Законодавец первый подчиняется закону
Содержание
Законодавец первый подчиняется закону
Сегодня христиане празднуют Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божией не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина (Федченкова). И теперь многое открылось совершенно по-новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне, и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже. И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.
Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божиего.
Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:
«Вот только в 1927 году, под 1 января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но наконец пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника “закона”, когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви митрополиту Сергию – и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.
И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое» (день Обрезания Господня).
Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!
Что это означает для нас? Весьма многое.
Первое. Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон.
Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон
Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом. До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он – уже человек!
Говорят иногда: «Что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?»
Отвечу: да, может. Может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать – рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.
А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться.
Господь Сам свидетельствует об этом, и не случайно, что именно в разговоре с законником-фарисеем Никодимом:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3).
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: “должно вам родиться свыше”» (Ин. 3: 5–7).
Важно, что слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения, сказаны именно законнику. В этом можно выделить два смысла.
- Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами – наиудобнейшими для понимания слушающих – ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:
«ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10). - Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником – по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале – закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.
Второе. Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.
Вначале необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.
Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
На этот вопрос отвечали многие известные духовники. Один из них – протоиерей Димитрий Смирнов – так прямо и сказал: «В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники… А хорошие люди идут… на Доску почета». И напрашивается общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут ко спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского:
«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»?
Стяжание, то есть собирание в себе, от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел (см.: Рим. 7: 14–35).
Вот и митрополит Вениамин (Федченков) пишет:
«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти “школу” законничества» (день Обрезания Господня).
Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале их благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо, совершая благодатные дела, твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета есть начало благодати:
«Вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (богослужение Праздника).
Третье. Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины
И если мы или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан весьма определенно: законодавец первый подчиняется закону!
То есть желаешь изменить закон – исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны: никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в то же время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).
Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божиего – тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.
Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня.
Законодавец первый подчиняется закону
14 января Православная Церковь празднует Обрезание Господне.
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.
Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.
По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.
Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!
Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.
Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.
Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, – ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.
Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу – нашему Богу.
По материалам православного портала Азбука Православия
Сегодня христиане празднуют Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божией не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина (Федченкова). И теперь многое открылось совершенно по-новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне, и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже. И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.
Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божиего.
Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:
«Вот только в 1927 году, под 1 января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но наконец пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника “закона”, когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви митрополиту Сергию – и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.
И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое» (день Обрезания Господня).
Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!
Что это означает для нас? Весьма многое.
Первое. Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон.
Если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон
Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом. До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он – уже человек!
Говорят иногда: «Что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?»
Отвечу: да, может. Может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать – рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.
А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться.
Господь Сам свидетельствует об этом, и не случайно, что именно в разговоре с законником-фарисеем Никодимом:
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3).
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: “должно вам родиться свыше”» (Ин. 3: 5–7).
Важно, что слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения, сказаны именно законнику. В этом можно выделить два смысла.
- Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами – наиудобнейшими для понимания слушающих – ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:
«ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10). - Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником – по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале – закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.
Второе. Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.
Вначале необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.
Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
На этот вопрос отвечали многие известные духовники. Один из них – протоиерей Димитрий Смирнов – так прямо и сказал: «В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники… А хорошие люди идут… на Доску почета». И напрашивается общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут ко спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского:
«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»?
Стяжание, то есть собирание в себе, от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел (см.: Рим. 7: 14–35).
Вот и митрополит Вениамин (Федченков) пишет:
«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти “школу” законничества» (день Обрезания Господня).
Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале их благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо, совершая благодатные дела, твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета есть начало благодати:
«Вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (богослужение Праздника).
Третье. Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины
И если мы или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан весьма определенно: законодавец первый подчиняется закону!
То есть желаешь изменить закон – исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны: никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в то же время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).
Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божиего – тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.
Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня.
Закон по буквам
Документ подчеркивает — далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.
Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.
Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют «на соответствие установленным требованиям». Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.
Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений «по совершенствованию инициативы», проведет парламентские слушания, «круглые столы». Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.
Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.
Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.
При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет «для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки». После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.
Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.
Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с их принятием.
Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.
Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.
14 января. Дали Ему имя Иисус
Аудио
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
(Лк. 2, 20–21)
40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50. Но они не поняли сказанных Им слов.
51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
(Лк. 2, 40–52)
Удивительно, дорогие братья и сестры, что первыми весть о рождении Спасителя в мир получили пастухи. Ортодоксальные иудеи презирали пастухов, так как они не могли совершать все детальные установления закона. Но именно им, простым людям полей, была первым послана весть Божия. Хотя Господь и осуждал непомерную ношу различных предписаний закона, о которых так пеклись фарисеи и законники, Он пришел в этот мир исполнить закон, тот закон, который Сам дал людям для спасения.
Одним из таких древнейших норм закона было повеление праотцу Аврааму и через него всему еврейском народу совершать обрезание, как символ Завета между Богом и Его избранным народом: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола […] и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17, 12–13). Так в восьмой день после рождения в мир Господь наш Иисус Христос был принесен к священнику для совершения над ним ветхозаветного чина или таинства обрезания крайней плоти.
Святитель Димитрий Ростовский говорил: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Господь пришел установить Новый Закон, но вместе с тем Ему необходимо было исполнить и Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения начинает исполнять закон посредством священнодействия, к которому Его приносят Пречистая Дева Богородица и Иосиф Обручник. Таким образом Законодавец первый подчиняется закону.
Чин обрезания был не единственным обрядом, совершаемым на восьмой день после рождения ребенка. В этот день также нарекали имя. Именно поэтому мы читаем в Евангелии: дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).
Имя Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа, что является сокращением от имени Иехошуа, состоящего из корней слов «Иехова» — огласовки священной тетрограмы «Яхве», имени Бога, явленном пророку Моисею на горе Синай — и «шу́а», что в переводе означает «спасение» .
Это имя было весьма распространено среди иудеев. Чаще всего детей называли так в память ученика пророка Моисея и завоевателя Израильской земли Иисуса Навина. И в этом случае имя переводили как «Бог спасение его». Но после того, как нам была явлена тайна Боговоплощения, перевод имени Христа стал более понятен – «Бог Спаситель»! Как отмечает митрополит Вениамин (Федченков): «Дело Господа Иисуса Христа – в одном имени: Спаситель. Иисус – имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно».
В эти дни, дорогие братья и сестры, нам вновь открывается вся полнота Божественной любви. Спаситель с дней Своего младенчества начинает претерпевать боль телесную, а затем и боль сердечную о каждом из нас, исполняя закон от начала дней Своего рождения до момента крестной смерти. Нам же остается лишь с чувством благодарности принимать эту любовь, сохраняя ее в своем сердце и делясь ей с людьми вокруг нас. Помогай нам в этом Господь.
Размышления на Праздник Обрезания Господня.
Христос посреди нас!
Сегодня мы празднуем Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божьей не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина Федченкова. И теперь многое открылось совершенно по новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего это так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже…
Я в этот раз хочу дать материал для размышлений не в виде большой работы, а рядом небольших статей. Это и удобнее для восприятия и запоминания (кому это будет интересно) и позволит мне не упустить каких-то важных нюансов, которые часто остаются за бортом рассуждений в объемном материале.
И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.
Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божьего.
Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:
«Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию — и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.
И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.
Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону» (День Обрезания Господня).
Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!
Что это означает для нас? Весьма многое.
1. Во-первых, это означает, что если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение – исполнить Закон. Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом.
««Завет» означает связь, союз, уговор; но слова эти сухие, деловые, формальные. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» — это жизнь в Боге, жизнь для Бога, жизнь с Богом. Завет с Богом — это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них.
Вот что такое «завет»» (митрополит Вениамин Федченков, там же).
До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он – уже человек!
Говорят иногда – что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?
Отвечу: да, может. Но как и когда бы разбирали чуть ранее Праздник Рождества Господня (http://filin-dimitry.livejournal.com/352695.html), рассматривая, что Господь став человеком именно человеком и победил диавола, чтобы последний не превозносился, будто побежден Богом, так и тут скажу – может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать – рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.
А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться…
Господь сам свидетельствует об этом и не случайно, что именно в разговоре с законником – фарисеем Никодимом:
«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3),
«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 5-7).
Мне видится важным и тот момент, что, как уже сказано было выше – слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения сказаны именно законнику. В том два вижу смысла:
— Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами – наиудобнейшими для понимания слушающих, ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:
«ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10).
— Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником – по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале – закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.
Разумею свое понимание этого вопроса чрезвычайно скудным и ограниченным, то, что видел, то и увидел, большего пока, увы, не имею. Но подобное, только лучшими словами нахожу и у митрополита Вениамина Федченкова:
«Еврей давал обет жить в Боге, а Бог — в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа — сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир (фактически — и иудеи, и язычники: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Потеряли дивую связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель.
Люди исполняли символ (обрезание), а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, — говорит апостол Павел, — которое по телу, а которое в сердце. духом» (Рим. 2:28, 29). О язычниках же и говорить нечего было!
И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Поэтому Он пред смертью и говорит: «В том заключается живот вечный, чтобы познали Тебя, Отца, и Меня, Которого Ты послал . Я явил им имя Твое» (Ин. 17:3, 6) . «Да будут все едино, как Ты. во Мне и Я в Тебе; да будут и они в Нас» (Ин. 17:21). «Я Тебя прославил. Дело совершил» (Ин. 17:4). «Я явил им имя Твое и еще явлю. Пусть любовь, которою Ты Меня возлюбил, будет и с ними. И я с ними» (Ин. 17:26).
Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом» (День Обрезания Господня).
2. Во-вторых (и это и это очень важно!) – Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.
Вначале — необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.
Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
Не стану разбирать очень подробно, многие духовники уже подробно эту тему разбирали и мне, недостойному, нечего добавить к их словам. Разве что общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут к спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского (он ведь об этом как раз говорил):
«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Стяжание, то есть собирание в себе – от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, она не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел:
«мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7: 14-35).
Вот и митрополит Вениамин Федченков пишет:
«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества…» (День Обрезания Господня).
Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале им благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо совершая благодатные дела твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета – начало благодати: «вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (Богослужение Праздника).
3. В- третьих – тут уже на указание и на нашу мирскую жизнь – Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
И если мы, или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан там весьма определенно:
Законодавец первый подчиняется закону!
То есть, желаешь изменить закон – исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны – никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в тоже время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:
«отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).
Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божьего – тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.
Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня. А о дальнейшем, рассматривая богослужение Праздника, Бог даст чуть позднее.