0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православие в Албании, или христианские корни бекташей

Православие в Албании, или христианские корни бекташей

— Ваше Высокопреосвященство, одним из самых замечательных качеств Албанской Православной Церкви является ее способность мирно сосуществовать со своими мусульманскими соседями, что кажется парадоксальным для многих представителей Запада. Албанские православные трудились, не покладая рук, чтобы предоставить обеим общинам медицинскую помощь, питание и приют в процессе Косовского столкновения, и эти усилия не иссякают. Но интересно, возможно, в ваших отношениях есть еще какие-нибудь невидимые связи, которые способствуют сохранению этого равновесия?

— Да, это так. Мне кажется у нас, христиан, есть для этого сильная догматическая база. Мы считаем, что каждый человек сотворен по образу Божию, и от лица Православной Церкви всегда старались это подчеркнуть нашему народу. Но кроме этого, есть множество других незаметных связей, таких как семья, культурные и исторические взаимоотношения. Например, святой Косьма Этолийский по сей день одинаково широко почитается и албанскими христианами, и мусульманами. В годы жизни св.Космы южная Албания и северо-западная Греция были одной областью. Эпир находился под управлением Оттоманской Империи, и албанский правитель Али-паша, который правил Эпиром в начале 19 века, был лично знаком со святым. Он принадлежал мусульманскому ордену Бекташи, и даже сейчас Бекташи используют пророчества св. Космы, хоть и называют его по-другому. Мы, албанские православные, называем его Шен Космас (святой Косма). Они называют его Чобан Баба. Чобан значит — «пастух, пастырь», Баба значит — «отец».

Бекташи также почитают святых, живших давным-давно, таких как святой Спиридон, которого они называют Сари Салтык, его мощи покоятся неподалеку, на острове Корфу. Многие святые почитаются одинаково у православных и бекташей. Такое отношение к христианским святым стало одной из причин, почему тиран Али-паша приказал построить церковь Св. Космы над его мощами.

В южной Албании существует множество рассказов о св. Косме, которые передаются из века в век. В нашей области в каждой деревне свой рассказ: когда он почил, что он говорил… Многие из них приукрашиваются, но что-то в них остается.

Будут править женщины и молодежь

— Вы можете рассказать что-нибудь об этом?

— Да. Несколько лет назад я оказался в албанской деревне, в которой был красивый дом, пришедший в упадок. Последний мужчина в этом доме умер в 1944 году, и до сих пор ходят легенды, что когда св. Косма был в этой деревне, он останавливался в том доме. Он пользовался уважением и гостеприимством, его радушно принимали. Утром он сказал: «Надеюсь, ваш род прекратится, когда настанет определенное время». Ему сказали «Отче, ты нас проклинаешь?» Он сказал: «Я вас благословляю, потому что настанет время, которое будет названо временем, которым правят женщины и молодежь. Когда оно наступит, лучше придется тем, кого не останется в живых».

(Владыка улыбнулся). Сейчас все так и есть. В большинстве домов, в которых я бываю, когда я спрашиваю мужа о чем-то — отвечает жена, или юные дочери, или сыновья. Мужу и отцу зачастую нечего сказать. Так получилось, что последний мужчина в той семье умер в 1944 году. Но «время, которым правят женщины и молодежь», нужно понимать не только буквально, но и в том смысле, в котором его понимали святые отцы Церкви. К примеру, святая матушка Сарра сказала своим братьям: «Это я — мужчина, а вы женщины». Этим она хотела сказать, что мужские качества проявляются не только в разнице полов, но и в характере.

— Я еще слышала историю в Греции, в Конице, что когда св. Косма следовал мимо будущего дома албанского коммунистического диктатора Ходжа в Гирокастра, где он родился и рос две века спустя, он сказал: «Здесь родится Антихрист».

— Я слышал эту историю много раз. Сейчас трудно сказать, насколько правдивы все эти истории, но иногда это не имеет значения. Не имеет значения в том смысле, что народ хочет подчеркнуть именно дар пророчества св.Космы, что история находится во власти Господа, поэтому все, что произошло с Албанией под диктатурой Ходжа, было заранее предвидено.

Еще у нас есть известная история, о том, как Али-паша был посажен в темницу Куртом-пашой, когда он управлял Бератом. Али был молодым человеком лет шестнадцати. Явился св.Косма и сказал: «Вот идет Али, Али-паша». Он предсказал ему, что тот станет пашой, и сказал, что тот отправится в Стамбул с красной бородой, предрекая, что Али отсекут голову.

Эти истории были много раз пересказаны, особенно об Али-паше, потому что он был пашой. Он был жестокий тиран, но и многие другие, которых греки считали героями-революционерами, отличались не меньшей жестокостью. Мне известны эти истории, потому что по материнской линии я выходец из христианского Сули. Моя семья переехала из Сули, когда он был разрушен, и истории, которые ходили о греческих вождях не менее жестоки, чем те, которые ходили об Али. Такие были времена, и таково было предназначение правителя.

— Если Вы говорите, что паши и даже герои были жестоки, почему тогда св. Косме разрешалось проповедовать и действовать в тех областях, когда все его обращения были о Божественной любви и справедливости к ближнему?

— Мусульманские правители-албанцы не обязательно были мусульманами в строгом смысле – их позиция была мотивирована собственной жаждой власти, а не религиозной идеологией. Множество из них имели смешанные обязательства преданности – у них были родственники и друзья христиане. Еще koumbari *. ( Прим. Koumbaros (ед.), koumbari (мн.): Свидетели на венчании или крестные родители. В греческом, балканском и арабском Православии этому священному родству придается огромное значение).

В Албании до недавнего времени сохранялась традиция мусульманам выбирать koumbari из христиан, а христианам — koumbari мусульман. Это считается священным родством. В строгом смысле, это, конечно, не разрешалось, но многие семьи хотели поддерживать такие взаимоотношения, а иногда такое священное родство заключалось по политическим причинам. Еще, как я уже упоминал, многие албанцы были бекташами и имели много общих с христианами традиций.

— Не являются ли бекташи изначально христианами, сохранившими элементы своей первоначальной веры?

— В какой-то мере да, но не все тут так просто. Бекташи — выходцы из Малой Азии, современной Турции. В Малой Азии всегда были группы христиан-гностиков, придерживающихся различных традиций, и это серьезно повлияло на бекташей. Бекташи до сих пор пользуются Евангелием от Иоанна и почитают почти всех православных святых.

— Они появились в Албании в то же время?

— Нет. Орден бекташей происходит не из Албании, но многим албанцам он ближе, чем другие формы ислама. Когда пришли турки, чтобы избежать общественного давления и не платить специальный налог, которым облагались не мусульмане в правление османов, вступление в бекташизм стало единственным выходом для людей. А бекташи могли хранить иконы и соблюдать остальные традиции. Бекташи существуют в Албании много веков и составляют от 15 до 20 процентов населения.

Албания сегодня является центром бекташизма, и глава ордена бекташей находится здесь, в Тиране, а не в Турции, потому что Мустафа Кемаль Аттатюрк выслал бекташей из Турции в 30-х годах ХХ века. Сам Аттатюрк был албанцем и стал президентом Турции во время младотурецкой революции, подавляя деятельность орденов дервишей и прочих. Главой бекташей в то время тоже был албанец, и он перебрался сюда, потому что было безопаснее стать частью большого поселения бекташей вдали от Стамбула. Некоторое количество бекташей было на Крите, но затем они вновь присоединились к Православной Церкви. Другие были еще в Болгарии и на Балканах, но большинство находится сейчас в Албании.

— Насколько они близки суннитам и шиитам?

— Они не сунниты и не шииты. Их верование больше напоминает сочетание христианского влияния и мусульманских идей Руми и других учителей малой Азии. У бекташей нет письменного учения, поэтому правила и верования отличаются в зависимости от того, как человека научили и под чьим влиянием он находится.

— Есть ли у бекташей связи с суфизмом?

— Да, но они более открыты христианству, у нас есть внешняя схожесть. Например, у них есть церковная структура, у них есть монастыри, не просто мечети, а настоящие монастыри. У них также есть три уровня церковной иерархии: Dervish (помощник, дьякон), Вава (отец, священник), Gjysh , что дословно переводится как дед, он выполняет обязанность епископа, потому что может посвящать в сан остальных. Их структура похожа на епархиальную, а вся область под управлением Gjysh называется Gjyshata .

У них также есть что-то наподобие обряда крещения. Для крещения они используют воду с розовой эссенцией. Также есть подобие причастия с использованием хлеба, вина и сыра. При этом у них есть уникальное явление для мусульманского мира – исповедь, и священник прочитывает молитву над главой грешника, умоляющего Бога о прощении. Поэтому влияние христианства здесь очень сильное.

Читать еще:  Почил родной брат старца Паисия Святогорца (дополнено)

— Теперь, когда Православие в Албании возрождается, проявляют ли бекташи к нему интерес?

— В целом наблюдается открытость христианству, в особенности Православию, потому что у нас есть эта схожесть. Когда бекташи приходят в православный храм, он не считает его для себя чем-то чуждым. Это помогает. Как я уже говорил, у нас почти те же святые, несмотря на то, что мы по-разному их называем, мы используем одинаковые жития святых и иконы. Бекташи пользуются иконами.

— Насколько я понимаю, Вы были обращены в Православие. Ваша семья была из бекташей?

— Да, несмотря на то, что большая часть моей семьи вернулась в Православную Церковь, у меня до сих пор есть родственники бекташи. Когда говорят о бекташах, может возникнуть недоразумение, в Албании речь может просто идти об области, находящейся под их влиянием, но это не значит, что все там исповедуют бекташизм. В бекташизме люди принимают участие в собраниях только после посвящения. Их обряд крещения является своего рода посвящением и почти никто, кроме участвующих в нем, не знает о том, что там происходит, это держится в тайне. Возможно, эта секретность – тоже влияние гностиков. Та часть малой Азии, откуда произошли бекташи, была наиболее известна за развитие гностицизма, а то, что они используют Евангелие от Иоанна, тоже свидетельствует об их корнях. Большинство гностиков тоже использует Евангелие от Иоанна.

Некоторые бекташи заявляют о наличии так называемого «секретного» учения, перешедшего по наследству от Адама или Сифа (третьего сына Адама). Это тоже является общей характеристикой с гностицизмом. Всему этому постепенно был придан исламский облик, потому что они жили в местах правления ислама, и они не отделяли себя публично от мусульман. Однако их учение совершенно отличается.

— Как бекташи воспринимают Господа? Это строго мусульманский взгляд?

— Не всегда. Оттого, что у них отсутствует вероучение, толкования различаются. Можно читать Суфийские тексты Аль-Газали или Джелеллудина Руми, которые очень близки по духу бекташам, однако для мусульманина это будет позором. Современные бекташи тоже могут явиться позором для мусульманина. Например, бекташи поздравляют друг друга с Рождеством. На Пасху они тоже приходят в церковь и восклицают «Христос Воскресе!».

Для шиита или суннита это просто невозможно, отсюда видно, что бекташи более открыты. В случае Албании это является преимуществом, потому что означает, что у нас отсутствует серьезное скопление суннитов. Бекташи также более толерантны, они подчеркивают, что все люди одинаковы. Сильное влияние христианства очень легко заметить, особенно читая книги Руми, треть или четверть его рассказов о священниках.

— Я вспоминаю это в рассказах Руми, но я считал, что это просто перевод слова «имам» как «священник».

— Нет, это действительно «священник». Бекташи восприняли множество других влияний. Некоторые даже упоминают о буддийском влиянии, хотя я в этом сомневаюсь, потому что учение, о котором идет речь (о переселении душ), также существовало в Малой Азии и на Балканах. Самым известным его приверженцем был знаменитый математик Пифагор. Это не было влиянием далекого буддизма, это было верование, возникшее в этом регионе, и, опять же, носило оттенок гностицизма. Но, конечно, не все бекташи верят в переселение душ.

Когда западные люди слышат о мусульманах, они представляют то, что им показывают по телевизору об Иране или Среднем Востоке, но здесь все по-другому. Здесь имеются не только влияния гностиков, но и своего рода скрытое христианство в среде албанских мусульман в целом. Иногда они это осознают, иногда — нет. Но многие знают, что до турок были христиане. Например, главу здешних мусульман — Kryemyfti – зовут Сабри Кочи. Его фамилия по-албански значит Константин. У них зачастую до сих пор христианские фамилии.

— Возможно, они чувствуют себя ближе к христианам, чем к арабским или индонезийским мусульманам?

— С культурной точки зрения — да. Их нравственность и психология ближе. В будущем может возникнуть опасность, что многим студентам, которые поедут учиться в арабские страны, будут внушены более строгие формы ислама, но это мнение не отражает всеобщие взгляды.

В Албании есть православные, и их немало!

Игумен Кирилл (Сахаров) о возрождении церковной жизни в Албании

На долгое время церковная жизнь в Албании, по крайней мере, официальная, была парализована. В 1967 году здесь был принят закон о запрещении всех религий и церквей (за рубежом они, конечно, оставались). После падения в 1991 году режима Энвера Ходжи началось трудное возрождение. Об этом подробнее потом, а сначала немного истории.

Албанцы долгое время не имели своей государственности — входили в состав сначала Римской, а затем Византийской Империй. Более 900 лет они духовно опекались Охридской архиепископией. Независимыми они стали только в конце 14 века, но уже в первой половине 15-го их поработили турки. В плане исламизации турки, пожалуй, наиболее преуспели именно в Албании — перед Второй мировой войной 70% населения Албании были мусульманами (православных — 20%, католиков -10%).

Вновь независимой Албания стала в результате балканских войн в 1912 году (официально в 1920 г.). Неизбежно был поднят вопрос об автокефалии. Интересно, что в Албании, как и в некоторых других странах, — например, в Сербии и Чехословакии, существовали две группировки епископов: прогреческая, ориентирующаяся на Константинополь и епископы, придерживающиеся сербской традиции (в их рукоположении участвовали и русские архиереи, жившие в Сербии).

Возобладала вторая группировка, и после провозглашения автокефалии в 1929 году греческие архиереи были высланы из страны. Начался процесс албанизации Церкви.

Нужно сказать, что в храмах Албании всегда богослужебным языком был греческий. Первые книги на албанском языке появились лишь в 19 веке. Вопиюще неканонически провозглашенный автокефальный статус Албанской Церкви (это было утверждено королем-мусульманином) был урегулирован только в 1937 году.

В начале Константинополь, как всегда, пытался решить вопрос через предложение автономии и настаивал на сохранении при этом греческого языка в богослужении, но албанцы с этим категорически не согласились. Получив автокефалию, они обязывались только получать миро из Константинополя, как и Элладская Церковь после провозглашения своей автокефалии.

Интересной личностью был первый глава Албанской Церкви митрополит Фан (Феофан). В 1924 году он возглавил восстание против авторитарного режима полковника Ахмета Зогу и после победы занял посты премьер-министра и министра иностранных дел. После реванша Зогу митрополит иммигрировал за границу и с начала 30-х годов возглавил Албанскую православную архиепископию в Америке.

Пять лет (1939-1944 гг.) Албания была под оккупацией фашистской Италии. После войны она была провозглашена народной республикой. С 1961 года Албания, как и Китай, начала дистанцироваться от СССР, вплоть до выхода из Организации Варшавского договора. В стране процветал культ личности Сталина. После смерти Мао Цзэдуна Албания отошла и от Китая по причине измены последнего «чистоте марксистского учения» и оказалась в полной политической изоляции, без союзников.

В 1967 году, как уже было сказано выше, здесь был принят драконовский антирелигиозный закон, Албания была объявлена первой в мире страной победившего атеизма. Репрессии по отношению к верующим были очень жестокими: за принародное совершение крестного знамения приговаривали к тюремному заключению на 10 лет, а родителей, крестивших своих детей, отправляли в концлагеря.

Интересно, что католики здесь, как и в Китае, еще до своего разгрома были вынуждены превратиться в «патриотическую церковь», отдельную от Ватикана. Понятно, что с точки зрения католического права это является явным нонсенсом. Конечно, полностью подавить всякую религиозную жизнь в принципе невозможно, поэтому в Албании, как и в других странах, в подобных ситуациях были тайные христиане, молившиеся в катакомбах.

После падения коммунистического режима, под руководством направленного из Константинополя архиепископа Анастасия, началось возрождение Православия на албанской земле. Очень с символическим именем прибыл сюда архиерей — ведь его имя знаменует воскресение, возрождение Православия в Албании (если бы имя архиерея было бы Лазарь — тоже было бы очень символично — как Лазарь Четверодневный восстал из гроба, так и воскресла Албанская Православная Церковь).

Интересно, что ежемесячная албаноязычная церковная газета называется «Воскресение». По данным на 2006 год, 85 церквей были отстроены с нуля, еще 70 восстановлены из развалин, более 140 храмов были полностью отремонтированы. На сегодня в Албанской Православной Церкви имеется приблизительно 370 храмов и 12 монастырей. Православных христиан около трехсот тысяч — это немало, и слава Богу!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке

filaretuos

Друзья и враги

21 сентября Папа римский Франциск. посетит Албанию. Христианство в Албании.

Раннее христианство пришло на территорию современной Албании в римскую эпоху. Византийский обряд в целом был первой и преобладающей формой христианства среди албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён, расселившихся на её территории и усвоивших православие. После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество , особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.

Читать еще:  «Константинопольский Патриархат подтасовывает историю воссоединения Киевской Митрополии с Русской Церковью»

Религиозным расколом в средневековой Албании, также как и в соседней Боснии и Герцеговине умело воспользовалась расширяющая свои владения Османская империя. В ХV-ХIХ веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама. В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти . Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году. Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию, долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны, хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество . Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году, в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964—1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма. В современной Албании в целом наблюдается тенденция к большей европеизации населения в связи со стремлением к вступлению в ЕС . Также усиливается экономическая интеграция с Италией и особенно Грецией, где проживают многочисленные экономические иммигранты из Албании . Албанцы традиционно хорошо владеют греческим языком. Всё это приводит к усилению роли христианских вероисповеданий в стране. Однако, среди албанского населения Косово и, в меньшей степени, Македонии, наблюдается обратная тенденция из-за этнического конфликта со славянами .

Сегодня в Албании Ислам исповедуют почти 59% населения, а Христианство 17% из них 10% католиков, 7% православных и менее 1% протестантов. Албания единственная страна в Европе с мусульманским большинством

ФОТО: Кафедральный собор в Тиране

Албанская православная церковь была основана албанскими эмигрантами, среди которых роль инициатора играл Фан Ноли . Греческая православная церковь не одобряла албанскую патриотическую деятельность, и формальным поводом для разрыва с ней стал отказ одного из православных священников совершить похоронный обряд над албанским патриотом.

В 1912 году Албания получила независимость, что подогревало желание албанского духовенства добиться независимости от Константинопольского Патриархата.

В 1926 году Албанской Православной Церкви была дарована автономия. Назначением епископов на Дурресскую, Гирокастринскую и Тиранскую митрополии должны были производить Константинопольский Патриарх и Синод Константинопольской православной церкви по предложению Албанской православной комиссии, назначаемой албанским правительством.

Вместе с тем, многие албанские церковные деятели не считали дело завершённым и стремились к достижению полной самостоятельности.

В феврале 1929 года епископ Виссарион (Джувани) вместе с находившимся в течение несколько лет в Албании сербским епископом Виктором (Михаиловичем) без каких бы то ни было предварительных переговоров с Константинополем, хиротонисали ещё 3 епископов-албанцев. 4 епископа составили Священный Синод Албанской Православной Церкви, который избрал епископа Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании, возвел сербского епископа Виктора на Шкодринскую кафедру. Вслед за утверждением Священного Синода королём Зогу Синод провозгласил АПЦ автокефальной, а ее предстоятель письменно уведомил о происшедшем другие православные Церкви. Греческие архиереи, представители Константинопольского Патриарха, были высланы из Албании.


Православный собор в г.Дурресе

Непризнание поместными православными Церквами самопровозглашённой автокефалии, усиленная католическая пропаганда и недоброжелательное отношение к Православию правительства Зогу поставили Албанскую Церковь в трудный условия. Архиепископ Виссарион в проповедях объявил Церковь гонимой и 24 января 1935 года направил королю Зогу телеграмму, в которой охарактеризовал состояние и положение Албанской Православной Церкви. Архиепископ писал об отрицательных последствиях для страны и Православия притеснений Церкви, становящихся систематическими, и препятствий, чинимых ей в собирании пожертвований.

12 апреля 1937 года синодальным томосом была признана автокефалия Албанской православной церкви.

В январе 1946 году была провозглашена Народная республика Албания во главе с генеральным секретарём коммунистической партии Алёании Энвером Ходжей. Начались политические репрессии, преследования верующих. Были осуждены три из четырёх архиереев Албанской Православной Церкви.

В 1967 году глава Ком.Партии Албании Энвер Ходжа начал кампанию по уничтожению религии в Албании. Церковные здания объявлялись «народной собственностью», сотни храмов и множество монастырей были разрушены, оставшиеся превращены в склады, кинотеатры, клубы, тюрьмы. Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы, понуждали осквернять святыни, а в случае отказа расстреливали на месте. Родителей, крестивших своих детей, отправляли в концентрационные лагеря. За прилюдное совершение крестного знамения приговаривали к тюремному заключению. Запрещалось давать христианские и мусульманские имена детям. В ноябре 1969 года Албания была официально провозглашена «первой в мире атеистической страной». В конце 1970-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков.


Православный собор в г.Корче

Со смертью Энвера Ходжи в 1985 году усилилось общественное противостояние безбожному режиму. Весной 1991 года пал коммунистический режим и в Албании установилась многопартийная система. Началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. В том же году Константинопольский патриархат восстановил уничтоженную иерархию АлбПЦ и назначил её предстоятеля (архиепископа Тиранского) и епископов четырёх епархий. В 1991 году около трёх тысяч православных в Албании собрались на пасхальное богослужение в единственном действующем в Тиране православном храме. Началось рукоположение священников и восстановление церковной жизни.

В богослужении используются албанский, греческий и арумынский (влахский) языки.

С 24 июня 1992 года (интронизация 2 августа) предстоятель Церкви — Блаженнейший Архиепископ Анастасий (Яннулатос, по происхождению грек).

Президент Албании в 2002—2007 годах Альфред Мойсю по вероисповеданию был православным .

Традиционно север Албании находился больше под влиянием католицизма, центр страны был наиболее исламским регионом (отсюда параллель к Косово), а юг тяготел больше к византийской культуре – православию (ещё сказалась близость Православной Греции).


Католический собор в Тиране

Подавляющее большинство албанских католиков принадлежит к латинскому обряду. Около 3600 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь .

После Второй мировой войны Католическая церковь как и другие религиозные организации подверглись жестоким репрессиям — были казнены двое из пяти католических епископов и 40 из 180 священников, множество прошло через тюрьмы. Несмотря на это до 1967 года Католическая церковь в стране сохраняла возможность функционирования, но в крайне ограниченных условиях. В 60-е годы XX века Албания разорвала политические отношения с СССР и произвела политическую переориентировку на маоистский Китай . В 1967 году были закрыты все культовые учреждения страны, включая 157 католических церквей. Все католические священники либо высланы, либо направлены в трудовые лагеря. Конституция 1976 года провозглашала Албанию первым в мире атеистическим государством, любая религиозная деятельность наказывалась смертной казнью.

Католическая церковь в стране структурно делится на две архиепархии-митрополии Шкодер-Пулт и Тирана-Дуррес; а также три подчинённых ей епархии — Лежа, Решени и Сапа (центр — Vau-Dejës). Кроме того, Албанская греко-католическая церковь также подчинена митрополии Тирана-Дуррес на правах апостольской администратуры.

Церковь Богоматери Доброго совета в Шкодере имеет статус национальной святыни.

Многими исследователями ещё в начале прошлого века отмечался своеобразный эклектизм и пантеизм в религиозных воззрениях албанцев. Традиционный ислам в Албании также несёт на себе этот отпечаток. Несмотря на то, что изначально в этой стране насаждался традиционный суннитский ислам, здесь получили широкое распространение суфийские (дервишеские) религиозные ордена. Наиболее массовым был дервишеский шиитский орден – бекташийя (бекташи)

В 1993 году Албанию посещал папа Иоанн Павел II .

В связи с предстоящим визитом Папы архиепископ Тираны Ррок Мирдита заявил: » Наша Церковь глубоко укоренилась на албанской земле. Будучи Церковью маленькой, она всегда с любовью смотрела на Рим, что помогало ей осуществлять свое вселенское призвание. Посредством общения с Преемником Петра и верности ему наш народ выражал свою принадлежность к Вселенской Церкви даже тогда, когда Преемник Петра и Вселенская Церковь считались врагами отечества «.

Архиепископ Тираны также отметил, что во времена коммунистического режима, особенно сурового в этой стране, гонения на верующих сплотили мусульман, православных и католиков: » На протяжении веков албанцы научились тому, что можно быть всецело верными своей религии, полностью уважая религию других. Невозможно быть угодными Богу, попирая права братьев, но можно воздавать Богу честь, в том числе и публично, не нарушая чужого пространства «.

Папа Франциск, по убеждению монсеньера Мирдита, увидит в Албании образцовую модель мирного сосуществования религий. » М ы сумели сохранить социальный и межрелигиозный мир и можем многому научить Европу «, заключил он.

В Албании есть и она большая христианская святыня. Могила 40 Великомучеников Севастийских. Она находится недалеко от Саранда. День памяти 40 Святых православная церковь отмечает 10 марта.

«Религия албанцев албанство»: кто такие косовские бекташи?

Каждый, кто наберет в поисковике слово «бекташи», получит полный ворох ссылок, которые скорее не удовлетворят любопытство, а разожгут.

Причем все ссылки будут о истории этого ордена, о его турецких, а затем албанских корнях, о янычарах-вольнодумцах, разрушающих нормы традиционного исламского права, и прочем… О боснийских бекташах будет очень мало сведений. О косовских – еще меньше.

Читать еще:  В Греции опубликовано еще одно свидетельство о чуде прп. Паисия Святогорца

И даже это «мало» сведениями назвать можно только с натяжкой: так, легкий экскурс в историю архаичного союза каких-то «мусульманских тамплиеров», странных каких-то чудаков, которые объединены в суфийский орден, близкий шиизму (редчайшее явление, поскольку все остальные суфийские ордена зародились в недрах суннизма) и содержащий элементы христианства и даже иудаизма.

А знать о бекташах более чем необходимо, тем более, что бекташизм – не просто собрание людей по интересам, не просто клуб любителей прокалывать части тела, не этнографическое сообщество, которое занимается демонстрацией национальных обрядов для досужих туристов, а фундамент, на котором покоится нечто, называемое албанским национальным самосознанием.

Известная фраза «религия албанцев албанство» как основной тезис албанского общества появилась не просто так. В ней четко сформулировано то, что веками было основой, позволяющей албанцам — которые жили на довольно широкой территории, но не создали своего государства вплоть до начала ХХ века, не были объединены одной религией, не имели общей культуры и не обладали даже общей системой мифов, легенд и тостов, — считать себя одним народом.

Тезис родили братья Фрашери — Мехди и Митхат.

И они оба были бекташия.

Именно под этим девизом албанцы объединились и получили в начале ХХ века государство Албания (откусив при этом хороший кусок Черногории и Греции), и именно под этим девизом они в начале века двадцать первого откусили жирный косовский кусок у Сербии.

Идеология бекташия – основа идеологии нового косовского общества.

Причем бекташия в Косово намного серьезнее их собратьев в Албании.

Официально бекташей в Косово немного. На самом деле бекташийством пропитано все.

После смерти Ибрагима Руговы (одного из главных идеологов независимости Косово и его «президента» в 2002-2006 гг.) многие были удивлены, что он похоронен по католическому обычаю. А все просто: Ибрагим Ругова был бекташи.

Если вы узнаете, что косовские албанцы активно жертвуют на церковь святого Кузьмы, тоже не удивляйтесь. Они жертвуют ему как почитаемому ими Чобан Бабе. Они — бекташи.

Если вы узнаете, что косовские албанцы говорят о том, что их крестили, и называют имя крестного, они – бекташи.

Если вам косовский албанец сказал, что принял причастие, не удивляйтесь, он не католик. Он просто бекташ.

И причастие бекташи принимают вином, хлебом и… сыром.

И исповеди у них есть.

И молитва читается над головой. О прощении.

И иконы у них есть.

И даже жития святых.

И поздравляют они друг друга с Рождеством.

И на Пасху могут к вам спокойно обратиться «Христос воскресе!».

Пьют ракию и занимаются виноделием. Им можно. Они – бекташи.

Исламисты их считают плохими мусульманами.

Ныне о бекташах начали упоминать, но как-то однобоко. Мистифицируя их как носителей неких тайных гностических знаний, которые веками копила албанская земля (тогда радостно приводят пример немецкого оккультиста Рудольфа Зебботендорфа, который в основу ритуалов «Туле» положил несколько обрядов бекташи, поскольку, мол, «они сохранили в чистоте изначальную нордическую традицию»). Или сатанизируя их, или считая, что именно они стоят во главе албанской мафии, которая кроит политику этой части территории (бекташи — все нынешние приштинские политики и почти все военное руководство Армии освобождения Косово, признанной в Сербии террористической организацией).

На самом деле бекташи – балканский феномен в Оттоманской империи. Появились они в результате адаптации, в процессе перехода от христианства к исламу (недаром янычары были поголовно бекташия).

Это-то и давало албанцам возможность чувствовать себя одним народом. В отличие от других балканцев, которых вера заставляла пачкаться в крови по уши, вырезая собственных братьев, албанцы не только остались едиными, но даже еще сильнее объединились: религия албанцев албанство.

И поэтому ныне на Балканах албанцы – сила пассионарная, ведущая.

А «винегретность» их ордена дает возможность бекташи вести успешные переговоры как на исламском Востоке, так и на католическом Западе, где в них видят тех «удобных мусульман», которые пригодны для грядущего века толерантности.

Фотографии — из Ораховца (кстати, многие ораховские албанцы не знают албанского, а говорят на варианте сербского языка, называя его раовачким).

Как появились албанцы-христиане и где они живут?

Когда речь заходит об албанцах то обычно стереотипно представляется, что все представители этого древнего восточноевропейского народа — сплошь мусульмане.

Но сие далеко не так. Да, действительно, мусульманская вера пришла к албанцам вместе с турками-османами еще в XVI-м столетии и сегодня до 60% всех албанцев — мусульмане-сунниты. Однако есть и немало албанцев-христиан.

Давайте же разберемся в ситуации — на нашем любимом канале Этнобаза.

Итак, албанцы — древний этнос, говорящий на особом языке, относящемся к индоевропейской семье. Говорят, что они — потомки великого народа иллирийцев, жившего на Балканах еще задолго до появления славян.

Примерно 40% всех албанцев — христиане. Христианство на территорию современной Албаний пришло первой из авраамических религий. Еще при Римской империи в I веке н.э

При этом из-за пограничного между западом и востоком расположения Албании тут всегда было несколько толков христианской веры. И католицизм (9% населения) и православие (10% всех албанцев), распространённое на юге страны вдоль греческой границы.

Православным является компактно живущий в Греции субэтнос албанцев-арнаутов (около 140 тысяч человек). Кроме того, несколько тысяч албанцев-арнаутов живет с XIX-го века на Украине.

У албанцев есть есть Албанская католическая церковь, а также Албанская грекокатолическая церковь, т.е подчиненная Папе Римскому.

Католицизм византийского обряда исповедуют живущие в Италии еще со средних веков албанцы-арбереши. Предки арберешей, православные албанцы, перебрались на Апеннины, спасаясь от турок-османов. В Италии перешли в католичество, сохранив старый православный обряд. Их сейчас около 250 тысяч. При этом есть версия, что итальянцев с корнями из арберешей может быть намного больше — свыше 2 млн человек.

В XIX-м веке появились еще и албанцы-протестанты. Кроме того, в Албании широко распространились в 1990-е годы мормоны и Свидетели Иеговы.

Отметим, что сейчас в Албании все же за счет отличной рождаемости отмечается быстрый рост числа мусульман. В то время как христиан и представителей других вер среди албанцев становится все меньше. Так что скоро стереотип об албанцах-сплошь-мусульманах запросто может стать вскоре реальностью.

Почитание святого Наума Охридского православными македонцами, албанцами и болгарами

Даже далекие от Церкви люди хоть немного, но знают о том, кем были святые Кирилл и Мефодий. Знают, что благодаря деятельности братьев появилась азбука, «кириллица». Но совсем немногие имеют представление о том, что Кирилл и Мефодий не были одиноки в своем труде, что у них имелись помощники и продолжатели их просветительской миссии. Среди наиболее ярких младших современников святых братьев значится имя Наума Охридского. Имя этого великого святого в России известно почти только ученым-славистам, но на самом деле святой Наум сыграл далеко не последнюю роль в деле создания и укрепления славянской церковной культуры. Первоначально святой Наум являлся учеником святого Мефодия, а затем стал помогать еще одному просветителю славян — Клименту Охридскому.

Благодаря Клименту и Науму в городе Охрид, древней столице болгарского царства, который сегодня, правда, располагается на территории Македонии, появилась знаменитая Охридская книжная школа. В этой школе Священное Писание, богослужебные книги и произведения отцов Церкви переводились на славянские наречия при помощи упомянутой уже кириллицы. Под руководством Климента и Наума в школе прошли обучение около 3500 будущих преподавателей и священников. Все они стали распространителями славянской церковной культуры на Балканах и других областях Европы.

Впоследствии святой Наум на берегу Охридского озера основал мужской монастырь, который долгое время был значительным культурным центром. В монастыре Наум провел последние годы своей жизни и почил в 910 году. Вскоре после смерти его мощи были обретены и помещены в главном храме обители. С этого же времени начинается история особого молитвенного почитания святого Наума.

Наум Охридский благодаря своей просветительской деятельности почитается жителями Балкан как покровитель и заступник учеников и учителей. Ему молятся с просьбой получить силы и способности к успешному освоению новых знаний, а также избавиться от психических и нервных расстройств — еще при жизни по молитвам святого Наума люди избавлялись от подобных заболеваний.

Монастырь святого Наума существует и сегодня. Судьба его не была простой, особенно в новейшее время. В 90-е годы прошлого века обитель оказалась частью раскольнической Македонской Церкви, не признанной другими Православными Церквами. Присоединение к расколу привело к тому, что, например, вход в монастырь стал платным. Но даже несмотря на раскол и платный вход в день памяти святого Наума, 27 июля по новому стилю, в его обитель съезжается огромное количество православных македонцев, албанцев и болгар. Православные паломники не принимают участие в раскольническом богослужении, дожидаются его окончания и после этого идут к мощам святого, прося его о помощи.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector