0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами

В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами

В опубликованном в преддверии праздника Пасхи интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе корреспондента информационного агентства ТАСС коснулся темы православно-католических отношений.

— Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами?

— Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных.

— Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия?

— К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах.

— Как Вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня?

— В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь участвуют в работе Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) России, в рамках которого обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы, волнующие российское общество. В связи со 100-летней годовщиной революции и начала гонений на Церковь 26 апреля этого года в Санкт-Петербурге пройдет V пленум ХМКК, посвященный теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».

— Какие общие задачи стоят сегодня перед Православной и Католической Церквами?

— В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами. И по наиболее актуальным проблемам у двух Церквей очень близкие позиции. Общий подход к одним и тем же вопросам нашел ясное выражение в ходе исторической встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском на Кубе в феврале 2016 года.

Прежде всего, в ходе встречи Патриарх и Папа призвали к объединению усилий в противостоянии терроризму, особенно на Ближнем Востоке, где экстремисты угрожают самому существованию христиан. Защита наших братьев и сестер, переживающих сегодня настоящий геноцид, является насущной задачей, для решения которой православные и католики должны трудиться вместе.

Важное место в Гаванской декларации занимает призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине. Кроме того, предстоятели двух Церквей подчеркнули необходимость православно-католического сотрудничества по защите христианских основ европейской цивилизации, семьи как пути к святости, являющем верность супругов и их готовность к рождению и воспитанию детей, неотъемлемого права на жизнь и уважения человеческого достоинства.

Таким образом, Папа и Патриарх очертили тот круг тем, по которым православные и католики могут и должны работать вместе для более эффективного ответа на вызовы современности.

— Как Вы оцениваете возможность воссоединения двух Церквей, и что этому препятствует?

— Разделение между Церквами Востока и Запада было нарушением воли Спасителя о единстве Его учеников (Ин. 17:21) и произошло из-за человеческой слабости и греховности. Так как это греховное разделение противоречит воле Христа о Его Святой Церкви, с ним нельзя мириться, воспринимая его как должное. Папа и Патриарх выразили надежду, что их встреча в Гаване «внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос… и вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников». Гаванская встреча, по мысли ее участников, должна была стать конкретным шагом в этом направлении и знаком надежды для всех людей доброй воли.

Однако каким бы вдохновляющим ни было событие гаванской встречи, оно не избавляет православных и католиков от необходимости серьезного богословского диалога, в ходе которого должны быть рассмотрены спорные вероучительные вопросы. С 1980 года на регулярной основе осуществляет свою работу Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью с участием представителей всех Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской Православной Церкви. Сейчас в центре внимания членов Смешанной комиссии находится, пожалуй, главный вопрос, разделяющий православных и католиков, — проблема первенства во Вселенской Церкви. Ясно, что обсуждение его не будет простым в силу различных богословских традиций, сложившихся на Востоке и Западе за время разделения.

Мы не говорим сейчас об «объединении» Церквей, однако уверены в том, что возможно их сближение по целому ряду вопросов. И главное — мы не соперники, как было в прошлом, а союзники. Из этого понимания нам следует исходить, развивая проекты, направленные на совместное свидетельство миру о Христе распятом и воскресшем.

Топ 10 новостей последнего часа в Волоколамске и Московской области

  • ВЭБ.РФ продаст свой офис на проспекте Сахарова в Москве
  • В московском хостеле отравились четверо уроженцев Узбекистана, один из них скончался
  • ВЭБ решил продать свой старый офис на проспекте Сахарова в Москве
  • Два участка промзоны «Верхние Котлы» реорганизуют в Москве
  • Собянин рассказал о проектах благоустройства в Тверском и Таганском районах
  • На западе Москвы стартовала реконструкция Большого Лазенковского пруда
  • В сервисе «Работа.ру» назвали вакансии с самыми большими зарплатами в Москве
  • Врач Тяжельников посоветовал укреплять иммунитет хорошим сном и питанием, а не БАДами
  • Характер погоды в Москве изменится 12 октября
  • Юрист Болотская: россиян могут лишить жилья из-за самовольной перепланировки
Читать еще:  Покаяние друзей Иова, прекращение страданий праведника и итог библейской книги: святоотеческая интерпретация

123ru.net — ежедневник главных новостей Волоколамска и Московской области. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Волоколамска — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

Работники ПЧ-208 ГКУ МО «Мособлпожспас» провели тренировку по эвакуации в детском саду

Две церкви в цифрах

Оценить количество православных и католиков можно лишь условно. И в той, и в другой конфессии имеется немало людей, понимающих под принадлежностью к ним цивилизационную идентичность и культурную традицию, глубоко не воцерковленных, или вообще скептиков.

Специалисты обычно отталкиваются от самоидентификации людей, выраженной в ходе опросов.

Католицизм — крупнейшая христианская конфессия мира с числом приверженцев 1,254 млрд человек (данные за 2013 год).

Православных примерно в восемь раз меньше — 172,4 миллиона (данные издания «Религии мира» за 2010 год). Более двух третей из них, около 120 миллионов, относятся к Русской православной церкви Московского патриархата, включая прихожан в Украине, Белоруссии, Молдавии и по всему миру.

Еще порядка 17 миллионов верующих принадлежат к направлениям, не признанным каноническим православием (древние восточные церкви, русские старообрядцы, последователи Украинской православной церкви Киевского патриархата).

Число приходов можно определить более точно: около 275 тысяч у католиков и чуть более 30 тысяч у канонических православных.

Преимущественно католических стран в мире — 47 (21 в Европе, 24 в Латинской Америке, плюс Филиппины и Восточный Тимор). В Германии, Швейцарии и Нидерландах католиков и протестантов примерно поровну. Православных стран насчитывается 14. Все они компактно расположились в Восточной и Южной Европе.

Митрополит Иларион: В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами

– Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами?

– Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных.

– Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия?

– К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах.

– Как вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня?

– В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь участвуют в работе Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) России, в рамках которого обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы, волнующие российское общество. В связи со 100-летней годовщиной революции и начала гонений на Церковь 26 апреля этого года в Санкт-Петербурге пройдет V пленум ХМКК, посвященный теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».

– Какие общие задачи стоят сегодня перед Православной и Католической Церквами?

– В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами. И по наиболее актуальным проблемам у двух Церквей очень близкие позиции. Общий подход к одним и тем же вопросам нашел ясное выражение в ходе исторической встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском на Кубе в феврале 2016 года.

Прежде всего, в ходе встречи Патриарх и Папа призвали к объединению усилий в противостоянии терроризму, особенно на Ближнем Востоке, где экстремисты угрожают самому существованию христиан. Защита наших братьев и сестер, переживающих сегодня настоящий геноцид, является насущной задачей, для решения которой православные и католики должны трудиться вместе.

Важное место в Гаванской декларации занимает призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине. Кроме того, предстоятели двух Церквей подчеркнули необходимость православно-католического сотрудничества по защите христианских основ европейской цивилизации, семьи как пути к святости, являющем верность супругов и их готовность к рождению и воспитанию детей, неотъемлемого права на жизнь и уважения человеческого достоинства.

Читать еще:  Приблизиться к подлинной общине во Христе

Таким образом, Папа и Патриарх очертили тот круг тем, по которым православные и католики могут и должны работать вместе для более эффективного ответа на вызовы современности.

– Как вы оцениваете возможность воссоединения двух Церквей, и что этому препятствует?

– Разделение между Церквами Востока и Запада было нарушением воли Спасителя о единстве Его учеников (Ин. 17. 21) и произошло из-за человеческой слабости и греховности. Так как это греховное разделение противоречит воле Христа о Его Святой Церкви, с ним нельзя мириться, воспринимая его как должное. Папа и Патриарх выразили надежду, что их встреча в Гаване «внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос… и вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников». Гаванская встреча, по мысли ее участников, должна была стать конкретным шагом в этом направлении и знаком надежды для всех людей доброй воли.

Однако каким бы вдохновляющим ни было событие гаванской встречи, оно не избавляет православных и католиков от необходимости серьезного богословского диалога, в ходе которого должны быть рассмотрены спорные вероучительные вопросы. С 1980 года на регулярной основе осуществляет свою работу Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью с участием представителей всех Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской Православной Церкви. Сейчас в центре внимания членов Смешанной комиссии находится, пожалуй, главный вопрос, разделяющий православных и католиков, – проблема первенства во Вселенской Церкви. Ясно, что обсуждение его не будет простым в силу различных богословских традиций, сложившихся на Востоке и Западе за время разделения.

Мы не говорим сейчас об «объединении» Церквей, однако уверены в том, что возможно их сближение по целому ряду вопросов. И главное – мы не соперники, как было в прошлом, а союзники. Из этого понимания нам следует исходить, развивая проекты, направленные на совместное свидетельство миру о Христе распятом и воскресшем.

Митрополит Иларион: В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами

В опубликованном в преддверии праздника Пасхи интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе корреспондента информационного агентства ТАСС коснулся темы православно-католических отношений.

– Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами?

– Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных.

– Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия?

– К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах.

– Как вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня?

– В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь участвуют в работе Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) России, в рамках которого обсуждаются самые актуальные вопросы и проблемы, волнующие российское общество. В связи со 100-летней годовщиной революции и начала гонений на Церковь 26 апреля этого года в Санкт-Петербурге пройдет V пленум ХМКК, посвященный теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия».

– Какие общие задачи стоят сегодня перед Православной и Католической Церквами?

– В современном мире Православная Церковь и Католическая Церковь сталкиваются с одними и теми же вызовами. И по наиболее актуальным проблемам у двух Церквей очень близкие позиции. Общий подход к одним и тем же вопросам нашел ясное выражение в ходе исторической встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском на Кубе в феврале 2016 года.

Прежде всего, в ходе встречи Патриарх и Папа призвали к объединению усилий в противостоянии терроризму, особенно на Ближнем Востоке, где экстремисты угрожают самому существованию христиан. Защита наших братьев и сестер, переживающих сегодня настоящий геноцид, является насущной задачей, для решения которой православные и католики должны трудиться вместе.

Важное место в Гаванской декларации занимает призыв к деятельному миротворчеству и общественной солидарности на Украине. Кроме того, предстоятели двух Церквей подчеркнули необходимость православно-католического сотрудничества по защите христианских основ европейской цивилизации, семьи как пути к святости, являющем верность супругов и их готовность к рождению и воспитанию детей, неотъемлемого права на жизнь и уважения человеческого достоинства.

Таким образом, Папа и Патриарх очертили тот круг тем, по которым православные и католики могут и должны работать вместе для более эффективного ответа на вызовы современности.

– Как вы оцениваете возможность воссоединения двух Церквей, и что этому препятствует?

– Разделение между Церквами Востока и Запада было нарушением воли Спасителя о единстве Его учеников (Ин. 17. 21) и произошло из-за человеческой слабости и греховности. Так как это греховное разделение противоречит воле Христа о Его Святой Церкви, с ним нельзя мириться, воспринимая его как должное. Папа и Патриарх выразили надежду, что их встреча в Гаване «внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. и вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников». Гаванская встреча, по мысли ее участников, должна была стать конкретным шагом в этом направлении и знаком надежды для всех людей доброй воли.

Читать еще:  «Можно проиграть сражение, но надо стремиться выиграть войну»

Однако каким бы вдохновляющим ни было событие гаванской встречи, оно не избавляет православных и католиков от необходимости серьезного богословского диалога, в ходе которого должны быть рассмотрены спорные вероучительные вопросы. С 1980 года на регулярной основе осуществляет свою работу Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью с участием представителей всех Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской Православной Церкви. Сейчас в центре внимания членов Смешанной комиссии находится, пожалуй, главный вопрос, разделяющий православных и католиков, – проблема первенства во Вселенской Церкви. Ясно, что обсуждение его не будет простым в силу различных богословских традиций, сложившихся на Востоке и Западе за время разделения.

Мы не говорим сейчас об «объединении» Церквей, однако уверены в том, что возможно их сближение по целому ряду вопросов. И главное – мы не соперники, как было в прошлом, а союзники. Из этого понимания нам следует исходить, развивая проекты, направленные на совместное свидетельство миру о Христе распятом и воскресшем.

История взаимоотношений РПЦ и Римско-католической церкви

Католическая церковь — крупнейшая из христианских церквей, объединяющая верующих католического исповедания. Организация Римско-католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером, несмотря на наличие десятков поместных католических церквей в различных странах мира. Глава Римско-католической церкви — папа Римский, резиденцией которого является Ватикан.

С конца XVIII века до 1917 года в России действовала папская нунциатура (посольство). Митрополитом Римско-католической церкви являлся архиепископ Могилевский, имевший резиденцию в Санкт-Петербурге. По условиям конкордата (договора России с Ватиканом) 1847 года папа Римский признавался главой российских католиков. В 1866 году конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел). Все католические епископы назначались российским императором по соглашению с папой.

После Октябрьской революции 1917 года на католическое духовенство было распространено действие Декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля по новому стилю) 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В СССР существовали две Римско-католические иерархии: Литовская (юрисдикция епископа распространялась только на Литву), и Латвийская (Ординат Рижского архиепископства осуществлял управление католической епархией Латвии и обслуживал католическую диаспору на всей территории СССР, за исключением Белоруссии, где в 1989 году возникла самостоятельная Минская епархия).

Отношения между Римско-католической и Русской Православной церквами вышли на новый уровень после II Ватиканского собора (1962-1965). II Ватиканский собор сделал существенные коррективы в социальной доктрине и в экуменических принципах Римско-католической церкви, на официальном уровне признал Православную церковь. Это отношение позволило Православной церкви в 1980 году вступить в официальный диалог с Римско-католической церковью.

Была создана Смешанная комиссия по богословскому диалогу между РПЦ и Римско-католической церковью.

Отношения Католической церкви с Московским Патриархатом обострились в начале 90-х годов ХХ века. Основными проблемами во взаимоотношениях церквей стали католический прозелитизм на территории России и других стран СНГ, а также конфликт православных и греко-католиков в Западной Украине.

Под католическим прозелитизмом в Московском Патриархате понимают «действия представителей Римско-католической церкви, направленные на вовлечение в богослужебную и иную церковную практику россиян, не имеющих исторической связи с этой церковью, но принадлежащих к православной традиции по крещению и культурным корням».

Другой проблемой стала напряженность в отношениях между православными и греко-католиками на Украине. Разгром униатами трех епархий Московского патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-1990-х годов, перенос центра Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы усугубили проблему.

Для обсуждения этих тем в 2004 году была создана Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-католической церквами.

Неразрешенные проблемы в отношениях между двумя церквами стали причиной того, что визит папы Иоанна Павла II в Россию, так и не состоялся, а планировавшаяся в 1997 году в Граце (Австрия) встреча папы с патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отменена. В ходе предварительных переговоров в 1997 году был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался отказ от униатства как средства воссоединения церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент высшее руководство Римско-католической церкви решило исключить эти важные пункты из совместного документа. Это лишило уже почти организованную встречу всякого смысла.

Обострение конфликта между обеими конфессиями произошло в 2002 году. Причиной его стало решение папы Иоанна Павла II повысить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епархий. Недружественный по отношению к России демарш вызвал соответствующую реакцию государства, церкви и общественности. Последовало заявление патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода, министерства иностранных дел, Государственной Думы РФ, ряда влиятельных общественных организаций, политиков, общественных и религиозных деятелей. Позицию православных поддержали представители других традиционных для России религий.

До сих пор не снята проблема унии, которая препятствует полной нормализации отношений между двумя церквами. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами.

Отношения с Римско-католической церковью РПЦ строит в соответствии с «Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию», в которых важнейшей целью объявлено «восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной церкви на всех уровнях ее бытия».

Помимо диалога, проходящего при посредничестве нунциатуры, поддерживаются прямые контакты на высоком уровне между президентом Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом и председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом. Каждый год проходят запланированные встречи по вопросам культурного обмена и студенческих программ. Митрополит Иларион принимает участие в важнейших событиях жизни католической церкви.

Развивается сотрудничество с Папским советом по культуре, в котором принимают участие православные иерархи.

В феврале 2015 года на основании договоренностей между Отделом внешних церковных связей Московского патриархата во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом и Папским советом по содействию христианскому единству во главе с кардиналом Куртом Кохом начала действовать рабочая группа (комиссия) по культурному сотрудничеству. Благодаря ей появился православно-католический проект «Свет Христов просвещает всех». Проект реализуется с началом в Католической церкви в декабре 2015 года внеочередного «Юбилейного года» — «Года милосердия».

5 февраля 2016 года стало известно, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск встретятся на Кубе 12 февраля.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector