0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самая рождественская история: завершена реставрация мозаик базилики Рождества в Вифлееме

Самая рождественская история: завершена реставрация мозаик базилики Рождества в Вифлееме

В это трудно поверить, но базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная в IV веке над предполагаемым местом рождения Иисуса, еще недавно была на краю гибели. То, что происходит с ней в последние годы – настоящее чудо. Рождественское.

То, в каком состоянии оказалась одна из главных святынь христианства в наше просвещенное время, – чудовищно. То, что происходит с ней в последние годы – настоящее чудо. Рождественское.

В это трудно поверить, но базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная в IV веке над предполагаемым местом рождения Иисуса, еще недавно была на краю гибели. Зима 2012-2013 годов стала последней каплей, буквально: тогда в регионе выпало рекордное количество осадков, чего дырявая крыша и старые окна просто не выдержали. Базилику затопило, вода повредила древние мозаики, фрески и иконы.

1700-летний храм – не частный домик в деревне: опция замены древней свинцовой крыши на новенькую финскую черепицу исключена, а любые хозяйственные вопросы быстро становятся политическими. И без того непростая ситуация осложнялась натянутыми отношениями между тремя христианскими церквями – Иерусалимской греко-православной, Армянской апостольской и Римско-католической, в совместном управлении которых находится базилика Рождества. Управляющие стороны столь ревниво соблюдают разграничения полномочий, прописанные в особом кодексе Status Quo еще в XIX веке, что один из священников признал: сами христианские «хозяйствующие субъекты» никогда бы между собой не договорились, несмотря на критическое состояние базилики.

Строители храма – императоры Константин и, позже, Юстиниан, – были бы шокированы таким известием. Возможно, христианские правители Византии испытали бы еще больший шок, узнав, что инициатором работ по спасению базилики выступили «иноверцы» – власти мусульманской Палестины. Правительство Палестины стало посредником в переговорах и выделило на реставрацию первый миллион долларов США. В 2013 году в храме начались реставрационные работы, впервые за почти 600 лет.

Финансирование дорогостоящей реставрации – еще одно чудо современного мира. В начале, в 2013-м, мало кто надеялся собрать всю сумму, необходимую для полноценных работ, – почти 20 миллионов долларов. Однако сегодня можно констатировать, что чудо произошло: деньги поступали от самых разных государств, включая Россию и Ватикан, но самым мощным источником финансирования стали частные лица и компании со всего мира, от Мексики до Греции, от Марокко до Турции.

Однако главное чудо, самое светлое и радостное, – то, что обнаружили реставраторы под слоями старой штукатурки, многовековой грязи и копоти. Сияющее великолепие мозаик, созданных в эпоху крестовых походов и королей Иерусалима, стало чуть ли не самой большой неожиданностью для всех, включая самих реставраторов и служителей храма: никто не подозревал, какие сокровища все эти годы украшали стены базилики.

«Снизу цвета мозаик были едва различимы, и многие искренне удивлялись: «А что, в этой церкви действительно есть мозаики?!». Сейчас впервые стало заметно, особенно если подняться повыше, какие великолепные, фантастические, единственные в своем роде мозаики украшают эту церковь!», — говорил в 2016-м реставратор Миммо Нукатоло.

Об одной из находок мы писали в 2016 году, в статье «В Вифлееме нашли загадочную «чрезвычайно ценную» икону». «Иконой» оказалось мозаичное изображение, о существовании которого никто не знал (фрагмент – на заглавной фотографии). Огромный, высотой почти 2,5 метра ангел веками прятался под толстым слоем штукатурки. Реставраторы полагают, что ангела когда-то скрыли от глаз паломников из-за «непрезентабельного», полуразрушенного вида. Сейчас, полностью восстановленный, он стал седьмым в строю величественных крылатых фигур, словно приземлившихся с золотого неба на ковер из сочной изумрудной травы. По словам реставраторов, «явление» седьмого ангела стало невероятной, нежданной наградой за самоотверженный труд сотен людей по спасению 1700-летнего храма.

Древняя базилика впервые за много лет заполнилась светом: в просторные окна, некогда заложенные кирпичом, вставили новые рамы и стекла. В лучах солнца мозаики, очищенные от вековых наслоений, засияли золотом, серебром и невероятными оттенками красок. Реставраторы говорят, что ангелов когда-то было 24. Размещенные в простенках между окнами, они указывали на место рождения Иисуса и символизировали божественный свет – в храме, куда десятилетиями почти не проникал свет дневной.

В декабре 2018 года агентство AFP сообщило, что реставрация настенных мозаик в базилике Рождества Христова полностью завершена, убраны реставрационные леса, несколько лет стеснявшие паломников.

За последние полтора года реставраторы – мастера семейной итальянской компании Piacenti – очистили и подновили всё, что осталось от шедевра эпохи крестовых походов: 130 из первоначальных 2000 кв. метров драгоценных мозаик. Остальные погибли безвозвратно от времени, войн, землетрясений и сырости.

В процессе работ специалисты подтвердили время создания мозаик: середина XII века. Заказчиками выступили император Византии Мануил I Комнин, король Иерусалима Амори I и Рауль, епископ Вифлеемский. По мнению историков, в средневековом монументальном искусстве это редчайший, если не единственный, пример сотрудничества правителей разных христианских конфессий, Римской и Константинопольской церквей, ради украшения общей для всех христиан святыни.

Художественный стиль мозаик – византийский, они «напоминают византийские мозаики на Сицилии, во Флоренции и Равенне», – говорит Марчелло Пьяченти. Реставраторы добавляют, что есть и более близкий пример схожего византийского стиля: мозаичные изображения растений и животных в Иерусалиме, в мечетях Аль Акса и Купол Скалы.

Имена мастеров, выполнивших мозаичные работы в базилике Рождества, давно известны – их подписи сохранились. Однако открытия реставраторов помогли выяснить новые подробности и, среди прочего, уточнить время создания мозаик.

Один из мастеров, монах Эфраим – грек или сириец-мелькит (в данном случае – православный араб) – долгое время считался старшим мастером, продумавшим все мозаичное убранство храма в соответствии с доминировавшим в то время византийским стилем в искусстве. Его имя упоминается в надписи на латыни и греческом вместе с перечислением заказчиков нового убранства храма и годом создания мозаик, 1169.

Другая подпись содержит имя Василий, Basilius. Ранее историки полагали, что Василий был местным художником, работавшим под руководством Эфраима. Однако, по словам реставраторов, Василий (имя которого фигурирует в подписи с эпитетом «мастер») мог быть известным в свое время художником, одним из иллюстраторов знаменитого «Псалтыря Мелисенды» – иллюминированного манускрипта 1135 года, созданного в Иерусалимском королевстве во время правления королевы Мелисенды. Как и мозаики в базилике Рождества, этот манускрипт отражает смешанную культурную среду той эпохи: романо-католическое содержание с иллюстрациями в восточно-православном стиле.

В третьей подписи, на латыни и сирийском, оба имени – Эфраим и Василий – упоминаются вместе. Свою подпись они оставили под масштабным изображением сцены «Уверение апостола Фомы», там же указан год создания мозаики, 1155.

Эти даты, а также химический анализ использованной в разных мозаиках смальты, подтвердили гипотезу, что мозаичные работы в храме проходили не в разные века, а в течение достаточно короткого периода времени, совпадающего с датами в подписях, 1155 – 1169 год. Вероятно, сириец (или грек) Эфраим действительно был создателем общей концепции и «руководителем работ», поскольку анализ стиля и методов укладки смальты показал, что в базилике одновременно работали несколько мастеров со своими подмастерьями. Историкам известно и третье имя, Дзан (Иоанн) – он был венецианцем.

Читать еще:  Слово в 40-ю годовщину со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) после Литургии в Александро-Невской лавре

Как и полагали историки, обновление убранства храма Рождества в жестоком XII веке стало редчайшим для того времени международным, межкультурным и межконфессиональным проектом.

Для мозаик в базилике Рождества Эфраим и Василий выбрали основным материалом смальту – золотую и серебряную, а также любимый в Палестине перламутр (реставраторы видят в этом влияние Василия, местного мастера) и поделочные камни.

«Мозаики по большей части выложены из золотой смальты – тончайшей золотой фольги, помещенной между стеклянными пластинами. Только лица, руки и ноги выполнены из местных поделочных камней», – говорит Марчелло Пьяченти (Marcello Piacenti), представитель реставрационной мастерской Пьяченти. Специалист по мозаике Миммо Нукатоло добавляет, что смальту укладывали особым образом, под небольшим углом, чтобы при попадании света она создавала живые блики и эффект неземного свечения.

Из наиболее крупных и хорошо сохранившихся изображений – родословие Христа согласно Евангелию от Матфея, Второй Вселенский Собор, Уверение апостола Фомы («Фома неверующий»), Вознесение Господне и гигантское мозаичное полотно «Вход Господень в Иерусалим».

Некоторые фрагменты мозаик решили не восстанавливать: согласно современной теории реставрации, вмешательство должно быть минимальным. Например, реставраторы заделали след от минометной мины, попавшей в крышу во время Шестидневной войны 1967 года, но выбоины от пуль, оставшиеся после 39-дневного вооруженного противостояния между израильскими военными и палестинцами в 2002 году, решено сохранить.

Полуразрушенное лицо одного из ангелов реставраторы восстановили с использованием новых материалов, отличающихся от оригинальных, чтобы не вводить в заблуждение будущие поколения реставраторов и археологов.

Специалисты компании Piacenti занимались не только мозаиками: в 2013-м они начали с замены свинцового покрытия и деревянных балок крыши, в 2018-м дали новую жизнь фрескам 1127 – 1200 годов в нефе базилики: состоятельные паломники заказывали живописцам портреты своих родных или своих местных святых, чтобы их образы веками «жили» в древнем храме.

По словам Марчелло Пьяченти, «эти изображения почернели от времени и стали едва различимы». Теперь их безликие силуэты вернулись на стены базилики: лица были уничтожены после завоевания Палестины мусульманами, согласно запрету на изображение людей в исламе. И это тоже часть истории многострадального храма.

Реставраторы даже изменили каноническую историю базилики. Долгое время считалось, что первый храм над местом рождения Иисуса, воздвигнутый в IV веке императором Константином, был сильно поврежден пожаром в 529 году, во время Самаритянского восстания. Однако за время работ реставраторы так и не обнаружили следов огня. Сейчас наиболее вероятной причиной разрушения первого храма называют землетрясение.

Базилика была восстановлена в VI веке императором Юстинианом, получила великолепное убранство при крестоносцах, однако «многие забывают, что она пережила всех завоевателей, войны и природные катаклизмы», – напоминает Пьяченти. Основной (западный) вход еще в древности уменьшили до полутораметрового проема в стене: сейчас его называют «Врата смирения», ведь обычный человек не может войти в храм, не склонив голову. На самом деле низкий проем был сделан для защиты от всадников, частенько въезжавших в церкви на лошадях.

«Эта базилика – настоящая крепость, выдержавшая бесчисленные войны и 15 разрушительных землетрясений. Однако она все еще стоит», – говорит Пьяченти.

На конец 2018 года реставраторы завершили около 2/3 от намеченных работ. В 2019-м, по мере поступления средств, планируется закончить реставрацию напольных мозаик, сохранившихся от первой базилики IV века, построенной императором Константином.

Скрытые под деревянными досками и поздними каменными плитами, эти полы прекрасно сохранились – в отличие от знаменитых колонн храма, общим числом 50. Вернее, каменные колонны чувствуют себя неплохо, однако украшавшие их росписи со временем стерлись от ежедневных прикосновений паломников. Краску наносили непосредственно на камень и спасти нижние росписи, вероятно, не удастся. Но верхние фрагменты фресок, куда не дотянулись руки пилигримов, уже очищают от многовековой грязи и свечной копоти, и красноватые тона росписей привносят новый оттенок в богатую цветовую палитру храма. Напоследок базилику Рождества оснастят современной пожарной сигнализацией и установят новое освещение.

«Работать в таком месте – ни с чем не сравнимое чувство. Иногда мне приходится чуть ли не силой заставлять своих сотрудников покинуть базилику в конце дня», – говорит Пьяченти. Значит, можно не сомневаться, что все работы будут завершены до конца 2019 года, как и планировалось.

Первые христианские цари

Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.

Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.

Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.

После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.

Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.

С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.

Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.

После двух лет работы завершена начальная фаза комплексной реставрации базилики Рождества Христова в Вифлееме

Проект является самым масштабным возобновлением, которое пережила базилика за последние 600 лет

ВИФЛЕЕМ. После двух лет кропотливой работы эксперты закончили начальную фазу реализации проекта восстановления базилики Рождества Христова в Вифлееме, которая положила начало масштабной реставрации и реконструкции одной из главных святынь Христианства, сообщает Sedmitza.ru со ссылкой на информационное агентство The Associated Press.

Проект, частично финансируемый палестинцами и осуществляемый командой палестинских и международных экспертов, является самым масштабным возобновлением, которое пережила базилика в Вифлееме за последние 600 лет.

Удаление вековой пыли возвратило первоначальный облик мозаикам эпохи Крестовых походов, которые вновь искрятся в солнечном свете, проникающем в полностью обновленные окна. Структурный ремонт хрупкой крыши и окон был закончен, и шедеврам возвращена их тонкая элегантность.

Хотя палестинцы — в большинстве своем мусульмане, они считают церковь в Вифлееме своим национальным сокровищем и одной из их наиболее посещаемых достопримечательностей. Президент Палестины Махмуд Аббас был активно вовлечен в проект восстановления базилики Рождества Христова.

Зияд аль-Бандак, который возглавляет палестинский комитет, отвечающий за восстановление храма, назвал «революционными» перемены, происшедшие в базилике Рождества в последние два года, благодаря трудами реставраторов.

Церковь Рождества Христова, расположенная в библейском городе Вифлееме на Западном берегу реки Иордан, была построена святой императрицей Еленой в 4-м веке над пещерой, где Дева Мария, по преданию, родила Иисуса Христа.

Несмотря на ее огромное духовное значение, церковь в течение многих веков находилась в состоянии упадка. Позднее она была взята под охрану ЮНЕСКО и была внесена в перечень важнейших объектов мировой культуры.

Реставрация базилики стала ответом на очередное испытание которому подвергся древний храм: два года назад сильный дождь повредил крышу, через которую в храм стала протекать вода, угрожая уничтожить бесценные произведения христианского искусства, находящиеся внутри базилики.

Читать еще:  День открытых дверей прошел в первом православном храме Пакистана

В 2013 Палестинская Автономия приняла на себя финансирование восстановления базилики. Также средства на реставрацию поступили от палестинских бизнесменов, верующих Православной, Католической и Армянской Церквей из разных стран. Аль-Бандак сказал, что почти миллионов уже потрачены на реставрацию храма.

Реконструкция проводится совместной командой инженеров, экспертов по восстановлению и рабочих — палестинцев, а также итальянцев из «Piacenti», фирмы, которая специализируется на реконструкции исторических мест и ранее работала над восстановлением десятков вилл, дворцов, церквей и монастырей в Италии и России.

За минувшие два года специалисты заменили самую поврежденную из древних деревянных балок крыши и установили новое покрытие. Они также установили новые обрамленные деревом окна, которые предотвращают проникновение воды. Впервые почти за тысячу лет прекрасные мозаики храма были возобновлены: в них были добавлены утраченные кубики смальты.

Миммо Нукатоло (Mimmo Nucatolo), который возглавляет итальянскую команду, восстанавливающую мозаики, выполненные в золотой, зеленой и пастельной гамме, называет это произведение искусства, созданное в конце эры Крестовых походов, «уникальным». Но, по его словам, после веков пренебрежения, мозаики были в таком плохом состоянии, что они почти не были видны.

В то время как эксперты все еще выполняют работу на высоте 10 метров над землей, посетители и паломники должны будут ждать до конца 2016 г., чтобы получить возможность восхититься старинными мозаиками, которым возвращен былой блеск.

После завершения реставрации мозаик в центральном нефе специалисты теперь реставрируют мозаичные картины в других частях церкви, работая также над восстановлением стенной штукатурки, внешнего каменного фасада и деревянных деталей. Металлические леса будут удалены только после того, как эти работы будут закончены, сказал Афиф Твем, менеджер проектов восстановления. Он сказал, что надеется, что это будет сделано к концу года.

Планируется также установить в базилике систему поддержания микроклимата, чтобы управлять солнечным светом, температурой и влажностью в церкви, а также новым освещением и системой обнаружения дыма, сказал Твем.

Полное восстановление базилики продолжится и, как ожидается, займет, по крайней мере, еще три года.

Дополнительные проекты будут включать работу над каменными капителями колонн, а также над древними мозаиками пола, в настоящее время покрытыми каменным настилом.

Работа будет зависеть от наличия средств. Аль-Бандак сказал, что для продолжения реставрации дополнительно необходимо еще миллионов. Палестинская Автономия уже начала кампанию по сбору средств, и Аббас обязался их изыскать.

Отзыв: Экскурсия в Храм Рождества Христова (Вифлеем, Палестина) — Место, где родился Иисус Христос

Посетить территорию Палестины мы решили в рамках экскурсионной программы. Отдыхая в Израиле у нас вышел довольно паломнический тур, поэтому мы решили отправиться в Храм Рождества Христова. Кто не знает, это то самое место, где родился Иисус Христос, и место его рождения в храме обозначено Вифлеемской звездой.

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ

Перед посещением храма, по городу мы хоть и немного, но погуляли. Город не особо отличается от Израильских городков. Прежде чем приехать сюда, необходимо проехать границу. Для этого нужен заграпаспорт, но на въезде в город его никто не спрашивает. А вот уехать оттуда так просто не получится, поэтому паспорт брать обязательно.

Архитектура домов очень похожа на типичные израильские домики в небольших городках. В городе особых достопримечательностей нет, кроме самой главной, которая представляет интерес для туристов. Мы зашли в пару сувенирных лавок и затем отправились в храм.

Город расположен на склонах гор, поэтому выглядит покатисто, все домики будто стоят друг на друге.

К слову, сейчас это арабский город, но здесь прекрасно уживаются как и христиане и мусульмане. Раньше город был полностью христианским, и Базилика Рождества — один из центров Христианства.

Напротив храма красуется мусульманская мечеть. Немного странно выглядит христианский и мусульманский храм на одной площади.

Внешне храм Рождества Христова не выглядит древним, и не скажешь, что ему больше 2 тысяч лет. Храм имеет один купол, который является колокольней.

Сама колокольня выглядит намного презентабельнее самого храма, видно, что построена намного позже.

На крыше храма можно увидеть такой странный крест, который часто можно встретить как в Иерусалиме, так и на некоторых флагах в Вифлееме и на других храмах. Этот крест имеет еще 4 маленьких крестиков. Такой крест называется иерусалимским, он символизирует собой самого Иисуса, а 4 маленьких крестика — его раны, при распятии.

За мусульманским минаретом можно увидеть еще одну башню с христианским крестом.

Сам храм к моменту нашего приезда оказался на реставрации. Внутри он выглядит гораздо древнее чем снаружи. Внутрь мы вошли через маленький запасной проход, потому что основной выход был заперт из-за реставрации.

В Храме довольно темно, поэтому все фотографии пришлось делать со вспышкой.

В одной из колонн есть крест, состоящий из 5 вмятин. В него нужно вставить пальцы руки и загадать желание.

К нему сразу же выстроилась внушительная очередь, но мне удалось успеть его сфотографировать. Деревянные опоры древней колонны были исписаны разными надписями на различных языках. Должно быть туристы не только загадывали желание мысленно, но и записывали его, что бы наверняка сбылось))

Алтарь храма ничем не отличается от простых православных церквей (ну кроме того, что бы весь в металлических опорах, которые нужны для реставрации).

Вообще с одной стороны мы приехали неудачно, потому что в Храме было темно, он был на реставрации и часть его не функционировала. А с другой стороны нам очень повезло — было немного народу. Относительно не много, потому что обычно в храме не протолкнуться, не говоря уже о том, что бы сделать хорошие фотографии.

Помимо опорных металлоконструкций в храме можно все же разглядеть интересные детали. Очень много потрясающих икон, живописи на стенах, лампы, лампады, люстры.

Кстати именно в этом храме находится единственная в мире икона, на которой облик улыбающейся Божьей Матери. До того, как попала сюда, даже и не знала, что она существует. Но выглядит впечатляюще.

Сама икона украшена драгоценными камнями и металлами.

Колонны которые не были закрыты от нас деревянными опорами, украшали храм своими фресками и изображениями святых ликов.

Кстати, некоторые иконы выглядели очень старыми, должно быть им много много лет, даже не могу предположить сколько. Эти иконы изображены на деревянной поверхности. Краски уже выцвели, но изображения по прежнему четкие.

Стены и иконы украшает резной орнамент из дерева, разноцветные цветы и узоры, а так же маленькие фигурки и ангелочки.

Сама Вифлеемская звезда находится под храмом, для этого нужно спуститься по узкой лестнице в подвал. На самом деле раньше это была пещера, а над ней и построили храм. Очередь на лестнице мы отстояли примерно за 30-40 минут. Хотя нам сказали, что в самый разгар туристического сезона люди стоят в очереди спуститься к звезде 3-4 часа.

И вот, когда подошла наша очередь, мы ее увидели. К звезде огромная очередь, поэтому у каждого человека есть 30-50 секунд что бы все сделать. Когда приближаешься к звезде, необходимо встать на колени перед ней и нагнуться головой к ней. Вообще, как нам сказал гид можно либо приложиться лбом либо поцеловать ее. А что именно нужно делать вам подскажет чутье, когда вы непосредственно окажетесь на коленях перед ней. Это должно идти изнутри.

Я нагнулась и прислонилась лбом. Помимо традиционного ритуала можно еще приложить предметы, которые хотите освятить. Только нужно все извлечь из пакетов и упаковок и прикладывать сами предметы.

Читать еще:  Благовещение в Великую субботу: особенности дня

В этом же тесном подвальном помещении находится и колыбелька Иисуса, фотография которой так и не получилось из-за скопления людей, которые так и не расступились. Хорошо хоть сама одним глазком успела на нее глянуть.

Выход из грота был с другой стороны, поэтому хоть не пришлось снова стоять в очереди. На поверхность мы выбрались гораздо быстрее. На выходе нам дали иконки.

На выходе из храма сфотографировала настоящий его пол, который был опущен примерно на пол метра. А мы ходили по деревянному.

Стены на выходе выглядели жутковато, все же видно, что храм довольно старый. Потолки высоченные

Потом мы уже ждали нашу группу на улице, и гуляли в окрестностях храма. Фотографировали местную архитектуру.

Все домики в городе выглядят одинаковыми, издалека все сливается воедино.

Подводя итог, скажу, что нисколько не пожалела об этой поездке. Этот храм обладает невероятной энергетикой, даже не сколько храм, а сам грот. Несмотря на то, что было много народу, прочувствовать всю святость места удалось. Когда ты прислоняешься к звезде, на несколько секунд кажется будто ты наедине с собой и никого вокруг нет. А предметы, которые мы освещали привезли в подарок родственникам и друзьям, так же я освещала крестик и до сих пор его ношу.

С Рождеством!

Всякий истинный христианин в курсе, что Христос родился в пещере, в которой остановились Дева Мария и её муж Иосиф, которые, согласно апокрифическому преданию, отправились из Назарета в Вифлеем для участия в переписи населения, проводимой римской администрацией Иудеи.
Ввиду отсутствия мест в гостиницах и постоялых дворах, семейство было вынуждено остановиться в пещере, служившей хлевом, где в яслях для кормления овец и родился младенец Христос.

Собственно, библейскому пророчеству о рождении мессии именно в Вифлееме суждено было сбыться, согласно предянию, исключительно из-за прихоти римской администрации, поскольку именно по её распоряжению для участия в переписи все граждане должны были прибыть к месту, в котором находились их вотчины.
Именно это и побудило Иосифа и его находившуюся на сносях жену Марию отправиться из Назарета в столь рискованное даже в наше время путешествие.

Надо сказать, что место рождения Христа было известно и почитаемо достаточно продолжительное время, однако первые столетия его существования о нем практически ничего не было известно, поскольку само «обрктение» святыни, как и многих других в Святой земле, связано с именем императора Константина и его матери, св. Елены.
В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года.

Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого . Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине , сохранившийся в целости с домусульманского периода.

Базилику венчает Иерусалимский крест, или крест Готфрида Бульонского — впрочем, история этого креста требует отдельного повествования.

С тех пор человеку обычного роста можно войти в храм, только склонив голову.

Во время нашего посещения базилика находилась на реставрации, и большая ее часть находилась в лесах.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно.

Один из алтарей базилики венчает светящаяся Вифлеемская звезда:

Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери находится около южного входа в пещеру Рождества.
Особенностью этой иконы является улыбка Мадонны, на которую реагирует даже искусственный интеллект следящего автофокуса моей японской камеры 😉

Резьба по мрамору XII века над входом в пещеру Рождества — наследие крестоносцев:

Место рождения Христа в пещере отмечает Алтарь Рождества. У алтаря — православный греческий священник:

Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Под сенью алтаря в мраморном полу само место Рождества отмечено серебряной звездой — верующие могут не разделять моего личного мнения по поводу качества следующей фотографии, сделанной мною с рук и в положении «от живота» на висевшую на шее камеру — лично я склонен полагать, что размытость звезды вызвана обычной «шевеленкой» при съёмке с рук в условиях низкой освещенности.
Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и отчасти лампадами и свечами.
В пещере и так не слишком светло, а под сенью балдахина, скрывающего звезду — и подавно.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году. Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства
Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»).

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.

Над звездой в полукруглой нише висят 16 лампад, из которых шесть принадлежат православным, шесть армянам и четыре католикам.

В южной части пещеры слева от входа расположен придел Яслей.
Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Придел напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.
В этом приделе справа от входа расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.

За этой решеткой располагались, согласно преданию, ясли, в которые был помещен младенец Христос:

Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Это было сделано в середине VII века при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно, для того, чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горят пять неугасимых лампад.

Слева от входа в придел Яслей устроен католический престол Поклонения волхвов
Картина на заднем плане, насколько я могу судить, собственно и изображает поклонение Волхвов.

Гобелен времен крестоносцев с изображением Иерусалимского Креста — герба Иерусалимского Королевства (слева) и герба ордена Францисканцев — справа:

С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви

Под полом базилики сохранилась византийская мозаика.

Собственно, эта мозаика — пожалуй, один из немногих фрагментов базилики, дошедших до наших дней со времен Константина Великого в неизменности

Базилика у выхода из пещеры Рождества:

Как и многие другие святыни христианства, базилика Рождества не имеет прямых доказательств связи с Христом — имеются лишь косвенные о том упоминания и вера миллионов христиан, что именно это место связано с рождением Иисуса — а для верующих большего и не требуется.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector