0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знаменский скит

Знаменский скит

На территории закрытого в 1920 г. мужского монастыря впоследствии был построен город Дивногорск.

Знаменский скит под г. Дивногорском. Источник: сайт храма Иконы Божией Матери Знамения Абалакского в г. Дивногорске, www.divno-znamenie.prihod.ru Знаменский скит под г. Дивногорском. Источник: сайт храма Иконы Божией Матери Знамения Абалакского в г. Дивногорске, www.divno-znamenie.prihod.ru

Знаменский скит под Дивногорском (Знаменский мужской монастырь, Знаменский мужской общежительный скит, Старый скит) — православный мужской монастырь, находившийся на месте современного Дивногорска с конца XIX в. до 1920 г.

Знаменский скит в 30 верстах от Красноярска был заложен в 1888 г. на берегу ручья, на землях, отведенных Красноярскому Успенскому мужскому монастырю. Основателем скита стал настоятель этого монастыря Тихон, епископ Енисейский и Красноярский. Строителем же и настоятелем скита был иеромонах Филарет (Федор Васильев, отставной унтер-офицер).

Первое здание иноческой обители — церковь Иконы Божией Матери Абалацкой — строилось три года. Здание имело традиционную для православного храма продольно-осевую структуру (так называемый корабль) с луковичной главкой на шейке. Все три главы церкви несли кованые кресты декоративного очертания. Во время ремонта летом 1904 г. Знаменская церковь была окрашена в светлые тона.

Основной комплекс построек Знаменского скита («белый двор») находился между Филаретовым и Гермагеновым ключами и включал в себя один деревянный храм, один двухэтажный (странноприимный), три одноэтажных деревянных корпуса для помещения братии, два деревянных одноэтажных корпуса трапезной-кухни и пекарни.

Трапезный корпус и церковь были построены на средства потомственного почетного гражданина Тимофея Космича Матонина. Настоятельский корпус возводился на средства епископа Тихона. Западнее этого корпуса, выше по течению реки через Филаретов ключ, находился «черный двор» — жилье для сезонных работников, скотные дворы, склады и другие хозяйственные постройки.

Строительство Знаменского скита было в основном закончено к лету 1891 г. 8 июля того же года состоялось освящение Знаменской церкви епископом Енисейским и Красноярским Тихоном. В 1894 г. на средства купца Ивана Васильевича Попова и потомственного почетного гражданина Николая Николаевича Гадалова при ските (у пристани) была построена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. В том же году часовня была освящена епископом Красноярским Александром.

Монахи скита занимались самой разнообразной хозяйственной деятельностью. Помимо обширных земельных угодий, сдаваемых в наем жителям Зеледеевской волости, монахи имели кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские. Здесь были также смолокуренный, кирпичный и свечной заводы, пасека, известняковый карьер и подсобное хозяйство в устье реки Минжуль. В Красноярске сохранился кирпичный забор вокруг Покровского собора, сделанный из кирпича, изготовленного на заводе Знаменского скита. Благодаря своему удобному расположению скит являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов выпечку, мед с собственных пасек и др.

Уже через четыре года после основания, в 1892 г., Знаменский скит получил статус самостоятельного монастыря, хотя по-прежнему именовался скитом. Благодаря стараниям Филарета скиту была передана чудотворная икона Знамения Божией Матери Абалакская — самая почитаемая в Сибири икона, признанная чудотворной. В скиту была открыта школа, где монахи и послушники обучались по программе церковно-приходских школ, был создан приют для инвалидов войны. В 1909 г. в Знаменском скиту числилось 50 монахов, не считая богомольцев. В год его посещало около 5—6 тыс. паломников. Ежегодный доход монастыря составлял до 6 тыс. рублей.

С уходом Филарета в 1909 г., при его преемниках Митрофане и Антонине, духовная жизнь монастыря постепенно пришла в упадок. С 1918 г. приток послушников в Знаменский скит практически прекратился. Весной 1919 г. с благословения Енисейского епархиального совета братии Успенского монастыря и Знаменского скита соединились в одно братство с помещением его в Знаменском скиту. Наставником стал иеромонах Енисейского Спасского монастыря Тихон.

Весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов были увезены в Красноярск, в губернский комиссариат, несколько человек оставались в ските до мая 1920 г. Однако известно, что на его территории, в келье, находившейся далеко от основных построек, вплоть до 1930-х гг. в полном одиночестве жил некий монах Серафим.

Знаменская церковь в 1920 г. была переоборудована под детский дом, который в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2. Затем территория бывшего монастыря стала опытным хозяйством Красноярского лесхозтехникума. В 1950-е гг. в бывшей церкви размещалось общежитие для гидростроителей.

Известно также, что часовня во имя святителя Николая Чудотворца простояла вплоть до 1955 г., а в 1956 г. ее перенесли на 300 м вверх по течению Енисея, приспособив сначала под пекарню, а затем под сторожку. Впоследствии она была разрушена.

До наших дней от монастыря сохранился только бревенчатый сруб и надгробный камень Иакова Гарича. Сильно обветшавшее и неоднократно перестроенное здание церкви Иконы Знамения Божьей Матери (Абалакской) используется Дивногорским фондом художников под мастерские. В 2008 г. на территории скита был установлен памятный крест.

Меценаты, богомольцы и святой Иоанн Крондштадский

Не один раз перестроенное строение из потемневшего бруса, в котором сегодня находятся мастерские дивногорских художников, в далёком прошлом выглядело совсем иначе. Красивую церковь процветающей Знаменской обители в народе именовали «белой лебедью» — из-за выкрашенных в светлые тона стен и архитектурных особенностей.

«Мужской скит, основанный в 1988 году иеромонахом Филаретом и епископом Красноярским и Енисейским Тихоном, был филиалом Успенского монастыря, — рассказывает историк, автор уникальной монографии о Приенисейских монастырях Игорь Фёдоров. — Строили скит всем миром — с участием меценатов и простых верующих. Почётный гражданин Красноярска Тимофей Матонин поддержал стройку деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории скита часовню в честь Святителя Николая Чудотворца и пароходную пристань. Зажиточные люди передавали монастырю земли и дома, свою копейку на святую стройку несли простые богомольцы. Немалые усилия к созиданию обители приложил тогдашний владыка Тихон. Пожертвование на обитель сделал сам святой праведный Иоанн Кронштадтский».

kras_yar

Красноярский край и Хакасия

Знаменский скит в Дивногорске

На въезде в Дивногорск есть место «Старый скит». Увы, не все знают, откуда это название. А ведь в Дивногорске еще ряд топонимов имеют явную монастырскую тематику: «Филаретов ключ», «Гермогенов ручей», «Святой колодец, «Монастырская стенка», скала «Монах». В далеком 1888 году здесь был основан Красноярский Знаменский мужской общежительный Скит. Сейчас от построек Скита осталось только одна — сильно перестроенное здание церкви Знамения Божией Матери.

Вот такая она была:

Мы уже писали о Знаменском ските, фотографировали это место. Но я не удержалась, так и получился этот пост № 2 про скит. Однако историю обители описывать не буду, почитайте старый пост, а также обязательно на сайте местного прихода очень хороший материал, посмотрите там же фильм. Еще рекомендую работу «История Знаменского скита» директора Дивногорского краеведческого музея в 2001-2011 гг. И.Г. Федорова, опубликованную в сборнике материалов XI Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений (2011, с. 53-61).

Читать еще:  20 мая митрополит Тихон попрощается с братией и прихожанами Сретенского монастыря

Весной 1920 г. монастырь был закрыт, монахов вывезли. Но известно, что в ските был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 30-х годов.

Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 году был переименован в детский трудовой городок №2. Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 90 лет.

В 1950-60-е годы здание служило общежитием для приезжающих гидростроителей. В фильме по ссылке выше одна женщина вспоминает, как одна её знакомая, Анна, жила здесь и однажды поднялась на самый верх здания (чердак?). Там она увидела множество больших и маленьких икон.
Через некоторое время икон не стало, кто и когда их увез, никто не видел и не знает.

С 1980-х годов здание используется под мастерские дивногорских художников. Попробуем обойти.

Сторона, обращенная к Енисею:

Какие-то артефакты советских времен:

Большой памятный крест здесь установили относительно недавно.

Рядом — монашеские захоронения более чем вековой давности. Однако благоустроить территорию (поставить ограждение, памятные кресты) приходу пока не удается.

«Под камнем покоится прах послушника Иакова Гарича, скончавшегося . 14 окт. 45 лет».
Действительно ли похоронен здесь Иаков — неизвестно. Надгробный камень могли принести из другого места.

Тут на раме я увидела некие письмена — наверху вроде «Королев (или Ковалев) . «, внизу кажется «Благенко Алексей». Зачем это, как думаете?

При нас девчушка с парнишкой вымеряли крыльцо и прочие конструктивные элементы старого здания.

Ну а мы идем внуть, в мастерскую художника!
Старая лестница:

Чьё-то недавнее творчество:

Вид на лестницу со второго этажа:

В мастерской художника Николая Михайловича Хомайко очень тесно:

Николай Михайлович с 1965 по 1967 годы работал в Красноярском художественном фонде. В 1967 году по комсомольской путевке приехал на строительство Красноярской ГЭС. С 1968 по 1974 годы работал художником в Дирекции строительства Красноярской ГЭС. За этот период ему удалось создать галерею портретов героев строительства гидростанции и города Дивногорска. Он — ветеран строительства Красноярской ГЭС. С 1980 по 1992 гг. Н.М. Хомайко был заместителем, председателем художественного Совета Красноярского регионального отделения ВТОО «Союз художников России».

Картины художника выставлялись в выставочных залах многих высших учебных заведениях края, администрации Красноярского края. Он – участник краевых, республиканских и международных выставок в Японии, Германии, Франции и в Китае. Его работы находятся в музеях России и в частных коллекциях жителей многих стран мира. Николай Михайлович активно занимается просветительской деятельностью: проводит встречи со школьниками, семинары для начинающих художников. За период с 2003 по 2008 гг. он безвозмездно передал свыше 50 работ учреждениям образования, здравоохранения Красноярского края, дивногорскому Совету ветеранов войны и труда, городскому обществу инвалидов.
Источник: Дивногорский художественный музей .

Других художников мы не видели. Но видели закрытые двери с табличками с их фамилиями.

Рядом со Старым Скитом, вот за эти забором находится уже упоминавшийся выше дендросад. О нем мы тоже уже писали (пять лет назад). С 1981 года сад имеет статус памятника природы. На небольшом участке (1,25 га), произрастают свыше 40 видов растений, больше половины из которых интродуценты или, иначе говоря, растения-чужестранцы, успешно прижившиеся в новом месте. Например, теплолюбивые дуб, липа, орех маньчжурский и алтайское пробковое дерево,а также розы и лилии.

Ноябрьский сад был закрыт, шлёпанцы жалко напоминают о лучших для роз временах:

Знаменский скит на окраине Дивногорска

Глядя на обветшавшее здание на окраине Дивногорска, трудно представить, что когда-то здесь была церковь, прозванная в народе «белой лебедью» из-за окрашенных в светлые тона стен. Перестроенный, лишенный куполов и крестов бывший храм, в котором сегодня находятся мастерские художников, был частью основанного в 1888-м году Знаменского мужского скита. Больше ста лет назад здесь бурлила жизнь: шли службы, молились и трудились иноки, в обитель прибывали паломники со всей России, к скитской пристани причаливали пароходы с грузами и пассажирами. Всё это было, кажется, не так уж и давно – в позапрошлом веке… А сегодня неравнодушные жители Красноярского края уверены, что пришло время восстанавливать скит, чтобы в этих святых стенах снова зазвучала молитва и возродилась духовная жизнь.

Из гвардейцев – в иноки

– Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были Преосвященный Тихон, пятый епископ Енисейский и Красноярский, и игумен Филарет, – рассказывает дивногорец Игорь Федоров, историк, автор интереснейшей монографии об истории приенисейских монастырей, многочисленных научных публикаций, книг и учебных пособий. – Отец Филарет был не только основателем, но и строителем и первым настоятелем Знаменского скита. В миру его звали Федор Васильевич Васильев, он происходил из крестьян Псковской губернии, был отставным унтер-офицером лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Самый известный однополчанин будущего игумена – великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Выйдя в отставку, Федор Васильев принял иноческий постриг в строящемся красноярском Успенском монастыре.

«…Желаю до конца моей жизни сознательно и всецело посвятить себя на служение Господу Богу в чине иноческом. К чему я постоянно стремился и о чем очень молил Господа Бога», – слова из его прошения на имя епископа, поданного в 1879-м году.

Духовный путь отца Филарета был прямым. Через два года после пострига он был рукоположен в иеромонахи, затем назначен духовником монастыря, после – казначеем, потом управляющим. В 1887-м утвержден в должности наместника Успенского монастыря. По собственному прошению назначен строителем Знаменского скита, а в 1891 году стал его первым настоятелем. В 1907 году возведен в сан игумена – стал благочинным всех монастырей Енисейской епархии. За усердную службу награжден наперсным крестом от Святейшего Синода и орденом Святой Анны III степени.

– Всю свою жизнь игумен Филарет посвятил трудам на благо обители, – делится Игорь Геннадьевич. – А обустраивать скит, по традиции, помогали меценаты и простые верующие. Почетный гражданин Красноярска Тимофей Матонин вложился в строительство скита деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории пристань и часовню в честь Святителя Николая Чудотворца. Некоторые зажиточные граждане жертвовали монастырю дома и земельные участки. На благое дело вносили скромную лепту простые верующие и паломники.

В обитель – на реабилитацию

К началу ХХ века Знаменский скит стал одним из значимых духовных центров края. При нем была открыта школа для послушников, создан приют для инвалидов войны.

– Из-за твердого нрава бывшего унтер-офицера к игумену Филарету в скит часто отправляли лиц духовного звания со всей Енисейской епархии на перевоспитание от порока пьянства и лености, – говорит историк. – Среди монахов было много военных. Встречались среди них и очень интересные личности. Такие, как, например, некий иеромонах Владимир, участвовавший в русско-японской и Первой мировой войнах в качестве полкового священника, награжденный орденом Анны III степени с мечами.

Земли, заводики, мастерские

При деятельном и энергичном игумене Филарете скит с несколькими послушниками быстро развивался и вскоре превратился в значимый духовный центр края, в процветающий монастырь. В 1909 году здесь подвизалось уже 50 монахов. За год обитель принимала по шесть тысяч богомольцев: люди ехали в скит из многих епархий России и даже из-за рубежа.

Читать еще:  Новый храм Украинской Православной Церкви вместо захваченного раскольниками в Тернопольской области построили за 94 дня

У монастыря имелись обширные земельные угодья, частично сдаваемые в аренду, подсобное хозяйство, кузнечные, сапожные, столярные и портновские мастерские, кирпичный, смолокуренный и свечной заводики, пасека, известняковый карьер, был арендован рыболовный участок. Пассажиры судов, делавших остановку у монастырской пристани, приобретали у послушников мед, выпечку, ягоды и грибы, что также приносило прибыль.

К слову, кирпичный забор вокруг Покровской церкви Красноярска сделан из кирпича с заводика Знаменского скита.

«Она выстроит Cвой монастырь»

Главной святыней Знаменского скита была чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Абалакская – самый почитаемый в Сибири Богородичный образ. Путь этой иконы в Сибирь промыслителен и чудесен. В 1886 году казак Кассиан Бабенков отправился в Екатеринбург, чтобы заказать по просьбе жителей одной из деревень Енисейской епархии Богородичную икону. Образ (копию с чудотворной иконы Знаменской Абалакской) для сельских жителей изготовили, определив ему цену в 150 рублей. Но покупатели вдруг прислали Кассиану письмо, где отказывались брать образ, попеняв на дороговизну. Но в тот же день казак получил еще одно послание от неизвестного адресата, где говорилось, что Кассиан должен доставить икону в красноярский Успенский монастырь, где ее уже ждут.

По пути в родные края, сделав остановку в селе Ишим, казак встретил странницу по имени Марфа. Она трижды подолгу молилась перед образом Богородицы, а потом спросила Бабенкова, куда он везет икону. Услышав ответ, промолвила: «Нет, Матерь Божия в Успенском монастыре жить не будет. Она выстроит Свой монастырь».

В Красноярске Кассиан передал образ иеромонаху Филарету, и, не таясь, рассказал обо всех перипетиях. Тот принял его слова очень близко к сердцу. Через некоторое время при закладке храма в новой иноческой обители под Дивногорском скит был назван в честь образа «Знамение» Абалакской Божией Матери. Затем икона была торжественно перенесена в скитскую церковь и стала великой святыней обители.

Скитская чудотворная

– Икона обладала исцеляющей силой, о чем не раз свидетельствовали местные жители и приезжие богомольцы, – замечает Игорь Федоров. – Люди обращались к епархиальному начальству с просьбой проводить крестные ходы с главной иконой монастыря, называя образ «Скитской чудотворной». После крестных ходов случались чудесные исцеления крестьян от тяжелых физических и духовных недугов. Об этом говорят, например, многочисленные архивные записи жителей Новоселовской волости. Мещанин города Красноярска Мельников излечился от расслабления (паралича).

После подтвержденных чудес Святейший Синод официально признал икону Божией Матери «Знамение» Абалакская, хранящуюся в скиту, чудотворной. К 1914 году по молитвам пред ней насчитывалось 40 чудес.

Уничтожение, разграбление… Воскрешение?

В 1920 году, после окончания Гражданской войны, Знаменский скит перестал существовать. Примерно, 10 лет до этого печального момента не дожил игумен Филарет. Он мирно почил 22 ноября 1910 года и был похоронен при большом стечении народа в ограде Знаменской церкви. Могила его не сохранилась.

После закрытия монастыря его имущество либо уничтожили, либо разграбили. А вот чудотворная Богородичная икона избежала гибели. Она чудом сохранилась в запасниках Красноярского краеведческого музея до наших дней.

– Дивногорский архитектор Анатолий Федорович Блохин и Ваш покорный слуга нашли и идентифицировали икону в фондах музея в начале 1990-х годов, – вспоминает Игорь Федоров. – Сейчас по согласованию с музеем образ находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении.

На момент закрытия монастыря большинство из 44 монахов покинуло скит.

– Кто-то из послушников вернулся домой, несколько человек были обвинено в контрреволюционной деятельности, и в марте 1920 года их забрали в Красноярский губревком, – завершает рассказ историк. – Дальнейшая судьба этих людей неизвестна – скорее всего, она трагична.

Долгие годы до начала Великой Отечественной войны недалеко от разоренного скита жил старец Серафим. Один из монахов до 1970 года работал продавцом в поселке Усть-Мана.

Строения монастыря были переданы детскому дому, потом на его территории размещались учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть – снесли. Часовня Святителя Николая-Чудотворца сохранялась до 1955 года. Потом ее переносили, устраивали в ней пекарню, потом сторожку, а затем и вовсе разрушили.

Неравнодушные дивногорцы уверены: Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Уже создана рабочая группа по возрождению святыни, ведется сбор архивных документов, в планах – создание попечительского совета и фонда для сбора средств. Активисты обратились к Общественному совету при Красноярской митрополии с призывом поддержать их в благом деле возрождения утраченной святыни.

– Здание бывшей Знаменской церкви сложено из бревен лиственницы; по оценкам специалистов вполне реально провести ее реставрацию и восстановить первозданный облик, – считает Игорь Федоров. – Возможно, получится возродить в этих намоленных стенах и монашескую обитель. Верим, что ее святые насельники ходатайствуют об этом пред Господом.

Фото – из личного архива И. Федорова и блога Красноярской краевой научной библиотеки

Дух времени

Сегодняшние обитатели Скита — художники. Старое, обветшалое здание, вокруг заросли травы и крапивы. Деревянное крылечко посредине ведет на первый этаж, слева крутая лестница — сразу на второй. Подняться по ней мы не решились, опасно. Проходим внутрь, на стенах объявления: «Уважаемые художники, в связи с наступлением резкого понижения температуры, просим вас утеплить мастерские и не загромождать отопительные приборы». В здании полумрак.

— Для меня Скит стал не только вторым, но и, пожалуй, единственным домом, — признается член союза художников СССР Николай Хомайко. — С недавнего времени я обыкновенный бомж. Из-за махинаций с недвижимостью нечистоплотных риелторов мы с супругой остались на улице и вынуждены ютиться в съемной квартире сына. Жена после такого стресса пережила два инсульта и с трудом передвигается.

Так получилось, что судьбы Скита и художника действительно удивительным образом переплелись — и сегодня они друг другу необходимы как никогда.

В 1967 году Хомайко комсомольской путевке приехал на строительство ГЭС. Работал художником, создал галерею портретов героев стройки. Был председателем художественного Совета Красноярского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Учился у Бориса Ряузова и Андрея Поздеева, участвовал в краевых и международных выставках в Японии, Германии, Франции и Китае. Его работы находятся в музеях России и многих частных коллекциях — но жителям края увидеть их очень сложно. Картины – около 300 полотен — ютятся в мастерской 5 на 6 метров. Пройти в нее невозможно, можно только протиснуться бочком. Сам художник вынужден писать полотна в коридоре, перед дверью. В мастерской для работы места нет.

Монастырь, который дал начало городу

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел пятый в этом году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». Об истории Знаменской обители на месте ныншнего города Дивногорска рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.

ДВ: Здравствуйте, у микрофона Дмитрий Васянович!

Читать еще:  Сербская Церковь не примет легализацию раскола на Украине

Сегодня, вместе с музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», мы предлагаем вам совершить воображаемое путешествие в те живописные места, где сейчас стоит Дивногорск. Это совсем молодой, по меркам истории, город; полвека назад он вырос из небольшого поселка строителей Красноярской гидроэлектростанции.

Но поселок гидростроителей не был первым поселением на этих местах — до революции здесь стоял мужской монастырь в честь иконы «Знамение» (Абалацкая) Божией Матери. Так что можно сказать: начало истории Дивногорска положила Знаменская обитель, началу строительства которой в этом году исполнится 130 лет. Об этом монастыре мы и расскажем сегодня в нашей программе.

Дивногорск в 1960-х годах. Источник: divno-znamenie.prihod.ru

Название скит получил в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», которая особенным образом почиталась в Приенисейской Сибири. В 1888 году император Александр III велел выделить земельный участок в Енисейской губернии под устройство монашеского скита (небольшого монастыря, подчиненного красноярской Успенской мужской обители — М.Р.) в честь этой иконы, список которой специально перенесли на берега Енисея с Уральской земли. Паломники стали свидетельствовать о многих чудесах, свершавшихся по молитве перед святыней, и вскоре икону Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) признают чудотворной.

Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были епископ Енисейский и Красноярский Тихон (Троицкий-Донебин) и игумен Филарет (в миру — Феодор Васильев) — отставной унтер-офицер императорской армии, решивший принять монашество. Как подчеркивает главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин, это был человек невероятно деятельный и упорный, талантливый устроитель:

ГМ: Память об этом удивительном подвижнике в Дивногорске живет до сих пор; его имя носит ручей, встречающий гостей города на въезде со стороны Красноярска.

Игумен Филарет — бывший военный, кавалерист-унтер-офицер — использовал все приобретенные на военной службе навыки, чтобы как можно быстрее построить обитель, наладить в ней монашескую жизнь. И достаточно быстро на берегу Енисея появились Знаменская церковь, часовня святителя Николая Чудотворца, монашеское общежитие и хозяйственные помещения… Потому неудивительно, что уже в 1892 году обитель получила статус «независимого», полноправного монастыря. Правда, в народе ее так и продолжили называть Знаменским скитом.

Годы управления обителью отцом Филаретом стали периодом мощной духовной жизни, подлинного подвижничества. Монахи не только держали подсобное хозяйство, но и обжигали кирпич, занимались портновским делом. Монастырь обеспечивал всем необходимым не только себя, но и всю округу; и местные жители оценили это — народ потянулся к обители.

В числе многих сотен и тысяч одним из гостей обители в 1897 году стал и будущий глава советского государства. На монастырской пристани останавливался пароход, на котором на юг Енисейской губернии в ссылку направлялся молодой Владимир Ульянов. Не думаю, что вид монастыря пробудил в его душе что-то светлое, однако, и его нога ступала в этом святом месте.

Современная схема-реконструкция Знаменской обители. Источник: divno-znamenie.prihod.ru

А в 1910 году из жизни уходит игумен Филарет (Васильев). Конечно, это стало серьезным испытанием для монашеской общины, для ее духовной жизни, но плоды трудов почившего основателя монастыря это перечеркнуть не смогло.

ДВ: К 1917 году в Знаменском монастыре проживало только постоянных насельников более пятидесяти. Ежегодно сюда прибывало около 5–6 тысяч паломников.

Но впереди были страшные годы революционных событий и гражданской войны. Монастырь ждала печальная судьба, — рассказывает историк Церкви Геннадий Малашин.

ГМ: Нам до сих пор, к сожалению, очень мало известно о судьбе братии Знаменской обители, совсем недавно этой темой стали заниматься историки-краеведы. Что-то уже можно узнать из замечательной монографии дивногорского историка Игоря Федорова, но я уверен, что труды и Игоря Геннадьевича, и его коллег принесут еще очень много интересных открытий.

Что же нам известно сейчас? На первый взгляд, Знаменский скит был надежно изолирован от охватившего страну безумия Гражданской войны. Но, на деле, такого не было: рядом проходила дорога на Красноярск, не так уж далеко находилась и сама губернская столица. Потому, например, когда зимой 1919–1920 годов остатки разбитых войск адмирала Колчака стали отступать на восток, монахи обители пытались им помочь, — прежде всего, это была подлинно христианская забота о попавших в тяжелую ситуацию соотечественниках, подлинное милосердие. В монастыре была пища, были лошади, — всем этим братия делилась с колчаковцами; ходят рассказы, что могли помочь тем, кто желал скрыться от красных, и новыми документами.

Но большевики, разумеется, смотрели на эту ситуацию иначе, и милосердия за монахами признавать не собирались. Красные, по-видимому, были прекрасно информированы о той помощи, которую их противник нашел в Знаменском скиту, поэтому пребывание партизанской армии небезызвестного Александра Кравченко той же страшной зимой было ознаменовано многими горестными инцидентами; судя по сохранившимся данным, некоторые насельники были казнены еще тогда.

ДВ: В 1920 году советские власти Сибири закрывают скит (за год до этого его братия приняла к себе насельников разоренного Успенского монастыря, — М.Р.). Его имущество новый режим частично присвоил себе, а частично — уничтожил. Строения монастыря были переданы детскому дому, потом здесь располагались учебно-опытный лесхоз, подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть — снесли. Например, часовня святителя Николая-Чудотворца стояла здесь вплоть до 1955 года. Потом ее перенесли, переоборудовав под пекарню, затем — под сторожку, а затем разрушили и ее. Как рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин, до наших дней сохранились очень небольшая часть построек.

«Обезглавленное» здание скитского храма

ГМ: Как ни странно, сохранилась, пускай и частично, главная церковь Знаменского скита. Если вы, уважаемые слушатели, приедете в Дивногорск на место упраздненного монастыря, вы увидите скромный деревянный домик. На нем нет куполов, рядом не стоит колокольня, но знающий человек сразу обратит внимание на несвойственную обычным зданиям восточную часть, на апсиду — конечно же, там был алтарь старого храма.

Совсем недавно мы были там с Игорем Федоровым и моими коллегами по «Касьяновскому дому». Сейчас здание принадлежит местному объединению художников, и некогда алтарная часть Знаменской церкви служит мастерской. Смешанные чувства я испытал от увиденного; с одной стороны, подобные открытия всегда болезненны для души, а с другой — самое главное, что здание удалось сохранить, а что до мастерской… Как, думаю, вы все прекрасно знаете, очень многим красноярским храмам в XX веке повезло гораздо меньше.

И меня порадовало, что со стены в мастерской того художника на нас глядел Знаменский образ Небесной Царицы. И мы не могли не помолиться перед иконой — помолиться за возрождение утраченной обители в современном Дивногорске; об этом, я знаю, мечтают и многие жители самого города.

Чудотворную Знаменскую икону Пресвятой Богородицы, хранившуюся в этом храме, удалось спасти. После разорения скита её передали в Красноярский краевой краеведческий музей. В 90-ых годах архитектор Анатолий Блохин и историк Игорь Федоров нашли образ в фондах музея. Сегодня он находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении — по договорённости с руководством музея.

Знаменская икона Божией Матери в современном дивногорском храме

Неравнодушные дивногорцы уверены: Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Возможно, когда-нибудь монастырская обитель вновь будет создана в этих местах, еще хранящих память о монашеской молитве за весь мир…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector