, приравниваемым к праздникам двунадесятым, потому что его основанием явилось величайшее, наравне с крестной Жертвой и Воскресением, событие евангельской истории — Тайная Вечеря Спасителя с учениками. Было время Пасхи, и трапеза проходила в строгом соответствии с обрядовыми предписаниями. Господь полностью соблюдал этот порядок, но вместо традиционного благословения произнес необычные слова: Сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. И затем, когда вечеря закончилась, взяв в руки чашу, также сказал удивительные слова: Сия есть Кровь Моя, изливаемая во оставление грехов, добавив: Сие творите в Мое воспоминание.

Христианская община в Иерусалиме, а затем и во всех других городах и селах, где появились христиане, совершала эту торжественную вечерю любви, благословляя особым образом, по примеру Спасителя, хлеб и вино. И поелику Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то все вспоминали последнюю вечерю пред страданиями Господа и Спасителя. Но с первых дней своего бытия Церковь ясно сознавала, что заповедь творите в Мое воспоминание означала не просто умственный акт, но событие. Речь шла о таком воспоминании, когда силой Святого Духа в кругу учеников совершалась то же, что совершилось на Тайной Вечери. Благословляя хлеб и вино, ученики сознавали, что пред ними — подлинное Тело и подлинная Кровь Христовы. Эта вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы содержится с апостольских времен в Церкви Христовой. Отличие Церкви от любого другого собрания, именующего себя христианским, заключается именно в вере в то, что благословляемые хлеб и вино силой благодати Святого Духа пресуществляются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы.

Церковь усвоила Таинству Тела и Крови Христовых наименование «Евхаристия», от греческого глагола «евхаристо», то есть «благодарю». Неслучайно Таинство получило название «благодарение», — потому что нет ничего более великого в мире, чем исполнение заповеди Господа, повелевшего совершать в Его воспоминание благословение хлеба и вина, которые силой Святого Духа преобразуются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.

Когда мы говорим, что это Таинство Благодарения, мы должны помнить, что в русском слове содержится корень «дар». Мы не просто благодарим словами, мы не просто благодарим умом, но приносим дар Богу — хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Господней. И мы должны ясно сознавать: как в жизни человеческой мы одаряем друг друга, особенно если хотим кого-то поблагодарить, так и в наших отношениях с Богом, когда хотим поблагодарить Господа, мы совершаем таинство Святой Евхаристии.

Но ведь еще существует понятие «Литургия после Литургии» — о нем стали говорить не так давно, но смысл его коренится в святоотеческом предании. Что же может быть после Литургии? А после Литургии мы должны научиться приносить дар Богу через добрые дела по отношению к людям. Поэтому доброделание, милосердие, совершаемое в Церкви, очень отличается от добрых дел в светском мире. Мы не просто совершаем добрые дела, движимые сожалением, состраданием, но своими делами продолжаем Святую Евхаристию, то есть благодарим Господа. И если хотите, наши добрые дела — это служение Богу после Святой Евхаристии.

Вот почему в центре христианского милосердия всегда должна быть Божественная литургия, всегда должно присутствовать сознание приношения дара Богу. Тогда это милосердие будет принципиально иным, чем любое другое внерелигиозное совершение добрых дел, потому что, принося дар Богу через дела милосердия, мы отвечаем на Божественный дар Святой Евхаристии, дар жизни, дар милости, которую Господь изливает на весь род человеческий, на весь мир. От имени человеческого рода, собранные вокруг престола Господня, мы приносим Ему благодарение — Святую и Бескровную Жертву Тела и Крови Его, Жертву, которая есть умилостивительная жертва за наши грехи и за грехи всего мира.

Вот такими смыслами наполнен сегодняшний день — день установления таинства Святой Евхаристии, день воспоминания о Тайной Вечере, день духовного созерцания, день смирения Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам, и день, когда Иуда, не дождавшись конца вечери, пошел и предал Господа первосвященникам. Великий Четверг есть великий праздник, но праздник с предчувствием скорби, которую разделяет каждый верующий человек, проходя через богослужебный чин Великой Пятницы, которая по уставу нашей Церкви начинается уже сегодня вечером чтением 12-ти страстных Евангелий.

Укрепленные причастием Святых Христовых Таин, вразумленные всем тем, что мы знаем о Святой Евхаристии, с благоговением вступим в последние дни Страстной седмицы, чтобы принести еще более сокрушенное покаяние в своих грехах и, причастившись Святых Христовых Таин в Светлую Субботу или в Светлый день Воскресения, облагодатствованные даром Святого Духа, опираясь на свою веру, идти в мир сей, творя дела милосердия и правды Божией. Аминь.

Проповедь в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий Четверг приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, потому что событие, в честь которого он учрежден, имеет значение не меньшее, а может, и большее по сравнению с некоторыми из двунадесятых праздников. Ведь именно в этот день Господу было угодно установить Таинство Святой Евхаристии, которое преподобный Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви.

Таинство Евхаристии — это продолжение Тайной Вечери Господа и Спасителя. Господу было угодно, чтобы с Его отшествием из этого мира не прекратилось Его пребывание — не только духовное, но и видимое — в этом мире. И на последней трапезе с учениками, которая была пасхальной, ибо совершалась во время еврейской Пасхи, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и сказал: это Тело Мое, за вы ломимое (то есть, за вас преломляемое) во оставление грехов (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24). В конце трапезы, как и полагалось по обряду еврейской пасхальной вечери, Он взял чашу, над которой обычно произносился барех, то есть, в переводе с еврейского, особое благословение, имевшее строго определенную формулу. Но Господь отклонился от этой формулы и, благословляя последнюю чашу после вечери, говорит: это чаша Крови Моей, и пейте от нея вси. Этими действами Господь учредил Таинство Тела и Крови Своей, Таинство Святой Евхаристии, в которой и через которую продолжается присутствие Господа и Спасителя, прославленного и воскресшего и Телом, и Кровью Своею.

С самого начала бытия Церкви, которая главным своим делом считала воскресное собрание верных и совершение Евхаристии, это Таинство окружалось особым поклонением, особым трепетом. Потому что через вкушение хлеба и вина, которые прелагаются в Тело и Кровь Христову, ученики, собравшиеся вокруг евхаристической трапезы, вновь и вновь переживают присутствие Господа и Спасителя. Снова и снова поколения христиан произносили слова, запечатленные в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова: ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Потому что через Таинство Евхаристии Господь не покинул землю, не покинул род человеческий — Он присутствует среди нас, и это дает нам надежду на Его пришествие во славе. Вот почему гимн ранних христиан «Ей, гряди, Господи Иисусе!» произносился в первую очередь в связи с совершением Таинства Евхаристии.

Читать еще:  Христианин – потребитель или служитель?

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:12-27), и это проистекает именно из учения о том, что Церковь совершает Таинство Святой Евхаристии и, приобщаясь Телу и Крови Спасителя, становится Телом Христовым. Учение о Церкви как о Теле Христовом содержится в творениях многих святых отцов, но особенно ярко оно выражено в творениях Симеона Нового Богослова, жившего уже во времена Византийской империи. Преподобный Симеон Новый Богослов, отталкиваясь от слов святого апостола Павла, справедливо утверждал, что Евхаристия и есть основание Церкви, то, без чего Церковь существовать не может, зримое присутствие в Церкви, в общине верующих Самого Господа и Спасителя.

Именно поэтому присутствие за евхаристическим собранием строго оберегалось от внешних. В богословии существует термин disciplina arcani, заимствованный из латинского языка. Что это означает в переводе на русский? То, что Таинство, все то, что священно в Церкви, должно особым образом оберегаться — и не только физически от всякого рода сумасшедших и иных людей, желающих совершить святотатство, но и вообще от всякого злонамеренного воздействия. И это понимание того, что хранящееся в Церкви есть Святая Святых, также проистекает из учения апостола Павла о том, что сама Церковь есть Тело Христово; апостол в 1-м Послании к Коринфянам об этом очень ясно говорит. Поэтому всякое посягательство на Церковь, всякое посягательство на святыню есть кощунство, особо страшный грех.

Церковь есть Тело Христово, и все, что совершается в Церкви, совершается для того, чтобы люди могли причащаться Тела и Крови Господней, чтобы было возможно прикосновение к этой святыне. Для этого произносятся проповеди и научается в истинах христианских народ, для этого крестятся дети и взрослые, для этого совершаются особые благословения людей на их жизненном пути через действия, именуемые Таинствами. Все это направлено на то, чтобы поддерживались вера и благочестие в роде человеческом и чтобы люди были способны принимать Тело и Кровь Христовы, которые не просто несут исцеление души и тела, но и являются залогом нашего спасения.

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Святой Евхаристии, действительно является особым днем, и верующие особенно настойчиво призываются в этот день к принятию Святых Христовых Таин. И запомните, мои дорогие: если даже в какие-то другие дни Великого поста или другие дни года вы не могли причаститься, то в Великий Четверг это нужно сделать непременно. Потому что если человек, называющий себя православным христианином, уклоняется от причастия, то он уклоняется от общения с Церковью и подлежит отлучению от Церкви. Только причастие Святых Христовых Таин предохраняет нас от того, чтобы подпасть под такое отлучение. В нынешней практике Церкви это отлучение не провозглашается, но это не значит, что оно не происходит на небесах. Потому что не может человек называть себя христианином и учеником Спасителя, если не причащается Тела и Крови Его, если не становится в ряд Его учеников, вкусивших Тело и Кровь Спасителя на последней Тайной Вечере в преддверии Его страданий. И будем помнить, что таинство Святой Евхаристии испепеляет наши грехи. Мы причащаемся в прощение грехов, в жизнь вечную, чтобы это величайшее Таинство давало нам силы бороться с грехом, преодолевать нашу человеческую неправду и сохранять надежду на вхождение в вечное Царство Божественной славы. И пусть молитвы Великого Четверга помогут нам со всей очевидностью осознать непреходящее великое значение Таинства Евхаристии для спасения, а значит, и для наследования Царства Небесного каждым из нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В Великий Четверток Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Иларион (Гоюк), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, хранитель святого мира; духовенство г. Москвы.

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

В процессии великого входа участвовали первенствующий священник — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.

После евхаристического канона Предстоятель совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:

«В Великий Четверг совершается таинство Церкви — освящение святого мира. Господу было угодно после Вознесения на небо даровать Духа Святого Своим ученикам, а через них — всем их последователям. Мы знаем, что это великое таинство и это великое чудо совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда собравшиеся в Сионской горнице апостолы обрели этот дар и был дан видимый знак сошествия Святого Духа — огненные языки почили на каждом из апостолов.

Получив этот великий дар Божественной благодати, апостолы низвели его на своих ближайших учеников — тех, кто стал именоваться епископами, а через епископов Церкви этот дар низводится при рукоположении на каждого священника и диакона. Более того, обладая даром и правом низведения Духа Святого, Церковь получила возможность благословлять некое физическое вещество, которое мы называем миром, на которое по особой молитве Церкви в Великий Четверг низводится благодать Святого Духа — та благодать, которая почила на святых апостолах.

Читать еще:  Российский физик впервые в истории зафиксировал электроразряды во время схождения благодатного огня

Святое миро используется для помазывания крещаемых. В соединении с таинством Крещения совершается таинство Миропомазания, и тело крещеного помазывается крестообразно святым миром — тем самым миром, которое содержит благодать Святого Духа, дарованную в день Пятидесятницы святым апостолам. И после этих слов мы все вместе помолимся, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на Церковь нашу, укрепил в Духе Святом и в силе веры всех крещаемых, чтобы благословил Отечество наше, оградил его от всяких врагов, укрепил веру православную в народе нашем. А сейчас приступим к великому таинству освящения святого мира».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром.

По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын) и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро по благословению Предстоятель Русской Церкви будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес епископ Звенигородский Феодорит.

В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий Четверг приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, потому что событие, в честь которого он учрежден, имеет значение не меньшее, а может, и большее по сравнению с некоторыми из двунадесятых праздников. Ведь именно в этот день Господу было угодно установить Таинство Святой Евхаристии, которое преподобный Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви.

Таинство Евхаристии — это продолжение Тайной Вечери Господа и Спасителя. Господу было угодно, чтобы с Его отшествием из этого мира не прекратилось Его пребывание — не только духовное, но и видимое — в этом мире. И на последней трапезе с учениками, которая была пасхальной, ибо совершалась во время еврейской Пасхи, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и сказал: это Тело Мое, за вы ломимое (то есть, за вас преломляемое) во оставление грехов (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24). В конце трапезы, как и полагалось по обряду еврейской пасхальной вечери, Он взял чашу, над которой обычно произносился барех, то есть, в переводе с еврейского, особое благословение, имевшее строго определенную формулу. Но Господь отклонился от этой формулы и, благословляя последнюю чашу после вечери, говорит: это чаша Крови Моей, и пейте от нея вси. Этими действами Господь учредил Таинство Тела и Крови Своей, Таинство Святой Евхаристии, в которой и через которую продолжается присутствие Господа и Спасителя, прославленного и воскресшего и Телом, и Кровью Своею.

С самого начала бытия Церкви, которая главным своим делом считала воскресное собрание верных и совершение Евхаристии, это Таинство окружалось особым поклонением, особым трепетом. Потому что через вкушение хлеба и вина, которые прелагаются в Тело и Кровь Христову, ученики, собравшиеся вокруг евхаристической трапезы, вновь и вновь переживают присутствие Господа и Спасителя. Снова и снова поколения христиан произносили слова, запечатленные в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова: ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Потому что через Таинство Евхаристии Господь не покинул землю, не покинул род человеческий — Он присутствует среди нас, и это дает нам надежду на Его пришествие во славе. Вот почему гимн ранних христиан «Ей, гряди, Господи Иисусе!» произносился в первую очередь в связи с совершением Таинства Евхаристии.

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:12-27), и это проистекает именно из учения о том, что Церковь совершает Таинство Святой Евхаристии и, приобщаясь Телу и Крови Спасителя, становится Телом Христовым. Учение о Церкви как о Теле Христовом содержится в творениях многих святых отцов, но особенно ярко оно выражено в творениях Симеона Нового Богослова, жившего уже во времена Византийской империи. Преподобный Симеон Новый Богослов, отталкиваясь от слов святого апостола Павла, справедливо утверждал, что Евхаристия и есть основание Церкви, то, без чего Церковь существовать не может, зримое присутствие в Церкви, в общине верующих Самого Господа и Спасителя.

Именно поэтому присутствие за евхаристическим собранием строго оберегалось от внешних. В богословии существует термин disciplina arcani, заимствованный из латинского языка. Что это означает в переводе на русский? То, что Таинство, все то, что священно в Церкви, должно особым образом оберегаться — и не только физически от всякого рода сумасшедших и иных людей, желающих совершить святотатство, но и вообще от всякого злонамеренного воздействия. И это понимание того, что хранящееся в Церкви есть Святая Святых, также проистекает из учения апостола Павла о том, что сама Церковь есть Тело Христово; апостол в 1-м Послании к Коринфянам об этом очень ясно говорит. Поэтому всякое посягательство на Церковь, всякое посягательство на святыню есть кощунство, особо страшный грех.

Церковь есть Тело Христово, и все, что совершается в Церкви, совершается для того, чтобы люди могли причащаться Тела и Крови Господней, чтобы было возможно прикосновение к этой святыне. Для этого произносятся проповеди и научается в истинах христианских народ, для этого крестятся дети и взрослые, для этого совершаются особые благословения людей на их жизненном пути через действия, именуемые Таинствами. Все это направлено на то, чтобы поддерживались вера и благочестие в роде человеческом и чтобы люди были способны принимать Тело и Кровь Христовы, которые не просто несут исцеление души и тела, но и являются залогом нашего спасения.

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Святой Евхаристии, действительно является особым днем, и верующие особенно настойчиво призываются в этот день к принятию Святых Христовых Таин. И запомните, мои дорогие: если даже в какие-то другие дни Великого поста или другие дни года вы не могли причаститься, то в Великий Четверг это нужно сделать непременно. Потому что если человек, называющий себя православным христианином, уклоняется от причастия, то он уклоняется от общения с Церковью и подлежит отлучению от Церкви. Только причастие Святых Христовых Таин предохраняет нас от того, чтобы подпасть под такое отлучение. В нынешней практике Церкви это отлучение не провозглашается, но это не значит, что оно не происходит на небесах. Потому что не может человек называть себя христианином и учеником Спасителя, если не причащается Тела и Крови Его, если не становится в ряд Его учеников, вкусивших Тело и Кровь Спасителя на последней Тайной Вечере в преддверии Его страданий. И будем помнить, что таинство Святой Евхаристии испепеляет наши грехи. Мы причащаемся в прощение грехов, в жизнь вечную, чтобы это величайшее Таинство давало нам силы бороться с грехом, преодолевать нашу человеческую неправду и сохранять надежду на вхождение в вечное Царство Божественной славы. И пусть молитвы Великого Четверга помогут нам со всей очевидностью осознать непреходящее великое значение Таинства Евхаристии для спасения, а значит, и для наследования Царства Небесного каждым из нас. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector