0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопрос на засыпку: кто автор Пасхального слова Иоанна Златоуста

Вопрос на засыпку: кто автор Пасхального слова Иоанна Златоуста?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Есть известная история о том, как людей заставал врасплох вопрос: кто автор «Полонеза Огинского»? Оказывается, многие из нас настолько привыкли к этому названию, что уже даже не соотносят фамилию Огинский с автором музыкального произведения. А вот со Словом огласительным на Святую Пасху Иоанна Златоуста, которое традиционно читается в конце Пасхальной утрени, все еще интереснее. Вот уже больше тысячи лет это произведение носит имя Иоанна Златоуста, хотя, скорее всего, у него другой автор.

Чтение Слова огласительного на Святую Пасху – один из самых торжественных и запоминающихся моментов ночной пасхальной службы. Это то самое Слово, в котором к пасхальной трапезе предлагается присоединиться всем – и постившимся, и непостившимся, и тем, кто трудился с самого начала Великого поста, и пришедшим только в «единонадесятый час»: ведь Владыка «приемлет последняго, якоже и перваго». Именно здесь мы слышим знаменитые слова, впервые сказанные пророком Осией: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?»

Пропета проникновенная пасхальная стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех…». Отгремел радостный пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…». Отзвучал Пасхальный канон, во время пения которого священнослужители спешили по очереди возгласить перед всем народом: «Христос воскресе!» – и услышать в ответ гулкое: «Воистину воскресе!» Пропеты наконец и стихиры «Пасха священная нам днесь показася…». И вот хор на время смолкает, на амвон выходит священник – и мы слышим то самое Пасхальное слово: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества…»

Богослужебные книги именуют это Слово творением Иоанна Златоуста, одного из величайших святых древней Церкви, который в 397-404 годах был Константинопольским архиепископом и прославился как красноречивый проповедник и строгий обличитель столичных нравов.

Рукопись одного из Слов Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст – автор многих десятков проповедей и слов, сказанных по самым разным поводам. Но вот как раз с авторством «Слова огласительного на Святую Пасху» все непросто.

«Огласительное» значит – излагающее основы веры людям, которые готовятся принять таинство Крещения. В первые века христианства существовала традиция креститься во время ночной Пасхальной службы, и в течение нескольких недель перед этим священнослужители обучали этих людей основам христианского вероучения. Объясняли Символ веры, рассказывали о заповедях, давали начатки знаний о церковных таинствах (более подробно о них рассказывали уже позже, когда человек принимал Крещение и переходил из разряда оглашенных в верные).

Произносил огласительные слова и Иоанн Златоуст. И когда был священником в своей родной Антиохии (один из крупнейших центров восточной Римской империи, ныне турецкий город Антакья), и позже – в сане архиепископа. Сегодня нам известны 12 огласительных слов Иоанна Златоуста, хотя, скорее всего, их было сказано много больше.

Дело в том, что большинство этих Слов оказались со временем забыты или утеряны, и находить их стали только в XX веке. Четыре Слова обнаружил в 1909 году ученый-византолог Афанасий Пападопуло-Керамевс, копаясь в рукописях петербургской Синодальной библиотеки. Еще восемь нашел почти полвека спустя в афонском монастыре Ставроникита французский аббат Антуан Венгер…

О Слове на Пасху известно по крайней мере с IX века, когда его чтение включили в пасхальную службу монахи константинопольского Студийского монастыря (по уставу этой обители до конца XIV века служили и русские храмы). В то время это Слово не задумываясь называли именем Иоанна Златоуста – очевидно, в силу традиции. Задача найти как можно больше старых рукописей и выявить авторство в ту пору еще не ставилась, да и возможностей сделать это было не так уж много.

Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий, свт.; Византия. Константинополь; XIV в.

А вот в XIX веке с церковными текстами уже велась активная исследовательская работа. Тут-то и выяснилось, что никаких надежных сведений, способных подтвердить принадлежность пасхального Слова Иоанну Златоусту, просто нет, пишет Ирина Пролыгина, изучавшая историю создания его огласительных слов. В знаменитом собрании творений греческих отцов Церкви Patrologia Graeca, составленном в середине XIX века католическим аббатом Жаком Полем Минем, присутствует в том числе и Слово огласительное на Святую Пасху, но именуется оно там осторожно – как произведение, приписываемое Иоанну Златоусту.

Была версия, что оно восходит к VI-VII векам, то есть создано через 100-200 лет после смерти Иоанна Златоуста (умер в 407 году). Но и это не более чем предположение.

Так что же, имя Иоанна Златоуста оказалось включено в название пасхального Слово по недоразумению?

Вероятнее всего, нет. По крайней мере некоторые фрагменты пасхального Слова явно восходят к Иоанну Златоусту. Исследователи творчества этого святого указывают на целый ряд смысловых, а иногда и буквальных совпадений между этим Словом и другим, принадлежащим уже несомненно Златоусту, – «Словом против упивающихся и о Воскресении».

«Владыка наш одинаково почтил богатых и бедных, рабов и господ; отплатим же Владыке за такое благоволение к нам, – пишет Златоуст в «Слове о Воскресении». – Для такого праздника и торжества нужны не деньги и не издержки, а доброе произволение и образ мыслей». И автор пасхального Слова тоже восклицает: «Все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые, почтите этот день… Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого… и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит».

Читать еще:  Голова в песке или Бог в душе?

«Господь воскрес – и воскресил вместе с Собою вселенную; Он воскрес, расторгнув узы смерти», – возглашает Златоуст. И автор пасхального Слова повторяет почти то же самое: «Воскрес Христос, — и жизнь жительствует; Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе».

Возможно, какой-то неизвестный автор решил украсить свое произведение выдержками из творений святителя Иоанна. А, может быть, ученики Златоуста по памяти восстановили одну из его пасхальных проповедей. Нельзя полностью исключать и того, что Слово все-таки написал сам Иоанн Златоуст. У нас недостаточно исторических данных, чтобы отдать предпочтение одной из этих версий.

А, впрочем, так ли существенно имя автора? Мы ведь не знаем, кто написал трактат «О Небесной иерархии», подписанный именем Дионисия Ареопагита. Мы можем лишь предполагать, кому принадлежит авторство такого важного для Церкви произведения, как «Учение Двенадцати апостолов», и многих других… По-настоящему важно то, что Церковь считает Слово огласительное на Святую Пасху настолько точно и полно выражающим смысл пасхального торжества, что во время этой службы практически никогда не звучит обычная пастырская проповедь. Кто бы ни был автор Слова, добавить к тому, что он сказал, уже нечего.

Еще совсем немного – и все мы услышим Слово огласительное на Святую Пасху в храме. Там оно прозвучит по-церковнославянски. Мы же предлагаем вам сегодня перевод этого замечательного образца церковного красноречия на русский язык, сделанный Ольгой Седаковой:

Если кто благочестив и боголюбив, пусть насладится он

славным и светлым этим торжеством.
Если кто раб благоразумный, пусть войдет он, радуясь,

в радость господина своего.
Если кто потрудился, постясь, пусть получит нынче динарий.
Если кто работал с первого часа, пусть получит нынче справедливое воздаяние.
Если кто пришел после третьего часа, пусть с благодарностью празднует.
Если кто после шестого часа подошел, пусть не смущается,

ибо и его ничем не обделят.
Если кто и девятый час пропустил, пусть подходит он, ничем не смущаясь,

ничего не страшась.
Если кто к одиннадцатому часу подоспел, пусть и он не смущается опозданием:
ибо владыка щедр и любит одарять,

и последнего принимает, как первого;
и пришедшего в одиннадцатый час отпускает на покой,

как и работавшего с первого часа:
и последнего милует, и первому угождает,
и тому воздает, и этого одаряет,
и сделанное принимает, и намерения приветствует,
и дела чтит, и замыслы хвалит.
Так входите же все в радость господина своего:
и первые, и вторые, получите плату за труд.
Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте.
Усердные и ленивые, почтите день сей.
Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня.
Угощение обильное, все насладитесь.
Телец тучный, пусть никто не уйдет не насытясь:
все насладитесь пиром веры:
все примите богатство благости.
И никто пусть не рыдает о своем убожестве:
ибо явилось общее царствование.
И никто пусть не плачет о своих прегрешениях,
ибо прощение всем из гроба просияло.
И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас от смерти

Спасителева смерть.
Он угасил ее, ею захваченный.
Он вывел пленников ада, сойдя во ад.
Он горечью напоил ад, вкусивший плоти Его.
И пророчествуя это, Исайя восклицал:
Ад, говорит, познал горечь, встретив Тебя
в преисподней.
Познал горечь, ибо он уничтожен.
Познал горечь, ибо он поруган.
Познал горечь, ибо умерщвлен.
Познал горечь, ибо низложен.
Познал горечь, ибо взят в плен.
Принял тело, и столкнулся с Богом.
Принял землю, и встретил небо.
Принял, что видел, и впал в то, чего не видел.
Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?
Воскрес Христос, и пали демоны.
Воскрес Христос, и радуются ангелы.
Воскрес Христос, и жизни есть где жить.
Воскрес Христос, и ни единого мертвого нет в гробах:
ибо Христос восстал из мертвых, сделавшись первенцем из умерших.
Ему слава и держава во веки веков.

Можно ли сегодня говорить «Христос Воскресе! » или только в день Пасхи?

А преподобный Серафим Саровский так весь год приветствовал приходящих к нему

ВНИМАНИЕ ВСЕМ ХРИСТИАНАМ: Куличи и крашеные яйца — это оккультные традиции, пришедшие в историческое христианство еще в 6 столетии. Это знаки фалического культа (поклонение мужским половым органам) и это мерзость перед Богом. Миллионы христиан разеых конфессий, обманутые многовековой религиозной ложной пропагандой едят Куличи и крашеные яйца, знаки блуда и оккультизма, на Пасху, прогневляя Бога. Кулич — это знак порока и лукавства, согласно Слову Божьему, но мы, христиане Библейской, Евангельской веры, не зависимо от нашей конфессии и юрисдикции, должны на Пасху есть опресноки, мацу — знак святости и чистоты. Господь да помилует нас и да просетит сидящих во тьме и тени смерти и оккультизма. Бог да выведет миллионы христиан из мрака безбожия к Истине. Наша Пасха — Иисус Христос!

Читать еще:  Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви. К 115-летию Предсоборного Присутствия (ч. 2)

Я думаю что изначально это приветствие было типа «Услышь благую весть! Сегодня воскрес Христос/Спаситель! «

только во время пасхи. ..в идеале правила немного другие.

говорить можно, да только воскрес он почти 2ооо лет назад, и самое важное что праздник пасха была прообразом Иисуса Христа. Перед своей смертью когда Иисус праздновал последний раз пасху со своими учениками, он заключил с ними новое соглшение и велел отмечать вечерю воспоминния его смерти в этот же день вместо пасхи которая проводилась 14 нисана (март-апрель). Eвангелие от Луки, 22 глава стихи 7-20,28-30:»Луки 22:7—20: 7 И вот наступил день пресных лепёшек, в который нужно было приносить пасхальную жертву. 8 Иисус послал Петра и Иоанна, сказав им: «Пойдите и приготовьте пасхальную еду, которую мы будем есть» . 9 Они спросили его: «Где нам её приготовить? » 10 Он сказал им: «Когда вы войдёте в город, вы встретите человека, несущего глиняный сосуд с водой. Идите за ним в дом, в который он войдёт, 11 и скажите владельцу дома: „Учитель спрашивает: „Где приготовлена комната для гостей, в которой я мог бы есть пасхальную еду со своими учениками? “ 12 И он покажет вам большую верхнюю комнату, где будет всё необходимое. Там и приготовьте» . 13 Они пошли, и всё произошло так, как он им сказал. И они приготовили пасхальную еду. 14 Когда настал час, он возлёг за столом вместе со своими апостолами 15 и сказал им: «Я очень хотел есть эту пасхальную еду вместе с вами перед теми страданиями, которые мне предстоит перенести, 16 потому что говорю вам: я больше не буду есть её, пока в царстве Бога не исполнится всё, что относится к ней» . 17 Приняв чашу, он воздал благодарность Богу и сказал: «Возьмите её и передавайте друг другу. 18 Говорю вам: я больше уже не буду пить вино, плод виноградной лозы, пока не придёт царство Бога» . 19 Затем он взял хлеб, воздал благодарность Богу, разломил его и дал им, сказав: «Это означает моё тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в воспоминание обо мне» . 20 Точно так же он взял и чашу после ужина, сказав: «Эта чаша означает новое соглашение на основании моей крови, которая прольётся за вас. 28 Но вы оставались со мной в моих испытаниях, 29 и я заключаю с вами соглашение, как мой Отец заключил соглашение со мной, о царстве, 30 чтобы вы ели и пили за моим столом в моём царстве и сели на престолы судить двенадцать племён Израиля».

Он никогда и не умирал_нет смерти души. Значит о воскрещении не может быть и речи. Но надо уважать веру и других людей_хоть христиане, индуисты, мусульманы. И в чужой монастырь не ходят со своими правилами. _значит Христос воскресе именно только в день пасхи_аллилуя!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОСКРЕСЕНИЕ – ВЕНЕЦ НАШЕЙ ЖИЗНИ, ДВЕРЬ В БЕССМЕРТИЕ

Христос Воскресе, дорогие мои иркутяне: отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!

В богослужебном круге Святой Православной Церкви есть 12 особо почитаемых праздников. Но в это число не входит еще один, который мало назвать особым и великим. Он – вне круга, он – над всем: это праздников праздник, торжество из торжеств – Святая Пасха, Светлое Воскресение Христово. Все остальные праздники являются его предвосхищением, обуславливают это небывалое в истории человечества событие. Он является квинтэссенцией всех Богослужений, всей веры человеческой, всей жизни нашей.

Позади Великий Пост и Вербное Воскресение – Вход Господень в Иерусалим, когда Христа спасителя встречал народ иудейский как Мессию, которого ждали тысячелетиями. И вот Он – могущественный, творящий чудеса, воскресивший своего друга Лазаря, исцеливший стольких больных, ходивший по водам и запрещавший ветры и волнения на море! Он все может, и уж, конечно, избавит Израиль от владычества Рима и утвердит их собственное владычество над всем миром. Но Он призвал их к совершенно другому – любви, милосердию, терпению и обещал за это совершенно непонятное этому народу .Царство Божие. И они так рассердились на Него за это, за свои нереализованные ожидания, что решили Его убить. И те люди, которые встречая Его, бросали под ноги осляти пальмовые ветви и постилали одежды и кричали «Осанна!» теперь так же искренне и убежденно кричали «Распни Его!» И призывали страшную, непереносимую для иудея клятву «Кровь Его на нас и детях наши». Совершилось самое страшное, самое трагическое, но и самое величественное событие в истории человечества. На кресте был распят Бог, взявший на Себя все грехи мира, чтобы искупить их. Но в третий день Он Воскрес, отверзая всем живущим на земле дверь в бессмертие!

Радость Воскресения является не только радостью нас, людей, еще живущих на земле. Это очень важно понять, особенно тем, кто недавно, да в любое время, потерял близких дорогих людей. Очень важно осознавать, что в празднике принимают и они участие, и может быть даже в большей мере, потому что для них факт Воскресения Христа Спасителя настолько достоверен, что не требует никаких доказательств. Если мы, живущие на земле, ищем эти доказательства путем интеллекта, философских размышлений, научных фактов, наконец, познаем их в собственной радости сердечной, в свидетельствах святых праведных, то для тех, кто перешел в мир иной, факт Воскресения христова абсолютно непреложен. И это для них радость непередаваемая, не познанная нами, потому что, по словам Симеона Нового Богослова, с каждой Пасхой участь человека становится все светлее, какое бы осуждение он не получал. Для них это такое торжество , которое , как говорит апостол Правел, мы здесь можем видеть только «прикровенно», как будто сквозь закопченное стекло. Поэтому Воскресение Христово празднуется всем миром – вольно, или невольно, осознанно или чувственно, по убеждению, или какому-то наитию. Ибо каждая душа, как бы ни была она обременена грехами, каким бы ложным идолам ни поклонялась, знает: Христос Воскресе!

Читать еще:  Авторская программа Владимира Легойды «Парсуна»: Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

Для нас же, верующих православных христиан, в Воскресении Христа-Спасителя заключается весь смысл жизни. Как бы мы за нее не цеплялись, она преходяща, причем, скоротечна. И какие бы мы ни снискали ценности в этой жизни, смерть все равно наступит. Но вместе с ней наступит Воскресение, не только духом, но и плотью. Вот почему так важно в этой жизни хранить от грехов плоть свою, ведь с ней мы предстанем пред Богом. И чтобы она, обновленная, была светлой и радостной, а не осуждающей нас, мы и должны сберечь ее в чистоте.

Воскресение – венец жизни каждого человека и надежда, утверждение на жизнь вечную. Вот почему когда мы отпеваем покойника, провожаем человека «в путь всея земли», (вслушайтесь в чин богослужения!) – Церковь не печалуется, она торжествует. Она лишь сопечалуется людям по поводу временной разлуки с близкими, но только временной, и утверждает, что там, куда ушли они, свет и радость.

Все мы хотим быть бессмертными. Человек рождается и юные годы своей жизни проводит в абсолютном убеждении, что он никогда не умрет. И это его ощущение – верно по сути. Но только факт Воскресения Христова дает нам все основания утверждать, что это так и есть. Каждый, у кого душа жива, чувствует и знает по опыту, что связь между нами и ушедшими в тот мир не утрачивается, она продолжается, даже несмотря на «непреходимый ров», пролегающий пока между нами. Вот почему , когда мы прославляем Пасху, надеемся, что Господь дарует и нам Воскресение, что и на этот раз, как с каждой Пасхой, Он просветит нас, сделает чище, простит нам всякие прегрешения, вольные и невольные. Он дарует нам это в силу определенного закона, имя которому ЛЮБОВЬ. НЕПРЕХОДЯЩАЯ. Это и любовь Бога к человеку , и человека к Богу, и любовь между членами человеческого сообщества .Если этот ЗАКОН действует в мире, тогда жизнь наша не бесцельна, не бессмысленна, она – действительно ЖИЗНЬ, а не подобие её. К сожалению, мы должны признать, что наш нравственный уровень, уровень нашей любви, оставляет желать много лучшего. Вот это оскудение любви, как повествует нам Сам Христос Спаситель, знамением кончины существования человечества исторического…

Но дорогие мои братья и сестры, я верю, что в сердцах иркутян эта Любовь сегодня жива, и она будет руководить вами во все дни мироспасительного праздника Воскресения Христова и после него. Это смысл нашей жизни. Когда нам говорят, что человек живет в этом мире и мятется потому что не имеет смысла, это ложь. Каждый понимает, что смысл жизни человеческой в снискании Духа Святого, снискании и получении даров Воскресения, в вере в Воскресение. Преподобный Серафим Саровский круглогодично приветствовал приходящих к нему людей словами: «Христс Воскресе, радость моя!». И вот когда мы хотя приблизимся к подобному мироощущению, мы уже не будем ни спорить, ни рассуждать о смысле жизни.

Редкий человек сегодня способен на молитвенный подвиг. Но у каждого из нас все таки есть огромный простор для стяжания Духа Святаго. Вокруг множество страждущих, которым мы можем помочь, и делом, и словом – поддержать, подбодрить, оказать милосердие. Они – на улице, в больницах, в темницах, да и рядом с нами — в соседнем доме, соседней квартире, и даже в собственной. Может быть, как раз самый близкий член вашей семьи сегодня больше всего и нуждается в добром слове и вашей любви, которую мы порой «забываем» проявлять.

Христос Воскресе, дорогие мои. Еще и еще раз поздравляю вас и радуюсь с вами радости Воскресения. И хочется делать это бесконечно. Пусть эта радость обнимет и наполнит всю нашу жизнь. И тогда в ней не найдется места злу,. зависти, гневу, делам тьмы, делам, не несущим на себе печати Божественной Любви. Я хочу пожелать вам помощи Божией в духовном делании, во всех делах , совершаемых на благо человечества . Желаю вам помощи Божией в преодолении различных трудностей, которые непременно встают на этом пути. Желаю также отменного здоровья, в котором все мы нуждаемся . Я желаю, чтобы радость Воскресения была той радостью, которую мы ожидали бы как венец своей жизни.

Да хранит вас воскресший Господь! Воистину Воскресе Христос!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector